Скавронская, графиня Мария Николаевна (урожденная Строганова) — дочь барона Николая Григорьевича Строганова и Прасковьи Ивановны, урожденной Бутурлиной.
1732 г., † 1805 г.
15 января 1754 г., на 23-м году жизни, М. Н. вышла замуж за графа Мартына Карловича С. До замужества жила в Петербурге, в доме своего дяди, Сергея Григорьевича Строганова. Брак состоялся по особому желанию императрицы Елизаветы Петровны, которая лично присутствовала и на обручении и на свадьбе. Постоянно осыпая милостями Мартына Карловича, Елизавета Петровна не забывала и его молодой жены: в 1756 г. М. Н. получила звание статс-дамы. Вскоре по вступлении в брак у М. Н. родилась дочь Елизавета, а затем сыновья Петр и Павел. В семейной жизни М. Н., насколько об этом можно судить по завещанию ее мужа, была счастлива. "Всем моим движимым и недвижимым имением, писал Мартын Карлович в своем завещании, владеть и распоряжаться жене моей так, как бы я сам то делать мог, а сыну моему быть навсегда у ней в должном послушании и не вольно ему до 30 лет возраста своего из недвижимого моего имения ничего продать и заложить без воли матери своей". Содержание завещания удивило современников. Явилось даже подозрение в его подложности. М. Н. подверглась деликатному допросу и, крайне раздраженная, наконец, заявила, что "если хоть малейшее в руке или в воле мужа есть сомнение, то она ничего не желает и подвергает себя во всем высочайшей ее императорского величества милости". Овдовев в 1776 г., М. Н. с сыном Павлом почти навсегда покинула Россию. (Дочь ее Елизавета и сын Петр умерли в детстве). До самой смерти Павла Мартыновича (1793 г.) М. Н. пробыла с ним в Италии, которую она так же страстно любила, как и сын ее. В Петербурге, однако, не забыли М. Н., и в день коронации императора Павла ей пожалован был орден св. Екатерины 1-го класса. Умерла М. Н. в 1805 г. и погребена в Александро-Невской Лавре.
https://ru.wikisource.org/wiki...0%BD%D0%B0
Графиня М.Н. Скавронская, урождённая бар. Строганова. (1732 – 1804).
Репродукция из издания вел. кн. Николая Михайловича «Русские портреты XVIII и XIX столетий». СПб., 1905 – 1909.
После смерти Марии Николаевны
Кутафино, , перешло к ее невестке
Екатерине Васильевне Скавронской (урожденной Энгельгардт), племяннице Г.А. Потемкина. Она родилась в 1761 г., 15-ти лет привезена была в Петербург к дяде, кн. Г. А. Потемкину, и в том же 1776 г. назначена фрейлиной императрицы Екатерины II. Без образования, не выделяясь и умственными способностями, она всех пленяла красотой, несмотря на свой крайне флегматический характер. Поэт Державин называл ее "магнитом очей", "зарей без туч" и воспевал под именем "Пирры"; родной дядя, кн. Потемкин до конца дней своих питал к ней неизменное расположение. Отличала Екатерину Васильевну и императрица, взявшая ее в 1780 г. с собою в путешествие по Белоруссии. Вернувшись из этой поездки, в 1781 г. Екатерина Васильевна, с согласия дяди, вышла замуж за графа Скавронского, но когда последний в 1784 г. назначен был министром в Неаполь, Потемкин не пожелал расстаться со своим "ангелом во плоти", как называл он племянницу, и молодая графиня осталась в Петербурге. 17 августа 1786 г., находясь в гостях у дяди, она шутя приколола себе портрет Екатерины, сказав: "Катя, пойди благодарить императрицу — ты статс-дама"! Потемкин настоял на том, чтобы она действительно отправилась во дворец, и написал обо всем императрице, прося утвердить племянницу в звании статс-дамы. Екатерина исполнила просьбу своего фаворита. Вскоре затем кн. Потемкин уехал на юг России, а Екатерина Васильевна отправилась к мужу в Италию и здесь в 1793 г. овдовела. Спустя пять лет, она вторично вышла замуж за графа Ю. П. Литту. Император Павел, еще в год своего вступления на престол, назначил ее кавалерственной дамой, в 1798 г. пожаловал ей орден Иоанна Иерусалимского, а в царствование императора Александра І гр. Литта удостоена была ордена св. Екатерины І степени (в 1809 г.) и возведена в звание гофмейстерины Высочайшего Двора (1 января 1824 г.). Скончалась графиня Литта 7 февраля 1829 г.
https://dic.academic.ru/dic.ns...1%82%D0%B0А от Екатерины Васильевны Кутафино перешло к его дочери
Екатерине Павловне, вышедший замуж за Петра Ивановича Багратиона.
Ее называли «блуждающей княгиней», «обнаженным ангелом», женщиной-загадкой. Каждый аристократ мечтал быть приглашенным в ее салон. Речь идет о блистательной Екатерине Павловне Багратион (Скавронской). По прихоти Павла I ее выдали замуж за генерала Петра Багратиона, но княгиня не могла смириться с участью быть покорной женой некрасивого мужа. Она укатила в Европу покорять сердца самых влиятельных мужчин того времени, а также выведывать тайны и секреты для пользы Отечества.
Брак 18-летней красавицы Екатерины Скавронской и 35-летнего генерала Петра Багратиона был полной неожиданностью для обоих. Это произошло по прихоти Павла I, любившего устраивать судьбы придворных. Браком с юной красавицей император решил отблагодарить любимого генерала за службу.
Все произошло очень быстро. Венчание состоялось 2 сентября 1800 года в церкви Гатчинского дворца. Генерал Ланжерон писал об этом союзе так: «Багратион женился на маленькой племяннице кн. Потёмкина… Эта богатая и блестящая пара не подходила к нему. Багратион был только солдатом, имел такой же тон, манеры и был ужасно уродлив. Его жена была настолько бела, насколько он был чёрен; она была красива как ангел, блистала умом, самая живая из красавиц Петербурга, она недолго удовлетворялась таким мужем…»
Счастливой семейной жизни у генерала, как о том мечтал император, не получилось. Пока Петр Багратион добывал себе славу в сражениях, Екатерина Павловна отправилась в Европу, чем заслужила себе прозвище «блуждающей княгини». Современники язвили, что она «создала себе второе отечество в собственной карете».
Природа щедро одарила красотой княгиню Багратион. Это была миниатюрная женщина с белоснежной кожей и большими голубыми глазами. Гете писал о ней: «При всей красоте и привлекательности она не могла не собрать вокруг себя замечательного общества. Чудный цвет лица, алебастровая кожа, золотистые волосы, таинственное выражение глаз…» И в 30 лет княгиня выглядела как 15-летняя девушка.
О нарядах Екатерины Багратион ходила молва по всей Европе. Она обожала носить платья из полупрозрачного индийского муслина. За это поклонники называли княгиню Le bel ange nu («Обнаженный ангел»). Петр Багратион не единожды звал супругу обратно в Россию, но возвращение к некрасивому и нелюбимому мужу в ее планы не входило. Пока князь одерживал победы над неприятелем, княгиня наслаждалась победами на любовном фронте.
Несмотря на то, что Екатерина Багратион жила в Европе, она была искренней патриоткой. В Вене она устроила салон, куда стекались все сливки общества, не одобрявшие политику Наполеона. Хозяйка хвасталась, что знала больше секретов, чем все вместе взятые политики. Под влиянием княгини австрийское посольство объявило бойкот Наполеону.
К тому же Екатерина Багратион имела любовную связь с австрийским канцлером Клеменсом фон Меттернихом. Она даже родила от него дочь, назвав ее Клементиной. Спустя годы княгиня ухмылялась, рассказывая, что именно она уговорила любовника дать согласие на вступление Австрии в коалицию против Наполеона.
Появление дочери никак не отразилось на верности Екатерины Меттерниху. Сплетничали, что княгиня Багратион принимала ухаживания саксонского дипломата Фридриха фон Шуленберга, принца Вюртембергского и других важных персон. Екатерина Павловна использовала все свое обольщение, узнавая государственные секреты.
В 1812 году умер Петр Багратион. Он получил ранение в ногу в Бородинском сражении. К несчастью, у него началась гангрена, и через 16 дней генерала не стало.
Официально шпионить в пользу Российской империи Екатерину Багратион не заставляли, но в 1814 году на балу, устроенном по случаю Венского конгресса, император Александр I благодарил княгиню (которая была и его любовницей тоже) за ценную информацию, которой она делилась в ходе французских войн.
Один из современников писал: «Тайным агентом России называли, например, красавицу княгиню Екатерину Багратион - умную и ловкую интриганку, женщину в высшей степени легкомысленную. Во время Венского конгресса император Александр бывал у нее по вечерам и во время этих посещений, затягивавшихся до позднего часа, выслушивал интересовавшие его сообщения».
Когда Екатерина Багратион переехала жить из Вены в Париж, за ней установили круглосуточную слежку, вся прислуга была подкуплена. Местная полиция пребывала в полной уверенности, что княгиня продолжает свою шпионскую деятельность. В полицию приходили отчеты примерно такого содержания: «Эта дама очень известна в высшем обществе, благодаря политическому влиянию и кокетству. В понедельник вечером, довольно поздно, ушли от нее два поляка, и один из них, граф Станислав Потоцкий, вернулся обратно. Подобные проделки случаются часто. Героями их становятся то один, то другой кавалер. Княгиня очень переменчива».
А между тем, парижская богема продолжала восхищаться блистательной княгиней. Аристократы почитали за честь быть принятыми в ее салоне. Оноре де Бальзак открыто заявлял, что княгиня Багратион стала прототипом для одной из героинь в его романе «Шагреневая кожа». Он описывал ее так: «У нее около восьмидесяти тысяч ливров дохода, она никого не любит, а может быть, ее никто не любит! Своего рода женщина-загадка, полурусская парижанка, полупарижская россиянка! Женщина, у которой выходят в свет все романтические произведения, не появляющиеся в печати, самая красивая женщина в Париже, самая обольстительная».
В 1830 году княгиня снова вышла замуж. Ее избранником стал английский генерал и дипломат Карадок. Екатерина Багратион не стала брать фамилию мужа, который к тому же был на 16 лет ее младше. Спустя некоторое время они развелись. В 1857 году Екатерины Павловны не стало. Она умерла в 75 лет.
Источник:
https://kulturologia.ru/blogs/070417/34084/