Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Книги о Донских казаках


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 14 15 16 17 18 * 19 20 21 22 23 24 25 Вперед →
Zabellisa
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 11496
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 9792
Размещаю по просьбе Гусева В.А.

Добрый день! Уважаемые читатели!
Предлагаю приобрести мои книги!

Я, Гусев Виталий Александрович, проживаю в г. Волгограде, историк, занимаюсь исследовательской работой в области генеалогии и истории донского казачества. Мои предки – донские казаки. За продолжительное время работы в архивах ГАРО, РГАДА, РГВИА, РГВА, ГАВО накопилось много копий архивных документов 17-нач. 20 вв., которые необходимо публиковать, чем занимаюсь в настоящее время. Уже вышло из печати 3 моих книги, на март-апрель 2014 г. намечен выход 4 книги. Идет подготовка 5 книги.

Всем кому интересны мои книги, обращайтесь по тел. 89023641710 или пишите на: guseffv@mail.ru

Концепция данных выпусков – предоставить читателю возможность лично ознакомиться с источниками, после чего он сможет самостоятельно оценивать качество научных или научно-популярных трудов по истории и генеалогии казачества. Широкие массы интересующихся этой темой, особенно под влиянием выложенного в Интернете огромного количества разных откровенных «сочинительств», за незнанием источников охотно верят таковым. В последнее время каждый может объявить себя историком и писать все, что ему заблагорассудится, путая при этом исторический и литературный подход. Архивные изыскания для таких авторов – занятие сложное и непопулярное. А когда недостает фактов и источниковедческой базы для выдвинутых ими версий, в качестве аргументации используются «предания», под прикрытием которых очень удобно сочинять все, что приходит в голову.



ПРОДАЮ КНИГИ:

-ПРИСЯГИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ 1718 год. Материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск I.

-"О происхождении донских казаков". Материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск 2.

-Поселение на Волге ДОНСКИХ КАЗАКОВ. XVIII век. Материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск 3.

-готовится к выпуску:Сказочные казаки на Дону. Переселение на Терек сказочных и волгских казаков. XVIII век. Материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск 4.

-готовится к выпуску: Служба донских казаков. XVII-XVIII века. Материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск 5.

содержание книг
Лайк (5)
Орленко Наталья
ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ

Орленко Наталья

г.Ростов-на-Дону
Сообщений: 3130
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2024
>> Ответ на сообщение пользователя GuseFF Vitaly от 29 декабря 2020 22:38

А причем тут этот герб?! Он к роду Никифора не имеет отношения
GuseFF Vitaly

Сообщений: 361
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 344
ПЯТИИЗБЯНКА и БЕКЕТОВКА. «Связь времен» из истории моего рода

Я родился на родине мамы в Иловатке Старополтавского района. В августе 1968 года дней пяти от роду родители привезли меня в БЕКЕТОВКУ. С той поры, если не считать двух лет службы в Советской армии, я постоянно проживаю в «СОЛНЕЧНОЙ БЕКЕТОВКЕ» города Волгограда. Бекетовка основана в сер. XVIII века как слобода астраханского губернатора Никиты Афанасьевича БЕКЕТОВА, в XIX веке относилось к Отрадинской волости Царицынского уезда Саратовской губернии.

Мои предки ГУСЕВЫ пошли от некрасовского казака Наума Семеновича Гусева, который «родился я на Кубани в Некрасовских станицах от казака, во владении татарских саваскиров» примерно в 1718 году, «остался от отца и от матери в сущем малолетстве, почему и воспитан был в сиротстве сестрою своею родною до 15 летняго возраста», а в 1738 году прибежал «в город Азов к Генералу аншефу Василью Яковлевичу Левашеву, сказав ему, что идет кубанской Саваскир с немалым войском для взятья Города Черкаскова и донских казачьих станиц», «в том зделалась тревога с пушачною пальбою» и вражеское татарское войско отогнали от казачьих городков. Наум Гусев «отпущен был по желанию … на Дон, где на первой случай от Войска Донскаго и принят был в число казаков», сначала «выпросился на малое время в город Черкаской к своим родственникам», а после обосновался в Пятиизбянской станице, там его «женили … на дочери казацкой, с которой и прижил … семь сынов», «и с самого того времяни продолжал … службу, и был в Пруском и в протчих походех». Из его детей – Самойла Наумович Гусев «казак Пятиизбянской станицы, с 1777 года в отставке», мой прямой предок в 8 поколении. Один из его братьев – Антон Гусев «отставной Войсковой Старшина, казак Пятиизбянской станицы; умер в январе 1822 г.». А его внук есаул Семен Козьмич Гусев, в 1858 г. был атаманом Пятиизбянской станицы. «Есаул Войска Донского жительство имею Второго Донского Округа в станице Пятиизбянской, где и родился, веры Православной, на исповеди почти постоянно бываю и в последний раз бытностию в Черкасске в Великом посту прошлого 1857 года был на исповеди и у Св. причастия, в тамошней Троицкой церкви, и как сам я и дети мои, и даже все предки наши были крещены и венчаны в Православной церкве, отличий по службе никаких не имею». Как внук «штаб-офицера» и сын «служилого хорунжего» получил дворянство, а «по заслугам есаула Гусева определением Войскового депутатского собрания от 8 мая 1864 г. признаны в дворянстве его дети». А вот на счет того, что «все предки наши были крещены и венчаны в Православной церкве» есаул лукавил. Иначе бы дворянства ему не видать, от рождения «будучи раскольником», и все его пращуры «веру исповедовали по преданию предков старообрядческую, именуемою правительством раскольнической». Но через обряд единоверия «присоединился с Святой Православной Кафолической церкви через Св. миропомазания» и тем самым к дальнейшнему карьерному росту более препятствий не было. Проживал в хуторе Калаче Пятиизбянской станицы. Скромничал есаул Гусев и по поводу якобы отсутствия отличий по службе – на самом деле имел Серебряную медаль за покорение Варшавы 1831 года и Золотой Польский Знак отличия за военное достоинство 4 степени.

Сын Самойлы Гусева – Яков Самойлович Гусев, казак Пятиизбянской станицы, «в службу вступил» 1 января 1795 г.; в 1797-1800 гг. служил в Вифляндии; потом на Кавказской линии, «в действительных сражениях с горцами и персами», произведен в урядники 27 сентября 1806 г.

Урядник Федор Яковлевич Гусев в службе с 1 января 1813 года. На фотографии его внук – Гусев Семен Хрисанфович казак Пятиизбянской станицы, переписи 1896 г., трубач Лейб-Гвардии Его Высочества Цесаревича Атаманского полка. Приказом № 779 от 22 ноября 1905 г. произведен с 3 октября 1905 г. в младшие урядники. Другой внук, а мой прадед – Гусев Игнат Харитонович, казак Пятиизбянской станицы. В 1889 г. – «раскольник» хутора Грачева Пятиизбянской станицы. С семьей в конце XIX века переселялся в Сибирское казачье войско, но вернулся и в 1902 г. «по приемному приговору Пятиизбянского станичнаго общества зачислен в войско Донское в среду названнаго общества казак Сибирскаго войска (Усть-Каменогорской станицы военнаго 3 округа)». В 1918 г. проживал в семьей в хуторе Вербовском. Во время Гражданской войны в боях против красных получил тяжелое ранение, от которого умер в 1919 г.

И вот на днях я получил «РЕВИЗСКАЯ СКАЗКУ»
«1858 года Апреля 21-го дня Саратовской Губернии Царицынскаго уезда села БЕКЕТОВКИ крестьянам Есаула Семена Казьмина Гусева», где значится крестьянин ДУБРОВИН, который «Куплен с семейством в 1857 году у Есаула Астраханского казачьего войска Николая Попова». Но самое примечательное, что в 1889 г. тот самый ДУБРОВИН ужа записан как КАЗАК хутора Колпачевского Пятиизбянской станицы, а 8 августа 1918 г. он же ДУБРОВИН, с женой записан в списке «граждан х. Вербовского Пятиизбянской станицы имеющим право избирать и быть избранным на Большой Войсковой Круг». Вероятнее всего есаул Гусев поселил крепостного ДУБРОВИНА в своей станице, а после отмены крепостного права 1861 года, к 1889 году его приняли в казачье сословие станицы Пятиизбянской.

Таким образом, при тщательном изучении документального прошлого, вдруг оказалось, что Пятиизбянская станица Области Войска Донского и Бекетовка уже имели место в нашем роду.

Много интересного о предках-казаках читатель найдет в сборниках "Материалы по истории и генеалогии казачества". Всем, кому интересно, обращайтесь: Гусев Виталий Александрович 8-902-364-17-10 #архиввиталиягусева

Прикрепленный файл: Гусев Семён Хрисанфович-.jpg
---
история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ
GuseFF Vitaly

Сообщений: 361
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 344
Новые известия об атамане КУБАНСКОГО ВОЙСКА Саве ПАХОМОВЕ

Русско-турецкая война 1686-1700 гг. закончилась Константинопольским мирным договором 3 июля 1700 г. Одним из важных достижений было взятие русскими войсками Азова. Турция потом вплоть до 1710 года делала вид, что якобы смирилась с потерей столь стратегического объекта. А между тем мирная жизнь сразу же внесла свои коррективы. Вчерашние противники обменивали пленными. В Азов и в Черкаской из Турции, Крыма и Кубани приезжали с товаром торговые турки, татары и греки. А заодно привозили «с оказией» и невольников «на окуп» и «розмену», за что имели свой процент. 5 мая 1701 года «приехал с Кубани мурза Алабердеем завут, а привез на окуп рускова полоненика». Но сначала желал получить «за него окупу ста тритцати рублев», а затем, передумав, требовал «татарина да ведра вина», а в третий раз «просил татарина ж да тритцати рублев денег». «И в том во всем ему, мурзе, отказано». Тогда мурза стал хвалиться, что как поедет обратно на Кубань, «на дороге возьмет человек пять или шесть» русских людей.

А далее самое интересное!

Как известно, «раскол» на Дону привел к оттоку части донских казаков, приверженцев «по преданию предков» старых обрядов, на Куму и Аграхань. В 1692 г. на Дон пришла ведомость, что казаки-раскольники частично «великим государем вины свои принесли … и пришли на Терек», а «которые непокорны» оставались, с Аграхани просились у «салтана» «перевесть их к Черному морю, и поселитца по Кубану». Под властью «босуман» казаки вместе с ними периодически совершали набеги на донские казачьи городки. В историографии считается, что изначально возглавлял «Кубанское войско» атаман Савелий Пахомович Пахомов и «был их бессменным предводителем с момента оседания на Кубани или с 1695 г., когда погиб Лев Маноцкий». В документах именовались «кубанские», «воровские казаки» или «ахреяны». Именно к ним в 1708 году Игнат Некрасов и привел своих казаков, за которыми далее окончательно закрепилось еще и прозвание – «некрасовцы», «некрасовские казаки».


Вернемся в 1701 год. Тот «русский полоняник» в азовскую «приказную полату взят и допрашиван», а при «ропросе» оказался смоленским шляхтичем (наверняка имел польские корни), «служил по шлехетцкому списку во дворянех», по фамилии Труневский, был он «на службе великого государя под Озовым в полку боярина и Большого полку воеводы Алексея Семеновича Шеина», «и посылан был … на отводной караул на речку Кагальник, и … взяли ево … в полон воинские люди кубанцы и привезли на Кубань», жил у ногайца, «работал у него всякую черную работу», а осенью 1700 г. продан на Куму ахреяну … … Киселеву. В апреле 1701 г. дошли слухи, что в Азове «чинят руским людем на татар розмену, и он … бил челом ахреянскому атаману Савке Похомову», «отпустить для окупу в Азов». Атаман Савва Пахомов призвал к себе его хозяина «ахреяна» Киселева и велел отпустить невольника до Азова «для розмены бес порук», но прежде целовать «святую икону, что ему без окупу никуды не уйти». Цену, чтоб дали за него, атаман назвал в «тритцать пять рублев». В ту эпоху крестоцелование имело большую силу. Сейчас нам трудно это понять. По идее, если бы за него в Азове или на Дону денег никто бы не дал – он обязан был вернуться «в неволю». И что он именно так и сделает, ни у кого особых сомнений не было.


17 мая 1701 года «из Азова на Кубань … писано», что мурза Алабердей, «говарил трои разные речи» и в ставку наместника крымского хана на Кубани Копыл из Азова направили подьячего Ивана Дровнина для сыску, «чтоб по тем ево похвальным словам какова от нево воровства и в мирном бы договоре меж обоих государств нарушения не учинилось», «а охреянов атамана Савку Пафомова, … Киселева сыскав, допросить…», ведь и к показаниям смольянина Труневского были вопросы.

Иван Дровнин с казаком и Труневским заехал в аулы Алават мурзы, но мурза говорил: «то дело не их юртовое, а то де дело торговое». Дровнин прибыл в Копыл, куда вызвали и атамана Пахомова и ахреяна Киселева на очную ставку.

ПРОШУ ЗАМЕТИТЬ – прибыл царский подьячий и встречался с мятежным атаманом, а для Москвы с признанным «вором и изменником». Вот что значит МИРНЫЙ ДОГОВОР. И подданный крымского хана, а значит и турецкого султана, враг Московского государства – Кубанского войска атаман, участвовал в розыскных мероприятиях царского посланца.

Встреча состоялась. Подробно опрошены атаман «Савка Пафомов», ахреян Киселев, торговые татары, шляхтич Труневский. Если кратко, как «Труневского привезли из гор черкесы», «и атаман Савка, сторговав ево», деньги велел заплатить ахреяну Киселеву. А когда стал проситься смольянин «на окуп», «сулил» хозяину, что за него в Азове дадут немало денег да одного или двух татар. А ахреян засомневался: «где де тебе взять двух татар или татарина да тритцать рублев денег». Но Труневский заявлял, мол он знатного рода, а за него «в Азове пожалует думной дворянин и воевода Степан Богданович Ловчиков двух человек татар и деньги государевы» …


А подробности читатель найдет в 16 сборнике "Материалы по истории и генеалогии казачества". Всем, кому интересно далекое прошлое предков-казаков, обращайтесь: guseffv@mail.ru Гусев Виталий Александрович 8-902-364-17-10 #архиввиталиягусева

Прикрепленный файл: Сава Пахомов.jpg
---
история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ
GuseFF Vitaly

Сообщений: 361
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 344
О СУРОВЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНИ В ЗЯТЬЯХ БЕДНЫХ КАЗАКОВ

Жаловался в 1701 году «конной службы казак Афонасьева полку Колошинова … Машков», что «Черкаска города казак … Жилин, подговоря из Азова женишку мою …, збежали, пограбя все животишки мои», а унесли: «образ Пресвятыя Богородицы Казанские в окладе серебреном … шубку холодную кумачною красною с круживом мишурным да с пухом … три сарафана крашенинных … четыре сароки … сапоги мужские говяжьи». А на днях приходил к нему в Азов донской казак Богаевской станицы и намекнул, мол, знает, где и с кем его женушка скрывается, а за более точную информацию просил «шесть рублев». Покинутый и ограбленный муженек бросился с жалобой в «приказною полату» с требованием «сыскать и допросить» того казака, а уж он укажет место «хороньбы» беглой супруги. И по «словесному челобитью» богаевский казак «в Азове сыскан и в приказной полате допрашиван», и сообщил, как по подговору «Черкаского городка Скородумовской станицы» казака, он договорился, «тое бабу и казака …перевез в лотке через протоку, и пошли в Скородумовскую станицу». Ее искали и «приезжали из Азова два человека черкас конной службы; а посулено де было тем черкасом по три рубли человеку», если отыщут. Но они никого не нашли. А «брал ее … по знакомству Рыковской станицы х казаку … прозвище Лоб», которому та женка и говорила, «чтоб он приехал по нее в лотке в Азов и свести бы ему в Черкаской к матери».

И за это «думной дворянин и воеводы Степан Богданович Ловчиков» приговорил тому «черкаскому казаку … Жилину за подговор … жены Мошкова учинить наказанье: бить кнут нещадно … бит кнутом на казле и дано ему тритцать ударов».

А в те же числа «била челом » Войску Донскому казака Мошкова «теща Малашка». И ДАЛЕЕ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ!

Что мы знаем о зятьях?

По общепринятому представлению, бедные казаки «водворялись в зятья» к более богатым семьям и до самой смерти тестя и тещи горбатились на них чуть ли не в ранге батраков. Так в первой половине XIX века у сотника Пятиизбянской станицы Дмитрия Горина была дочь с детства хромая, замуж, конечно же, никто не брал, тогда и «приняли зятя» казачьего сына из хутора Немкова Верхне-Чирской станицы Барыкина. Так и пошла пятиизбянская линия славного казачьего рода Барыкиных. Кстати, в 15 сборнике (Служба, быт и бунт донских казаков XVIII век: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. XV / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2022. – В сборнике вновь затронуты важные и малоизвестные страницы донской истории XVIII в.: много нового о борьбе с враждебными южными соседями, о «беглых людех», которые «сошед на Дон, служили в Войску», а по взятым у «старых знатаков» «о приходе их на Дон скаскам» в 1728 г. только в Черкасске таковых явилось даже среди «атаманских зятьев и протчих знатных козаков со 100 семей», о разбойниках из русских городов, имевших тесную связь с Доном, а после «розбою» и «душегубства» нередко живших в казачьих городках, о «булавинцах» и «некрасовцах», о шпионах атамана Игната Некрасова, о бытовых сценах из жизни казаков), есть точные данные о родоначальнике БАРЫКИНЫХ – беглом крестьянине князей Одоевских, после схода на Дон жил «в городке Верхних Чирах».

Нередко зятья оставляли свои родовые и брали фамилии тестя или тещи. И иногда так и писались «ШУМКОВ ЗЯТЬ», «ЛУКАВОГО ЗЯТЬ», «МАРВИН ЗЯТЬ» и т.д. А затем «ЗЯТЬ» терялось, и оставались казаки «Шумковы», «Маврины» да «Лукавовы».

Итак, казачья жена МАЛАНЬЯ в Черкасске перед войсковым атаманом Лукьяном Максимовым «словесно» объявила, что «в прошлых де годех выдавала она, Малашка с мужем своим …тое дочь свою … за» казака Сиротинской станицы Машкова «и приняли де ево к себе во двор», и договор «у них был при сторонних людех, что ему, зятю их …, жить у них во дворе десять лет, и поить ему их и кормить, и всякую де работу работать», а как «ВЫЖИВЕТ у них во дворе десять лет», отдана ему будет «ис пожитков третья часть». А если покинет раньше установленного срока – платить ему сто рублей. Ну а ежели тесть с тещей зятю «по договору ж десяти лет ВЫЖИТЬ НЕ ДАДУТ» - тогда платить «сто рублев» им.

А зять Мошков якобы «против договору десяти лет не выжил, и от них де збежал, и лошедей у них де увел, также и иных пожитков снес много; а жену де свою … покинул». На словах все выглядело не так сурово. Но представили еще и «ЗАПИСЬ» 1699 года, по нашему считай «брачного договора», где муж МАЛАНЬИ при свидетелях подписывался, что «принел … зятя к себе… Сиротинской станицы в двор на десеть лет прожитку своево третью долю жеребей», а если за десятилетний срок он помрет, а жена его вновь замуж выйдет, то зятю «взять третьи жеребей». А вдруг начнут зятя изгонять со двора, то может «жалитца добрым людем». Ну а СОБЕРЕТСЯ НА РУСЬ ВОЗВРАТИТЬСЯ, то жены и семьи «ему не давать»! И все это время зятю «против приговору казачьева» на кабаках не пьянствовать и «в зернь не играть». А станет «запиватца» или еще какое «ЗАПИСИ» несоответствие будет, а пеню в 100 рублей за это не отдаст, то без созыва КРУГА – «отбить руку», а «глас выколоть» и «СОСЛАТЬ ЕГО С ПОЛЯ», а жены не давать! Вот на такие страсти приходилось подписываться!!!

Правда, зять МОШКОВ поведал иное: когда он на следующий год после взятия русскими войсками у турок АЗОВА «ходил в поход на море», а вернувшись, заболел. Но теща его в дом не пускала и даже убить хотела. О чем он извещал атаману и тещу в круг вызывали. Но теще атамановы приказы нипочем. Хоть и порешили на кругу жить МОШКОВУ в тещином курене, но «Маланья, в курень заперлася и ево … в курень не пустила». Пришлось вначале проживать у казака «той же станицы» по прозвищу САМАРА, а далее идти в Азов «на жить» и записываться в конную службу… А теща «Маланья, вышла замуж за казака», видать тесть скончался… И вроде бы «по той записи неустойки ево нет».

Конечно же, это все очень КРАТКО, а все подробности читатель найдет в 16 сборнике "Материалы по истории и генеалогии казачества". Всем, кому интересно далекое прошлое предков-казаков, обращайтесь: guseffv@mail.ru Гусев Виталий Александрович 8-902-364-17-10 #архиввиталиягусева

Прикрепленный файл: Маланья.jpg
---
история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ
KORNILOVES

KORNILOVES

сибирь
Сообщений: 448
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 369
Виталию Александровичу известна книга "Донские дела" по документам с 1594 по 1640 год, издана в Санкт-Петербурге, 1898 год? Очень информативная и интересная книга по истории Донского казачества...
СТОКРАТ

СТОКРАТ

Ростовская область
Сообщений: 3433
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 4411
KORNILOVES
Разумеется, у него в какой-то книге и говорилось, что более 100 лет со времён выхода "Донских дел" никаких новых документов в научный оборот не вводилось.

[q]
Часть документов из переписки Посольского приказа с донскими казаками «Донские дела» были единственным масштабным изданным источником по истории прошлого донских казаков, но до 1917 г. Дружинин В. Г. успел подготовить и представить дела только с 1594 г. до 1663 г. Задача этого сборника – дополнить комплекс публикаций по XVII веку. Кроме материалов из РГАДА «Донские дела» (ф. 111), использованы документы из фондов «Разрядного приказа» (Ф. 210): «Столбцы Московского стола (Оп. 9)», «Столбцы Новгородского стола» (Оп. 11). «Столбцы Белгородского стола» (Оп. 12), «Столбцы Приказного стола» (Оп. 13), «Столбцы Севского стола» (Оп. 14), отрывки и россыпи документов (Оп. 24). А так же из фондов "Сношения России с Турцией" (Ф. 89), "Сношения России с ногайскими татарами" (Ф. 127), «Сношения России с Крымом» (Ф. 123).
[/q]
---
АЖИНОВ,ЗАЖЕРИЛО,СНЕГОВОЙ,ДМУХ,ТОПОЛЬ,СЕМИГЛАС(ОВ),БИБЛЫЙ,СЛЕСЬ,ПИГИДА,МАЛЬНЕВ,СОРОКОЛЕТОВ-ВСЁ
ИМЕННЫЕ СПИСКИ ДОНСКИХ КРЕСТЬЯН
На пыльных тропинках
Далёких планет
Останутся
DrewoRoda
Новичок

Воронежская область
Сообщений: 10
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 10

KORNILOVES написал:
[q]
Виталию Александровичу известна книга "Донские дела" по документам с 1594 по 1640 год, издана в Санкт-Петербурге, 1898 год? Очень информативная и интересная книга по истории Донского казачества...
[/q]

Доброго времени суток всем!
Спасибо за информацию про книгу. Пока только открыла и первые строки прочитала. Но сразу встречается фамилия, нужная мне. Я пытаюсь отследить линию КАРПОВЫХ. Мама говорила, что их род идёт от дворян. Но я была маленькая. Были советские времена, и я, разумеется, только отмахивалась от рассказов. Сейчас жалею об этом. А бабушка говорила, что Карповы не хотели её брать в жены Карпов у. Почему? Тоже тайна. Фамилия бабушки в девичестве - СОИНА. Но среди казачьи фамилий я такую не видела ни разу. Может быть, у кого-то есть информация по этой фамилии?

GuseFF Vitaly

Сообщений: 361
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 344
ИЗ ДВОРЯН ВОРОЖЕЙКИНЫХ – В ДОНСКИЕ КАЗАКИ

О казаках Ворожейкиных много уникальных сведений можно прочесть в 16 сборниках «Материалы по истории и генеалогии казачества».
Фамилия иногда писалась «Ворожеин», «Ворожакин», «Ворожекин», «Ворожеев». От слова «ворожей» - колдун, заклинатель, и вроде бы даже считалась «непристойной». Но время от времени и среди казаков находились желающие поколдовать. Приведу несколько эпизодов:

Сыскные дела о донских казаках XVII-XVIII вв.: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. X / Авт.-составитель Гусев В.А. Волгоград. 2017.
Служба, быт и бунт донских казаков XVIII век: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. XV / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2022. – в 1717 г. донской казак … Щедрин был представлен царю Петру, ибо уверял: «ежели повелит царское величество вора и бунтовщика Игнашку Некрасова взять с ево братьею ворами ж, и он…их возьмет», а «выучился он … воду и туман напущать», «и колдовства в той науке и призывания нечистых духов нет», «то дело может он … действовать каменем …камень спрятал тайно … такие каменья родятца во птице вороне, а вынимают в одно время весною в Великой пост …».

Служба донских казаков XVIII век. Мятеж на Дону по случаю указа о поселении семейных казаков на Кавказскую линию: материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск XI. / Авт.-составитель Гусев В.А. Волгоград. 2018. – Когда в 1794 г. «доставленные в Войсковое гражданское правительство беглые из Таврии господ походного атамана армии подполковника Тимофей Денисова и полковника Данилы Грекова казаки во оном правительстве допрашиваны и показали», как «догнал их полковник Гадлевской с командою», то казак Кременской станицы Бирюлькин утверждал, что он знает заговор, «при распущенных знаменах, поставя образ Николая Чудотворца, ворожа объявил им», пройдут свободно, «что им нихто ничево не зделает»; и еще «пуще утвердясь в своем намерении, возвратиться не согласились». А казака-ворожея послали к полковнику Годлевскому, «на переговорку», с замыслов и его затуманить, где его полковник схватил и привязал к повозке, чтоб не утек…


Служба донских и яицких казаков XVII-XVIII века: материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск XIII. / Авт.-составитель Гусев В.А. Волгоград 2020. – 1692 г. «били челом … Белогороцкого розряду донских кормовых казаков детишки и братья, и племянники, и родственники … Ворожеин … В прошлых, государи, годех деды и отцы, и дядья, и братья, и многие родственники наши служили вам, великим государем, з донскими кормовыми козаками и на ваших великих государей службах побиты, а иные в домех своих померли, а на их места нихто не пожалованы».

Поселение на Волге донских казаков XVIII век: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. III / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2013. 288 с. (Продолжение дела со списками казаков записавшихся к переселению на Волгу с данными по каждому о происхождении, семье и службе, заверенные станичными атаманами и стариками 1732-34 гг.). Арженовской станицы казак … … Раев, о себе свидетельствовал, что «казачей с[ы]н, а родина моя на Бузулукя в Осиновской станице … Жил я на Бузулуке в Яминской станице десеть лет, да в Михайловской станице жил десеть лет, а в Оржановскую станицу пришел тому десеть лет … Был я от станицы в службя в Низовом корпусе». А обвинялся «в бою дочери» казачки «Овдотьи» и снимании с нее «серги и перевяски», и при допросе «марта 4 дня 1733 году» подтвердил, что действительно избивал девку, но ничего с нее не снимал, мол «показала мать ея … по злобе», потому что прежде у него была стычка с сыном ее казаком … Ворожейкиным, даже из ружья по Раеву палил, но после «во оном бою и помирился».

А Кобылянской станицы казак … «Гладило» в том же 1733 г. показывал, что их «станичный атаман … Петров», обзывал записавшихся к переселению на Волгу – «изменники Ея Императорскому Величеству и Данскому Войску», и для нас «хуже орды». «А свидетели при том были записавшияся ж казаки … Ворожейкин». А при очной ставке «Записавшейся ж казак … Ворожейкин в ответах показал: станишной атаман … Петров в марте м[е]с[я]це записавших казаков называл: хуже-де ты арды, а изменниками не называл».

От этого казака пошли волгские, а затем терские казаки ВОРОЖЕЙКИНЫ.
О них подробно Сказочные казаки на Дону. Переселение на Терек сказочных и волгских казаков XVIII век: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. IV / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2014. – 1778 г. «Список имянной способным к переселению на новозаводимую Моздоцкую линию Волскаго Войска старшинам и казакам с их женами и детьми … Ворожейкин 40 – на линии, жена ево …. Дети их: …», «Болыклеевской станицы семейство служащих казаков … Ворожейкин … жена …дети …».

Казаки на Дону, Волге и Кавказе XVIII век: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. XIV / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2020. – Из бумаг 1779 г. «начальника заводимой от Моздока к Азову линии первой части крепостей», «Волскаго Войска казак … … сын Каблов допрашиван и показал нижеследующее … Назад тому дней с пять, будучи в табуне казачьем у пазьбы лошадей, в которой нанялось нас шесть человек до Рождества Христова поехали обще с казаком … Зарешным искать поехавшаго казака … Ворожейкина на Коргоков брод … а каким образом барана украли, того не знаю, но только по сварении мяса все бывшие в табуне казаки и старшина Заикин ели обще заведомо краденова, в том числе в ночь и сказанной Ворожейкин, приехавшей с повоскою, находился …».
«Именной список, которые не написаны в списке и находютца бес провинта: Крепости Святого Георгия … Казака … Ворожейкина дети: сын … 2 года, дочь … 9 лет»

«Ведомость находящемуся в крепости С-го Георгия казачьему семейству мужам з женами … Ворожейкин …, жена ево … . Мать ево вдова …, дети ее…».

Были Ворожейкины в хоперских станицах.

Служба донских казаков XVIII век. Запорожские и донские казаки в Приазовье 1699 – 1705 годы. Отставные казаки Войска Донского 1775 год: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. VII / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2015. – среди отставных казаков на 1775 г. в Михайловской станице Ворожейкин «ис казачьих детей», «в Швеции, под Рыгою, в Кизляре, и в ныне оконченной Турецкой компании в Первой армии», «женат, и имеет трех сынов …».

Перепись черкасам в Войске Донском 1763-1764 годы. Часть II. Выходцы из Польши на Дону. Донские казаки и донские малороссияне. Вторая половина XVIII века: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. IX / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2016. – «по Хопру Опись Михайловской станицы от станищнаго атамана … Ворожейкина, стариков … Лащилина, … Устинова и всей станицы казаков …». «Лавки той же станицы казаков … Ворожейкина с товарищи осьми ч[е]л[о]в[е]к …».

Служба донских казаков XVIII век. Мятеж на Дону по случаю указа о поселении семейных казаков на Кавказскую линию: материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск XI. / Авт.-составитель Гусев В.А. Волгоград 2018. – 1787 г. «Список именной Михайловской станицы остающемся от поголовного поход … Ворожейкин – весьма слаб… Ворожейкин – весь в ранах … Ворожейкин – стар и дряхл». «Список именной Михайловской станицы налице состоящим годным к поголовному походу служилым и отставным старшинам и казакам … Ворожейкин».
«Михайловской станицы 1793-го года октебря дня приговорили мы с станищнаго полного збора ниже подписавшеися старики и казаки … Ворожейкин».

Наглядный пример того, как можно использовать в практических исследованиях информацию XVII-XVIII веков с веками XIX и XX, это родословие казаков Пятиизбянской станицы ВОРОЖЕЙКИНЫХ. Из 16 сборника Служба и бунт казаков, XVII-XVIII века: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. ХVI, можно узнать, что их родоначальник «города Козлова», где «служили по дворянскому списку», «сошел и жил на Дону в казаках в Пяти Избянском городке». Одна из линий после перешла на Яик, от них пошли яицкие (уральские) казаки Ворожейкины: Ворожейкин Агафон Илларионович, казак 5-го Уральского полка, ранен в 1914 г. у деревни «Вулька Богданска», а его брат Григорий Ворожейкин, казак того же 5-го полка, получил ранение в 1915 году на ж.д. станции «Надржевица Дужа».

Среди отставных казаков 1775 г. Пятиизбянской станицы …упоминается и Ворожейкин. О былом дворянстве пращуров никто уже и не помнил: «Сколько лет из каких чинов: из казачьих детей». «Где поступил в службу, в походах, с которого времени: в Дорогобуже и в Пруссии», «женат имеет сына». Его сына находим в метрической книге 1768 года «из Медведицкаго духовнаго правления ведомства онаго правления Пятиизбянской станицы Николаевской церкви». Тут стоит отметить, что пятиизбянские Ворожейкины были старообрядцами, так называемыми «потаенными раскольниками», поэтому вынуждены для вида записывать своих детей в приходских церквях, а между тем «веру исповедывать по преданию предков старообрядческую». Во время возмущений против переселения на Кавказскую линию 1794 г. он же в Списке «Главно Буйствующим Пятиизбянской Станицы нижеписанным людям, кои чинили невинным немилосердный бой и прочие озорничества». Один из его внуков – «15 мая 1842 г. Именной список казакам, поступившим из II-го Военного Округа в состав Донского Казачьего Круликовского № 2 полка, командируемого в Бессарабию: казак Пятиизбянской ст., из казачьих детей, в службу вступил 1 января 1827 г., , 35 лет. Аттестуется. В штрафах и наказаниях по суду и без суда ну был. Все исправное». В основном ВОРОЖЕЙКИНЫ жили в поселении самой Пятиизбянской станицы. Из них правнук казака 1842 г. № 2 полка – в 1906 г. подписался под приговором «старообрядческой общины, Области Воска Донскаго
Мы, нижеподписавшиеся старо-обрядцы приемлющие священство Белокриницкой митрополии,
жители поселения самой станицы Пятиизбянской, быв сего числа на собрании нашего поселения старо-обрядческой общины, состоящей при нашем молитвенном храме во имя Святителя Николы Чудотворца, где мы с общаго нашего желания ПОСТАНОВИЛИ:
Просить ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО определить нам в эпархиальнаго священика отца Матвея Федоровича Барашнева, живущаго в городе Обояни Курской губернии, коего мы, общество, личьно просили, на что отец Матвей изъявил свое полное согласие.
О чем повторяем нашу покорнейшую прозьбу и утверждаем нашим подписом».

«Приказ № 607 от 7 ноября 1908 г. г. Новочеркасск:
Список нижним чинам произведенным в младшие урядники:
Ростова-на-Дону местной команды приказный Пятиизбянской ст. Ворожейкин … перепись 1903 г. с 10 июля 1908 г.».

В 1923 г. был «членом хуторского совета станицы Пятиизбянской 2-го Донского округа», «образование: низшее; имущественное положение: бедняк».

В 1930 г. арестован. Из обвинительного заключения: «Ст-ца Пятиизбянская и ее окрестные хутора расположены в ценрте одного из казачьих районов Нижне-Волжского Края - Калачевского.
В прошлом район, исключая самого хут. Калача, являлся поставщиком людской силы в различные по количеству, но одинаково известные карательные отряды полковника МАКАРОВА, есаула РУБАШКИНА, поручика ПОЛЯКОВА, полковника ГНИЛОРЫБОВА и других офицеров "Всевеликого войска Донского".
Позже, во время гражданской войны, в районе формировались каваллерийские части генерала Мамонтова, входившие в состав армий генерла Деникина. Нужно отметить, что некоторые хутора ст-цы Пятиизбянской, такие как ЛЫСОВ, ПОПОВ и ЗРЯНИН заселены казаками-старообрядцами, преимущественно зажиточными, которым вполне естественно Советская власть - не по душе.
От времени гражданской войны у казаков осталось много спрятанного оружия, которым пользовались разные банды в том числе и последняя банда Нечипорова.
Ясно, что в 1918 году так и в 1930 г. борьба против Советской власти в этом районе не прекращалась, а велась все время, изменяясь лишь по своим методам и формам. В моменты обострения классовой борьбы она усиливалась – обострялась, готовясь вылиться в открытую вооруженную борьбу.
Так было в конце 1929 г. и в начале 1930 г. когда станицы и хутора встали перед фактом раскулачивания и выселения кулаков на отдельные земучастки.
На станице поползли всевозможные слухи об оперировавших где то по соседству больших вооруженных отрядах, одним из которых якобы командует Нечипоров. Кулаки распространявшие такие слухи … говорили, что в свое время Нечипорова не убили, а убили одного бандита-цыгана голова которого была доставлена в ГПУ, где по сходству ее приняли за голову Нечипорова. Делалось это с целью подействовать на психологию казачества, которое как это можно усмотреть в исторических примерах охотно шло под стяги легендарных полководцев окруженных ореолом славы. Нечипоров же в районе слыл за храброго бандита и истинного донского казака, поэтому то кулаки и избрали его своим героем … В конце 1929 года в станице Пятиизбянской организовывалось к-р. повстанческое ядро состоящее главным образом из зажиточных казаков в прошлом и настоящем недовольных Советской властью».

По приговору «Заседания тройки П. П. ОГПУ по Н.-В. Краю от 3-го ноября 1930 года», приговорены к расстрелу

АЛЕКСАНДРИН
КОЗЛОВ
КОЗЛОВ
КАРАЧУНОВ
БОГАЕВ
МОГУТИН
СИТНИКОВ
АКТ 1930 г. ноября 21 г. Сталинград
20-го под 21 ХI-1930 в 1 час был произведен в исполнение приговор ... через расстрел».

А ВОРОЖЕЙКИН осужден «к 10 годам заключения в ИТЛ».

А когда 22 июня 1941 г. НА РОДНУЮ ЗЕМЛЮ ПРИШЕЛ ВРАГ, забылись все прежние обиды на Советскую власть. В один ряд плечом к плечу встали и бывшие белые и красные, их сыновья и внуки.

ВОРОЖЕЙКИН … … 1922 года, «Место рождения: Сталинградская обл., Калачевский р-н, х. Пятизбянка», призван Калачевским РВК Сталинградской области 7 сентября 1941 года. Службу окончил в 1947 году в звании старшего лейтенанта.

Его родной брат 1924 года, призван в июле 1942 г., стрелок 52 ОСБР, 30 января 1942 г. пропал без вести в Ростовской области. А «дата окончания службы» снова 1947 год 22 февраля в звании капитана медицинской службы, награды: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны I степени.

Много интересного о предках-казаках читатель найдет в сборниках "Материалы по истории и генеалогии казачества". И это станет основой для дальнейшего изучения.
Всем, кому интересно, обращайтесь: Гусев Виталий Александрович 8-902-364-17-10 #архиввиталиягусева
guseffv@mail.ru +7-902-364-17-10



Прикрепленный файл: Курсанты школы мл. командиров при Новочерскасской местной команде 1915 г..jpg
---
история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ
GuseFF Vitaly

Сообщений: 361
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 344
Как у турецкого БАЙРАХТАРА … угнали казаки коней

Разбираю текст рукописи 1712 года и вижу знакомое слово «БАЙРАХТАР»!

В результате неудачного Прутского похода русской армии 12 июля 1711 г. был подписан мирный договор между Россией и Турцией. Россия вынуждена была отдать Турции крепость Азов, срыть «новопостроенной шанц» Троицкий, «что на Миюсе». В 1712 году из покинутых укреплений всех «чинов людей», казаков, «посадских», «гулящих», «торговых людей», «бурлаков», отставных солдат и матросов, священников и пр. перевели в крепость «Транжамент», многие жили среди донских казаков в Черкасске. В дальнейшем из них или их потомков кто-то нанимался в походы вместо донских казаков, или от своего имени уже вступали в казачью службу, давая начало новым казачьим родам. К примеру, отпрыски «транжаменской канцелярии подьячего» Виногорова, который прежде «был Азовской приказной палаты подьячей», служили казаками.

Или еще примеры из сборников:

«Реэстр жалованным казакам» станицы Середней г. Черкаска 1726-28 г.: «уроженец Азовской матроской с[ы]н вывезен из Озова в малых летех», «Бурлак … сказал: родился он на Хопре в бывшем казачем Пристанском городке, а по разорении того городка живет он в Черкаском безсходно и служит казачью службу», «Бурлак … сказал: родился он на Хопре в старом Пристанском городке, а по разорени[и] оного городка сшел оттуды в Черкаской и живет бесходно». Павловской станицы 1733 г. «бывший отставной матрос», «отставной матрос уроженец грек». Быстрянской станицы «родом города Танбова Панской слободы салдатской с[ы]н». /О происхождении донских казаков XVII-XVIII века: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. II / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2013. 262 с./.

1733 г. Скородумовской станицы … … Венков «города Черни однодворец был под Азовым ахотником два года, из Азова сшел в Черкаской 711-м году». / Поселение на Волге донских казаков XVIII век: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. III / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2013. 288 с./.

1735 г. казак «… … Хохлунов … показал о себе, что де я радился в городе Азове; и по отдаче Азова свел меня отец в малих летех на Дон в Раздорскую станицу, и во оной станици жил 10 лет, из оной станицы зшел на Медведицу в Раздорскую станицу, и тамо взрос; а в книгах Войска Донскаго не записан, а в службе был в Мочегах за атаманом Иваном Матвеевичем». / Казаки на Дону, Волге и Кавказе XVIII век: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. XIV / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2020. 368 с. /.

А между тем стычки с турками продолжались и после заключения мира. В марте 1712 года «из Азова в Новой Транжамент» привезли турецкие письма адмиралу графу Федору Матвеевичу Апраксину, где «по переводу написано»: «Милостивому нашему другу боярину вельможности вашей дружелюбительное поздравление, присем вашей честности объявляю … », а далее просили отдать из Черкасска турецкую «жонку». И жаловались, что «привезены были в Черкаской на окуп» 12 казаков, но у «привозщиков» пленных «черкаские казаки отняли» и никто ничего не заплатил. Да в степи возле Азова донские казаки ночью «у янычарского байрахтара отогнали воровски» 17 лошадей. «Байрахтар» это знаменосец. Турецкий паша пытался о том писать в Черкасской «к атаману», а «оные лошади и по се число … не присланы». «А которые от нас ездят в Черкаской торговые люди с тавары, и нам доносят, что де в Черкаском чинят им всякие злобы». «А вашим приезжим торговым людям от нас никакие обиды не чинятца». «Извольте, ваша честность», донскому атаману «по дружелюбию своему приказать», «дабы впредь так не чинили». «По договору в мирном состоянии, чтоб со обоих стран имелася тишина и покойство, и для б воровства ни тайно, ни явно не ходили». «И ныне … с вашей стороны подходили под Азов четыре человека казаков с уздами и с веревками для кражи лошадей», одного из них поймали, остальные трое убежали.

«Привозной из Азова РУСКОЙ ЧЕЛОВЕК в Новом Транжаменте в роспросе сказался … ЧЕРКАСКИЕ ПОРОДЫ города ХАРЬКОВА», «ис Харькова сшел в Азов …, а по отдачи города Азова сошед, жил он в Черкаском». И вот, «зговорясь с бурлаками», «поехали на рыбную ватагу в Егурчинское гирло». И в те далекие времена мужчины ездили на рыбалку «хорошенько подготовившись», вот и наши герои вместо удочек «собою взяли две осьмухи вина». И вскоре, «напився пьяни», конечно же, подрались, да так, что разделились. Их «товарыщи» продолжили свой путь «на ватагу», а двое тут же завалились спать на «Каланчинском яру», где их сонными и взяли ногайские татары. А «лошадей красть не умышляли, тем де всем поклепали их нагайцы напрасно». 10 мая 1712 г. того приводного бурлака пытали, и с пытки он во всем сознался. Поведал, как замышляли у «азовских жителей хотели пократчи лошадей, привести в Черкаской в конской табун», да в пути сгубил зеленый змий, как ссорились меж собою, как часть ушла, а они вдвоем спать легли. И сдал «товарыща» – а им оказался «конной службы Николаева полку Васильева» казак. Нашли и доставили в приказную избу и того казака. Но он сразу наотрез ото всего отпирался: никого не знает, нигде не бывал, ничего не пил и воровать не собирался. Даже на очной ставке твердил «прежние свои речи». Но вскоре «пытан и огнем зжен, а с пытки против пыточных речей … … во всем повинился». Смотрим о нем «Список Азовским конным запорожским казаком головы Николаева полку Васильева старым и новоприверстным сего году» 1699 г. – числился из так называемых «старых казаков», родом «Города Пены … пеш без ружья». /Служба донских казаков XVIII век. Запорожские и донские казаки в Приазовье 1699 – 1705 годы. Отставные казаки Войска Донского 1775 год: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. VII / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2015. 328 с. /.

Подробности читатель найдет в 16 сборнике "Материалы по истории и генеалогии казачества". Всем, кому интересно далекое прошлое предков-казаков, обращайтесь: guseffv@mail.ru Гусев Виталий Александрович 8-902-364-17-10 #архиввиталиягусева



Прикрепленный файл: Янычар.jpg
---
история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ
GuseFF Vitaly

Сообщений: 361
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 344
Поиски корней атамана Волгского Войска МАКАРА НИКИТИНА ПЕРСИДСКОГО


В предыдущих заметках уже отмечалось, что личность Волгского атамана Макара Никитича Персицкого, чьи потомки позже получили дворянство, обросла легендами, начиная с его фамилии. Изучаем документы:

В 1730 г. он приехал с Дона вместе с войсковым атаманом Андреем Лопатиным. 14 марта 1730 года «Прибывшим в Москву с Дону войсковому атаману Андрею Лопатину с товарыщи за приезд … атаману 164 рублю 50 копеек … старшинам Роману Емельянову, Тимофею Иванову, войсковому есаулу Петру Аркашаре по 71 рублю, войсковым дьяку Савелию Дмитрову 63 рубля, толмачу Ивану Фетисову 60 рублей, казакам 13 человеком по 34 рубля … да прибывшим же в Москву Василия Фролова сыну Ивану за службы отца его 70 рублей, да зятю его Федору Иванову да казаку МАКАРУ ПЕРСИЦКОМУ по 48 рублей по 66 копеек». (А деньги то немалые! А за что же такие блага «простому казаку Персицкому»?).

И пользуясь случаем (или чьей-то поддержкой?), Макар Персицкий подал на имя императрицы Анны Иоанновны прошение: «служу я вашему императорскому величеству с 707-го году и был во многих походех: за изменником товарыщем Булавина Голым», ходил с донскими атаманами под Кубань, на Терек, «для неприятельских языков у Днепра»; даже в плену побывал, где «претерпевал несносные нужды». Просил императрицу «для всенародной общей радости коронования», и за «верныя службы по прежде пожалованию» признать его старшиною.
«1730-го майя 15 дня по указу ея императорского величества Правительствующий Сенат приказали по челобитью Войска Донского казака Макара Персицкого за показанные ево многие службы быть ему в том Войске старшиною».


А в ноябре того же 1730 года генерал-фельдмаршал князь М.М. Голицын передал войсковому атаману Андрею Лопатину проект, где предлагал поселить на Царицынской линии 2000 донских казаков. Войсковые старшины всячески препятствовали такому переселению, утверждая, что достаточно того, как и ранее, ежегодно бы на Волгу для службы выделялись 500 казаков. А чтоб не ворошить раньше времени ульи донского старшинского недовольства, решено было осуществить тайную вербовку казаков к переселению на Царицынскую линию. Для чего вербовщиком был назначен казак Макар Персицкой. Он ездил по городкам, общался с казаками, уговаривал, сулил всякие блага.

Из определения Правительствующего Сената «августа 3 дня 1731 году». «Понеже при назначенном полков поселений у линий Украинской еще имеютца к поселению ж удобные места к Царицынской линии, а имянно, от Царицына вверх по Волге, так же по Илавле по Хопру, и по Медведице рекам в тех местех, где донских казаков городков нет, которые места заселить нужно для содержания выше помянутой Ц[а]рицынской линии, на которую по всягодно посылаетца донских казаков по 500 ч[е]л[о]в[е]к, от чего Войску Донскому не бес тягости бывает, того ради объявить во всех донских городках, чтоб кто пожелает в тех местех охотою своею селитца, а имянно до 1000 семей, тем на строение дворов на первой год выдано будет ис казны на каждую семью по двенатцати рублев, да хлеба муки по 6 четвертей, овса по 3 четверти, круп по 3 четверика».

И в 1732 г. как атаман нового Волгского Войска, Макар Персицкий уже открыто записывал желающих переехать на Волгу. На что донские старшины написали на Персицкого и на записавшихся жалобу, мол, там одни воры да беглые, а на Макаре Персицком – прямо клейма негде ставить, «что и лутчие из них, а именно, Макар Персицкой, на пред сего при бывшем войсковом атамане Петре Емельянове содержан был за воровство ево в Черкаском под караулом в покаянной избе», да сделав подкоп, бежал и сам, и колодников с собой увел. А в 1722 году, «будучи в Москве», якобы украл у старшины Ивана Кранощокова 60 рублей. В 1731 г. в трехсотной команде казаки были направлены к Саратову, и оной «Персицкой умыслом своим объявил, якобы он хочет ехать в Москву для прошения на походное войско денежного жалованья», собрал «сильно с каждого казака по гривне», а «на третей день, оставя оную каманду, уехал в Черкаской», и чтобы не возвращать собранные суммы, «записался на поселение к Царицынской линии», а «отчего казаки пришли в бедность немалую, и тем просят» учинить сыск и деньги вернуть. «Воровством своим посылал казака … Пана с юртовыми калмыки под малороссиан для кражи и отбою лошадей, которые-де под Нижнею Михалевскою станицею у стоящих малоросиан воровски отбили лошедей с шесть и отдали ему Персицкому». А «назад тому будет лет з дватцать» Макар Персицкий нанимал казаков, подпоив их, чтобы они ночью избили его собственного отца, выманив его из дома. Но «отец-де ево из дому своего … к ним не вышел, что-де оне, видя, порознь разошлись».


30 января 1733 г. "от Войска Данскаго записавшейся на Царицынскую линию атаман Макар Персицкой … в умышлении бить отца ево Персицкого родного по процесу … спрашеван: … и на оное означенной Персицкой ответствовал, что на его сиятельство подозрения не имею и против оных отписак и доносу отвечать готов … В службе я Войска Данскаго Ея Императорскому Величеству служю с 709 году, родился я но Воронеже и отец мой был города Воронежа посацкой ч[е]л[о]в[е]к, в Черкаской привезен меня малолетно, от роду мне лет с сорок". Далее он сообщал о своей службе, но ничего об участии в подавлении "бунта вора Булавина" не упоминал, да и год вступления в службу иной - 1709! И тогда он мог участвовать разве что в поиске и ликвидации остатков булавинцев, основная масса которых потерпела поражение еще в 1708 г., в том числе и Никита Голый, который взят в плен в ноябре того же 1708 года и увезен в Москву.

А по обвинениям про «побег» из трехсотной команды в Саратов 1731 г. ответствовал: «от Войска Данскаго в трех сотном числе казаков атаманом на Саратов в каманду г[о]с[по]дину полковнику Беклемишеву камандирован я был», но «не дошед означенного г[о]с[по]дина полковника Беклемишева», на речке Тишанке получил депешу, что ему необходимо «ехать в Черкаск для некоторых нужнейших дел Ея Императорского Величества», в Черкасске явился к войсковому атаману Андрею Лопатину (И снова ЛОПАТИН!!! Не слишком ли часто ПЕРСИЦКИЙ возникает рядом с ЛОПАТИНЫМ? Прошу обратить на этой внимание, возможная разгадка ниже.). «И по указу Ея Императорского Величества на Царицынскую линию на поселения записался»… (А наказания НИКАКОГО НЕ БЫЛО. ЧУДЕСА ли это или чье-то ПОКРОВИТЕЛЬСТВО? Более похоже на второе!).

В феврале 1718 года зимовая станица атаман Андрей Иванов Лопатин и «другие казаки приведены в соборной ц[е]ркви к вере» - принимали присягу, «целовали крест» в верности сыну царя Петра царевичу Петру Петровичу. В 1723 г. Андрей Лопатин назначен царем
войсковым атаманом Войска Донского. В 1718 г. в составе казаков Дурновской станицы г. Черкасска «Макар Никитин» тоже присягал. А в 1725 году вдруг как бы ниоткуда возникает донской казак «Макар Персицкий», «с товарыщи» приезжает в Санкт-Петербург, и там «государыня императрица Екатерина Алексевна пожаловала» его старшиною и саблею, на которой в «знак старшинств … по велению ея величества насечена имя мое старшиною». Но «за скорым» «из Санкт Петербурха на Дон отправлением», он на руки указа так и не получил и в Войске Донском продолжал считаться «редовым козаком»… А в 1732 г. он и старшина и атаман «Волгского Войска»!

А может разгадка кроется в семейных преданиях отпрысков рода ПЕРСИДСКИХ? Волгоградская линия, а также потомки из Ольховки и даже из Аргентины утверждают, что их РОДОВАЯ ФАМИЛИЯ БЫЛА ЛОПАТИНЫ!!! После бегства на Дон новоявленные донские казаки порой меняли не только прозвания, но даже имена. Возможно, с целью не быть найденными бывшими хозяевами. «Казак Медведицкой – он же Портной», «казак Качалинской – он же Лисицын», «сын Букановской, он же и Рязанцов», «сын Ламтев, он же Жиляев», «сын Черной, он же Росляков». Откуда взялась фамилия ПЕРСИЦКИЕ (Персидские), сложно сказать. В литературе принято считать, что дана она Макару вроде бы лично «в дар за подвиги», «совершенные в Персидском походе 1722-1723 гг., Петром Великим». А он из казаков Цымлянской станицы. Однако источники говорят, что в их роду были и другие казаки Персицкие. В 1713 г. в «пятисотной команде … при корпусе … корпусе его превосходительства господина генерала фельтмаршала военного кавалера графа Бориса Петровича Шереметева … Войсковой писарь Иосиф Персицкий», рядовой Семен Персицкий. Это родные братья Макара. И все они – казаки Дурновской станицы города Черкасска. В «Крестоприводной книге» и «Присягах города Черкаского» 1718 г. находим будущего атамана как казака Дурновской станицы «Макара Никитина», подписавшегося своеручно за себя и остальных казаков.

В 1720 г. колодник Досягин в застенке утверждал, что некий дворянин Киевлянин звал бежать на Кубань к воровскому атаману Игнату Некрасову. А когда того Киевлянина привезли в Преображенский приказ, выяснилось: слышал от отца, что когда-то были они помещиками, но после убийства родителя Степаном Разиным, «в той же деревне во крестьянех», откуда сбежал, поменял себе имя и отчество «для того чтоб ему отбыть крестьянства», скитался по людям, «кормился Христовым именем» – т.е. подаянием. «Родом он не киевленин и в Киеве не бывал, а Киевленином называют ево в народной молве потому: хотел было итьти в Киев молитца Богу», да так из-за болезни никуда не попал… Так что любая «уличная назывка» могла закрепиться, и никогда бы не догадаться, как она появилась. А может, кто из семьи Макара в Персию собирался податься? Но это все догадки, а нужны ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

Если отец Макара Персицкого – «Никита Васильев» до прихода на Дон был посадским города Воронежа, значит нужно смотреть «переписные книги Воронежского уезда». Из села стольника Хитрова «после переписи 186 году убыло целыми дворами бобыльских» …на 1716 год «двор пуст», а некий «Максимко Лопатин» с детьми, а среди них один именем Василий, «бежали в донские казачьи городки лет с тритцать». А если Макар с братьями были внуками того Василия ЛОПАТИНА? Вопрос остается открытым. К слову, из той же «переписи» из бежавших на Дон родной племянник Василия Лопатина – «Аким Лапатин» в 1703 году упоминается среди казаков Донецкой станицы, «И мы, атаман и есаул и редовые казаки, всего того городка жители пришли в тот городок из руских розних городов с Москвы, с Воронежа, с Козлова, ис Костенска, из Ряска, с Коротояка, с Ольшанска, с Ельца, с Усмани».

Из дел видно, что Макар Персицкий часто «путался» в показаниях, то он в 1707 году в службу вступил, то в 1709 году. Почему бы из беглого воронежского бобыля не стать посадским города Воронежа? Кто там проверять станет!

Надо признать, что занимая высокую должность, уже, будучи много лет войсковым атаманом в Волгском Войске, причем, даже успевая бизнесом заниматься – заводик имел на Воронежской земле, МАКАР НИКИТИЧ ПЕРСИДСКОЙ никогда не забывал о РОДНЫХ. В 1749 году он ходатайствовал за племянника, сына брата донского казака Семена Персицкого – Илью Персицкого, который остался сиротою, чтобы перевести его из Войска Донского и «причислить в казаки здесь в Волском Войске». А в 1765 г. «Илья Персидсков» – уже атаман зимовой станицы «Волскаго Войска». Историки почему-то ошибочно считали его родным сыном Макара. В 1751 г. так же просил Макар Никитич о переводе с Дона на Волгу еще племянников: от брата Осипа (Иосифа) – казака Василия Персидского, да детей родной сестры – казаков Кагальницкой станицы Минаевых.

На Дон часто бегали к свойственникам, которые издавна уже там обитают. В 1715 г. «Андрей Иванов с[ы]н Лопатин в роспросе сказал: родился он и взрос на Дону в Черкаском, и от[е]ц ево и дед в том городе служили казачью службу». В 1678 году приезжала с Дона в Москву станица атамана Михайлы САМАРЕНИНА и есаула Ивана Лопатина. Есаул Иван Лопатин подавал челобитную о выдаче жалованья за то, что посылали «их дву человек Войском … для мирного договору с калмыками и прежние б ссоры с Донским Войским все замирить», и за то «товарыщ» его «пожалован», дано ему награждение. «Вели, государь, за тое мою службишку выдать мне свое великого государя жалованье». Запросили из Посольского приказу выписки, кто и когда ездил к калмыкам. И точно – ездил некто «Иван Григорьев». Тогда Иван Лопатин пояснил – зовут меня «Иван Григорьев, а прозвище Лопатин». Таким образом, удалось выяснить три поколения рода Ивана Лопатина. /Там же обнаружено отчество современника Стеньки Разина – знаменитого Михайлы САМАРЕНИНА! Об этом обстоятельно будет в следующем 17 сборнике/. И возникает резонный вопрос: а не атаман ли АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ ЛОПАТИН был тем опекуном МАКАРА ПЕРСИЦКОГО по родству? Пока это только ГИПОТЕЗА. Буду искать далее.

Я приводил выписки из опубликованных документов в 15 выпусках и готовящейся к печати 16 книги серии «МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ И ГЕНЕАЛОГИИ КАЗАЧЕСТВА», там читатель и найдет подробности. Всем, кому интересно далекое прошлое предков-казаков, обращайтесь: guseffv@mail.ru Гусев Виталий Александрович 8-902-364-17-10 #архиввиталиягусева




Портрет войскового атамана Андрея ЛОПАТИНА

Прикрепленный файл: Лопатин.jpg
---
история и генеалогия казачьих фамилий ДОНСКИХ КАЗАКОВ
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 14 15 16 17 18 * 19 20 21 22 23 24 25 Вперед →
Генеалогический форум » Библиотека » Новости раздела » Книги о Донских казаках [тема №58250]
Вверх ⇈