Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

На заметку...

Актуально,интересно,познавательно....

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 Вперед →
Модератор: Tina1960
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3337
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3630
Скандальная картина Караваджо "Успение Богоматери": что с ней не так.

Он был действительно великий художник, а во-вторых, у него интересная, довольно необычная судьба. Он был известен как гуляка, дуэлянт, скандальный человек, с одной стороны. А с другой – большинство его лучших картин посвящены библейским темам, и он вкладывал в них всю мощь своего таланта. О масштабе его дарования свидетельствует среди прочего и тот факт, что Караваджо не оставил ни одного наброска к своим картинам – вполне возможно, он обходился без них. Конечно, никто из искусствоведов не отрицает его таланта. Обычно о нем говорят, что он большой мастер, что он преодолел маньеризм, который главенствовал в живописи после Ренессанса…

31460907.jpg

Картину "Успение Богоматери" Караваджо писал по заказу церкви Санта-Мария делла Скала. Она находилась в Трастевере, одном из самых бедных районов Рима, и художник надеялся написать эмоциональную, реалистичную, доступную для самых простых, необразованных прихожан вещь.
Караваджо берёт и пишет картину, которая напомнила бы римскому бедняку реальную сцену смерти - и скорби по этому поводу.

Что же скандального в этой работе?


Для начала давайте вспомним, о каком событии идет речь. Успение Пресвятой Богородицы – это христианский праздник, общий для Восточной и Западной Церкви, когда, с одной стороны, вспоминается конец земного пути Пречистой Девы («Успение» значит уснуть, умереть).
С другой стороны – в Успении подчеркивается не менее важная составляющая: Христос Сам приходит за Своей Матерью. На православных иконах этот момент изображается так, что Спаситель как ребенка держит на руках Ее молодую душу, пространство вокруг залито светом, скорбь растворяется в радости. В западной живописи праздник Успения изображается как Вознесение Пресвятой Богородицы – ангелы поднимают Ее на небо. Другой распространенный в живописи и скульптуре сюжет – коронация Божией Матери, Ее торжество на небе, когда Ее Сын, а часто и Пресвятая Троица – Отец, Сын и Дух Святой прославляют Ее как Небесную Царицу, «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим».
То есть речь идет не столько о печальном событии смерти, сколько о воскресении, которое ожидает всех людей.


Что же из этого мы видим у Караваджо?

Давайте внимательно рассмотрим его работу. Прежде всего, здесь бросаются в глаза фигуры убитых горем апостолов, которые собрались вокруг ложа только что умершей Пресвятой Богородицы. Божия Матерь изображена так, что тело Ее как будто пересекает холст. Она лежит в алых одеждах. С большим реализмом изображены руки: это руки человека, которого только-только оставила душа. Они безвольно обвисли. У Богородицы бледный лик, как будто после болезни, глаза закрыты…
Все это – изображение скорее телесной стороны жизни, чем духовной. Чтобы подчеркнуть особую бледность Пречистой Девы, Караваджо использует алый цвет, типичный для своих работ. Далее, мы видим помещение, практически лишенное света: черный фон на холсте доминирует. Часть апостолов, которые пришли прощаться с Божией Матерью, находятся в тени. И действительно, кажется, что в этой картине только скорбь, и ничего от того светлого праздника Успения, который отмечает Церковь, нет.

Пишет Караваджо не по воображению. В толпе скорбящих наверняка есть те же римские бедняки, которых он часто привлекал в качестве натурщиков. А саму покойную - Деву Марию, мать Иисуса Христа - Караваджо, по слухам, написал с трупа.
И ладно бы его мёртвая натурщица при жизни была приличной женщиной - так нет же, Караваджо написал Деву Марию с утонувшей проститутки, тело которой выловили из Тибра. Тело это изрядно распухшее. А ноги мёртвой проститутки грязные. Всё это художник фиксирует на полотне.

Тем не менее, есть несколько деталей, которые указывают и на другую, духовную сторону этого события.
Например, чтобы подчеркнуть особую святость Богородицы, Караваджо увенчал Ее нимбом – только Ее, хотя и апостолы, и Мария Магдалина прославлены Церковью как святые.
Далее, Божия Матерь изображена так, как будто Она только что умерла, но тело Ее не просто лежит… Если приглядеться: ложе различимо только у изголовья, а дальше – мы видим одежды апостолов, а постели нет. Возникает эффект, что Богородица как бы парит в воздухе.

Реалистично? Да! Но так писать Деву Марию никто никогда себе не позволял!
Звучит слово "богохульство". Заказчики отказываются оплачивать картину и вешать её в церкви.
31460940.jpg

Традиционно считалось, что в период между смертью и вознесением на небеса Дева Мария пребывала во сне, или «успении», сохранявшем ее тело, в отличие от тел простых смертных, нетронутым.
Как зачатие Спасителя было непорочным, так и смерть Богородицы была бесплотна.
Но понятие бесплотности было чуждо Караваджо: он писал плоть...

Хотя...Давайте посмотрим на один выразительный момент, характерный для Караваджо.
Это так называемая игра света и тени, воздух, который составляет очень важный скрытый план картины. Он есть во многих работах мастера, особенно на библейские темы (например, «Бегство в Египет», «Призвание апостола Матфея»).
Да, в «Успении» Караваджо нет изображения Христа, пришедшего за Божией Матерью.
Да, мы видим людей, преисполненных земной скорби. Она всем знакома: все мы теряем близких и дорогих людей и в этот момент плачем. Это вполне понятная скорбь, ведь смерть неестественна для человека, каждый из нас с детства противостоит самой мысли о ней. Есть люди, которые, даже повзрослев, стараются о ней не думать, что, кстати, неправильно, потому что смерть – это составляющая жизни и воскресения.
Да, Караваджо мастерски показывает земную скорбь. Но приглядитесь: кроме нее, мы видим на холсте поток света, который уже прорвался в комнату, уже прорезал тьму.
Благодаря этому свету мы можем предположить, что произойдет мгновение спустя… Через секунду тело Божией Матери начнет приподниматься и устремляться к этому свету. Собственно, мы не знаем как, но именно это и произошло.

Успение Божией Матери в духовном мире – это преодоление смерти, которое стало основной мыслью в творчестве художников с христианским мироощущением. Ведь это начало жизни вечной.

Посмотрите, как другие художники (до и после Караваджо) обходились без изображения мёртвого тела при создании картины "Успение Богоматери". Они концентрируются уже на моменте её вознесения на небеса:
31461002.jpg
Слева - картина "Успение Богоматери" кисти Тициана (1516–1518, Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция). Справа - картина"Успение Девы Марии" кисти Рубенса (1626, Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен).

А вот работа, созданная почти за 200 лет до Караваджо.
Всё красочно и торжественно, поза "спящей" Марии благообразна - ни о каких грязных пятках невозможно и помыслить. Среди скорбящих апостолов в нижней части картины мужчина с "куколкой" на руках - это Иисус Христос с бессмертной душой Девы Марии. А в верхней части картины изображено отменяющее смерть вознесение Девы Марии (тогда как у Караваджо нет и намёка на вознесение и будущее воскрешение, вечную жизнь).

31461020.jpg
Фра Беато Анджелико. Успение и вознесение Богородицы. 1434. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон.

Но вернёмся к картине Караваджо. Как она уцелела и дожила до наших дней, если возмутила современников, оскорбила чувства верующих?

Заказчики не увидели на картине второго плана. Караваджо сознательно отошел от традиционных мизансцен, а разглядеть за подчеркнутым реализмом иную, эсхатологическую перспективу заказчики не сумели. Впрочем, они не отрицали мастерство исполнителя, ведь отрицать очевидное невозможно. Но с их точки зрения, с задачейхудожник не справился: они увидели на картине смерть, но не увидели воскресения.

Через пять лет после того, как церковники отвергли картину Караваджо, её увидел... Питер Пауль Рубенс.
Рубенс,в то время жил у известного покровителя искусств Винченцо Гонзага, представителя известного европейского рода, который был в родстве с Габсбургами и даже претендовал на трон императора Священной Римской империи. Рубенс порекомендовал ему приобрети эту отвергнутую картину, что и уберегло ее от гибели.
Перед тем как картина уехала из Рима к новому владельцу, её в течение двух недель выставляли в Риме - со строжайшим запретом на копирование.
У герцога Мантуи картину купит английский король Карл I, после казни короля "Успение" купит французский коллекционер, который затем продаст её уже своему, французскому королю Людовику XIV - и в итоге шедевр Караваджо поселится в Лувре.

А оскорблённые церковники, отказавшись вешать полотно Караваджо, закажут написать картину с этим же сюжетом малоизвестному сегодня художнику Карло Сарачени.
Вот что у него получилось:
31461044.jpg

Карло Сарачени. Успение Девы Марии. Около 1610. Картина до сих пор висит в той же церкви, для которой была написана - Санта-Мария делла Скала, Рим.



Источники:

Богослов,экскурсовод,руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе Тимофей Китнис.

(Из книги Саймона Шамы "Сила искусства")
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3337
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3630
ОТКУДА ПРОИЗОШЛИ НАЗВАНИЯ ЧАСТЕЙ СВЕТА?

31493271.png
Истории названия каждого из материков очень интересны. Почему Азию назвали Азией, а Антарктиду – Антарктидой? Происхождение некоторых названий связано с древними мифами – заслуга древних греков в этимологии многих слов, в том числе собственных наименований, очень велика.


Почему Европу назвали Европой?

Есть несколько версий.
Вот одна из самых распространенных.
На том месте, где сейчас находится государство Ливан, в глубокой древности располагалась Финикия. Согласно древнегреческим мифам, бог Зевс влюбился в безумно красивую земную женщину по имени Европа.
Происхождение самого этого имени, как заключает французский лингвист П. Шантрен, неизвестно. Наиболее популярные в современной литературе этимологические гипотезы были предложены ещё в античности (наряду со многими другими), но являются спорными: одна этимология истолковывает его из греческих корней еври- и опс- как «широкоглазая», другая – согласно лексикографу Гесихию, название Европия означает «страна заката, или тёмная».Историки предполагают, что слово «европа» по-финикийски означало «заход» (само слово, скорее всего, ассирийское).

Красавица Европа была дочерью Агенора, царя Финикии. Громовержец Зевс пожелал сделать Европу своей женой, но царь Агенор не допустил бы этого. Зевсу ничего не оставалось, как похитить красавицу.
Превратившись в белого быка, Зевс выкрал Европу и перевез ее на остров Крит. Позже, согласно некоторым мифам, Европа стала женой критского царя. А потому жители Крита стали называть свою землю Европой. В 5 веке до нашей эры название Европа распространилось на всю Грецию. Постепенно, получая новые знания об окружающем мире и все больше путешествуя, древние люди отодвигали границы Европы. И только в середине 18 века были установлены окончательные границы Европы, которые отмечены и на современных географических картах.

Почему Азию назвали Азией.

Название «Азия» в применении к континенту тоже появилось благодаря древним грекам и их мифам. Однако само слово «азия» является ассирийским, переводившимся как «восход солнца». Теперь понятно, почему самую большую часть света назвали Азией, ведь именно там восходит солнце.
Слово «азия» у ассирийцев было всего лишь словом, а названием части света оно стало все-таки благодаря грекам.
В древнегреческой мифологии есть бог-титан по имени Океан. Азия (Асия) – его дочь-океанида, которую сами греки изображали верхом на верблюде. В руках у нее были щит и ящичек с ароматными пряностями. В некоторых вариантах мифов Азия является матерью (а в некоторых – женой) самого Прометея – того самого героя, который принес людям огонь.

Все земли, что восточнее Европы и ближе к тому месту, где восходит солнце, древние греки стали называть Азией. В Малой Азии находилась область Ассува. В устах греков «Ассува» превратилось в «Асиа».
Скифов, которые обитали за Каспийским морем, греки называли азианами. А древние римляне, кстати, называли азианами жителей своей восточной провинции.
Когда начался период великих географических открытий, слово «Азия» решено было использовать для обозначения огромных по площадки земель, находящихся ближе к восходу солнца (то есть к востоку). Таким образом, появлению на карте части света под названием Азия мы обязаны ассирийцам и древним грекам.

Почему Африку назвали Африкой.

Нет точного и единственно принятого ответа на этот вопрос. Существует множество теорий, каждая из которых имеет право на жизнь. Приведем лишь несколько.
Как появилось название «Африка»: первая версия. Название «Африка» придумали греко-римляне. Территорию Северной Африки к западу от Египта древние греки и римляне долгое время называли Ливией, потому что там жили племена, которых римляне именовали «ливами». Все, что находилось южнее Ливии, называли Эфиопией.
В 146 году до нашей эры Рим одержал победу над Карфагеном. На захваченной в результате войны территории, на которой нынче располагается Тунис, была основана колония. Этой колонии дали название «Африка», так как в этих местах жили местные воинственные племена афариков. По другой теории, сами жители Карфагена называли людей, живущих не в городах, словом «афри», что якобы произведено от финикийского afar (пыль).
Римляне, победив Карфаген, использовали слово «афри» для названия колонии. Постепенно Африкой стали называть все остальные земли этого континента.
Но есть еще одна версия названия «Африка». Название «Африка» придумали арабы. Арабские географы давно знали, что Азия и Африка отделены друг от друга Красным морем. Арабское слово «фарака» переводится как «разделять», «отделять одно от другого».
От слова фарака арабы образовали слово «Ифрикия» – именно так они и называли четвертый континент (древнее название можно перевести как «Отделенный»). Об этом писал известный арабский ученый 16 века Мухаммед аль-Вазан. Позже Ифрикия превратилась в Африку, что было связано с особенностями заимствования иностранных названий в разных языках.

Почему Австралию назвали Австралией.

О существовании большого материка в южном полушарии ходили легенды еще в древности. В те времена эти загадочные земли назывались Terra Australis Incognita, что в переводе и означает загадочная южная земля. Первым европейцем, который достиг берегов Австралии в начале 17 века был голландец Виллем Янсзон, который назвал открытые земли Новой Голландией, однако само название «Australia» стало популярным после опубликования книги капитана Мэтью Флиндерса, первого человека, обогнувшего австралийский континент. Книга называлась «Путешествия в Terra Australis».Флиндерс писал, что был скован названием Terra Australis (Южная Земля), однако с большим удовольствием назвал бы материк по-другому –Австралия. Так с легкой руки Флиндерса этот континент стал называться Австралией, потому что предложенный мореплавателем вариант показался ученым картографам и географам очень и очень удачным.В 1824 Британское адмиралтейство окончательно утвердило это название континента.

Почему Америку назвали Америкой.

Даже детям известно, что Америку открыл Христофор Колумб. Тогда почему же эту часть света назвали не Колумбией или Колумбикой? И каково вообще происхождение названия Америка?
Христофор Колумб, конечно, открыл Америку, но при этом он и сам не знал, что обнаружил новую часть света, полагая, что земля по ту сторону Атлантики – это Китай (Катай, как называли его во времена Колумба).
Колумб все равно прославился на века. Но гораздо реже говорят о флорентийском навигаторе Америго Веспуччи, который жил в то же время, что и Колумб, но был моложе его. Америго совершил четыре путешествия к западным берегам Атлантического океана, но два из них историки считают не более чем мистификацией. Однако как минимум одно путешествие было на самом деле – Америго совершил его в 1501-1502 годах к берегам Бразилии.
Вернувшись, Америго Веспуччи начал красочно описывать ход путешествия и свои впечатления, отправляя эти заметки письмами своим друзьям и банкиру Лоренцо Медичи. Через некоторое время письма Веспуччи были опубликованы и имели грандиозный успех у читателей.
Америко назвал открытую им землю Новым Светом, но в 1507 году лотарингский картограф по имени Мартин Вальдземюллер решил внести на карту новую землю и назвать ее в честь «первооткрывателя» – Америго Веспуччи. Ведь, читая заметки Америго, многие пришли к выводу, что Веспуччи открыл какой-то новый материк, не имеющий никакого отношения к Китаю, обнаруженному Колумбом по ту сторону Атлантики.
Однако прошло совсем не много времени, и географы-картографы сделали вывод, что и Колумб, и Веспуччи открыли один и тот же континент. Картографы оставили для него название «Америка», разделив ее на Северную и Южную.
Таким образом, уже в 1538 году на картах появились Северная Америка и Южная Америка. Однако вплоть до конца 17 века, то есть еще два с половиной столетия, эти земли в Европе продолжали называть Новым Светом. Но, как мы знаем, официально было признано название Америка.

Как Антарктида название свое получила?

Антарктида – это производное от слова «Антарктика». Антарктикой назвали южную полярную область. В переводе с греческого Антарктика означает «противоположно Арктике», ведь название «Арктика» появилось раньше как обозначение области, примыкающей к северному полюсу. Именно слово «Арктика» напрямую связано с древнегреческой мифологией.
Громовержец Зевс влюбился в нимфу Каллисто, но завистливые боги не смогли видеть, как счастливы Зевс и Каллисто и превратили беременную женщину в медведицу. После этого она родила сына. Аркад, так звали сына (по-гречески медведь – арктос), вырос без матери. Однажды, охотясь, он замахнулся копьем на свою мать медведицу Каллисто (разумеется, он не знал, кто она). Увидев это, Зевс превратил обоих дорогих себе существ в созвездия – так появились Большая медведица и Малая медведица.
Эти созвездия помогали найти полярную звезду, всегда указывающую на север. Поэтому всю северную область древние греки стали называть Арктикой.
Затем появилось название Антарктика (противоположность Арктике). Ну а позже возникло слово Антарктида – шестая часть света, южный материк у самого полюса Земли.
Открыли эту часть света русские моряки под командованием Фаддея Беллинсгаузена 28 января 1820 года. Правда, это официальная дата – именно тогда моряки увидели «льдинный материк». Через год моряки увидели берег и назвали эту местность Землей Александра Первого. Однако это название так и не распространилось на весь материк, который в итоге получил название Антарктида, связанное с древней Грецией.

Итак, три части света – Европа, Азия и Антарктида – получили свои названия благодаря древнегреческим мифам.
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3337
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3630
КАКАЯ ФАМИЛИЯ У КУКЛЫ БАРБИ?

31516370.jpg
Автором любимицы всех девчонок и их мам, стала Рут Хэндлер, которой пришла идея создания взрослой девушки-куклы, после наблюдений за своей дочкой, которая с упоением наряжала в бумажные одёжки картонных красавиц.
31516427.jpg
Рут Хэндлер, назвала куклу в честь своей дочери Барбары.

А полное вымышленное имя игрушки – Барбара Миллисент Робертс. Под ним она выступает в серии рассказов, опубликованных в США в 1960-е годы.
Популярность Барби неуклонно растёт. Ведь она теперь так похожа на маму. Она освоила кучу профессий: водитель, певица, дизайнер, модельер, пожарный и многие другие. Барби ходит на работу, носит мамину причёску, и все девчонки пытаются быть на неё похожими. В это же время к кукле начинают предъявлять претензии, что её многочисленная одежда диктует только потребительские ценности.
31516356.jpg
Но Рут Хэндлер несогласна с таким видением популярной куклы, она считала, что постоянно переодевая игрушку, подбирая разные прически, у девочек формируется эстетическое восприятие. Ведь, чтобы не отстать от моды, над нарядами Барби трудились около семидесяти стилистов.
Компания Mattel выпустил мусульманский вариант Барби. Кукла одета в хиджаб и фехтовальный костюм. Она должна показать всему миру, что миф об угнетённых восточных женщинах – всего лишь стереотип. В наши дни, кукла Барби не теряет свою популярность, и продаётся по всему миру.

Источник: https://fishki.net/3056301-jev...-dnej.html © Fishki.net
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3337
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3630
Почему квадрат Малевича является шедевром?

Если посмотреть на картину Малевича «Черный квадрат», то невольно возникает недоумение по поводу ее популярности. С какого такого соображения ее отнесли к числу мировых шедевров? Можно предположить, что причина кроется к каком-то особом художественном восприятии Малевича, которое недоступно простым людям. Ну чего тут особенного? Любой и каждый может нарисовать прямоугольник, и затем закрасить его черным цветом. Где здесь искусство? Предположим, что мы правы, но тогда почему за картину готовы выложить 140 миллионов долларов? В чем здесь секрет?

31559839.jpg
Казимир Малевич. Черный квадрат.Около 1923.Коллекция Государственного Русского музея.


Так, или иначе, но эта, примитивная, на наш взгляд, картина, была признана мировым шедевром. Что же такого особенного в «Черном квадрате» Малевича?

Если вы думаете, что нарисовать такую картину мог бы кто угодно, то глубоко ошибаетесь.
Все дело в том, что на самом деле черный квадрат таковым не является.
Во-первых, все его стороны абсолютно разные, да к тому же, и не параллельные. Сказать что он абсолютно черный, также было бы не правильно. Ученые установили, что при создании картины Малевич использовал три различных краски, которые изготовил самостоятельно. Первая имела цвет жженой кости. Вторая выглядела как черная охра. Третья краска имела темно-зеленый цветовой оттенок. Чтобы картина не выглядела глянцевой, в краски был добавлен мел. Вот и получается, что это не просто закрашенный черной масляной краской квадрат, а нечто большее и довольно оригинальное.

Парадокс заключается в том, что на протяжении следующих 15 лет Малевич пытался создать копию «Черного квадрата». Он предпринял три таких попытки, но повторить свой шедевр ему не удалось. В настоящий момент мы можем любоваться четырьмя «Черными квадратами» Малевича. При этом все они абсолютно разные, как в отношении размера, так и цветового наполнения.

Первая картина была написана в 1915 году. По мнению ученых, она до предела насыщена положительной энергетикой, благодаря невероятно удачному сочетанию красок и цветовых оттенков.
Все четыре "Квадрата", написанные Малевичем с 1915 до начала 1930-х гг, - это развитие одной темы. Они отличаются не только очередностью и годом создания, но и цветом, рисунком, фактурой.

В Русском музее хранится самый большой квадрат.
31559793.jpg

Второй "Черный квадрат" написан около 1923 г. при участии Казимира Малевича его ближайшими учениками - Анной Лепорской, Константином Рождественским и Николаем Суетиным - для триптиха, включавшего также "Крест" и "Круг" (сейчас в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге).
«Черный квадрат», «Черный круг», «Черный крест» были написаны около 1923 года и предназначались для Международной выставки в Венеции. Однако там они так и не были показаны из-за интриг российских устроителей.


В Третьяковке выставлен самый черный и самый глухой квадрат Малевича.
31559885.png

Внимательно изучив самый первый «Черный квадрат» Малевича, ученые пришли к выводу, что под слоем черной краски находится еще одна его картина. Скорее всего, художник пытался нарисовать даму у фонарного столба, но затем, передумал, и закрасил все черной краской. Но и это еще не все. Под второй картиной находилась третья, названная, впоследствии названная «Точильщик».

Что послужило причиной того, что Малевич использовал один и тот же холст, для совершенно разных картин?

На этот счет нет однозначного ответа. Возможно при создании картины его что- то не устроило, и он недолго думая, нанес поверх старого, новое изображение. Еще одна версия ссылается на то, что у него просто не было под рукой подходящего холста, и он решил пожертвовать уже готовой картиной, по его мнению, не совсем удачной. Тем более, что надобность в грунтовке в этом случае отпадала.

Создавая «Черный квадрат» Малевич следовал инновационному направлению в живописи, получившему название супрематизм. Если перевести слово «Supreme» на русский язык, мы получим «превосходный». Получается, что для художника данная картина стала проявлением высшего художественного мастерства. Можно назвать это школой одного человека, имя которому Каземир Малевич. Он был сильной личностью, поэтому нет ничего удивительного в том, что у него столь большое число сторонников и последователей.

Малевича можно считать оригиналом. Он призывал своих последователей отказаться от изображения реальных предметов. В этом и состоял смысл супрематизма. По его мнению, художник должен творить. Повторять предметы и объекты не его удел. Возможно, он в чем-то прав. Не нам его критиковать. Он гений, а гениев не судят. Малевич понимал, что искусство становится достоянием всего народы, а значит, его формы нужно упрощать. Так оно более доступно людям. Скорее всего, рисуя свой «Черный квадрат», Малевич руководствовался именно этими соображениями. Нужно сказать, что люди его поняли и по достоинству оценили..

И еще одно. Малевич создал свою азбуку в искусстве, главным девизом которой стал лозунг «Нуль форм»! Она заменила азбуку Джотто, которая базировалась на принципах: объем, выразительность, эмоциональность. Ну, а «Черный квадрат» как раз и является в этой азбуке заглавной буквой. В нем идеально сочетаются простые цветоформы и выразительность, Вы спросите, почему именно квадрат? Тут все просто. Квадрат, по мнению художника, является первоформой, а черный он потому, что всепоглощающий.


Несколько версий того, как Малевич создал "Черный квадрат".

«Черный квадрат» Малевича — не столько картина, сколько явление. Его изучают, его пытаются повторить, его превозносят и отрицают, над ним смеются, ему молятся и посылают проклятия, споры о нем, кажется, не утихнут никогда. В основном, спорят о том, что Малевич хотел сказать людям и мирозданию. Впрочем, не менее важную роль в мифологии «Квадрата» играет вопрос «как?». Как столь скупыми средствами Малевич сумел добиться такого оглушительного эффекта? Как он создал свое самое известное произведение? Вот несколько популярных версий.
31559892.jpg
Казимир Малевич "Автопортрет".



Аналитически.

Работая на «Черным квадратом», Казимир Малевич точно знал, чего хочет. Он заранее все рассчитал — размеры, плотность «закраски», характер мазков и даже легкую асимметричность. Если бы он отклонился от расчетов — хоть на градус, хоть на миллиметр — ничего бы не вышло.

За: В пользу этой версии говорит то, что Малевич и в самом деле был исследователем. Он много экспериментировал — особенно с цветом, его воздействием на человеческий организм. Случалось, он усаживал машинисток в комнатах, стены которых были окрашены в разные оттенки. И аккуратно фиксировал поступающие данные: какая из них быстрее печатает, какая делает больше ошибок, какая чувствует недомогание. Впрочем, подобные эксперименты он проводил уже после того как написал свой первый «Квадрат».

31560007.jpg

Против: Несмотря на привычку изобильно теоретизировать, Малевич все же был интуитивным гением — чаще всего он задним числом подводил «научные обоснования» под то, что нашел случайно, на ощупь. Когда, например, Велимир Хлебников искал в его картинах ключевые числовые соотношения, Малевичу было любопытно, но не более. Подход Хлебникова он считал слишком уж рассудочным. «Вы умник, вы астроном, звездочет. Вы каждую минуту измеряете, какое пространство смыслов в предмете», — однажды сказал он своему высоколобому другу.

Интуитивно.

Казимир Малевич написал «Черный квадрат» в состоянии транса — он и сам понял, что сделал, лишь некоторое время спустя.

За: О том, что работа над квадратом была экстатическим опытом, говорил сам Казимир Северинович. Описывая его, он не скупился на «спецэффекты» и красочные детали: за окном якобы сверкали молнии, рассудок померк, «глаз потух в новых проблесках».

Против: Малевич, мягко говоря, был не дурак приврать — любил сгустить краски и в прямом, и в переносном смыслах. Многие факты его биографии, тиражируемые им самим, оказывались на поверку не вполне фактами. И истории о том, что «Черный квадрат» появился в результате каких-то шаманских практик, слепо верить не стоит. Зато доподлинно известно, что к «Квадрату» Малевич примеривался уже давно — ряд набросков он сделал как минимум за два года до «проблесков и молний», так что процесс его создания был долгим и вполне осмысленным.

***

В настоящее время в России находятся четыре "Чёрных квадрата“: в Москве и Санкт-Петербурге ровно по два "Квадрата“: два в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже.

Одно из полотен принадлежит российскому миллиардеру Владимиру Потанину, который приобрел его у Инкомбанка в 2002 году за 1 миллион долларов США и передал на бессрочное хранение в Эрмитаж. Первый и третий хранятся в Третьяковке, второй - в Русском музее в Петербурге.

Первый "Черный супрематический квадрат" датирован 1915 годом, ныне он находится в Третьяковской галерее.

Второй "Черный квадрат" Малевич нарисовал в 1923 году специально для Русского музея. Третий – в 1929 году. Он тоже находится в Третьяковке. Третий - авторская копия первого квадрата, был сделан к персональной выставке К. Малевича в Третьяковской галерее в 1929 году. Из-за плохого состояния первого полотна Малевича попросили о повторении "Квадрата". Малевич возражал, но всё же решил сделать для Третьяковки ещё один экземпляр.

И четвертый – в 1930 году. Доставшаяся Эрмитажу картина - это четвертый по счету "Черный квадрат" Малевича. После выставки 32 - 33-х годов "Художники РСФСР за 13 лет" предполагалось, что он хранился дома у Малевича. А потом картина "всплыла" на распродаже "Инкомбанка", который в свое время купил картину у некоего "частного лица".

Первый (самый, конечно, знаменитый) - был выполнен Малевичем в 1915 году и впервые показан в Петрограде на выставке "О,10" (нуль - десять). Сегодня эта картина в плохом состоянии, она перегружена, то есть, написана поверх другой композиции. Кроме того, она не покрыта верхним (защитным) слоем лака. В результате этого почти сразу же на "Чёрном квадрате" появились кракелюры - трещины красочного слоя. И хотя реставраторы периодически укрепляют красочный слой и сам холст, ничего с этими кракелюрами поделать уже нельзя, они расширяются. Очень может быть, что лет через пятьдесят главный "Черный квадрат" вообще погибнет.



***
Предшественники.

В начале XVII века, Роберт Фладд (Robert Fludd), английский философ-мистик и астролог, изобразил чёрный четырёхугольник для иллюстрации первозданной темноты Вселенной перед появлением мира сего в своём трактате «Utriusque cosmi maioris scilicet et minoris Metaphysica, physica atque technica Historia» (1617 год)[30].
В книге Лоренса Стерна (Laurence Sterne) The life and opinions of Tristram Shandy, Gentleman, выпущенной в 1760 г., дважды (на стр. 73 и 74) изображен чёрный вертикальный прямоугольник. Таким образом, в литературном произведении были использованы две «чёрные» страницы.
Книга-альбом Гюстава Доре (Gustave Dorе), посвященная истории России на французском языке «Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси на основании текстов хроникеров и историков Нестора, Сильвестра, Карамзина, Сегура и т. д. в 500 рисунках с комментариями» (1854), начинается с рисунка чёрного четырёхугольника. Выпущенная во Франции книга попала под запрет в России, а по форме многими считается протокомиксом, то есть предшественником комикса.
В 1882 году Альфонс Алле (Alphonse Allais) написал картину «Битва негров в пещере глубокой ночью», представлявшее собой чёрное полотно, близкое по форме к квадрату.
31559940.jpg
Подпись К.Малевича.

В 1883 он написал полностью белую картину «Первое причастие хлоротически-бледных девушек в снежную пору»,
а в 1884 — красную «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами».
31559985.jpg
Возможно, полотно Малевича является диалогом с Алле, так как несколько исследователей заявили 4 октября 2015 года об обнаружении на полотне с чёрным квадратом частично сохранившейся надписи «Битва н…ов …», и интерпретировали её как «Битва негров в темной пещере», либо как «Битва негров ночью».
По расположению замазанной записи обнаружили, что в Третьяковской галерее первый ЧК Малевича был повешен вверх ногами.


---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3337
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3630
СКОЛЬКО В МИРЕ МОНАРХИЙ?

31597791.jpg
Монархия как форма правления, при которой вся верховная государственная власть, получаемая обычно в порядке наследования и формально находящаяся в руках монарха, сегодня существует в 30 странах мира.

В Азии находятся 14 монархических государств: Бутан, Иордания, Камбоджа, Малайзия, Непал, Таиланд, Япония, Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия. Причем в последних семи до сих пор сохраняются абсолютные монархии, дающие всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти единоличному главе государства.

В Европе монархий 12:
Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия и Швеция. Абсолютной, теократической (религиозной) формой правления облечен только Папа Римский, являющийся монархом Ватикана. При подобной монархии, которая существует еще в Саудовской Аравии и Брунее, в государстве фактически нет конституции, и правление осуществляется не светским, а духовным лицом.

В Африке насчитывается 3 монархических государства: Лесото, Марокко и Свазиленд.
Еще одна монархия существует в Океании, это — Тонга.

Самой древней в мире из ныне существующих является японская монархия, которая была установлена в 660 году до н. э., а самой древней в Европедатская, ведущая свой отсчет с 899 года.

---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3337
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3630
ПОЧЕМУ АНТИЧНЫЕ СТАТУИ БЕЛЫЕ?

31628196.jpg
Античная эпоха у многих людей ассоциируется с массивными белыми статуями известных людей того времени. Но почему скульпторы ваяли свои творения именно в таком цвете или кто-то пытался добавить ярких красок к своему произведению? Если несколько веков назад люди могли только догадываться о мотивах творцов того времени, то сейчас современные технологии позволяют детально изучить статуи и получить необходимые ответы.
31628199.jpg
Мы привыкли видеть античные статуи белыми или окрашенными в светлые оттенки, но данные современных исследований показали, что традиционно статуи были другими. Археологи Ульрика Кох-Бринкман и Винченц Бринкман предположили, что когда-то они были цветными.
С помощью рентгена, инфракрасного и ультрафиолетового излучений ученые установили, что статуи были окрашены в яркие цвета, лица их были тщательно прорисованы, а одежда — расписана узорами.
31628276.jpg
Не так давно ученые провели тщательный анализ нескольких скульптур, относящихся к античной эпохе. Они чередовали ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, по очереди направляя их на поверхность. Используя современное оборудование они сумели найти частицы веществ, являющихся компонентами краски того времени.
Более точные исследования позволили доказать, что на самом деле, античные статуи изначально изготавливались цветными. Когда скульптор заканчивал работу с контурами, начинался процесс нанесения красок на поверхность. Причем художник старался максимально детально разукрасить статую. Прорисовывались лицо, одежда, тело и другие элементы. В итоге, получалась цветная фигура.
31628252.png
Однако с течением времени и из-за погодных, условий краска со статуй слезала и полностью исчезала с поверхности. Что интересно, до эпохи классицизма произведения искусства доходили уже белыми, и скульпторы, жившие в это время, не наносили на свои статуи краски, поскольку считали такой подход каноничным.
31628283.png
Сейчас раскрашенные статуи кажутся нам нелепыми и не такими величественными, но в древние времена цвет был символом достатка и роскоши: чем богаче было государство, тем ярче выглядели скульптуры и здания.

На современный вид статуй оказали влияние сразу несколько факторов.
Во-первых, под воздействием погодных условий натуральная, не стойкая краска стиралась.
Во-вторых, в эпоху классицизма не было технологий, способных проявить истинный цвет скульптур, поэтому архитектура и скульптура эпохи классицизма, как последовательница и подражательница античности, лишила свои произведения искусства веселых узоров и рисунков.






Источник: https://kipmu.ru/pochemu-antichnye-statui-belye/
Выставка "Боги в цвете"https://buntegoetter.liebieghaus.de/en/
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3337
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3630
17 принципов написания икон, которые вас удивят.


1. Первые иконы. Согласно традиции, первые иконы написал апостол и евангелист Лука. Это были иконы Христа и Богородицы.
31687363.jpg
Богородица на троне, с младенцем и св. Феодором и Георгием VII век

Святой евангелист и апостол Лука пользовался растопленным воском как связующим для красок (сухих пигментов).
В отличие от энкаустики (красочный слой в восковой темпере плотный и вязкий), яичная темпера, о которой, собственно, и пойдет речь, ближе по своему характеру к акварели или акрилу. Красочный слой в яичной темпере менее текстурный и плотный, более прозрачный, более легкий. Тяжесть и материальность иконной доски в сочетании с достаточной легкостью и прозрачностью красочного слоя создает в яичной темпере особое, ни с чем не сравнимое своеобразие. Яичной эта темпера называется потому, что в качестве основы для связующего используется желток куриного яйца.
31687335.jpg
Христос Пантократор, одна из древнейших икон Христа, VI век

Первые сохранившиеся до нашего времени иконы VI века находятся в церквях Рима и в монастыре Святой Екатерины на Синае. Как правило, это энкаустические иконы. Начиная с IX века яичная темпера окончательно приходит на смену энкаустике.
Мир иконы не есть аллегория или метафора, в нем нет ни тени сентиментальности, чувственности, страстности, но именно в нем – в этом мире есть то, что ищет и порой не находит современный человек: внутренний покой, красота, совершенство духа.


2. Антропичность. На иконе может изображаться только человек, и его не моет заменить животное или символ. Ещё на пятом вселенском соборе, который состоялся в 692 году, было предписано «отказаться от абстрактных символов и любой метафизической концепции в религии».
31687480.jpg
Св.Великомученик Пантелеимон.

3. Прямой взгляд. Вы заметили, что святые на иконах обычно смотрят прямо? Это специальный приём, который позволяет изображенному на иконе как бы выйти за пространство изображения.

4. Статичность. В иконописных сюжетах динамика и движение сюжета сведены к минимуму, а любое действие передаётся через символы и знаки. Еще в Византии любая моторика, беспокойство и излишняя активность ассоциировалась с бесовским, поэтому принцип статики на иконах строго соблюдался.

5. Отсутствуют движения тела. По той же причине в изобразительном повествовании иконы отсутствуют движения тела, такие как ходьба или бег — на иконе нет места суетности.

Тем не менее, движение на иконе может выражаться символически. К примеру, наклон фигуры означает молитву, а если фигура подпирает лицо рукой, это символизирует горе.

6. Отсутствие мимики. Лица святых всегда расслаблены и статичны — по той же самой причине.
31687461.jpg
7. Движение в пейзаже — но роль движения в иконе берёт на себя пейзаж. К примеру, вода в реке, или так называемые «горки» — скалы, которые рисуются в виде волн. Движение так же может присутствовать в складках одежды.

8. Нечисть на иконах изображается всегда в движении и всегда в профиль. Нечисть вообще на иконах изображается крайне редко, и только в определённых сюжетах. Бесы на иконе никогда не будут смотреть прямо.
31687433.jpg
Святая Марина Антиохийская побивающая беса.


9. На иконах никогда не изображаются тени. И даже персонажи не имеют светотеневых характеристик. Данный принцип подчёркивает то, что икона — это внеземной образ, он оторван от земной реальности. Икона призвана свидетельствовать о реалиях духовного мира.

10. На иконах не может быть изображен страх. Апостол Павел говорил: «Где любовь, там нет страха».

11. Рамки и границы. Уставная православная икона всегда имеет рамку — ковчег, которая символизирует окно из мира горнего в мир дольний.

12. Двухмерность. Икона всегда пишется как двумерное изображение — всякая иллюзорность изображения по сути является элементом фальши и в иконе недопустима.

13. Эффект амфитеатра. Композиция на иконе выстроена таким образом, что фоновые и боковые элементы выходят на передний план, создавая эффект амфитеатра, что оптически как бы забирает зрителя (молящегося) в Божественное пространство.
31687405.jpg
14. Ничего лишнего. В иконе практически не бывает второстепенных деталей — каждый элемент находится на своём месте и несёт свою символическую нагрузку.

15. Линия горизонта на иконах занижена. Но это скорее изобразительный приём, чем принцип: он придаёт сюжету монументальность, а персонажам — эффект парения.

16. Другое восприятие времени. На иконе никогда не изображается процесс, всегда только фиксированное событие, которое призвано находится вне времени. Время на иконах эсхатологично — это вечность, всё словно замерло в одной точке.
Поэтому Иоанна Крестителя можно увидеть на иконе с его собственной усечённой головой. На житии святых представлены все события жизни от рождения до смерти. Младенец Христос на иконе Рождество Христово часто имеет все черты взрослого человека. На иконе Преображения Господня кроме самого Преображения можно увидеть восхождение Христа и апостолов на гору Фавор и схождение их с горы.
31687389.jpg


Кстати, в западном искусстве движения, наоборот, изображаются как бесконечные. Эсхатологическое понятие времени восточных икон более близко христианскому понятию.

17. Другое восприятие пространства. Помните, как изображаются архитектурные постройки и природа? Даже персонажи часто изображаются разными по размеру, подчиняясь иерархии по отношению друг к другу.

Изображаемое на иконах призвано быть выше, чем пространство, выше, чем время, выше, чем сущее.

Слово «зритель» вообще неуместно по отношению к иконе. Созерцание иконы — это встреча со святым, это созерцание события. Это не имеет ничего общего со служением «идолу», это общение с изображенным святым.
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3337
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3630
КАК В ЭФЕСЕ НАШЛИ ДОМИК БОГОРОДИЦЫ?


31757151.jpg
О земной жизни Богородицы после Воскресения Христа до ее Успения сказано в Священном Предании: после пребывания в Иерусалиме Пречистая Дева вместе с Иоанном Богословом пришли в Эфес, где поселились и стали проповедовать христианство. Незадолго до кончины Богородица вернулась в Иерусалим, где завещала похоронить себя в Гефсимании рядом с могилами родителей…
Есть и другая, разумеется, не каноническая версия относительно того, где закончила земное пребывание Богородица. В середине XIX века в Германии стигматизированная монахиня Анна Екатерина Эммерих поведала своим близким о том, что ей было видение, будто Пречистая Дева перед Успением провела остаток земной жизни в небольшом доме на горе Бюльбюль близ Эфеса, древнего города на территории современной Турции.
При этом монахиня с удивительной точностью, как выяснилось потом, описала предполагаемое место. Ее рассказ, как и многие другие, был опубликован. Из числа тех, кто общался с монахиней и записывал ее видения, можно назвать поэта немецкой романтической школы Клеменса Брентано.
31757154.jpg
В 1891 году экспедиция, отправившаяся на поиски святыни, действительно обнаружила остатки древней постройки, фундамент которой относится к I веку, а верхняя часть — к XIII.
По фундаменту найденной постройки было определено, что изначально в небольшом доме была кухня, спальня и еще одна комнатка, на найденных здесь же мраморных плитах обнаружили золу, оставшуюся от древнего очага.
Также было определено, что на этом фундаменте позднее, в XIII веке, возвели небольшую византийскую церковь. Есть предположения, что позже она была перестроена в мечеть. Найденный Дом со временем воссоздали, сохранив древний фундамент и небольшие фрагменты стены того же периода, которые отделили от восстановленной красным контуром .

В настоящий момент эта святыня представляет собой небольшую часовенку, в которой всегда горят свечи. Рядом с ней бьет ключ с очень мягкой и вкусной водой. Жители окрестных селений говорят, что пили из родника испокон веков, даже не предполагая, что за «камни» были сокрыты за деревьями. Вся территория вокруг святыни ухожена и благоухает цветами. Даже в моменты большого скопления людей, зачастую разного вероисповедания, возле часовни и внутри — необыкновенная тишина.
В 1967 году Папа Римский объявил Дом Святой Марии местом паломничества. А в ноябре 2006 года глава Римско-католической церкви Бенедикт XVI совершил здесь молитву.
Больше всего паломников сюда прибывает в день Вознесения Богородицы — 15 августа. Летом 2006 года в окрестностях горы случился большой пожар. Его последствия видны и сейчас: обугленные деревья, выжженные склоны. Огонь, подгоняемый силой ветра, практически подобрался к Дому, но в последний момент ветер сменил направление…
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Лайк (1)
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3337
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3630
Платное образование в СССР с 1940 по 1956 г..

31806307.jpg

В 70-е и 80-е годы в СССР широко пропагандировалось, что в результате Октябрьской революции 1917 г. образование в нашей стране стало бесплатным.
Умалчивалось, что был период с 1940 г. по 1956 г. и ранее, когда за образование пришлось частично платить.
31806329.jpg
На фото: приказ директора МГРИ о взимании платы за обучение. Кто не мог оплатить учебу и не имел 2/3 оценок отлично, а остальные хорошо, отчислялся из института.

Закон о платном образовании в СССР, опубликованный в октябре 1940 года.

1) С 1 сентября 1940 г. в 8-х, 9-х и 10-х классах средних школ плату за обучение установили в следующих размерах: в школах Москвы и Ленинграда, а также в столичных городах союзных республик - 200 рублей в год; во всех остальных городах, а также в селах - 150 рублей в год. Аналогичную плату за обучение распространили на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и медицинских школ и других специальных средних учебных заведений.

2) В высших учебных заведениях СССР плату за обучение установили в следующих размерах: в высших учебных заведениях Москвы, Ленинграда и столицах союзных республик, - 400 рублей в год; в высших учебных заведениях, находящихся в других городах,- 300 рублей в год; в высших учебных заведениях художественных, театральных и музыкальных - 500 рублей в год.
Право на бесплатное образование получили дети инвалидов и пенсионеров, если пенсия была единственным источником их существования, а также, выросшие в детдомах. Оставалось бесплатным обучение в военных учебных заведениях, а также в училищах, где готовили летчиков гражданского воздушного флота.

Те, кто имел в процессе учебы 2/3 и больше оценок отлично, а остальные не ниже четверки, за учебу не платили. Это касалось средних классов школы, техникумов и вузов.

Плата за заочное и вечернее обучение в средних и высших учебных заведениях взималась в половинном размере.

При этом средний размер ежемесячной заработной платы в 1940 году- 331 руб., в 1945 году - 434 руб., 1950 г. - 601 руб., 1954 г. - 741 руб..

Для семей с одним ребенком не так уж и обременительно, но тогда в семьях было в среднем по три ребенка, что часто не давало возможность всем детям получить среднее и высшее образование. Особенно тяжело приходилось жителям сел и деревень, они получали в среднем на 50-70 руб. меньше горожан, а детей имели больше. Кроме того, фактически каждый работающий 5-10% своей зарплаты отдавал на государственные займы.

Но выход был, учиться на отлично или почти на отлично, в таком случае от оплаты за образование освобождали.

Причины введения в СССР платного образования в старших классах школы, техникумах и в высших учебных заведениях.

1) СССР в 1940 году находился на пороге войны и требовались огромные средства на вооружение, а также на завершение индустриализации и коллективизации, обустройство страны. При этом до 1940 г. государство более 20 лет вкладывало гигантские деньги в развитие образования и ему потребовалась помощь населения, чтобы частично за свое образование платил сам народ.
2) Индустриализация проводилась невиданно быстрыми темпами и подготовка кадров не успевала за ней. К концу 30-х г. молодежь все больше стремилась получить среднее, а потом высшее образование, просто не хотела идти работать на завод. Образовался перекос, его требовалось ликвидировать.
3) Принятие закона о платном образовании также было вызвано желанием улучшить качество, полученного образования, за счет повышения ответственности учащихся к учебному процессу. И это конкретно работало. Мама рассказывала, что в их двух 10-х классах было 14 медалистов из 55 выпускников, то есть каждый четвертый, в основном золотые медалисты. Аналогичное произошло и в предыдущий год.

31806334.jpg
На фото: квитанция об оплате за обучение в СССР в январе 1941 г.

02.10.1940 г. был опубликован "Закон о трудовых резервах".

Закон о фактической мобилизации от 800 тыс. до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14–15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16–17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.
Каждый председатель колхоза должен был каждый год предоставить два человека в ремесленное училище и двоих в ФЗО на 100 членов колхоза. Подобную мобилизацию проводили в городах по ежегодным квотам СНК СССР.
31806386.jpg
Окончившие ФЗО и ремесленные училища получали распределение на заводы, где были обязаны отработать 4 года.

При этом, грубо нарушавшие дисциплину, как в период учебы (отчисленные из училищ), так и на производстве в течение 4 лет отработки, получали уголовное наказание сроком в 1 год.
Уголовное наказание для пацанов 14-ти, 15-ти, 16-ти лет за прогулы, двойки и плохое поведение - это жестоко.

Можно понять и государство. Учащиеся ремесленных училищ и ФЗО находились на государственном иждивении (бесплатное обучение, обеспечение за счет государства питанием, одеждой, обувью, бельем, учебниками и учебными пособиями и общежитием), для учащихся ремесленных и железнодорожных училищ была введена форменная одежда. То есть власть билась из последних сил, осуществляла индустриализацию, плюс существовала опасность войны, а молодежь по тем или иным причинам саботировала учебу и работу. В 1939-1940 г.г. в 1.551 профессионально-техническое учебное заведение поступило 602 тыс. учащихся, а окончило всего 439 тысяч. То есть более 160 тысяч бросило учебу, что было недопустимо.

В 1940-1950 г.г. на содержание профессионально-трудовых учебных заведений государство затратило 36 миллиардов рублей, на них выучило 6.3 миллиона квалифицированных рабочих.
Хоть с позиций нынешнего времени закон об уголовном наказании для несовершеннолетних за прогулы и плохую учебу - антигуманен. Как и принудительная мобилизация в ФЗО и ремесленные училища. Хоть большинство туда шло учиться добровольно.
Данный закон отменили только в марте 1955 года.

Образование в СССР было платным и в 20-е годы (с 1922-1923 г.г. по конец 20-х), как высшее, так и в старших классах средней школы, но там часто меняли правила, то повышали суммы оплаты, то понижали, плюс оно не было повсеместным, многие категории граждан освобождались от оплаты, а у нэпманов и их детей, а также у членов семей "из бывших" оплата была в 4-5 раз выше, чем у представителей семей трудящихся.
Платное обучение в СССР было отменено 06.06.1956 г.
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3337
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3630
У кого из известных людей были татарские корни?

Ни для кого, наверное, не является секретом тот факт, что многие знаменитые русские фамилии имеют татарские корни. И всё же количество «русско-татарских» фамилий, представители которых сыграли важнейшую роль в истории России, не может не удивлять.

Высшая знать.

Чуть ли не половина знатнейших дворянских родов Российской империи имела татарские корни. У некоторых фамилий эти корни видны, что называется, невооружённым взглядом.

В фамилии Беклемишевых сразу узнаются татарские «беки» (князья), в фамилии Мурзины — татарские «мурзы», а в фамилиях Ордынцевых и Ордынских — Золотая Орда. Ну а уж фамилия дворян Татариновых непосредственно указывает на их происхождение.

Или вот, например, в фамилии князей Юсуповых сразу видно тюркское имя Юсуф. Эта фамилия приобрела чуть ли не мировую известность после того, как Феликс Юсупов в своём петербургском дворце организовал убийство старца Григория Распутина, обладавшего магической властью над царской семьёй. А происходит эта фамилия действительно от татарина Юсуф-мирзы, чьи дети в XVI веке перебрались в Москву. Кстати, от племянника этого Юсуфа, Урус-мирзы, ведёт своё начало другой знатнейший дворянский род — Урусовых.
32116360.jpg
Феликс Юсупов.

У некоторых знатных фамилий татарские корни не так заметны, но тем не менее они есть. Так, Строгановы происходят от татарина, выехавшего во времена Дмитрия Донского на Русь и получившего прозвище Строгон.

У графов Шереметевых основа фамилии восходит к тюркско-бул-гарскому «шеремет» (что значит — «бедолага, невезучий человек»), а Мусины-Пушкины обязаны своим появлением татарину по имени Муса.

Татарин Кучук-бей в середине XVII века перешёл на службу в Войско Запорожское, где превратился в Кочубея. Знаменитый Василий Кочубей, враг Мазепы (его трагическую историю воспел Пушкин в своей поэме «Полтава»), был внуком Кучук-бея. Его потомки влились в ряды сановного русского дворянства. Один из них — Виктор Кочубей (1768–1834) — даже стал канцлером (высшая гражданская должность в Российской империи).

32116401.jpg
Аракчеев А.А.

Из татар происходил и печально известный генерал Алексей Аракчеев — любимец императора Александра I и фактический управитель Российской империи в 1815–1825 годах. Его предок — казанский татарин по прозвищу Аракычы — в середине XV века перебрался в Московское княжество.

Татары на московском троне.

Потомки татар даже восходили на трон Российского государства. Так, мать царя Ивана IV Грозного — Елена Глинская — происходила из татарского рода Глинских. После Куликовской битвы знатный татарин Мансур-Кият выехал в Литву. Там он получил во владение город Глинск — отсюда и пошла родовитая фамилия. А в 1526 году дочку одного из князей Глинских — Елену — взял в жёны русский великий князь Василий III. Плодом этого брачного союза и стал Иван Грозный (правда, сомнения в происхождении Глинских от сподвижника Мамая появились уже в XVI веке).

Татарским потомком был и другой русский царь — знаменитый Борис Годунов (правил в 1598–1605 годах). Вот как говорят о нём герои одноимённой драмы Пушкина? «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты...» Ненавистники царя Бориса никогда не забывали, что он происходил от татарского мурзы Чета, приехавшего на Русь в середине XIV века.
32116435.jpg
В окружении и царя Бориса, и последующих царей XVII века не было недостатка в придворных татарского происхождения. Другой герой всё той же пушкинской драмы «Борис Годунов» — воевода Пётр Басманов — получил свою фамилию от татарского слова «басма» (печать, знак).

Татарам обязаны своим происхождением такие старинные русские дворянские рода, как Сабуровы, Адашевы (от татарского имени Адаш), Баскаковы (от татарского «баскак» — сборщик налогов), Батурины (от татарского «батыр» — богатырь), Бахметьевы, Кудашевы (от имени Кудаш, оттуда же — Кадышевы), Масальские, Мещерские, Муратовы (от имени Мурат), Ширинские-Шихматовы, Бибиковы (от тюрк. «бибик» — главный начальник), Ртищевы, Тенишевы (основатель рода — мурза Тениш Кугушев), Талызины, Алмазовы (от имени Алмазы),Якушевы (от имени Якуш) — да всех и не перечислить!

«На службе Отечеству».

32116458.jpg
Знаменитый князь Дмитрий Пожарский, освободивший Москву от поляков в 1612 году, по матери был из уже упоминавшегося рода Беклемишевых — то есть наполовину татарин. «Исконно русская» фамилия сподвижника Пожарского — Кузьмы Минина, возможно, происходит от татарского рода Мин (это родовое имя входило составной частью в фамилии его представителей — Мин-Булат, Мин-Тимур и так далее). На Руси выходцев из рода Мин прозвали Миниными.

Главный помощник Петра Великого по морским делам — адмирал Фёдор Апраксин — вёл свой род от татарина Салхомира. Правнук Салхомира на Руси получил прозвище Опракса. Отсюда и пошли Опраксины (или Апраксины).
32116472.jpg
Фамилия Суворов, которую мы привыкли считать русской, стала известна в XV веке. Происходит она от татарского прозвища «сувор» («наездник»). Первым, кто носил эту фамилию, стал «татарский сын» Горяин Суворов, о котором упоминается в летописях за 1482 год. Впоследствии была придумана легенда о том, что предки Суворовых были шведами. Но это не так.

Знаменитый участник Кавказских войн первой половины XIX века — генерал Алексей Ермолов — свою родословную начинал так: «Предок наш — Арслан-Мурза-Ермола, а по крещению названный Иоанном — в 1506 году выехал к великому князю Василию Ивановичу из Золотой Орды». А герой Отечественной войны 1812 года, поэт-партизан Денис Давыдов, происходил от татарского мурзы Минчака, приехавшего на Русь в XV веке.

От племянника золотоордынского хана Берке вёл свой род известный русский мореплаватель Алексей Чириков (1703–1748). Капитан-командор Чириков (вместе с Витусом Берингом) открыл Алеутские острова и основал Петропавловск-Камчатский.

Деятели культуры.


Потомок татарского мурзы Арслана Тургена (тюрк. «арслан» — «лев»), выехавшего из Золотой Орды к великому князю Василию II Тёмному, стал великим русским писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым.

А предком Фёдора Достоевского, по мнению литературоведов, являлся упоминаемый в исторических источниках татарин Аслан-Челеби-мурза, который ещё в 1389 году покинул Золотую Орду и был крещён в православие московским князем Дмитрием Донским.

Известный поэт Фёдор Тютчев был потомком татарина Тютши (в переводе с тюркского — «игрок на пастушьем рожке»), а величайший русский поэт XVIII века — Гавриил Державин — происходил от выехавшего из Большой Орды мурзы Ибрагима.
32116495.jpg
«Колумб российской истории» — писатель и историк Николай Карамзин — был потомком татарского воина Кара-Мурзы («чёрный князь»). Современник Карамзина — публицист и философ Пётр Чаадаев — обязан своей фамилией татарину Чагатаю (Джагатаю). Именно Чаадаеву посвящены известные пушкинские строки: «И на обломках самовластья напишут наши имена».

Татарский предок писателя Сергея Аксакова, видимо, сильно прихрамывал («аксак» по-тюркски — хромой). А предок Михаила Булгакова был видным и статным (от тюрк. «булгак» — внушительный, важный).

Татарская кровь текла и в жилах писателя Алексея Куприна. Его мать была из рода Кулунчаковых. Этот татарский род происходил от князя Кулунчака. Позднее Кулунчаковы влились в ряды русского дворянства.

Сын татарина Танея получил на Руси фамилию Танеев. Самый известный представитель рода — композитор Сергей Танеев (1856–1915). А его коллега — композитор Александр Скрябин (1872–1915) — происходил от татарина Сокур-бея (в переводе — «слепой бей»). Татарские корни имел и лидер так называемой Могучей кучки — композитор Милий Балакирев (от татарского прозвища «бала кире» — упрямый ребёнок), и великий Сергей Рахманинов (от татарского имени Рахман).

«Что в имени тебе моём?»

Русская фамилия Атласов — это видоизменённая татарская фамилия Атласи. А, казалось бы, «чисто русские» Кожевниковы получили эту фамилию вовсе не от профессии кожевника, а от татарского мурзы Кожая.

Вот ещё несколько фамилий сугубо татарского происхождения. Фамилия Бакшеев произошла от «бакшей» (писарь), Караулов — от «каравыл» (стражник), Бекетов — от «бекет» («учитель, наставник»), Тухачевский — от «тухачи» (знаменосец), Бажановы — от «бажа» (свояк).

Уважаемых людей татары звали «велиамин», так появилась на свет русская фамилия Велиаминов, позднее переделанная в Вельяминов.

Дворяне Мамоновы повели свой род от казанского царевича Абдуллы по прозвищу Маммун («тихий, скромный»), а Таировы — от ордынского царевича Таира.

Татарский предок Саблуковых не отличался хорошим здоровьем (татарское «саблук» значит «слабый, вялый»), а предок Соймоновых, напротив, был очень энергичным («соймон» по-татарски — подвижный человек).

Фамилия знаменитого министра Временного правительства в 1917 году Павла Милюкова — это на самом деле искажённое Меликов. А происходит она от татарина по прозвищу Мелик («мелик» — царь).

32116622.jpg
Современник Милюкова — великий учёный Климент Тимирязев (1843–1920) — был потомком золотоордынского бека Темира-Гази («железный воин»).

Невозможно перечислить в одной статье все «исторические» русские фамилии, имеющие татарское происхождение. Кроме уже упомянутых, к ним относятся: Алябьевы, Аничковы, Ахматовы, Балашевы, Бердяевы, Бунины, Бухарины, Горчаковы, Дашковы, Курбатовы, Нарышкины, Огарёвы, Радищевы, Растопчины, Рязановы, Измайловы, Хитрово и многие, многие другие.
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 Вперед →
Модератор: Tina1960
Вверх ⇈