"История развития церковно-приходской жизни на территории Зырянского района Томской области"Букагов О. Ю., студент Томской духовной семинарии
http://zyrbiblioteka.ru/wp-con...ДИПЛОМ.pdfhttps://docplayer.ru/160021564...lasti.html http://www.hram-zir.tomsk.ru/missioner/dip-bgoleg.pdf ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................................ 3
Глава I. Развитие церковно – приходской жизни на территории Зырянского района
Томской области до 1917 года .............................................................................. 8
1. 1. Краткий исторический обзор развития Православия в Сибири ..................8
1.2 Краткий историко–географический обзор Зырянского района ....................11
1.3. Приходы Зырянского района .........................................................................13
Зырянская церковь во имя святителя Николая Чудотворцa...............................13
Тутальская церковь во имя Богоявления Господня. ...........................................18
Богословская церковь во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
..................................................................................................................................21
Семеновская церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. .....................24
Михайловская церковь во имя Архангела Михаила............................................34
Туендатская церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы......................36
Громышевская церковь во имя святого мученика Дионисия. ...........................39
Беловодовская церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. ....................40
1.4. Статистические данные и сравнительный анализ развития церковно – приходской жизни
Зырянского района................................................................................................ 41
Глава 2. Развитие церковноприходской жизни на территории Зырянского района
Томской области после 1917 года......................................................................... 50
2.1. Краткий исторический обзор развития Православия в Сибири после 1917 года
..................................................................................................................................50
2.2. Краткий административно-исторический обзор Зырянского района после 1917 года
..................................................................................................................................52
2.3. История развития православия в Зырянском районе после 1917 года.......53
2.4 Судьбы священников и церковнослужителей..................................................58
2.5. Современное состояние приходов Зырянского района ................................64
Список использованных источников и литературы ............................................. 67
Приложение 1 ......................................................................................................... 82
Приложение 2 ......................................................................................................... 83
Приложение 3 ......................................................................................................... 84
Приложение 4 ......................................................................................................... 85
Приложение 5 ......................................................................................................... 86
Приложение 6 ......................................................................................................... 87
Приложение 7 ......................................................................................................... 88
Приложение 9 ......................................................................................................... 90
Зырянская церковь во имя святителя Николая Чудотворцa.Село Зырянское – административный центр Зырянского района было
основано в XVII веке, по одним сведениям в 1620 году, по другим в 1691
году русскими крестьянами переселенцами. Расположено на реке Чулым в
120 км к востоку от города Томск.
В с. Зырянское церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая была
построена через несколько лет после его основания. Уже в начале XVIII века,
при первых упоминаниях, с. Зырянское именовалось селом и отмечалось
наличие в нем церкви. Так, ученый – историк Г. Ф. Миллер отмечал, что ещё
в 1740 году, церковь, посвященная Св. Николаю в селе Никольском на
западном берегу Кии, «была построена для здешних татар, когда они,
благодаря заботам сибирского архиепископа Филофея, приняли святое
крещение».
Со временем помещение церкви или перестало удовлетворять
потребности духовной жизни, или пришло в негодность, и в 1854 году было
начато строительство новой. В 1856 году «тщанием прихожан» она была
построена, и простояла до прошлого века. Церковь была деревянная
однопрестольная. Причт по штату 3 человека: священник и 2 причетника –
дьячок и пономарь. В 1868 году священником был Яков Макаров,
диаконский сын 32 лет, окончивший Калужскую духовную семинарию. Жил
он в доме, построенном прихожанами. Жалованье получал 140 рублей
серебром в год. В семье были жена и четверо детей. Дьячок Иван Клавдин,
дьяческий сын 29 лет, в 1852 году исключенный из Высшего отделения
Томского духовного училища. Жил в собственном доме. Жалованье имел 40
рублей серебром в год. В семье были жена и двое детей. Пономарь
Трифиллий Переводчиков, дьяческий сын 35 лет, исключенный из Высшего
отделения Томского духовного училища, жил в доме своей родственницы.
Жалованье имел 32 рубля серебром в год. В семье были жена и пятеро детей.
При церкви было 99 десятин земли и сельская школа. Учитывала церковь и
«сиротствующих». В церковной ведомости значилась вдова, дьяческая жена
Пелагея Переводчикова, 58 лет. Она предоставляла просфоры в церковь,
имела от прихожан жалованье 30 рублей серебром в год. Её покойный муж
Николай Переводчиков служил при Зырянской церкви дьячком 29 лет до
самой смерти.
Приход Зырянской церкви был большим. В середине XIX века в его
состав входили деревни: Дубровка, Цыганова, Тартынова, Коланчева,
Боровая, Бихтулинская. Количество прихожан составляло 1471 человек. В
1914 году приход стал значительно больше. В его состав входили деревни:
Дубровка, Берлинка, Цыганова, Городок, Куянова, Уйданова, Бихтулинская,
поселки: Мишутин Лог, Кульдорская. Прихожан «обоего пола 5381 душа». В
деревнях Цыганово и Дубровка были школы церковной грамоты, в с.
Зырянское и деревне Берлинка – училища гражданского ведомства. В
церковной библиотеке было 320 книг (по данным на 1910 год). Причта по
штату: один священник и один псаломщик. Содержание причта: жалование
из казны 180 руб. и доходы от треб до 1000 руб. Священник Владимир
Семенович Вышегородский, 54 лет, окончил Томскую духовную семинарию,
«рукоположен во священника» 30 августа 1886 года, награжден наперсным
крестом в 1908 году, на настоящем месте с 1904 года. Диакон на должности
псаломщика Павел Михайлович Железнов, 30 лет, из 5 класса Томской
губернской гимназии, «рукоположен во диакона» в 1913 году, на настоящем
месте с 1905 года.
В мае 1904 года Преосвященнейший Макарий, епископ Томский,
совершил путешествие «для обозрение церквей епархии по р. Чулыму».
Путешествие «исполнилось благодаря любезности начальника водных путей
сообщения Томского участка Г. Аминова, предоставившего в распоряжение
владыки казенный пароход». Владыка посетил села: Молчаново, Троицкое
(ныне Первомайское), Зырянское, Чердатское, Тутальское (ныне Тегульдет).
Вот как излагается посещение с. Зырянское: «село Зырянское представляет
приятное исключение из селений по р. Чулыму: оно стоит на самом берегу
реки на довольно высоком. Но берег подмывается водою, и грозит опасность
церкви, стоящей недалеко от берега. Пароход пришел сюда вечером;
Владыка был встречен местным благочинным. После отслуженной Владыкой
вечерни была ведена им беседа с народом. Священник Вышегородский
только что прибыл в это село на служение и с приходом еще не
познакомился.
Церковь благоустроена. Школа министерская; познания учеников по
закону Божьему очень неудовлетворительны. Свечная продажа невысока,
так, в марте месяце продано только 23 фунта. Из попечительства выдано
нескольким солдаткам по 3 руб. каждой».
Про Чердатскую церковь отмечалось, что приход «относится к числу
древних в Томской епархии. Недалеко от села стоит часовня в память
бывшего здесь храма, построенного в 1714 г. Настоящий храм очень
хороший, построен томским купцом П.В. Михайловым.
Школа министерская. Учащихся только два, что зависит, по словам
священника, от недовольства общества учителем – старичком, бывшим
участником Севастопольской кампании. Церковные документы ведутся
исправно. Попечительство в пользу семейств ушедших на войну еще ничего
не сделано».
Ниже приводятся данные священников, служивших в церкви во имя
Святителя и Чудотворца Николая с. Зырянское Зырянской волости
Мариинского уезда:
1740 Дорофей Иоаннович Попов
1742 священник Феодор
1764 – 1787 Андрей Васильевич Беляев
1792 – 1801 Иоанн Алексеевич Переводчиков
1806 – 1809 Феодор Александрович Милянов
1811 – 1815 Терентий Леонтьевич Попов
1816 – 1820 Илья Павлушков
1825 – 1826 Сампсон Антипович Тыжнов
1851 – 1855 Алексей Матвеевич Черняев
1857 – 1859 Леонтий Иоаннович Попов
1861 – 1875 Иаков Иоакимович Макаров
1877 – 1880 Константин Васильевич Солодчик
1880 – 1881 Дмитрий Иоаннович Кикин
1883 – 1889 Иоанн Александрович Чистопольский
1890 – 1904 Николай Емельянович Никольский
1904 – 1916 Владимир Семенович Вышегородский
1916 Петр Иоаннович Трусов
1927 Стефан Андреевич Гилев
1919 – 1929 Константин Николаевич Ильинский
Годы службы и данные причта, служивших в церкви во имя Святителя
и Чудотворца Николая с. Зырянское Зырянской волости Мариинского
уезда:
1742 дьяч. Иоанн Савич Переводчиков
1742 Яков Максимович Хабаров
1772 – 1805 дьяч. Алексей Иоаннович Шихов
1781 – 1814 поном. Данило Феодорович Медведков
1812 – 1814 дьяч. Николай Николаевич Попов
1815 – 1826 дьяч. Михаил Иоаннович Переводчиков
1854 – 1855 дьяч. Евфимий Переводчиков
1854 – 1855 поном. Лаврентий Обрядин
1855 – 1862 дьяч. Трифон Михайлович Переводчиков
1856 поном. Гавриил Иоаннович Попов
1863 – 1865 дьяч. Иоанн Иоаннович Клавдин
1868 Михаил Евфимович Переводчиков
1874 – 1883 Николай Михайлович Ильинский (священник с 1883 г. )
1883 – 1902 Иоанн Димитриевич Жданов
1888 псаломщик Иоанн Рождественский
1888 – 1891 псаломщик Яков Соколов
1890 псаломщик Иоанн Полянский
1905 – 1913 псаломщик Павел Миронович Железнов
1913 – 1916 диак. Павел Миронович Железнов (священник с 1915 г. )
1915 – 1916 Никанор Николаевич Болдин
1916 диак. Павел Трусов