Самарские городские и сельские кладбища
Тема для обсуждений, разговоров, вопросов, размещения единичной информации о захоронениях, кладбищах, памятниках, мемориалах. Открыты новые темы по самарским кладбищам...
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат  Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 621 | Наверх ##
13 мая 2009 15:10 19 сентября 2011 13:01САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ КЛАДБИЩА САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ КЛАДБИЩА: утраченные, закрытые, действующие
Содержание темы.
Самарские городские кладбища: новости, полезные ссылки, интересная информация. Сообщение отправлено: 13 мая 2009 15:12
• Утраченные 1. Старейшее - первое общее кладбище Самары; утрачено. 2. Старые кладбища Самары; утраченные к середине XIX в. 3. Всесвятское, поликонфессиональное; утрачено, разорялось в 30 – 40-е гг. XX в. 4. Иверское, монастырское; утрачено, разорялось с 1925 г 5. Мещанского посёлка; утрачено, функционировало с 1910 – до 1930 гг. 6. Николаевское, монастырское; утрачено, разорялось с 20-х гг. XX в. 7. Покровское; закрыто в 1857 г., статус мемориального до 1910-х гг., утрачено. 8. Томашева Колка; утрачено в 1930-х гг. 9. Эпидемические (холерные) кладбища; действовали с 1891 г., разорены в 1940-х гг. • Действующие ограниченно 10. Безымянское; действующее с 1941 г., ограничено. 11. Рубёжное; частично действующее, функционировало с 1972 – по 1984 гг., возобновлено в 1990-х гг. 12. Старые городские кладбища; действовали в 1930 – 1960 гг., ограничено • Действующие 13. Берёза; действующее, 1960 г. 14. Зубчаниновское; действующее, с 1910 г. 15. Кряжское; открыто в 1930 г. 16. Лесное; действующее, с 1981 г. 17. Мехзаводское; действующее, с 1949 г. 18. Песчаная Глинка; действующее с 1955 г., возобновлено в 1990-х гг. 19. Прибрежное; действующее, с 1950 г. 20. Сорокины хутора; действующее, с 1940 г., возобновлено в 1990-х гг. 21. Управленческое; действующее, с 1940 г. 22. Южное; действующее, с 1984 г. 23. Яблонька; действующее, с 1940 г. • Национальные, действующие 24. Еврейское, центральное; действующее. 25. Татарское; действующее. • Литература, архив новостей и ссылок
| | Лайк (2) |
Валек г. Самара Сообщений: 3293 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 9337 | Наверх ##
13 июля 2009 22:31 ЮрийАлекс-41 Юрий, вот переписка, о которой я говорила. (потом удалю)Архивист Добрый день! Хотела проверить свою версию по Марковым. Бабушка моя (урожд. Маркова Анна Ивановна, 1898 г.р.) всегда говорила, что они переселенцы с Украины. Ее отец Марков Иван Прохорович 1872-1948 г., мать Ксения Федоровна - по мужу Маркова умерла 11 ноя.1945 г.. У Маркова был брат Василий Прохорович умер 25 апр. 1946г. Моя мать - дочь Марковой Анны Ивановны родилась в 1917 г. в с. Волчанка Чапаеского р-на Самарской области. В этом с.Волчанка, где родилась моя мать, все переселенцы с Украины. Из некоторых источников узнала, что это переселенцы из Харьковской области (губернии). И думаю из Волчанского уезда. Почему? - 1) В с .Волчанка очень много однофамильцев Марковых (Кстати, еще - Губаревых. А Губарев Иван Николаевич - муж моей бабушки Марковой А.И.) 2) Думаю с. Волчанка в Сам. Губернии названо так из-за переселения жителей из Харьковской губ., г.Вончанска или его окресностей. 3) Моя бабушка, ее сестры и почти все село до сих пор говорят с укр. акцентом, вернее в обиходе много хохляцких слов и выражений. В селе их всех называли хохлами. Из Ваших постов по Исповедным Росписям Харьковской обл. меня заинтересовали: 1) Исповедная Роспись г.Харькова 1895г., ГАХО, Ф.49, оп.110, ед.хр. 910, Рождество-Богородичная церьковь (Каплуновская) , квартирующие военные, среди прочих: Вдова поручика Елена Николаевна Маркова 42 с детьми 2) Исповед. росписи ГАХО(ф.40, оп.110), ед.хр.: 866 Волчанский уезд 1855 г. 867 Военные поселения 1858 г. 931-933 Волчанский уезд 1915 г. 939 Волчанский уезд 1917 г. Хотела узнать, нет ли каких записей по ук. формулярам с фамилией Марковых, Губаревых. Спасибо.
Валек
Вот сведения из нашего отчета о переселенцах в Саратовскую губернию, может быть Вы знаете какие-нибудь селения которые располагались рядом с Волчанкой из этого отчета.
...Император Павел I в своем указе №789 от 16 января 1801 года определил отбирать мнение от всех выбывших в отставку нижних чинов и рядовых мнений на поселение их в Саратовскую губернию (ГАХО Ф.3, оп.4, д.74, лл.1-3). Этот указ в Слободско-украинской губернии (с 1836 года Харьковская губерния) касался, прежде всего, однодворцев и войсковых обывателей. Им полагалось по 15 десятин на одну мужскую ревизскую душу. Во многих селениях этот показатель был гораздо ниже, тем не менее, желающих переселяться в этот период не было. Еще в начале XIX века в соляных запасных магазинах России отмечается недостаток соли, для ликвидации этого недостатка разрабатываются новые соляные месторождения, а для работы на них приглашаются люди из разных губерний. Первое письмо от Саратовского губернатора пришло в Харьков в 1805 году. Саратовский губернатор от 24 октября 1805 года своим предложением объявлял о найме фурщиков возить соль из Саратова в Курскую, Орловскую и Воронежскую губернии (ГАХО Ф.3, оп.11, д.493, лл.1-97). Также предлагалось возить соль с Елтонского озера в Саратовские соляные магазины по 12 копеек за пуд, а в Камышинские по 7 копеек за пуд. Несмотря на очевидную выгодность предложения из всей Слободско-украинской губернии никто желания не изъявил. Предложения от Саратовского губернатора присылались ежегодно, однако только в 1810 году появляются первые известия о переселившихся в Саратовскую губернию возчиках соли. К обществу казенных соляных возчиков слободы Николаевки Саратовской губернии пожелали присоединится шесть малороссиян, которые в Николаевке обзавелись хозяйством и просят перечислить их с семействами из Богодуховского уезда Слободско-украинской губернии в Саратовскую (ГАХО Ф.3, оп.17, д.217, лл.1-3, 15-17). При этом указано, что житель города Богодухова Григорий Омельченко проживает в Саратовской губернии с 1793 года, а жители Богодуховского уезда Яков Василенко с 1792, Василий и Григорий Пилипенко с 1802 годов. Новое предложение о солевозцах желающих жить в Саратовской губернии поступило 4 сентября 1812 года (ГАХО Ф.3, оп.19, д.779, л.109). На это предложение откликнулись только жители Богодуховского уезда заштатного города Краснокутска, слобод Мурафа и Павловка (ГАХО Ф.31, оп.141, дд.150, 151, 152). В документах о солевозцах говорится о том, что работу на промыслах могут найти как мужчины, так и женщины, возможно, что именно это привлекло такую большую группу переселенцев из Богодуховского уезда. Из других документов видно, что местные жители оставшиеся в родных местах чаще всего знали о том, как устраивались переселенцы, поэтому последующие переселения шли как бы за первыми односельчанами в те же места. Туда же чаще всего отправлялись и беглые односельчане. По тем же ревизским сказкам (ГАХО Ф.31, оп.141, дд.150, 151, 152) отмечается большое число беглых войсковых обывателей Богодуховского уезда, особенно из заштатного города Краснокутска в период с 1819 по 1820 год. Эти же люди и в следующей ревизии не числятся, и хотя объективных данных о месте их пребывания нет, можно предполагать, что беглые отправились в Саратовскую губернию, где они могли найти приют у бывших односельчан. Следующее переселение из Богодуховского уезда Харьковской губернии происходило в 1837 году, в период массовых переселений в Саратовскую губернию (ГАХО Ф.31, оп.141, дд.311, 312). Семьи переселенцев были из двух населенных пунктов - Мурафа и Павловка, список глав семейств и их состав прилагается. Характерной чертой этого переселения является единичное присутствие женщин. Большую часть переселенцев составляют вдовцы с сыновьями разного возраста. Место переселения в Саратовской губернии в документах не указано, однако, большинство других переселенцев в период с 1836 по 1838 годы из Харьковской губернии поселились на реках Еруслан, Россошь и Большой Караман...
С уважением, --- Валек
| | |
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат  Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 621 | Наверх ##
13 июля 2009 23:02 ВалекВаля, в теме "Помощь по Самарской губернии" искали сведения об украинцах-солевозах. https://forum.vgd.ru/15/3202/610.htm?a=stdforum_view&o=Roxana Добрый день! Ищу информацию о заселении Самарской/Саратовской губернии украинцами-чумаками с целью добычи соли на озере Эльтон. в Саратовском областном и Энгельском Немцев Поволжья архивах НИЧЕГО нет! Заселение началось с 1740-х годов. Если у кого-то из самарцев будет такая возможность, не могли бы спросить в Самарском обл.архиве о наличии таких документов?! Заранее благодарю. Может, обменяетесь информацией. Юрий. --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
MARIRМарина  Россия, Самарская область Сообщений: 2239 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2683 | Наверх ##
14 июля 2009 0:31 14 июля 2009 1:20Памяти Павла Смеяна... ПАМЯТИ ПАВЛА СМЕЯНА13 июля 2009, 08:50 Умер актер и музыкант Павел Смеян В Германии умер певец и актер Павел Смеян. Долгое время он работал в Ленкоме, до 2007 года играл в знаменитых рок-операх "Юноне и Авось" и "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". В фильме-мюзикле "Мэри Поппинс" его голос звучит за кадром. “Непогоду" и “Ветер перемен” пел именно Смеян. Как отмечают "Вести", последнее время артист боролся с раком, проходил лечение в одном из немецких онкоцентров. Но спасти его не смогли. Павлу Смеяну было 52 года. http://news.samaratoday.ru/news/173763/http://news.yandex.ru/yandsear...4124.shtmlhttp://www.kp.ru/daily/24325.5/518002/... Похоронят мужа, - говорит Людмила Смеян - рядом с братом-близнецом Александром и их родителями на Хованском кладбище Москвы. Брат Паши погиб в 1980 году. Он тяжело переживал его уход. И уже тогда позаботился о том, чтобы рядом с братом на кладбище было место и для него самого.ЕГО ПЕСНИ http://www.moskva.fm/artist/павел_смеян --- РОДОСЛОВНАЯ - ЭТО ПАМЯТЬ СЕРДЦА. Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА | | |
MARIRМарина  Россия, Самарская область Сообщений: 2239 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2683 | Наверх ##
14 июля 2009 1:09 14 июля 2009 15:36Всехсвятское кладбище. Участок молокан ЮрийАлекс-41Юрий! Пока Вы отдыхали, носясь по волнам на быстроходном белом катере - мы трудились. О САМАРСКОМ ВСЕХСВЯТСКОМ КЛАДБИЩЕ МОЛОКАНЕ= кладбище утраченоО Всехсвятском кладбище и различных конфессиональных участках на нем, см.: https://forum.vgd.ru/28/23478/0.htm?a=stdforum_view&o=Сообщение отправлено: 13 мая 2009 15:14 МОЛОКАНЕИз "Большой Советской Энциклопедии": http://gatchina3000.ru/great-s...77/657.htmМолокане, одна из разновидностей духовных христиан — религиозная секта в России. Сложилась в конце 18 в. в Тамбовской губернии и распространилась затем на ряд других районов страны. Основателем секты считается Семен Уклеин, первоначально примыкавший к духоборам. М. отрицали церковь, церковную иерархию, пост, иконы и богослужебные обряды православия. Моления у М. совершаются в молельных домах; руководят сектой старцы-пресвитеры. На молениях поют библейские тексты. Молоканство — одна из форм антицерковного движения крестьян, возникшая в атмосфере нараставшего кризиса феодально-крепостнической системы. Формы богослужения подвергались баптистским влияниям. Выступая против официальной церкви, М. подвергались преследованиям со стороны царского правительства. Процесс социального расслоения, выделение зажиточной верхушки и узурпация ею власти в секте привели к разложению секты и к переходу части её членов к баптистам. В начале 20 в. было 1,2 млн. М. После Октябрьской революции 1917 начался распад секты. В СССР сохранились лишь небольшие группы М.: в Закавказье, на Украине и в некоторых местах РСФСР (Ставропольский край, Тамбовская обл. и др.). Лит.: Дружинин В., Молокане, [Л.], 1930; Бонч-Бруевич В. Д., Сектантство и старообрядничество в первой половине XIX в., Избр. соч., т. 1, М., 1959; Клибанов А. И., Религиозное сектантство и современность, М., 1969; Малахова И. А., Духовные христиане, М., 1970 (см. также ст. Сектантство и литературу к ней). Посмотрев на свои каракули, сделанные в ГАСО, я решилась сделать небольшую выборку из ФОНДА 153. Самарская городская управа. Это Дело называется "О прирезке части земли к кладбищам граждан г. Самары, исповедующих веру духовных христиан (т.е. молокан)".Начало: 1 мая 1891 г. Окончено: 26 ноября 1891 г. В самом начале идет "Прошение" гораждан города Самары, исповедующих веру Духовных Христиан: На отведенном для умерших нашего исповедания, на городском выгоне положительно вся площадь занята могилами, так что в настоящее время не предоставляется возможность рыть могилы для погребения умерших по неимению места. Посему представляем при сем планы мест, отведенных под кладбища. Мы покорнейше просим Городскую Управу доложить наше ходатайство в первое имеющее быть заседание Городской Думы и дать со своей стороны заключение о возможности прирезки к нашему кладбищу части земли показанной на плане для погребения усопших лиц нашего исповедания. Мая 1 дня 1891 года. Подписи: Захар Федотов Новиков. Федор Лукьянов Рябов. Василий Елфимов. (?) Игнатий Иванов Кузнецов. Иван Семенов Чекмарев. Стапан Петрович Шишкин. Иван Николаев Кузнецов. Петр Петрович Шишкин. Данила Андрианов Шишкин. Тимофей Андреев Колесников. Федисей (?) Иванов Чернышев. Яков Петров Шишкин. Петр Михайлов Львов.Далее следовал ПЛАН (копия) с изображением Колесникова оврага и железной дороги, а также - участков Всехсвятского кладбища: 1. католический; 2. поморской секты; 3. еврейский; 4. татарский; 5. турецкие могилы (такого мы с Вами еще не встречали!) 6. А) существующий участок кадбища Духовных Христиан; Б) прирезать в количестве 959 кв. сажень. КАРТА 1. Это общий вид утраченного Самарского Всесвятского кладбища близ Колесникова оврага (ныне, территория пл. Комсомольской близ ж/д вокала - Парк им. Щорса). В документе речь идет об участке под названием "Кладбище разных сект и холерное" (см. в центре карты). Ниже, на другой карте дан более подробный вид этой части Всехсвятского кладбища, с указанием участка молокан. --- РОДОСЛОВНАЯ - ЭТО ПАМЯТЬ СЕРДЦА. Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА | | |
MARIRМарина  Россия, Самарская область Сообщений: 2239 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2683 | Наверх ##
14 июля 2009 1:12 14 июля 2009 12:30Всехсвятское кладбище. Участок молокан продолжение. Доклад Самарской Городской Управы - Городской Думе. 3 мая 1891 г.
Граждане города Самары, исповедующие веру Духовных Христиан, в числе 13 человек обратились в Городскую Управу, с следующим прошением. ... Представляя ходатайство это на благоусмотрение Городской Думы, Управа, со своей стороны, полагала бы таковое уважить, ввиду того, что кладбище просителей действительно тесно и что выправить им место городу надежды не предвидется. Но так как кладбища эти прилегают к железно-дорожному пути, то желательно было бы, чтобы кладбища эти имели более приличный вид. Почему Управа полагает обязать заявителей, чтобы кладбище было ограждено приличным забором с окраскою его, обсажено деревьями и чтобы их кладбище было устроено сначала по плану ... должно быть представлено на утверждение Городской Управе.На КАРТЕ 2. - участок Духовных Христиан (молокан) обозначен внизу. Они в "Прошении" просят прирезать ещё участок вдоль железной дороги, слева: так, чтобы он продолжался дальше татарского кладбища. Турецкие могилы обозначены были там, где на КАРТЕ написано "Холерное православное" (над татрским кладбищем). Попозже попробую все это прорисовать более понятно --- РОДОСЛОВНАЯ - ЭТО ПАМЯТЬ СЕРДЦА. Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА | | |
MARIRМарина  Россия, Самарская область Сообщений: 2239 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2683 | Наверх ##
14 июля 2009 4:08 14 июля 2009 16:31К "Всесвятское кладбище. Участок молокан" МОЛОКАНЕ В САМАРЕМолоканский сад... Этот фруктовый сад был посажен в конце 20-х годов XIX века купцом Грачевым Акинфием Прохоровичем, молоканом по вероисповеданию. По плану 1853 года землемера Федорова рядом с этим садом предполагалось создание жилой солдатской слободы. В 1854 году А.П.Грачев подал протест в сенат, так как создание солдатской слободы было вредным для сада. Сад занимал площадь до 26 десятин, имел более 5000 тысяч деревьев, в основном груши, яблони, вишни. В саду располагались 4 пруда. В 1857 году А.П.Грачева не стало. Сад перешел к его наследникам. В 1908 году на территории Молоканского сада образовался новый поселок, так как наследники Грачева разбили его на мелкие участки и распродавали эти участки под жилые постройки. *** Улицы Молоканского сада с 1908 года Больничная - 1930-1960 Больничная - в наши дни Больничная с 1908 года Больничный переулок - 1930-1960 Больничный переулок - ? с 1908 года 4-я Молоканский сад (до 1925) - 1930-1960 Красинская (до 1966) - ? с 1908 года 4-я Молоканский сад (до 1925) - 1930-1960 Дурова (до 1966) - ? с 1908 года 3-й Молоканский сад - 1930-1960 Искровская - в наши дни Искровская. с 1908 года Гордеевская (до 1926) - 1930-1960 Тимирязевская (до 1984) - ? с 1908 года 1-я Лермонтовская (МС-1?) - 1930-1960 Гоголя (до 1936) - ? с 1908 года 2-я Лермонтовская (МС-2?) - 1930-1960 Лермонтовская (до 1960) - 7 с 1908 года Михайловская (до 1925) - 1930-1960 Ногинская (до 1966) - ? с 1908 года Сергиевская (до 1926) с 1908 года Глухой переулок (до 1929) с 1908 года Невская с 1908 года Чеховская Заселение Молоканского сада продолжалось вплоть до 1915-1916 годов. Почти каждый двор имел фруктовые деревья, оставшиеся от старого сада. Преимущественно это были груши. Даже в конце 1950 - начале 1960 годов эти деревья достигали иногда десятиметровой высоты. Плоды груши стали уже небольшими, и жители Молоканского сада называли их дульками. Помню, что даже в конце 30-х годов в полисаднике дома по улице Дурова 5, росла старая растрескавшаяся груша, которую спилили лишь перед войной. От старого сада остались и другие деревья. Так, в начале улицы Дурова, возле дома священника, рос огромный "столетний" дуб. За рядами домов по улице Дурова почти в каждом подворье имелись огороды. За огородами, по четной стороне домов, проходила улица Рыковская (Осипенко), а по нечетной стороне - остатки старого сада и пустыри. Сама улица была мощена булыжником. Все дома были преимущественно деревянной постройки. Несколько домов было двухэтажных. Улица Красинская также была мощена булыжником. От улицы Дурова по ней можно было пройти до школы № 30. Школа стоит до сих пор. Перед школой № 30 располагалось двухэтажное деревянное строение, в котором размещалась школа рабочей молодежи. На улице Красинской имелась водоколонка, которой пользовались жители обеих улиц. Магазинов на этих улицах не было. От школы № 30, если идти к улице Мичурина, можно было выйти к известному в городе книжному магазину. Магазин располагался в двухэтажном деревянном доме, покрашенном зеленой краской. На первом этаже располагался непосредственно магазин, а на втором - квартиры для жилья. Если выходить к улице Мичурина по улице Дуровой, то можно было выйти к бензозаправочной станции. А далее, через улицу Мичурина к улице Ленской можно было пройти и к базару Цыганка. Улица Ленская соединяла базар Цыганка и трамвайное депо, расположенное на улице Полевой. Летним вечером на улице Дурова часто вывешивали на фонарном столбе киноэкран. И киномеханик демонстрировал к удовольствию жителей Молоканского сада кино. В настоящее время Молоканского в Самаре не существует. Большую часть его территории занимает II Мичуринский микрорайон. Карты Молоканского Садаhttp://oldsamara.samgtu.ru/part_3/page_html/page03a1.htmlhttp://oldsamara.samgtu.ru/part_3/page_html/page03a.htmlhttp://oldsamara.samgtu.ru/part_3/page_html/page03a2.html --- РОДОСЛОВНАЯ - ЭТО ПАМЯТЬ СЕРДЦА. Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА | | |
MARIRМарина  Россия, Самарская область Сообщений: 2239 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2683 | Наверх ##
14 июля 2009 11:31 14 июля 2009 16:22К "Всесвятское кладбище. Участок молокан" МОЛОКАНЕ В Г. САМАРЕ И САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ - САМАРСКОЙ ОБЛАСТИСамарская губернияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%...0%B8%D1%8FНАСЕЛЕНИЕ. По "Переписи" 1897 г. ... Сектантов (молокан, баптистов, методистов и др.) - 20 115. УСИЛЕННАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ ... Для заселения нынешнего Николаевского уезда были призваны из-за границы раскольники, бежавшие туда от преследований в России. ... В то же время сюда прибыли и молокане, основавшие с 1792 году несколько селений. Лев Толстой в Самарском Заволжьеhttp://www.lib.smr.ru/portal/razdel.pl?id=321... 20 июля (1881 г.), он поехал в Патровку к молоканам. Началось чтение священного писания Ветхого и Нового завета. Лев Николаевич слушал внимательно. Позже, начался разговор о вере, об учении «духовных христиан». Толстой старался уяснить себе их религиозные воззрения. Молокане остались довольные посещением писателя. Они обсуждали мысли, которые он высказал в беседах по поводу Евангелия, пытаясь вникнуть в их суть и сопоставить религиозные взгляды великого писателя со своими. Общение с поволжскими сектантами способствовало усилению критического отношения писателя к христианской религии. Наблюдения за жизнью самарского населения помогли Льву Николаевичу глубже осознать психологию русского крестьянства, понять его нравственные идеалы и еще больше обострили его внимание к резким социальным контрастам русской действительности. Конфессии. Духовное единство в культурном многообразии (этноконфессиональные группы в Поволжье)http://www.alabin.ru/alabina/exposure/exhibitions/religion/На 2005 год в Самарской области зарегистрировано более 400 религиозных организаций, представляющих по итогам перерегистрации 23 вероисповедания различной религиозно – административной подчиненности. ... Протестанты - 91 организация 12 исповеданий, включающих в себя: ... 5. Духовные христиане молокане – 2 организации... ... Малые этноконфессиональные группы.Духовные христиане (молокане) - русская протестантская община, основателем которой в XVIII веке в Тамбове явился Семен Уклеин, изначально проповедовавший идеи духоборцев, позднее сблизившийся с последователями протестантского рационалистического учения Тверитинова. Молоканами называются православными верующими за то, что во время поста пьют молоко; сами же объясняют это название тем, что их учение -«словесное млеко» в соответствии со Св. Писанием. На учении молокан сказалось влияние духоборчества, суть которого сводится к борьбе плотского и духовного в человеке. Молокане не признают таинств и обрядов православной церкви, отвергают почитание святых и признают богослужение лишь в виде пения псалмов и чтения Св. Писания. Отрицая церковь, молокане отказались от всех ее таинств и даже Библии, оставив для себя «Живую книгу», основанную на преданиях и легендах. Богослужение молокане совершали в прошлом в «молельных» домах - в большой комнате по середине ставили стол, вдоль стен - лавки, на которых справа садились мужчины, слева - женщины. Особые моления молоканами совершаются в контексте обрядов брака, рождения, кончины. Они не принимают и креста (нательного, намогильного); особо выделенные при селениях молоканские кладбища отличаются от православных вкопанными в ровную землю деревянными столбиками. В рамках молоканства существует несколько течений - пресники, «донской толк», секта «общих», прыгуны, субботники и т.д. С рода Уклеиных начинается история молоканства в Самарском крае. Село Тяглое Озеро (ныне Пестравского района) основано тамбовскими переселенцами в 1722 г. Число молокан быстро возрастало в окружающих селах и хуторах. В XIX в. большое количество молокан проживало в г.Самаре, в их числе - именитые люди, к примеру, В.А. Курлина. В 1921 году молокане организовали Союз Духовных Христиан - молокан, который просуществовал до 30-х годов. В 1991 году молокане создали вновь Союз общин, в котором предполагалось объединить общины молокан всех направлений. В настоящее время в Союз входят в основном Постоянные молокане. В настоящее время последователи молокан существуют в селах Покровка (Борского района), Максимовка (Богатовского района), в Самаре. В деревне Федоровка (Богатовского района) сохраняются воспоминания старожилов о субботниках (жидовствующих) - семьях Моисеевых, Абрамовых, Давыдовых, Исаковых и т.д. Их религиозная жизнь мало отличалась от верующих иудеев, для которых характерно признание единого Бога, еврейской Пасхи с ритуальным хлебом - пресными сочнями (мацой) и т.д. По данным на начало 2001 г. в Самарской области существуют две зарегистрированные и две незарегистрированные общины молокан. Вестник ДУХОВНЫХ ХРИСТИАН-МОЛОКАН. Журнал №1-2, 1925 г.Оглавление http://molokan.narod.ru/v/v.html#v1925N1См "ПРОТОКОЛЫ всесоюзного Съезда духовных христиан - молокан, проходившего в г. Самаре с 10 по 17 сентября 1924 года, в молитвенном доме молокан по Крестьянской улице № 35". Примечание ул. Сокольничья (Заовражная), в 20-40 гг. ХХ в. называлась - ул. Шихобаловская, Крестьянская, Ворошиловская. В наше время - ул. Ленинская. В "Протоколах" много имен делегатов-молоках из разных уголков России. Выборка имен из г. Самары и губернии: Товарищами председателя избраны: ... 2. П. Ф. Шишкин от города Самары: за — 47, при 13-ти воздержавшихся. Секретарями: ... 2. П.Т. Meльников от г. Самары единогласно. Казначеем избран Н. Е. Рябов от г. Самары. Делегаты: 6. Буланов, Василий Васильевич. Б.-Глушицк. общ. Сам. г. 10. Володин, Яков Сергеевич. Богданов, общ. Самар. г. 19. Жоголев, Александр Трофимович. Пустовал, общ. Самар. г. 20. Жоголев, Василий Захарович. Максим, общ. Самар. г, 23. Захаров, Егор Игнатьевич. Б.-Каменской общ. Сам, г. 26. Исаев, Николай Иванович. Тягловск. общ. Самар. г. 31. Константинов Николай Васильевич., Павловск, общ. Самар. г. 32. Константинов Филипп Минаевич., Максимов, общ. Самар. г. 37. Крюков, Александр Федотович. Б.Трушиц. общ. Самар. г. 46. Мельников, Павел Тихонович. Самар. круж. молодежи. 49. Михеев, Иосиф Григорьевич. Общ. „Брат. Труд" Сам. г. 57. Пестриков, Иван Ефимович. Богданов, общ. Самар. г. 59. Пустотин, Кондратий Фаддеевич. Ябл,-Врагс, общ. Сам. г. 61. Розвезев, Петр Кли мович. Тягло-Озере, общ. Сам. г. 63. Рябов, Иван Никитич. Самарской общины. 64. Рябов, Николай Евгеньевич. Самарской общины. 68. Саяпин, Алекс. Самуилович. Кружка молодежи хутора Вечного Самарск. губ. 70. Саяпин, Михаил Абакумович. Общины хутора Вечного Самарской губ. 74. Сычев, Петр Иванович. Сестрин, общ. Самар. г. 77. Уклейи, Александр Евграфович. Тягло-Озерск. общ. Сам. г. 84. Шишкин, Павел Федотович. Самарской общины. 86. Яковлев, Петр Васильевич. Патров. общ. Самар. губ. Форумhttp://nekta-ja.livejournal.co...66#t981466Случайно обнаружил в интернете, что мой прадедушка Шишкин Павел Федотович был участником: "Весоюзного Съезда духовных христиан - молокан, проходившего в г. Самаре с 10 по 17 сентября 1924 года, в молитвенном доме молокан по Крестьянской улице № 35." http://www.molokan.narod.ru/v/v1925_113.htmlХотелось более подробно узнать о его семье, дочери Марии Павловны Шишкиной (моей бабушки) о дедушке Колесникове Федор Никитиче, помогите к кому и куда можно обратиться. Сергей Петрович Колесников.Буду Вам очень благодарен. kolesnikov@msn.com ИНФОРМАЦИЮ В ЭТОМ ОКНЕ ПЛАНИРУЕТСЯ ДОПОЛНЯТЬ, ПО МЕРЕ ПОСТУПЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ ИЗ ИНТЕРНЕТА И АРХИВА (ГАСО). Надгробие на молоканском кладбищеФото из экспозиции СОИКМ им. П.В. Алабина http://www.alabin.ru/alabina/e...ion/photo/ --- РОДОСЛОВНАЯ - ЭТО ПАМЯТЬ СЕРДЦА. Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА | | |
MARIRМарина  Россия, Самарская область Сообщений: 2239 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2683 | Наверх ##
14 июля 2009 11:32 14 июля 2009 16:21К "Всесвятское кладбище. Участок молокан" МОЛОКАНЕ В Г. САМАРЕ И САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ - САМАРСКОЙ ОБЛАСТИИНФОРМАЦИЮ В ЭТОМ ОКНЕ ПЛАНИРУЕТСЯ ДОПОЛНЯТЬ, ПО МЕРЕ ПОСТУПЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ ИЗ ИНТЕРНЕТА И АРХИВА (ГАСО). Надгробие на молоканском кладбищеФото 2, из экспозиции СОИКМ им. П.В. Алабина http://www.alabin.ru/alabina/e...ion/photo/ --- РОДОСЛОВНАЯ - ЭТО ПАМЯТЬ СЕРДЦА. Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА | | |
MARIRМарина  Россия, Самарская область Сообщений: 2239 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2683 | Наверх ##
14 июля 2009 11:33 14 июля 2009 17:13 МОЛОКАНЕ. ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ ИЗ САМАРЫ И САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИФорумhttp://samstar.borda.ru/?1-0-40-00000106-000-0-0Согласно истории, наши предки за свои религиозные убеждения (молокане) были сосланы в Закавказье в 1840-ых годах в Закавказье. В частности, поселок Надеждино (Шоржа), был заселен выходцами из сел Шентала и Малый Толкай Самарской губернии. Их было 22 семьи: Архиповы. Мордвы. Отец с сыном. Барсуков. Русский. Приехал один. Кистановы. Мордвы. Отец с сыном. Кудряшовы. Мордвы. Отец с сыном. Касымовы. Мордвы. Отец с сыном. Кочергины. Русские. Отец и 3 сына. Косыревы. Мордвы. Отец и 2 сына. Козловы. Мордвы. Отец и 2 сына. Стали Сандыковы. Ледяевы. Мордвы. Отец и 2 сына. Ледяевы. Мордвы. Отец и 2 сына. 2 внука стали Леоновы, 2 внука стали Ивановы. Ледяевы. Мордвы. Отец с сыном. Новиков. Русский. Приехал один. Норовы. Мордвы. Отец с сыном. Поповы. Отец с сыном. Стали Григорьевы. Прохоровы. Мордвы. Отец и 3 сына. Писаревы. Русские. Отец и 2 сына. Соловьевы. Мордвы. Отец с сыном. Шетухин. Русский. Приехал один. Юртаевы. Мордвы. Отец и 2 сына. Чиндины. Русские. Отец с сыном. Бизяевы. Мордвы. Отец с сыном. Ларионовы. Мордвы. Отец с сыном. Русские в Грузии. (Молокане, переселившиеся из Самары в Грузию)http://geogen.ge/index.php?id_...&abc=0Правда, малое количество россиян переселилось в Грузию до 1830 года, но это постановление открыло дорогу для таких актов в еще больших масштабах. В 1830-1840 годы десятки тысяч сектантов покинули Россию и направились в Грузию. Эти переселения осуществлялись в трех формах: насильно по приказу правительства или суда; добровольно по закону и незаконным путем с помощью тайных побегов. Переселенцы приезжали из разных провинций России: Тамбова, Воронежа, Оренбурга, Саратова, Самары, Астрахани, Северного Кавказа и Донского региона. Кроме крестьян, которые составляли большинство переселенцев, в состав колонистов входили также купцы, мещане и др. Среди переселенцев в Грузию самое большое количество насчитывали духоборы из Мелитопольской области. Около 5000 духоборов были переселены в Грузию между 1841-1845 годами. Для духоборов, ссылаемых в Грузию, царское правительство выбрало Джавахети, Ахалкалакский уезд, где и образовались следующие деревни: Родионовка, Ефремовка, Орловка, Спасское (Дубровка), Троицкое и Богдановка. Уже в 1886 г. число духоборов в Джавахети достигло до 6,6 тысячи человек и увеличилось до 8 тысяч в последующие годы. Однако, в 1899 году благодаря поддержке мирового сообщества и великого писателя Льва Толстого они (7370 человек) переправились в Канаду. По данным переписи населения Грузии в 1989 году их количество составляет здесь 3,1 тысяч человек. Армения. Русское молоканское кладбищеhttp://dodododo.livejournal.com/1019949.html= прекрасные фото! --- РОДОСЛОВНАЯ - ЭТО ПАМЯТЬ СЕРДЦА. Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА | | |
MARIRМарина  Россия, Самарская область Сообщений: 2239 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2683 | Наверх ##
14 июля 2009 16:11 14 июля 2009 17:14К "Самара. Всехсвятское кладбище. Участок молокан" ГЕРОдотОлег, добрый день! В теме "Помощь по Самарской губернии" для тебя, по моей просьбе Лилия дала информацию, что в 1900 (?) году интересующий тебя дом по адресу: Самара, ул. Заводская, 65 (ныне - ул. Венцека, 67) принадлежал семье Мелехины: Федор Трофим. и Марья АлексеевнаЭто добавление к твоим фото, надеюсь верное. О Мелехиных я еще встретила информацию в СПИСОК ВЫЯВЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ Г.О. САМАРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СПИСОК ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ... 9. Флигель на усадебном месте шуйского мещанина Мелехина Ф.Т. (1902 г.) - ул. Венцека, 73-75. Марина. Дополнение Армения. Русское молоканское кладбищеhttp://dodododo.livejournal.com/1019949.html= прекрасные фото! --- РОДОСЛОВНАЯ - ЭТО ПАМЯТЬ СЕРДЦА. Общаемся в "личке", см. ПИСЬМА | | |
|