Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Genotek ADs
Вниз ⇊

Эвакуация в Горьковскую область


    Вперед →Страницы: 1 *
Модератор: TatianaLGNN
TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25388
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7675
ЭВАКУИРОВАННОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (1941-1945 ГГ.)

С первых месяцев Великой Отечественной войны начался процесс эвакуации населения и предприятий из прифронтовой полосы в районы, удаленные от линии боевых действий. В условиях военной обстановки, сложившейся в 1941-1942 годах, пришлось производить эвакуацию дважды: летом и осенью 1941 года, когда эвакуация была наиболее массовой, а затем летом и осенью 1942 года, когда она носила частичный характер.

Одним из центров эвакуации промышленности и населения становятся республики и области Поволжья. Регион долгое время являлся ближайшим тылом действующей армии, был удобен в географическом отноше-нии для размещения беженцев, а такие города, как Куйбышев, Казань, Горький, Сталинград, служили круп-ными транзитными центрами в системе перемещения промышленных объектов и населения из прифронтовых

История 77

районов на восток. Эти факторы и обусловили превращение Горьковской области в одну из крупнейших эва-куационных баз всего поволжского региона.

Характерная черта современной отечественной историографии – выделять изучение условий жизни эва-куированного населения в важную, отдельную задачу [8]. В условиях войны все жители тыла испытывали трудности материально-бытового характера, но анализ документов позволяет рассматривать эвакуированных как особую социальную группу людей, объединенных отсутствием жилья и имущества по прибытии

в эвакуацию, общими источниками снабжения, особым социальным статусом, определявшим отношения
с властными структурами и с местным населением [6].
Актуальность выбранной темы заключается в том, что исследование эвакуации населения и деятельно-сти местных органов власти позволит более глубоко изучить либо кардинально пересмотреть проблемы со-циальной адаптации этой группы населения, а также всей социальной политики советского государства, про-водимой в годы Великой Отечественной войны.

Целью данной статьи является исследование на базе малоизвестных ранее документов процесса приема и размещения эвакуированного гражданского населения в Горьковскую область, а также анализ проблем со-циальной адаптации беженцев и способов их решения. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на материалах архивов Горьковской области комплексно рассмотрены в качестве самостоятель-ной проблемы процессы перемещения эвакуированных граждан в период 1941-1945 гг. Установлены числен-ность и социальный состав эвакуированного населения, показаны динамика эвакуации и целостная картина материально-бытовых условий проживания беженцев в волжском тылу.

Республики, края и области, принимавшие эвакуированных, были разбиты на две группы (по очередности вовлечения в процесс). Одной из первых эвакуированное население принимала Горьковская область.

Прибытие эшелонов с эвакуированными гражданами началось с 28 июня 1941 года. Для руководства приемом и обслуживания эвакуированных в начале июля решением бюро обкома ВКП(б) была создана об-ластная комиссия: председатель комиссии т. Третьяков (председатель исполкома областного Совета депута-тов трудящихся), заместитель – т. Гурьев (секретарь обкома ВКП(б) по пропаганде) [2, д. 2073, л. 236]. Во всех районах, куда направлялись эвакуированные, и во всех пунктах, через которые они распределялись для дальнейшего следования, также создавались комиссии по работе с эвакуированными.
Согласно решению СНК СССР от 5.07.1941 г. «О порядке эвакуации населения в военное время», для приё-ма и обслуживания беженцев в городах Горький и Арзамас развёрнуты эвакуационные пункты 1 и 2 классов.
С 28 июня по 25 июля 1941 года только через созданный эвакопункт на ст. Горький прошло 100 000 че-ловек, из которых 20000 человек были размещены в городах и селах области. Помимо этого, районами обла-сти было принято дополнительно 60000 беженцев и кроме того – около 30000 детей, эвакуированных из Москвы и других городов. Таким образом, к 25 июля в городах и районах Горьковской области было раз-мещено 110 000 взрослых и детей [Там же].
Согласно приказу № 38 по Переселенческому отделу при исполкоме областного совета депутатов трудя-щихся от 30.06.1941 г., устанавливались следующие города и районы вселения эвакуированных: города Му-ром, Балахна, Горбатов и районы: Павловский, Арзамасский, Лукояновский, Семеновский, Ветлужский, Бор-ский, Муромский, Балахнинский.

По мере ухудшения ситуации на фронте и продвижения немецко-фашистских войск вглубь террито-рии СССР поток беженцев постоянно увеличивался. Уже к 7 сентября 1941 года в Горьковскую область прибыло 135 875 человек, к 1 мая 1942 года – 143 831 человек, а на 1 декабря 1942 года насчитывалось 185 885 беженцев [Там же, д. 2411, л. 19].

География эвакуированного населения, прибывающего в область, была исключительно широка: Москов-ская, Ленинградская, Минская, Смоленская, Витебская, Тульская, Орловская, Рязанская, Мурманская, Харь-ковская, Курская, Архангельская области; Украинская, Литовская, Латвийская, Эстонская, Карело-Финская республики. Самый значительный удельный вес в потоке беженцев занимали большие по территории и чис-ленности союзные республики – РСФСР, Украинская и Белорусская ССР.

Помимо этого, область стала крупным транзитным пунктом в следовании эшелонов с беженцами на восток. Поток эвакуированных был огромен. Об его интенсивности говорят следующие цифры. Только за период

с июня по июль 1941 года через территорию Горьковской области, по Казанской и Горьковской железным до-рогам, ежедневно проходило 18-20 составов с численностью 23-25 тыс. человек, а через пристани Московско-Окского и Верхне-Волжского пароходств ежедневно проходило 10-15 тыс. беженцев. С 13.07 по 21.07.1941 г. через станцию Муром прошло 102 поезда с количеством населения 185 тыс. человек, что в целом сопоставимо
с общим количеством размещенных в области беженцев. Обеспечены бесплатным питанием 52 поезда с коли-чеством населения 70 тыс. человек. На организацию бесплатного питания власти области выделили поряд-ка 2,5 млн рублей [Там же, д. 2073, л. 239-241].

Регион стал крупным центром Поволжья по размещению эвакуированных детских учреждений. За пери-од Великой Отечественной войны область приняла 86 детских домов и интернатов, прибывших в том чис-ле из: Москвы – 35, Ленинградской области – 43, Карело-Финской ССР – 1, Латвийской ССР – 2, Белорус-ской ССР – 2, Мурманска – 2 и других городов – 1, с общей численностью 8633 ребенка [3, д. 2883, л. 128]. Помимо воспитанников детских учреждений к 1 ноября 1942 г. в области было размещено 81351 детей
в возрасте до 14 лет, из них неорганизованных (прибывших самостоятельно вместе с родителями) – 72960 че-ловек [4, д. 60, л. 111]. Находились здесь и дети из блокадного Ленинграда – 7007 чел. [7, с. 56].

78 Манускрипт. 2019. Том 12. Выпуск 6


Детские дома и интернаты эвакуировались в Горьковскую область в два этапа: первыми прибывали дет-ские учреждения из Москвы, Белорусской ССР, Латвийской и Литовской ССР в июле-октябре 1941 г. Второй поток детских учреждений пришелся на июль-август 1942 г., когда в области были размещены дети из Ле-нинграда и Ленинградской области. В большинстве случаев они размещались в школьных зданиях и домах отдыха. История пребывания детских учреждений достойна стать отдельной темой исследования.
Таким образом, фактически половину эвакуированного гражданского населения составляли дети – наибо-лее уязвимая группа беженцев с позиции их социальной защиты и адаптации на новом месте жительства.
При размещении беженцев по городам и районам области в первую очередь учитывались экономическая состоятельность района и обеспеченность жилой площадью. В среднем на район области приходилось от 1500 до 3000-4000 человек, хотя были и исключения. Так, в Кзыл-Октябрьском районе было размещено 12202 человека в связи с тем, что большинство местного населения составляли татары, всех эвакуированных татар разместили главным образом там. В городах старались разместить рабочих эвакуированных промыш-ленных предприятий и служащих различных ведомств и учреждений. В г. Горьком находилось 37000 бе-женцев, 7 крупных и 19 мелких предприятий, с количеством рабочих – 7175 человек. Всего же по городам Горьковской области было размещено около 60 тыс. человек, вместе с предприятиями – 9575; в сельской местности – 113 211 [4, д. 59, л. 2].

Эта политика размещения эвакуированных вела к тому, что значительная их часть – женщины с детьми, престарелые – располагались в деревне, что в итоге негативно отразилось на их материально-бытовом поло-жении и сделало условия их жизни крайне тяжелыми, по сравнению городским населением. Удаленность от городов и районных центров не позволяла органам власти оперативно реагировать на возникавшие труд-ности у этой группы населения.
Архивные документы предоставляют нам возможность выявить комплекс материально бытовых проблем, возникавших у беженцев, а также и способы их разрешения. Эвакуированные граждане нуждались в жилье, медицинском обслуживании, трудоустройстве или продолжении учёбы, обеспечении продуктами и промыш-ленными товарами.

Первоочередной задачей для местных органов власти стал вопрос размещения людских потоков и предо-ставление им жилой площади. В первую очередь решались проблемы тех, кто эвакуировался вместе с пред-приятиями. Каждый эшелон, прибывающий к месту назначения, встречался представителями местной совет-ской и партийной власти, которые организовывали разгрузку эшелонов и размещение эвакуированных.

В городах и районах было проведено выявление свободной жилой площади. Документы свидетельствуют, что основным способом размещения беженцев стало уплотнение, т.е. вселение эвакуированных граждан в го-сударственный и частный жилой фонд. При этом нормы жилья сокращались до санитарного минимума 3-4 кв. м на человека, что грозило возможностью эпидемических заболеваний. В упомянутом выше Кзыл-Октябрьском районе имелись случаи, когда на 3-4 семьи (12-15 человек) приходилось 15-20 кв. метров жилья. Условия про-живания в такой обстановке были крайне тяжелыми. В качестве выхода из этой ситуации нередко местные власти практиковали повторное переселение беженцев в другие районы и населенные пункты. В февра-ле 1942 года, по решению исполкома Горьковского облсовета, в целях ликвидации скученности и предупре-ждения эпидемических заболеваний происходит переселение эвакуированных граждан из городов Горького

и Мурома по районам области. Решение крайне сомнительное, учитывая то обстоятельство, что вновь пересе-ляемых беженцев необходимо также повторно и трудоустраивать. Не факт, что это было выполнимо, хотя по-становление обязывало расквартировывать переселенцев, исходя из учета требуемой рабочей силы.

Под жилье приспосабливались здания культурно-просветительских учреждений и различные нежилые помещения (амбары, подвалы, землянки). В сельских районах эвакуированное население в большинстве проживало совместно с хозяевами. Кроме этого, одним из способов решения жилищной проблемы для ра-ботников эвакуированных предприятий стало индивидуальное строительство. Принимаемые меры позволи-ли к 1943 г. снизить остроту с обеспечением жильём. Также этому способствовали начавшаяся реэвакуация населения из Горьковской области и более эффективное использование выделяемых средств и строительных материалов. Начинают возводиться капитальные дома с необходимыми коммунальными удобствами, а мно-гие семьи размещались в отдельных квартирах. Так, за 1943 г. эвакуированным было предоставлено 8878 от-дельных квартир, отремонтировано 1994 на сумму 456 994 руб.

Не менее важной стала задача трудоустройства эвакуированных. Ее решение позволило значительно улучшить материально-бытовое положение беженцев. Работа по трудоустройству начиналась с момента прибытия эшелонов с эвакуированными гражданами.

В июле 1941 г. было принято специальное решение «О работе с эвакуированными». Перед секретарями городских и районных комитетов партии и председателями городских и районных Советов депутатов стави-лась задача в недельный срок предоставить всем трудоспособным эвакуированным работу на предприятиях, организациях, учреждениях и колхозах области [1, с. 62]. Очевидно, за столь короткий срок это выполнить было невозможно, но это доказывает, что вопросы трудоустройства всегда находились на контроле у органов областной партийной и советской власти.
Обратимся к архивным материалам. В ноябре 1942 г. из общего количества эвакуированных (178 859) трудоспособными являлись 75717 человек, из которых устроено на работу – 51512 чел. Основная масса эва-куированных работала в колхозах и совхозах – 23948 чел., на предприятиях – 18941 чел., в учреждениях –

8263 чел. [2, д. 2883, л. 133].

История 79

По материалам обследования и статистическим данным из районов области можно отметить, что большин-ство эвакуированных были трудоустроены. Например, в Борском, Бутурлинском, Кологривском, Спасском, Сергачском, Фоминском, Тонкинском, Арзамасском, Богородском районах все беженцы получили работу.

Однако в отдельных местах ситуация была совершенно иной: в Воротынском районе из 1480 трудоспо-собных не работало 520 чел., в Лукояновском районе из 1300 чел. – 360 чел., в Заветлужском районе из 687 чел. – 207 чел. [4, д. 59, л. 3].

Быстрее всего решалась проблема трудоустройства беженцев, прибывших в регион вместе с эвакуиро-ванными предприятиями и учреждениями. Их трудовая деятельность начиналась по мере развёртывания производственных мощностей на новом месте. Гораздо сложнее обстояло дело с устройством на работу лиц, прибывших в индивидуальном порядке, пенсионеров, инвалидов, домохозяек и граждан, не имевших специальностей.
На основе анализа данных, содержащихся в материалах Отделов по хозяйственному устройству Горь-ковской области, основными причинами большого количества безработных среди эвакуированного населе-ния в ряде районов можно назвать:

– нехватку тёплой одежды и обуви;
– отсутствие работы по специальности (учителя, артисты, работники связи, канцелярские работники
и работники торговой сети);
– дефицит мест в дошкольных детских учреждениях;
– нежелание части беженцев устраиваться на работу;
– халатное отношение местного руководства.
Местные советские и партийные органы власти и организации стремились в меру своих сил и возможно-стей преодолеть эти трудности. Этому способствовала и начавшаяся реэвакуация, которая привела к резко-му сокращению числа беженцев. К 1 апреля 1944 г. из 112 402 эвакуированных трудоспособных насчитыва-лось 52910 чел., из которых работало 48203 чел. Таким образом, по сравнению с 1942 годом количество без-работных эвакуированных сократилось практически в 6 раз и составило 4607 чел.
Неимоверную остроту в условиях войны приобрела проблема обеспечения беженцев продовольствием, одеждой и промышленными товарами. Снабжение эвакуированных граждан продовольствием, одеждой, предметами личной гигиены начиналось сразу по прибытии на эвакуационный пункт. В первую очередь всем необходимым обеспечивались те лица, которые были не в состоянии обеспечить себя самостоятельно. По их заявлениям сотрудники эвакуационных пунктов выдавали им продовольственные пайки, тёплую одежду, обувь, оказывали денежную помощь. После размещения в городах и районах области бесплатное снабжение прекращалось.

Источники и ресурсы продовольствия и предметов широкого пользования можно разделить на централи-зованные и децентрализованные, местные и привозные. За 4 квартал 1941 г. в районы Горьковской области для эвакуированных в централизованном порядке было выделено: сахар – 19 тонн, кондитерских изделий – 13 тонн, рыбы – 35 тонн, растительного масла – 8 тонн. За тот же период было выделено и реализовано ва-ляной обуви на сумму 257 тыс. рублей, швейных изделий на 1500 тыс. рублей, кожаной обуви – на 700 тыс. рублей, хлопчатобумажной ткани на – 1500 тыс. рублей. Но выделяемых фондов не хватало. Потеря с нача-лом войны районов с лёгкой промышленностью, переориентация оставшихся производств на выпуск воен-ной продукции привели к сокращению выпуска товарной продукции. Если в 1 квартале 1942 года по плану

в районы области должны были выделить: сахар – 82 тонны, рыба – 15 тонн, чай – 1 тонна, мясо – 4 тонны, масло животное – 5 тонн, то по факту районы получили на порядок меньше: сахар – 73 тонны, рыба – 8 тонн,

чай – 500 кг, мясо – 1 200 кг [5, д. 59, л. 5].
Аналогичная картина наблюдалась и в дальнейшем. Доведение товаров до потребителя лучше было по-ставлено в городах и хуже – в сельской местности. В ряде районов эвакуированные получали только хлеб, остальные же продовольственные товары получали с большими перебоями. Были факты расхищения продо-вольственных фондов, предназначенных для нужд эвакуированных. Таким образом, очевидно, что государ-ственное централизованное обеспечение продовольствием и промышленными товарами было явно недоста-точным. Это заставляло органы власти изыскивать другие источники и способы снабжения беженцев.
Помимо получения продовольственных товаров по карточной системе, эвакуированное население при-обретало промышленные товары и продовольствие на рынках. Но этот способ не следует преувеличивать. Для большинства эвакуированных граждан цены на рынках были недоступны. Только крайняя нужда за-ставляла часть беженцев приобретать товары на рынке.

Одним из основных путей решения продовольственной проблемы стало развитие подсобных хозяйств эвакуированных предприятий, учреждений, а также коллективных и индивидуальных огородов. Подсобным хозяйствам передавались во временное пользование неиспользованные земли колхозов и совхозов. Местные власти заставляли колхозы выделять семенной материал, обязывали содействовать вспашке земельных участков. Документы свидетельствуют, что все желающие были обеспечены земельными участками, размер которых составлял от 3 до 15 соток на семью. Например, в Фоминском районе Горьковской области все эва-куированные семьи, захотевшие взять участок, а это без малого 335 семей, ее получили. В общей сложности им было выделено 32 гектара земли. Хуже обстояло дело с предоставлением посевного материала. В том же районе из 284 семей только 218 были обеспечены картофелем для его посева [4, д. 68, л. 41]. Схожая карти-на наблюдалась и других районах.

80 Манускрипт. 2019. Том 12. Выпуск 6


Естественным источником покрытия дефицита товаров ширпотреба должно было стать их производство на предприятиях местной промышленности из местного сырья. Решение № 49 Исполкома Горьковского Об-ластного совета депутатов трудящихся от 19.01.1942 г. обязывало руководство местной промкооперации из-готовить и сдать в течение 1 квартала 1942 г. для продажи эвакуированному населению свыше 12 тыс. пар ва-ленок и 5500 стеганых одеял [3, д. 2, л. 24].
Другим способом обеспечения эвакуированных одеждой и обувью стал сбор вещей среди местного населе-ния. Многие местные жители сами помогали приезжим, делились последним, не дожидаясь указаний сверху.

Помимо миллионных затрат на эвакуацию населения, выделения продуктовых и промтоварных фондов, правительство ежегодно отпускало бюджетные средства на оказание единовременной помощи нуждающим-ся эвакуированным. В феврале 1942 г. решением № 140 Исполкома Горьковского Областного совета депута-тов трудящихся на эти цели было выделено 55 тыс. руб.
Подводя итог анализа проблемы приема и размещения эвакуированного населения в Горьковской области

в 1941-1945 годах, необходимо отметить следующее:

1. Горьковская область стала одним из крупнейших регионов Поволжья по приему и размещению эва-куированного населения и производственных мощностей.
2. Для руководства эвакуацией населения в Горьковской области были созданы специализированные органы власти: областная комиссия по приёму и обслуживанию эвакуированного населения (июль-ноябрь 1941 года); областной отдел эвакуации (июль 1941 года – март 1942 года); отдел по хозяйственному устройству эвакуи-рованного населения (март 1942 года – август 1945 года); переселенческий отдел (1945-1948 гг.). Главным принципом, которым они руководствовались при размещении эвакуированного населения, являлся принцип государственной необходимости.
3. Государственное продовольственное обеспечение эвакуированных граждан было недостаточным. По-требности беженцев в продуктах питания и промышленных товарах удовлетворялись в регионе за счёт де-централизованных заготовок, подсобных хозяйств, индивидуальных и коллективных огородов. Эти источ-ники обеспечили минимальный уровень питания, позволявший трудиться работникам эвакуированных предприятий и поддерживать женщин, детей, инвалидов и пожилых.
4. Главным способом улучшить материальное положение эвакуированного населения в Горьковской области стало его трудоустройство. Наибольшее количество эвакуированных работало на заводах, фабриках и промысловых артелях. Также они устраивались на работу на транспорт и строительство, направлялись

в сельское хозяйство, в колхозы и совхозы. При обеспечении приезжих жильем использовался не только имевшийся в наличии жилой фонд, но и помещения, изначально предназначенные для других целей: культурно-просветительские учреждения и различные нежилые помещения.
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25388
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7675
Список источников

1. Гордин А. А., Серебрянская Г. В., Сакович Н. В. Горьковская область в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 2015. № 5. С. 61-72.

2. Государственное казенное учреждение «Государственный общественно-политический архив Нижегородской области» (ГКУ «ГОПАНО»). Ф. 3. Оп. 1.
3. Государственное казенное учреждение «Центральный архив Нижегородской области» (ГКУ «ЦАНО»). Ф. Р-5341. Оп. 1.

4. ГКУ «ЦАНО». Ф. Р-5344. Оп. 1.

5. ГКУ «ЦАНО». Ф. Р-5344. Оп. 2.

6. Потемкина М. Н. Эвакуация в годы Великой Отечественной войны на Урале: люди и судьбы. Магнитогорск: Магни-тогорский государственный университет, 2002. 264 с.

7. Серебрянская Г. В. Из истории Ленинградской эвакуации на Волгу (по рассекреченным материалам Горьковского партархива) // Факты и версии: историко-культурологический альманах: исследования и материалы. СПб.: ИМИСП, 2000. Вып. 1. С. 55-58.

8. Шалак А. В. Условия жизни и быт населения Восточной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Иркутск: Иркутская государственная экономическая академия, 1998. 183 с.
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25388
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7675
Но самое главное, что никто не создавал полного списка по всем эвакуированным в область.
У нас во всех регионах уделяют внимание прежде всего эвакуированным из Ленинграда и Ленинградской области. И это понятно.
Но только в нашу область было эвакуировано 35 детских интернатов, школ и детдомов из Москвы.
На мой взгляд, нужно делать общую базу эвакуированных на подобии ОБД мемориал.
Сравнение сведений по Ленинградцам на сайте Блокадников с данными в наших архивах, понимаешь, что много не соответствии.
Невольно вспоминаешь Агнию Львовну Барто с ее передачей "Ищу тебя"
Сколько бы судеб можно и сейчас еще соединить, если будет создана эта база.
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25388
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7675
Обзор фондов по Балахнинскому архиву.
Правда почему-то написано, что по Ковернино ничего нет. Но в действительности есть


Прикрепленный файл (эвакуированные в балахнинском районе.doc, 68608 байт)
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25388
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7675
Обзвон муниципальных архивов вот что дал
Эвакуированные в районах
№№ Куда отправлено Ответ
1. Ардатовский район Нет ничего Ответ 27.05.2020 Списков эвакуированных в район нет
2. Арзамасский архив Обзвон Есть Мотовиловский ДД можно послать запрос
3. Богородский район 21 мая Запрос 21 мая ответа нет
4. Б Мурашкинский район 21 мая и 26 мая . Списки есть на период 1945-1946 В связи со сроком давности меньше 75 лет оцифровка и ответа по спискам будет в 2021 году Ответ 27 мая. Списки есть на период 1945-1946 В связи со сроком давности меньше 75 лет оцифровка и ответа по спискам будет в 2021 году
5. Бор нет ответа пока
6. Б Болдинский район 26 Нет ничего 27 мая ответ Нет вообще документов
7. Бутурлинский район 24 мая Повтор письма 3.06.2020 Ответ 25 мая о наличии дело. Придется заново делать запрос
8. Вадский Нет ничего
9. Варнавинский есть дела по детским домам
10. Вачский Нет ничего
11. Ветлужский Не дозвонилась
12. Вознесенский Нет ничего
13. Воротынский район Нет ничего
14. Воскресенский Запрос отправлено 3.06.2020
15. Выкса Нет ничего
16. Гагинский Нет ничего
17. Городец 21 мая Нет ничего
18. Дальне Константиновский Запрос есть 2 детских дома отправлен 3.06.2020
19. Дзержинск Только Ленинград запрос отправлен 3.06.2020
20. Дивеевский Дети запрос отправлен 3.06.2020
21. Княгининский Нет ничего
22. Краснобаковский Есть Ленинград запрос отправлен 3.06.2020
23. Краснооктябрьский Запрос. Нашлись списки в Чембилее 3.06.2020Новенькая
24. Кстовский Нет ничего
25. Кулебаки Нет ничего
26. Лукояновсикй Нет ничего
27. Лысковского Нет ничего
28. Навашинский Нет ничего
29. Пильна есть сделан запрос на скан дел
30. Перевозский Нет ничего
31. Починковский Не дозвонилась
32. Павлово Отправлено 25 мая Ответ 25 мая запрос принят в работу пока только о наличии дел
33. Семенов Дела оцифрованы и есть список по Ленинграду
34. Сергачский Нет ничего
35. Сеченовский звонить заново в понедельник
36. Сосновский Нет ничего
37. Спасский Нет ничего
38. Тонкинский Нет ни чего только упоминание в райисполкоме
39. Тоншаевский нет ничего
40. Уренский Нет ничего
41. Чкаловский Есть спи ски детских домов отправлен 3.06.2020
42. ШАРАНГСКИЙ Нет ничего
43. Шатковский Не дозвонилась
44. Шахунья Нет ничего
45.
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

LeraPoryadina
Новичок

Липецк
Сообщений: 8
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 6
Добрый день, моя бабушка Эрджепова Гельшаде 1934 года рождения была эвакуирована в начале войны из г. Ялта в детский дом горьковской области. Подскажите, есть ли возможность найти какой - либо список из детского дома, где она было бы указана? Куда стоит обратиться?
Лайк (2)
    Вперед →Страницы: 1 *
Модератор: TatianaLGNN
Вверх ⇈