Борисовский уезд Минской губернии
Уезд и волости. Землевладельцы и арендаторы. Прихожане.
Павич Т.В. Участник
г. Москва Сообщений: 52 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
20 января 2007 22:56 Помогите найти любую информацию (историю, карты) о деревнях Забродье и Дубник Борисовского района Минской области (Велятический сельсовет). Почему они называются деревнями, а о наличии церквей в них ничего не говорится? Спасибо _______________________________________ [q] Jan=Ян написал: введение Борисовский уезд, как часть Российской Империи. Территориальная принадлежность и границы.
Принадлежность : 1. 1793-1795 гг. – в составе Минской губернии. 2. 1795-1796 гг. – в составе Минского наместничества. 3. 1796-1917 гг. – в составе Минской губернии. Борисовский уезд граничил: 1. 1793-1795 гг. – с Игуменским, Минским и Докшицким уездами Минской губернии, Лепельским уездом Полоцкого наместничества, Сенненским и Могилевским уездами Могилевской губернии. 2. 1795-1796гг. – с Игуменским, Минским и Докшицким уездами Минского наместничества, Лепельским уездом Полоцкого наместничества, Сенненским и Могилевским уездом Могилевского наместничества. 4. 1795 г. – к Полоцкому и Лепельскому уездам Полоцкого наместничества присоединена часть территории Минской губернии. 5. 1796-1797 гг. – с Игуменским, Минским и Докшицким уездами Минской губернии, Полоцким уезд Полоцкого наместничества, Сенненским и Могилевским уездами Белорусской губернии. 6. 1797 г. – Упразднен Докшицкий уезд. Часть территории отошла к Борисовскому уезду, остальная часть – к Вилейскому уезду. 7. 1797-1802 гг. – с Игуменским, Минским, Вилейским и Дисненским уездами Минской губернии, Полоцким уездом Полоцкого наместничества, Сенненским и Могилевским уездами Белорусской губернии. 8. 1802-1842 гг. – с Игуменским, Минским, Вилейским и Дисненским уездами Минской губернии, Лепельским уездом Витебской губернии, Сенненским и Могилевским уездами Могилевской губернии. 9. 1842-1917 гг. – с Игуменским и Минским уездами Минской губернии, Вилейским и Дисненским уездами Виленской губернии, Лепельским уездом Витебской губернии, Сенненским и Могилевским уездами Могилевской губернии.
В Борисовском уезде ищут предков по ФАМИЛИЯМ: АБРАМОВИЧ (tatsi); АЛАКЕВИЧ (sarapul); БАХАНОВИЧ (Июль); ВЛАСОВ (Дрозд Дмитрий); ГАУЛЬ (Jan=Ян); ГЛА(о)МБОЦКИЙ (yurochka); ЕМЕЛЬЯНОВ (Vadim1623); ИЛЛЯШЕВИЧ (Lunatik); КАБАН (tatsi); КАСПЕРОВИЧ (Helena); КОНОПКИН (Vadim1623); КОРКОЗО(е)ВИЧ (kalendi); КРАСОВСКИЙ (Tamtejszy); КРАЧКОВСКИЙ (Yaugen) и КРЖЕЧКОВСКИЙ (Yaugen); КРУКОВСКИЙ (Ya-nina); КУД(дз)ИН (Vadim1623); КУРНЫШ (klopina); КУЧИНСКИЙ (vitto); КУЧУК (GrayRam); ЛЕВКОВИЧ (Tamtejszy); ЛЕЦЕГЕВИЧ (elena_krd); ЛУКАШЕВИЧ (tatsi); ЛУЦЕВИЧ (Tamtejszy); МАЗОЛЬ (tatsi); МАРЦ(т)ИНКЕВИЧ (Тamtejszy); МЕДУНЕЦКИЙ (Vadim1623); МЕЛЬНИК (tatsi); МОРОЗ (klopina); МОРОЗОВ (Vadim1623); НЕМИРА (Ya-nina); НИКОНОВ (Alex Bobrowski) ОСТРОВКО (klopina); ПАНКОВ (Vadim1623); ПЕТРОВСКИЙ; ПЕТРОЖИЦКИЙ (южа); Р(АБ/АП/ЯБ)ЦЕВИЧ (Nikitale, Shkulepa, alexandrine) РАД(дз)ИШЕВСКИЙ (Jan=Ян); РЕУТ (Lunatik); РОМАНОВСКИЙ (Луч); РУСЕЦКИЙ (sarapul); САМЦЕВИЧ (Ivan Samtsevich); СКОРУПА (Ya-nina); СОЛОВЬЕВ (Vadim1623); ТАЛАЙКО (Jan=Ян), ТОМАРОВИЧ (Ivan Samtsevich); ХЕР [АЛЕКСЕЕВ] (tatsi); ЦЕЛИЦО(а) (elena_krd) ЧЕРНЯВСКИЙ (elena_krd) ШИЛО (klopina). ЮДЗИОНОК (tatsi); ЯКУБОВСКИЙ (Alex Bobrowski)[/q]
--- Пеньковы (Саратовская), Песковы (Оренбргская), Соседовы | | Лайк (3) |
Maxim78 Участник
Сообщений: 93 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 46 | Наверх ##
3 февраля 2020 20:21 Ivan Samtsevich написал: [q] Если не эти храмы, то тогда, в порядке вероятности: Барань, далее Зачистье, Радзица и Ратутичи - но две последние церкви уже совсем далеко[/q]
Спасибо за неравнодушие! Про Ратутичи. У мормонов МК за 1795 год - на русском языке, церковь православная. Мои же "бойцы" в 1810-40х точно были униатами. Я верно понимаю, что Ратутичи можно смело исключать, ибо переход из православия в униатство в начале XIX века в РИ был нереален? С другой стороны, а вдруг в Ратутичах была униатская церковь? | | |
Ivan Samtsevich г. Борисов, Беларусь Сообщений: 591 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 9831 | Наверх ##
3 февраля 2020 20:58 3 февраля 2020 21:17 [q] переход из православия в униатство в начале XIX века в РИ был нереален?[/q]
официально да, по факту нет. В конце 18 века - начале 19-го в этом плане на Борисовщине чего только не было. Из самого яркого примера - в начале 19 века из прихода Преображенской православной церкви г.Борисова в полном составе ушли в Бродовский униатский приход крестьяне-жители сельца Житьково с близлежащими деревнями и застенками - а это более 200 человек... и так и оставались униатами в составе данной церкви до 1839 года (их потом в МК православных окрестных церквей того же г.Борисова или Немоницы так и писали как "совратившимися с благочестия на унию" (см. для примера скан в аттаче, крещение 02.11.1811, это Борисовская Преображенская православная церковь, НИАБ, 136-13-64). Но это исключение, казус, а не закономерность. [q] в Ратутичах была униатская церковь?[/q]
Конечно, была. До 1795 года, с 1795 года стала православной. Униатские МК этой церкви не сохранились. НИГДЕ Максим, внимательно изучите метрики окрестных церквей - список я вам дал. + предложил ещё несколько гипотез. Генеалогия - это документы и факты; вот проработаете все документальные источники и тогда будут основания делать предположения.
 --- Respect the Past. Create the Future.
Коммерческой генеалогией не занимаюсь и на вопросы в личку по этой тематике не отвечаю
Актуальный поиск:
Молчаны (дер. Ляды. Смиловичская вол.);
Жуки (дер. Жуки, Кореличская вол.);
село Верхняя Сыроватка, Сумский уезд | | Лайк (1) |
DorotaS Минск Сообщений: 299 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 793 | Наверх ##
4 февраля 2020 1:47 Maxim78 написал: [q] На карте по Вашей наводке нашёл застенок Заручьево (ну почти Заручье))). Насколько я понимаю, ближайшая церковь - Хотаевичская. [/q]
Ох, есть у меня одна не очень утешительная идея. На приведенной карте я вижу внизу под Заручьем село Хотюхов, так вот в конце 18 века жителей села Хотюхова крестил парох Щавровской униатской церкви, а потом аккуратно переписывал в МК Холопеничской церкви, указывая, что эти жители села Хотюхова являются Холопеничскими прихожанами. Видимо так был разделен приход между парохами. К сожалению, я ничего не могу сказать по поводу застенка Заручье, и проверить МК Щавровской церкви невозможно, потому что их нет НИГДЕ. Их не было уже в середине 19 века. А пример привела потому, что есть в этих местах неприметные униатские церкви с непредсказуемыми приходами. Щавровская униатская церковь держалась до конца, по крайней мере до 1837-го, а ее парох в 1833 году был Бобрским деканом. --- Поиск: Пушкины (Лепельский, Дисненский уезды), Горбатюк (ЮЗЖД, МКВЖД, Дарница, Борисполь, Казатин), Оскерко Адам (Березино Игуменского у. в 1885) | | |
Wladzislaw | Наверх ##
4 февраля 2020 17:01 По имению Хоцюхову есть книжка написанная на основе архивных документов хорошим белорусским историком.
Герман Брэгер. Хацюхова: Гісторыя невялікага паселішча. Мінск.: Беларускі кнігазбор, 2001. 240 с. --- Собрание Белорусской Шляхты — nobility.by
Исследования на заказ: Беларусь (шляхта), Литва (шляхта), Латвия (шляхта Латгалии и Курляндии; католики), Украина (шляхта; католики Киевщины, Волыни, Черниговщины), Россия (дворяне; католики). В Личные — только заказы. | | |
Ivan Samtsevich г. Борисов, Беларусь Сообщений: 591 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 9831 | Наверх ##
5 февраля 2020 0:06 5 февраля 2020 0:38 [q] парох Щавровской униатской церкви[/q]
Наталья, классную тему подняли. Давайте по порядку: 1) на мой взгляд, при поисках Максима данный вариант не приоритетный; там речь идёт прежде всего о Мхеринской и Холопеничской церквях; а те же храмы в Зачистье и Барани поближе были, тем Щавры. 2) а с этой церковью (в Щаврах) надо бы разобраться. Судя по тому, что вы написали: [q] а потом аккуратно переписывал в МК Холопеничской церкви, указывая, что эти жители села Хотюхова являются Холопеничскими прихожанами. [/q]
такое впечатление, что, по крайней мере, на тот момент, церковь эта была скорее приписной к Холопеничской. Либо вы имели ввиду, что жители Хотюхово приходили в храм в Щаврах, потому что им туда было удобнее добраться, а Щаврский парох "подавал сведения" в Холопеничи об иноприходных? 3) в любом случае, надо бы с этим храмом в Щаврах "познакомиться поближе", идейки кое-какие у меня есть, мотивация тоже - в тех краях и мои предки жили... хотя униатские метрики-то в любом случае не найти, но хотя бы стоит понять, что с той церковью да как. Но тут сразу проблема вырисовывается: в Российской империи это уже не то, что не Борисовский уезд, но даже другая губерния получается, ведь Щавры как раз на границе были... Так что, Наталья, думаю, к этому вопросу мы ещё с вами вернёмся. --- Respect the Past. Create the Future.
Коммерческой генеалогией не занимаюсь и на вопросы в личку по этой тематике не отвечаю
Актуальный поиск:
Молчаны (дер. Ляды. Смиловичская вол.);
Жуки (дер. Жуки, Кореличская вол.);
село Верхняя Сыроватка, Сумский уезд | | |
DorotaS Минск Сообщений: 299 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 793 | Наверх ##
6 февраля 2020 13:43 Ivan Samtsevich написал: [q] классную тему подняли[/q]
Ваня, может быть тема и классная, но для меня довольно тупиковая. Ivan Samtsevich написал: [q] речь идёт прежде всего о Мхеринской и Холопеничской церквях; а те же храмы в Зачистье и Барани поближе были, чем Щавры[/q]
Да, я согласна, что приход больше похож на Мхеринский и Холопеничский, но вот Щавры к Хотюхово были все-таки ближе, чем Зачистье и Барань. Только находились через реку. Привожу пример карты 2-хверстовки. Ivan Samtsevich написал: [q] по крайней мере, на тот момент, церковь эта была скорее приписной к Холопеничской. Либо вы имели ввиду, что жители Хотюхово приходили в храм в Щаврах, потому что им туда было удобнее добраться, а Щаврский парох "подавал сведения" в Холопеничи об иноприходных?[/q]
Я не настолько погружена в тему, чтобы сказать какой была церковь в те времена, но вот в 1833 году церковь была точно приходской, о чем имеются доказательства. Об этом чуть позднее. А я имела ввиду, что жители Хотюхово приходили в храм в Щаврах наверное потому, что им было удобнее туда добраться. Вот только не знаю, насколько это приветствовалось Холопеничским приходским священником. У меня свой личный детектив, из которого я поняла, что борьба за приходы велась всегда, и тем более после 1795 года. Поэтому если смотреть изнутри из метрик, то видно, что на протяжении 1794 года всех Хотюховцев крестил парох Щавровский, потом они крестили Хотюховцев по очереди с Холопеничским парохом , а с 1799 года мой Ян Можаньский в МК Холопеничской церкви не встречается, хотя остается парохом Щавровским вплоть до 1806 года. Поэтому я приведу в качестве образца запись из Холопеничской церкви за 1794 год и еще одну запись за 1833 год из Холопеничского костела. Запись из костела я специально подобрала с хорошими Борисовскими фамилиями)), но от записи этой на первый взгляд просто крышу сносит: кого же крестили все-таки - униата или католика? Думаю, что все-таки католика)).
   --- Поиск: Пушкины (Лепельский, Дисненский уезды), Горбатюк (ЮЗЖД, МКВЖД, Дарница, Борисполь, Казатин), Оскерко Адам (Березино Игуменского у. в 1885) | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12008 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7922 | Наверх ##
6 февраля 2020 22:29 DorotaS написал: [q] кого же крестили все-таки - униата или католика? Думаю, что все-таки католика)). [/q]
Правильно думаете. Крещение совершил парох-униат в униатской церкви, но по католическому обряду. Потому и запись в МК Холопеничского костела. Кроме того, полное таинство крещения совершено водой и св. елеем. Если бы крещение было по униатскому обряду, то запись содержала указание на бежмование (миропомазание). Но этого нет. Следовательно - католик... Можно спорить, конечно. Но это ИМХО. --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
stw Maladziečna Сообщений: 217 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 68
| Наверх ##
6 февраля 2020 23:51 [q] Визит церкви. Парох ксендз[/q]
Раньше не задумывался над такими вещами... То есть парох только в Греко-католических (униатских) приходах, так? Брат его вроде Холопеничский РК, так что скорее католик. Униатов было несколько, очень странных, зато сохранившихся в оригинале пра-пра... Что из унии могло сохраниться по этому региону? По всему уезду (плюс Сенно)? --- Марцінкевіч, Марцинкевич, Marcinkiewicz | | |
stw Maladziečna Сообщений: 217 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 68
| Наверх ##
6 февраля 2020 23:53 И правильно ли я понял запись: родилась 8-го, а таинство 9-го? --- Марцінкевіч, Марцинкевич, Marcinkiewicz | | |
Ivan Samtsevich г. Борисов, Беларусь Сообщений: 591 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 9831 | Наверх ##
7 февраля 2020 0:02 7 февраля 2020 0:23 [q] но вот Щавры к Хотюхово были все-таки ближе, чем Зачистье и Барань. [/q]
Наталья, Максиму Хотюхово в любом случае не нужно Немного разобрался с вопросом (Холопеничи-Щавры), вот что получилось (вся информация на начало 19 века): 1) Щавровская церковь НЕ была приписной к Холопеничской; 2) Щавровская церковь была самостоятельным приходом - например, в той же Ратутичской православной церкви встречаются женихи из Щавровского прихода; 3) Максимовка и оба Хотюхово относились к приходу Холопеничской церкви, т.е. Заручье, которое нашёл Максим, наиболее вероятно формально тоже относилось к Холопеничскому приходу. Но ему желательно проверить и Мхерино, и те же Зачистье с Баранью (только у двух последних лакуна за конец 18 века; а Зачистенская на те времена вообще формальна была каплицей, приписанной к Баранской церкви) Вам, Наталья, спасибо, что подняли тему Щавровской церкви - теперь мне стало ясно, где были метрические записи моих предков-униатов, живших в 18 веке в застенке Козубец. Как и то, что найти эти записи не суждено --- Respect the Past. Create the Future.
Коммерческой генеалогией не занимаюсь и на вопросы в личку по этой тематике не отвечаю
Актуальный поиск:
Молчаны (дер. Ляды. Смиловичская вол.);
Жуки (дер. Жуки, Кореличская вол.);
село Верхняя Сыроватка, Сумский уезд | | |
|
присоединено из аналогичной темы