Поиски новых форм костюма не прекращались во время войны, но война наложила свой отпечаток на моделирование одежды. Во-первых, Париж перестал быть ведущим центром, определяющим моду на сезон для всех стран. Англия и Соединенные Штаты, которые, кстати, были крупными клиентами Парижа, начали самостоятельно заниматься моделированием. Отчасти это достигалось за счет творческих сил Парижа, переехавших через пролив и океан.
Во-вторых, экономика военного времени, повлиявшая на весь уклад жизни, не могла не отразиться на моделировании одежды: ограничения в расходе тканей, отсутствие широкого выбора тканей и красителей, нехватка квалифицированных рабочих — все это повлияло на характер моды.
Художникам прежде всего надо было удовлетворять требования, чтобы костюм был удобным, практичным в носке, простым по покрою и экономным по расходу ткани. Так возник модный силуэт „карандаш"—узкий прямой покрой юбок и платьев, коротких, до колен, даже так называемые вечерние платья стали делать короткими. Однако такое упрощение не лишало платья их элегантности.
Другое обстоятельство, вызвавшее потребность в удобных и практичных фасонах платьев,—это изменение образа жизни женщины зарубежных стран. Большинство американок и англичанок стало работать или служить—это резко отразилось на бюджете их времени и лишило их возможности согласно традиции менять свои туалеты в течение дня— платье выходное, обеденное, вечернее и т. д. Необходимо стало создать такое платье, в котором можно было бы провести день на работе, а затем в нем же пойти в кино, ресторан или театр.
В моду вошли платья из двух частей и легкие костюмы. С юбкой можно было носить различные жакетки или более или менее нарядные блузки. Понятно, что это дает простор для самых разнообразных цветовых сочетаний.
Комбинирование тканей в платьях, костюмах, пальто и других видах одежды прочно вошло в современную моду. Большим успехом пользуются платья с сменными деталями—воротничками, поясами, вставочками, шарфами, басками, фартучками-воланами, которые можно надевать отдельно и придавать им различную форму.
Моды на1945 год, помимо Америки и Англии, начали создавать и в освобожденном Париже. С присущими французским художникам богатством фантазии и утонченностью вкуса они ищут новые формы, пропорции и покрой. В их моделях наблюдается большое разнообразие силуэта. Французские платья отличаются от американских и английских пышными рукавами более резко подчеркнутой талией, большей шириной юбок. Линии бедер подчеркиваются туниками, пеплумами или воланами.
Если проследить по журналам, такое устремление находится до некоторой степени в связи с появившейся с начала 1945 года общей всём странам тенденцией в моде —уйти от деловитой суровости одежды эпохи войны и перейти к мягкой и изящной женственной линии. Это выявляется в стремлении придать женской одежде более округлые формы, созданием впечатления более тонной талии, смягчением угловатости плеч, внесением различных легких драпировок, женственных линий покроя. В журналах встречаются модели и более нарядных платьев изысканного покроя, уже требующие большей затраты ткани. Художники костюма работают над созданием новых форм, новых силуэтов, новых рисунков текстиля, цветовых сочетаний и видов отделок, которое отвечали бы настроениям и образу жизни мирного времени.
Но от военного периода остались привычка к особому удобству и практичности одежду и одновременно признание модными нескольких различных фасонов. Возможность наилучшим образом подобрать фасон к фигуре, индивидуальности и образу жизни женщины является отличительной особенностью современной моды. В журналах текущего года имеются различные силуэты платьев и пальто, разные покрои рукавов юбок и решения верха платья, воротников, вырезов и способов отделки.
Рукава пальто делают с высокими манжетами. На некоторых вещах встречаются воротники-пелерины; а также высоко поднятые или отогнутые воротники. Пелерины носят также на костюмах. Плечам и пройме придают такую форму, что отпадает необходимость в подложенных плечах.
Основное требование к модному силуэту — отсутствие перегруженности. При его создании внимание художника сосредоточено на какой-нибудь одной идее. Если это гладкий силуэт платья-свитера, в нем оригинально разрешено оформление, например бедер, в виде драпировки, или верха рукава в форме кимоно, или же верха при большой простоте всего остального очертания платья.
Фасоны дневных платьев и костюмов характеризуются простотой. "спортивностью" стиля. Вечерние туалеты представляют образцы интересного и изысканного покроя с применением различных неожиданных декоративных решений. Часто встречается асимметрия в расположении отделки, направлении линий или драпировки. Очень распространено в вечерних платьях комбинирование однотонной длинной юбки и пестрой туники с сильно декольтированной спиной, или жакета с рукавом кимоно. Многообразию одежды зарубежных стран сильно способствует богатый ассортимент тканей, в котором, однако, преобладает вискоза всех видов. За время войны выпущено много новых сортов этой ткани.
Вискоза обладает ценными качествами—достаточной прочностью и несминаемостью при максимальной дешевизне. Ассортимент и выпуск различных тканей, особенно вискозных, в нашей стране будет также с каждым годом увеличиваться; должны быть созданы новые виды этих тканей, которые, имитируя мягкость и пушистость шерсти, эластичность и глубину цвета натурального шелка, будут обладать в то же время всеми свойствами хлопка и льняного полотна. Вискозе принадлежит большое будущее в создании красивой одежды, доступной по цене и практичной при носке.