Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Итыгины

Поиск родных и однофамильцев. Сибирь.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 Вперед →
Модератор: Velizhanskaja
Velizhanskaja
Модератор раздела

Саблино Ленинградской обл.
Сообщений: 442
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 355

alla7316 написал:
[q]

[/q]

Алла, спасибо огромное Вам за участие!!!
Вы правы, я видела. Сейчас "перелопачиваю" этот сайт в надежде ещё что-нибудь найти. Имела большое желание съездить этим летом на родину предков, посетить архивы, но, в связи с обстановкой, не получилось...

---
Демченко. Итыгины. Непомнящих. Розовы.
Красноярский край, Кемеровская обл.,Хакасия,Тыва.
Мой дневник
alla7316

Железногорск
Сообщений: 214
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 400
Екатерина ,добрый вечер ! На сайте электронной библиотеки Хроники Приангарья также достаточное количество вариантов по поиску " Итыгин"
https://i.irklib.ru/cgi/irbis6...EFIX=KT%3D
---
Дарицкие,Павловы,Пудяковы (Холмский уезд ( д.Дарищи ,д.Тараканово ,д. Гора ,Псковская губерния) Цехины, Мезенины,Лютых, Саипков, Поленов,Тетерин (Тасеевская волость,Устьянская волость, Пинчугская волость Енисейская губерния ) Ченчик (Русановка Гадячский уезд Полтавская губерния ,Приморский край ),
Velizhanskaja
Модератор раздела

Саблино Ленинградской обл.
Сообщений: 442
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 355

alla7316 написал:
[q]
Екатерина ,добрый вечер ! На сайте электронной библиотеки Хроники Приангарья также достаточное количество вариантов по поиску " Итыгин"
https://i.irklib.ru/cgi/irbis6...EFIX=KT%3D
[/q]


Алла, Спасибо Вам Огромнейшее!!!
Нашла информацию про своих близких!!!
---
Демченко. Итыгины. Непомнящих. Розовы.
Красноярский край, Кемеровская обл.,Хакасия,Тыва.
Мой дневник
alla7316

Железногорск
Сообщений: 214
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 400
Катя ,здравствуйте ! Нашла брак Итыгина Г.И ,может быть уже видели
Ф.Р-2453 Оп.1 Д.30 Метрическая книга Спасской железнодорожной церкви города Красноярска, лист 23
24 октября 1914 год Заведующий Красноярского 1 Железнодорожного 2-хклассного училища Георгий Игнатьев Итыгин ,православный ,вторым браком 41 год ,крестьянская девица Таврической губернии Дивировского уезда Перово-Константиновской волости Вера Моисеева Кодынская, православная 20 лет .
---
Дарицкие,Павловы,Пудяковы (Холмский уезд ( д.Дарищи ,д.Тараканово ,д. Гора ,Псковская губерния) Цехины, Мезенины,Лютых, Саипков, Поленов,Тетерин (Тасеевская волость,Устьянская волость, Пинчугская волость Енисейская губерния ) Ченчик (Русановка Гадячский уезд Полтавская губерния ,Приморский край ),
Лайк (1)
Velizhanskaja
Модератор раздела

Саблино Ленинградской обл.
Сообщений: 442
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 355

alla7316 написал:
[q]
Катя ,здравствуйте ! Нашла брак Итыгина Г.И ,может быть уже видели
[/q]

Алла, огромное-огромное Вам спасибо!! О втором браке Георгия знаю, но документального подтверждения не было! Потрясающе!! А я именно сейчас активно занимаюсь фактами из жизни Георгия Игнатьевича. Благодарю за такой подарок!


---
Демченко. Итыгины. Непомнящих. Розовы.
Красноярский край, Кемеровская обл.,Хакасия,Тыва.
Мой дневник
Лайк (1)
BorkAsya
Новичок

Сообщений: 1
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 2

Velizhanskaja написал:
[q]

alla7316 написал:
[q]

Катя ,здравствуйте ! Нашла брак Итыгина Г.И ,может быть уже видели
[/q]


Алла, огромное-огромное Вам спасибо!! О втором браке Георгия знаю, но документального подтверждения не было! Потрясающе!! А я именно сейчас активно занимаюсь фактами из жизни Георгия Игнатьевича. Благодарю за такой подарок!


[/q]


Здравствуйте! Если информация ещё актуальна, меня зовут Борк Ася, я правнучка Итыгина Георгия Игнатьевича. Мой дедушка, отец моей мамы - сын Георгия Игнатьевича от второго брака с Верой Моисеевной - Итыгин Борис Георгиевич. У него также был родной брат Ким и сестра Майя. Дедушка мой большую часть жизни прожил в г. Новокузнецк, Кемеровской области, работал в Новокузнецкой технической школе заведующим кафедрой, преподавал. Умер в 1998 г. Его фото можно найти на сайте Технической школы (сейчас это Академия железнодорожников).
Лайк (1)
nilogov

Сообщений: 434
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 186
Нилогов А. С. Документальная реконструкция родословной И. Г. Итыгина // Научное обозрение Саяно-Алтая. Серия «История». 2021. № 4. С. 53–58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47378960.

Ссылка на журнал: http://haknii.ru/files/11.01.2...04(32).pdf
---
С уважением, А. С. Нилогов
Лайк (1)
EnaLeonid
Новичок

Сообщений: 1
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 3

Velizhanskaja написал:
[q]

BorkAsya написал:
[q]

меня зовут Борк Ася, я правнучка Итыгина Георгия Игнатьевича. Мой дедушка, отец моей мамы - сын Георгия Игнатьевича от второго брака с Верой Моисеевной - Итыгин Борис Георгиевич.
[/q]


Ася, здравствуйте)) Для меня большая радость, что Вы откликнулись!! Я Вас искала!!! У нас с Вами общий предок Василий Петрович Итыгин 1812 года рождения. Итыгин Георгий Игнатьевич и мой прадед Семен Дмитриевич Итыгин были двоюродными братьями. Свою ветвь я составила.
Ваш дедушка Борис Георгиевич родился 13 августа 1916 года в г. Красноярске.
Сейчас я занимаюсь биографией Георгия Игнатьевича Итыгина.
Ася, может у Вас сохранились какие-либо семейные фото или воспоминания? Можете написать мне в личку. Спасибо Вам огромное!!!
[/q]



Здравствуйте.
Меня зовут Леонид Ена.
Борис Георгиевич, сын Георгия Игнатьевича - отец моей мамы. Написавшая выше Ася - моя двоюродная сестра.
Наши мамы, Тамара и Лариса (моя мама) - родные сёстры. У каждой из них по трое детей. Был у них ещё и старший брат - Лев Борисович, у которого родился один сын Евгений.
Дед наш, Борис, родился 13.08.1916 по старому стилю. По новому дата рождения была 26.08.1916. Умер в 1999г. С 1958г по 1981г работал начальником Новокузнецкой техшколы.
В списке фронтовиков с сайта "Память народа" есть Ким Георгиевич Итыгин. Это второй сын во втором браке Георгия Игнатьевича. Позже он сменил имя и фамилию и стал Анатолий Крамской.
Лайк (1)
Velizhanskaja
Модератор раздела

Саблино Ленинградской обл.
Сообщений: 442
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 355

nilogov написал:
[q]
Нилогов А. С. Документальная реконструкция родословной И. Г. Итыгина // Научное обозрение Саяно-Алтая. Серия «История». 2021. № 4. С. 53–58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47378960.

Ссылка на журнал: http://haknii.ru/files/11.01.2...04(32).pdf
[/q]


Огромная благодарность Алексею Сергеевичу Нилогову!

Размещаю полный текст данной статьи для упрощения прочтения желающим.

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ РОДОСЛОВНОЙ Г. И. ИТЫГИНА
А. С. Нилогов

Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, ул. Щетинкина, 23, г. Абакан, 655017, Россия; e-mail: nilogov1981@yandex.ru
В статье на основе материалов церковных метрических книг, исповедных ведомостей и ревизских сказок (переписей населения) рассматривается вопрос документальной реконструкции родословной хакасского государственного деятеля Г. И. Итыгина (1873−1928).

Изучение родословной хакасского государственного деятеля Георгия Игнатьевича Итыгина необходимо для уточнения его биографии. В 1924−1927 гг. Г. И. Итыгин являлся первым председателем Хакасского уездного (затем окружного) исполкомов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Будучи учёным-просветителем, особое внимание он уделял развитию культуры и образования хакасского народа, возглавлял комиссию по разработке хакасского алфавита и написанию учебников.

Г. И. Итыгин родился 02 марта 1873 г. в селе Чебаки Ачинского уезда Енисейской губернии. Скорее всего, в Чебаковской Покровской церкви он был крещён, так как принадлежал к инородцам Кызыльской Степной думы. Дата рождения Итыгина в справочной и энциклопедической литературе даётся без указания на стили летоисчисления. Предположительно, он родился 02 марта 1873 г. по старому стилю, по новому стилю 14 марта; дата крещения неизвестна. В статье хакасского историка К. М. Патачакова [Патачаков, 1974, с. 194]1 приводится ссылка на партийный архив Новосибирского обкома КПСС (ПАНО), в котором имеется личное дело Г. И. Итыгина с указанием даты рождения и иных биографических сведений, включая имена родителей.

Научная реконструкция родословной предполагает обращение к таким массовым генеалогическим письменным источникам, как церковные метрические книги, исповедные росписи и ревизские сказки. В данном случае речь идёт о последних двух ревизиях Шуйского рода Кызыльской Степной думы – девятой 1850 г. и десятой 1858 г., о метрических книгах Ужурской Петропавловской, Шарыповской Троицкой, Чебаковской Покровской и Усть-Абаканской Николаевской церквях XIX в. и об исповедных ведомостях Ужурской Петропавловской церкви начала XIX в.
Посильную помощь в подготовке этого исследования оказала прапраправнучка Василия Петровича Итыгина – Екатерина Васильевна Велижанская (Розова, р. 1973), которая также восстанавливала родословную Итыгиных по архивным документам.

Итыгины (по-хакасски – Этегелер, Итегелер) относились к сеоку чода хыргыс, входившие в состав Шуйского рода Кызыльской Степной думы. Они проживали в аалах Поос, Чебаки [Бутанаев, 1994, с. 44, 89; Бутанаев, 2016, с. 167]. В документах XIX в. фамилия зафиксирована в нескольких вариантах: «Итыгин», «Этыгин», «Етыгин», «Ытыгин».
По девятой ревизии 1850 г. и десятой ревизии 1858 г., материалы которых хранятся в Государственном архиве Красноярского края, предки Г. И. Итыгина записаны под фамилией «Этыгин»

В ревизской сказке от 03(15).11.1850 г. в семье 50-летнего Егора Петровича Этыгина (р. около 1800 г.) показан родной брат – 38-летний
Василий, а также дети последнего – 16-летний Игнатий, 13-летний Дмитрий, 8-летний Семён, 5-летний Михайло, а также их мать – 35-летняя Катерина Савельевна. Из биографической литературы об Итыгине известно, что отцом Георгия Игнатьевича был кызылец Игнатий Васильевич, а матерью русская по происхождению Матрёна Сергеевна. Исходя из данных переписи, Игнатий Васильевич мог родиться примерно в 1834 г., а его отец – Василий Петрович – около 1812 г. Пётр Этыгин, возможно, умер до проведения восьмой ревизии, иначе бы год его смерти был указан в девятой ревизии. Однако в графе «Лета по предыдущей ревизии» имеется отметка о том, что Этыгины по указу Енисейской губернской казённой палаты 19 сентября (01 октября) 1841 г. за № 4141 причислены как незарегистрированные восьмой народной переписью.

К сожалению, материалы восьмой ревизии 1832 г. по Кызыльской Степной думе не сохранились. По сведениям профессора
В. Я. Бутанаева, архив думы был утрачен в результате ненадлежащего хранения в советское время. Очевидно, что сведения об Итыгиных имелись в седьмой ревизии 1816 г., с материалами которой работал профессор А. А. Ярилов в конце XIX в. [Ярилов, 1899]. Правда, и эти материалы ревизии сохранились частично: в архиве Кызыльской управы имелись данные лишь по четырём родам из десяти – Кызыльского, Большеачинского, Малоачинского и Игинского [Ярилов, 1899, с. 36].
Тем не менее, Ярилов сообщил, что в делах архива за 1825 г. имелся список из 1421 инородцев разных кызыльских управ, которые не уплатили подати и повинности. На основании списка 1825 г. он привёл фамилии шести остальных кызыльских родов, не дошедших по ревизии 1816 г. Так, среди представителей Шуйского рода зафиксированы Итыгины [Ярилов, 1899, с. 37–38].

Поскольку мы не располагаем подлинными документами за 1816 и 1825 гг., постольку в статье приводится только факт фиксации фамилии по метрической книге Ужурской Петропавловской церкви за 1822 г. В Государственном архиве Красноярского края в фондах № 592 «Красноярское духовное правление» и № 658 «Ачинское духовное правление» отложились метрические книги по церковным приходам Ачинского округа, в которых регистрировались христианские таинства Итыгиных. Согласно записи о рождении/крещении № 205, 29 ноября (11 декабря) 1822 г. у ясашного Егора Петрова Итыгина родилась дочь Лукия (Гликерия), крещена 04 (16) декабря; восприемница (крёстная) – ясачного Лариона Михайлова Тарханова дочь Варвара.
Более раннее упоминание фамилии встречается в исповедных ведомостях Ужурской церкви, начиная с 1818 г. Так, на реке Урюпе (улус Урюп, Староурюпинский) Шуйской волости значится семья в составе 41-летней вдовы Татьяны Семёновны Итыгиной и её детей (Егор Петрович, 16 лет, Василий, 5 лет, Ксения, 12 лет, Настасья, 11 лет, Агафья, 9 лет, Егорова жена Марья Фёдоровна, 15 лет (правильное отчество – Даниловна).
Ранее сведений исповедных ведомостей 1818 г. фамилия Итыгины не обнаружена, хотя сведения об их соседях из улусов Шуйской волости (Шушеначевы, Тархановы, Кукарцевы, Карабашлыковы и др.) встречаются на начало XIX в.
Семья Итыгиных по исповедной росписи 1819 г. зафиксирована на Урюпе как «подворники» у Данилы Фёдоровича Карабашлыкова в прежнем составе, однако старшему сыну Егору вместо 17 лет – 19, а его жене Марии вместо 16 лет – 17.
По данным за 1820 г. Итыгины по-прежнему записаны как «подворники» Карабашлыкова. Наконец, по исповедной росписи 1821 г. вдова Татьяна Семёновна уже живёт своим двором, тогда как Данило Фёдорович Карабашлыков работник во дворе Федота Ивановича Шушеначева; в семье Егора Петровича и Марьи Даниловны Итыгиных записан годовалый сын Игнатий.
Таким образом, в первой половине XIX в. потомки Петра Итыгина проживали в улусе Урюп, затем в деревне Шушь (Шушенской) около Белого озера, а во второй половине столетия потомки Егора и Василия Петровичей Итыгиных обосновались в Божьеозерском, Оракском и Чебаковском улусах.
По ревизии 1850 г. семья Егора (Георгия) Петровича Итыгина состояла из сыновей Игнатия, умершего около 1850 г., и 17-летнего Филата (Феофилакта)15, который ошибочно указан как Филип. У Игнатия двое сыновей: 4-летний Михаил и 3-летний Филип. Из женского пола: 70-летняя Егорова мать Татьяна Степановна (род. около 1780, жена Петра), Егорова жена 45-летняя Марья Даниловна, Егорова сестра 45-летняя Аксинья, Игнатьева жена 23-летняя Татьяна Гордеевна, дочь последних годовалая Марья.
По данным десятой ревизии 21.07 (02.08) 1858 г., глава рода Этыгиных – Егор Петрович – умер около 1857 г. Его мать 78-летняя Татьяна записана с отчеством Семёновна, а не Степановна как в 1850 г. (в исповедных ведомостях с отчеством Семёновна). В метрических книгах в фонде № 236 «Балахтинская Введенская церковь» и по Ужурской Петропавловской церкви были обнаружены книги, в которых удалось найти точные даты их смертей. Так, Е. П. Итыгин скончался в возрасте 55 лет 08 (20) августа 1856 г., погребён 23 августа (04 сентября), причина смерти – убит бревном.

Возвращаясь к семье Г. И. Итыгина, мы вводим в научный оборот выявленные метрические записи о его родителях. В фонде № 658 «Ачинское духовное правление Енисейской духовной консистории» имеются метрические книги по Ужурской Петропавловской церкви. За 1835 г. выявлена метрическая запись № 8 о рождении/крещении Игнатия Васильевича Итыгина. Так 29 января (10 февраля) у ясашного Василья Петрова Итыгина и законной жены его Катерины Савельевой родился сын Игнатей, того же числа и крещён. Восприемниками стали села Ужурского крестьянин Кирило Игнатьев Корелин и священника Федора Милицына дочь девица Параскева.
К сожалению, метрические книги по Ужурской и Шарыповской церквям за первую половину XIX в. сохранились частично, поэтому обнаружить запись о бракосочетании/венчании Василия Петровича Итыгина и Екатерины Савельевны пока не удалось. Зато обнаружена метрическая запись о смерти/погребении Катерины Савельевны по Шарыповской Троицкой церкви за 1860 г.
Согласно записи № 14 жена ясачного из деревни Шуши Василия Петрова Етыгина – Екатерина Саввина умерла 12 (24) апреля (погребена 14 (26) апреля) в возрасте 45 лет от чахотки.
В год смерти первой жены В. П. Итыгин женился второй раз. Согласно записи № 10 от 24 июля (05 августа) 1860 г. деревни Шуши ясачный Василий Петров Етыгин 56 лет обвенчался вторым браком с 38-летней поселенческой вдовой села Солгонского Анфисой Стефановой Ивановой.
В 1863 г. у В. П. Этыгина и его второй жены родился сын Иван. В метрической книге Шарыповской Троицкой церкви выявлена запись о рождении/крещении № 23, согласно которой 28 мая (09 июня) 1863 г. родился, а 02 (14) июня крещён сын ясачного из деревни Шуши Василия Петровича Этыгина и законной жены его Анфисы Стефановны – Иоанн.

Обращаясь к семье Игнатия Васильевича Итыгина в метрических книгах по Ужурской Петропавловской церкви за 1856 г. выявляется запись о бракосочетании/венчании № 90: 05(17) ноября Шуйской управы ясачный Игнатий Васильев Итыгин 22 лет женился на дочери умершего крестьянина из д. Никольской Ужурской волости Сергея Медведева 18-летней Матроне; поручителями (свидетелями) записаны: со стороны жениха – крестьянин Созонт Федоров Бугаев и ясачный Феофилакт Итыгин, со стороны невесты – Шуйской управы ясачные Дмитрий и Семен Итыгины.
Благодаря этой метрической записи за 1856 г. точно установлена девичья фамилия матери Георгия Игнатьевича – Медведева. Изучение материалов десятой ревизии 26.04 (08.05).1858 г. по деревне Никольской позволило найти сведения о предках Матрёны Сергеевны Медведевой. Под № 20 зафиксирована семья Сергея Ивановича Медведева, переведённая из Воронежской губернии указом Енисейской губернской казённой палаты от 31 марта (12 апреля) 1853 г. за № 210623. На момент ревизии 1850 г. Медведеву было 32 года (род. около 1818 г.), однако в год переезда он утонул, о чём сделана соответствующая запись. По переписи
1858 г. в семье С. И. Медведева и его жены Ирины Осиповны (40 лет) было три сына – Филипп (21 год; его жена Татьяна Ивановна, дети Ефим 3 лет и Егор 4 мес.), Дмитрий (17 лет) и Дормидонт (12), а также четыре дочери – Елизавета (14), Акулина (10), Матрёна (7) и Александра (4). Вероятно, в семье было две дочери с именем Матрёна, старшая из которых в 1856 г. вышла замуж за И. В. Итыгина. Конкретное место проживания Медведевых в Воронежской губернии не указано.

В метрической книге Шарыповской Троицкой церкви за 1860 г. выявлена запись № 51 о рождении/крещении Никиты Игнатьевича Етыгина – старшего брата Г. И. Итыгина. Никита родился 06 (18) сентября, крещён 11 (23) сентября; родители деревни Шуши ясачный Игнатий Василиев Етыгин и законная жена его Матрёна Сергеева; восприемники той же деревни ясачный Никифор Николаев Чилимечев и ясачного жена Агафия Никитина Етыгина.

Генеалогическое изучение семьи Георгия Игнатьевича Итыгина и Калерии Семёновны Коростелёвой на уровне потомков ограничим записью о рождении/крещении их сына Еразма (Эразма) (1896−1974), впоследствии известного педагога и писателя, автора книги «Жизнь Егора Итыгина, или Очерки из жизни трудовой интеллигенции Сибири конца ХIХ – начала ХХ века» [Артамонова, 2018, с. 91–95; Она же, 2019, с. 68–74]. В метрической книге Усть-Абаканской Николаевской церкви за 1896 г. согласно записи № 31 Еразм родился 07 (19) сентября, крещён 10 (22) октября. В графе «Родители» записано: «Учитель Усть-Абаканского инородческого училища Георгий Игнатиев Итыгин и законная жена его Калерия Симеонова, оба православные». Восприемники «Коллежский регистратор Антон Иосифов Брингельдт и жена енисейского мещанина Людмила Феодорова Мальцева». Таинство крещения совершил заведующий священник Гавриил Суховский с и. д. псаломщика Павлом Рудаковым.
Необходимо заметить, что точная дата рождения Э. Г. Итыгина по старому стилю указана в путеводителе по документам личного характера, фондам личного происхождения и коллекциям Государственного архива Новосибирской области. Однако место рождения указано неверно – Красноярск, [Новосибирском связанные судьбы, 2014].
В ходе проведённого генеалогического исследования фамилии Итыгиных, можно выстроить следующую патрилинейную цепочку:
Пётр – Василий – Игнатий – Георгий – Эразм.

Изучение материнской линии Медведевых, возможно, продолжить в Государственном архиве Воронежской области. А установить точные даты смерти родителей Г. И. Итыгина помогут метрические книги Чебаковской Покровской церкви, хранящиеся в Национальном архиве Республики Хакасии. Искомые записи об Итыгиных могут встречаться и в метрических книгах Шарыповской Троицкой и Боже-Озёрской Введенской церквях конца XIX – начала XX в., находящихся в муниципальном архиве Шарыповского района, в метрических книгах Ужурской Петропавловской церкви того же периода из фонда № Р-2453 (Отдел ЗАГС администрации Красноярского края), а также в метрических книгах указанных церквей, которые хранятся в Ачинском городском архиве.

С генетико-генеалогической точки зрения перспективным видится изучение прямых мужских потомков Итыгиных по Y-хромосоме для
определения гаплогруппы рода [см.: Нилогов, 2020, с. 57–65] и определение родственной связи с носителями такой созвучной кызыльской фамилии, как Итегечевы (Итигечевы).

---
Демченко. Итыгины. Непомнящих. Розовы.
Красноярский край, Кемеровская обл.,Хакасия,Тыва.
Мой дневник
Velizhanskaja
Модератор раздела

Саблино Ленинградской обл.
Сообщений: 442
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 355
Итыгин Георгий Игнатьевич (1873 - 1928)

В последние годы имя Георгия Итыгина, его жизнь и деятельность всё более вызывает интерес у исследователей Хакасии. Личность Георгия Игнатьевича не осталась без внимания среди историков. И у меня, как у представителя рода Итыгиных, возникло огромное желание дополнить имеющую информацию.
Данное исследование не претендует на законченность и является всего лишь попыткой обобщения накопленного материала.
Если протянуть родственную нить от нашего общего предка Петра Итыгина, получается следующее:
Итыгин Петр – Василий Петрович – Игнатий Васильевич – Георгий Игнатьевич
Итыгин Петр – Василий Петрович – Дмитрий Васильевич – Семен Дмитриевич (мой прадед) – Максим Семенович (мой дед)

Таким образом, Итыгины Игнатий Васильевич и Дмитрий Васильевич – родные братья. Соответственно, мой прадед и Георгий Игнатьевич являются двоюродными братьями.

Дату рождения Георгия Итыгина обнаружить пока не удалось, поэтому ссылаюсь на ранее опубликованные материалы из личного фонда хакасского ученого-этнографа Патачакова Кузьмы Михайловича. Ученый собрал материал не только о жизни Г.И. Итыгина, но и о его сыне Эразме Георгиевиче.
Георгий Игнатьевич родился в селе Чебаки Ачинского уезда Енисейской губернии 2 марта 1873 года в семье инородца Кызыльской Степной Думы Итыгина Игнатия Васильевича.

Местность, где располагалось село Покровское, оно же улус Чебаки (Чебаков) – одна из богатейших местностей Ачинского уезда: в горах золотые промыслы, долины дают отличные урожаи хлеба и трав, окружающие леса изобилуют зверем, а реки и озера – рыбой. За красоту природы Чебаки называли «Сибирской Швейцарией». В селе находилась резиденция крупных купцов и золотопромышленников. Село получило свое название Покровское после основания в нем в 1867 году церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь построена на средства золотопромышленника Захария Михайловича Цибульского.
В 1885 году к Чебаковской Покровской церкви утвержден в должность церковного старосты инородец Никита Игнатьевич Итыгин – старший брат Георгия. В 1888 году 24 января состоялось открытие церковно-приходской школы.
Об этом событии имеется заметка в Енисейских епархиальных ведомостях: «24 января текущего года открыта церковно-приходская школа в селе Покровском (Чебаки). Учащихся на первый раз поступило 18 человек – 15 мальчиков и 3 девочки. Законоучителем утвержден священник Матфей Тыжнов, а учителем – псаломщик Николай Евтихиев; оба взяли на себя преподавание безмездно.» Школа помещается в здании бывшей конторы, пожертвованном золотопромышленником Иваницким. Далее читаем: «…школа открыта в общественном доме…Школьную обстановку обещал устроить золотопромышленник Иваницкий, а отопление и учебныя пособия обещались доставлять прихожане».
Небезынтересна история открытия школы. Несмотря на неоднократные предложения причта открыть инородческую школу в селе Чебаковском, инородцы упорно отказывались, мотивируя свой отказ тем, что с открытием школы они лишатся свободы и наравне с русским населением будут привлекаемы к отбыванию воинской повинности. Школа в Чебаках была открыта только после того, как епархиальный Преосвященный обратился к содействию г. губернатора и авторитетом власти разъяснено было инородцам, что их свобода и после открытия школы останется неприкосновенною, что и от воинской повинности они будут свободны. История Чебаковской школы вразумила инородцев и других дум. По приговору от 1 августа 1888 года была открыта Божьеозерская инородческая школа с трехгодичным курсом.

К.М. Патачаков пишет, что начальное образование Егора Итыгина проходило в Чебаковской школе. Мальчик получил первые уроки по грамоте, письму, арифметике и Закону Божию. Смею предположить, что именно здесь он приобрел веру в высокое призвание учителя, понял значимость этого благородного труда. Наставники привили юному Егору стремление к развитию и получению новых знаний. И в этом выборе будущей профессии открываются для нас такие черты характера Георгия Игнатьевича как самодисциплина, строгость, доброжелательность и открытость. Учитель – очень ответственная профессия. В ней смогут полностью реализоваться только те, кто имеет лидерские задатки, умеет повести людей за собой, привлечь и удержать их внимание своей эрудированностью, методом изложения материала.
Центром подготовки педагогических работников являлась Красноярская учительская семинария, открытая в г. Красноярске в 1873 году, куда и поступает по окончании школы в 1890 году Георгий Игнатьевич.

Личный состав служащих при Красноярской учительской семинарии к 1 января 1890 года:
1. Почетный Попечитель семинарии, Потомственный Почетный Гражданин Александр Петрович Кузнецов, обучался в Техническом Институте С. Петербурга
2. Директор, Статский Советник Иван Тимофеевич Савенков, Кандидат физико-математического факультета Императорского С. Петербургского университета
3. Законоучитель, Протоиерей Михаил Васильевич Солодчин, окончил курс в Тобольской духовной семинарии
Наставники:
1. Русского языка, Коллежский Советник Дмитрий Васильевич Никитский, он же учитель переплетного ремесла. Окончил курс в Орловской духовной семинарии
2. Арифметики и геометрии, Коллежский Советник Алексей Сергеевич Еленев, Кандидат физико-математического факультета Императорского С. Петербургского университета
3. Естественной истории, географии и истории, Коллежский Асессор Павел Степанович Проскуряков, Действительный студент физико-математического факультета Императорского С. Петербургского университета
4. Учитель начального училища при семинарии Губернский Секретарь Федор Дмитриевич Катцен. Окончил курс в Красноярской учительской семинарии
5. Учитель пения и музыки Николай Андреевич Бахирев. Окончил курс в Красноярской учительской семинарии
6. Учитель гимнастики поручик Красноярского Резервного Батальона И.М.Боровский. Окончил курс в Иркутском Юнкерском училище.

При Красноярской учительской семинарии состоит начальная школа для практического ознакомления будущих учителей с делом преподавания. Школа подразделяется на три отделения. Обучение и воспитание ведется в школе с точным соблюдением инструкций Мин. Нар. Просвещения для одноклассных сельских училищ.

Во время учебы в семинарии Егор знакомится с братом (предположительно) своей будущей жены Коростелевым Иосифом Семеновичем. Между ними завязывается тесная дружба. В 1893 году Георгий и Иосиф окончили курс семинарии.

Характеристика, данная Итыгину по окончании курса:

Итыгин Георгий Игнатьевич. Из оседлых инородцев (сагайцев) Ачинского округа, поступил в Учительскую семинарию в 1890 году с подготовкой в сельской школе. Умственные способности и развитие средние, но прилежание и внимание хорошие, что и дало возможность Итыгину окончить семинарский курс в три года. Характер Итыгина скромный и миролюбивый. Изредка проявлял черты упрямства и непослушания. Впоследствие, послушание и исполнительность сравняли Итыгина с лучшими воспитанниками. Любил серьезные чтения, но времени для этого у Итыгина было мало, все время преимущественно посвящал учебным занятиям. В начальной школе, как практикант, Итыгин выразил достаточную умелость и в преподавании и в управлении школою, посему должен быть особенно полезен в инородческой школе. Как учитель кроткий, трудолюбивый и ответственный.

Характеристика, данная Коростелеву по окончании курса:

Коростелев Иосиф Семенович. Поступил в Учительскую семинарию в 1890 году после окончания курса в сельской школе и после службы сельским писарем. Хорошие умственные способности и такая же подготовка в соединении с замечательным трудолюбием, честностью, искренностью и верою в высокое призвание народного учителя выделяют Коростелева не только из круга товарищей его по классу, но и очень большой части бывших воспитанников семинарии. Имея на своих руках семью: мать, сестру и брата, Коростелев, занимаясь в семинарии, в то же время для усиления средств семьи постоянно давал и частные уроки. Доверие Коростелева к своим наставникам и руководителям было безграничным. Между товарищами он был авторитетом, хотя товарищи Коростелева не всегда соглашались с его серьезными взглядами на исполнение учениками обязанностей: так он стоял выше их по своему знанию жизни. У Коростелева была и еще выдающаяся черта характера – его самоуважение. Поведение Коростелева во всяком отношении было безукоризненным. Как практикант в школе был также выдающимся воспитанником: в преподавании и дисциплине он был особенно строг к себе, чем достигал всегда хороших результатов. Любил серьезные чтения, преимущественно по педагогике.
Жаль, что в характеристике не указано, где Иосиф Коростелев проживал до поступления в семинарию. Это упростило бы дальнейшее исследование личной жизни Егора Итыгина.

Итак, в 1893 году Егор окончил курс Красноярской учительской семинарии, и с этого времени начинается его карьера в качестве учителя. Исполнилось ему на тот момент двадцать лет.
Основываясь на воспоминания Патачакова, свою трудовую деятельность Егор Итыгин начинает в Шалоболинской школе Минусинского уезда. Затем переводится в Усть-Абаканское одноклассное приходское училище.

Село Усть-Абаканское (в будущем город Абакан) в то время являлось административным центром Качинской Степной думы, находится в 17 верстах от г. Минусинска, у устья Абакана, на левом береге этой реки. По данным Н.Ф.Катанова в 1859 г. улус Усть-Абаканский состоял из 21 двора. Единственным «культурным очагом» была православная церковь. В 1863 году в Усть-Абаканске была открыта начальная школа Министерства просвещения России. В школе обучалось 12 учеников мальчиков. В первом школьном помещении была комната для занятий, библиотека, общежитие для детей и квартира учителя. В середине 19 века в селе имелось несколько деревянных домов, хлебный амбар, здание пристани Енисейского пароходства и церковь. Строительство церковного здания началось в 1861 году и закончилось в 1864 г. Построенная церковь (приход во имя Св. Чудотворца Николая) была небольшой, деревянной на каменном фундаменте, крытая тесом. Все дома и хозяйственные постройки в селе располагались по линии берега реки Абакан. Здесь находилась школа, лавки купцов, хлебный магазин и большое здание Качинской управы.

В Енисейских епархиальных ведомостях представлен отчет по Усть-Абаканскому церковно-приходскому Попечительству за 1891 год:
Усть-Абаканское церковно-приходское Попечительство открыто 29 июня 1890 года. В отчетном году все внимание Попечительства обращено было на устройство училища в с. Усть-Абаканском. Вследствие обращения Г. Начальника губернии, общество инородцев приговором своим от 20 сентября сего года определило устроить общежитие при этом училище и приготовлять одного из мальчиков-инородцев к занятию места учителя в Усть-Абаканской и Усть-Фыркальской школах. На устройство помещения для общежития общество ассигновало 260 рублей с тем, чтобы исправить старое помещение для общежития и пристроить к нему комнату для класса… Шестого октября здание уже было освящено и открыто. В здании помещаются класс с библиотекой, общежитие и квартира для учителя. Так как на 260 руб. нельзя было выстроить такого здания, то священник Николай Путилов прибег к помощи частных лиц, которые и дали средства на постройку училища. По просьбе священника Путилова Комитет Грамотности выслал ему, как своему сотруднику, 250 книг, к которым он присоединил 36 книг из своей библиотеки и все это передал в училище.
Пожертвовано на построение училища:
От инородной управы – 367 р. 89 к.
Кузнецов И.П. – 400 р.
Картин И.П. – 192 р.
Данилов В.А. – 100 р.
Других лиц – 5 р. 20 к.

В 1892 году священник Усть-Абаканской церкви Николай Путилов, по прошению, перемещен на священническое место к Кавказской церкви Минусинского округа, а на его место перемещен, по прошению, священник Больше-Улуйской Николаевской церкви Стефан Масленников.
1 сентября 1893 года уволен от службы по прошению учитель Усть-Абаканского училища Райков Михаил. А в октябре на эту должность вступил Итыгин Егор с жалованием 330 руб. в год. Здесь же в 1896 году у Георгия Игнатьевича и его жены Калерии Семеновны родился сын Эразм

Обратимся к Памятной книжке Енисейской губернии за 1896. В настоящее время Памятные книжки являются одним из наиболее ценных источников информации по истории и важным источником генеалогической информации. Читаем: Усть-Абаканское одноклассное училище (открыто в 1863 г), Почетный блюститель, Потомственный Почетный гражданин Иван Петрович Кузнецов. Законоучитель, Священник о. Степ. Дмитр. Масленников. Учитель Георг. Игнатьев. Итыгин

Георгий Игнатьевич жаждал знаний и потому искал приложения своим силам на поприще просвещения. В 1897 году, живя и работая в с. Усть-Абаканском, помогает этнографу Кулакову П.Е. в составлении бюджетов инородческих хозяйств, за что получает благодарность Экспедиции. И сожалеет, что не успел закончить бюджет, так как был переведен в другой округ. Об этом он сообщает в своем письме Петру Ефимовичу Кулакову:
«Милостивый Государь, Петр Ефимович! Письмо Ваше от 26 июня сего года с бланками я получил 8 июля, а 16-го того же месяца выехал совсем из с. Усть-Абаканского в Рыбинское…. Очень сожалею, что мне не пришлось пособить Экспедиции изследования близких и хорошо знакомых мне инородцев, тем более, мне это было очень сподручно! … Г.Итыгин»

16 июля 1897 года Итыгин с семьей выехал в с. Рыбинское Канского округа для службы в Рыбинском двухклассном училище, куда был назначен учителем 1-го класса. Здесь он проявил себя как человек деятельный и рачительный. Не без его участия 11 апреля 1898 года в селе Рыбинском в здании местного двухклассного училища начала работать библиотека-читальня.
В 1898 году в семье Георгия Игнатьевича родился второй сын Лев, затем дочь Евгения.
В приходе Рыбинской Петро-Павловской церкви имеется запись от 30 октября 1900 года о рождении сына Владимира «у Учителя Рыбинского 2-х классного образцового училища Георгия Игнатьева Итыгина». Далее узнаем, что 12 июня 1901 года мальчик умирает в возрасте 7 мес. от воспаления легких. А 17 ноября того же 1901 года в семье Итыгиных появился на свет еще один сын, которого нарекли также Владимиром.

В период 1902 – 1903 гг. Георгий Игнатьевич работает учителем Балахтинского одноклассного училища.
В этот период времени служебные интересы Георгия Игнатьевича выходят далеко за рамки круга его обязанностей. Он с головой уходит в исследовательскую работу, занимается составлением коллекции флоры Кузнецкого Алатау и археологическими находками. Обширная коллекция гербария была им отправлена в Ботанический Музей Императорской Академии Наук Санкт-Петербурга. Имя Георгия Игнатьевича было внесено в список крупных собирателей сибирской флоры. Археологические предметы жертвует в Красноярский городской музей.
И, как результат, за отлично-усердную и полезную деятельность в 1905 году Георгий Игнатьевич «Всемилостивейше пожалован» ко дню Св. Пасхи медалью с надписью «за усердие» серебряной нагрудной на Александровской ленте.

24 апреля 1903 года в Енисейской губернии открыло свою деятельность Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим. В этом же году Георгий Игнатьевич вступил в число действительных членов Общества. Деятельность Общества выражалась в оказании материальной помощи действительным членам, в выдаче ссуд нуждающимся, приискании торговых фирм, которые бы изъявили согласие продавать членам Общества свои товары с уступкой, оборудовании квартир для приезжающих в г. Красноярск сельских учителей. Председателем Правления был избран Директор народных училищ Иван Иванович Чтецов. На первом собрании наиболее важным был вопрос о принятии в заведывание Общества учительского санатория на озере Шира. Санаторий устроен по инициативе Валерьяна Тимофеевича Зимина. Инициатор устройства предназначил его для учителей Иркутской и Енисейской губерний, а позднее и для учителей Томской губернии.

В конце 1904 года Георгий Игнатьевич назначен заведующим Ужурского двухклассного училища.
Село Ужур (ранее Учур) расположено на реке Ужур в хлебородной местности и находится от г. Красноярска в 306 верстах, от уездного города Ачинска в 136 верстах. Из гражданских учреждений имеется: почтово-телеграфное отделение, мировой участок, врачебный пункт, волостное правление. Ужурская 2-х классная школа открыта в 1857 году. В Памятной книжке Енисейской губернии за 1905 год читаем: «Ужурское 2-х классное училище – почетный блюститель Яков Гаврилович Марьясов, законоучитель протоиерей о. Константин Любутский, учитель 2-го класса и заведующий Георгий Игнатьевич Итыгин, учитель 1-го класса Иван Иванович Андрякин, помощница учителя Екатерина Николаевна Уварова» В дальнейшем помощницей учителя первого класса была жена Георгия Игнатьевича Калерия Семеновна Итыгина.

12 ноября 1906 года при Ужурском 2-х классном училище открыта народная бесплатная библиотека-читальня. Заведующим библиотекой назначен Георгий Итыгин. В газете «Красноярец» в 1907 г. он публикует заметку о деятельности библиотеки за истекший 1906 год: «Библиотека составилась главным образом из книг, пожертвованных К.А. Станкеевым, Г.И. Петровым, священником А. Любутским, И.Н. Чернышевым, И.И. Евтихиевым, И.П. Фоминым и многими другими жителями села Ужура. В настоящее время библиотека имеет 437 названий, 861 том, на сумму 539 руб. 13 коп. Постоянных читателей в течение 1 года было 97 человек, кроме подростков. Читались большею частью книги исторические и по беллетристике»

В этот период времени Георгий Игнатьевич ведет активную общественную деятельность. Является членом Ужурского кредитного товарищества, корреспондентом отдела текущей статистики Главного управления землеустройства и земледелия, доставляет сведения о состоянии посевов по Ужурской волости, ведет сельскохозяйственно-метеорологические наблюдения.
Уездный агроном Ю. Сохоцкий 3 декабря 1912 года пишет об этом:
«При посещении моем с. Ужура в 1911 году заведующий этим училищем г. Итыгин на мое замечание о печальном состоянии метеорологической станции и о том, что при благоприятных условиях она могла бы быть обращена в сельскохозяйственно-метеорологическую станцию, заметил, что он всегда был бы готов вести наблюдения и поставить сельскохозяйственные опыты, если бы ему были отпущены необходимые для ведения этого дела средства. Я обратился в Метеорологическое Бюро при ученом Комитете Главного Управления Землеустройства и Земледелия, изложивши ему все обстоятельства дела. После двух запросов о плане местности, расположении наблюдательного пункта и о согласии заведующего школой г. Итыгина вести наблюдения по программе, выработанной Метеорологическим Бюро, я недели две тому назад получил от Метеорологического Бюро накладную и извещение, что для Ужурской станции высылаются необходимые метеорологические приборы»

Здесь же, в Ужуре, формировались политические убеждения Георгия Игнатьевича. Пролетариат, руководимый партией большевиков, обеспечил в боевые дни революции 1905—1907 годов передовым учителям и революционно настроенным учащимся реальную возможность изменить (хотя и на короткое время) работу школы. Учащиеся переживали революционные настроения, некоторые учебные заведения сделались центром объединения местных революционных сил. По всей России развернулась упорная борьба трудящихся за свободное открытие школ, без контроля правительства, за расширение объема преподавания. На окраинах России нерусские народы боролись также против русификации школы, за введение преподавания на родном языке. Требовали расширения курсов родного языка и литературы. Высокий подъем творческих стремлений наблюдался в среде демократического учительства.
Об этих днях остались воспоминания Г.И. Итыгина, которыми он делится на страницах газеты «Красноярский рабочий» в 1925 году:
«В 1905 году я жил в селе Ужуре, Ачинского уезда, Енисейской губернии. Весь год проходил под лозунгом: «9 января 1905 г.» Волны революции катились в глухую провинцию. Хотя и редко, но до нас доходили листовки, прокламации Красноярского комитета РС-ДРП. … Даже и в нашем кругу, где толки о политике нередко были гвоздем бесед. Мы, хотя и слабо, все же слышали и о событиях в Одессе, в Либаве, в Кронштадте и, наконец, в Красноярске. … - все это революционизировало нас, захлестывало передовую часть деревни, по которой всюду рыскали жандармы, делали обыски и то там, то тут выхватывали передовиков. Были обыски и у нас – учителей, но мы всегда знали о них вперед… В первой половине декабря 1905 года мы получили №1 «Красноярского Рабочего». Было видно, что революция начинала забирать командные высоты. Низы гудели. Подполье работу свою сдабривало присылкой литературы, брошюр, листовок. Накануне «рождества» 1905 года Т.Н. учил нас петь марсельезу (Тимофей Николаевич Сайлотов – сын декабриста Николая Крюкова, отбывавшего свою ссылку в Минусинске, где он женился на хакаске Сайлотовой. Примечание Итыгина Г.И.) Прошел 1905 год, канула в Лету «Красноярская республика». Наступили годы затяжной черной реакции. Нас судьба порасшвыряла в разные стороны»

Летом 1913 года семья Итыгиных прибывает в Красноярск.
Георгий Игнатьевич назначен учителем VIII начального училища с 1 июня 1913 года.
В 1913 году восьмое училище по числу учащихся занимало второе место среди городских школ. «Школа помещается в собственном здании в Николаевской слободе на углу Щеголевской и Ровной улиц на высокой возвышенности и господствует над всем окружающим районом. Из окон его открывается великолепный вид на весь город. Здание школы деревянное, двухэтажное; оно специально выстроено для школы, по проекту Л.А. Чернышова. Здание школы было выстроено летом 1909 года. К недостаткам школы в настоящем её виде нужно отнести отсутствие квартиры для учителя при самой школе. Учащими в школе состоят: Итыгин, окончивший курс Красноярской Учительской Семинарии, Т.С. Сажина, А.Е. Башурова, М.С. Масленикова и З.Д. Тофт (последние три окончили 8 классов Красноярской женской гимназии). Законоучителем состоит окончивший курс местной духовной семинарии Худоногов, учителем пения Корелин. Заведывание этой школой сосредоточивала в своих руках до последнего времени А.Н. Заорская. Восьмая школа открыта 22 октября 1897 года на средства Общества попечения о начальном образовании. Это пятая и последняя школа, которая была открыта этой просветительной организацией в эпоху ее цветущего состояния. Школа приобрела в Николаевской слободе прочную и солидную репутацию. Родители стараются отдать своих детей именно в VIII школу. В 1913 году в школе училось 134 мальчика и 153 девочки.»

Здесь, в Красноярске, семью Егора Итыгина постигло горе. 2 августа 1913 года скончалась жена Калерия Семеновна.
В метрической книге Всесвятской церкви за 1913 год в части о умерших имеется запись №128: «2 августа (погребена 4 августа) Учителя 8-го Народного г. Красноярска училища Георгия Игнатьева Итыгина умерла жена Калерия Семенова, 40 лет, от воспаления брюшины. Приобщена. Погребена на Троицком кладбище.»

И еще одна потеря в его семье произошла 1 ноября 1913 года. В той же метрической книге читаем запись №165: «1 ноября (погребена 3 ноября) умерла дочь Учителя 8-го Народного г. Красноярска училища Евгения Георгиева Итыгина, 14 лет, от болезни почек. Приобщена. Погребена на Троицком кладбище.»

В ноябре 1913 года Георгий Игнатьевич назначен заведующим 1-й железнодорожной двухклассной школы г. Красноярска.
Проведение через Красноярск железной дороги и постройка железнодорожных мастерских обусловило собою усиленный приток в Красноярск железнодорожных служащих. Эти служащие заняли специальный железнодорожный поселок около станции Красноярск. Вскоре около линии железной дороги вырос целый городок под именем Николаевка. Здесь обосновались по преимуществу железнодорожные служащие, как рабочие в мастерских, кондуктора, машинисты и др. Начиная с 1897 года, городок усиленно рос. Для обучения детей служащих была открыта 10 сентября 1900 г. 1-я железнодорожная школа. Для школы этой выстроено около железной дороги близ Благовещенской улицы большое деревянное здание. Во главе школы до ноября 1913 года состоял Семен Иванович Лысяк.

Кроме служебных занятий Георгий Игнатьевич ищет применения своим литературным талантам. С 1914 года активно печатается в журнале «Сибирская деревня». В журнале главное внимание было обращено на вопросы организации крестьянского хозяйства, кооперации в Енисейской губернии, отводилось немалое место вопросам переселения населения, проблемам сибирской деревни. В статье «К вопросу о безрыбье в р. Чулым» Итыгин поднимает острый вопрос о сокращении рыбы, о систематическом засорении реки: «Основных причин, по нашему мнению, влияющих на уменьшение рыбы, три: увеличение местного населения, несвоевременное вылавливания рыбы раннею весной, до окончания процесса метания икры, и бессмысленное систематическое засорение рек, где водится рыба. … Вопрос этот не праздный, и над ним следует задуматься. У нас есть законы о соболе и др., но закона о рыбе нет. … XX век, с его техникой и изобретениями, будет и веком оскудения естественных богатств нашей родины, и потому следует быть в курсе дела, чтобы не остаться у разбитого корыта.»
Его перу принадлежит не только ряд публикаций, он был еще поэтом. Так, на страницах того же журнала публикуются его стихи и басни.
Басни Егора Итыгина и их мораль:
«Иван» 1914г.
«Живи с соседями дружней,
Так будет прибыльней и веселей…»
«Цыган» 1915г.
«Порядочность всегда порядочностью будет,
И шествует дорогою прямой,
Ступая сильною и твердою ногой;
А низменное по природе существо
Вертится около, кругом,
И силится, чтоб грош казался пятаком…»
«Свинья» 1915г.
«Подумай прежде о других, а после о себе
Вот басенка тебе….
В назиданье прибавить не мешает,
Что плохо там бывает, где о других
Подумывают мало, а лишь нагуливают собственное сало…»
«Сороки» 1916г.
«Поменьше языком мели, побольше делай ты руками…»

В октябре 1914 года Георгий Игнатьевич вступает во второй брак. В метрической книге (часть вторая) Спасской железнодорожной церкви г. Красноярска за 1914 год имеется запись о браке:
«24 октября Заведующий Красноярского 1-го железнодорожного 2-х классного училища Георгий Игнатьев Итыгин вторым браком, 41 год. Невеста: крестьянская девица Таврической губернии, Днепровского уезда, Перво-Константиновской волости Вера Моисеева Кодынская, православного вероисповедания, 20 лет.
Поручители: по жениху – Варшавский мещанин Ян Янович Жихович и крестьянин Енисейской губернии Ачинского уезда Балахтонской волости Арсений Семенов Чулков; по невесте – крестьянин Могилевской губернии Горецкого уезда Пугляевской волости и села Александр Евменов Ставровский и крестьянин Таврической губернии Днепровского уезда, Перво-Константиновской волости, села Григорьева Иван Моисеев Кодынский»

В августе 1916 года родился сын Борис. Об этом событии имеется запись в метрической книге той же Спасской железнодорожной церкви. Георгий Игнатьевич записан как Личный Почетный гражданин.
«13 августа (крещен 4 сентября) родился сын Борис у Личного Почетного гражданина из Кизыльских инородцев Георгия Игнатьева Итыгина и законной жены его Веры Моисеевой, оба православного вероисповедания.
Воспреемники: Студент Казанского университета Еразм Георгиев Итыгин и крестьянка Таврической губернии Днепровского уезда Перво-Константиновской волости Анастасия Савельева Кодынская. Таинство крещения совершил священник Всеволод Бутыркин»

В разгар первой мировой войны, в январе 1916 года, вышел в свет первый номер педагогического журнала «Сибирская школа», издаваемый и редактируемый Г.И. Итыгиным при сотрудничестве учителей Енисейской губернии. Многолетний опыт учительской деятельности привел его к идее специального печатного издания, в котором сибирские педагоги могли бы обсуждать свои профессиональные проблемы, обмениваться опытом, высказываться по наиболее злободневным вопросам состояния образования в губернии и положения самих учителей. В момент основания журнала главными проблемами стали военные события в стране, которые нарушили привычный порядок дел в системе образования. Начавшаяся первая мировая война для учительства России, как и для всего народа, была огромным бедствием. Это прежде всего проблема учительских кадров и материального положения учителей. Многие учителя были мобилизованы на фронт, что отразилось на школах, которые прекращали своё существование. «Сибирская школа» стала не только узкопрофессиональным журналом, но и тем изданием, в котором отразилась общественно-политическая, экономическая и культурная жизнь регионов, общероссийские проблемы в сфере образования. Позже красноярский историк Мешалкин Петр Николаевич писал: «Это был первый педагогический журнал в дореволюционной Сибири. Его издание должно быть поставлено учителю Г.И. Итыгину в крупную личную заслугу». Однако журнал просуществовал недолго. Революционные события 1917 года подвели черту под существованием журнала.
---
Демченко. Итыгины. Непомнящих. Розовы.
Красноярский край, Кемеровская обл.,Хакасия,Тыва.
Мой дневник
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 Вперед →
Модератор: Velizhanskaja
Вверх ⇈