Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Элита войны: штурмовые саперы

Штурмовые инженерно-саперные бригады резерва Верховного Главнокомандования (ШИСБр РВГК) предназначались для прорыва мощных укрепленных вражеских оборонительных полос. Структурно такое соединение состояло из командования, штаба, рот инженерной разведки и у

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 7 8 9 Вперед →
Модератор: Мурзилка
Мурзилка
Модератор раздела

Мурзилка

Сообщений: 3305
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1128
14-я Штурмовая инженерно-саперная Александрийская Краснознаменная Суворова II ст. бригада РГК.

ПРИКАЗ
ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО


В боях за овладение городом Александрия отличились войска генерал-лейтенанта Жадова, генерал-полковника танковых войск Ротмистрова и летчики
генерал-лейтенанта авиации Горюнова.
Особенно отличились:
110-я гвардейская стрелковая дивизия полковника Огородова, 111-я стрелковая дивизия полковника Бушина, 214-я Кременчугская стрелковая дивизия полковника Жукова, 8-й механизированный корпус генерал-майора танковых войск Хасина, 116-я танковая бригада полковника Юревича, 91-я гаубичная артиллерийская бригада полковника Сонина, 11-я истребительная противотанковая артиллерийская бригада полковника Степащенко, 444-й истребительный противотанковый артиллерийский полк майора Затульского, 308-й гвардейский Кременчугский минометный полк подполковника Гольдина, 14-я штурмовая инженерно-саперная бригада полковника Коваленко и 294-я Полтавская истребительная авиационная дивизия [подполковника] Тараненко.
В ознаменование достигнутого успеха соединениям и частям, отличившимся в боях за освобождение города Александрия, присвоить наименование “Александрийских”.
Впредь эти соединения и части именовать:
110-я гвардейская Александрийская стрелковая дивизия,
111-я Александрийская стрелковая дивизия,
214-я Кременчугско-Александрийская стрелковая дивизия,
8-й Александрийский механизированный корпус,
116-я Александрийская танковая бригада,
91-я Александрийская гаубичная артиллерийская бригада,
11-я Александрийская истребительная противотанковая артиллерийская бригада,
444-й Александрийский истребительный противотанковый артиллерийский полк,
308-й гвардейский Кременчугско-Александрийский минометный полк,
14-я Александрийская штурмовая инженерно-саперная бригада,
294-я Полтавско-Александрийская истребительная авиационная дивизия.

Верховный Главнокомандующий
Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

6 декабря 1943 года

В мемуарах Жадова:
Соединения и части 5-й гвардейской армии, удостоенные почетных наименований
14-я Александрийская штурмовая инженерно-саперная бригада
Мурзилка
Модератор раздела

Мурзилка

Сообщений: 3305
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1128
4-я Духовщинская штурмовая инженерно-саперная бригада

ПРИКАЗ
ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО


Генералу армии Еременко
Генералу армии Соколовскому

Войска Калининского фронта в результате четырехдневных ожесточенных боев прорвали сильно укрепленную полосу врага, разгромили его долговременные опорные пункты Рибшево, Вердино, Ломоносове, Кулагино, Панкратово и штурмом овладели важнейшим опорным пунктом обороны немцев на путях к Смоленску – городом Духовщина.
Войска Западного фронта после упорных боев сломили сопротивление противника и овладели важным опорным пунктом обороны немцев на подступах к Смоленску – городом и железнодорожной станцией Ярцево.
Таким образом, оказалась взломанной сильно укрепленная, долговременная оборонительная полоса немцев, запирающая так называемые Смоленские ворота.
В боях за освобождение городов Духовщина и Ярцево отличились войска генерал-лейтенанта Берзарина, генерал-лейтенанта Глуздовского, генерал-лейтенанта Голубева, танкисты, полковника Дремова и летчики генерал-лейтенанта авиации Громова и генерал-майора авиации Папивина.
Особенно отличились:
91-я гвардейская стрелковая дивизия генерал-майора Озимина, 17-я гвардейская стрелковая дивизия генерал-майора Квашнина, 184-я стрелковая дивизия полковника Цукарева, 46-я механизированная бригада полковника Манжурина, 47-я механизированная бригада подполковника Михайлова, 21-я артиллерийская дивизия генерал-майора артиллерии Самборского, 4-я истребительная противотанковая артиллерийская бригада полковника Савлевича, 4-я штурмовая инженерно-саперная бригада подполковника Матузаса, 306-я стрелковая дивизия полковника Кучерявенко, 134-я стрелковая дивизия генерал-майора Добровольского, 234-я стрелковая дивизия полковника Турьева, 178-я стрелковая дивизия генерал-майора Кудрявцева, 185-я стрелковая дивизия генерал-майора Андрющенко, 82-я Краснознаменная стрелковая дивизия генерал-майора Писарева, 274-я стрелковая дивизия полковника Шульги, 359-я стрелковая дивизия полковника Косолапова, 233-я штурмовая авиационная дивизия подполковника Смоловика, 123-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк майора Дымченко, 2-й гвардейский мотоциклетный полк [полковника] Полуботко, 529-й истребительный противотанковый артиллерийский полк подполковника Выборова, 72-й инженерный батальон майора [c.39] Мосензона, 90-й отдельный понтонно-мостовой батальон майора Семенова.
В ознаменование одержанной победы отличившимся в боях при прорыве сильно укрепленной оборонительной полосы немцев и за освобождение городов Духовщина и Ярцево соединениям и частям присвоить наименования:

“Духовщинских” –
91-й гвардейской стрелковой дивизии,
17-й гвардейской стрелковой дивизии,
184-й стрелковой дивизии,
46-й механизированной бригаде,
47-й механизированной бригаде,
21-й артиллерийской дивизии,
4-й истребительной противотанковой артиллерийской бригаде,
4-й штурмовой инженерно-саперной бригаде;

“Ярцевских” –
82-й Краснознаменной стрелковой дивизии,
274-й стрелковой дивизии,
359-й стрелковой дивизии,
529-му истребительному противотанковому артиллерийскому полку,
90-му отдельному понтонно-мостовому батальону,
72-му инженерному батальону,
2-му гвардейскому мотоциклетному полку,
233-й штурмовой авиационной дивизии,
123-му гвардейскому бомбардировочному авиационному полку;

“Рибшевской”–
306-й стрелковой дивизии;

“Вердинской” –
134-й стрелковой дивизии;

“Ломоносовской” –
234-й стрелковой дивизии;

“Кулагинской” –
178-й стрелковой дивизии;

“Панкратовской” –
185-й стрелковой дивизии.

Впредь эти соединения и части именовать:

91-я гвардейская Духовщинская стрелковая дивизия,
17-я гвардейская Духовщинская стрелковая дивизия,
184-я Духовщинская стрелковая дивизия,
46-я Духовщинская механизированная бригада,
47-я Духовщинская механизированная бригада,
21-я Духовщинская артиллерийская дивизия,
4-я Духовщинская истребительная противотанковая артиллерийская бригада, [c.40]
4-я Духовщинская штурмовая инженерно-саперная бригада,
82-я Краснознаменная Ярцевская стрелковая дивизия,
274-я Ярцевская стрелковая дивизия,
359-я Ярцевская стрелковая дивизия,
529-й Ярцевский истребительный противотанковый артиллерийский полк,
90-й Ярцевский отдельный понтонно-мостовой батальон,
72-й Ярцевский инженерный батальон,
2-й гвардейский Ярцевский мотоциклетный полк,
233-я Ярцевская штурмовая авиационная дивизия,
123-й гвардейский Ярцевский бомбардировочный авиационный полк,
306-я Рибшевская стрелковая дивизия,
134-я Вердинская стрелковая дивизия,
234-я Ломоносовская стрелковая дивизия,
178-я Кулагинская стрелковая дивизия,
185-я Панкратовская стрелковая дивизия.

Сегодня, 19 сентября, в 21 час столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует нашим доблестным войскам, прорвавшим оборону немцев на путях к Смоленску и овладевшим городами Духовщина и Ярцево, двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий.
За отличные боевые действия объявляю благодарность всем руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях за Духов-щину и Ярцево.
Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины!
Смерть немецким захватчикам!


Верховный Главнокомандующий
Маршал Советского Союза И. СТАЛИН
19 сентября 1943 года [№ 17]

Мурзилка
Модератор раздела

Мурзилка

Сообщений: 3305
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1128
МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА НА ЗДАНИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ДЕРЕВНИ МЕНДЮКИНО ЗАРАЙСКОГО РАЙОНА в память о формировании частей 19-й штурмовой инженерно-саперной бригады: «Здесь, в селении Мендюкино, в 1943 году формировались части 19-й Краснознаменной орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого инженерно-саперной бригады 13-й армии, прошедшей боевой путь от Курской дуги до Берлина и Праги». Мрамор. Автор - заслуженный работник культуры России В.И.Полянчев. Открыта 8 мая 1988г.

7-я штурмовая инженерно-саперная бригада в дальнейшем переименована в 19-ю ИСБ

Мурзилка
Модератор раздела

Мурзилка

Сообщений: 3305
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1128
Никифоров Н.И. / Штурмовые бригады Красной Армии в бою
Cерия: Великая Отечественная: цена Победы
Издательство: ООО "Издательство "Эксмо"
Дата выхода: 05.02.2008



«Панцирная пехота» Красной Армии, «советские кирасиры» — у большинства читателей, даже знакомых с историей Великой Отечественной войны не понаслышке, эти слова вызовут лишь недоумение. Так кто же они, эти солдаты в стальных кирасах? В первых рядах атакующих они подавляли вражеские огневые точки и штурмовали баррикады на улицах немецких городов, наводили мосты под огнем и прогрызали бетон неприятельской обороны. Имя им — штурмовые инженерно-саперные бригады. Вот что писал о них Герой Советского Союза генерал Галицкий, начальник инженерных войск 1-го Украинского фронта: «Личный состав бригады — это особые саперы, штурмовики с пуленепробиваемыми жилетами, в стальных касках, все вооружены автоматами. Они предназначены для боя совместно с пехотой и должны участвовать в прорыве обороны: в уничтожении дотов, дзотов, пулеметных гнезд и НП противника...» Созданная на переломном этапе войны, советская «панцирная пехота» по праву заслужила звание гвардии инженерных войск. ...

http://lib.rus.ec/b/171237/read#t9

Прикрепленный файл: 87029178169ddb3284ab67749eaa5054.jpg
Лайк (1)
Мурзилка
Модератор раздела

Мурзилка

Сообщений: 3305
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1128
Комбинезон для разведки и преодоления электризуемых проволочных
заграждений

Прикрепленный файл: 102_thumb.jpg
Мурзилка
Модератор раздела

Мурзилка

Сообщений: 3305
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1128
План инженерного оборудования «Дом Павлова» был настолько продуман, что 18 саперов под командованием сержанта Я. Ф. Павлова 58 суток удерживали рубеж, не допустив выхода врага к Волге

Именно саперы 329-го инженерного батальона совместно с воинами мотострелковой дивизии пленили под Сталинградом командующего 6-й немецкой армией фельдмаршала фон Паулюса

355 саперов удостоены звания Героя Советского Союза в битве за Днепр.
Лайк (1)
Мурзилка
Модератор раздела

Мурзилка

Сообщений: 3305
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1128
Спецназ генералиссимуса

О существовании этих подразделений старались не упоминать советские военные историки, их бойцов не показывают в художественных фильмах, о них…



…благоразумно помалкивают современные обличители «бездарного Сталина».

Может быть, таким игнорированием они были обязаны тому, что не совсем вписывались в лубочный образ советского «солдата-освободителя»? Действительно, в нашем представлении красноармейцы Великой Отечественной встают фигурами изможденных людей в грязных шинелях, гурьбой бегущих в атаку вслед за танком. Или усталыми пожилыми мужиками, курящими самокрутки на бруствере окопа. Ведь именно такие кадры старались запечатлеть военные кинохроники.

Наверное, их задачей было показать простого бойца рабоче-крестьянской армии, оторванного от плуга и станка, желательно неказистого. Мол, вон он сам какой, практически метр с пилоткой - а Гитлера побеждает! Такой образ как нельзя лучше соответствует и замордованной, истощавшей жертве сталинского режима. Которую с конца 1980-х годов постсоветские историки и кинорежиссеры посадили на телегу, дали в руки «трехлинейку» без патронов и отправили навстречу бронетанковым ордам фашистов - под зорким надзором заградотрядов.

В реальности, конечно, немцы сами въехали в СССР на 300-х тысячах телег, а что касается вооружения, то фашистская Европа уступала нам по числу выпущенных автоматов в 4 раза, а по самозарядным винтовкам в 10 раз.

В последнее время, конечно, взгляд на Великую Отечественную стал иным, муссировать тему «бессмысленных жертв» обществу надоело, и на экранах появились пограничники-терминаторы, разведчики-ниндзя, разудалые экипажи бронепоездов и другие персонажи – теперь уже гиперболизированные. Как говорится, из одной крайности да в другую. Хотя нужно отметить, что настоящие пограничники и разведчики (а также десантники и морпехи) действительно отличались хорошей физической формой и подготовкой. В стране, где спорт был массово-обязательным, «качков» было куда больше, чем сейчас.

И только один род войск так и не был замечен оком сценаристов, хотя заслуживает наибольшего внимания. Потому что из всех частей специального назначения (спецназа) Второй мировой войны самыми многочисленными и самыми сильными были советские штурмовые инженерно-саперные бригады (ШИСБр) резерва Верховного Главнокомандующего.

В ходе войны большинство воюющих сторон осознали, что классическая пехота не может выполнять многие специфические задачи. Поэтому Британия начала создавать батальоны «коммандос», США – отряды армейских рейнджеров, Германия реформировала часть своей мотопехоты в «панцергренадеров». Красная Армия же, начав в 1943 году свое великое наступление, столкнулась с проблемой больших потерь при взятии немецких укрепленных районов и во время уличных боев.

По части создания укреплений немцы были большими доками. ДОТы, зачастую бетонные или стальные, прикрывали друг друга, а за ними стояли батареи противотанковых орудий или самоходки. Все подходы густо минировались и опутывались колючей проволокой. В городах в ДОТ превращался каждый подвал или канализационный люк, даже руины становились неприступными фортами.

Можно было посылать на их штурм штрафников – бессмысленно укладывая тысячи солдат и офицеров на радость будущим обличителям «сталинизма». Можно было бросаться на амбразуру грудью – героически, но, скажем честно, бессмысленно. Поэтому Ставка, понимающая, что воевать с помощью штыка и «ура» пора прекращать, пошла другим путем.

Сама идея была взята у немцев, точнее – у армии кайзера. Еще в 1916 году в сражении за Верден германская армия применила специальные саперно-штурмовые группы, имеющие особое вооружение (ручные пулеметы и ранцевые огнеметы) и прошедшие специфический курс подготовки. Сами немцы о своем опыте подзабыли, видимо, рассчитывая на «блицкриг» - и потом долго топтались под Севастополем и в Сталинграде. Зато его взяла на вооружение Красная Армия.

Весной 1943 года началось формирование первых 15-ти штурмовых бригад. Основой для них послужили инженерно-саперные части РККА, поскольку новый спецназ требовал, прежде всего, технически грамотных специалистов. Ведь спектр их задач был довольно широк и сложен.

Для начала рота инженерной разведки исследовала вражеские укрепления на предмет их огневой мощи и «архитектурной прочности». Составляя подробный план, где расположены ДОТы и другие огневые точки, что они из себя представляют (земляные, бетонные или иные) и чем вооружены, какое имеют прикрытие, где располагаются минные поля и заграждения. На основе этих данных разрабатывался план штурма.

Далее в бой вступали штурмовые батальоны (до пяти на бригаду). Их бойцы отбирались особенно тщательно. Отсеивались все кандидаты старше 40 лет, а также физически слабые и тугодумы.

Такие требования пояснялись просто: во-первых, боец-штурмовик нес на себе груз в несколько раз больший, чем простой пехотинец. На него был надет стальной нагрудник, защищавший от мелких осколков и пистолетных (автоматных) пуль, за плечами часто висел увесистый мешок с «набором взрывника». В подсумках находился увеличенный боекомплект гранат, а также бутылок с «коктейлем Молотова», которые метали в амбразуры или оконные проемы. А с конца 1943 года в их распоряжение поступили ранцевые огнеметы.






Помимо традиционных автоматов (ППШ и ППС), штурмовые подразделения под завязку вооружались ручными пулеметами и противотанковыми ружьями - последние использовались как крупнокалиберные винтовки для подавления огневых точек.

Чтобы научить личный состав проворно бегать со всем этим грузом на плечах, а также сократить его возможные потери, ему устраивали жесткие тренировки. Помимо того, что бойцов в полной выкладке гоняли на полосе препятствий, над их головами еще и от души поливали боевыми патронами – чтобы правило «не высовываться» закрепилось у них на уровне инстинкта еще до первого боя. Другую половину дня занимали тренировочные стрельбы и взрывы, разминирования. Плюс к этому – рукопашный бой, метание ножей, топоров и саперных лопаток.

Это было куда труднее, чем тренировки, скажем, разведчиков. Ведь разведчик шел на задание налегке, и для него было главное не обнаружить себя. А боец-штурмовик не имел возможность прятаться по кустам, он не мог тихонько «смыться». И его целью были не одиночные пьяные «языки», а самые мощные укрепления Восточного фронта.






Бой начинался внезапно, иногда даже без артподготовки и без всяких воплей «ура!». Через заранее сделанные проходы в минных полях тихо проходили отряды пулеметчиков и автоматчиков, которые отрезали немецкие ДОТы от поддержки пехоты. С самим вражеским бункером разбирались взрывники или огнеметчики.

Даже самые мощные укрепления выводились из строя с помощью заложенного в вентиляционное отверстие заряда. Там, где путь преграждала решетка, поступали остроумно и сердито: выливали внутрь несколько канистр керосина и бросали спичку.

В городских условиях бойцы ШИСБр отличались умением появиться внезапно с самой неожиданной для немцев стороны. Все очень просто: они буквально проходили сквозь стены, прокладывая себе путь тротилом. Например, немцы превратили в ДОТ подвал дома. Наши бойцы заходили сзади или сбоку, взрывали стенку подвала (или пол первого этажа) и тут же выпускали туда струи из огнеметов.

Хорошую услугу в пополнении арсенала ШИСБр оказали… сами немцы. С лета 1943 года на вооружение гитлеровской армии начали поступать фаустпатроны («Panzerfaust»), которые отступающие немцы бросали в огромных количествах. Бойцы ШИСБра сразу нашли им применение: ведь фаустпатрон пробивал не только броню, но и стены. Интересно, что наши бойцы придумали специальную переносную стойку для залповой стрельбы из 6-10 фаустпатронов одновременно.

Использовались также хитроумные переносные рамы для запуска тяжелых отечественных 300-мм реактивных снарядов М-31. Их подносили на позицию, укладывали – и лупили прямой наводкой. Так, в бою на Линденштрассе (Берлин) по укрепленному дому были запущены три таких снаряда. Внутри оставшихся от здания дымящихся руин не выжил никто.

В 1944 году на поддержку штурмовых батальонов пришли роты огнеметных танков и всевозможные плавающие транспортеры. Мощь и эффективность ШИСБр, число которых уже достигало 20-ти, резко усилилась.

Однако вначале успехи штурмовых инженерно-саперных бригад вызвали у армейского командования головокружение. Сложилось неправильное мнение, что ШИСБр может все – и бригады начали посылать на все участки фронта, причем без поддержки других родов войск. Это была фатальная ошибка.

Если немецкие позиции активно прикрывались артиллерийским огнем, который не был предварительно подавлен, ШИСБр был почти бессилен. Ведь как бы ни были подготовлены бойцы, для немецких снарядов они были такими же уязвимыми мишенями, как и новобранцы в шинельках. Еще хуже, когда немцы отбивали свои позиции танковой контратакой – тут уж спецназ нес большие потери. Лишь в декабре 1943 года Ставка установила строгий регламент использования ШИСБр: теперь бригады обязательно поддерживались артиллерией, танками и вспомогательной пехотой.

Арьергардом ШИСБр были роты разминирования, в том числе по одной роте собак-миноискателей на каждую бригаду. Они шли вслед за штурмовыми батальонами и расчищали основные проходы для наступающей армии (окончательным разминированием местности занимались тыловые саперные части). Минеры тоже часто использовали стальные нагрудники - как известно, саперы порою ошибаются, а два миллиметра стали могли защитить их от взрыва небольших противопехотных мин. Во всяком случае, это было хоть какое-то прикрытие груди и живота.

Золотыми страницами в истории ШИСБр стали бои за Кенигсберг и Берлин, а также взятие укреплений Квантунской армии. Военные аналитики уверенно считают, что без инженерно-штурмового спецназа эти сражения затянулись бы, а потери Красной Армии были бы во много раз больше.

Но, увы, уже в 1946 году весь основной состав ШИСБр был демобилизован, а затем, по одной, бригады расформировали. Сначала этому способствовала уверенность очередных «тухачевских», что Третья мировая будут выиграна молниеносным ударом советских танковых армий. С появлением же ядерного оружия в советском Генштабе стали считать, что с противником прекрасно справится атомная бомба. Старикам-маршалам, видимо, и в голову не приходило, что если что и уцелеет в ядерном катаклизме – так это бункеры и подземные форты. «Вскрыть» которые мог бы, пожалуй, только ШИСБр.

Об уникальном советском спецназе просто забыли – так, что следующие поколения даже не знали о его существовании. Так была просто вытерта одна из самых интересных и славных страниц Великой Отечественной.
Сергей Кутовой


Мурзилка
Модератор раздела

Мурзилка

Сообщений: 3305
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1128
. Управление штурмовых и мото-штурмовых инженерно-саперных бригад
Наименования Периоды вхожденияв Действующуюрмию Последующиепереформирования
и преобразования
1 штурмовая комсомольская инженерно-саперная бригада
Переформирована из 64 исбр (I) 15.7.43-8.3.44
26.5.44-9.5.45
1 гвардейская штурмовая инженерно-саперная бригада 11.12.43-12.4.44
18.6.44-9.5.45
2 штурмовая инженерно-саперная бригада
Переформирована из 58 исбр (I) 10.7.43-9.5.45
2 гвардейская мото-штурмовая инженерно-саперная бригада 29.5.44-9.5.45 Переформирована из 2 гв. ибрсн
3 штурмовая инженерно-саперная бригада
Переформирована из 65 исбр (I) 16.7.43-9.5.45
4 штурмовая инженерно-саперная бригада
Переформирована из 66 исбр (I) 10.7.43-9.5.45
5 штурмовая инженерно-саперная бригада
Переформирована из 54 исбр (I) 11.7.43-21.4.44
18.6.44-9.5.45
9.8.45-3.9.45
6 штурмовая инженерно-саперная бригада 17.7.43-10.6.44 Переформирована в 17 исбр
7 штурмовая инженерно-саперная бригада 9.7.43-2.6.44 Переформирована в 19 исбр
8 штурмовая инженерно-саперная бригада
Переформирована из 55 исбр (I) 10.7.43-8.6.44 Переформирована в 10 исбр
9 штурмовая инженерно-саперная бригада 15.7.43-9.5.45
9.8.45-3.9.45
10 штурмовая инженерно-саперная бригада
Переформирована из 53 исбр (I) 13.7.43-9.5.45
11 штурмовая инженерно-саперная бригада 11.7.43-9.5.45
12 штурмовая инженерно-саперная бригада 14.9.43-9.5.45
13 штурмовая инженерно-саперная бригада
Сформирована на базе 72 исбр (I) и 5 гмибр 15.7.43-10.10.43
13.3.44-15.11.44
12.3.45-9.5.45
9.8.45-3.9.45
14 штурмовая инженерно-саперная бригада
Переформирована из 61 исбр (I) 10.7.43-9.5.45
15 штурмовая инженерно-саперная бригада
Переформирована из 3 имбр 23.9.43-11.5.45
16 штурмовая инженерно-саперная бригада
Переформирована из 15 исбр (I) 22.3.44-11.5.45
17 штурмовая инженерно-саперная бригада
Переформирована из 16 исбр 7.1.44-11.4.44
28.5.44-9.5.45
18 штурмовая инженерно-саперная бригада
Переформировала из 56 исбр (I) 1.10.43-6.6.44 Переформирована в 18 исбр
19 штурмовая инженерно-саперная бригада 21.11.43-9.5.45
20 мото-штурмовая инженерно-саперная бригада 19.6.44-15.11.44
9.8.45-3.9.45
21 мото-штурмовая инженерно-саперная бригада 9.10.44-9.5.45
9.8.45-3.9.45
22 гвардейская мото-штурмовая инженерно-саперная бригада 8.5.44-19.6.44
22.2.45-11.5.45
23 мото-штурмовая инженерно-саперная бригада
Переформирована из 43 ибрсн 8.5.44-19.6.44
10.12.44-11.5.45
Мурзилка
Модератор раздела

Мурзилка

Сообщений: 3305
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1128
Постановление Госудраственного Комитета Обороны № ГОКО-2442сс Об изготовлении броненагрудников на заводе № 700 Наркомчермета

1.Обязать Наркомчермет т.Тевосяна организовать производство стальных броненагрудников на заводе № 700 НКЧМ (Лысьвенском) на 20.000 штук в месяц и поставить НКО в октябре месяце 1942 года 7000 штук, в ноябре и декабре месяцах
по 20.000 штук в месяц.
2.Обязать Наркомтекстиль т. Акимова поставить в IV квартале заводу № 700 НКЧМ в счет фондов НКО, хлопчатобумажную ткань
цвета хаки, нитки и сукно серове шинельное, необходимое для обшивки броненагрудников, в колличествах,
в соответствии с п.1 насточщего постановления.
3.Обязать наркоматы поставить в IV квартале 1942 г. равномерными партиями по месяцам заводу № 700 НКЧМ следующие
материалы:

Наркомлес СССР - скипидар очищенный - 0,3 тн.
Наркомхимпром - краску защитную 4-БО - 2 тн.
Наркомчермет - бензол чистый каменноугольный - 3 тн.

Председатель Госудраственного Комитета Обороны И.Сталин


Прикрепленный файл: s320x240.jpg
Мурзилка
Модератор раздела

Мурзилка

Сообщений: 3305
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1128
Отчет
начальника инженерных войск 13-й армии начальнику штаба инженерных войск 1-го Украинского фронта об инженерном обеспечении форсирования р. Днепр с хода войсками армии в сентябре 1943 года
(21 ноября 1943 г
.)
СЕКРЕТНО


ОТЧЕТ
ПО ФОРСИРОВАНИЮ р. ДНЕПР НА УЧАСТКЕ ст. ИОЛЧА,
ГЛЫБОВО В ПОЛОСЕ НАСТУПЛЕНИЯ 13-й АРМИИ1
В связи с тем, что войска армии с хода и на широком фронте приступили к форсированию р. Днепр, границу между периодом подхода к реке и подготовительным периодом указать трудно, так как одновременно с форсированием р. Днепр производились ремонт дорог, просадка новых маршрутов, строительство мостов и проч.
Задача инженерного обеспечения подхода к р. Днепр и подготовительного периода заключалась в том, чтобы обеспечить дорогами и путями для эвакуации и подвоза, подтянуть табельные переправочные средства в районы сосредоточения, инженерные части придать соединениям для взаимодействия.
В этот период – к 17.9.43 г. – в армии находились:
– 7-я штурмовая инженерно-саперная бригада в составе 31-го, 33-го и 35-го штурмовых инженерно-саперных батальонов (два батальона – 32-й и 34-й штурмовые инженерно-саперные батальоны – временно были приданы 61-й армии и обеспечивали переправами ее войска через р. Десна в районе Короп);
– 275-й армейский инженерный батальон и девять дивизионных саперных батальонов.
Инженерные части армия распределялись:
33-й штурмовой инженерно-саперный батальон придан 15-му стрелковому корпусу с задачей обеспечить переправами через р. Днепр с распределением рот – по одной роте на дивизию первого эшелона и одна рота в резерве корпусного инженера;
31-й штурмовой инженерно-саперный батальон придан 17-му гвардейскому стрелковому корпусу с задачей обеспечить переправу войск корпуса [через р. Десна] в районе Надиновка, отремонтировать дороги в полосе корпуса и одной ротой строить мост совместно с 35-м штурмовым инженерно-саперным батальоном;
35-й штурмовой инженерно-саперный батальон производил постройку балочного деревянного моста через р. Десна в районе Надиновка;
275-й армейский инженерный батальон одной ротой и 50 % переправочного парка МДП А-32 обслуживал 129-ю танковую бригаду, одной ротой оборудовал командный пункт штаба армии, одна рота находились в резерве начальника инженерных войск армии.
Все инженерные части находились в боевых порядках соединений.
Два батальона 7-й штурмовой инженерно-саперной бригады и 50-й моторизованный понтонно-мостовой батальон после пропуска войск 61-й армии должны были возвратиться обратно. 49-й моторизованный понтонно-мостовой батальон, 1-й и 7-й батальоны инженерных заграждений 1-й гвардейской бригады специального назначения находились на подходе.
До подхода к р. Днепр войска армии форсировали р. Десна в районе Короп, р. Сейм, р. Десна на участке Чернигов, Моровск, отчет о форсировании которых представлен 30.10.43 г. за № 020883.
Произведенной инженерной разведкой установлено, что оборонительных сооружений как по восточному, так и по западному берегу р. Днепр противник не создал. Лишь на отдельных участках в районе железнодорожного и деревянного мостов, а также из населенных пунктов, расположенных вблизи берега, противник ведет пулеметный огонь. Из глубины артиллерийским и минометным огнем обстреливает реку и подступы к р. Днепр.
Мосты, баржи – уничтожены. Рыбацкие лодки частично приведены в негодность. Исправных сравнительно мало.
Лесоматериала для устройства плотов имеется в достаточном количестве.
Ширина р. Днепр колеблется на различных участках от 190 до 350 м. Берега пологие, песчаные, поросшие мелким кустарником, служащим хорошей маскировкой. Разведка уточнила места пунктов переправ и наметила колонные пути, которые в дальнейшем при их улучшении и ремонте служили постоянно действующими дорогами.
На основе инженерной разведки командование и общевойсковые командиры приняли окончательное решение на форсирование.
К 24.00 21.9.43 г. войска армии левым флангом в составе 17-го гвардейского стрелкового корпуса и к 24.00 22.9.43 г. правым флангом в составе 15-го стрелкового корпуса подошли к р. Днепр. 28-й стрелковый корпус прикрывал правый фланг армии с севера ввиду того, что армия глубоко вышла вперед и были угроза флангу в случае контратак противника.
В силу того, что форсирование р. Днепр совершалось на широком фронте при отсутствии дорог и по песчаному грунту, а местами по сыпучему песку, инженерные части армии произвели большую работу по улучшению дорог, устраивая хворостяную выстилку. Всего было проложено новых дорог около 200 км, из них около 30 км выложены (улучшены) хворостом и частично – плетнями.
Практика показала, что уложенный на песчаный грунт хворост с незначительным добавлением соломы или сена и присыпанный увлажненным песком улучшает дорогу, которую возможно эксплуатировать довольно длительное время. 1 кубометр хвороста и 30-40 кг соломы или сена на 10 м дороги могут быть признаны хорошей дозировкой […]
На расцвете 22.9.43 г. части 17-го гвардейского стрелкового корпуса на участке Нижн. Жары, Старо-Глыбов и на рассвете 23.9.43 г. части 15-го стрелкового корпуса на участке железнодорожный мост, Сивки с хода и на широком фронте приступили к форсированию р. Днепр.
К этому времени было собрано 25 плотов из бревен и бочек, 42 рыбацкие лодки, 2 баржи и 4 десантных лодки А-3. Общая грузоподъемность переправочных средств составила 45.5 тонны и две баржи грузоподъемностью 85 тонн.
Другие табельные средства переправы к этому сроку были на подходе, а парки Н2П действовали через р. Десна.
Противник оказывал сильное огневое сопротивление из районов: железная дорога, м. Комарин, Нижн. Жары и Теремцы, но был выбит из этих пунктов подразделениями, переправившимися севернее и южнее этих мест.
Передовые отряды усиленные артиллерией, успешно продвигались на запад, расширяя захваченный плацдарм. Для пропуска главных сил и для транспорта приступили к наводке понтонного и постройке деревянных мостов. Прибывшее переправочное имущество использовалось как паромные переправы. К этому же времени [27.9.43 г.] прибыли все инженерные части […].
Всего в этот период [к 27.9.43 г.] действовало 12 пунктов переправ […].
Общая грузоподъемность всех переправочных средств составила 483 тонны, в том числе табельные средства – 356 тонн и подручные – 127 тонн за один рейс. Эти переправочные средства были способны переправить на всех 12 пунктах за один рейс: личного состава – 1850 человек, дивизионной артиллерии и автомашин – 85 единиц, противотанковых орудий – 45 единиц, станковых пулеметов – 185 штук, подвод – 72 подводы […].


ВЫВОДЫ
1. Форсирование больших водных преград, как реки Сейм, Десна, Днепр и Припять, частями 13-й армии проводилось впервые.
2. Во всех случаях перед началом форсирования проводилась инженерная разведка дивизионными и полковыми саперами, а также саперами инженерных частей армии и офицерской разведкой штаба инженерных войск.
Инженерная разведка ставила своей целью:
а) выбор мест форсирования на подручных средствах, легких и тяжелых табельных переправочных средствах, а также мест постройки стационарных балочных мостов;
б) выявление всех подручных средств на восточном берегу рек и наличие других материалов, могущих быть использованными для форсирования;
в) ремонт подручных переправочных средств и сосредоточение их в районах переправ;
г) разведка и привешивание подъездов к переправам, а также определение объема работ по ремонту подъездов.
3. Форсирование водных преград во всех случаях проводилось на широком фронте одновременно, что способствовало успешному выполнению задач командования, так как противник вводился в заблуждение и не мог точно определить истинное место переправы главных сил и организовать на этом участке какие-либо серьезные контратаки.
4. Благодаря тому, что весь личный состав инженерных частей и общевойсковых соединений был заранее подготовлен и ориентирован на решение столь важных задач – форсирование больших рек в основном на подручных средствах, при ограниченном количестве табельных переправочных средств, и благодаря решимости во что бы то ни стало выполнить приказ командование – поставленные задачи были выполнены успешно.
5. При форсировании водных преград во всех случаях применялся метод наращивания переправочных средств, а именно:
а) подручные переправочные средства усиливались легкими табельными переправочными средствами;
б) легкие табельные переправочные средства усиливались тяжелым парком Н2П;
в) тяжелые табельные переправочные средства усиливались путем постройки стационарных балочных мостов.
6. Переправа войск и материальной части через водные преграды проводилась под непрерывным воздействием артиллерийского и минометного огня и авиации противника. Переправы разрушались, материальная часть выводилась из строя, но благодаря самоотверженной работе саперов и понтонеров переправы восстанавливались и переправа войск не прекращалась.
7. При постройке балочных мостов в широких масштабах применяли практику мобилизации плотников из гражданского населения и гужевого транспорта для подвозки лесоматериалов.
Строительный материал заготавливался и подвозился к месту работ (не во всех случаях) заблаговременно, а с захватом плацдарма сразу же приступали к постройке мостов.
8. К недостаткам при форсировании водных преград следует отнести:
а) в начальный период было недостаточное количество легких табельных переправочных средств;
б) недостаточное количество тяжелых табельных переправочных средств;
в) отсутствие транспорта для маневрирования даже теми ограниченными табельными средствами, которые имелись в войсках, так как 49-й и 50-й отдельные моторизованные понтонно-мостовые батальоны своего транспорта не имели;
г) отсутствие горючего также являлось одним из факторов, тормозящих своевременную переброску табельных переправочных средств от одного водного рубежа к другому;
д) несвоевременное и недостаточное прикрытие районов форсирования средствами противовоздушной обороны и прикрытие с воздуха, что приводило к излишним потерям в живой силе, транспорте и технике. Особенно это ощущалось в период с 3.10.43 г.;
е) в начальный период форсирования водных преград недостаточно четко была организована комендантская служба […].


Начальник инженерных войск 13-й армии
полковник КОЛЕСНИКОВ


Начальник штаба инженерных войск 13-й армии
подполковник ДЕНИСЮК

21 ноября 1943 г.4
Ф. 361, оп. 19754с, д. 4, лл. 389-393. Машинописная копия.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 7 8 9 Вперед →
Модератор: Мурзилка
Вверх ⇈