Российские вегетарианские общества
Вегетарианство пришло в Россию с опозданием - во второй половине 19 в.
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24863 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20508 | Наверх ##
23 июня 2014 12:24 Движение противников мяса так и не получило в РИ широкого распространения и осталось уделом узкой прослойки верхов. Во-первых, многовековые традиции православия и без того приучили население воздерживаться от скоромного в постные дни. Во-вторых, русский крестьянин просто не мог себе позволить часто лакомиться мясными блюдами, он был вегетарианцем поневоле. Толстого к отказу от мяса привел английский философ, последователь Огюста Конта Вильям Фрей. Гость рассказал о своей системе взглядов на питание: мол, строение зубов и кишечника доказывают, что человек не хищник по натуре. Уже вскоре стол в семье писателя пришлось делить на две части: жена рвения мужа к растительной пище не поддержала. Рацион Толстого составляли щи, салаты, гречневая и овсяная каши. В 1908 году русского классика назвали «солнцем вегетарианского мира». Лев Николаевич привечал интересующихся со всего континента. Так, однажды к нему заявился странный господин, который ел раз в два дня, зато обильно - фунт хлеба, фунт овощей, фунт фруктов. После знакомства с Толстым писатель Николай Ге перешел на пшенную кашу, хотя всю жизнь ел телятину. Вегетарианцем «толстовского призыва» стал и литератор Николай Лесков. В 1889 году он публикует статью «О вегетарианцах, или сердобольниках и мясопустах», а позже настаивает на необходимости издания специальной поваренной книги. Герои-вегетарианцы постепенно проникают на страницы лесковских произведений: «Чудесная у меня была мати - предобрая и пренепорочная - добром скрытая и в добре повитая. До того была милостива, что никого не могла огорчить, ни человека, ни животного, - даже ни мяса, ни рыбы не кушала, из сожаления к животным ». Скульптор Паоло Трубецкой боролся с мясоедами через искусство: он изготовил статуэтку с мужчиной, поглощающим котлеты, а внизу красовалась надпись «Противно законам природы». Известный сатирик и редактор Влас Дорошевич высмеивал агрессивные проповеди Паоло: «От него ждут разговоров об искусстве. Он говорит о вегетарианстве. Он апостол вегетарианства. Вегетарианцы его домашние. Вегетарианцы его прислуга. ! И даже своих собак он сделал вегетарианцами» Трубецкой действительно выписал из Сибири пару необычных собак - соседи принимали их за прирученных волчат - и посадил животных на растительную диету, но однажды увидел, как кухарка скармливала им кости с остатками мяса. «Вегетарианцы», конечно же, уминали запретный плод с явным удовольствием. Дальше других в деле отказа от мяса продвинулся художник Илья Репин. Основу его рациона составляло ... сено. Живописец утверждал, что травяной бульон является лучшим средством для восстановления сил. Ивану Бунину однажды пришлось убегать от репинского гостеприимства: «Репин встречает меня в валенках, в шубе, в меховой шапке, целует, обнимает, ведет в свою мастерскую, где тоже мороз, как на дворе, и говорит:«Вот тут я буду вас писать по утрам, а потом будем завтракать как господь бог велел: травкой, дорогой мой, травкой! Вы увидите, как это очищает и тело и душу, и даже проклятый табак скоро бросите ». Я стал низко кланяться, горячо благодарить, забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедля спешить назад, на вокзал - страшно срочные дела в Петербурге. И сейчас же вновь расцеловался с хозяином и пустился со всех ног на вокзал, а там кинулся к буфету, к водке, жадно закурил ... ». Жена Репина, Наталья Нордман, читала петербургской публике лекции на тему «Как похудеть и похорошеть». Она призывала извлечь «яды организма», чтобы открыть путь свежей, горячей крови. Нордман пыталась открыть в Петербурге кафедру вегетарианства. Вслед за кумирами к растительной пище приобщаются и простые горожане. Волна «мясопустников» в 1912 году захлестнула Одессу: «Кофейни, молочные, паштетные рядом с обыкновенным меню вывешивают вегетарианское». Московское вегетарианское общество было основано на пике популярности идеи, в 1909 году. В его состав входил известный пианист Александр Гольденвейзер. Клиентура столовой насчитывала 800-900 человек, а за 1911 год общество умудрилось получить прибыль в размере 2888 рублей. Московские вегетарианцы действовали довольно активно: пытались открыть народную харчевню «Первая ступень» в память Льва Толстого, слушали доклады вроде «Вегетарианство в поэзии А. Добролюбова », устраивали чаепития. В годы Первой мировой на первых русских вегетарианцев обрушился шквал общественной критики - как они смеют говорить о милосердии по отношению к животным, когда вся Европа истребляет друг друга? Маяковский окончательно расправляется с ростками движения: «Теперь время! Репины, Коровины, Васнецовы, доставьте последнее удовольствие: пожертвуйте ваши кисти на зубочистки для противоубойных вегетарианцев ». Незадолго до революции российские вегетарианцы успели оформиться в настоящую субкультуру - они издавали журналы, проводили съезды, открыли широкую сеть доступных столовых, привлекли на свой небосклон звездные имена. Но время показало преждевременность их усилий и отсутствие массовой поддержки. В годы Гражданской войны, когда неотвратимой реальностью стали совершенно другие сообщения, сознательный отказ от мяса казался обывателям признаком пресыщения. «Я знаю. Я видел. Они вот уже месяцев шесть и более питаются одной лебедой. Без примеси какой-либо муки. Их много. 260 тысяч человек едят лебеду. Они толкут ее в ступе каким-нибудь крупным тяжелым железом или просто штырем от телеги. Толкут серую, хрустящую, заваривают ее и пекут колобки, такие хрупкие «недотроги» - прикоснешься к ним, они и рассыпаются. С жадностью набрасываются люди на серые, безвкусные, не дающие силы крошки », - писала газета« Крестьянин-коммунист» весной 1922 года. Вегетарианство ушло вместе с распадом Российской империи и «лаской плюшевого пледа». http://bg.ru/society/seno_hudo...pto-21573/
 --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24863 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20508 | Наверх ##
23 июня 2014 12:30 31 января 10:57 Архив РАН. Ильина И.Н. Общественные организации России в 1920 е годы. Москва, 2000 Запрещенные общества и организации* 1922 г. Вольное содружество духовных течений Теософическое общество при МГУ Академия Духовной культуры Вольная философская ассоциация Социологическое общество им. М.М.Ковалевского Философское общество при Петроградском Университете Общество «Политический Красный крест» Русское историко-художественное и археологическое общество Общество русских врачей в память Н.И.Пирогова Московское вегетарианское общество«Армия спасения» Еврейское общество по охране здоровья еврейского населения Польское научно-техническое общество Всероссийская организация еврейской трудовой молодежи Христианский союз «Маяк» Российское общество голубеводства Общество взаимопомощи торговцев г.Саратова Всероссийский Аэроклуб Общество истинной свободы в память Л.Н.Толстого Всероссийское общество агрономов Уральская литературная ассоциация УЛИТА Екатеринбургский кружок любителей астрономии Екатеринбургское общество русско-германского сотрудничества 1923 г. Московское археологическое общество Тургеневское научно-литературное общество Всероссийское общество счетоводов им. Езерского Русское антропософическое общество Общество теоретической и практической педагогики Московское общество ответственных бухгалтеров Общество им. А.И.Чупрова для разработки общественных наук при 1-м МГУ Общество экспериментальных психологических исследований при 1-м МГУ Московское медико-педалогическое общество Еврейский союз «Сетмас» Всероссийское морское общество Клуб русских собаководов Архангельское фотографическое общество Союз арендаторов государственных аптек Всероссийский союз молодых филателистов Комитет по увековечению памяти Г.В.Плеханова Российское общество ученых по изысканию и производству новых продуктов питания Союз оказания помощи греческим гражданам, проживающим в Туркреспублике Греческое общество взаимопомощи (в Одессе) 1924 г. Московское сельскохозяйственное общество Всероссийское объединение работников искусств Общество кинодеятелей Общество строителей пролетарского кино Общество «Иностранные друзья русских детей» Русско-американский клуб Общество архитекторов Юго-востока России Общество межпланетных сообщений Общество активных русских антимилитаристов империалистической войны 1914–1917 гг. Владимирское научное общество по изучению местного края Общество покровительства животным Московский лингвистический кружок Общество по борьбе с проституцией Юго-восточное общество любителей радиотелеграфа и телефона Общество деревенской торговли Китайское общество «Возрождение Китая» Частное сыскное (детективное) общество «Деловая помощь» (Юридическая контора. Орловская губ.) 1925 г. Ассоциация социалистических писателей «Брейшит» при обществе «Гехолуц» Общество «Современная Россия» Общество культурной смычки Общество «Пахарь знания» Российское общество садоводства 1926 г. Всероссийский «Цех поэтов» Общество оздоровления быта населения Казакстана Общество пропаганды культуры слова «Вечера рассказа» 1927 г. Фотограмметрическое общество Общество содействия заочному обучению Русское горное общество Всероссийское литературно-драматическое и музыкальное общество им. А.С.Пушкина Ассоциация им. В.Ф.Комиссаржевской при Государственной Академии художественных наук Гидрогеологическое общество Научное общество глиноведов Общество содействия передвижному театру им. П.П.Гайдебурова и Скарской Саратовское общество по изучению русских народных инструментов Всероссийское научное антирелигиозное общество Общество содействия развитию производительных сил Дальневосточной области Общество содействия устройству водных путей сообщения на Северо-востоке Европейской России Исследовательские театральные мастерские Всероссийское общество поощрения кровного собаководства Общество преподавателей искусств Русское общество неврологов, рефлексологов, гистологов и биофизиков Ассоциация молодых режиссеров Рабочее общество содействия сельскохозяйственной электрификации. Прекращенные дела по утверждению уставов обществ 1922 г. Ассоциация любителей живого слова и литературы Русское общество металлического дирижабля системы Циолковского Литературно-художественное объединение «Московские Вечера» Общество китайских рабочих в России Общество работников советского права Общество содействия промышленности химической переработки дерева в России Общество содействия артельному делу Трудовая коммуна «Трезвая жизнь» Российский союз Красных организаций физической культуры Клуб рэгби Московский речной яхт-клуб 1923 г. Немецкое культурное общество Белорусское научное общество в Москве Кавказское астрономическое общество Вятское землячество студентов в г.Казани Кассы взаимопомощи студентов вузов и рабфаков Московское общество любителей гимнастики и спорта Российское общество деятелей по прикладной энтомологии Ассоциация натуралистов Российское общество сооружения крематориев Общество «Вятский студент» Русское общество экспериментальной педагогики Московское общество мотористов (физкультурное) Сокольский союз (физкультурное) 1924 г. Общество русско-японской взаимопомощи Общество по изучению детской дефективности и беспризорности и по борьбе с ними Комитет по холодильному делу Русское антропологическое общество 1925 г. Кружок друзей камерной музыки Общество содействия евреям, эмигрирующим в Палестину 1926 г. Медико-биологическое общество Московское гинекологическое общество Общество друзей газеты «Безбожник» Общество содействия развитию художественно-промышленной культуры 1927 г. Культурно-просветительное иранское общество «Нашре-Моареф» Общество изучения Мордовской культуры. --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24863 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20508 | Наверх ##
23 июня 2014 12:40 Вегетарианский вестник1905 годЖурнал выходит при участии: доктора С.А. Апраксина, доктора А.И. Бургера, доктора К.К. Васильева, профессора А.И. Воейкова, С.М. Гольдштейна, И.Н. Клингена, А.А. Козицкого-Фидлер, профессора, доктора химии В.А. Пеля, доктора П.А. Соломина, академика кн. И.Р. Тарханова, доктора А.А. Тицнерва, кн. П.П. Трубецкого и др. --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24863 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20508 | Наверх ##
23 июня 2014 12:42 Вегетарианские журналы России: «Вегетарианский Вестник», «Вегетарианское Обозрение», «Единение», «Естественная жизнь и вегетарианство» и др. Вегетарианский вестник, 1904 Избранные статьи Вегетарианский вестник, 1905 Избранные статьи Вегетарианское обозрение, Кишинев, 1909 г. Вегетарианское обозрение, Киев, 1910 г. Вегетарианское обозрение, Киев, 1911 г. Вегетарианское обозрение, Киев, 1912 г. Избранные статьи Вегетарианское обозрение. Киев, 1913 г. Избранные статьи Вегетарианское Обозрение. Киев, 1914 г. Вегетарианское Обозрение. Киев, 1915 г. Естественная жизнь и вегетарианство. Москва, 1913 г. 1-й Альманах Московского Вегетарианского общества Вегетарианский Вестник. Киев, 1914 г. Вегетарианский вестник. Киев, 1915 г. Избранные статьи Вегетарианский вестник. Киев, 1917 г. Избранные статьи Единение, 1916-1917 гг. Журнал толстовцев, выходивший под редакцией В.Г.Черткова Материал любезно предоставлен Государственным Музеем Л.Н.Толстого II. Отчеты о состоянии и деятельности Вегетарианских обществ России С.-Петербургское вегетарианское общество. Отчет Совета Общества за 1902 год С.-Петербургское вегетарианское общество. Отчет о состоянии и деятельности общества за 1903 год С.-Петербургское вегетарианское общество. Отчет о состоянии и деятельности за 1904 год С.-Петербургское вегетарианское общество. Отчет о состоянии и деятельности Общества за 1905 и 1906 гг. и список членов общества С.-Петербургское вегетарианское общество. Отчет о состоянии и деятельности Общества за 1908 год и список членов общества Московское вегетарианское общество. Обзор состояния и деятельности Общества за 1909 г. С.-Петербургское вегетарианское общество. Отчет о деятельности за 1909 год и список членов Общества Вступительное слово в заседании СПб. Вегетар. Общества. 1909 Московское вегетарианское общество. Обзор состояния и деятельности Общества за 1910 г. Московское вегетарианское общество. Обзор состояния и деятельности Общества за 1911 г. Пять лет из жизни Киевского вегетарианского Общества (1908-1913). Л. Кораблев Минское Вегетарианское Общество. Отчет за 1912 г. С.-Петербургское вегетарианское общество. Отчет о деятельности Общества за 1912 г. и список членов общества к концу 1912 г. Полтавское Вегетарианское Общества. Отчет за 1913 г. С.-Петербургское вегетарианское общество. Отчет о деятельности Общества за 1913 г. и список членов общества Сохранить в формате doc (130Kb) Петроградское Вегетарианское Общество. Отчет о деятельности общества за 1914 г. С.-Петербургское вегетарианское общество. Отчет о деятельности Общества за 1915 и список членов общества на 1 января 1916 г. Вегетарианский гимн (pdf. 402Kb) (музыка А.К. Чертковой, слова И.И. Горбунова-Посадова) Текст (pdf. 162Kb) Факсимиле В.Алексеева-Лукьянская Краткий обзор деятельности Московского Вегетарианского Общества Материал любезно предоставлен Государственным музеем Л.Н.Толстого Текст в формате Word (60 Kb) Извещения о мероприятиях, проводившихся в Московском Вегетарианском Обществе в 1927-1929 гг. Материал любезно предоставлен Государственным Музеем Л.Н.Толстого III. Статьи, эссе, рассказы и книги Питание человека в его настоящем и будущем А.Н. Бекетов 1879 Поучение о вегетарианизме преосвященного Никанора, Архиепископа Херсонского и Одесского, сказанное на вечерне в неделю сыропустную «Первая ступень» Лев Толстой, 1891 Этика пищи, или нравственные основы безубойного питания для человека Говард Уильямс 1893 Научные основания вегетарианства, или безубойного питания Кингсфорд А. 1893 Этика обыденной жизни. Ясинский И.И. (Независимый), 1900 Вегетарианство или безубойное питание с нравственной и медицинской точек зрения. Б.Шапиро, 1900 Душа одного народа. Рассказ английского офицера Фильдинга о жизни его в Бирме Перевод с английского П.А.Буланже М.: Посредник, 1902 По пути к идеалам жизни. Со статьёю графа Л.Н.Толстого «Первая ступень». Издание В.П.Быкова, 1903 Реформа питания, Л. Толстой-сын 1903 ("Вегетарианка". Нечто о вегетарианстве / выпуск 23) 111 фактов в пользу вегетарианства Пер. с нем. Под редакцией д-ра мед. А.П.Зеленкова1903 Вегетарианство как средство для лечения и предупреждения болезней. Доктор медицины А.П.Зеленков. Председатель С.-Петербургского Вегетарианского Общества. 13 марта 1903 Главные способы питания у разных народов и их географическое распределение. А. Воейков. 1905 ВВ Волк. Толстой Л.Н. Аудиозапись и текст: автор рассказывает сказку "Волк" (живой голос Льва Толстого) 1908 г. Один против всех. Черткова А.К. 1909 Вегетарианство и вегетарианские общества в Англии. 1909 Составил А.И.Иванов, член-соревнователь С.-Петербургского Вегетарианского Общества Пища человека, ее влияние на выносливость и способность к работе, и зависимость от климата. Проф. А. И. Воейков. 1909-1910 гг. Вегетарианство как основа новой жизни. Проф. П. Фёрстер. 1910 Указатель русской и иностранной вегетарианской литературы. 1910 г. О вегетарианстве (о безубойном питании) Е.О.Дымшиц, Екатеринослав, 1911 Отсутствие убийства животных. 1911 г. Безубойная пища как фактор физического и нравственного воспитания. М. Кунин, 1912 Кровопийцы и вегетарианцы. В. Радугин, 1912 Гуманитарное учение или гуманитарианизм. Солт Г. 1912 г. Мир с животными, провозглашенный народными трезвенниками. И.М.Трегубов, 1913 Л. Н. Толстой и вегетарианство. Т.Галецкий. С немецкого С.Раевский 1913 Сохранить в формате doc (134Kb) Общественное значение вегетарианства. Е.О.Дымшиц. Екатеринославское Вегетарианское Общество. Доклад, читанный на Общем Собрании 29 июня 1914 г. Сохранить в формате doc (112Kb) «О вегетарианстве и вегетарианцах» Обмен мнений и взаимопомощь читателей (по поводу статьи Ив. Наживина, помещенной в №1 «В.Зн.» за 1915 г). «Неделя» (Приложение к «Вестнику Знания») №13, 1915. В.Дрелинг Письмо православного сельского священника-вегетарианца. 1904 О трупоедении (Мясное питание с научной и этико-религиозной точки зрения) Ф. Потехин. 1909 Кровь М.П. Арцыбашев. 1903 «Кошмарный сон одного вегетарианца: рассказ Арцыбашева «Кровь». Николас Лукер. 1985 Письмо М. Коцюбинский. 1911 Черный бык Е. Исупов Фигура Н.С. Лесков Двор смерти Степан Радаев Права животных П.В.Безобразов Жизнь одна В. Чертков Злая забава В. Чертков Сострадание к животным и воспитание наших детей И. И. Горбунов-Посадов Друг животных, часть 1, И. Горбунов-Посадов, В. Лукьянская Друг животных, часть 2, выпуск 1, И. Горбунов-Посадов, В. Лукьянская Друг животных, часть 2, выпуск 2, И. Горбунов-Посадов, В. Лукьянская Друг животных, часть 2, выпуск 3, И. Горбунов-Посадов, В. Лукьянская О вегетарианстве Э. Реклю К 100-летию первого Всемирного вегетарианского конгресса в Дрездене 28 июля 2008 Первая ступень Толстой Л.Н. Цыпленок Сухотина-Толстая Т.Л. Великие вегетарианцы Исследование Петера Бранга. 2006: --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24863 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20508 | Наверх ##
23 июня 2014 12:48 Московское Вегетарианское Общество Адреса членов Совета и других должностных лиц Общества и часы приема у них по делам Общества Адреса учреждений Общества и часы действия их. Совет Общества, избранный на 1911 г.Совет Общества, избранный на 1911 г. Председатель Павел Иванович Бирюков. Тверская, Мебл. комн. «Реноме». Товарищ председателя Лариса Дмитриевна Николаева. Новогиреево Нижегородской ж.д., Екатерининский проезд, дача Захаровой. Секретарь Александр Петрович Алексеев. Арбат, дом Тестовых, кв. №6. Телеф. 33-67. От 9 до 5час. Казначей и заведующий хозяйственными делами Общества: Семен Михайлович Соломахин. Б. Дорогомиловская, с.д. Член Совета, представитель Совета по делам столовой: Вера Ипполитовна Алексеева. Девичье поле, Трубецкой пер., д. Пантелеева, телеф. 97-83. Кандидаты в Совет Герман Мария Федоровна, Москва Горбунов Иван Иванович. Москва, Девичье Поле, Трубецкой пер., д. Осиповых. Великанов Павел Васильевич. Москва, 22-е почт. отд., дача Студенец. Космиади Георгий Петрович. Москва, Б.Никитская ул., д. Строительного О-ва, кв. 11. Любимов Григорий Павлович. Москва, М.Бронная, дом Гирш, кв. 89. Члены Ревизионной Комиссии
Александрович Илья Федорович. Москва, Б.Серпуховка, Арсеньевский пер., д. Максимова, кв.8 Артюх Иван Антонович. Москва, Б.Дорогомиловская ул., д. 58, кв.3 Быков Сергей Дмитриевич. Москва, Б.лубянка, Варсонофьевский пер., д. Рябушинского, кв. 17. Кандидаты в Ревизионную Комиссию Занковский Александр Николаевич. Москва. Немецкая ул., соб. дом. Герман Федор Романович. Москва. Хорошкевич Николай Порфирьевич. Москва, Смоленский бульвар, Неопалимовский пер., д. 4, кв. 6. Телеф. 93-49.Библиотечная комиссия Дурылин Сергей Николаевич. Москва, Переведеновский пер., д.Шаблыкиной, кв.2. Великанов Павел Васильевич. Москва, 22-е почт. отделение, дача Студенец. Бирюкова Павла Николаевна. Москва. Кандидаты в Библиотечную Комиссию Любимов Григорий Павлович. Москва, М.Бронная ул., д. Гирш, кв.89. Добролюбова Лидия Петровна. Москва. Крещенская Мария Николаевна. Москва, Девичье поле, Трубецкой пер., д. Шершавого, кв. 10. Заседания Совета происходят по вторникам с 8 час. вечера в помещении Общества: Москва. Арбат, д. 10. Адрес Московского Вегетарианского Общества для корреспонденции: Москва, Арбат, д. Тестовых, кв. №6. Секретарю Общества Александру Петровичу Алексееву. Членские взносы принимаются казначеем Общества Семеном Михайловичем Соломахиным: Б.Дорогомиловская, с.д. Кроме того, членские взносы принимаются ежедневно от 11 до 7 ч. вечера и в праздники от 11 до 5 ч. вечера в кассе столовой Общества: Арбат, д. 10. Всякого рода справки относительно Общества можно получать по телефону 33-67 у секретаря Общества А.П.Алексеева, а также лично в Совете Общества по вторникам от 8 до 9 часов вечера (Арбат, д.10). Учреждения Общества Столовая Московского Вегетарианского Общества (Арбат, 10) открыта ежедневно от 12 до 7 часов и в праздники от 12 до 5 часов вечера. Книжный склад Московского Вегетарианского Общества специальной вегетарианской и противоалкоголической литературы находится в помещении Общества: Арбат, 10. Книжный склад открыт ежедневно с 11 до 7 часов. Кроме того, Совет вошел в соглашение с книжным магазином «Посредник» (Москва. Петровские линии) о том, чтобы там всегда имелись для продажи по возможности все издания по вегетарианству. Библиотека-читальня Московского Вегетарианского Общества, имеющая специальные книги и журналы по вегетарианству и по алкоголизму, находится также в помещении Общества на Арбате, д.10. Читальня открыта ежедневно от 11 до 7 часов и в праздники от 11 до 5 часов. Выдача книг на дом производится ежедневно от 5 до 7 часов вечера. --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24863 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20508 | Наверх ##
31 марта 2016 13:27 Неофициальным центром толстовства было «Московское вегетарианское общество, основанное 28 февраля 1909 г. в Газетном переулке, в центре Москвы. При обществе были открыты вегетарианские столовые, особая библиотека… толстовцы выступали здесь со своими лекциями и речами. Число участников общества в первые годы его существования стремительно росло: в 1909 г. его численность составляла 11 тыс. человек, в 1912 г. – уже 340 тыс… Впоследствии Московское вегетарианское общество почти на 20 лет станет коммуникационным центром толстовцев и основным источником толстовской пропаганды. Несколько позднее, уже после смерти Л.Н. Толстого, были основаны Толстовское общество в Москве в январе 1912 г.; заграничное Общество русской библиотеки-читальни имени Л.Н. Толстого в Риме в феврале 1912 г. В начале 1910-х гг. возникают и локальные толстовские кружки: например, в Майкопе, в Новороссийске» [1, с. 206]. «Что касается толстовских объединений, - рассматривает А.А. Плясуля более ранние периоды, - то все началось с возникновения колоний толстовцев в Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и в Закавказье. Эти колонии получили название «культурных скитов». Толстовство нашло последователей в Западной Европе, Японии, Индии. Сторонником толстовства был, в частности, Махатма Ганди. В 1890–1900-х гг. толстовские колонии создавались в Англии и Южной Африке. Верующие-духоборы нашли в идеях Толстого сходство с их собственными традициями и в 1895 г. воплотили их в жизнь, отказавшись от военной службы и уничтожив имеющееся у них оружие, за что были репрессированы. В дальнейшем они также согласно идеям Л.Н. Толстого отказались от употребления мяса, алкоголя и табака. Последствия деятельности толстовцев не заставили себя долго ждать. В 1897 г. толстовство было объявлено сектой. В 1901 г. Толстой был отлучен от церкви, а его сторонники подверглись арестам и высылке. В Российской империи независимые трактовки христианства были недопустимы, а вегетарианство в науке того времени считалось нездоровым (согласно немецкой диетологии). Толстовцы активно занимались просвещением» [6, с. 229].
Йосип Перпер в статье «У Льва Николаевича Толстого и его друзей (Вегетарианские поездки)» (1909 год), назвал писателя «солнцем интернационального вегетарианского света» [7, с. 108].
Сам писатель «осторожно относился к активизации толстовского движения как деятельности общественной, прежде всего, потому, что боялся, как бы дела внешние не затмили главное дело для каждой души – стремление к Богу, к нравственному самоусовершенствованию. Его идеалом был мир, который он находил у старушки М.А. Шмидт в Овсяниково: простота и вегетарианство, идеи ненасилия, огородничество для своих нужд… приветливость, искренность, отсутствие «элемента проповедничества, святошества» [5, с. 13].
Есть сведения, что «самым любимым блюдом Толстого была овсянка. Она ему никогда не приедалась... Обожал щи из квашеной капусты с грибами и зеленью, заправленные постным маслом. Когда Толстой заболевал, то полностью отказывался от еды… Лишь позже медицина доказала, что голодание, действительно, помогает больному поправиться» [4, с. 7].
Эсперанто – международный язык. Толстой был избран почетным членом следующих эсперантских организаций: Российской лиги эсперантистов, находившегося во Франции Международного эсперантистского общества «Libéra Penso» и открытого в Гамбурге Эсперантистского вегетарианского общества [10, с. 21].
Лев Толстой играл и продолжает играть значимую роль в развитии идей экологической этики и пропаганды гуманного отношения к живому. В своем классическом эссе «Не убий», актуальном и сейчас, он писал: «Как во всякой нравственной деятельности, так и в следовании заповеди: не убий, дело не в достижении полного совершенства, а только в том чтобы как можно больше приближаться к нему: как можно меньше убивать всяких живых существ» [2, с. 9]. Меняющийся мир диктует новые условия жизни, но вегетарианство остается «материальным подкреплением продолжающего жить учения Толстого... И. С. Токарев, выросший в семье тальжинского коммунара и с самого детства впитывавший гуманистические принципы, в свои 79 лет не приемлет курения и употребления алкоголя, не использует бранных слов, до сих пор ведет вегетарианский образ жизни. «Все живое и даже растения, – говорит Иван Сергеевич, – это души наших предков. И, может быть, убивая животных, мы убиваем своих предков, а нас будут убивать потомки. Вегетарианцы так рассуждают: от мясоедения – к всеобщей растительной пище, от всеобщей растительной пищи – к плодам. У плодов мы поедаем оболочку, а семена выбрасываем – тем самым, не уничтожаем, а содействуем» [3, с. 53].
ИСТОЧНИКИ
1. Агарин Е.В. Толстовское движение после первой русской революции / Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, № 2 (1), 2013. - С. 202–210.
2. Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику. - Киев: Логос, 2013, - 168 с. (Серия «Охрана дикой природы». Вып. 71) ISBN 978-966-171-705-2
3. Калашникова А.Л., Поселенова Е.Ю. Наследие сибирской коммуны последователей учения Л.Н. Толстого в региональной культурной системе / Вестник КемГУКИ, № 23, 2013. - С. 52-58. ISSN 2078-1768
4. Лев Толстой: «Главное - здоровый дух» / Орловская правда, 18 августа 2006. - С. 7.
5. Петухова Т. В. Коммуны и артели толстовцев в советской России (1917 – 1929). – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 124 с. ISBN 978-9795-0264-9
6. Плясуля А.А. Коммуна «Жизнь и труд» как социальный и идеологический феномен / Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых: Сб. материалов II Всероссийской молодежной научной конференции / Отв. ред. Р.Е. Романов; Институт истории СО РАН. - Новосибирск: Нонпарель, 2012. - С. 227-235. ISBN 978-5-98901-099-8 Прим.: рекомендовано к печати Учёным советом Института истории СО РАН.
7. Садівничий В.О. Письменницька публіцистика в контексті періодичних видань вегетаріанської тематики початку ХХ ст. / Наукові записки Інституту журналістики. Том 54, січень—березень, 2014. - С. 107-111.
8. Терзиева М. Т. Философские идеи Льва Толстого и их отражение в творчестве и общественной практике болгарских толстовцев / Перспективы Науки и Образования, № 2 (14), 2015. - С. 136-138.
9. Толстой Л.Н. Путь жизни. - М.: Эксмо, 2009. - 448 с. (Серия: Золотой фонд эзотерики) ISBN 978-5-699-38152-4
10. Толстой Л.Н. Письма 1909 / Полное собрание сочинений. Том 80. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955. - 387 с.
--- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24863 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20508 | Наверх ##
11 июня 2016 14:10 .Русские вегетарианцы в Первую мировую войну и при Советах...........................Подавление большевиками толстовцев и разных сект, а вместе с тем «организованного» вегетарианства началось еще во время Гражданской войны. В 1921 г. секты, преследовавшиеся царизмом особенно до революции 1905 г., встретились на «1-ом Всероссийском съезде сектантских сельскохозяйственных и производительных объединений». § 11 резолюции съезда гласил: «Мы, группа членов Всероссийского съезда сектантских земледельческих общин, коммун и артелей, вегетарианцы по убеждению, считаем убийство не только человека, но и животных недопустимым грехом перед Богом и не употребляем мясной убойной пищи, а потому от лица всех сектантов-вегетарианцев просим Наркомзем не требовать от сектантов-вегетарианцев выполнения мясной повинности, как противной их совести и религиозным убеждениям». Резолюцию, подписанную 26 участниками, в том числе К. С. Шохор-Троцким и В. Г. Чертковым, съезд принял единогласно. Ввиду ограничительных мер советских органов власти вегетарианцы-толстовцы около середины 20-х годов начинают тайно издавать машинописным или ротапринтным способом скромные журналы. Так, в 1925 г. (судя по внутренней датировке: «недавно, в связи со смертью Ленина») «на правах рукописи» с двухнедельной периодичностью выходит издание под названием Общее дело. Литературно-общественный и вегетарианский журнал под редакцией Ю. Неаполитанского. Этот журнал должен был стать «живым голосом вегетарианского общественного мнения». Редакция журнала выступила с резкой критикой односторонности состава Совета Московского Вегетарианского Общества, требуя создания «коалиционного Совета», в котором были бы представлены все наиболее влиятельные группировки Общества; лишь такой совет, по мнению редактора, мог бы стать авторитетным для ВСЕХ вегетарианцев. По поводу существующего Совета выражалось опасение, что со вступлением в его состав новых лиц может измениться «направление» его политики; кроме того, подчеркивалось, что этим Советом руководят «заслуженные ветераны Толстовства», которые с недавних пор идут «в ногу с веком» и пользуются всяким случаем, чтобы публично проявить свои симпатии к новому государственному строю (по автору, «толстовцы-государственники»); оппозиционно же настроенная молодежь в руководящих органах вегетарианцев представлена явно недостаточно. Ю. Неаполитанский упрекает руководство общества в недостатке деятельности и мужества: «Точно в противоположность общему темпу Московской жизни, столь живучей и лихорадочно-бурливой, вегетарианцы с 1922 года обрели себе покой, устроив "мягкое кресло". <…> В столовой Вегетарианского О-ва больше оживления, нежели в самом Обществе» (с. 54 ыы). Очевидно, что и в советские времена не был преодолен старый недуг вегетарианского движения: разрозненность, раздробленность на многочисленные группировки и неспособность прийти к согласию. В начале 1929 г. ситуация резко обострилась. Еще 23 января 1929 г. было решено командировать В. В. Черткова и И. О. Перпера на 7-ой Международный Вегетарианский Конгресс в Штайншёнау (Чехословакия), но уже 3 февраля В. В. Чертков вынужден сообщить, что дальнейшее существование МВО-ва находится под угрозой «в связи с отказом МУНИ [Московского управления недвижимым имуществом] перезаключить договор на аренду помещения». После этого была даже избрана делегация «для переговоров с высшими Советскими и Партийными органами относительно помещения О-ва»; в ее состав вошли: В. Г. Чертков, «почетный председатель МВО-ва», а также И. И. Горбунов-Посадов, Н. Н. Гусев, И. К. Роше, В. В. Чертков и В. В. Шершенев. 12 февраля 1929 г. на экстренном заседании Совета МВО-ва делегация известила членов Совета, что «отношение МУНИ о сдаче помещения было основано на постановлении высших органов власти», и отсрочка для передачи помещения не будет предоставлена. Помимо этого, сообщалось, что ВЦИКом [с которым в 1924 г. затеял ссору В. В. Маяковский в знаменитом стихотворении «Юбилейное», посвященном А. С. Пушкину] было принято постановление о передаче помещения МВО-ва антиалкогольному О-ву, вопрос же о закрытии МВО-ва ВЦИКом не разбирался. На следующий день, 13 февраля 1929 г., на заседании Совета МВО-ва было решено назначить на понедельник, 18 февраля, в 7 ч. 30 м. вечера, экстренное общее собрание членов МВО-ва для обсуждения создавшегося положения в связи с лишением О-ва помещения и необходимостью очищения его к 20 февраля. На этом же заседании общему собранию было предложено утвердить вступление в О-во действительными членами 18 лиц, а соревнователями — 9[60]. Следующее заседание Совета (31 присутствующий) состоялось 20 февраля: В. Г. Черткову пришлосьсообщить о полученной им выписке из протокола Президиума ВЦИКа от 2/2–29 г. за № 95, где упоминается о МВО-ве как о «бывшем» О-ве, после чего В. Г. Черткову было поручено лично выяснить во ВЦИКе вопрос о положении О-ва. Кроме того, была решена судьба библиотеки МВО-ва: в целях наилучшего использования было постановлено передать ее в полную собственность почетного председателя О-ва В. Г. Черткова; 27 февраля Совет постановил «Книжный Киоск считать ликвидированным с 26/ II - с. г.», а 9 марта было принято решение: «Считать Детский Очаг О-ва ликвидированным с 15 марта с. г.». На заседании Совета от 31 марта 1929 г. сообщалось о ликвидации столовой общества, состоявшейся 17 марта 1929 г. Протокол № 7 МВО-ва от 18 мая 1929 г. гласит: «Считать законченными все ликвидационные дела О-ва». Пришлось приостановить и остальные виды деятельности общества, в том числе рассылку гектографированных «Писем друзей Толстого». Ср. текст следующей машинописной копии: «Дорогой друг, сообщаем Вам, что "Письма Друзей Толстого" прекращены по независящим от нас причинам. Последний № "Писем" был за октябрь 1929 № 7, но в средствах мы нуждаемся, так как многие наши друзья очутились в заключении, а также ввиду увеличивающейся переписки, которая отчасти заменяет прекратившиеся "Письма Др<узей> Т<олстого>", хотя и требует больше времени и почтовых расходов. 28-го октября были арестованы и препровождены в Бутырскую тюрьму несколько наших московских друзей, из них 2-е, И. К. Роша и Н. П. Черняев, были спустя три недели выпущены под подписку о невыезде, а 4-ро других молодых друзей — И. П. Басутин (секретарь В. Г. Черткова), Сорокин, И. М., Пушков, В. В., Неаполитанский, Ерней были высланы в Соловки на 5-ть лет. Вместе с ними был выслан арестованный ранее наш друг А. И. Григорьев на 3 г. Аресты наших друзей и единомышленников произошли также и в других местах России. 18-го января с. г. постановлено местными властями разогнать единственную подмосковную коммуну единомышленников Л. Н. Толстого, "Жизнь и Труд". Детей коммунаров постановлено исключить из учебных заведений, а Совет Коммунаров под суд. С дружеским поклоном по поручению В. Черткова. Сообщите, получили ли Вы Письмо Друзей Толстого № 7». В двадцатые годы в больших городах вегетарианские столовые первое время продолжали существовать — об этом, в частности, свидетельствует роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Еще в сентябре 1928 г. председателю коммуны «Новый Ерусалим-Толстой» (северо-западнее Москвы), Васе Шершеневу, предложили заведовать «Вегетарианской столовой» в Москве во время зимнего сезона. Он был также избран председателем Московского Вегетарианского Общества и потому часто совершал поездки из коммуны «Новый Ерусалим-Толстой» в Москву. Впрочем, около 1930 г. коммуны и кооперативы им. Л. Н. Толстого были переселены в принудительном порядке; с 1931 г. в Кузнецкой области появилась коммуна, насчитывавшая 500 членов. Эти коммуны, как правило, вели продуктивную сельскохозяйственную деятельность; например, коммуна «Жизнь и труд» под Новокузнецком, в Западной Сибири, на 54-м градусе широты, ввела выращивание земляники с помощью теплиц и тепличных грядок (илл. 36 ыы), и вдобавок снабжала новые промышленные комбинаты, в частности Кузнецкстрой, крайне необходимыми овощами. Однако в 1935-1936 гг. коммуна была ликвидирована, многие из ее членов были арестованы. К юбилею Л. Н. Толстого в 1928 г. журнал Гигиена Питания опубликовал статьи, приветствовавшие то, «что в борьбе религиозно-этического вегетарианства с научно-гигиеническим победили наука и здравый смысл». Но и такие приспособленческие маневры не помогли: в 1930 г. слово «вегетарианское» исчезло из названия журнала. Статья составлена по материалам журнала «Вегетарианский вестник» от 3 января 1904г. --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24863 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20508 | Наверх ##
11 июня 2016 14:15 --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24863 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20508 | Наверх ##
11 июня 2016 14:16 11 июня 2016 14:17 --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
SonnenstrahlДолгожитель форума  Москва Сообщений: 476 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 504 | Наверх ##
12 июня 2016 18:57 А как у на сейчас с вегетарианством? Или слилось с фитнесом и т.п.? --- Ищу любых Мюрат (Россия и СНГ, (особенно г.Бронницы), Фере,Госин, жителях села Троице-Зотово Моск.губ. (Орловы, Гуськовы); выпускниках Белостокского реального училища 1913-1916 гг.,, предков Серг. Иосиф. Фролова (Сарат. губ.) | | |
|