КРАТКІЯ СВЬДЬНІЯ 0 КРЪПОСТИ ФЕДОРОВСКОЙ, О КАЛАНТАЕВКЪ И БУЗОВКЪ.
"Славенская духовная Консисторія слушала доношеніе въ оную Консисторію изъ Самарскаго духовнаго Правленія присланное, при коемъ представленъ крѣпости Федоровской Введенской церкви нерукоположен-ный дьячекъ Андрей Степановъ сынъ Ивановъ къ произведенію его къ оной Введенской церкви во священника. А какъ въ приложенной при томъ доно-шеніи вѣдомости показано при оной Введенской церкви приходскихъ дво-ровъ двѣстѣ двадцать, а именно: при крѣпости Федоровской въ слободѣ Залинейпой восемьдесятъ пять, въ слободѣ Калантаевке '

, въ двухъ верстахъ отъ церкви 95, и въ селеніи Бузовкѣ, въ трехъ верстахъ отъ церкви, сорокъ*. По справкѣжъ съ присланною отъ Бѣлоградской духовной Консисторіи объ отшедшихъ изъ Бѣлоградской въ Славенскую епархію церквахъ и священно и церковнослужителяхъ вѣдомостью, сочиненною въ той Консисторіи изъ исповѣдныхъ за 1776 годъ росписей, явилось, что при означенной Федоровской крѣпости Введенской церкви приходскихъ шестьдесятъ семь дворовъ; того ради опредѣлили—в Самарское духовное Правленіе послать указъ, которымъ велѣть въ разсужденіи не
'

Калантаевка-слобода очень древняя: въ 1750 году въ ней была уже своя приходская церковь.
сходственнаго въ вышеозначенной Самарскаго Правленія вѣдомости, о числѣ при оной Введенской церкви приходскихъ дворовъ съ озна-ченною Бѣлоградскою вѣдомостію показанія учинить достовѣрное слѣдствіе". По распоряженію Самарскаго духовнаго Правленія, про-изводство сего слѣдствія возложено на одного изъ присутствующихъ въ семъ Правленіи, ближайшей къ Федоровской, крѣпости Козлов-ской священника Іосифа Юхновскаго и на священника слободы Котовки Іоанна Высоту. Въ августѣ мѣсяцѣ 1777 года, при слѣдствіи открылось, что при крѣпости Федоровской вблизи поселенныхъ малороссіянъ и однодворческой слободы Залинѣйной дворовъ во-семьдесятъ девять, въ Калантаевкѣ-сорокъ девять, въ Бузовкѣ тридцать шесть дворовъ, а прочіе, по указу Азовской губернской кан-целяріи, послѣ поданной исповѣдной росписи, переселены во вновъ населяющіяся слободы; священники Лычковскіе, за отчисленіемъ отъ нихъ тѣхъ слободъ и дворовъ, не будутъ бѣдствовать и не будутъ чувствовать никакой нужды. Слободы Лычковой священники-Ки-риллъ Кущевскій, Григорій Тихоновъ, Феодоръ Зеленскій и Максимъ Порохня письменно показали: "помянутыя слободы-Калантаевка и Бузовка и прежде принадлежны были приходомъ къ крѣпости Федо-ровской; но по завладѣніи бывшими запорожцами, по словесному приказанію бывшаго Кошеваго Петра Калнышевскаго, прикоманди-рованы къ церкви нашей Свято-Покровской Лычковской; пись-меннаго на то повелѣнія намъ отъ Коша никакого недано; но поелику оныя слободы разстояніемъ ближе къ крѣпости Федоровской, нежели къ Лычковской слободѣ; а особливо, что тѣхъ слободъ жители, по привычкѣ къ своему духовнику прежнему, крѣпости Федоровской священнику Андрею Иванову и отъ него, Иванова, болыпею частію самонужнѣйшими мірскими требами, особливо въ половодье, поль-зовались: и во исповѣдныхъ росписяхъ не показываны нами, по запрещенію реченнаго бывшаго Кошеваго Калнышевскаго; и какъ церкви нашей, намъ, такъ и находящимся при той нашей церкви церковнымъ служителямъ, за отчисленіемъ тѣхъ слободъ-Калантаевки и Бузовки и въ нихъ находящихся дворовъ никакой нужды не было и не будетъ". Луганскаго пикинернаго полка, владѣлецъ сихъ мѣстностей, капитанъ Дмитрій Чертковъ, старшій сынъ губер-натора Черткова, заявилъ: "поселенныя Азовской губерніи Екатери-нинской провинціи въ Лычковскомъ уѣздѣ, при рѣчкѣ Орели, слободы мои Калантаевка и Бузовка, какъ прежде принадлежны были приходомъ, по способности, крѣпости Федоровской къ Введенской церкви, такъ и нынѣ по желанію ихъ и моему къ тому Введенскому приходу неотъем-лемо опредѣляются". Наконецъ мѣстный крѣпости Федоровской Введенской церкви приходскій священникъ Андрей Ивановъ показалъ: "слободы Калантаевка и Бузовка были принадлежны къ моему приходу и до отнятія бывшими запорожцами объ оныхъ слободахъ отъ меня въ Бѣлгородскую Консисторію исповѣдныя и прочія вѣдомости подава-емы были, а по отнятіи оныхъ,—съ 1768 г. хотя я тамошнимъ жителямъ мірскія требы преподавалъ, но потому, что и Лычковскіе священники вмѣшивались,—въ вѣдомостяхъ не показывалъ; а какъ оныя слободы изъ владѣнія запорожскаго нынѣ вышли и къ моему оныхъ слободъ жители приходу добровольно приписались, то и вѣдомости о нихъ сего года поданы".
Въ 1781 году Екатерининское духовное Правленіе свидѣтель-ствовало Введенскую церковь Федоровской крѣпости и о положеніи ея, отъ 4 декабря 1781 г., писало въ Консисторію такъ: "построена она въ прошломъ 1759 году и отъ давняго построенія какъ шалевка, такъ и крыша весьма обветшала, въ лѣтнее и осеннее время отъ дождей вели-кая бываетъ течь, а зимою наметеше снѣга, почему и священнослуженіе исправляется тамъ съ крайнею нуждою. Къ перестройкѣжъ она еще способная. Оная церковь состоитъ нынѣ на пустомъ мѣстѣ, и отъ при-надлежащей къ оной приходомъ слободы Залинѣйной разстояніемъ въ. трехъ верстахъ, а священникъ Андрей Ивановъ (другой) имѣетъ жительство отъ оной же церкви разстояніемъ въ версту. Въ оной Введенской церкви иконостасъ старой на холстѣ, не очень искусно сдѣланъ и требуетъ починки; внутрѣ оная церковь выкрашена черною краскою, а стѣны шпалѣрами выбиты, которые отъ давняго времени
подрались. Книгъ по освядѣтельствованію неявилось, двенадцати мѣсяч-ныхъ миней, требника и ирмологія, а прочіе всѣ къ церковной службѣ принадлежашія имѣются въ надлежащемъ порядкѣ. Въ олтарѣ горняго сѣдалища нѣтъ, завѣса, одѣяніе напрестольное, покрывало тафтяные годные. Антиминсъ на желтомъ атласѣ данной 1761 года отъ преосвящен-наго Іоасафа епископа Бѣлоградскаго способенъ. Гробница и дароносица оловяные, чаша, дискосъ, звѣзда и лжица серебренные; копіе стальное; блюдъ оловяныхъ двое; чашокъ для освященія на всенощномъ бдѣніи вина и елея неимѣется, кромѣ одной оловянной ветхой; кадило мѣдное одно. Ризъ трое, съ коихъ одни способные, а двое ветхіе, подризниковъ два спо-собные, епатрахилей грезетовой одинъ, голевыхъ два ветхіе, ручниковъ, утиральныхъ четыре, килимовъ два ветхихъ, воздуховъ штофной одинъ, голевыхъ два способные; покровцовъ голевыхъ два; грезетовыхъ два годные, колоколовъ два одинъ въ два, другой въ полтора пуда висятъ на столбѣ, а колокольни съ указнымъ затворомъ нѣту; ограда хворостяная ветхая; означенной слободы Залинѣйной однодворцы навспросъ— желаютъ ли оную церковь на пристойное въ самой слободѣ мѣсто пере-несть и перестроить—объявили общесогласное къ тому свое желаніе; о чемъ за руками своими и подписку дали съ приложеніемъ реестра, сколько кто на перестройку оной церкви отъ своего имущества денегъ обѣщалъ". Въ отношеніи отъ 26-го февраля 1782 года Азовскій губернаторъ Чертковъ писалъ къ преосвященному Никифору, архіепископу Славен-скому и Херсонскому: "Азовской губерніи Царичанскаго уѣзда, слободы Залинѣйной общество поданнымъ ко мнѣ доношеніемъ прописывая, что по открытіи слѣдующей весны и неотмѣнно въ маѣ мѣсяцѣ намѣрены они перенесть вту слободу состоящую при крѣпости Федоровской приход-скую ихъ Введенія въ храмъ Пресвятыя Богородицы церковь, которое строеніе до совершеннаго окончанія съ прибавкою потребнаго числа лѣсныхъ матеріаловъ, и за плату мастерамъ, беретъ въ опеку свою на весь свой коштъ бывшій лейбъ компаніи священникъ Кириллъ Тарловскій, просило о дачѣ имъ для перенесенія той церкви, въ разсужденіи, что близь оной нынѣ никакого селенія нѣтъ, въ помянутую слободу Зали-нѣйную благословительной грамоты писать къ Вашему Высокопреосвя-щенству. Я уваживъ онаго общества просьбу и что дѣйствительно близь той церкви никакого селенія нѣтъ и оная уже совершенно обветшала, Ваше Высокопреосвященство покорнѣйше прошу о перенесеніи сей церкви будущею весною въ слободу Залинѣйную учинить архипас-тырское благословеніе".
Такъ какъ перенесеніе сей церкви и постройку ея на другомъ мѣстѣ, въ слободѣ Залинѣйной взялъ на себя, подъ свою опеку, извѣстный уже всѣмъ въ Азовской губерніи благодѣтель и благотворитель человѣ-чества, лейбъ-компаніи священникъ отецъ Кириллъ Тарловскій; то преосвященный Никифоръ, нисколько не сомнѣваясь въ успѣхѣ дѣла, немедленно далъ разрѣшеніе и благословеніе на предстоящіе работы. 4-го апрѣля 1782 г. выдана была храмозданная благословительная грамота на закладку и сооруженіе Введенской церкви на новомъ мѣстѣ, въ слободѣ Залинѣйной; а 12-го апрѣля того 1782 года Екатерининской провинціи и протопопіи протопопъ Іоаннъ Сулима соборнѣ, по церков-ному чиноположенію, перенесенную изъ крѣпости Федоровской Введен-скую церковь въ слободѣ Залинѣйной, по подобію прочихъ святыхъ церквей, заложилъ къ постройкѣ, освятивъ напередъ избранное для нея пристойное мѣсто. Доношеніемъ отъ 4-го ноября 1782 года Екатери-нинское духовное Правленіе представляло преосвященному Никифору, что Введенская церковь, по сооруженію въ слободѣ Залинѣйной, по-стройками и производствомъ работъ нынѣ совершенно окончена, церковными утварьми и священными облаченіями, книгами и колоко-лами снабжена достаточно и всѣми потребностями приготовлена къ освященію; а потому Правленіе просило преосвященнаго выдать благословительную грамоту на освященіе новоустроенной въ слободѣ Залинѣйной церкви и освященный антиминсъ для совершенія въ ней богослуженія. На основаніи сего доношенія разрѣшено освятить новую церковь въ слободѣ Залинѣйной. 8-го декабря 1782 года священнику Андрею Иванову выданы были благословительная грамота и прежній святый антиминсъ какъ еще крѣпкій и способный къ священно-дѣйствію; а 12-го генваря 1783 года, Екатерининскій протопопъ Іоаннъ Сулима соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, освя-тилъ въ слободѣ Залинѣйной новоустроенную Введенскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.