На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Начинаю собирать информацию о Леонидовых из Усожского стана.
1) Первая зацепочка из упоминания в столбцах о владении землей (жилого имения). Левонидовым Гаврилой Степановым в д. Чачина( Чечина) Усожского стану.
РГАДА ф.1209 оп. 1224 Опись оклееных столбцов по г. Курску ст. 48 запись 16 на стр. 0525 Грамота воеводы Венедикта Андреева сына Змеева 193 года(1685) сентября 1 го дня почелобитью Анофрия Гаврилова сына Левонидова о справке земель с братом его родным Иваном Гавриловым сыном Левонидовым и наделе жилого имения пополам отца их Гаврилы Степанова сына Левонидова в курском уезде усожском стану деревня Чачина да вподгороднем стану деревня Колода на реки на семи и на холодном озере при оклееном столе дело по межева поместья?
ивонной грамоты значатся владельцы Юда Пилимонов сын Алымов Игнат сын Месищев Василий сын Емельянов Осип сын Енютин
1664 (7172) г., мая 9. Переписная книга Усожского ст. Курского уезда переписи Аврама Дмитриевича Осорьина. Скрепы дьяка Лукьяна Самсонова и А.Д. Осорьина, рукоприкладства священников сельских церквей. Подлинник. Без конца. Л. 1036 Лета 7172-го маия в 9 день по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца указу и по грамоте из Розряду и по наказу боярина и воеводы Петра Васильевиеча Шереметева с таварыщи, Авраам Дмитревич Осорьин ездил в Курский уезд в Усожский стан в селех, и в деревнях, и в починках, и в займищах переписывал отставных детей боярских, и недерослей, и их братьев, и племянников, и всяких служилых людей, и церковных причетников, и их крестьян, и бобылей, и досмотря в тех селех, и в деревнях, и в починках, и займищах разоренные и выжженные места описал подлинно, что по переписке Авраама Осорьина в том Усожском стану в селех, и в деревнях, и в починках отставных курчен детей боярских, и недорослей, и их братью, и племянников, и церковных причетников, и крестьян, и бобылей, и что по досмотру и по скаске тех же сел и деревень детей боярских всяких чинов людей ныняшнего 172-го года воинские люди какое разоренье учинили, побили и в полон поимали, и кого имян мужеского и женского полу, и то писано подлинно ниже сего в книгах.
Далее перечисляются дворы и жители тех мест. И встречается перепись
Усожский стан деревня Порткина
Макарка Петров сын Озеров Сергей Кузьмин сын Селиверстов Семен Петров сын Озеров Л. 1045
В той же деревни Двор помещиков, а в нем живет вдова Федосья Яковлева жена Левонидова. А детей у ней унук Афонька десети лет, да девица Ворварка двацати лет. Да зять у ней Ромашка полтретьяцать лет( 25)?, а за ним дочь Аринка. И тот зять был в полон взят и Бог опростал. А двор цел, никокова розоренья нет. Ларивон Петров сын Озеров Двор пуст, пойман в полон
Значит, в Портина проживал Левонидов Яков. Умер ранее 1664 года, оставив жену Федосью. По временным отрезкам можно предположить, что на Курскую землю в качестве служилых людей приехали братья Левонидовы- Борис, Степан и Яков?.( возможно , осевший в Обоянском стану Мишка). Вопрос- могли родные братья из одной семьи получить наделы в разных местах Курска? Т.е. Борис получил землю в д. Голубицкая Курицкого стану, ( ранее 1629 года)
Ранее ( до 1644 года), почти в тех краях (Усожский и Обмяцкий стан граничат) имел поместье в д. Леонидова на речке Неполке Леонидов Степан. , да еще и в Усожском стану -Чачина( Солдатское , Портина)
1) РГАДА ф.1209 оп. 188 книга №15685 по г. Курску запись 43 на стр. 0026 Отказные по коим отказано. 152-го года.(1644) ноября 6-го Григорию Лаврентьеву сыну Смахтину поместье Степана Леонидова Курского уезда обмецкого стану в деревни Леонидовой. на 2-х листах
http://rgada.info/dela/1209/1/1209-opis_188i/0026.jpg ********************************** 2) РГАДА ф.1209 оп. 1224 Опись оклееных столбцов по г. Курску запись 11 на стр. 0505 Алексея Савельева Опалкова и Григория Ларионова сына Смахтина о расписках меж ими меновных их поместьев в курском уезде в деревне Опалковой и на реке Снове что была деревня Левонидова. началась 158-го года ( 1650) февраля 16 решено того же года марта 8 числа. В том деле значут владелецы Степан...........сын Левонидов Григорий Лаврентьев сын Смахтин.
Переправа и мост через Усожу находились в районе села Солдатское (в ту пору оно называлось «Чачина и Бехова»), а рядом с бродом располагался один из славянских оборонительных городов-бастионов. Партина (Курашовка)
Комментарий модератора: ВЫЯСНИЛСЯ ИНТЕРЕСНЫЙ факт-Чачина- это одно из названий Солдатского, а рядом деревня Портина. Соответственно- Яков и Степан Леонидовы- родственники. Это косвенные признаки, указывающие на их родство и принадлежность к одному древу.
Д. Порткина( д. Портина) Расположена в 7 км к западу от Фатежа на левом берегу реки Усожи при впадении в неё реки Руды.
Возникла в XVII веке как отсёлок села Солдатского. Одними из первозаимщиков новой деревни были однодворцы Алексей Колоколов и Прокофий Озеров. При основании д.. Портина из Солдатского сюда полностью переселились однодворцы Колоколовы, Котляровы, Ноздрачёвы, частично — Асеевы, Алфёровы, Озеровы, Рудневы и другие — всего 12 родов. Земля в деревне изначально была поделена на 12 частей — по числу родов[6]. В то время Портина входила в состав Усожского стана Курского уезда. Население деревни было приписано к приходу Покровского храма села Солдатского[7].
По данным земской переписи 1883 года в деревне было: 6 дворов Алфёровых, 6 дворов Асеевых, 1 двор Акинфеевых, 1 двор Аникеевых, 1 двор Басовых, 2 двора Горбуновых, 1 двор Емельяновых, 21 двор Колоколовых, 5 дворов Котляровых, 5 дворов Ноздрачёвых, 4 двора Озеровых, 1 двор Фатьяновых и 1 двор Рудневых (указаны фамилии бывших однодворцев)
Село Солдатское возникло в 1-й половине XVII века, во время правления царя Михаила Фёдоровича. Изначально здесь была переправа через Усожу, для охраны которой был организован сторожевой пункт и поселены солдаты, переведённые отчасти с территории современных Поныровского и Золотухинского районов, отчасти — из Орла и Кром.
[q]
На месте села Солдатского города никогда не было, а было здесь обыкновенное строжевье на перелазе. Дабы оберегать этот перелаз, были поблизости поселены солдаты, набранные отчасти в северо-восточном углу, отличавшемся и тогда во времена Михаила Федоровича, густотой своего населения, отчасти присланные сюда издалека, то есть, из Орла и Кром.
[/q]
6. Благовещенский Н. А. Четвертное право. — Типо-литография Товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1899. — 538 с. 7. Справочная книга о церквах Курской епархии, 1909, с. 232.
Деревня Портино Фатежского уезда. ХРАМ ПОД ЗЕМЛЕЙ
https://proza.ru/2020/03/12/1317 Недалеко от села Солдатское Фатежского района есть место называемое ГОРНЯЯ. Крутой, поросший цветущей растительностью холм, высоко возвышается над местностью, всей своей торжественной величавостью внушая людям безмятежное спокойствие и умиротворение. Согласно имеющемуся преданию давным-давно стоял здесь старинный православный храм, далеко вокруг возвещавший о величии Христа переливным колокольным звоном. Всякий путник находил здесь себе приют, все обездоленные и оскорбленные – утешение и защиту, а все отчаявшиеся – веру и надежду. Храм находился недалеко от переправы через реку Усожа, и в моменты нашествия вражеской конницы над округой раздавался тревожный колокольный набат, призывающий крестьян-хлебопашцев оставить плуг и мотыгу, и с оружием в руках выступить на защиту родного края. В то время от Рыльска на Севск пролегала знаменитая дорога под названием Бакаев шлях, соединявшая широко известные Свиной тракт и Муромскую сакму. Бакаева дорога проходила через Льгов, по землям нынешних сел Кромское, Колычево и Солдатское, а затем через Верхний Любаж на Поныри и далее. Переправа и мост через Усожу находились в районе села Солдатское (в ту пору оно называлось «Чачина и Бехова»), а рядом с бродом располагался один из славянских оборонительных городов-бастионов. В документах той эпохи он упоминается как древнее «городище на земле дворян Рапп», которое многие исследователи считают местом расположения старинного Фатежа, сожженного во время одного из набегов крымчан. Происхождение Бакаева тракта связано с именем одного из князьков Ногайской Орды по имени Бакай, известного из русских летописей. Но, название дороги было дано гораздо позже ее появления, так как дорога издревле использовалась для походов вражеских войск на русские земли. Недалеко от села Солдатское находилось место сбора татаро-монгольской рати – обширная Холчевская степь. Маленькими группами отряды степных кочевников просачивались вглубь русской территории, чтобы объединившись в удобном месте, внезапно напасть на беззащитные населенные пункты, ограбить их, увести с собой в полон местных жителей. Не было у степняков спокойствия, пока стояла на высоком холме белоснежная церковь, пока лился над мирной землей колокольный звон. Вокруг храма с каждым годом селилось все больше русских людей, росло количество защитников фатежского бастиона на берегах Усожи. Озлоблялись крымские князьки, когда вместо легкой беззащитной добычи на границах московского государства их ожидали вооруженные отряды русских витязей, способных дать отпор нежданным гостям. И вот собралось однажды огромное войско и пошло оно войной на русскую землю. Запылали города и села, хутора и деревни. Пали под натиском лютого врага фатежские крепости Липник, Городец, Милолюбов, разрушена была фатежская цитадель у брода через Усожу. По всей земле слышны были вопль и стенания. И только с колокольни горней церкви далеко по округе разносился величавый тревожный набат, призывающих христиан к сплочению против лютого врага. Всю мощь своего войска направили недруги на беззащитный православный храм, столь ненавистный ими за независимость и непреклонность. Конница степняков со всех сторон бросилась атакой на одинокий холм, желая разрушить, стереть с лица земли досадившую им церковь, прервать объединяющую, непокорную мелодию колокольного перезвона. Все ближе и ближе враги подступают к храму. Вот они уже у подножия мятежного пригорка, вот уже достигают его вершины вражеские всадники. Радуются враги – сейчас они разрушат православную святыню, навсегда заставят замолчать звучание набатных перезвонов. Но, добравшиеся до вершины холма степняки были поражены открывшейся взорам картине. На месте, еще несколько мгновений назад находящегося храма, лишь легкое облачко тумана блистало под лучами летнего солнца, переливаясь всеми цветами величественной живой природы. И только набатный звон продолжал все громче звучать над русской землей, как будто сами небеса стали единой неумолкающей звонницей. Испугались враги, покатилось назад конница степняков, не смогли они больше выносить возвышенной мелодии незримого храма. А вслед им уже неслись русские полки, выступившие из Рязани и Тулы, Кром и Севска. У фатежского села Костина догнали они, отягощенное награбленной добычей, вражеское войско и разбили его в жестокой схватке. Лишь немногие из захватчиков смогли избежать гибели и вернуться в Крым, чтобы рассказать о славе русского оружия и о чудесном подвиге небольшого сельского храма. Возвратившиеся в родные дома жители села Чачина и Бехова стали свидетелями необъяснимых явлений. На месте, где прежде стояла их древняя красавица церковь, забил чудотворный родник. Его вода давала силу и энергию, утоляла жажду и исцеляла больных, защищала от черных сил и житейских напастей. А в период опасности многие слышали раздававшийся со дна источника колокольный звон, предупреждающий местных жителей о грозящей опасности. С тех пор среди селян появилась история об ушедшем под землю храме и рассказы о чудесной силе воды из новообразовавшегося источника. Место, где стоял храм, фатежане назвали Горняя в память о находившемся здесь прежде церковном алтаре, и приносящейся за людей Безкровной Жертве. Уже в советское время история с чудесным источником получила неожиданное продолжение. Одна местная жительница, имевшая тяжело болевшего сына, горячо молилась Богу о даровании ему здоровья. Ежедневно ходила она к святому источнику за водой, которой поила болящего отрока. Однажды, набрав воды из родника, она присела отдохнуть, как вдруг увидела подходящего к ней старца в иноческих одеждах. – Позволь, напиться из твоего ведра? – обратился инок к удивленной женщине. Увидеть в то богоборческое время человека в монашеском облачении было крайне удивительно и селянка, растерявшись, смотрела на старца, не в силах вымолвить ни слова. Женщина молча протянула незнакомцу ведро, из которого тот сделал несколько глотков. – Спаси тебя Господь, – поблагодарил инок крестьянку, и, добавил, – знаю я о твоей беде. Когда придешь домой, искупай сына водой из ведра, из которого я пил, и выздоровеет он. И долго еще проживет во славу Божию. Сказав это, таинственный старец повернулся, дошел до орехового куста, растущего неподалеку от источника, и скрылся. Крестьянка, вспомнив, что она не поблагодарила старца и не спросила его имени, попыталась догнать уходящего инока. Удивленная женщина подбежала к кусту, но никого на расстоянии нескольких сотен метров видно не было. И поняла тогда, отчаявшаяся мать, что по молитвам ее Господь послал ей небесного утешителя для исцеления любимого чада. Придя домой, женщина искупала сына по совету незнакомца, в воде из указанного ведра и ребенок с того дня стал выздоравливать и вскоре окончательно исцелился. Слухи о чудесах быстро разлетелись по всей округе и к роднику стали стекаться паломники, чтобы набрать целебной воды, освященной присутствием Святого Духа. К чести местных партийных руководителей, они не только ни стали запрещать паломничества, но даже стали проводить на берегах родника выездные мероприятия. А сын той женщины и поныне жив. Автор: Анатолий Бирюков.
что касается Беленковых, то они, скорее всего, пришли в Усожский стан с юга теперешней Брянской области – немало Беленковых проживало, например, в середине XX в. в Севском и Трубчевском районах.
[/q]
Возможно, пока предположение, что первые Левонидовы появились на севере Курского уезда( Обмецкий, Усожский стан) из Брянского уезда. Просмотрела массу алфавитных указателей РГАДА на сохранившиеся документы Разрядного приказа. Фамилия Левонидовы- редкая. Помимо старых документов Курска Левонидовы пока что найдены в Брянске. Брянск основан ранее возобновленного как крепость Курска.( г. Б рянск- 1500 год, г. Курск, возведена новая крепость-1596 год) Но из-за отсутствия документов конца 15-го, начала 16-го века не удается проследить возможную связь Курских и Брянских Левонидовых.
Если коренное население старалось давать своим потомкам традиционно русские имена, то переселенцев можно было угадать по «алитирацизированному» подходу в выборе имени. Так Аникей Сафронов всех детей назвал именами с наличием неславянской буквой «ф»: Фентис, Федор, Агафон. Его брат Афанасия сына назвал Парфеном. У Ерофея Головина дети носили имена Стефан, Фрол и Фаддей. А Игнат Иванович Мезенцев сыновьям выбрал имена с палатизированными окончаниями Тимофей, Ерофей, Аникей и Василий («Василей»).
[/q]
[q]
С незапамятных времен наши предки стояли на страже границ московского государства. Кто только не наведывался в «гости» на курские земли. Половцы и кыпчаки, скифы и гунны, меоты и савроматы, хазары и сарматы, татаро – монголы и польско-литовские захватчики. 24 февраля 1627 года крымцы во время очередного похода через фатежские земли (конница степняковдислоцировалась на обширной Холчевскойстепи) разорили церковь Покрова «на Бильдиной поляне». По сообщению главного хранителя Курского археологического музея А.В. Зорина в 1645 году века курские служилые люди под командованием воеводы князя С.Р. Пожарского «бились с ногайцами у деревень Сныхиной, Костиной, Жеребцовой», в непосредственной близости от Бакаева тракта, идущего из Рыльска в Севск через Кромское, Колычево, Солдатское и Игино.
[/q]
Комментарий модератора: https://author.today/reader/335224/3070524 Становление фатежского края в начале XVIII века Фатежские земли включили в состав Курского уезда с разделением на Обмяцкий, Курицкий и Усожский станы по рельефно-ландшафтному принципу. Курицкий стан включал в себя земли, расположенные по берегам рек Курица с притоками, в Усожский стан входили территории приусожья и сел, расположенных в бассейне отходящих от реки рукавов, селения нынешней поныровско-золотухинской зоны составляли Обмяцкий стан. В начале XVIII века территории поусожья была интенсивно заселена преимущественно представителями коренного населения – потомками северских племен и выходцами из малороссийских окраинных земель – черкасами
ГАКО Ф. 184, ОП.2. Д.14 Переписная книга помещичьих крестьян и людей разного сословия Подгородного, Курицкого, Тускорского, Обмяцкого и Усожского станов Курского уезда 1710 г(1678)
Д.15 Переписная книга помещичьих крестьян и однодворцев Усожского стана Курского уезда 1710 г
Дело №15 Список селений
Усожский стан сн. 26 д. Фотеж сн. 33 д. Хотемля сн. 69 д. Анненкова сн. 80 с. Архангельское что на Гниловоде сн. 119 с. Желень сн. 174 с. Игино сн. 198 с. Гаево сн. 227 с. Сучок сн. 237 с. Рышково сн. 267 с. Погорельцово сн. 295 с. Покровское на Вышней Жилаевке сн. 311 с. Радубеж сн. 327 с. Линец сн. 334 с. Шетохино сн. 351 с. Алшанец сн. 362 с. Шахово сн. 393 с. Средние Холчи сн. 410 с. Жедеево
Фатежский уезд Курской губернии, избранный мною объектом исследования, лежит, как известно, в северной части губернии, прилегая к уездам Кромскому и Малоархангельскому Орловской губернии, и гранича на востоке с уездом Щигровским, на юге – с Курским и немножко со Льговским, и на западе – с Дмитриевским. По северной границе течет река Свапа, а в средине уезда – Усожа и несколько малых речек и ручьев, на юге начинается река Курица, а на востоке – Снова и Неполка. Местность ровная, в старые годы лесистая; почва уезда больше суглинок, чем чистый чернозем, но суглинок местами весьма плодородный. Заселение этих благодатных месть происходило, как во всем Посемье, с севера служилыми московскими людьми, детьми боярскими первых статей и городовыми дворянами. Здесь мы не встретим остатков черкас, как встречаем их в Засемье Курской губернии. Говор населения великороссийский, хотя с мягким произношением буквы г и с заменой разнообразных глагольных окончания буквой я1. Заселение Фатежского уезда началось при Борисе Годунове; по крайней мере, восточная часть уезда в составе наикрупнейших селений Поныров, Смородины, Ольховатки, Березовца и проч, принадлежала Коренскому монастырю, первое пожалование земель которому последовало еще при Федоре Ивановиче. В этом угле уезда на значительном пространстве в то время происходило принудительное заселение стараниями монастыря. С этого же времени началось общее замирение края: передовые аванпосты московских служилых людей продвинулись за р. Семь к Донцу и Осколу, а в Фатежском уезде сделалось уже настолько покойно, что служилые люди, испомещенные здесь землей,начали ее обрабатывать, заканчивая тем медленное завоевание «диких поль».
ВЫЯСНИЛСЯ ИНТЕРЕСНЫЙ факт-Чачина- это одно из названий Солдатского, а рядом деревня Портина. Соответственно- Яков и Степан Леонидовы- родственники. Это косвенные признаки, указывающие на их родство и принадлежность к одному древу.