На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Польский календарь, изданный в Вильне, на 1824 год. Перечислено летоисчисление от: сотворения мира 5773, потопа 4117, основания Вильны 507, принятия христианства в Литве 437, od złączenia wszystkich X. w Ros, (?) 359, открытия Америки 331, основания Виленской академии 243, основания Киевской академии 206, основания Московского университета 145, основания Петербурга 121, принятия титула императора российского 103, учреждения Академии наук в Петербурге 88, восшествия на престол Александра I 23.
Загадка №1 - Откуда взялась такая дата сотворения мира для первой строчки?
Загадка №2 (на нее точный ответ я не знаю) - что за событие скрывается за датой в строке "Оd złączenia wszystkich X. w Ros."? Вроде бы должен быть 1465-й год, но что такого произошло в этот год, что удостоилось упоминания в данном списке?
Загадка №1 - Откуда взялась такая дата сотворения мира для первой строчки?
[/q]
Приветствую Вас, Олег. Очень интересный календарь, соглашусь. Смотрим по разнице лет 5773-1824 = 3949 г. до н.э. предположительный год сотворения мира. Ищем в статье Википедии или энциклопедии "Руниверсалис" "Даты сотворения мира" датировку с ближайшим к этой дате числом. Видно, что это 3952 г. до н.э. - хронология по Беде Достопочтеному. В соответствующей статье энциклопедии находим строки о наследии этого знаменитого бенедиктинского монаха, посвященного хронологии: https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%B8%D1%8F По системе Беды видим, что от сотворения мира до Потопа прошло 1656 лет. Разница между числом лет, прошедших от сотворения мира и от потопа, в польском календаре 1824 года равна также 1656. Думаю, что это подтверждение тому, что год сотворения мира взят по Беде Достопочтенному, а разница в три года несущественна.
OVerner написал:
[q]
Загадка №2 (на нее точный ответ я не знаю) - что за событие скрывается за датой в строке "Оd złączenia wszystkich X. w Ros."? Вроде бы должен быть 1465-й год, но что такого произошло в этот год, что удостоилось упоминания в данном списке?
[/q]
Это эпоха правления Ивана III. Возможно, поляки тоже слегка ошиблись с годом: начало собирания этим князем земель русских относится к началу 1470-х годов.
--- Выполняю заказы по прочтению текстов 16-19 вв.
----------------------------------------------------------
Состины, Сустины, Сюстины, Соустины-все; Савенко, Калитенковы г.Ейск, Селиховы с.Клишино Льговского р-на, Белых с.Белая Обоянского р-на, Бублики г.Изюм, Ковальчуковские Изюмского р-на
Да, у меня тоже получился год сотворения мира 3949. Но списки вариантов датировок начала мира в Википедии и энциклопедии "Руниверсалис" далеко не полны. Отсутствуют указания на варианты датировки очень примечательной личности И ведь я часто слышал его имя, вернее читал о нем в статьях по хронологии, но как-то не сразу связал его имя с этой датой. И обратите внимание на выбранные автором для списка важнейшие события - значительная часть это основания университетов и академий. Просвещенный был товарищ
Что касается загадки №2, то я бы перевел со старо-польского "Оd złączenia wszystkich X. w Ros." как "от объединения всех княжеств в России" (знающие люди подсказали: X. - это обозначение сокращения Ks, т.е. "князь" или "княжество"). Т.е., как мне кажется, речь идет об уже окончании процесса собирания земель русских, которое, как сейчас принято, завершилось уже при Василии Ивановиче.
Но ведь почему-то всплыл при этом 1465 год. Каким образом?
Но списки вариантов датировок начала мира в Википедии и энциклопедии "Руниверсалис" далеко не полны.
[/q]
Вот для примера другая подборка: Здесь есть точное совпадение - 3949! Кто же это?
"Жозеф Жюст Скалигер (Josephus Justus Scaliger) — французский гуманист-филолог, историк и воин, итальянец по происхождению, издатель и комментатор античных текстов, автор книги «Об исправлении хронологии» (Париж, 1583), основополагающего труда научной хронологии.
Одна из заслуг Жозефа Скалигера — создание научной хронологии как вспомогательной исторической дисциплины. Его познания в языках и истории многих народов, в математике, астрономии и теологии проявились в его «Новом сочинении об исправлении хронологии» («Opus novum de emendatione temporum», Париж, 1583; исправленное издание — Франкфурт, 1593), дальнейшим развитием этого труда стала книга «Сокровищница хронологии» («Thesaurus temporum», Лейден, 1606; Амстердам, 1629), в которую он включил также важнейшие источники по древней хронологии. В этих работах описаны системы исчисления времени, применявшиеся у разных народов (от Древнего Рима и Древней Греции до Восточной Азии и мексиканцев), и найдены способы перевода между этими системами. Скалигер широко использовал метод астрономической датировки событий по затмениям, развитый Кальвизием" [ https://ru.wikipedia.org/wiki/Скалигер_Жозеф_Жюст ].
"Сотворение мира Иосиф Скалигер датировал 3949 годом до н. э. (а точнее - 18 апреля 3949 ВС, прим. OVerner). А дату смерти иудейского царя Ирода, позволяющую определить приблизительное время рождения Иисуса Христа, — 1-м годом до н. э. Только в этих датировках он был по-настоящему оригинален, поскольку шел наперекор мнениям большинства из современных ему ученых, занимавшихся хронологией мировой истории.
В 1601 году Жозеф Скалигер обнаружил в Парижской библиотеке рукопись на греческом языке "Хронографической эклоги" монаха Георгия Синцелла, в которой пересказывалась, как он решил, почти вся "Хроника" Евсевия Кесарийского и в том числе фрагменты ее, не переведенные на латынь Иеронимом и потому до тех пор неизвестные европейским интеллектуалам. Скалигер решил подготовить издание всех известных фрагментов "Хроники" на греческом языке.
Воплощение этого замысла привело к появлению нового произведения Скалигера по хронологии. Оно вышло в свет в Лионе в 1606 году под названием: "Сокровищница времени: вторая книга канона хронологии всемирной истории палестинского епископа Евсевия Памфила Кесарийского, истолкованная Иеронимом, извлеченная из древнейшего списка; также содержатся все остальные повествования из Евсевия и Иеронима, как и до сих пор неизданные греческие фрагменты обеих частей хронологического канона Евсевия, которые оказалось возможным собрать. Сочинение и исследование Иосифа Юстуса Скалигера, сына Юлия Цезаря из Бурдена, а также примечания и критические заметки Иосифа Скалигера на греческий текст Евсевия и на его латинский перевод Иеронима, как и введение Иосифа Скалигера к третьей книге хронологического канона".
Чтобы оценить этот поступок Жозефа Скалигера, необходимо вспомнить, что в "Хронике" Евсевия Кесарийского содержалось немало сведений, противоречивших официальной исторической доктрине, скроенной по библейским легендам. И распространение сколько-нибудь полного текста этого сочинения церковной бюрократией не приветствовалось.
В частности, из манефоновых списков, которые приводились в напечатанном Жозефом Скалигером греческом тексте "Хроники" Евсевия, следовало, что история Египетского государства началась не только раньше потопа, но и еще до сотворения мира. По мнению Скалигера, некоторые династии древнеегипетских фараонов, которые Манефон представил сменявшими одна другую, на самом деле правили в одно и то же время. Но даже при этом допущении французский хронологист относил начало правления первого египетского верховного властителя Менеса на 5702 год до н. э., то есть на время, предшествовавшее любой называвшейся христианскими теологами дате сотворения мира. Подобный же вывод неумолимо вытекал и относительно образования Вавилонского государства из пересказанных в "Хронике" фрагментов исторических описаний халдейского жреца Беросса. Скалигер предельно отчетливо это понимал. И он не мог не сознавать, что с распространением в среде западноевропейских интеллектуалов греческого текста сочинения Евсевия Кесарийского создавалась почва для серьезных сомнений в правильности официальной (то есть библейской) хронологии всемирной истории. И тем не менее, французский ученый сделал все, чтобы его книга "Сокровищница времени..." с антибиблейскими историческими текстами "Хроники" Евсевия Кесарийского вышла в свет.
Одним из главных мотивов антицерковного поведения Жозефа Скалигера была, безусловно, присущая ему любовь к древним сочинениям, которые он желал сохранить от гибели и потому всячески стремился напечатать типографским способом. И за свою жизнь ему удалось посредством типографского издания спасти немало ценных манускриптов, содержавших тексты древних авторов.
Вместе с тем, у Жозефа Скалигера имелся еще один мотив для такого поведения. Будучи ученым, он не был человеком индифферентным по отношению к политическим движениям своего времени. Еще в молодые годы — в возрасте около двадцати двух лет — он отошел от римско-католической церкви и примкнул к гугенотам. Он был участником жестоких религиозных войн на территории Франции. Расправа католиков над гугенотами в Варфоломеевскую ночь заставила его бежать в Женеву и скрываться в этом тогдашнем европейском оазисе религиозной свободы вплоть до 1574 года.
В свете подобных фактов неудивительным кажется свободомыслие Жозефа Скалигера в его работах по хронологии всемирной истории. Этими работами он в каком-то смысле продолжал борьбу с римско-католической церковью. И есть основания думать, главной целью хронологических изысканий Жозефа Скалигера было не установление подлинных исторических дат, не создание настоящей хронологии всемирно-исторического процесса, но разрушение тех постулатов хронологии человеческой истории, которые составляли одну из несущих конструкций в идеологии римско-католической церкви.
Отсюда следует парадоксальный на первый взгляд вывод: все бросаемые в адрес Жозефа Жюста Скалигера обвинения в том, что он внес своими трудами хаос в хронологию всемирной истории, придал ей в высшей степени сомнительный характер и т. д. и т. п. являются на самом деле похвалой ему, невольным признанием того, что он достиг своих целей". [Томсинов В. А. Краткая история египтологии / М.: Издательство "Зерцало": Издательский дом "Вече", 2004]
Итак, с сотворением мира будем считать разобрались.
Теперь займемся 359 годом "Od złączenia wszystkich X. w Ros.". Мы с Тимуром вычислили, что это должен быть 1824 - 359 = 1465 год от Р.Х. Но что же такое видели в этой дате историки начала XIX века, что могли обозначить ее как "год объединения всех княжеств в России"? Современные учебники говорят, что "собирание земель русских" в московское государство было длительным процессом и завершился он уже в правление Василия III. Так в ruwiki читаем:
[q]
Завершение процессов объединения русских земель вокруг Москвы и формирования централизованного Российского государства пришлось на годы правления Ивана III (1462—1505) и Василия III (1505—1533).
[/q]
[q]
Собирание русских земель во второй половине XV — начале XVI вв.:
1468 год — окончательно присоединено Ярославское княжество; 1472 год — начало присоединения Перми Великой; 1474 год — окончательное присоединение Ростовского княжества; 1478 год — окончательное присоединение Новгорода; 1481 год — присоединение Вологды; 1485 год — присоединение Тверского княжества; 1489 год — присоединения Вятской земли; 1491 год — присоединение Углицкого княжества; 1510 год — присоединение Пскова; 1514 год — включение Смоленска в состав Российского государства; 1521 год — подчинение Рязанской земли.
[/q]
1465 год в этом ряду никак не отмечен.
Еще пишут что в 1465 году по приказу Ивана III жители Устюга совершили поход на Югру.
Также в 1465 году ордынцы предприняли карательный поход против Ивана III, так как он не стал подтверждать своё право на великокняжеский титул у великого хана и отказался от откупа. Однако хан Большой Орды Ахмед, отправившийся в поход на Русь, столкнулся на Дону с войсками Хаджи-Гирея Крымского, и поход на Русь не состоялся.
Все это, вроде бы, не годится на реперную точку для отсчета "от объединения всех княжеств в России".
Но есть еще одно легендарное событие 1465 года. Во 2-м Новокузнецком переулке в Москве стоит храм Спаса Преображения на Болвановке. С датой его основанием связана легенда, которая гласит, что церковь стоит на месте татарского болвана, артефакта, который символизировал подчинение Москвы Золотой Орде. Иван III разбил его (или разорвал символ посла - басму) и основал на этом месте православную церковь в 1465 году. Сначала она была деревянной, а в XVIII веке на ее месте возвели новый, каменный храм, и якобы на южных вратах его имелась памятная надпись, сделанная на цинковом листе и гласящая: «Сей храм Спасов первоначально был построен деревянный в 1465 году Иоанном III Васильевичем, сыном Темного, а дедом Грозного, по сокрушении им басмы-болвана, изображения царя татарского» Вот! Это уже теплее. Но как могли связать в начале XIX века это мифическое событие с объединением всех русских княжеств?
Итак, кто из историков в те годы мог связывать воедино «собирание земли русской», «попирание ногами ханской басмы» и объединение всех русских княжеств? Николай Михайлович Карамзин? А может Герхард Фридрих Миллер? Что-то ничего похожего у них не нахожу.
Но еще до Карамзина, в начале XVIII века в России появилось сочинение по истории России от Рюрика до Петра I под названием «Ядро российской истории». Долгое время книга распространялась только в рукописях, а предисловие к первому печатному изданию (в 1770 г.) написал сам Г.Ф. Миллер. Он ошибочно приписывал авторство этого труда российскому резиденту в Стокгольме, князю Хилкову, Андрею Яковлевичу, который, якобы, написал эту книгу находясь в шведском плену, незадолго до смерти. Так и считалось до середины XIX века пока не выяснилось, что в действительности книга написана Алексеем Ильичом Манкиевым, секретарём А. Я. Хилкова, личностью тоже очень интересной (о нем можно прочитать здесь).
В этой книге есть глава о времени, которое нас интересует. Озаглавлена - «О сшибеніи ига Татарскаго, самоначальствѣ Великаго Князя Іоанна Василиевича, и обрѣтеніи четвёртой части міра Америки».
«Ядро Российской истории» многие годы была, как писал историк С. М. Соловьёв, «самым полным руководством к изучению русской истории». Интерес к этому труду в XVIII веке был так велик, что книга несколько раз переиздавалась. Последнее, третье издание вышло в 1799 г. (запомним эту дату!).
В главе про времена Ивана III читаем:
"Іоаннъ Василіевичь Великій Князь Московскій, Василія Темнаго сынъ, во святомъ крещеніи именованъ Тимоөей, прозваніемъ Грозный, по смерти отца своего принялъ Московскій престоль въ году отъ Р. Х. 1462 старь будучи 29 лѣтъ. Сей будучи къ войнѣ склоненъ, и особливо въ ней щастливъ тотчасъ послѣ супружества, въ которое вошелъ съ дочерію Князя Тверскаго Княжною Марїею, отъ которой по томъ приняль сына Іоанна, прозваніемь Молодаго, собравъ войски, прочія княжества Рускія Московскому покорилъ, и сталъ великіїя Россіи Самодержецъ. Собравъ такожде сильное войско со всѣхъ княжествъ Русскихъ, себѣ покоренныхъ, посылалъ ихъ къ Казани и на Каму, гдѣ Татарскія многія войски поразилъ. Въ 1465 году отъ Р. Х. приходилъ вождь Татарскій Махметъ къ Дону, чтобъ воеваль Русь, гдѣ какъ по изволу Великаго Князя Іоанна Царь Азигирей сь Татарами на него пришелъ, на голову его поразиль. Посылалъ по томъ Великій Князь Царевича Касыма подъ Казань противь Татарь, да тое же зимы выправилъ съ Рускими войски полководца своего Симеона Романовича на Черемису, который ихъ землю завоевалъ и ему покориль. На Волгѣ паки сей же полководець Татарь побѣдиль. А Князь Ивань Хрипунъ Ряполовскій на Волгѣ славную надъ Татарами побѣду одержавъ, Князей Татарских многихъ плѣнныхъ къ Москвѣ привелъ. Въ розные такожде случаи побѣду подъ Казанію одержалъ надъ Татарами чрезъ который Воеводу своего Іоанна Руно, который полонь Рускій и Литовскій отъ нихъ отбилъ и возвратилъ. Посылалъ такожде Великій Князь братій своихъ Юрья и Князя Димитрія съ войски сухимъ путемъ и водою подъ Казань, которыя у города Казани съ тамошнимъ Царемъ Абраимомъ дѣлый день бившись, его побѣдили, и Воеводу перваго у него него въ полонъ взяли и тѣмъ принудили Царя Казанскаго, чтобъ милости къ миру у Русскихъ просилъ.
Толь великія и частыя Великій Князь Іоаннь Василіевичь одержавъ надъ Татарами побѣды, и высокую руку имѣя, въ послушаніи Крымскому Хану отказалъ. И напослѣдокъ какъ Крымскіе Послы отъ ихъ Хана приходили къ Москвѣ, въ надеждѣ, чтобъ Великій Князь Іоаннъ Василіевичь противъ гордости ихъ деревяннаго Ханова болвана, котораго съ собою привезли, вышедъ ( которое всѣ прежніе Князи отъ Князя Юрья Весеволодовича даже доселѣ дѣлали ) ему поклонился ; но Великій Князь Іоаннъ стерпѣть не хотѣлъ, какъ Татарскіе Послы съ такою гордостію къ Москвѣ на урочище Болваново прешедъ, стали, и такой церемоніи дожидалися. Онъ своихъ лучшихъ вооруженныхъ людей пославъ противъ ихъ, силою велѣлъ ихъ къ себѣ въ Кремль привесть, и вмѣсто поклона болвана Ханскаго взялъ, о землю бросилъ, сокрушилъ и растоппіалъ, а Пословъ Татарскихъ самихъ и ихъ людей своимъ Рускимъ воинамъ порубить велѣлъ ; а на томъ мѣстѣ, гдѣ обычно имъ встрѣча бывала, церковь Всемогущаго Спаса построилъ, которая и донынѣ на Москвѣ стоитъ, и называется церковь Спаса на Болвановкѣ. Сверьхъ того нѣсколько домовъ, которые въ Москвѣ для угожденія Татарамъ построены были, велѣлъ срыть и на тѣхъ мѣстахъ церкви отъ его Княгини построены. То сдѣлавъ Великій Князь и Самодержецъ Рускій Іоаннъ Василіевичь Грозный, войска сильныя съ Руси собралъ, и Татарь, которые то ругательство отомстить хотѣли, жестоко побѣдивъ, иго Татарское съ себя и со всей Россіи сбилъ, и сталь Монархъ совершенный Рускій."
На полях: Монархія Русская возвращена
Вот это уже горячо! Здесь явным образом "покорение Московскому прочих русских княжеств" и "восстановление Русской монархии" связывается с 1464/1465 г. - строительством церкви Спаса на Болвановке.