Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Самарское Покровское кладбище

Собираем информацию об утраченном Самарском городском кладбище, действовавшем в 1805-1857 гг. Сейчас, при сохранившемся Покровском православном соборе имеются отдельные захоронения - старые и новые...

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед →
Модераторы: ЮрийАлекс-41, Asmodeika
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 620
Покровское; закрыто в 1857 г., статус мемориального до 1910-х гг., утрачено.

П.В. Алабин пишет: "Вознесенская церковь первоначально стояла на месте, где ныне стоитъ Успенская церковь, и, какъ видно изъ церковной летописи, сгорела 20 апреля 1765 г. Въ томъ же году она была выстроена на кладбище, где теперь домъ бывший Сливкова, на Саратовской улице, противъ дома Муллы. Когда же, за расширениемъ города, тогдашнее кладбище оказалось не у места, то Вознесенская церковь была перенесена туда, где ныне Вознесенский соборъ, а кладбище перенесено туда, где ныне существуетъ упраздненное, такъ называемое старое кладбище, у Покровской церкви".

Ведомость о церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы за 1915 г.
Церковь построена в 1861 г. на доброхотные даяния жителей г. Самары. Расширена пристроями в 1907 г., украшена стенною живописью ктитором Петром Ивановичем Шихобаловым в 1909 г.
Здание церкви каменное, теплое, вместимостью до 2000 человек. Колокольня каменная в одной связи с церковным зданием. Престолов три: главный – в честь Покрова Богородицы, освящен 17 июля 1862 г.; правый – во имя Св. Митрофания, Епископа Воронежского, освящен 12 ноября 1861г.; левый – во имя мученика Емилiана, освящен 19 августа 1911 г.
Как построенная на месте бывшего кладбища церковь в силу решения Гражданского Кассационного Департамента Правительствующего Сената от 16 апреля 1896 г. /церковн. ведомости 1907 г. №17/ должна бы пользоваться всей землей какая была отведена для кладбища, но в действительности она не владеет и 1/20 частью сей земли и границы ея владения не определены. Город развел около церкви парк и устроил на кладбищенской земле здания для приходских училищ.

С расширением города кладбище, в 1860 г., опять отнесено за город, на место, где теперь Покровская церковь (сохранилась, ныне - это Покровский Собор и находится он по адресу: ул. Ленинская, 77 (Бывшая Сокольничья, Шихобаловская).

Но в несколько лет, после образования этого кладбища, город опять приблизился, и в недавнее время у его ограды возведены великолепные здания станции Оренбургской железной дороги, под полотно которой отошла довольная часть места, отведенного кладбищу».
---
Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния.
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 620
Карта Самары
1916 г.

В нижней трети карты просматривается ул. Предтеченская, Покровское кладбище к тому времени уже перестает быть мемориальным и начинает ликвидироваться...
Под № 2 - Покровский сад;
Под №23 - Шихобаловская больница;
Под №30 - Покровская церковь.

Прикрепленный файл: 1916a-r.jpg
---
Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния.
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 620
Валек

Валечка, я рад что Вы откликнулись 101.gif
По прошлой теме не беспокойтесь - я еще напишу Вам в личку. А здесь - о Покровском кладбище вся информация НОВАЯ, ведь мы его, практически, не обсуждали.

А Вы заметили, что по Покровскому собору и по Покровскому кладбищу - старых открыток или фото, не очень много (смотрел на сайте Бичурова), да и в поисковых системах они не высвечиваются?

А вот на этой карте 1839 г. возле "большого" Покровского кладбища изображено "маленькое" - что это за кладбище?
https://forum.vgd.ru/file.php?fid=48023&key=401896490

Как всегда - вопросов больше, чем ответов... dntknw.gif

Карта Самары
современная, на которой указан объект, расположенный по ул. Ленинская, 74.
Адрес Покровского кафедрального собора (ул. Ленинская, д. 74а).

Прикрепленный файл: 1.png
---
Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния.
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 620
«Благовест», Самара

Крест на могиле
http://www.pravpiter.ru/sovs/n037/ta016.htm

Как правильно устанавливается крест на православном храме и на кладбище? У нас на кладбище кресты ориентированы на восток, но нижняя перекладина имеет наклон в разные стороны. Я считаю, что на храмах крест должен быть ориентирован Распятием на восток, и если возле правой руки был распят добрый разбойник, значит, нижняя перекладина должна быть приподнята с юга, так как Иисус Христос взял его на Небо. Иначе получится, что прихожане вступают в противоречие с Богом и утверждают, что на Небо должен быть взят другой разбойник. Ну а на могиле, раз крест установлен в восточной части гробнички, а Распятие — со стороны могилы, то приподнята наклонная часть перекладины креста с севера. Как мне кажется, люди должны знать, как правильно, иначе получается или по незнанию, или по злому умыслу. В Православии не должно быть неточностей, иначе получается слишком большой грех.

Отвечает руководитель миссионерского отдела Самарской епархии, ключарь Покровского кафедрального собора г. Самары священник Алексий Богдан.

Крест на Православном храме и на кладбище устанавливается Распятием на запад, то есть лицо Спасителя смотрит на вас с востока. Нижняя перекладина, соответственно, нижней частью ориентирована на юг, верхней — на север. Получается, что справа от Спасителя нижняя перекладина приподнята.

Так же и на кладбище — крест ставится в ногах покойного; усопшего кладут в могилу лицом на восток в сторону креста. Но часто бывает, что изготовители крестов, возможно по незнанию, путают ориентир нижней перекладины, и на одних крестах с правой стороны Спасителя она приподнята, на других, наоборот, опущена. Поэтому, когда покупаете могильный крест, будьте внимательны.

На могилке бывает крест восьмиконечный, без изображения Спасителя. Поэтому установка креста должна быть правильной. Если крест в ногах, то с левой стороны конец должен быть приподнят.
---
Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния.
MARIR
Марина

MARIR

Россия, Самарская область
Сообщений: 2238
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2681
Валек
ЮрийАлек-41


Валя, спасибо, за предложение! Может опять пересечемся в архиве 101.gif

По Покровскому кладбищу мне попадались дела в фонде Самарской городской управы, когда кладбище уже было превращено в сад. Там, в основном, бумаги о благодеяниях Шихобаловых - дают деньги на возведение ограды, больницы для неимущих, за что просят самого губернатора сделать исключение для их родового захоронения и не разорять его, пр. А вот, скажем, ПЛАН кладбища мне не разу не попался - слишком рано его упразднили.

Юра, тема о Покровском клабище - здорово получается. Особенно, если Олег сподвигнется на фото...
Так и будем изучать историю родного города, такими маленькими темами...
Кстати, у меня многое сохранилось из прежней темы. И это не смотря на почти загнувшийся жесткий диск cray.gif

Да, ведь совсем недавно был -

ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ,
ДЕНЬ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ ПСКОВО-ПОКРОВСКАЯ

01/14 октября

http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/pokrov/

Праздник Покрова Богородицы, который церковь отмечает 14 октября, в народе считался границей осени и зимы. Мужики говорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». И начинали конопатить избы. У девушек свои заботы: «Свята Покровонько, покрой землю снежком, а меня женишком». А вообще-то Покров один из тех редких церковных праздников, которые были установлены сначала в России, а потом распространились на весь православный мир. Но событие, которое отмечают в этот день, случилось всё-таки в Константинополе...

Покров Пресвятой Богородицы. Роспись в Самарском Покровском Соборе.

Прикрепленный файл: Pokrov09.jpg
---
РОДОСЛОВНАЯ - ЭТО ПАМЯТЬ СЕРДЦА. Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА
ГЕРОдот
Олег

ГЕРОдот

СамаРа, область
Сообщений: 830
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 690
MARIR

Марина, нашел в Сети интересное название Покровского кладбища - "Купеческое кладбище"

КРАСТКИЙ ОЧЕРК ПО ИСТОРИИ САМАРСКОЙ ЕПАРХИИ
Игумен Вениамин (Лабутин),
первый проректор СамПДС
http://www.saminfo.ru/~samds/T...ubil/2.htm

...В правление епископа Феофила в 1864 году была расширена и полностью реконструирована Покровская церковь на Купеческом кладбище , в конце улицы Предтеченской (ныне Покровский кафедральный собор Самарской епархии).

P.S
Интересно, какие купеческие кланы были там погребены, кроме Шихобаловых и Паршенских?
ГЕРОдот
Олег

ГЕРОдот

СамаРа, область
Сообщений: 830
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 690
А здесь тоже упоминается Покровское кладбище.

САМАРА: СЕГОДНЯ МНОГО ЛЕТ НАЗАД
4 июля. Этот день в истории
http://news.samaratoday.ru/news/23779/

4 июля 1900г. Самарская городская дума уступила Покровской церкви 600 квадратных саженей земли в юго-восточной части бывшего Покровского кладбища. Здесь решили построить церковно-приходскую школу и помещение для ее преподавателей. Еще раньше, в 1867 году, на бывшем Покровском кладбище был разбит сад. Так что традиция строить, разводить сады на старых кладбищах, получившая широкое распространение в годы Советской власти, была заложена еще в дореволюционной России.

P.S
Эта "традиция" состоялась после эпидемии чумы 1771-1773 гг., особенно свирепствовавшей в Москве ....
Валек

Валек

г. Самара
Сообщений: 3293
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9337
У Покровского собора
http://www.samara-photo.ru/photo/id.77631.html

...В конце 1991 года во время производства земляных работ по трассе коллектора на участке полотна дороги улицы Братьев Коростелевых был вскрыт свод фамильного склепа купцов Шихобаловых. По распоряжению архиепископа Евсевия (Саввина) часть останков (насколько позволил раскоп) была извлечена, помещена в новый гроб и захоронена на Радоницу 1992 года на территории собора, с левой стороны (около крестильни), причем был полностью совершен чин погребения.

Прикрепленный файл: У Покр.собора 49f0c58343790.jpg
---
Валек
Валек

Валек

г. Самара
Сообщений: 3293
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 9337
Архив "Ведомости Самарской Губернии"

На самарском кладбище похоронены солдаты Наполена?
Недавно на Центральном кладбище Самары были захоронены останки людей, найденные при рытье котлована в районе Покровского собора.

http://info.samara.ru/press/158/16.05.1998/30877/

...Уместно напомнить: кладбище при Покровском соборе действовало с 1805 по 1857 год. И уничтожено оно было отнюдь не Советской властью, а решением Городской управы. ...На месте погребений раскинулся парк, который, в свою очередь, был уничтожен большевиками.

Найденные на кладбище останки подверглись научному анализу. Как выяснилось, почти половина погребенных были нерусского происхождения и имели определенную примесь мордовской и чувашской крови. Приблизительно 25-30 % наших предков умерли в детском возрасте. Большая же половина нашла свой конец в возрасте от 25 до тридцати лет. Не исключено, что причину столь ранней смертности следует искать в частых для того времени эпидемиях болезнях холеры.

Существует мнение, что среди погребенных есть и пленные солдаты наполеоновской армии. К примеру, некоторая посуда, найденная в могилах, в царской России не выпускалась и навряд ли к нам экспортировалась. Владельцы, очевидно, привезли ее с собой. А если учесть время захоронения и факт наличия французских военнопленных в нашей губернии, вывод напрашивается сам собой...
---
Валек
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 620
Валек

Валя, спасибо! И чего только не бывает, в истории старых кладбищ...

А вот что о Покровской церкви и кладбище пишет Петр Владимирович Алабин
http://leda.uni-smr.ac.ru/RareIssues/alabin_1/ChaptIII_1.htm

7. Покровская церковь.

Церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы сооружена въ 1861 году, на собственныя средства, Самарскими купцами 1-й гильдии Емельяномъ и Антономъ Николаевичами Шихобаловыми, на месте бывшей тутъ прежде деревянной Предтеченской церкви (бывшая Вознесенская), которая, по ветхости своей, не могла уже быть обращена въ приходскую, что ей предстояло за упразднениемъ бывшаго тутъ кладбища.

Каменная церковь эта современной архитектуры, о пяти главахъ, покрытыхъ белымъ железомъ, можетъ вмещать въ себе до 1500 человекъ, окружена большею площадью упраздненнаго кладбища, часть котораго отошла подъ станцию сооружаемой ныне Оренбургской железной дороги. Самое кладбище, известное подъ именемъ стараго, ограждено низкою, деревянною, весьма плохою и ветхою оградою. Ее, въ некоторой степени, поддерживаетъ Городская Дума, также какъ и разсаженныя на этомъ кладбище древесныя аллеи, въ намерении обратить это место въ скверъ, необходимый въ этой местности города, почти лишенной растительности. Надо полагать, что Городская Дума не остановится въ этомъ случае на одномъ предположении.

Необходимость приведения въ порядокъ площади стараго кладбища, особенно съ устройствомъ близь него воксала железной дороги, очевидна, такъ какъ въ настоящее время эта площадь представляетъ собою крайне печальный видъ. Ныне тутъ кое где торчатъ чахлыя деревья; на оставленной усыпальнице предковъ здешнихъ горожанъ бродитъ скотъ между провалившихся могилъ, поросшихъ бурьяномъ, и полуразрушенныхъ намогильныхъ памятниковъ. Тягостное впечатление, которое делаетъ на посетителя ныне видъ этой площади, могло бы вполне быть устранено разведениемъ на ней сквера и уничтожениемъ или возобновлениемъ полуразрушенныхъ надгробныхъ памятниковъ и насыпей надъ могилами, Богъ весть кому принадлежащими, отметивъ ихъ и вместе замаскировавъ, посадкою деревьевъ и кустовъ.

Прихожанъ у Покровской церкви состоитъ ныне 2995 душъ об. пола.

Причтъ прежде здесь существовавшей Предтеченской церкви въ 1850 году состоялъ изъ священника и дьячка, а въ настоящее время его составляютъ: два священника и два дьячка.

Причтъ и церковь существуютъ на доброхотныя пожертвования. Въ 1850 году Предтеченская церковь имела дохода 201 р. 2 к. и расхода 192 руб. 97 к.; въ 1874 году доходъ Покровской церкви простирался до 2382 р. 72 к. и расходъ до 1953 р. 72 к.

Въ Покровской церкви замечателенъ по своему древнему письму образъ Спаса нерукотвореннаго, писанный въ 1642 году.
---
Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния.
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 620

ГЕРОдот написал:
[q]

Интересно, какие купеческие кланы были там погребены, кроме Шихобаловых и Паршенских?
[/q]


Олег, посмотрел в интернете кто такие Паршенские.

1.
Этот день в истории края. Луи Пастер и Самара
http://www.samaratoday.ru/news.php?id=173042
2 июля 1886 года в Самаре торжественно открылась Пастеровская станция. Это было второе в России (после Одессы) и первое в Поволжье медицинское учреждение, занимавшееся вакцинацией населения. Станция находилась на территории Губернской земской больницы (ныне больницы имени Пирогова). Она спасла тысячи людей от считавшихся практически неизлечимыми заболеваний: бешенства, холеры, сибирской язвы и других тяжелых недугов.
Как известно, выдающийся французский микробиолог Луи Пастер первым в мире предложил методику предотвращения инфекционных заболеваний с помощью прививок. Его ученики - самарские врачи В.А.Паршенский и В.Н.Хардин не только взяли на вооружение пастеровские методы лечения, но и привезли из Парижа препараты, инструменты, приборы, которые давали возможность открыть в Самаре собственную вакцино-профилактическую станцию. Она обслуживала огромную территорию: Поволжье, Урал, Сибирь, Среднюю Азию. ...

2.
Главный строитель собора (о Шихобаловых)
http://sva-slava.narod.ru/krae...stroit.htm

...Приобщение самого Емельяна Николаевича (Шихобалова) к возведению храмов произошло в 1857 году. На бывшем городском кладбище наметили построить церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Вести сбор пожертвований и контролировать строительство доверили специальному комитету, в который входили Емельян Николаевич, Антон Николаевич Шихобаловы и дворянин Алексей Михайлович Паршенский...
Участие братьев Шихобаловых в сооружении храма было столь велико, что по ходатайству Святейшего синода их наградили золотыми медалями. А.М. Паршенский удостоился ордена Святого Станислава 3 степени ([6]). В ограде храма купцам разрешили также устроить семейный склеп.

3. Одной строкой где-то попалось упоминание о Паршенском пруде (в районе Мехавода?)...
---
Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед →
Модераторы: ЮрийАлекс-41, Asmodeika
Вверх ⇈