Самарские городские и сельские кладбища
Тема для обсуждений, разговоров, вопросов, размещения единичной информации о захоронениях, кладбищах, памятниках, мемориалах. Открыты новые темы по самарским кладбищам...
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат  Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 621 | Наверх ##
13 мая 2009 15:10 19 сентября 2011 13:01САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ КЛАДБИЩА САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ КЛАДБИЩА: утраченные, закрытые, действующие
Содержание темы.
Самарские городские кладбища: новости, полезные ссылки, интересная информация. Сообщение отправлено: 13 мая 2009 15:12
• Утраченные 1. Старейшее - первое общее кладбище Самары; утрачено. 2. Старые кладбища Самары; утраченные к середине XIX в. 3. Всесвятское, поликонфессиональное; утрачено, разорялось в 30 – 40-е гг. XX в. 4. Иверское, монастырское; утрачено, разорялось с 1925 г 5. Мещанского посёлка; утрачено, функционировало с 1910 – до 1930 гг. 6. Николаевское, монастырское; утрачено, разорялось с 20-х гг. XX в. 7. Покровское; закрыто в 1857 г., статус мемориального до 1910-х гг., утрачено. 8. Томашева Колка; утрачено в 1930-х гг. 9. Эпидемические (холерные) кладбища; действовали с 1891 г., разорены в 1940-х гг. • Действующие ограниченно 10. Безымянское; действующее с 1941 г., ограничено. 11. Рубёжное; частично действующее, функционировало с 1972 – по 1984 гг., возобновлено в 1990-х гг. 12. Старые городские кладбища; действовали в 1930 – 1960 гг., ограничено • Действующие 13. Берёза; действующее, 1960 г. 14. Зубчаниновское; действующее, с 1910 г. 15. Кряжское; открыто в 1930 г. 16. Лесное; действующее, с 1981 г. 17. Мехзаводское; действующее, с 1949 г. 18. Песчаная Глинка; действующее с 1955 г., возобновлено в 1990-х гг. 19. Прибрежное; действующее, с 1950 г. 20. Сорокины хутора; действующее, с 1940 г., возобновлено в 1990-х гг. 21. Управленческое; действующее, с 1940 г. 22. Южное; действующее, с 1984 г. 23. Яблонька; действующее, с 1940 г. • Национальные, действующие 24. Еврейское, центральное; действующее. 25. Татарское; действующее. • Литература, архив новостей и ссылок
| | Лайк (2) |
MARIRМарина  Россия, Самарская область Сообщений: 2260 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2715 | Наверх ##
23 июля 2009 15:57 23 июля 2009 16:34 продолжениеФОНД 153. Опись 9. Дело 920. Ведомость мещан и купцов старообрядческого вероисповедения 1895 г.Каждое имя в списке - отдельная купеческая или мещанская семья (буть то мужчина, или женщина) 51. Шоронов, мещанин Былинсков, мещанин Шоронов, мещанин Былинсков, мещанин Сазонова, крестьянка Репьева, мещанка Крымзалова, мещанка Поршнева, крестьянка Нижегородской губернии Седов, мещанин №60 в списках стоит прочерк Мет кина (написала неразборчиво  ) Чемодуров, мещанин Филимонов, мещанин Николаев, мещанин Овчинников, бугурусланский мещанин Наумов, мещанин Макарова, мещанка Горюхин, мещанин Вых орова, крестьянка Рязанкой губернии Маркина, мещанка Голосов, временный купец Прохоров (он же Иванов), московский мещанин Пастухов, мещанин Владимирской губернии Анисимов, купец Вых аров, крестьянин Рязанской губернии Белозерова, мещанка Уфимской губернии Бухвостов, мещанин Тарабыкин, мещанин Л егков (написала неразборчиво  ), мещанин Хромова, мещанка Лаптева, бузулукская мещанка Ершев, унтер-офицер Николаевского уезда Быкова, мещанка Сурина, крестьянка Владимирской губернии Стройков, мещанин Петр ов, мещанин Зуев, мещанин Гордеев (в списках написано не разборчиво), купеческий сын Камарова, крестьянка Рязанской губернии Шашкин, крестьянин с. Обшаровки Савинов, купец Саратовской губернии Самарин, мещанин Квасникова, крестьянка Симбирской губернии Мамонова, мещанка Малышев, козмодемьянский мещанин Логинов, мещанин Тигунова, мещанка Маркин, мещанин Мамонов, мещанин Срыкова, солдатка Казанской губернии 100. Ушанова, сызранская мещанская вдова. --- ПО УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ ПИШУ СВОИ СООБЩЕНИЯ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. УВЫ, СИЛЬНО СЕЛО ЗРЕНИЕ
Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА | | |
Валек г. Самара Сообщений: 3293 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 9337 | Наверх ##
23 июля 2009 16:58 23 июля 2009 17:55 MARIRМарина, здравствуйте! [q] На самом деле - это наш Сергей!!![/q]
Это наша победа!!! 27. Пензин, купец Иван Селиверстович, 59 лет жена его Васса Ефимовна, 55 лет сын их Сергей Иванович, 23 года бракосочет. 1 сентября 1895 года с девицей жена его Екатерина Кузьминишна, 20 лет. Можент поискать сведения о его жене? И возможно у них были дети... В Самаре сейчас проживает 111 чел. Пензиных[q] еще 100 купеческих и мещанских старообрядческих фамилий [/q]
Возможно кто из них покоится на кладбище Мещанского поселка... и потом сыщутся... [q] Бывшие государственные, малороссы, православные.[/q]
Спасибо!!! А что означает малороссы Нашла!Вы много успели за это время! --- Валек
| | |
vlasta Сообщений: 128 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 41 | Наверх ##
23 июля 2009 19:11 MARIRЗдравствуйте! Вы очень плодотворно поработали в ГАСО! Посмотртие, пожалуйста, и на наши изыскания с Валек. Нам, кажется, удалось установить местоположение Благовещенской церкви! А вот моя просьба посмотреть метрики в ГАСО (их теперь выдают!) на предмет обнаружения факта смерти Пензина С.И., увы, не увенчались успехом. Власта. | | |
MARIRМарина  Россия, Самарская область Сообщений: 2260 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2715 | Наверх ##
23 июля 2009 19:39 23 июля 2009 20:00 vlastaДобрый вечер! Если о метрических книгах - правда, то это просто какая-то сказка. Я не могу поверить О Благовещенской церкви - Ваш с Валек материал еще не вычитывала, но я заметила имена некоторых священников и несвященников к ней относящихся. Я как-то пыталась в именах сориентироваться и если у меня на них что-то есть, я обязательно в тему выложу. Но что-же это за церковь такая РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ, что по ней, похоже нет метрических книг. Ведь она должа быть приходской (согласно книге "Православные святыни Самарского края и той же Мельниковой)... О Пензине С.И. Старообрядцев в Самаре было несколько групп... И каждая вела свою метрическую книгу... Марина. --- ПО УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ ПИШУ СВОИ СООБЩЕНИЯ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. УВЫ, СИЛЬНО СЕЛО ЗРЕНИЕ
Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА | | |
vlasta Сообщений: 128 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 41 | Наверх ##
23 июля 2009 19:56 MARIRMARIR написал: [q] Но что-же это за церковь такая, что по ней, похоже нет метрических книг - ведь она должа быть приходской или я еще не въехала в тему ?[/q]
Книги есть, но... Пензин по ним не значится! MARIR написал: [q] Старообрядцев в Самаре было несколько групп... И каждая вела свою метрическую книгу...[/q]
А вот это плохо... Как искать Пензина?  Где? | | |
MARIRМарина  Россия, Самарская область Сообщений: 2260 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2715 | Наверх ##
23 июля 2009 20:13 24 июля 2009 3:27 vlastaВалек выше дала вот эту ссылку: http://samstar.ucoz.ru/load/9-1-0-76Согласно ей Иван Селиверстович Пензин - председатель Совета Самарской общины старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (с 1906 по 1915 гг.). В старых документах их называли австрийцами. http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/4-1-0-6Когда надо, например, протолкнуть в Городской Думе вопрос о расширении старообрядческого участка на Всехсвятском кладбище, старообрядцы объединялись. Но вообще-то у них были свои отдельные участочки на каждую группу. На вышеприведенном сайте перечислены: Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ) - неофициальные названия: рогожские старообрядцы, белокриницкие старообрядцы Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) Федосеевское согласие Спасово согласие Часовенные Филипповцы Скорее всего и метрические книги велись раздельно - были разные церкви и молельни. Придется разбираться... Марина. Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ) Неофициальные названия: рогожские старообрядцы, белокриницкие старообрядцы, австрийцы (в документах Русской Православной Церкви)http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/4-1-0-6В наше времяОрганизационная структура Центр — Митрополия Московская и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви. Адрес — 109052, г. Москва, Рогожский поселок, д.1 "Б", стр.3 Покровский кафедральный собор на Рогожском кладбище Более подробно об истории Рогожской слободы - духовного и административного центра РПСЦ - можно прочитать в статье Д.А.Урушева "У Рогожской заставы" и книге Макарова "Очерк истории Рогожского кладбища в Москве". Первоиерарх РПСЦ — Митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Константин Титов, род.1947 г.) избран 18.10.05г. Освященным Собором РПСЦ, проходившим 18-21 октября 2005 года в Покровском кафедральном соборе, что на Рогожском Кладбище в г.Москве. Высший орган управления - Освященный Собор. Освященный Собор проходит ежегодно, участниками его являются представители духовенства и мирян всех приходов РПСЦ. В РПСЦ существует 12 епархий. Не все общины РПСЦ входят в состав определенных епархий и в этом случае окормляются непосредственно Митрополией. Это относится и к общинам РПСЦ, расположенным на территории Самарской области (г.г. Самара, Сызрань, Тольятти). Члены Белокриницкого согласия, проживающие в дальнем зарубежье, канонически принадлежат к пастве живущего в Румынии митрополита Белокриницкого и всех древлеправосзлавных христиан в рассеянии сущих (с октября 1996 г. — митрополит Леонтий (Лаврентий Терентьевич Изотов), род. 1966, Его называют Белокриницким митрополитом, хотя сама Белая Криница находится в Черновицкой обл. Украины. В Браилу Митрополия переехала в 1944 г. По данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2004 года на территории России зарегистрировано 152 религиозных организации РПСЦ, из них 5 централизованных организаций, 146 местных общин и один монастырь. В Самарской области официально зарегистрированы три общины РПСЦ:г. Сызрань - община при Крестовоздвиженском храме, настоятель храма о.Георгий Гусев, председатель общины - Надежда Петровна. 446026, Самарская область, г.Сызрань, ул.Фрунзе, 78, тел. (8464) 33-03-10 г.Самара - община храма Казанской Пресвятой Богородицы, настоятель и председатель общины - иерей Димитрий Мартышин, заместитель председателя - Грошева Нина Павловна г.Тольятти - 445037, г.Тольятти, ул. Юбилейная, 19-54, настоятель - иерей Димитрий Мартышин, председатель общины - Котельников Николай Павлович, староста - Мария Павловна Фетисова, тел. (8482) 32-38-81 Старообрядческое надгробие на Рогожском кладбище, г. Москваhttp://www.samstar.ucoz.ru/news/2009-05-28-2168 --- ПО УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ ПИШУ СВОИ СООБЩЕНИЯ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. УВЫ, СИЛЬНО СЕЛО ЗРЕНИЕ
Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА | | |
MARIRМарина  Россия, Самарская область Сообщений: 2260 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2715 | Наверх ##
23 июля 2009 20:43 24 июля 2009 3:39 продолжение Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ) http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/4-1-0-6Краткая историяБелокриницкое согласие возникло в 1846 году, когда присоединением к старообрядчеству через чин проклятия ересей Босно-Сараевский митрополит Амвросий возглавил старообрядцев-поповцев, которые долгое время искали возможность воссоздать трехчинную иерархию. Резиденцией митрополитов стал старообрядческий монастырь в Белой Кринице (Западная Украина, в то время – часть Австро-Венгрии). Отсюда неофициальные названия белокриницкие старообрядцы и австрийцы. В 1853 года в Россию начинают нелегально приезжать епископы, рукоположенные в Австрии. К 1905 г., когда старообрядцам была предоставлена религиозная свобода, всю Россию охватывала находившаяся фактически на нелегальном положении церковная структура Белокриницкого согласия. В начале ХХ века белокриницкие старообрядцы становятся влиятельной экономической и политической силой. Старообрядческие династии (Гучковы, Морозовы, Солдатенковы, Хлудовы, Рябушинские, Коноваловы, Четверговы) оказались во главе целых отраслей промышленности. В 1900-1912 г.г. ежегодно проводились всероссийские съезды старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии. Вопрос об учреждении в России самостоятельной митрополии начал обсуждаться еще в 1906 году. Однако годы репрессий, война, а также противодействие гражданских властей и Московской патриархии затягивали его решение. Лишь на Освященном Соборе 1988 года Митрополия, наконец, была учреждена. Первым Митрополитом Московским и всея Руси стал архиепископ Алимпий (Александр Капитонович Гусев, 1929-2003) Архивы Самарского староверияМетрические книги » Самарская областьhttp://samstar-arhiv.ucoz.ru/publ/56-1-0-73ЭТО ТО, ЧТО СТАЛО, ПОХОЖЕ, НЕДОСТУПНО!!! Книга о бракосочетаниях Наумовской поморской общины за 1913 год. Книга о бракосочетаниях Самарской белокриницкой общины за 1915 год. Книга о родившихся за 1909 год Хилковской общины Спасова согласия. Книга о родившихся за 1913 год белокриницкой общины с. Камелик Николаевского уезда Самарской губернии. Книга о родившихся за 1914 год поморской общины законобрачного согласия с. Воскресенка Самарской губернии. Книга о родившихся Николаевской белокриницкой общины за 1916 г. Книга об умерших за 1912 год старообрядческой общины Спасова согласия с. Курумоч Ставропольского р-на Самарской губернии. Книга об умерших за 1914 год Мелекесского белокриницкого храма во имя Введения Пресвятой Богородицы (Самарская губерния). Книга об умерших Самарской белокриницкой старообрядческой общины за 1910 год. Книга об умерших Светлоозерской белокриницкой общины за 1911 год. На камне написано: Сергей Иванович Пензин родился 18 сентября 1873 года скончался 23 октября 1914 годаhttps://forum.vgd.ru/28/23478/530.htm?a=stdforum_view&o== по информации katinka найден в районе "Глушилки", недалеко от Клинической больницы г. Самары, на месте бывшего кладбища Мещанского поселка, ныне утраченного... --- ПО УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ ПИШУ СВОИ СООБЩЕНИЯ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. УВЫ, СИЛЬНО СЕЛО ЗРЕНИЕ
Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА | | |
Валек г. Самара Сообщений: 3293 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 9337 | Наверх ##
23 июля 2009 20:44 23 июля 2009 20:57 Немного истории...http://www.samaraart.ru/history/articles/?id=29На Николаевской открылася пивная "...Как известно, в Самарских традициях принято строить трактир неподалеку от храма. Неудивительно, что рядом с пивной Кожевникова по четной стороне под номером 232 располагался знаменитый женский Иверский монастырь. Далее Николаевская врывается на Соборную площадь, проносясь вдоль Соборных садиков. А по четной стороне можно было видеть серию доходных домов, Алексеевский детский приют, самарское ремесленное училище имени Александра Благословенного. А на углу Алексеевской (Красноармейской) возвышалось трехэтажное каменное здание Губернского Земского Управления стоимостью 12 тысяч рублей. В конце XX века дом поднялся выше еще на два этажа, и самарцы живо интересуются, чем все это закончится... Напротив Губернского Земства находится еще одна современная достопримечательность - знаменитый трехголовый памятник Революции. В народе его называют "Змей Горыныч" и пытаются часто накормить, заталкивая булку в один из ненасытных ртов. А ведь в начале XX века на этом месте стоял домик Андрея Петровича Алабина, сына знаменитого городского Головы. Вот что говорит о хозяине вице - губернатор Иван Францевич Кошко в своих дневниковых записях: "А.П. Алабин, человек холостой, жил в своем доме, занимая порядочную квартиру. Обстановка была прямо прекрасная, вещи отличной работы, большого вкуса. Сам он одевался очень элегантно, по последней моде, в петличке всегда носил цветок. Он ничего не делал, как говорится, прожигал жизнь. После родителей ему достались очень хорошие средства, которые к этому времени были растранжирены широкой жизнью и игрой в карты..." Но вот дуновение ветра и наплывающии на нас образ исчезает как сон, как утренний туман. Мы снова видим трехголовое чудовище нынешней эпохи и бассейн с мутной водой. Однако прошлое все-таки... Прошлое все-таки проступает к нам из земли. Присмотритесь к крышке колодца, и вы прочитаете: "Правительственная телеграфная и телефонная связь. 1915 год". Вот такова была секретность в те времена. Колодец здесь расположен не случайно. Через него проходила коммуникация к зданию губернатора, построенному архитектором Платоном Васильевичем Шаманским в том же 1915 году на углу Почтовой и Саратовской. Вот мы стоим рядом с этим колодцем. Отсюда открывается еще одна достопримечательность этой улицы, правда, относящаяся к советскому периоду. Напротив Соборных сквериков возвышается известный в народе "генеральский" дом (Чапаевская, 180). Его основные подъезды выстроены на фундаменте, собранном из кирпичей разрушенного Воскресенского кафедрального собора. Видимо, такое святотатство и приносит дому несчастье. Не успели генералы завезти мебель в новые квартиры, как началась печально известная чистка в армии 37-38 годов. Как известно, был уничтожен весь командный состав Красной Армии, вплоть до майоров. Почти каждую ночь в те времена подлетали "воронки", зажигался тревожный свет в окнах, а потом кого-нибудь увозили под дико раздирающие женские крики. Здесь был арестован командарм Тухачевский, один из организаторов бесславного похода на Польшу в 1920 году. При подавлении антоновского восстания на Тамбовщине народный командарм, не задумываясь, применял химическое оружие против собственного народа. И вот когда чекисты выволокли его на лестничную площадку, избили, сорвали знаки отличия и ордена, видимо свершилась Божья кара. Некоторые военные чиновники, не дожидаясь ареста, вешались, стрелялись, бросались головой вниз с балкона. Каждую весну около этого страшного здания сквозь асфальт прорывается трава, кустики тополей, и даже никем не посаженные цветы. Жизнь побеждает мрачное прошлое." --- Валек
| | |
MARIRМарина  Россия, Самарская область Сообщений: 2260 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2715 | Наверх ##
23 июля 2009 20:44 24 июля 2009 3:34 прдолжение, начало см. выше О САМАРСКОМ ВСЕХСВЯТСКОМ КЛАДБИЩЕ. СТАРООБРЯДЦЫ (АВСТРИЙЦЫ)= кладбище утрачено О Всехсвятском кладбище и различных конфессиональных участках на нем, см.: https://forum.vgd.ru/28/23478/0.htm?a=stdforum_view&o=Сообщение отправлено: 13 мая 2009 15:14 Небольшая выборка из ФОНДА 153. Самарская городская управа.Это Дело называется "О прирезке земли к кладбищам старообрядцев Поморской секты и приемлющих священство".Начало: 24 ноября 1893 г. Окончено: 26 апреля 1897 г. К сожалению, в этом Деле нет никаких чертежей, только ссылка, что они "прилагались" В самом начале идет "ПРОШЕНИЕ" самарских мещан Ефима Иванова Провинтьева и Алексея Константинова Ушанова: ПРОШЕНИЕ Встретилась необходимость нашему обществу прибегнуть с просьбою в Самарскую Городскую Управу о прирезке нам места для кладбища к стороне прежнего, на котором по настоящее время все места положительно заняты, так что приходится на прежних местах вырывать могилы и класть тела усопших. Вследствии всего этого, мы просим Городскую Управу сделать нам снисхождение и прирезать место для кладбища по прилагаемому при сем плану: в длину 32 сажени и в ширину 15 саженей, что составит площадь 480 кв. саженей. Проезд и проход на кладбище препятствовать не будут, так что ширина останется между вновь предполагаемым нашим кладбищем и холерным православным в 7 саженей. Равно будут проводить и на татарское кладбище через вновь отведенный проезд... За себя и за неграмотного Ефима Иванова Провинтьева расписался самарский мещанин Алексей Константинов Ушанов продолжение см. ниже КАРТА "центральной" части Самарского Всехсвятского кладбища с указанием поликонфессиональных участков, в том числе белокриницкой иерархии - "австрийское" (надпись вверху). --- ПО УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ ПИШУ СВОИ СООБЩЕНИЯ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. УВЫ, СИЛЬНО СЕЛО ЗРЕНИЕ
Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА | | |
MARIRМарина  Россия, Самарская область Сообщений: 2260 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2715 | Наверх ##
23 июля 2009 20:45 24 июля 2009 2:52 прдолжение, начало см. выше Небольшая выборка из ФОНДА 153. Самарская городская управа.Это Дело называется "О прирезке земли к кладбищам старообрядцев Поморской секты и приемлющих священство".Начало: 24 ноября 1893 г. Окончено: 26 апреля 1897 г. В самом начале идет "ПРОШЕНИЕ" самарских мещан Ефима Иванова Провинтьева и Алексея Константинова Ушанова (см. выше). Далее, еще одно "ПРОШЕНИЕ", но уже от представителей самарских старообрядцев, приемлющих священство (белокриницкой иерархии). В их числе: Архип Иванов Безпалов Иван Львович Санин Иван Сильверстович Пензин Иван Егорович Попов Яков Кузьмич Булыгин ПРОШЕНИЕ Отведенные для погребения усопших старообрядцев приемлющих священство место между православным и других исповеданий кладбищами, в настоящее время почти все заполнено покойниками. А если есть еще несколько свободного пространства, то грунт земли там совершенно неудобный для вырытия могил (каменистый). А потому мы имеем честь покорнейше просить Городскую Управу доложить Городской Думе не признает ли она возможным прирезать к нашему кладбищу полосу земли из свободного городского выгона с северной стороны мерою в длину около 35 саженей и в ширину 15 саженей, то есть такой же участок и в тех границах, как просят к прирезке земли соседи с нашим кладбищем старообрядцы поморской секты и показано на прилагаемом плане... Подписи вышеозначенных просителей продолжение ПОСЛЕДУЕТ ЗАВТРА, в этом же окошке  = Выписка из решения Городской Думы = Запрос Ястребова --- ПО УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ ПИШУ СВОИ СООБЩЕНИЯ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. УВЫ, СИЛЬНО СЕЛО ЗРЕНИЕ
Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА | | |
|