Ершичская волость Рославльский уезд Смоленской губернии
Родина предков моей мамы
Sima NМодератор раздела  Москва Сообщений: 370 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 242 | Наверх ##
14 января 2018 13:30 14 января 2018 13:52 Ершичский район Смоленской губернии Ершичский район расположен на юге Смоленской области. В 5 км от д. Петровка, в болотистой местности, находится крайняя южная точка области. Район граничит с Шумячским районом на северо-западе, Рославльским районом на северо-востоке, Брянской областью на юге и востоке и Республикой Беларусь на западе. Район объединяет территорию 1 поселкового и 8-ми сельских Советов. Административным центром района является село Ершичи. В районе выявлено значительное число археологических памятников, главным образом в бассейне р. Ипуть: несколько неолитических стоянок, около 25 курганных групп дпепродвинских племен, около 50 славянских городищ, селищ и курганов. От Рославля до Корсиков когда-то проходил старинный Мглинский тракт. Село Кузьмичи известно с XVII в., когда были собственностью рославльских помещиков Челищевых и Вишняковых. Жители деревни изготавливали продукцию из конопли, производили деготь. Дважды в год в ней устраивались большие ярмарки. В 1748 г. в деревне срубили храм во имя мучеников Сергия и Вакха, а в 1815 г. открыли первое на Смоленщине сельское приходское училище для крестьянских детей. В 1827 г. помещик Вишняков построил в селе новую каменную церковь Вознесения в стиле классицизма, а старая деревянная церковь была перевезена в село Яловец. Церковь стоит в центре села, у дороги, и представляет собою невысокий восьмерик, завершенный фигурной кровлей барочного типа. К ней примыкает небольшая колокольня из двух четвериков, завершенная шпилем. В середине XIX в. Кузьмичи были самым крупным селом Рославльского уезда. В нем проживало свыше 940 человек. В 1861 г. здесь произошли волнения в связи с грабительским освобождением крестьян. По переписи 1859 года в селе было уже 25 дворов, в коих проживало 183 души духовного и крестьянского сословия. В других населённых пунктах по мглинскому тракту проживало: хутор Дебря и Добрянские постоялые дворы - 4 двора, 33 жителя, воржанские постоялые дворы на реке Чёлкне - 5 дворов, 26 жителей, Старая Рудня на Ипути - 15 дворов, 120 жителей, Блинные Кучи с почтовой станцией - 36 дворов, 299 жителей, Ломинка, она же Ломна или Слободка на речке Ломинке - 10 дворов, 83 жителя, хутор Наталингоф, он же Жарыни или Жаричи - 1 двор, 3 жителя, Рухань на речке Руханке - 55 дворов,520 жителей, Корсики, оно же Разрытое - 43 двора, 297 жителей. В 24 км на юг от Ершичей на старом Мглинском тракте лежит с. Корсики - одно из древнейших поселений Смоленщины. После татарского разорения и до середины XIX в. село именовалось Разрытое, а современное свое название получило от фамилии ее владельцев, дворян шляхетского происхождения Римских-Корсаковых. Лежащее на шоссе Рославль - Ершичи, на правом берегу р. Челкны, с. Ворга раньше называлось Гутой, т. е. местом, где варят стекло. Оно известно своим стеклозаводом, благодаря которому Ворга была в 1948-1987 гг. рабочим поселком. Октябрьскую революцию население Ершичской волости встретило сочувственно. После бегства немногочисленных помещиков их земли были разделены, как и церковная земля (36 десятин), между крестьянами. Их наделы выросли. В ряде мест были созданы коммуны, просуществовавшие от нескольких лет до года. Постановлением ВЦИК СССР в июне 1929 года были образованы административные районы Западной области, в том числе и Ершичский ройон. В 30-е годы в районе были организованы 113 колхозов. Были они небольшими, легкоуправляемыми, где все были друг у друга на виду, хозяйства в районе были рентабельными, семьи колхозников в большинстве материально благополучными. Этому способствовали добросовестность и прирождённое крестьянское трудолюбие. Энергично шло в районе и социально-культурное развитие. Расформирован район в 1932 году, его территория передана Рославльскому и Клетнянскому районам. Вновь организован в 1935 году. Накануне Великой Отечественной войны в районе проживало 33780 жителей. 8 августа 1941 г. гитлеровцы вошли в село Ершичи и оккупировали весь район. С первых же месяцев фашистской оккупации на территории района начали действовать несколько партизанских отрядов и групп. Осенью 1943 года в ходе Смоленской наступательной операции войска 10-й армии генерала В. С. Попова с помощью партизан освободили от фашистов территорию района. К зиме 1943 года были восстановлены все 18 сельских советов, 111 из 113 колхозов, построены 450 жилых домов, открыты 19 школ, в том числе одна средняя, больница и три фельдшерских пункта, начали работать 21 мельница из 26. В 1963 году Ершичский район присоединен к Шумячскому району. В ходе восстановления шло укрупнение колхозов, к 1967 году их стало 14. Росли и благоустраивались село Ершичи и пос. Ворга. В целом же по району численность населения неуклонно сокращалась. Бездорожье, низкая материальная обеспеченность, неудовлетворение социально-культурных потребностей ошибки и перекосы в аграрной политики способствовали оттоку населения из деревень, прежде всего молодёжи. В существующем виде район окончательно создан в 1972 году. С северо-запада на юго-восток по району протекает р. Ипуть, западнее течет ее приток Беседь. Почти половина территории района занята лесами. Среди них много удивительных по красоте сосновых боров с богатым подлеском из можжевельника. Из достопримечательностей района можно отметить: Южнее села на правом берегу Ипути сохранилось древнерусское городище, недалеко от которого находилось поселение бронзового века. Еще южнее расположена большая курганная группа, в начале XX в. насчитывавшая 115 курганов. Имеются курганы и на левом берегу реки. На левом берегу реки Вороницы, недалеко от с. Сукромля, находится большая курганная группа из 97 насыпей, южнее - еще одна группа из 100 курганов. На правом берегу Вороницы сохранилось 9 курганов. На юго-западе района на берегу р. Беседь и впадающего в нее ручья раскинулось с. Кузьмичи. Люди селились в этих местах издавна, о чем свидетельствуют две большие курганные группы вблизи села, относящиеся к XI-XII вв. Еще до 1760 г. в Корсиках существовала деревянная Никольская церковь. 15 июня 1890 г. была заложена каменная церковь Рождества Богородицы по проекту Ф. М. Мейшера. Главный престол ее освятили 17 октября 1896 г. В центре села сохранился старинный парк. На востоке района на правом берегу Вороницы расположено с. Сукромля. Спиридоновская деревянная церковь была построена здесь в 1863 г. О суровых днях войны напоминают братские могилы 285 воинов Красной Армии, погибших при освобождении села, и жителей, расстрелянных оккупантами. В центре села Ворга привлекает внимание братская могила партизан, над которой высится обелиск. В селе Сукромля в братской могиле похоронен 61 воин. В центре села Кузьмичи находится мемориал в честь односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны. --- Можайские и Беляцкие(Горецкий уезд, Романовская волость), Сологубовы, Савочкины и Василенковы (Рославльский уезд, Прыщанская и Ершичская волость)
Дневник Sima N | | Лайк (1) |
Sima NМодератор раздела  Москва Сообщений: 370 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 242 | Наверх ##
14 января 2018 13:33 Рославльская земля: православные храмы Сукромля
Сукромля до 1863 г. имела статус деревни и входила в состав прихода села Епишева. В 1863 г. в Сукромле был построен храм, и с того же времени деревня стала селом. Приход составился из деревень трех приходов: Епишева, Ершичей и Максимкова. Храмоздателями были помещики Василий Александрович Олсуфьев и его жена Мария Алексеевна. Эта женщина была чудесно исцелена от болезни в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, потому и дала обет построить в деревне храм во имя исцелившего ее святого. Свой обет помещица не замедлила выполнить, и в 1863 г. храм был уже возведен. Церковь освятили во имя святителя Спиридона. Была она деревянной, в плане представляла собой четырехконечный крест. При церкви с 1889 г. действовало церковно-приходское попечительство, учрежденное для поддержки и украшения приходского храма. Также при церкви существовала церковно-приходская школа. Спиридоновский храм закрыт решением облисполкома в 1937 г.
До наших дней эта церковь не сохранилась. Село Сукромля ныне входит в состав Ершичского района.
--- Можайские и Беляцкие(Горецкий уезд, Романовская волость), Сологубовы, Савочкины и Василенковы (Рославльский уезд, Прыщанская и Ершичская волость)
Дневник Sima N | | |
Sima NМодератор раздела  Москва Сообщений: 370 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 242 | Наверх ##
14 января 2018 13:35 Пожар 12 февраля 1912г. в 10 часов утра в с.Сукромле во время литургии вдруг пронесся по церкви шепот: "пожар, диакона дом горит" - и вся масса богомольцев ринулась спасать дом диакона от огня.
 --- Можайские и Беляцкие(Горецкий уезд, Романовская волость), Сологубовы, Савочкины и Василенковы (Рославльский уезд, Прыщанская и Ершичская волость)
Дневник Sima N | | |
Sima NМодератор раздела  Москва Сообщений: 370 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 242 | Наверх ##
14 января 2018 13:39 14 января 2018 13:40 Михаил Атрощенков восстановил мемориал в Ершичском районе
Свой вклад в подготовку к 70-летию Победы внес депутат партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Смоленской областной Думе – Михаил Атрощенков. На личные средства депутата произведен капитальный ремонт мемориала на месте павшим воинам в деревне Сукромля Ершичского района. «У каждого россиянина, даже через несколько поколений, есть деревенские корни. Мои корни – здесь. Здесь удивительно красивые места, самый юг Смоленщины, за рекой Воронницей уже шумит густой брянский лес. Партизанский край. Эти места – родина героических людей. Здесь родился – Герой Советского Союза Г.И. Бояринов, ветеран Великой Отечественной Войны, руководитель спецподразделений КГБ СССР в Афганистане, погибший смертью храбрых при штурме дворца Амина 27.12.1979 г. в Кабуле. Здесь родились мои отец, дед и прадед», – рассказывает Атрощенков. – Началось все с того, что в декабре 2014-го года мы побывали в Сукромле на кладбище, расположенном рядом с мемориалом. Глава сельского поселения Д.В.Батюков посетовал, что в год 70-летия Победы на ремонт мемориала выделили всего 30 тысяч рублей. Этих денег хватило лишь на замену табличек с именами павших воинов и названиями сожженных деревень. А состояние мемориала таково, что он в любой момент может рухнуть. На 120 тысяч рублей добавленных к деньгам, выделенным из бюджета, нам удалось сделать капитальный ремонт, полностью переделать основание памятника, расширить мемориал, замостить все брусчаткой, установить поклонный крест и новую ограду». По признанию Михаила Атрощенкова, свое благое дело он не собирался афишировать, однако рассказать о нем прессе его буквально вынудили. «Смоленские так называемые журналисты в одной из публикаций раструбили, мол, справедливороссы остались в стороне от майских субботников, в то время, как представители всех остальных партий и убирали мусор на мемориалах, и деревья высаживали. При этом на фото у них – ни одного депутата или чиновника. Одни студенты в манишках», – рассказывает депутат. И уверяет, что сделанное им – не единичная акция. Работа по восстановлению мемориалов павшим воинам продалжается.
    --- Можайские и Беляцкие(Горецкий уезд, Романовская волость), Сологубовы, Савочкины и Василенковы (Рославльский уезд, Прыщанская и Ершичская волость)
Дневник Sima N | | |
Sima NМодератор раздела  Москва Сообщений: 370 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 242 | Наверх ##
14 января 2018 13:44 14 января 2018 13:50 Ходынка. Смоленская губерния, Рославльский уезд, Ершичская волость Сукромлянское сельское поселение
«Старожилы говорят, что первым поселенцем деревни был Афанасий (Афанас)Козлов со своими сыновьями. Родом они были из Тросны. Рядом с Козловыми поселился Яков Хохлов, позже – Ефим Новиков, который когда – то был кучером у пана. Пан его очень любил за ум, трудолюбие и не хотел отпускать. Но семья у Новиковых была большая – 6 братьев, земли на всех не хватало. И пан отпустил Ефима. Затем в деревню переехал Никита Наумов с сыновьями. Афанасий Козлов построил большой дом и уехал в Москву на заработки. Через два года вернулся , а тут - большая деревня, только все еще без названия. В Москве Козлов работал на Ходынскам Поле, он предложил назвать деревню Ходынка. Никто не был против. Хаты, надворные постройки, сараи, гумна строили быстро, потому что работали «толокой» (сообща). Завели коров, лошадей, сеяли зерновые культуры, коноплю, лен, горох, сажали, брюкву, репу, другие овощи. К труду рано приучали детей. Мальчики в 8 -10 лет бороновали, пасли лошадей, а девочки дергали лен, вязали снопы, били лен пральником, учились у взрослых трепать и прясть его. Изо льна ткали холсты, шили одежду и все необходимое для жизни. Взрослые и дети вязали и вышивали. Землю делили по количеству мужчин в семье. Земля была закреплена за крестьянином пожизненно, но увеличивались земли той земли, в которой рождались мальчики. Все работали не по часам, а от зари до зари, поэтому и урожай получали хороший. В 30 – годы началась коллективизация. Землю надо было обрабатывать сообща, объединять личных лошадей и коров, строить конюшню и коровник на 60 – 70 голов каждый. Долго сопротивлялись крестьяне, но пришлось согласиться. Деревни Ходынка и Пашино объединились в один колхоз «Коммунар». На общем собрании выбрали председателя, 2 –х бригадиров, счетовода, кладовщика и ревизионную комиссию из трех человек. Бригадиры давали наряды и принимали выполненную работу, за которую начисляли трудодни. По ним получали все, что вырастили. Доярки сбивали масло на деревянных маслобойках, а потом делили и его. Была большая пасека в 100 колод. Мед тоже делили на всех. Купили в колхоз молотилку с конным приводом, косилку, жатку, «мячку» ( лен мять), пожарную машину, сепаратор. В 1939 году построили клуб. Понравилось людям работать сообща, зажили богато. Колхоз «Коммунар» за успешную работу был премирован автомашиной, но получить её не пришлось – началась война, и её передали в военкомат. Наступило страшное время. Немцы оккупировали Смоленщину. Колхозники лошадей разобрали по дворам, стадо коров эвакуировали, но по пути отдали под расписку какой – то воинской части. Часть урожая успели разделить между колхозниками, а часть немцы позже выгребли из амбарав. Землю опять разделили по душам. 2 августа 1942 года карательный отряд фашистов сжег Ходынку и Пашино. Оставшихся коров немцы угнали с собой. Приближалась осень, надо было подумать хоть о каком – то жилье. Стали копать землянки, помогая друг другу. После освобождения Смоленщины обживались с трудом, землю копали лопатами, плуг и борону таскали на себе. Закончилась война. Не все мужики вернулись с фронта, некоторые остались инвалидами. Все было разрушено. Как жить, с чего начинать? Немцы даже кур не оставили… Правительство стало оказывать помощь – дали на колхоз 3- х коров, 2 –х лошадей, семян прислали на Понятовку. Женщины уходили на работу затемно и возвращались поздно вечером. Все надеялись на лучшую жизнь. Молодежь посылали на стройки, некоторые оставались там, а позже забирали родителей. Только все стало налаживаться - начали реорганизовывать деревни, переселять жителей в более крупные деревни. Пашино, Ходынку, Веселую Горку, Петраково решено было переселить в Тросна – Исаево. Планировалось сделать там центр агрогородка с больницей, школой, клубом, спортзалом. Но это было не под силу. Нужны были деньги, силы, здоровье, рабочие руки. Ничего этого уже не было…»
Руководитель работы: Батюкова А.С. Территория Сукромлянского сельского совета до середины 60 –х годов двадцатого века. "Деревни, уходящие в прошлое..." --- Можайские и Беляцкие(Горецкий уезд, Романовская волость), Сологубовы, Савочкины и Василенковы (Рославльский уезд, Прыщанская и Ершичская волость)
Дневник Sima N | | Лайк (2) |
Sima NМодератор раздела  Москва Сообщений: 370 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 242 | Наверх ##
14 января 2018 13:47 Деревня Лисеев Хутор
Название произошло от имени помещика Лисея, чьи земли здесь располагались. В 1912 – 15 годах выходцы из Белоруссии купили у помещика эти земли. Образовался хутор – в 3 км на северо – запад от Сукромли и в 200м от большака на Тросна – Исаево. Сначала хуторяне работали на себя, а после коллективизации – в колхозе. Пахали, сеяли вручную. Рожь жали серпами, зерно молотили молотилками. Большую часть зерна сдавали государству. Хлеб пекли в русских печках. Растили лен. Много работали, но праздники соблюдали. Дети ходили учиться в Тросна – Исаевскую школу. На хуторе было 16 домов, 3 колодца, ферма, конюшня, кладовая. Началась война. Немцы приехали на хутор на мотоциклах. Стали забирать коней, коров, даже валенки с ног снимали. Люди жили в постоянном страхе. 1 августа 1942 года немцы согнали всех людей в одно место, а дома подожгли: подносили факела под крыши, и дома вспыхивали. Целыми остались только два дома – Ольги Галковской и Анны Подобед. Люди остались без ничего, стали всей деревней жить в уцелевших хатах. Тяжелое это было время – война. Многих мужчин она унесла. Но после войны воспряли духом, отстроились, стали сеять зерновые, лен, сажать картошку, косить сено для коров. Лисеев хутор и д. Дальняя объединились в колхоз «Красный трудовик», председателем стал Михаил Григорьев. К 50 – м годам у нас было 15 коров, более 30 - ти лошадей. Зерно и молоко сдавали государству, стали получать кое – какие деньги. Одежду и обувь редко покупали, ходили в холщовых рубахах и брюхах, крашеных платьях; летом ходили босиком, весной и осенью – в лаптях, зимой – в валенках, а у кого их не было, выручали лапти. Стирали в корытах, выдолбленных из дерева. Позже появились пиджаки, фуфайки, овчинные шубы. Голые стены в хатах оклеивались газетами, на которых рисовали цветы. В некоторых домах стали появляться часы – ходики. Но Лисеев хутор постигла та же участь, что и другие маленькие деревни. В 60 –х годах хутора не стало».
Руководитель работы: Батюкова А.С. Территория Сукромлянского сельского совета до середины 60 –х годов двадцатого века. "Деревни, уходящие в прошлое..." --- Можайские и Беляцкие(Горецкий уезд, Романовская волость), Сологубовы, Савочкины и Василенковы (Рославльский уезд, Прыщанская и Ершичская волость)
Дневник Sima N | | |
Sima NМодератор раздела  Москва Сообщений: 370 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 242 | Наверх ##
14 января 2018 13:48 Свиридовка
В 1900- х годах на левом берегу речки Вороницы поселился помещик Свиридов. У него было много земли, и он нанимал батраков для работы. Так постепенно на правом берегу Вороницы стали селиться безземельные крестьяне. Образовалась небольшая деревенька, назвали её Свиридовка. Перед войной был образован колхоз «Вороница». После освобождения Смоленщины (в 1943 г.) в Свиридовке открылась начальная школа. Её бессменным директором был Савелий Савельевич Гресев, учителем работала Мария Григорьевна Потапова. В школе было более 100 учеников. Дети ходили из деревень Глухари, Купреевка, Хомовка, Скрипчовка. Школу закрыли в 1971 году. В 1952 году Свиридовка вошла в колхоз «Дружба», а в 1959 – в колхоз «Искра», председателем которого стал Д.С.Козлов. В 1960 г. В Свиридовке открылся магазин и сельский клуб, были молочнотоварная ферма, телятник, конюшня. Люди работали и в полеводческой бригаде. Были хорошие урожаи картофеля, льна, ржи и люпина. Постепенно жизнь в Свиридовке угасала. Молодые уезжали, старики умирали. В 2003 году в деревне не осталось ни одного жителя.
Руководитель работы: Батюкова А.С. Территория Сукромлянского сельского совета до середины 60 –х годов двадцатого века. "Деревни, уходящие в прошлое..." --- Можайские и Беляцкие(Горецкий уезд, Романовская волость), Сологубовы, Савочкины и Василенковы (Рославльский уезд, Прыщанская и Ершичская волость)
Дневник Sima N | | |
Sima NМодератор раздела  Москва Сообщений: 370 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 242 | Наверх ##
21 февраля 2018 13:01 Описание села Ершичи и его прихода
Государственный архив Смоленской области, фонд №391, опись №1, дело №4, л. 122—128.
Когда и как устроен был первый храм неизвестно. Как видно из описи церковного имуществ, он был деревянный с двумя престолами: главный во имя св. и правед. Симеона Богоприимца — Анны Пророчицы, а предельный во имя св. Великомученика Иоанна Воина.
3) В селе 36 домов, из них: 5 домов духовенства, 1 дом еврейский, 2 мещанских, а остальные крестьянские. Жителей мужского пола 112, а женского 106 душ. В приходе имеется всей земли владельческой и крестьянской 12782 десятины на протяжении в длину 15 верст, а в ширину 17 верст. Владельческих хуторов 5: 2 хутора Михайловское, Благодать, Гари и Александровское. Деревень, кроме села Ершичи 15: Кузеневка, Лычник, Драное, Егоровка, Стан, Сосонки, Блинные-Кучи, Высокая Слобода, Ломня, Березуга, Жуковка, Ржавец, Замышье, Медведовка и Барановка.
Деревня Стан устроилась в 1890 году из выселенцев из деревни Драной на купленной земле у дворянина Костомарова, а деревня Медведовка из крестьян и мещан Могилевской губернии, купивших землю у помещика генерала Челищева; устроилась в 1894 году. Оба хутора, как Стан, так и Медведовка, после покупки земли крестьянами, уничтожены и почти не осталось признаков, где были дома владельческие. Из деревень выделяется своим названием деревня Блинные Кучи, названная так, как говорят, потому что окружена насыпными холмами, которые оказались, по исследованию археолога, производившего раскопки в 1885 году, языческими могилами, в коих найдены кости и черепа умерших, а также железные ожерелья и кольца.
4) Поверхность прихода ровная, местами болотистая; почва преимущественно песчаная малоплодородная. Никаких минеральных богатств на имеется.
Река Ипуть берет начало в Климовичском уезде Могилевской губернии в 20-ти верстах от села Ершичи. Приток Ипути с левой стороны река Боровня протекает около деревни Драной. Весною, а часто и летом весьма разливается и затопляет луга, причтовые, владельческие и крестьянские, от чего часто приходится бедствовать без корма при песчаной и неплодородной почве.
5) Леса, в настоящее время, преимущественно лиственные, а 15—20 лет назад преобладали хвойные. В лесах водятся волки, медведи и, как редкие экземпляры, лоси.
6) Жителей в приходе 3600 душ обоего пола, из них мужского пола 1820, а женского 1780; в том числе малолетних до 7ми лет, мальчиков 270, а девочек 280. По сословиям: духовных 17 душ, дворян 4 д. мещан 115 д., поляков 8 д., евреев 13 д., а остальные крестьяне, из них ревизских душ 867. Крестьяне все великорусы, православного вероисповедания. Главное занятие прихожан земледелие, а в подспорье хозяйство. Занимаются кустарным промыслом, как то: работают колеса, сани и бочки. С 1-го сентября большинство взрослых мужчин и женщин отправляются в заработки на сахарные заводы в Киевскую, Московскую и Каменец-Подольскую губернии, где большинство работают до 1-го января, а некоторые до 1-го июля. Если бы не было отхожего промысла, то благосостояние прихожан, благодаря песчаной и неплодородной почве, было бы самое плачевное.
7) У большинства крестьян своего хлеба не достает до праздника Рождества Христова, а равно и корма доя скота, несмотря на то, что кроме надельной земли, ими куплено 5700 десятин. 4200 десятин куплено крестьянами у владельца хутора Жариков, Курского купца Борисова, который приобрел этот хутор от генерала Челищева. 1200 десятин куплено у генерала Челищева, хутор Медведовка и 300 десятин у дворянина Костомарова, хутор Стан.
Благодаря болотистой местности прихожане часто болеют лихорадкой, дети скарлатиной и дифтеритом а старики удушьем. Медицинская помощь слабая, так как санитарный пункт, где находится врач и больница (село Корсики) находятся в 26 верстах, ближе нет никакой аптеки, ни фельдшера, а потому крестьяне часто обращаются к местным знахарям и лекарям, особенно с больными детьми.
8) Прихожане довольно религиозны; за исключением немногих, ежегодно бывают у исповеди и причащаются св. Тайн. Храм посещают усердно. Особых выдающихся преступлений не замечается.
9) Школ в приходе девять, из них одна земская при селе и 8 школ грамоты, каждая из них имеет особое помещение — собственное. Земская школа имеет порядочную библиотеку, для внеклассного чтения, а в школах грамоты ощущается большой недостаток книг для чтения. Всех учащихся в 9 школах 269 мальчиков и 50 девочек. Число детей школьного возраста до 500 человек, не все же учатся по бедности родителей, хотя родители и желают учить детей.
10) Когда основано село Ершичи и когда устроен первый храм неизвестно, нужно полагать, что оно существует 200 лет и до начало этого столетия принадлежало к Брянскому уезду, что видно из некоторых документов церковного архива.
Неизвестно когда, село Ершичи и храм осчастливил своим посещением Государь Александр Благословенный.
Название свое село Ершичи получило, как говорят, от слова ерш — рыба, которой было много в реке Ипуть, протекающей около села. Народное предание говорит, что лет за 150 назад в Ершичах было всего три дома крестьян и дома причта; а затем появился и помещицкий дом Лайкевича. Лайкевич и его семейство благотворили храму; так в 1808 году им и его братьями пожертвовано большое напрестольное евангелие с серебряной вызолоченной доской, серебряный вызолоченный потир, дискос, лжицу и тарелочки, стоимостью 500 рублей; им же пожертвована серебряная риза на икону св. Великомученика Иоанна Воина в 1½ аршина длины и ¾ аршина ширины.
Когда и как устроен был первый храм неизвестно. Как видно из описи церковного имуществ, он был деревянный с двумя престолами: главный во имя св. и правед. Симеона Богоприимца — Анны Пророчицы, а предельный во имя св. Великомученика Иоанна Воина. Храм был обширный, форму имел крестообразную, вокруг храма была крытая на колоннах галерея. В 1857 году старанием помещицы Наталии Бердяевой устроен ныне существующий храм, а старый по ветхости разобран. Настоящий храм деревянный на каменном фундаменте, в начале был устроен в виде корабля, но в 1891 году был расширен боговыми пристройками и получил вид креста.
Крыша железная, снаружи и внутри окрашена масляной краской. Вокруг храма деревянная ограда и около ворот к большой дороге часовня. Ризница и сосуды храма приличны.
12) Церковно-приходское попечительство существует с 1897 года, главная деятельность коего, украшение храма и устройство школ и их обеспечение.
13) Земли церковной 36 десятин; из них 4 десятины усадебной, 9 д. луговой и 23 д. под зарослями и пахотной. Земля почти причтом не пашется, так как очень песчаная и находится от села в 2½ верстах. Кем и когда она отведена причту не известно, так как не имеется никаких документов, ни плана.
14) О причте в прошлом мало известно, так как клировые ведомости хранятся лишь с 1857 года. Метрические книги хранятся с 1803 года, из коих по подписям видно, что причт до настоящего времени был в таком порядке: священники Евфимий Митрофанов с 1803—1806 г., Илия Кутузов с 1806—1810 г., Димитрий Шупинский с 1810—1815 г., Матфей Герасимов с 1815—1818 г., Петр Кутузов 1818—1836 г., Сергий Сементовский с 1836—1842 г., Михаил Щукин с 1842—1849 г., Александр Иванов с 1849—1850 г., Евлампий Виноградский c 1850—1863 г., Василий Четыркин с 1863—1867 г., Григорий Малышкин с 1867—1872 г., Афанасий Дюков с 1872—1874 г., Димитрий Юденич с 1974—1880 г., Михаил Зубакин с 1880 г. служит по настоящее время. В сане священника с 1878 г. в селе Егорье Смоленского уезда. Имеет камилавку; в семье у него жена и четыре дочери.
Диакона: Георгий Лебедев c 1808—1825 г., Иоанн Лебедев с 1825—1836 г., Михаил Барсов 1836—1846 г., Николай Алмазов с 1846—1875 г., с 1875—1890 вакансия закрыта, а с 1890—1894 г. Николай Станкевич, Тимофей Леонович с 1890—1896 г. и с 1896 г. по настоящее время Иоанн Сергиевский. В семействе у него жена и два сына, младший сын Димитрий учится в Томском университете на четвертом курсе.
Дьячки: Георгий Лебедев с 1803—1808 г., Петр Кутузов с 1808—1818 г., Александр Белавенцев с 1818—1847 г., Николай Сильницкий с 1847—1898 г., Матфей Задувайло с 1898 г. по настоящее время. Грамоту имеет. В семействе у него жена и три дочери.
Пономари: Димитрий Богданович с 1804—1844 г., сын его Иоанн Богданович с 1844—1882 и зять Иоанна Богдановича Петр Четыркин с 1882—1896 г. При сем живет вдова связенника Екатерина Малышкина с дочерью девицей Марией Григорьевой, которая состоит просфорнею.
Летопись заведена с 1883 года священником Михаилом Зубаткиным.
Составитель — села Ершичи священник Михаил Зубаткин
1903 года декабря 24. --- Можайские и Беляцкие(Горецкий уезд, Романовская волость), Сологубовы, Савочкины и Василенковы (Рославльский уезд, Прыщанская и Ершичская волость)
Дневник Sima N | | Лайк (2) |
Sima NМодератор раздела  Москва Сообщений: 370 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 242 | Наверх ##
18 марта 2019 13:02 Деревни добрые мои - Жарынь, Епишево, Пригорье, Тут шли смертельные бои За каждый дом и за подворье. Тросна, Ходынка, Сукромля- Лесная вотчина моя, Мои орехи и грибы, Как вехи, прожитой судьбы. Просторы беховских полей, Речная пойма Артюхова Влекут меня, Где хлеб и лен- Всему основа. В Безводках- водка, Но хмельных не встретишь нынче В добрых хатах, В Слепцове- вовсе нет слепых, И нет в Горбатовке - горбатых. Мне Крупец в трудный час весны Давал крупу, рожки любые, А Блинных Кучах на блины Хозяйки звали молодые. Там нынче звучна тишина, Там труд на славу Дней грядущих. Да будут вечны имена всех деревень, Всех, в них живущих! (Смоленский поэт Алексей Мишин) --- Можайские и Беляцкие(Горецкий уезд, Романовская волость), Сологубовы, Савочкины и Василенковы (Рославльский уезд, Прыщанская и Ершичская волость)
Дневник Sima N | | Лайк (1) |
Sima NМодератор раздела  Москва Сообщений: 370 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 242 | Наверх ##
21 января 2021 15:21 21 января 2021 15:22 О чем молчат курганы
Всем известны пирамиды древних египтян или, скажем, майя и ацтеков. Но, чтобы увидеть загадочные сооружения тысячелетней давности, не обязательно ехать за тридевять земель. Археологические памятники пирамидальной формы существуют недалеко: в нашей области.
Древнейшая из насыпей насчитывает уже три тысячи лет
Всем известны пирамиды древних египтян или, скажем, майя и ацтеков. Но, чтобы увидеть загадочные сооружения тысячелетней давности, не обязательно ехать за тридевять земель. Археологические памятники пирамидальной формы существуют недалеко: в нашей области.
Епишевская старина
Деревня Епишево Рославльского района - богом забытый уголок. Всего две разбитые улицы и с десяток ветхих домов. Центральная дорога ведет к заброшенной церкви ХVIII века. Обнаружить пирамиды древних племен, некогда населявших это место, не составило большого труда. "А вон они, холмы, на окраине, - махнула рукой радушная бабушка. - Эти курганы здесь давно. Говорят, что к одному из них ведет подземный ход от церкви". Удивлению нашему не было предела. Голое поле, изрытое курганами и холмами, тянулось до горизонта. В низине протекает маленькая речка Черный Пет (в народе Пет). С правой и левой стороны на ее берегах расположены два загадочных древних сооружения. Одно - трапециевидной формы. Вершина этого кургана неровная и напоминает насыпную горку. Размеры памятника: в основании - 40 метров, длина - 60 метров, высота насыпи у вершины - 20 метров. Более интересен второй археологический памятник, что с другой стороны реки. Эта насыпь значительно больше. По форме курган сильно напоминает ступенчатую пирамиду, такую, как были у ацтеков и инков. Крутые боковые грани четко выровнены. Дело рук человека или фантазия природы? Угол наклона боковых граней относительно подошвы приблизительно равен 45 градусам. Поэтому залезать на холм было нелегким делом. Когда стоишь на вершине сооружения, вся долина видна как на ладони. Любой человек может заметить, что это место идеально подходит для оборонительного сооружения или для городища. Но есть ряд логических несостыковок, противоречащих этимрассуждениям. На пирамидах явно не достаточно места для проживания. Известно, что археологических раскопок тут не проводилось. Зачем же, спрашивается, наши пращуры провели титаническую работу, чтобы корзинами отсыпать такой грандиозный объект, на котором не собирались жить?
Подземелья и клады
"Эти холмы очень, очень старые, - рассказывает нам Нина Петровна, старожил Епишево. - До войны на самом ближнем кургане сельский совхоз осваивал целину. Но так ничего у аграриев не получилось: урожай всегда был плохой. В послевоенные годы этот холм осел, словно его часть провалилась под землю. Мне кажется, это произошло из-за обвала подземного хода, что идет от церкви. В 59-ом году батюшка умер, и церковь содержать было некому. Так она в запустении до сегодняшних дней простояла. Есть легенда, что в этой церкви зарыты сокровища. Много людей приезжало из райцентра и Смоленска: клад искали, - смеется бабушка, - но так они ничего и не нашли". Ученые-историки считают, что подземный ход под церковью не более чем миф. Строителям было ни к чему заниматься такой сложной работой. Ранее на речке Черный Пет стояла мельница, а низина возле холмов была затоплена. Подземные воды могли бы просто затопить тоннель, если бы кто-нибудь решил его вырыть.
1000 лет до нашей эры
Более пятидесяти лет назад в эти края приезжала группа археологов во главе со знаменитым смоленским историком, профессором Евгением Шмидтом. Ученые провели археологическую разведку. Вот цитата из отчета экспедиции: "При раскопках Епишевского городища, помимо костей животных и расколотых камней, на глубине 150 см обнаружены остатки лепной слабопрофилированной керамики, генетически не связанной с гончарной керамикой древнерусского времени". Сейчас эти находки хранятся в архивах Смоленского музея-заповедника. После поездки в Епишево мы встретились с профессором Шмидтом и побеседовали о загадочных сооружениях. "Некогда эту местность населяли дославянские днепро-двинские племена, - рассказывает ученый. - Ступенчатый холм относится к древнерусскому времени: 11-12 веку. А ровный, что ближе к деревне, - более древнее сооружение: около 1000 лет до нашей эры. Это время раннего железного века". Чтобы защитить себя от завоевателей, племена строили городища и обносили их частоколом. Причем забор строился не вокруг холма, а спиралевидно. "Насыпь состоит из "ступеней", - продолжает профессор Шмидт, глядя на фотографию. - Причем ступени расположены не вокруг городища, а огибают его спиралью. На этих возвышенностях строились тоги - деревянные заборы. Спиральный частокол давал возможность воинам поселения вести обстрел врага, зажатого между стенами деревянной крепости. Разумеется, в том случае, если нападавшие прорывались через первые, внешние ворота".
Ненужная археология?
Пирамидальное ступенчатое сооружение на другом берегу реки, по мнению профессора Шмидта, носило оккультный характер. "На вершине кургана, возможно, располагалось выложенное из камней святилище Перуна, Стрибога или других славянских богов. В этом месте культурный слой больше одного метра глубиной. Это очень много. Если мы возьмем срез почвы, скажем, Смутного времени, он будет не больше 20 см. В таких глубоких пластах земли не сохраняется даже керамика. Единственным исключением могут быть кости в золе от костра. Зола имеет особое свойство, которое сохраняет органические остатки". К сожалению, серьезных археологических раскопок на Епишевских курганах не проводилось. Почему-то ученых не привлекают древние сооружения. А если и находятся фанаты своего дела, то изучение попросту некому финансировать. Так, земляные насыпи, хранящие тысячи лет свои секреты и тайны, до сих пор ждут своего Шлимана.
*) публикация "Аргументы и факты. Смоленск" 2008 год. Автор: Дмитрий РАТНИКОВ
--- Можайские и Беляцкие(Горецкий уезд, Романовская волость), Сологубовы, Савочкины и Василенковы (Рославльский уезд, Прыщанская и Ершичская волость)
Дневник Sima N | | Лайк (1) |
|