Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Самарское Покровское кладбище

Собираем информацию об утраченном Самарском городском кладбище, действовавшем в 1805-1857 гг. Сейчас, при сохранившемся Покровском православном соборе имеются отдельные захоронения - старые и новые...

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед →
Модераторы: ЮрийАлекс-41, Asmodeika
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 621
Покровское; закрыто в 1857 г., статус мемориального до 1910-х гг., утрачено.

П.В. Алабин пишет: "Вознесенская церковь первоначально стояла на месте, где ныне стоитъ Успенская церковь, и, какъ видно изъ церковной летописи, сгорела 20 апреля 1765 г. Въ томъ же году она была выстроена на кладбище, где теперь домъ бывший Сливкова, на Саратовской улице, противъ дома Муллы. Когда же, за расширениемъ города, тогдашнее кладбище оказалось не у места, то Вознесенская церковь была перенесена туда, где ныне Вознесенский соборъ, а кладбище перенесено туда, где ныне существуетъ упраздненное, такъ называемое старое кладбище, у Покровской церкви".

Ведомость о церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы за 1915 г.
Церковь построена в 1861 г. на доброхотные даяния жителей г. Самары. Расширена пристроями в 1907 г., украшена стенною живописью ктитором Петром Ивановичем Шихобаловым в 1909 г.
Здание церкви каменное, теплое, вместимостью до 2000 человек. Колокольня каменная в одной связи с церковным зданием. Престолов три: главный – в честь Покрова Богородицы, освящен 17 июля 1862 г.; правый – во имя Св. Митрофания, Епископа Воронежского, освящен 12 ноября 1861г.; левый – во имя мученика Емилiана, освящен 19 августа 1911 г.
Как построенная на месте бывшего кладбища церковь в силу решения Гражданского Кассационного Департамента Правительствующего Сената от 16 апреля 1896 г. /церковн. ведомости 1907 г. №17/ должна бы пользоваться всей землей какая была отведена для кладбища, но в действительности она не владеет и 1/20 частью сей земли и границы ея владения не определены. Город развел около церкви парк и устроил на кладбищенской земле здания для приходских училищ.

С расширением города кладбище, в 1860 г., опять отнесено за город, на место, где теперь Покровская церковь (сохранилась, ныне - это Покровский Собор и находится он по адресу: ул. Ленинская, 77 (Бывшая Сокольничья, Шихобаловская).

Но в несколько лет, после образования этого кладбища, город опять приблизился, и в недавнее время у его ограды возведены великолепные здания станции Оренбургской железной дороги, под полотно которой отошла довольная часть места, отведенного кладбищу».
---
Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния.
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 621
САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ КЛАДБИЩА: утраченные, закрытые, действующие
= ссылки на тему "Самарские городские кладбища".

Самарские городские кладбища: новости, полезные и интересные ссылки
https://forum.vgd.ru/post/345/25595/p507163.htm#pp507163

• Утраченные

1. Старейшие - первые кладбища Самары; утрачены.
https://forum.vgd.ru/post/345/25595/p507164.htm#pp507164
2. Старые кладбища Самары; утраченные к середине XIX в.
https://forum.vgd.ru/post/345/25595/p507165.htm#pp507165
3. Всесвятское, поликонфессиональное; утрачено, разорялось в 30 – 40-е гг. XX в.
https://forum.vgd.ru/post/345/25595/p507166.htm#pp507166
https://forum.vgd.ru/post/345/25595/p507167.htm#pp507167
4. Иверское, монастырское; утрачено, разорялось с 1925 г.
https://forum.vgd.ru/post/345/25465/p502121.htm#pp502121
5. Мещанского посёлка; утрачено, функционировало с 1910 – до 1930 гг.
https://forum.vgd.ru/post/345/25595/p507169.htm#pp507169
6. Николаевское, монастырское; утрачено, разорялось с 20-х гг. XX в.
7. Покровское; закрыто в 1857 г., статус мемориального до 1910-х гг., утрачено.
8. Томашева Колка; утрачено в 1930-х гг.
9. Эпидемические (холерные) кладбища; действовали с 1891 г., разорены в 1940-х гг.

• Действующие ограниченно
10. Безымянское; действующее с 1941 г., ограничено.
11. Рубёжное; частично действующее, функционировало с 1972 – по 1984 гг., возобновлено в 1990-х гг.
12. Старые городские кладбища; действовали в 1930 – 1960 гг., ограничено

• Действующие
13. Берёза; действующее, 1960 г.
14. Зубчаниновское; действующее, с 1910 г.
15. Кряжское; открыто в 1930 г.
16. Лесное; действующее, с 1981 г.
17. Мехзаводское; действующее, с 1949 г.
18. Песчаная Глинка; действующее с 1955 г., возобновлено в 1990-х гг.
19. Прибрежное; действующее, с 1950 г.
20. Сорокины хутора; действующее, с 1940 г., возобновлено в 1990-х гг.
https://forum.vgd.ru/345/25610/
21. Управленческое; действующее, с 1940 г.
22. Южное; действующее, с 1984 г.
23. Яблонька; действующее, с 1940 г.

• Национальные, действующие
24. Еврейское, центральное; действующее.
25. Татарское; действующее.
---
Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния.
MARIR
Марина

MARIR

Россия, Самарская область
Сообщений: 2239
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2687
ПОКРОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ

ПУБЛИКАЦИИ
http://www.samaraart.ru/history/articles/?id=186

В 60-е годы XIX века в Самаре возникает Покровский сад на месте старого Покровского кладбища. П. В. Алабин так его описывает: «Занимает довольно значительное пространство, вводя город в немалые ежегодные расходы напрасные, так как без забора—место пастбища скота окрестных жителей. Ряды жалких кривых, полузасохших хворостин, несмотря на ежегодную, усиленную посадку деревьев». Все это происходило до тех пор, пока братья Шихобаловы не выделили 1 тыс. руб. на деревянную изгородь, ведь там когда-то были похоронены их предки. С 1910 г. самарские предприниматели стали использовать ограду сада для размещения своей рекламы по ул. Л. Толстого. Плата за аренду изгороди шла в казну города.

ПОКРОВСКИЙ СОБОР

http://samara.psati.ru/chram/pokro/pokro12/pokro12.html

На переднем плане -
могила Шихобаловых.

Прикрепленный файл: pokro12.jpg
---
РОДОСЛОВНАЯ - ЭТО ПАМЯТЬ СЕРДЦА. Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА
MARIR
Марина

MARIR

Россия, Самарская область
Сообщений: 2239
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2687
БЛАГОВЕСТ

Приставник в Доме Божием
К столетию со дня кончины самарского храмостроителя Антона Шихобалова
Гениальный купец с добрым сердцем
http://www.cofe.ru/blagovest/a...icle=12710

Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Николаевич Шихобалов родился 4 июля (по старому стилю) 1827 года и тихо почил в день своего рождения в 1908 году. Через десять лет после его смерти в ночь на 4 июля (17 июля нового стиля) 1918 года была убита в Екатеринбурге Царская Семья. Интересно, что именно Антон Николаевич в качестве депутата от Самары в 1894 году присутствовал на коронации Императора Николая Второго в Москве. День памяти А.Н. Шихобалова - в этом году исполняется сто лет со дня его смерти - мы будем праздновать одновременно с памятью Царственных Мучеников, расстрелянных 90 лет назад в подвале Ипатьевского дома Екатеринбурга. Зазвонят, сзывая прихожан на службу, колокола белокаменного Покровского кафедрального собора, построенного в конце XIX века братьями Шихобаловыми - боголюбивыми самарскими купцами, потомственными почетными гражданами города Самары. Во дворе собора стоит крест с надписью над их могилой: «Храмостроители и благотворители г. Самары Михей, Емелиан, Матфей, Антоний». Их прах был торжественно перезахоронен из фамильного склепа на Радоницу 1992 года во двор Покровского собора. Архиепископ Самарский и Сызранский (ныне Митрополит Псковский и Великолукский) Евсевий отслужил Литургию и панихиду и призвал самарцев «не быть равнодушными и не забывать тех, кто любил наш город жертвенной любовью».
Каждый день в своих молитвах братьев Шихобаловых поминает София Поликарповна Бортник, праправнучка Михея Шихобалова, старшего из братьев-купцов. Столетие памяти Антона Николаевича, ее двоюродного прапрадеда, она будет отмечать так: «Первым делом закажу ему обедню и панихиду, поставлю свечку. Испеку поминальный пирог. Хочу купить цветы и положить к его могиле у Покровского собора».
...

Прикрепленный файл: Shihkobalov-44.gif
---
РОДОСЛОВНАЯ - ЭТО ПАМЯТЬ СЕРДЦА. Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 621
MARIR

Марина, спасибо!

Самарская епархия.
Покровский кафедральный собор
(443001, г. Самара, ул. Ленинская, 75а, тел. 33-41-29, 33-25-15)
http://www.samara.orthodoxy.ru/Xram/Samara/Pokrov.html

Покровский кафедральный собор находится в центре Самары на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской (бывшей Сокольничьей, а затем Шихобаловской ул.). Район Покровского собора в начале XIX века находился вдали от города, и в 1805 году здесь было открыто городское кладбище. На кладбище стояла деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи с приделом во имя Воздвижения Креста Господня. По мере городского строительства жилые кварталы приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а церковь была ветхой и тесной и не удовлетворяла потребностям прихожан.

По инициативе купцов Шихобаловых - Антона, Емельяна и Матвея - жители прилегающих к церкви кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу - преосвященному Евсевию (Орлинскому) - с ходатайством о разрешении устройства (вместо деревянной церкви) нового, более вместительного каменного храма на доброхотные пожертвования.

Ходатайство было уважено, и преосвященный Евсевий, с разрешения губернатора, направил в 1854 году в Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А.И. Майснером. Этот проект не был утвержден, вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э.И. Жибера. За время согласования проекта кладбищенской Предтеченской церкви был дан статус приходской церкви, а кладбище в 1857 году закрыли.

На строительство храма Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходы на каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по сооружению храма начались в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладке же первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Для управления строительством новой церкви был образован строительный комитет, в который вошли братья Емельян и Антон Шихобаловы, священники Иоанн Словоохотов и Александр Цареградский, приходские попечители А.П. Паршенский и А.И. Туман. Антон Николаевич Шихобалов был казначеем данного комитета, а впоследствии - и первым церковным старостой Покровской церкви (с 1858 по 1904 год).

Строительный комитет весьма добросовестно и рачительно вел строительство церкви, которая в основном была сооружена за два года. По ходатайству Самарской духовной консистории Священный Синод наградил братьев Шихобаловых золотыми медалями, а Паршенского орденом Святого Станислава 3-й степени - за усердие по возведению Покровской церкви. Кроме того, благотворители получили право быть похороненными рядом с храмом.

В ограде церкви Шихобаловы устроили семейный склеп. Здесь же находились и захоронения Паршенских.

ФОТО Покровская церковь в 1881 г.

Прикрепленный файл: Pokrov03.jpg
---
Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния.
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 621
продолжение

17 июля 1861 года преосвященным Феофилом было совершено освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а 12 ноября 1861 года был освящен правый престол во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца.

Первым настоятелем Покровской церкви был протоиерей Александр Цареградский, прослуживший в храме более 20 лет. После смерти о. Александра настоятелем стал его брат - протоиерей Николай Цареградский.

Хотя по проекту Покровская церковь планировалась как трехпрестольная, долгое время в левом приделе размещались ризница и канцелярия с церковным архивом. В 1906-1907 годы на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда и перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом устроили хоры.

В 1911 году для левого придела церковный староста П.И. Шихобалов закупил в Москве в фирме Мешкова позолоченное металлическое облачение, из Москвы доставили также и всю необходимую утварь. 19 августа 1911 года епископом Константином (Булычевым) левый престол был освящен в честь св. мученика Емилиана.

Архитектура Покровской церкви выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до 2000 человек. В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство храма было весьма богатым. Алтари были облицованы искусственным мрамором (в 1876 г.), стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909-1910 годы). Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от "фрязин" - итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической, отличаясь от традиционной иконописи реализмом изображения.

Иконы, в основном, были нового письма, из святынь храма особенным почитанием пользовались икона Нерукотворного образа Иисуса Христа в медной посеребренной ризе, написанная в 1662 году, и выполненный из золоченого серебра крест с мощами святых угодников Божиих, подаренный храму в 1869 году купцом Дмитрием Ивановичем Подсосовым. Покровская церковь, как сообщали "Самарские епархиальные ведомости" в 1911 году, считалась "одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению".

В течение 60 лет Покровская церковь получала щедрые пожертвования от купцов Шихобаловых. Они оплачивали реконструкцию и ремонт здания, украшение интерьера, изготовление и установку иконостасов, приобретали дорогую утварь и облачение для церковнослужителей. В частности, Антон Николаевич Шихобалов заменил незвучный большой колокол на новый весом 257 пудов, оплатил облицовку внутренности церкви искусственным мрамором, построил дом для церковного причта, открыл воскресную школу для взрослых, а в 1890 году на его средства около храма на месте бывшего кладбища был устроен Покровский сквер с оградой. При этом Антон Николаевич не любил говорить об истинных размерах помощи, так как не терпел показной стороны благотворительности. Простота и искренность его были удивительны: "Деньги есть - надо строить", - говорил он.

Почетный гражданин Самары, Антон Николаевич тихо почил в день своего рождения в 1908 году, когда ему исполнился 81 год.

ФОТО. Покровскя церковь с прилегающим сквером (бывшиим кладбищем). Нач. ХХ в.

Прикрепленный файл: Pokrov04.jpg
---
Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния.
ЮрийАлекс-41
Модератор раздела
фрегат

ЮрийАлекс-41

Сообщений: 1000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 621
продолжение

После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси "обновленчества", активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В 20-30-е годы в результате учиненных властями репрессий против Православной Церкви и ее служителей в Самаре из 55 православных храмов были закрыты, разрушены или разорены 54 храма. В период с 1938 по 1946 год в городе оставалась лишь одна действующая церковь - Покровская. В 1938 году после ареста обновленческого лжемитрополита Василия обновленческий приход Покровской церкви рассеялся, и спустя некоторое время храм воссоединился с Московской Патриархией.

В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день.

В годы Великой Отечественной войны Покровский собор постоянно участвовал в сборе пожертвований в различные фонды военного времени, в том числе были собраны средства на танковую колонну имени Димитрия Донского.

Покровский собор как кафедральный отличался торжественностью богослужений и великолепным хором. Традиции церковного пения связаны со временем Великой Отечественной войны, когда в куйбышевских храмах хоры были лучшими в России, так как в них пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе и Большого театра: И.С. Козловский, М.Д. Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф. Другов. Школа пения сохранилась по сегодняшний день, в чем можно убедиться на ежегодных Рождественских и Пасхальных концертах в Театре оперы и балета, что стоит на месте прежнего кафедрального собора - Спасо-Воскресенского, идея восстановления которого не оставляет самарцев.

В военные и послевоенные годы в Покровском соборе совершали архиерейские службы известные архипастыри, управлявшие Куйбышевской епархией и достойно потрудившиеся на ниве духовного возрождения и утверждения Православия: архиепископ Алексий (Палицын), епископ Митрофан (Гутовский), покоящиеся ныне в склепе притвора Покровского собора, митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого находится в притворе собора, митрополит Иоанн (Снычев).
---
Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния.
ГЕРОдот
Олег

ГЕРОдот

СамаРа, область
Сообщений: 830
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 690
продолжение

Среди святынь храма - Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона свт. Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с мощами свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских Чудотворца, прп. Григория Декаполита, свт. Игнатия, еп. Ростовского, св. мч. архидиакона Лаврентий, св. вмч. Варвары, св. мч. Василия Анкирского, св. Игнатия Великого, св. благ. вел. кн. Александра Невского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, прп. Иоанникия Великого, прп. Сергия Радонежского, свт. Василия, еп. Амасийского, прп. Ефрема Сирина, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, свт. Арсения, еп. Тверского, св. мч. Самона Едесского, св. Василия Антиохийского. Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.

К святыням храма относится чудотворный образ Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших", а также образы Божией Матери "Умягчение злых сердец" и Табынской.

Икона "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", связана с событием Сретения Господня (2 февраля по ст. ст., или 15 февраля по н. ст.) - принесением на сороковой день младенца Христа в Иерусалимский храм. Она символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона Богоприимца Матери Божией: "Тебе Самой оружие пройдет душу". На иконе Богородица изображена с семью воткнутыми в сердце мечами - по три справа и слева, один снизу. Число "7" в Священном Писании означает полноту чего-либо, в данном случае - полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые были в жизни Пресвятой Девы Марии на земле. Перед иконой Многострадальной Мати Божией молятся об облегчении страданий душевных и телесных, о смягчении враждебных отношений, об умягчении своего сердца и сердец своих близких и врагов, вообще об истощании зла в мире.

Табынская икона представляет собой список с Казанской иконы Божией Матери, а называется так по месту ее обретения на большом камне у подошвы горы над источником "Святые ключи" у села Табынское Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Это произошло дважды - в XVI и XVIII веках. Первый раз икона явилась иеродиакону близлежащего монастыря, а во второй раз ее нашли башкиры и надругались над ней, за что ослепли. Эта икона, как и икона Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших", отличается очень темным Ликом, как бы символизируя "тьму грехов наших". И мы молимся пред этой иконой - просветить нас, умягчив "окамененныя сердца наши росою молитв" Богородицы.

Список с темноликой Табынской иконы


Комментарий модератора:
Олег, спасибо за продолжение - материал оказался внушительным 101.gif


Прикрепленный файл: Pokrov15.jpg
ГЕРОдот
Олег

ГЕРОдот

СамаРа, область
Сообщений: 830
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 690
продолжение

В притворе храма недавно установлен и почитается первый крест с могилы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927-1995), который был учеником митрополита Мануила и его келейником, а с 1965 по 1990 годы - любимейшим самарским архипастырем. Молитвенник, духовный писатель, создатель современной идеологии русского национального возрождения, старец-архиерей, в то же время простой и доступный человек (он принимал любого до 23 часов - времени совершения келейного правила). Его искренность и любовь (он даже наказывал с любовью) вызывали ответные чувства признания и любви. Владыка Иоанн скончался 2 ноября 1995 года и похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

В день его ангела, 9 октября, в Самаре ежегодно проходят Иоанновские чтения, целью которых является осмысление и передача соотечественникам духовного наследия митрополита Иоанна, рассмотрение духовных основ русской истории и культуры, педагогики и образования.

Духовные наследия двух почитаемых самарцами и петербуржцами владык, митрополитов Мануила и Иоанна (учителя и ученика), дают ответы на самые сложные и болезненные вопросы современности и вечности и служат путеводной звездой ко спасению. Публикацию их богатого духовного наследия осуществляет официальный орган Самарской епархии - православный альманах "Духовный Собеседник". "Подвижническая деятельность моих предшественников осеняет наше нынешнее веростроительство", - говорит архиепископ Самарский и Сызранский высокопреосвященнейший Сергий о митрополитах Мануиле и Иоанне, считая, что их стараниями епархия сохранила подлинно христианское православное лицо.

Владыка Сергий (Полеткин) был назначен на Самарскую кафедру в 1993 году 25 февраля, в знаменательный для самарцев день, когда празднуется память святителя Алексия, небесного покровителя Самарского края, и Иверской иконы Божией Матери - Благой Вратарницы, которые как бы открыли владыке сердца и двери Самарской земли. За восемь лет управления владыки Сергия в епархии построено и открыто около 110 храмов и 75 воскресных школ, действует Самарская духовная семинария, выходят многочисленные православные издания, радио- и телепередачи, работают Братство святителя Алексия и духовно-просветительные центры, учреждены общественные движения "Самара православная" и благотворительный фонд "Тольятти православный", проводятся Рождественские и Иоанновские чтения. И еще множеством хозяйственных, просветительских и молитвенных служений отмечена деятельность владыки на Самарской земле. Особенное внимание владыка Сергий уделяет семинарии, ректором которой он является, а также Покровскому собору, будучи его настоятелем.

К особым событиям в истории собора можно отнести следующие: похороны владыки Мануила в 1968 году; пребывание в мае 1997 года чудотворной иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, освященной на мощах святителя в городе Бари (Италия); богослужения на праздник Покрова Божией Матери 13 и 14 октября 1999 года, которые совершил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, и служение Божественной литургии 13 мая 2001 года Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, во время визита его на Самарскую землю.

Крест с могилы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)

Прикрепленный файл: Pokrov17.jpg
ГЕРОдот
Олег

ГЕРОдот

СамаРа, область
Сообщений: 830
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 690
продолжение

В истории Покровского собора есть и трагическая страница. 7 ноября 1977 года во время демонстрации в честь 60-летия Октябрьской революции кто-то бросил в окно Покровского собора бенгальский огонь (по другим источникам - бутылку с зажигательной смесью). Был выходной день, и в храме находилась лишь монахиня Мария (Мандрыкина). От огня загорелся лак, покрывавший настенную живопись. Матушка Мария успела вызвать пожарных, но до их приезда задохнулась в дыму. От пожара почти полностью погибла роспись прошлого века, уцелела лишь купольная икона Покрова Богородицы. Сохранились также иконы "Взыскание погибших", свт. Николая Можайского, св. благоверного князя Александра Невского и "Похвала Пресвятой Богородицы". Огонь дошел до гробницы митрополита Мануила в притворе и остановился. Восстановление храма продолжалось почти четыре года. Новые росписи сделали местные художники и живописцы из Западной Украины.

В конце 1991 года во время производства земляных работ по трассе коллектора на участке полотна дороги улицы Братьев Коростелевых был вскрыт свод фамильного склепа купцов Шихобаловых. По распоряжению архиепископа Евсевия (Саввина) часть останков (насколько позволил раскоп) была извлечена, помещена в новый гроб и захоронена на Радоницу 1992 года на территории собора, с левой стороны (около крестильни), причем был полностью совершен чин погребения.

В 1996 г. шатровые покрытия кафедрального собора украсились новейшим покрытием "под золото".

В Покровском соборе регулярно проводятся архиерейские богослужения, совершаются все необходимые таинства (крещение, венчание, соборование и т. д.) и требы. Священнослужители собора активно проводят духовно-просветительскую работу. Для детей открыта воскресная школа, занятия для взрослых проходят по вторникам. При храме имеется магазин с богатым выбором икон и православной литературы.

В недалеком будущем Покровский собор, возможно, "уступит свои полномочия" новому кафедральному собору - Кирилло-Мефодиевскому, который строится на Поляне имени Фрунзе и будет крупнейшим храмом в Среднем Поволжье. Но в истории Русской Православной Церкви и Самарской епархии Покровская церковь навсегда останется кафедральным собором и будет нераздельно связана с именами митрополита Мануила и митрополита Иоанна.

Расписание богослужений: Божественная Литургия 8.30 (в будничные дни), в воскресение - в 7.00, в 9.30. Вечерние богослужения в 17.00.

Транспорт: автобус - 37, 40, 60 остановка "Стадион Динамо".

Крест над могилой братьев Шихобаловых.

Прикрепленный файл: Pokrov07.jpg
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед →
Модераторы: ЮрийАлекс-41, Asmodeika
Вверх ⇈