Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Самарское Покровское кладбище

Собираем информацию об утраченном Самарском городском кладбище, действовавшем в 1805-1857 гг. Сейчас, при сохранившемся Покровском православном соборе имеются отдельные захоронения - старые и новые...

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 Вперед →
Модератор: ЮрийАлекс-41
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 622
Покровское; закрыто в 1857 г., статус мемориального до 1910-х гг., утрачено.

П.В. Алабин пишет: "Вознесенская церковь первоначально стояла на месте, где ныне стоитъ Успенская церковь, и, какъ видно изъ церковной летописи, сгорела 20 апреля 1765 г. Въ томъ же году она была выстроена на кладбище, где теперь домъ бывший Сливкова, на Саратовской улице, противъ дома Муллы. Когда же, за расширениемъ города, тогдашнее кладбище оказалось не у места, то Вознесенская церковь была перенесена туда, где ныне Вознесенский соборъ, а кладбище перенесено туда, где ныне существуетъ упраздненное, такъ называемое старое кладбище, у Покровской церкви".

Ведомость о церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы за 1915 г.
Церковь построена в 1861 г. на доброхотные даяния жителей г. Самары. Расширена пристроями в 1907 г., украшена стенною живописью ктитором Петром Ивановичем Шихобаловым в 1909 г.
Здание церкви каменное, теплое, вместимостью до 2000 человек. Колокольня каменная в одной связи с церковным зданием. Престолов три: главный – в честь Покрова Богородицы, освящен 17 июля 1862 г.; правый – во имя Св. Митрофания, Епископа Воронежского, освящен 12 ноября 1861г.; левый – во имя мученика Емилiана, освящен 19 августа 1911 г.
Как построенная на месте бывшего кладбища церковь в силу решения Гражданского Кассационного Департамента Правительствующего Сената от 16 апреля 1896 г. /церковн. ведомости 1907 г. №17/ должна бы пользоваться всей землей какая была отведена для кладбища, но в действительности она не владеет и 1/20 частью сей земли и границы ея владения не определены. Город развел около церкви парк и устроил на кладбищенской земле здания для приходских училищ.

С расширением города кладбище, в 1860 г., опять отнесено за город, на место, где теперь Покровская церковь (сохранилась, ныне - это Покровский Собор и находится он по адресу: ул. Ленинская, 77 (Бывшая Сокольничья, Шихобаловская).

Но в несколько лет, после образования этого кладбища, город опять приблизился, и в недавнее время у его ограды возведены великолепные здания станции Оренбургской железной дороги, под полотно которой отошла довольная часть места, отведенного кладбищу».
---
Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния.
TaniaAb
ушла из жизни в феврале 2025 г.

TaniaAb

Сообщений: 2345
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2715

Валек написал:
[q]
Архив "Ведомости Самарской Губернии"

На самарском кладбище похоронены солдаты Наполена?
Недавно на Центральном кладбище Самары были захоронены останки людей, найденные при рытье котлована в районе Покровского собора.

http://info.samara.ru/press/158/16.05.1998/30877/

...Уместно напомнить: кладбище при Покровском соборе действовало с 1805 по 1857 год. И уничтожено оно было отнюдь не Советской властью, а решением Городской управы. ...На месте погребений раскинулся парк, который, в свою очередь, был уничтожен большевиками.

Найденные на кладбище останки подверглись научному анализу. Как выяснилось, почти половина погребенных были нерусского происхождения и имели определенную примесь мордовской и чувашской крови. Приблизительно 25-30 % наших предков умерли в детском возрасте. Большая же половина нашла свой конец в возрасте от 25 до тридцати лет. Не исключено, что причину столь ранней смертности следует искать в частых для того времени эпидемиях болезнях холеры.

Существует мнение, что среди погребенных есть и пленные солдаты наполеоновской армии. К примеру, некоторая посуда, найденная в могилах, в царской России не выпускалась и навряд ли к нам экспортировалась. Владельцы, очевидно, привезли ее с собой. А если учесть время захоронения и факт наличия французских военнопленных в нашей губернии, вывод напрашивается сам собой...
[/q]


Еще об этом см.
https://forum.vgd.ru/post/15/25036/p599592.htm#pp599592

Военнопленные армии Наполеона в Симбирской губернии в 1812 – 1814 гг.

В сентябре 1813 и январе 1814 г. в уездный город Самару на жительство прибыли 18 офицеров, 41 нижний чин и 60 нижних чинов соответственно. (...)
К декабрю 1814 г. относится сбор сведений о количестве умерших по губерниям пленных. По сообщению Симбирского губернатора это число с начала поступления сюда пленных составило 287 нижних чинов, что совпадает с его же рапортом от февраля 1813 г. Однако, по донесениям начальников госпиталей, в лечебных заведениях Симбирской губернии умерли 2 офицера и 10 рядовых. Очевидно, что офицеры скончались уже после 13 февраля 1813 г., а вот число рядовых могло входить и в донесение губернатора.

Юрий, с возвращеньицем на форум!!! 101.gif
---
Всякій домъ созидается по волѣ домовладѣльца.
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 622
TaniaAb

Татьяна, спасибо! Пропадал искючительно по уважительной причине biggrin1.gif

История Ленинской улицы
http://samaramapsmu.ucoz.com/index/0-287

На том месте, где сейчас возвышается каменная Покровская церковь (улица Ленинская, 75, а), стояла деревянная церковь во имя Святого Иоанна Предтечи с приделом во имя Воздвижения Господня. Поэтому и улица, пересекавшая город от Покровской церкви до Волги, называлась по имени этой кладбищенской церкви - Предтеченской (ныне Некрасовской).

Кладбище существовало с 1805 года. В 1857 году, когда городские кварталы подошли к его границам, кладбище закрыли. Его территорию благоустроили, сохранив надгробия, однако к 1913 году остались памятники только именитых граждан, а остальные были выброшены "...более 50 каменей свалены вокруг отхожего места в части города, прилегающей к улице Льва Толстого", - писала газета "Волжское слово". Жители прилегающих к кладбищу улиц, по свидетельству церковного летописца, «...к поминовению усопших и отправлению молебнов очень усердны».

Предтеченская церковь стала мала. Инициаторами строительства нового храма стали «почет¬ные граждане города Самары 1-й гильдии купеческие братья Антон, Емельян и Матвей Николаевичи Шихобаловы». Первый проект церкви разрабатывался губернским архитектором А.И. Мейснером, но он не был утвержден. Проект создавался в столице известным архитектором Э.И. Жибером.
14 сентября 1857 года епископ самарский Феофил совершил закладку храма, а 17 июля 1861 года храм был освящен. А.Н. Шихобалов после закладки церкви стал церковным старостой и до 1904 года продолжал устраивать и украшать ее.

Антон Николаевич оказал в те годы щедрую помощь и при благоустройстве кладбищенской территории. На карте города в 90-х годах прошлого стелется вместо кладбища появился Покровский сквер с надгробными памятниками. (С. 207).

Пятиглавый Покровский храм вмещает до двух тысяч молящихся. В архитектуре видны черты московской архитектурной школы – шатровое завершение, живопись не только в интерьерах, но и на наружных стенах. Выполнена она живописцами Криволуцкийм и Князевым. При Покровской церкви существовала одноклассеая приходская женская школа. Обучение было бесплатным.. Школа помещалась в доме, построеннном на средства Шихобаловых.

На территории Покровского храма был также мраморный фамильный склеп Шихобаловых. Святой Синод особым указом разрешил на вечные времена хоронить членов рода Шихобаловых в склепе, близ алтаря в ограде Покровской церкви.

Кроме того, Синод наградил братьев Шихобаловых золотыми медалями "За усердие по воздвижению Покровской церкви".
С 1947 года церковь стала кафедральной с приделами во имя Святого Митрофана Воронежского и мученика Емелиана. Храм некогда был богатым. В 20-е годы часть богатств церкви была изъята, как писала газета, "при полном сочувствии граждан". 32 вагона с финской мукой было отправлено в голодную Самару в мае 1922 года. Хлеб покупался на экспроприированное церковное золото, серебро, бриллианты.
К церковной ограде примыкает известная в Самаре больница – называлась она до революции Шихобаловской. Вначале А.Н. Шихобалов намерен был построить вдовий дом. Но его зять В.М. Сурошников убедил Антона Николаевича построить больницу на 50 мест, 25 мест из которых были бесплатными. Согласно желанию Антона Николаевича больница передавалась го-роду безвозмездно. 1 ноября 1909 года в годовщину Шихобаловской больницы в больничном садике был открыт бронзовый бюст Антона Николаевича работы академика Гинцбурга. Шихобаловская больница по тем временам была современной, комфортабельной, тех нически хорошо оснащенной.
Арка – ведущая архитектурная тема этого бело-розового 2-этажного каменного здания.
Больница представляла собой комплекс, состоящий из корпуса для больных, квартир для медицинского персонала, рентгеновского кабинета, механической прачечной, столовой, хозяйственных служб, электрической станции и часовни. В больнице совершалось богослужение, была библиотека. В интерьере вестибюля висел большой поясной портрет Антона Николаевича. И сегодня это здание служит делу здравоохранения. автор – архитектор А.А. Щербачев.
Название улица Шихобаловская продержалось недолго. После революции она стала называться Крестьянской, а позже – Ворошиловской, сейчас – Ленинской.
---
Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния.
TaniaAb
ушла из жизни в феврале 2025 г.

TaniaAb

Сообщений: 2345
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2715
ЮрийАлекс-41

Ну если только по ОЧЕНЬ уважительной... А то Вы с Валечкой как-то исчезли - скучно стало sad.gif

Читала про Самарский Иверский монастырь, а там написано: В 1879 году на средства купчихи Прасковьи Шихобаловой выстроили деревянную на каменном фундаменте больницу.

И чья же она жена или дочь? Одну Прасковью я упоминала вот здесь
https://forum.vgd.ru/post/345/25597/p521754.htm#pp521754
Она дочь Михея Шихобалова, родилась в 1832 г.; жена купца М.В. Сурошникова.
А также в этой информации от Валек
https://forum.vgd.ru/post/345/25597/p524996.htm#pp524996

Но если это она, то тогда почему в солидном возрасте - 47 лет, замужнюю даму при строительстве больницы при монастыре, называют по её девичьей фамилии dntknw.gif
---
Всякій домъ созидается по волѣ домовладѣльца.
ГЕРОдот
Олег

ГЕРОдот

СамаРа, область
Сообщений: 830
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 692

TaniaAb написал:
[q]

В 1879 году на средства купчихи Прасковьи Шихобаловой выстроили деревянную на каменном фундаменте больницу.
И чья же она жена или дочь? Одну Прасковью я упоминала вот здесь
https://forum.vgd.ru/post/345/25597/p521754.htm#pp521754
Она дочь Михея Шихобалова, родилась в 1832 г.; жена купца М.В. Сурошникова.
А также в этой информации от Валек
https://forum.vgd.ru/post/345/25597/p524996.htm#pp524996
Но если это она, то тогда почему в солидном возрасте - 47 лет, замужнюю даму при строительстве больницы при монастыре, называют по её девичьей фамилии
[/q]


Татьяна, придется тебе теперь искать историю семьи Сурошниковых 101.gif

Обратил внимание на то, что у тебя Прасковья Михеевна Шихобалова числится женой М.В. Сурошникова. А в Сети упоминается В.М. Сурошников - зять Антона Николаевича Шихобалова. Я, конечно, не большой знаток купеческих родственных связей, но раз ты затеяла этот разговор - теперь распутывай этот клубок...
Этот В.М. Сурошников - "зять А.Н. Шихобалова" выступил инициатором строительства больницы на закрытом Покровском (Купеческом) кладбище. Наверное - не случайно.
https://forum.vgd.ru/post/345/25597/p599649.htm#pp599649

Встретилось в Сети интересное упоминание о семейных гнездах "знаменитых купцов и мукомолов Аржановых, Шихобаловых, Сурошниковых", о Грачевке, "имении Аржановых и Шихобаловых в далекой степи за Кинелем. Там кроме купеческого особняка была мельница. Напротив на средства мукомолов возник монастырь. Там же было кладбище предков Стефании и Сурошниковой". И еще: "Стефания добралась-таки до бывшего гнезда своих предков, отыскала заброшенные могилы старого кладбища, побродила по развалинам монастыря".
http://its-4-love.ru/Samarskaya-amerikanka.html

О чем здесь идет речь?
MARIR
Марина

MARIR

Россия, Самарская область
Сообщений: 2438
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2801
ЮрийАлекс-41

Юрий, присоединяюсь к Татьяне. Без Вас у нас никак не получается a_003.gif

А сколько материала насобирали в Интернете по давным-давно закрытому кладбищу... Стоит обратить внимание на его второе название "Купеческое".
Думается, что практически все самарские купцы, умершие в 1 половине XIX в. погребены были на этом кладбище.
---
Родословная - это радость и печаль, умноженная на опыт предков. ©mur
КТО ЕСТЬ КТО https://forum.vgd.ru/post/1862/34462/p5386674.htm#pp5386674
Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА = ДО 15.09.25 Я В ОТПУСКЕ
TaniaAb
ушла из жизни в феврале 2025 г.

TaniaAb

Сообщений: 2345
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2715

ГЕРОдот написал:
[q]

Татьяна, придется тебе теперь искать историю семьи Сурошниковых
Обратил внимание на то, что у тебя Прасковья Михеевна Шихобалова числится женой М.В. Сурошникова. А в Сети упоминается В.М. Сурошников - зять Антона Николаевича Шихобалова. Я, конечно, не большой знаток купеческих родственных связей, но раз ты затеяла этот разговор - теперь распутывай этот клубок...
Этот В.М. Сурошников - "зять А.Н. Шихобалова" выступил инициатором строительства больницы на закрытом Покровском (Купеческом) кладбище. Наверное - не случайно.
https://forum.vgd.ru/post/345/25597/p599649.htm#pp599649
[/q]


Олег, а ведь ты тоже кому-нибудь зятем приходишься tongue.gif

По Далю:
ЗЯТЬ м. дочернин муж; || сестрин муж; || золовкин муж. Родители жены мужу (зятю) тесть и теща; брат жены, мужу ее (своему зятю) шурин, а сестра жены своячина; посему один и тот же человек приходится зятем: тестю, теще, шурину и своячене.

Клубок этот, который из родственных связей Шихобаловых и Сурошниквыми, попробывала распутать.
И получилось какое-то двойное родство. dntknw.gif Я его даже и определить не смогу.

У Михаила Васильевича Сурошникова (1827 – 1892) от его любимой супруги Прасковьи Михеевны (урожденной Шихобаловой) было четверо сыновей – Александр, Константин, Алексей, Василий и две дочери – Анна и Аксинья.

Утром 1 апреля 1863 года у четы Сурошниковых родился сын – Василий.
Василий Михайлович Сурошников (1863 – 1923) окончить гимназию так и не смог. Настоящим и единственным его учителем всегда был старший товарищ и кумир купец А. Н. Шихобалов, на дочери которого он позже и женился.

http://kraeham.livejournal.com/27171.html

Василий Михайлович Сурошников (1864 - ?), жена Мария Антоновна (урожденная Шихобалова; 1868 - ?). Дети: Пётр, Мария, Нина, Николай, Елизавета, Мария. (ИКЭСК, Персоналии Со-Я).

И все равно мне непонятно, почему Прасковью Михеевну Шихобалову, жену М.В. Сурошникова, построившую в 1879 г. больничку при Иверском монастыре называют её девичьей фамилией. shok.gif Если, конечно, речь идет о ней, а не о другой Прасковье Шихобаловой.

---
Всякій домъ созидается по волѣ домовладѣльца.
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 622

MARIR написал:
[q]
ЮрийАлекс-41
Юрий, присоединяюсь к Татьяне. Без Вас у нас никак не получается
А сколько материала насобирали в Интернете по давным-давно закрытому кладбищу... Стоит обратить внимание на его второе название "Купеческое".
Думается, что практически все самарские купцы, умершие в 1 половине XIX в. погребены были на этом кладбище.
[/q]


Спасибо на добром слове 101.gif

Марина, узнать кто в Самаре (до середины 19 в. - уездном городе) относился к купеческому сословию - не просто. Это надо смотреть в архивах. (Может быть даже в ГАУО или федеральных).

Из знаменитых самарских купцов, только про Шихобаловых (православных) - из крестьян с. Наченалы Симбирской губернии, известно, что они в 1833 году переселились в Самару. И на Покровском кладбище находился их "семейный склеп".
А вот Аржановы (старообрядцы/ единоверцы) - из уральского казачества "обосновались в Самарском крае в середине 19 в." и к Покровскому кладбищу вряд ли имели отношение.
О времени появления других известных купеческих династий в Самаре, практически ничего не нашел в интернете.
---
Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния.
MARIR
Марина

MARIR

Россия, Самарская область
Сообщений: 2438
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2801

ГЕРОдот написал:
[q]

Встретилось в Сети интересное упоминание о семейных гнездах "знаменитых купцов и мукомолов Аржановых, Шихобаловых, Сурошниковых", о Грачевке, "имении Аржановых и Шихобаловых в далекой степи за Кинелем. Там кроме купеческого особняка была мельница. Напротив на средства мукомолов возник монастырь. Там же было кладбище предков Стефании и Сурошниковой". И еще: "Стефания добралась-таки до бывшего гнезда своих предков, отыскала заброшенные могилы старого кладбища, побродила по развалинам монастыря".
http://its-4-love.ru/Samarskaya-amerikanka.html
О чем здесь идет речь?
[/q]


Олег, все о том же - о чем упоминалось выше:
https://forum.vgd.ru/post/345/25597/p518300.htm#pp518300
о Троицкой женской общине в имении самарского купца Антония Шихобалова, близ станции Грачевка, Оренбургской жел. дороги, Бузулукского у. Самарской губ.; учреждена в 1898 г.
Вот куда добралась амерканка Стефания в поисках свои корней. 101.gif
---
Родословная - это радость и печаль, умноженная на опыт предков. ©mur
КТО ЕСТЬ КТО https://forum.vgd.ru/post/1862/34462/p5386674.htm#pp5386674
Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА = ДО 15.09.25 Я В ОТПУСКЕ
MARIR
Марина

MARIR

Россия, Самарская область
Сообщений: 2438
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2801

ЮрийАлекс-41 написал:
[q]

Марина, узнать кто в Самаре (до середины 19 в. - уездном городе) относился к купеческому сословию - не просто. Это надо смотреть в архивах. (Может быть даже в ГАУО или федеральных).

Из знаменитых самарских купцов, только про Шихобаловых (православных) - из крестьян с. Наченалы Симбирской губернии, известно, что они в 1833 году переселились в Самару. И на Покровском кладбище находился их "семейный склеп".
А вот Аржановы (старообрядцы/ единоверцы) - из уральского казачества "обосновались в Самарском крае в середине 19 в." и к Покровскому кладбищу вряд ли имели отношение.
О времени появления других известных купеческих династий в Самаре, практически ничего не нашел в интернете.
[/q]


Юрий, кое-что есть в ГАСО, о самарских купцах там попадались фонды 1849 г. Но этим, конечно, надо заниматься серьёзно 101.gif
Купеческое сословие основательно пополнилось после отмены крепостного права. Возможно поэтому в первой половине ХIX в. оно не столь многочисленно: В ревизских сказках купцов г.Самары 1857-58 гг. представлены сведения о 222 купеческих семействах
http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/44-1-0-102
---
Родословная - это радость и печаль, умноженная на опыт предков. ©mur
КТО ЕСТЬ КТО https://forum.vgd.ru/post/1862/34462/p5386674.htm#pp5386674
Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА = ДО 15.09.25 Я В ОТПУСКЕ
ГЕРОдот
Олег

ГЕРОдот

СамаРа, область
Сообщений: 830
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 692

MARIR написал:
[q]

Олег, все о том же - о чем упоминалось выше:
https://forum.vgd.ru/post/345/25597/p518300.htm#pp518300
о Троицкой женской общине в имении самарского купца Антония Шихобалова, близ станции Грачевка, Оренбургской жел. дороги, Бузулукского у. Самарской губ.; учреждена в 1898 г.
Вот куда добралась амерканка Стефания в поисках свои корней.
[/q]


Снимаю шляпу перед Стефанией! 101.gif
Конечно, что-то найти в Сети о сельском кладбище - нереально, даже если там упокоились Шихобаловы.

Нашёл небольшую выписку о церкви с. Грачёвка:
«...Церковь была построена в 1849 году, но в пожаре в 1892 г., бывший в с. Грачевка, до основания сгорела. В настоящее время здание земской школы превращено в домовую церковь с пристроем к ней с восточной части алтаря. Временная домовая церковь зданием деревянная, на каменном фундаменте с отдельной колокольнею на деревянных столбах. Престол в ней во имя святых бессребреников Космы и Дамиана.
Причта при церкви, как имеющей более 700 д.м.п. (душ мужского пола), указом св. Синода, от 4 марта 1885 г. за №3, положено быть: священнику, дьякону и псаломщику. При церкви земли пахотной и сенокосной 49 десятин.
Жалование от казны причт получает: священник 141р. 12 к. и псаломщик 35р. 28коп. Общественных домов для помещения причта нет, нанимаются от общества квартиры. Расстояние церкви от Духовной Консистории в 210 вер., от города Бузулука в 45 верст и от местного благочинного в 30 верстах.
... Копии метрических книг с 1872-1879 г. часть первая. Церковная библиотека прежних лет сгорела.
В селе Грачевка имеются две школы: земская и школа грамоты; земская школа преобразовалась в 1867 году из церковно-приходской школы, помещается в нанимаемой от общества квартиры в доме местного крестьянина.
Школа грамоты открылась в 1894 году, она помещается в церковной сторожке...».

http://www.orenedu.ru/files/ppo/2008_podvig/programm.doc
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 Вперед →
Модератор: ЮрийАлекс-41
Вверх ⇈