Сборник Харьковского историко-филологического общества: Том 8
Генеральное слѣдствіе о маетностяхъ Переяславскаго полка.
„Генеральное слѣдствіе о маетностяхъ" составлено было въ Малороссіи въ 1729—31 гг., причемъ поводомъ для его составленія послужили
данные гетману Апостолу „рѣшительные пункты". По восьмому изъ этихъ пунктовъ всякое законное имѣніе, какъ Козаковъ, такъ и крестьянъ, оо
смерти отца должно было оставаться за вдовой и дѣтьми мужескаго пола; по девятому—имѣнія, принадлежавшія раньше на гетманскую булаву и розданныя гетманомъ Скоропадскимъ въ частное владѣніе, предписывалось возвратить въ число гетманскихъ имѣній; по десятому—ранговыя имѣнія, роз¬ данныя гетманомъ Скоропадскимъ же въ частное владѣніе, должны были быть возвращены въ ранговое владѣніе генеральной старшины. Съ цѣлями приведенія въ извѣстность имѣній частно-владѣльческихъ, ранговыхъ и свободныхъ, никому еще не отданныхъ во владѣніе, и было произведено, по распоряженію гетмана Апостола, во всѣхъ десяти полкахъ Малороссіи слѣдствіе о маетностяхъ. Разосланные но селамъ канцеляристы опрашивали старожиловъ и отбирали у нихъ „сказки" о времени поселенія каждаго села, объ его владѣльцахъ и о правахъ, въ силу которыхъ послѣднимъ принадлежало данное имѣніе. Къ этимъ „сказкамъ" присоединялись разнаго рода документы на право владѣнія, которые владѣльцы обязывались представить въ полковыя канцеляріи, гдѣ съ такихъ документовъ снимались
копіи 1 )(Черновикъ слѣдствія съ подлинными „сказкамн и старожиловъ сохранился, насколько намъ извѣстно, только для Стародубовскаго полка; эта драгоцѣнная рукопись составляетъ собственность библіотеки А. М. Лазаревскаго). Собранный такимъ образомъ матеріалъ обрабатывался затѣмъ полковой старшиной и сотниками, которые на основаніи сказокъ старожиловъ и представленныхъ владѣльцами документовъ составляли своего рода исторію каждаго отдѣльнаго села и опредѣляли положеніе его въ моментъ составленія слѣдствія. При этомъ, такъ какъ нѣчто подобное „слѣдствію о маетностяхъ" было произведено въ лѣвобережной Малороссіи уже въ 1726 г., когда разосланные по полкамъ великорусскіе офицеры ревизовали имѣнія малорусскихъ владѣльцевъ и ихъ права, то гетманомъ была возложена на полковую старшину задача провѣрки данныхъ ревизіи 1726 года, для чего въ полки были препровождены извлеченія или „экстракты" изъ послѣд¬
ней. Данныя офицерской ревизіи, замѣтимъ въ скобкахъ, оказались послѣ такой провѣрки не выдерживающими никакой критики. Къ осени 1730 г. составленіе книгъ генеральнаго слѣдствія въ полкахъ было закончено, а въ январѣ 1731 года онѣ были вновь пересмотрѣны и окончательно провѣрены съѣхавшейся въ Глуховѣ генеральной и полковой старшиной, причемъ маетности были распредѣлены на 6 разрядовъ или „статей": 1) частновладѣльческія, оставленныя въ наслѣдственномъ владѣніи державцевъ на основаніи 8-го пункта, 2) монастырскія, 3) ратушныя или городскія, 4) ранговыя, 5) свободныя и 6) спорныя или „сомнительныя", окончательное рѣшеніе вопроса о судьбѣ которыхъ предоставлялось гетману, что въ текстѣ слѣдствія обозначалось терминомъ „въ докладъ". Такимъ образомъ генеральное слѣдствіе для каждаго полка слагалось изъ трехъ частей: въ первую входили экстрактъ изъ ревизіи 1726 г. и параллельно съ нимъ помѣщавшіяся свѣдѣнія о селахъ и ихъ владѣльцахъ, собранныя полковой старшиной; вторая заключала въ себѣ постановленный на основаніи этихъ свѣдѣній генеральной и полковой старшиной приговоръ о маетностяхъ; наконецъ въ третьей части помѣщались въ качествѣ приложенія копіи съ представленныхъ владѣльцами документовъ.
Составленныя по такому плану, книги генеральнаго слѣдствія являются драгоцѣннымъ памятникомъ, представляя собою, по справедливому выраженію А. М. Лазаревскаго, „источникъ первостепеннаго значенія для исторіи землевладѣнія въ Малороссіи". Опредѣлять здѣсь ближе это значеніе врядъ ли необходимо, тѣмъ болѣе, что изданныя въ недавнее время А. М. Лазаревскимъ и Н. П. Василенкомъ слѣдствія трехъ полковъ—черниговскаго, кіевскаго и гадяцкаго ^—доставили возможность лицамъ, занимающимся исторіей Малороссіи, познакомиться съ даннымъ памятникомъ въ подлин¬ никѣ и оцѣнить степень его важности. Мы ограничимся въ виду этого лишь указаніемъ нѣкоторыхъ особенностей печатаемаго нами теперь слѣд¬ ствія по Переяславскому полку. ...
I.
Вѣдомость о маетностяхъ полку Переясловского, коликое число в ономъ полку селъ, деревень и слободокъ, и якіе здавна (во ?) владѣніи зоставили, и по якимъ крѣпостямъ, и почему-жъ нынѣ хто владѣетъ и отъ якого времени, по указу ясне велможного его милости пана гетмана сего 1730 году іюня мѣсяця справленная.
Сотня Барышовсная.
57. Городъ Барышевка, села Селичевка, Дернувка, Селища , Коржъ, Рудницкое, Сезенковъ, Власовка , по свѣдителству старожиловъ, якъ они запамятаютъ, з давнихъ временъ суть войсковіе свободніе, и к диспозиціи гетманской надлежатъ, и в вѣдомствѣ сотничомъ обрѣтаются, токмо в общенароднихъ повинностехъ до города помоществуютъ, но на тое в городѣ ономъ жадного указу не імеется, кромѣ на деревню Селичовку в оной ратуши бывшого гетмана Скоропадского унѣверсалъ імеется.
Свободніе, кромѣ села Селичовки, которая но 10 пункту належитъ на ратушъ.
58. Село Ядлувка , по свѣдителству старожиловъ тамошнихъ, якъ они запамятаютъ, здавна до сотнѣ надлежало, подъ видѣніемъ сотничимъ найдовалося и до города в общенароднихъ повинностехъ и подъводахъ номоществовали; а за гетмана Самойловича владѣли писаръ полковій Переясловскій Сава, а по немъ Войця, полковникъ Переясловскій, а за Мазепи владѣла его мати ігуменія; и почему тіе владѣлци владѣлы, неізвѣстно. А по змѣнѣ Мазепиной надлежало до двору гетмана Скоропадского, которій на монастиръ Братскій Кіевскій тое село Ядлувку отдалъ, но зъ оного мона¬ стиря унѣверсалу не обявлено.
Справится с крѣпостми
Сотнѣ Басанской.
65. Местечко Басань з футорами и село Пѣски , по свѣдителствѵ старожиловъ тамошнихъ, здавна к диспозиціи гетманской надлежали, и под
видѣніемъ сотницкимъ обрѣтается, токмо в общенароднихъ повинностяхъ, у подводахъ и в протчемъ до города помоществуютъ; а на тое в городѣ жадного указу не імѣетъся.
Свободное.
66. Деревня Брагинцѣ, но свѣдителствѵ старожиловъ тамошнихъ, якъ они запамятаютъ, здавна до сотнѣ належала и была подъ видѣніемъ сотницкимъ и в общенароднихъ повинностяхъ до города помоществовала, но в ономъ городку на тое указу не имеется, а послѣ завладѣлъ тимъ селомъ судія полковій Чернѣговскій Василій Томара, а по смерти оного владѣетъ нынѣ жена его судина, а по чему, крѣпости не обявила.
Справится с крѣпостми.
67. Село Крупполе (sіс). По свѣдителству старожиловъ тамошнихъ, здавна не было тамъ села, а за Мазепи бывшій полковникъ Переясловскій Дмитрашко оное село осадилъ на войсковой землѣ и онимъ владѣлъ по 'жалованной грамотѣ до смерти своей, а по смерти его от жени его отобрано и отдано Кіево-губернской канцеляріи переводчику Ѳедору Корбѣ которымъ нынѣ владѣетъ жена его Корбы з синами, по жалованной грамотѣ 1719 году, данной мужу ея, помянутому Ѳедору.
По 8 пункту.
68. Село Озеряне, по свѣдителству старожиловъ тамошнихъ, здавна до города Басанѣ надлежало, а за гетманства Мазепиного бывшій сотникъ Басанскій Карпъ Ющенко тимъ селомъ владѣлъ, а нынѣ владѣетъ полковникъ Василій Танскій, а но чему, крѣпостей не явилъ.
Справится с крѣпостми.
Волость Быковская.
69. Села Усовка, Красное , Быковъ , Козацкое , Біълоцерковка и Веприкъ, по свѣдителству старожиловъ Басанской сотнѣ Быковскихъ и протчіихъ, полковникъ Переясловскій Леонтій Полуботокъ тотъ Быковъ з ирисѣлками тими населилъ на войсковой землѣ и владѣлъ оними, а по немъ і протчіи полковники владѣли, а за Мировича хочай гетманъ Мазепа по своей силѣ и завладѣлъ былъ, но по змѣнѣ оного Быковскою волостю Томара полковникъ такъ, якъ и прежніе полковники, даже до умертвія своего владѣлъ, а по умертвім его покойній гетманъ Скоропадскій во свое владѣніе взялъ, почему и нынѣ во владѣніи двору гетманского зостаетъ.
70. Село Старая Басань и деревня Куляжинцѣ, по свѣдителству старожиловъ Басанскихъ, здавна до города Басанѣ к ратуши належали, а в
року 1712 гетманъ Скоропадскій отдалъ деревню Кулажинцѣ Семену Афендику, бывшому перкалабу Сорочинскому, и унѣверсаломъ своимъ ствердилъ в послушенство, а Старой Басанѣ людей иосполитихъ полковникъ Переясловскій Томара оному ж Афендику отвористимъ своимъ писцомъ попустилъ в послушенство, по которому и гетманъ Скоропадскій тихъ Старобасанскихъ посполитихъ людей у послушенство ж своимъ унѣверсаломъ ему Афендику ствердилъ до ласки войсковой, почему и нынѣ жена оного Афендика з синами тими сели владѣетъ.
По 8 пункту.
71. Село Осовецъ, но свѣдителству старожиловъ Басанскихъ, з давнихъ временъ до города и ратуши належало, а потомъ стали владѣть сотники Басанскіе за гетмана Скоропадского Климъ Грищенко, по немъ Ѳедоръ Гудковскій, почому и нынѣшній сотникъ Басанскій Семенъ Климовичъ вла¬ дѣетъ, и яко прежніе сотники, такъ и теперешній на владѣніе того села жадного указу не імѣетъ.
На урядъ сотнитства.
72. Село Щасновка, но свѣдителству старожиловъ тамошнихъ, якъ запамятаютъ, здавна до города и ратуши належало, а за гетмана Самойловича завладѣлъ сотникъ Басанскій Карпецъ, а нынѣ владѣетъ значкового товаріша полку Переясловекого Михайла Забѣли, внука Карпцевого з дочки, жена его по смерти его, а по чему, крѣпости не явила.
С крѣпостми справится
...В подленной ведомости подписъ таковъ: Василь Томара, полковникъ наказній Переясловскій.
Полку Переясловского асаулъ Лука Василіевичъ. Сотникъ
полковій Переясловскій Евстратій Гулакъ.
Стефанъ Афендикъ, сотныкъ Баришполскій.
Николай Афендикъ, сотникъ Воронковскій.
Полку Переясловского сотнѣ Басанской сотникъ Семенъ Климовичъ.
Григорій Зубченко, наказній сотникъ Лѣплявскій.
А вмѣсто Михайла Прохоровича, сотника Бубновского, по прошенію его, Петро Карповичъ руку приложилъ.
Во мѣсто Іосифа Павловича, сотника Яготинского, по его велѣнію, я, Петро Карповичъ, братаничъ его, руку приложилъ.
Во мѣсто Кондрата Івановича, сотника Домонтовского, по его прошенію, я, Андрѣй Стефановичъ, канцелярістъ полковой Переясловской канцеляріи, руку приложилъ.
Во мѣсто Зѣновія Василіевича, наказного сотника Золотоноского, по его велѣнію, я, Павло Кучма, писаръ ратушній Золотоноскій, подписался.
Вмѣсто Павла Поповича, наказного сотника Кропивянского, писати неумѣлого, по его велѣнію, сотнѣ Кропивянской писаръ Кононъ Петрашевичъ подъписался.
Вмѣсто Сави Тоцкого, сотника Гелмязовского, писати неумѣючого, по его прошенію, Григорій Зубченко, товарышъ значковій полку Переясловского, подъписался.
Вмѣсто Семена Кандибы, сотника Пѣщанского, по его прошенію, сотенній писаръ Кропивянскій Кононъ Петрашевичъ подъписалъся
По листамъ подписалъся писаръ полковой Переясловскій Павелъ Черняховскій .
Канцеляристъ Ѳедоръ Данилевскій .
1 СТАТЯ,
Маетности, которіе надлежитъ на нѣноторые чини:
...
Сотнѣ Басанской.
71. Село Осовецъ —24 двора, которымъ владѣетъ сотникъ Басанскій
Семенъ Климовичъ по тому, что оное село на урядъ сотнитства надлежитъ,
2 статя.
Маетности, которіе при владѣлцахъ мѣютъ найдоватися по монаршимъ жалованнымъ грамотамъ и по унѣверсаламъ гетманскимъ, за службы даннымъ.
Сотнѣ Басанской.
67. Село Крупполе— 30 дворовъ, владѣетъ онимъ Кіево-губернской канцеляріи переводчика Ѳедора Корбы жена з сынами по жалованной грамотѣ, в 1719 году данной мужу ея.
70. Село Старая Басанъ —15 и деревня Кулажинцѣ— 8 дворовъ, которими владѣетъ бувшого пиркалаба Сороцкого жена з сынами по унѣвер-
— 278 —
саламъ гетмана Скоропадского, мужу ея даннимъ в 1712 и 1716 годахъ до ласки войсковой.
4 стат’я.
Маетности сумнителніе и в докладъ надлежащіе.
Сотнѣ Басанской.
66. Деревня Брагинцѣ —8 дворовъ, владѣетъ бывшого судіи Чернѣговского Василія Томари жена; а в докладъ надлежитъ до справки с крѣ¬
постми, понеже теперь онихъ не явила.
68. Село Озеряне —25 дворовъ, владѣетъ онимъ полковникъ Переясловскій Василій Танскій, а в докладъ надлежитъ до справки с крѣпостми, понеже теперь онихъ не явилъ.
72. Село Щасновка— 19 дворовъ, которимъ владѣетъ значкового товариша Михайла Забѣли жена, а въ докладъ надлежитъ потому, что крѣпо
стей не явила.
5 с тат’ я.
Монастирскіе маетности.
Сотнѣ Барышовской.
58. Село Ядлувка —50 дворовъ, которимъ владеютъ Кіевского Братского монастиря законники, но крѣпостей не явилы.
6 СТАТ’я.
Маетности свободніе.
Сотнѣ Басанской.
65. Местечко Басанъ з футорами—229 дворовъ, з древнихъ временъ к диспозиціи гетманской надлежитъ, а во владѣніи ни в кого не бывало.
65. Село Пѣски—25 дворовъ, в подданствѣ ни в кого не было.
Въ подленномъ екстрактѣ подписъ таковъ: Сей экстрактъ о маетностяхъ полку Переясловского, по свѣдителству старожиловъ и по крѣпостямъ, отъ владѣлцовъ взятимъ, сочиненній, старшина енералная и полковники слушалы и подписалися: Яковъ Лизогубъ, енералній обозній. За енералного писара правящій Михайло Турковскій. Асаулъ войсковій енералній Іванъ Мануйловичъ. Хоружій енералній Якимъ Горленко. Бунчучній енералній Іванъ Бороздна. Ігнатій балаганъ, полковникъ Прилуцкій, во мѣсто его полковій Прилуцкій писаръ Ѳедоръ Галенковскій по его велѣнію подписался. Михайло Богдановъ, полковникъ Чернѣговскій. Антоній Тайскій, полковникъ Кіевскій. Григорій Грабянка, полковникъ Гадяцкій. В место полковника полку Миргородского, Павла Апостола, того жъ Миргородского полку полковій обозній Васілій Родзянка по его велѣнію подписался,для того, что онъ указомъ посланъ с полкомъ въ пограничніе места рады осторожности отъ непріятелского нападенія, а за его, обозного, яко неграмотного, подканцеляристъ полковой Миргородской канцеляріи Петро Филиповъ руку приложилъ. В небытности господина полковника Стародубовскаго Александра Дурова обозній полковій Стародубовскій Афанасъ Есимонтовскій подписался. Во место полковника Полтавского Васілія]Кочубея, по его веленію, обозній полку Полтавского Лаврентій Никитинъ подписался, для того, что онъ по указу с полкомъ отправленъ въ пограничніе места для осторожности отъ непріятелского нападенія, а*за его, обозного, яко неграмотного, Дмитро Васілевъ Щербакъ, товарищъ полку Прилуцкого значковій, по его прошенію, руку приложилъ. Во мѣсто полковника Нѣжинского Івана Семеновича Хрущова, по его веленію, судія полковій Нѣжинскій Семенъ Чуйкевичъ подписался, для того, что онъ полковникъ для необходимой нужди от’ехалъ сего часу зъ Глухова в Нѣжинъ, купно и за себе подписался жъ. Ігнатій Сахновскій,обозній полку Чернѣговского. Обозній полковій Прилуцкій Михайло Огроновичъ. Во место обозного полкового Миргородского Васілія Родзинки, по эгѳ прошенію, Семенъ Климовичъ, полку Переясловского сотникъ Басанскій, подписался. Обозній полку Кіевского Ѳедоръ Ханенко. Полковій судія Гадяцкій Мартинъ Штишевскій. Судія полковій Стародубовскій Николай Ханенко. Судія полковій Прилуцкій Михайло Ягелнѣцкій.
Вышписанной нодленной екстрактъ по листамъ скрепилы: Василь Томара, полковникъ наказній Переясловскій. Писаръ полковій Переясловскій Павелъ Черняховскій.
Свидѣтелствовалъ войсковій канцеляристъ Ѳедоръ Данилевскій.