⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Дома предков которые они строили, где они жили.
|
← Назад Вперед → | Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Вперед → Модератор: valcha |
valcha Модератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24859 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20501 | Доходный дом Т.Я Шухаева в Б. Козихинском пер., 23.(Москва) -1912 г. бывшая ул. Остужева Этот дом известен историкам архитектуры. "Для полноты картины московского модерна стоит обратить внимание на доходный дом Шухаева, отмеченный явным влиянием "северного модерна". Эта постройка отличается от рядовых сооружений города того времени - ее легче представить на улицах Риги, чем в московских переулках......." Нащокина М. Сто архитекторов московского модерна. Творческие портреты. М., 2000; Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма. Иллюстрированный биографический словарь. М., 1998. С. 255; РГИА, Ф. 1293, Оп. 94, Д. 263. В 1930-м году в этом доме жил историк К.В.Базилевич, в 1970-е актер, режиссер и руководитель театра им.Вахтангова – Михаил Ульянов, затем вплоть до 2006 года – теле- и кинорежиссер Леонид Пчёлкин (фильм «Петербургские тайны»). из статьи В.И. Ивановской (искусствовед - Строгановка)- к сожалению потеряла выходные данные статьи (уточню позже) Некоторые аспекты из жизни и творчества архитектора Н.П. Хорошкевича. Архитектурное наследие рубежа XIX-XX вв. – область, казалось бы, изученная. Такие известные исследователи как Н.В. Нащокина, Е.И. Кириченко, Д.В. Сарабьянов, В.В. Кириллов в своих исследованиях раскрывали всю сущность культурных явлений того времени. Однако, многие грани и области истории искусства еще остаются малоизученными. К числу таких малоизученных тем принадлежит и творчество архитектора Николая Порфирьевича Хорошкевича. ..... Таким образом, перед исследователями встала задача определить роль и значение архитектора Н.П.Хорошкевича в контексте культуры рубежа XIX-XX вв. ........ Примечательно, что родственные связи Н.П. Хорошкевича через вторую жену ( ур. Великолепову, род. в г. Липецке, оттуда родом и И.П. Машков, Машковы и Великолеповы дружили семьями и были в родственной связи) свели его с известным архитектором Иваном Павловичем Машковым, реставратором Кремлевских соборов, церкви Смоленской Божьей Матери в Новодевичьем монастыре, главным архитектором Москвы в 1920-х гг.6 Творческая деятельность Хорошкевича складывалась неоднозначно, была богата событиями и интересными фактами. Свой путь архитектора Николай Порфирьевич начал строителем железных дорог России. Он участвовал в качестве техника в постройке участков железных дорог различных направлений: Покровско-Уральский участок Рязанско-Уральской железной дороги март - апрель 1895 г., Закавказская железная дорога август 1895 - август 1896 гг., Средне-Сибирская железная дорога 1896 декабрь – 1989 июль, участок железной дороги Калиновка-Гайворонского пути с 5 марта по 15 августа 1899 г. В архиве есть также удостоверения о службе Хорошкевича по сооружению Московско-Виндавской линии Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (участки: Осташков-Западная Двина; Красный Холм-Устюжна-Весьегонск) в 1899 г., удостоверение о службе на сооружении Данково-Смоленской линии Рязанско-Уральской железной дороги в 1900 г., удостоверение о службе на постройке Мурманской железной дороги (линия Кандалакша-Кола). Под строительством подразумевалось «изыскание путей, разбивка линий, нивелировка полотна и прочие разбивки постройки деревянных мостов, надзор за производством и обмером земляных работ, возведение гражданских сооружений», «съемка плана (…) для урегулирования течения (…) реки, съемка поперчных профилей дамб по реке (…) подсчет, исполнительный чертеж каменных труб 0,5 саженей и подсчет каменной кладки и земляных для сего работ, проект и подсчет каменных подпорных стенок»и .т.п. Свои познания в строительном деле Николай Порфирьевич применял и при строительстве водоподъемного здания (около 1898 г.), о чем свидетельствует фотография, найденная среди других архивных материалов. К сожалению, место возведения башни неизвестно. ........ В 1900 г. Николай Порфирьевич сдал экстерном экзамен в Петербургский Институт гражданских инженеров и получил право на самостоятельные строительные работы в Москве и других городах по возведению зданий не свыше трех этажей, но "...в практической работе это ограничение не соблюдалось и он был строителем многих разной высоты зданий». Став архитектором, членом Московского общества архитекторов (очевидно это произошло в феврале 1901 г.), Николай Порфирьевич получил Свидетельство техническо-Строительного Комитета Министерства внутренних дел на право производить работы по гражданской строительной и дорожной частям. ........Николай Порфирьевич был преуспевающим архитектором, который много ездил по Европе. Из своих поездок – в Германию, Италию, Австрию, Францию, Грецию, Турцию, в Африку - Египет, Алжир, Тунис - он привозил новые технические и композиционные архитектурные приемы. Но не взирая на это, Николай Порфирьевич оставался верным приверженцем архитектурного стиля неоклассицизма и северного модерна. Как известно «северный модерн» явление более характерное для северной столицы России, чем для Москвы. Примером и эталоном этого стилевого направления был архитектор Ф.И. Лидваль, который и положил начало этому ответвлению от большого стиля модерн. В подобном ключе работали И. Г. Классон, Ф. Боберг, К. Вестман (Стокгольм), Л. Сонк, Э. Сааринен, А. Линдгрен, Г. Гизелиус (Хельсинки), К. Пекшен, Э. Лаубе, А. Ванага (Рига), К. Бурман (Таллинн). В качестве основных элементов при формировании архитектурного образа, эти художники обращались к шведскому и финскому национальному романтизму. Как пишет Л.А. Кирикова: «Глубокое чувство северной природы проявилось и в суровости архитектурных образов, и в выявлении декоративных свойств естественных материалов, и в стилизациях на темы местной флоры и фауны». Заметим, что подобное утверждение не является исчерпывающим в определении северного модерна и возможных его интерпретаций. Главные внешние приметы архитектуры «северного модерна» — это с большим искусством подобранные сочетания естественных и искусственных отделочных материалов, каждый из которых выигрывает от соседства с другим. Цоколь часто облицован финляндским гранитом, в основном грубо обработанным, а кое-где гладко тёсаным, со скульптурой. Плоскости стен верхних этажей покрыты фактурной штукатуркой или отделочным кирпичом. В элементы отделки введены орнаменты, вдохновленные северным фольклором, образами северной флоры и фауны. Часто используется майолика, цветная керамическая плитка. Формы зданий массивны, свободны от мелочного декора. Контрастные сочетания фактур, цветотональных плоскостей, форм, разнообразие оконных проемов и их сочетания с простенками — всё это превращает фасады в полном смысле слова в ожившую северную поэму. Еще одним характерным моментом северного модерна можно назвать остроконечный центральный фрагмент фасада. Как видно из построек в Таллине и Риге – этот характерный прием барокко органично перешел в модерн. Н.П.Хорошкевич в своих проектах руководствовался лишь основными композиционными и стилистическими принципами, избегая излишней декоративности. Его постройки отличают функциональный лаконизм форм, грубость отделки фасадов. Кирпич Николай Порфирьевич предпочитал более других строительных материалов. Ярким примером тому может послужить сохранившийся жилой дом № 23 в Большом Козихинском переулке. ...... Здание Шухаева отличается характерной кладкой кирпича, где неравномерное количество цемента создает «неаккуратный» вид. Планировка ассиметрична, боковой фасад, выходящий на улицу Б. Козихинская завершен треугольным завершением стены. ......... Своей задачей, Николай Порфирьевич считал строить жилые дома, где должно быть просторно и комфортно. Внешний облик его построек отличался лаконизмом и простотой архитектурных объемов. Личность Н.П.Хорошкевича для архитектурной практики конца XIX-начала XX вв. значит много. Он занимает достойное место среди своих коллег, решавших задачи жилого строительства. Умер Николай Порфирьевич 28 апреля 1927 г., а его посмертный портрет выполнил К. Юон, присутствовавший на похоронах....." |
Лайк (3) |
valcha Модератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24859 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20501 | Дом, в котором жили они сами. Москва. Серебряный бор, дача спроектированная дедом, построена между 1900-1905 гг. |
Лайк (5) |
valcha Модератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24859 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20501 | Проекты Н.П. Хорошкевича ( из архива семьи) К сожалению, пока не могу с точностью сказать были ли все эти проекты реализованы или нет. Среди домов, построенных "...... дом Иконниковой, два магазина Миляевой и Карташова, здание земского училища в г. Воскресенке, флигель во владении князя Федора Куракина на Ново-Басманной улице.......деревянный дом в Безымянном переулке для Виноградовой, доходный дом на улице Остужева (1898 г.), магазины ювелира Марченко, доходный дом Е.П. Филиппова в Теплом переулке, гражданское здание в г. Воскресенке........ К каким домам ( и сохранились ли они?) относятся эти проекты - пока трудно определить. |
Лайк (2) |
valcha Модератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24859 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20501 | Среди его заказчиков были фабриканты и купцы, такие как Шухаев Т.Я., но все больше немцы - Гант, Эккерт, Гарфункель, Химикус, Гаген. Доходный дом Гагена, фабриканта пишущих машинок. Согласно справочнику «Вся Москва за 1914 г.» дом фабриканта Гагена располагался по адресу Большая Никитская, 22. Документов, подтверждающих, что ИМЕННО ЭТОТ дом Гагена был спроектирован и построен моим дедом Хорошкевичем, я не нашла но в подтверждение этой гипотезы можно назвать следующий признак: характер кладки, особенно отчетливо различимый с заднего фасада, похож на кладку доходного дома Т.Я. Шухаева в Б. Козихинском пер. |
Лайк (2) |
valcha Модератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24859 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20501 | Задний фасад дома на Б. Никитской |
Лайк (1) |
valcha Модератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24859 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20501 | Вот еще один "неопознанный" прект. |
valcha Модератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24859 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20501 | Проект храма в г. Воскресенске, Московская область. Был построен, но сохранился ли? |
Лайк (1) |
Lucy* Сообщений: 1137 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5511 | valcha, Питаю слабость к усадьбам предков наверно еще и потому, что "мои" - не сохранились.(как и фото родных - было опасно хранить). С удовольствием прочитала Ваш интересный рассказ. Думаю, что было бы в высшей степени справедливо поместить здесь и фото автора чудесных проектов. С уважением, Людмила. |
valcha Модератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24859 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20501 | Lucy* Lucy* написал: Питаю слабость к усадьбам предков наверно еще и потому, что "мои" - не сохранились.(как и фото родных - было опасно хранить). Увидела ваш пост только сегодня (не заходила!) Выполняю пожелание - выкладываю фото. |
Лайк (6) |
valcha Модератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24859 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20501 | Мне вчера повезло! Гуляя по Инету, обнаружила еще массу НОВОГО и, в частности, еще один дом, в постройке которого принимал участие и мой дед , Н.П. Хорошкевич. Наименование объекта - Доходный дом 1876-1877 гг., архитекторы: М.А.Арсеньев, П.А.Виноградов, .П.Матвеев, Д.П.Паршин, Н.П.Хорошкевич, П.Т.Шагин Историческая территория - Земляной город Категория историко-культурного значения - категория не устанавливается Охранный статус объекта - заявленный объект Общий адрес - Арбат ул., д.55/32 Немного о "главном" архитекторе. - М.А. Арсеньеве ] Русский архитектор Арсеньев Митрофан Александрович (1837-1905) начинал карьеру как вольноприходящий студент Императорской Академии Художеств. Когда М.А. Арсеньеву было около 30 лет, он был удостоен звания свободного художника архитектуры. Также выступал, как член-соревнователь МАО (Московское Архитектурное Общество). В 1894 г. занимал должность архитектора при Братолюбивом обществе снабжения в Москве неимущих квартирами (постр. 1892, Моховая 10 стр. 1,2,3,4). А в 1885 году, после пожара, восстанавливал Солодовниковский пассаж. Имя Арсеньева М.А. не так часто слышится, как может быть других известных архитекторов, однако под его руководством возведены дома, среди которых есть много сохранившихся и до наших дней. Список домов в Москве: - Архангельский пер. 3 (1874, доходный дом Кудрявцевых); - Басманная Старая 18 стр. 1 (1875, жилой корпус); - Петровка 26 / Крапивенский пер. 2 / Неглинная 27 (1876, доходный дом Г.П. Лазарика); - Электрический пер. 5 / Грузинский Вал 10 (1883, Фирсановкая богадельня); - Рождественка 10 / Варсонофьевский пер. 2 стр. 1 (1884, усадьба Я.И. Чекойского - М.С. Калмыкова - доходное владение В.С. Мышецкого); - Старопименовский пер.1 (1888, не сохр.) - Тверская 23 (1890); - Тверская 26 (1880-1890); - Тверская 10 (1891, торговый дом Д.И. Филиппова); - Никитский пер. 5 (1894); - Садовая-Сухаревская 6 / Трубная 37 (1893, доходный дом Федосюк); - Рождественский бул. 22 / Лубянка Большая 23 (1896, доходный дом Е.З. Мелас - С.И. Малюшина); - Кузнецкий Мост 3 (1901). Перестроенные дома: Никитская Б. 10 / Газетный пер. 2 (кон. XVIII в, 1828 и 1896, перестройка, доходный дом А.А. Муромцева); - Покровка 42 (1875, перестр.); - Арбат 55 (1877, перестр. особняк XVIII-XIX вв.); - Милютинский пер. 16 стр. 1. (XIX в., перестр. усадьба П.Ф. Митькова - А.Н. Арбатской); - Рождественка 8 / Кузнецкий Мост 15 стр. 1,2 (1875, перестр. доходные дома И.Г. Фирсанова). Из "Воспоминаний" сына Н.П. Хорошкевича, Леонида. "....не помню дом, в котором родился. Из смутных впечатлений детства, вызванных, быть может, пережитым, а, может быть, рассказами взрослых, мне и посейчас видится большая комната, продолговатая вдоль стены с двумя или тремя окнами. По моим представлениям эта комната - в доме на Арбате, в районе, близком Смоленскому рынку. ...и с нами добрая Марья, кухарка, и нежная с нами, по матерински, женщина, полная телом и сверкающая красотой и душевной радостью, безусловная хозяйка дома, которой доверено все. У нее круглое, румяное лицо, карие глаза и черные волосы, причесанные гладко на прямой пробор. Когда она говорит и улыбается, блестят ее ровные, белые зубы и бирюзовые серьги. Мы ходим с ней гулять. От нашего дома совсем близко Смоленский бульвар, где мы гуляем с Марьей и возвращаемся всегда через узкий и темноватый двор, взбираемся по лестнице, где все двери подолгу закрыты......". Вполне м.б., что в конце 1890-х, начале 1900-х в этом доме на Арбате жила и семья Хорошкевичей. Сейчас в нем располагается Мемориальная квартира Андрея Белого и Выставочные залы Музея А.С. Пушкина Здесь старая фотография Арбата - район этого дома. http://mosday.ru/address.php?s=arbat_ulica&h=dom+55 |
Лайк (3) |
← Назад Вперед → | Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Вперед → Модератор: valcha |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник valcha » Дома предков [тема №31906] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |