Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
i.gif

Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Раздел по губернии создан по уездам/волостям/районам.
Просьба - придерживаться этой схемы.

СПИСОК населённых мест по которым работают исследователи в дневниковых и фамильных темах
https://forum.vgd.ru/2163/102072/

Новая Чигла

Село Бобровского уезда Воронежской губернии

← Назад    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 10 11 12 13 14 * 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Вперед →
Модераторы: РоманС, Лёна
Valedol1972

Valedol1972

Новая Чигла
Сообщений: 163
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 685

lady495 написал:
[q]
Добавлю про Шепелева Г.М. документы о болезнях в 1916 и 1917 г.
Получается, он по службе очутился в Новой Чигле.

[/q]


Судя по данным документам, в Бобровском уезде, точнее пока сказать нельзя. Подтверждение его нахождения в Новой Чигле есть только в метриках 1918 года.
Лайк (1)
madam raja
Новичок

madam raja

Воронежская область
Сообщений: 26
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 14

luba789 написал:
[q]

Lada495 здравствуйте!Это
[/q]

Это касается села Новая Чигла может будет кому то интересно.

А что именно? Я, конечно, прочла "носом", но не встретила там слов Новая Чигла
---
ищу Крутовых, Филатовых, Коноваловых, Бездуховых из Воронежской области.
Ищу Филатовых из Украины: туда мой дед уехал в 1935г.
lady495

Сообщений: 902
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 842

madam raja написал:
[q]
А что именно? Я, конечно, прочла "носом", но не встретила там слов Новая Чигла
[/q]

Это статья про село, которое было основано в Хакасии высланными жителями Новой Чиглы, которые были субботниками/ иудействующими.
В самой статье ошибка в названии Чиглы - она названа Чисолкой, а не Чиголкой. Но второе название- Покровское упомянуто верно.
Из статьи: «Деревня основана под названием Обетованная в майские дни 1830 года выходцами из Воронежской губернии.
С 1850 года по 1917 год называлась деревня Иудино.
С 1917 года по 1958 год - село Иудино.
С 1958 года - село Бондарево...
...Деревня была центром сектантства в Минусинском уезде, где проживали люди, порвавшие с православной верой – субботник с 1848 года – молокане.
Жители деревни первые в Минусинской котловине, среди русского населения, стали заниматься орошением.
С 1867 года по 1898 год в деревне проживал Тимофей Михайлович Бондарев, автор книги «Торжество земледельца или трудолюбие и тунеядство.», которую Лев Толстой назвал гениальной...
...Всего 82 души поселились первоначально на новом месте. Фамилии первых поселенцев Даниловы, Шишлянниковы, Ипатовы, Архиповы, Салунковы, Богдановы, Петровы, Григорьевы, Борисовы. Поселенцы эти – бывшие крепостные крестьяне графа Кушелева- Безбородко – проживали ранее в Воронежской гебернии Бобровского уезда село Покровское Часолки. Архивные материалы не сообщают почему они были отпущены на волю, но из документов видно, что в Сибирь они прибыли добровольно, так как были причислены в разряд государственных крестьян. Поселились они первоначально в Кр. округе Сухобузимской волости, но здесь пробыли недолго и переселились в Минусинский уезд в деревню Каптерево, а в 1939 году добились разрешения основать новую деревню и как поклонники «Ветхого» завета назвали её «Обетованная» , это значит избранное место.
Данные крестьян были «отпавшими» от православной веры сектантами – субботниками...»
---
Дубровенская вол. Горецкого у. Могилевской губ.; с. Коробовка и Княжая Байгора Сокольского / Усманского у.; с. Новая Чигла Бобровского у.; Хатунская вол. Московского у.; с. Подхожее и П. Выселки Веневского у., д. Тулеино и Шепелевка, Каширского у.
1echerenk6
Новичок

Сообщений: 1
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1
[ Ответ на сообщение rodowod ]
За участие в волнениях в феврале 1930 г. суровые наказания понесли и жители Новой Чиглы...

Уважаемый Владислав! Из каких документов Вы получили эти сведения? Где найти мне официальный документ о высылке из Новой Чиглы в 1930 году моего дедушки? Кажется, после ареста он работал на метрострое.
Valedol1972

Valedol1972

Новая Чигла
Сообщений: 163
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 685
ДОЛГУШИНЫ

История Долгушиных Таловского района Воронежской области имеет уже более чем 200-летнюю историю. Эта фамилия в конце 18-го века появилась в селе Новая Чигла, затем, в середине 19-го века, переселенцы с этой фамилией стали одними из основателей села Александровка, а позже и других населенных пунктов Воронежской области. Так фамилия стала распространяться по региону, а в 20-м веке потомки первых Долгушиных нашего района уже стали проживать не только по всей стране, но и за ее пределами.
Так кто же были первыми ее носителями? Итак, в конце 1745, в начале 1746 года, по Указу Императрицы Елизаветы Петровны, из дворцовой Хатунской волости Московского уезда в дворцовую Битюцкую волость переводятся дворцовые крестьяне в количестве 841-й души мужского пола. Эти переведенные крестьяне становятся основателями современного села Новая Чигла, в далеком прошлом имевшего сначала название поселок и затем село Покровское Битюцкой волости.
Среди этих дворцовых крестьян есть и семья ВАСИЛИЯ ЗОТОВА, 37 лет от роду (1709 года рождения), переведенная из деревни КОЧЕВИНО Хатунской волости. На момент переселения семья состояла из 5 человек: Василия, его жены Татьяны, дочери крестьянина Хатунской волости Клима Горбунова, 43 лет (1703 года рождения, это становится ясно при изучении дальнейших архивных документов) и 3-х сыновей: Василия 3-х лет, и годовалых близнецов Дмитрия и Архипа.
Вот именно этот Василий, Зотов-сын, и становится прародителем всех вышеуказанных Долгушиных!
После переселения, на следующий 1747 год, у Василия и Татьяны умирает сын Архип. Сам Василий проживет на чигольской земле 10 лет и умрет в 1756-м году. Уже после его смерти, в 1758-м году у Татьяны рождается еще один сын, Герасим, незаконнорожденный. Но со временем, Герасим также как и его братья, будет носить отчество и фамилию их отца -Василия- сына Зотова, по прозвищу Долгуша. Именно прозвище Василия, а не его предков дало фамилию всем его потомкам, потому как потомки его брата, Тимофея Зотова, также переселившегося «на Битюк», будут носить фамилию Зотовы.
Точной даты приобретения фамилии Василием, Дмитрием и Герасимом пока точно установить не удалось, но точно можно сказать, что это произошло в период с 1763 по 1811 год. Именно по данным переписи 1812 года удалось точно определить, что Дмитрий Васильевич, Герасим Васильевич, их дети и внуки, а также дети и внуки Василия Васильевича (сам он до переписи 1812 года не дожил) имеют фамилию Долгушин и они единственные жители с этой фамилий в Новой Чигле!
Вот такова история Долгушиных нашего села, района и всех их родственников!

Файлы:1. Переписная книга дворцовых и монастырских крестьян по сказкам 1745-1746 годов (ГАВО ф.И18 оп.1 д.91 л.550);
2. Ревизские сказки о дворцовых, монастырских, помещичьих крестьянах Битюцкой дворцовой волости за 1763-1765 годы (ГАВО ф. И18 оп.1 д.124 л. 145)
3. Ревизские сказки о помещичьих крестьянах, дворовых людях Бобровского уезда. С. Покровское (Новый Чигольск) за 1816 год. (ГАВО ф.И18 оп.1 д.184 л.206)

Прикрепленный файл: 1.jfif2.jfif, 170645 байт3.jfif, 217334 байт
Лайк (1)
Valedol1972

Valedol1972

Новая Чигла
Сообщений: 163
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 685
БУРМЫКИНЫ

Продолжая исследовать историю появления новочигольских фамилий, поделюсь найденным материалом о Бурмыкиных. Предок Бурмыкиных, как и предок Долгушиных, также переведен с Хатунской дворцовой волости, но только с села Талеж ( ныне село Талеж Чеховского района Московской области).
Глава семейства, ФИЛИПП ПРОКОФЬЕВ, 23 лет от роду (1723 года рождения) переселился с женой (имя, отчество и возраст которой установить не удалось, так как в 1746-м году женщины переписаны не были, а до следующей переписи 1763 года она не дожила), 2-мя сыновьями, Никитой - 4-х лет, Иваном – 2-х лет и родным братом, Афанасием – 14 лет.
После переселения у ФИЛИППА рождаются дети: Захар-в 1748 году и Анисим-в 1751-м году. В 1752-м году, в возрасте 29 лет Филипп Прокофьев умирает, а через 4 года, в 1756-м году, умирает его старший сын Никита, 14-ти лет. Дети Филиппа: Иван, Захар и Анисим продолжают жить одной семьей вместе с братом Филиппа, Афанасием, который в 1755-56 годах женится и к 1763-му году имеет 4-х детей- одного мальчика и 3-х девочек. Но так как потомки Афанасия не будут носить фамилию Бурмыкины, а, предположительно, будут Карасевы, не будем подробно на них останавливаться. А вот Иван и Захар дадут фамилию Бурмыкины всем дальнейшим поколениям Бурмыкиных Новой Чиглы!
Дальнейшая судьба Ивана, Захара и Анисима, после 1763-го года, пока не выяснена. Известно лишь, что Захар в 1763-м году, в возрасте 15 лет, женится на Евдокии Осиповой, 20 лет, из села Борщево, Иван умирает в 1813-м году в возрасте 69 лет, Захар и Анисим не доживут до 1811 года, при этом у Анисима не останется потомков. Дети Ивана- Семен и Тихон, и дети Захара-Прохор и Андрей, продолжат род Бурмыкиных нашего села. Хочется добавить, что Филипп изначально поселился на левом берегу реки Чигла, где и продолжат проживать все его дети и внуки, за исключением одного из сыновей Ивана- Семена, который женился на вдове по имени Мавра и перешел жить в ее дом, на правый берег реки, в район современной улицы Московской.
Такова история еще одного рода основателей нашего села.
Файлы:
1. Переписная книга дворцовых и монастырских крестьян по сказкам 1745-1746 годов (ГАВО ф.И18 оп.1 д.91 л.535);
2. Ревизские сказки о дворцовых, монастырских, помещичьих крестьянах Битюцкой дворцовой волости за 1763-1765 годы (ГАВО ф. И18 оп.1 д.124 л. 134)
3. Ревизские сказки о помещичьих крестьянах, дворовых людях Бобровского уезда. С. Покровское (Новый Чигольск) за 1816 год. (ГАВО ф.И18 оп.1 д.184 л.32)

Прикрепленный файл: 1746 — копия.JPGБурмыкины начало 1763 — копия.JPG, 216580 байтябурм 1816  32.JPG, 136367 байт
Valedol1972

Valedol1972

Новая Чигла
Сообщений: 163
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 685
СЕЛО АЛЕКСАНДРОВКА.

Предлагаю ознакомиться с полученными архивными материалами о населённых пунктах, которые основали выходцы из села Новая Чигла в 19 веке.
Первое на очереди – село Александровка. Первое упоминание об Александровке отнесено к 1838 году, когда в метрических книгах Покровской церкви села Новая Чигла появляются первые записи о крестьянах поселка Александровский. Ведь именно в Покровской церкви, до постройки церкви в своем селе. будут креститься, венчаться и отпеваться все жители Александровки. В приведенной ниже таблице указано количество записей в метрических книгах о жителях вновь образованного поселка за первые 2 года. Данные приведены в сравнении с общим числом родившихся, обвенчавшихся и умерших жителей за каждый год. Из приведенных таблиц видно, как стремительно заселялся поселок и росло количество жителей (Файл 1).
Всех жителей, переселившихся из села Новая Чигла в поселок Александровский, установить практически невозможно. Но список первых жителей, указанных в метрических книгах, привожу ниже (Файл 2).

Источник: Государственный архив Воронежской области, Ф. И-84, Оп.2 Д 8 Метрическая книга с. Новая Чигла, Покровская церковь, Бобровского уезда, Воронежской губернии 1838-1840 гг.

Прикрепленный файл: 1.JPG2.JPG, 195416 байтСнимок.JPG, 135774 байт
Лайк (1)
Valedol1972

Valedol1972

Новая Чигла
Сообщений: 163
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 685
СЕЛО НИКОЛЬСКОЕ.

Первое упоминание о Никольском поселке, как и о Александровском поселке, отнесено к 1838 году, когда в метрических книгах Покровской церкви села Новая Чигла появляются первые записи о крестьянах поселка Никольского. Ведь именно в Покровской церкви, до постройки церкви в своем селе. будут креститься, венчаться и отпеваться все жители Никольского. В приведенной ниже таблице указано количество записей в метрических книгах о жителях вновь образованного поселка за первые 2 года. (Файл 1) Данные приведены в сравнении с общим числом родившихся, обвенчавшихся и умерших жителей Прихода. Из приведенных таблиц видно,что Никольский поселок заселялся быстрее Александровского.
Список первых жителей, указанных в метрических книгах, также приведен ниже (Файлы 2,3).

Источник: Государственный архив Воронежской области, Ф. И-84, Оп.2 Д 8 Метрическая книга с. Новая Чигла, Покровская церковь, Бобровского уезда, Воронежской губернии 1838-1840 гг.

Прикрепленный файл: а.JPG1.JPG, 165135 байт2.JPG, 38810 байтСнимок.JPG, 218384 байт
Лайк (2)
Valedol1972

Valedol1972

Новая Чигла
Сообщений: 163
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 685
ИУДЕЙСТВУЮЩИЕ НОВОЙ ЧИГЛЫ.
Часть 1
Иудействующие, или субботники - кто они?
Казалось бы, что общего может иметь наше исконно русское православное село с верой, не относящийся к христианству? Но, как оказалось, имеет, вернее имело, да еще самое непосредственное.
В начале XIX века, практически каждый 7-й житель села Новая Чигла был человеком «Моисеева закона». Давайте приоткроем и эту неизвестную страницу истории наших предков.
Итак, чтобы лучше разобраться в этом, нужно понять, кто же такие иудействующие или иначе субботники? По словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, это группы или секты, в той или иной степени отступающие от догматов христианства под влиянием иудаизма либо отождествляющие себя с евреями. (1)
Собственно говоря, субботников нужно считать вероучением, а не сектой, их вероучение ничем не разнится от иудейского. Поэтому правильнее их рассматривать, как русских крестьян, принявших вполне иудейское вероисповедание и ни на йоту от него не отступающих, их называют субботниками и иудействующими, но они сами себя называют древнееврейским словом «геры», что значит новообращенные. (2)
Субботники (иудействующие) отвергали христианское ве¬роучение и культ и обращались только к Ветхому Завету. При¬знавали не Троицу, а единого Бога, отрицали божественность Христа, считали, что Христос – один из пророков, отвергали Церковь, ее иерархию, таинства, символы, особенно – иконопочитание. Праздновали еврейские праздники, почитали субботу, а не воскресенье, отсюда и название субботники, совершали обрезание. Во всех их общинах имелся наставник или хазен. Имелась тора, т.е. пятикнижие Моисея, написанное на пергаменте. Хазен во время богослужения надевал на себя покрывало талыз, носил жилет с длинными кистями, т.е. «цицис», которые предписывается носить каждому еврею. На дверных косяках-«мезуза», т.е. ящичек со словами ветхого завета за стеклом.
В брак старались вступать только с единоверцами, бритье бороды почиталось грехом. Придерживались пищевых запретов: не употребляли алкогольных напитков, не ели мяса животных, которые в Библии отнесены к нечистым. Во время менструального периода и после него в течении 7-ми дней, а после родов несколько недель, женщина считалась нечистою: она не ела за общим столом, имела отдельную посуду. (3)
На Пасху иудеи едят из специальной посуды, а не из обычной, которую называют «кислой». Родительский день отмечается осенью, после чего празднуется еврейский праздник «кущей». Особый и похоронный ритуал: умершего нужно обязательно похоронить в день смерти, зажечь вокруг столько свечей, сколько было у покойного детей (нужно, чтобы свечи горели круглосуточно), в доме поставить стакан с водой и ежедневно менять воду. (3.1)
В 1-й четверти ХIХ века “иудеизация” сельского населения России приобретала угрожающие темпы. Правительство и Святейший Синод били тревогу по поводу “бедственной заразы”, охватившей Россию. Особенно стремительно сектантство распространялось в Воронежской губернии.
Какова же причина столь массового обращения крестьянского населения в иудейство?
Во-первых, необходимо уяснить, почему в глазах обращаемых Ветхий Завет получал преимущества перед Новым Заветом.
Ключ к разгадке такого предпочтения мы находим уже в самом раннем официально зафиксированном свидетельстве об иудействующих — в описании “заблуждения”, появившегося в воронежско-тамбовском регионе и обнаруженного местной духовной консисторией в 1765 г. Среди постулатов нового антицерковного учения, сформулированного его последователями, был и такой: “субботу почитать, а воскресенье не почитать, затем, что оно установлено по новой благодати”. Очевидно, что выбор в пользу празднования субботы перед воскресеньем базировался на принципе преимущества старого перед новым, изменившим старое. Эта мысль в тех или иных вариациях будет повторяться у субботников на протяжении всего последующего времени.
Так, во время суда над иудействующими, обнаруженными в XIX веке в одной из внутренних губерний России, на вопрос губернатора: “А кто же вас этому научил, старички?”, один из сектантов ответил: “Нас научила старая, престарая старуха”. На приказание привести старуху субботник принёс Библию со словами: “Вот эта самая старуха, которая нас научила и открыла глаза нам и показала нам путь к Отцу”; “старше этой старухи и мудрее её нет”.
Наследники первых воронежских сектантов во второй половине XIX века повторяли: “Наша вера старее вашей”; “Вера наша древняя, вера праотцев и отцев, а потому важнее и спасительнее”.
Во-вторых, заслуживает внимания тот факт, что материальное положение многих иудействующих, упоминаемых в архивных документах уже первой трети XIX века, было достаточно благополучным, а их экономическая активность — высокой.
Владелец села Новая Чигла Воронежской губернии граф А. Г. Кушелев-Безбородко подчёркивал, что живущие в нём сектанты неукоснительно исполняют казённые и помещичьи повинности, с успехом занимаясь земледелием. Неслучайно в 1819 году в Министерстве внутренних дел империи пришли к заключению, что одной из “приманок”, которой субботники “могут прельстить слабоумных”, является “изобилие в жизненных потребностях”.
Этот “экономический фактор” в жизни последователей “Мо謬¬се¬ева закона” обозначился ещё более ярко во второй половине XIX века. Воронежские иудействующие этого времени отличались зажиточностью, исправно выплачивая подати и усердно занимаясь сельским хозяйством, что отмечали наблюдатели. Именно поэтому православные охотно отдавали своих дочерей замуж за субботников в надежде обеспечить их и получать помощь от семьи зятя. Крепкие, просторные, опрятные избы, нарядная одежда жителей, явный достаток обнаруживались у сектантов, что выгодно отличало их от православных соседей. Внешний вид домов, внутренняя обстановка, отсутствие нищих — всё свидетельствовало о материальной состоятельности обитателей и их хозяйственной активности. (4)
(Продолжение следует)

Лайк (2)
Valedol1972

Valedol1972

Новая Чигла
Сообщений: 163
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 685
ИУДЕЙСТВУЮЩИЕ НОВОЙ ЧИГЛЫ.
Часть 2
Расцвет.
В Воронежской губернии субботники, как секта, были открыты в 1806 году, когда Воронежский епископ писал донесение, что секта иудействующих возникла между православными христианами около 1796 года и распространилась в 6 селениях Бобровского и Павловского уезда. На Битюгу и Икорцу субботники встречались в Бобровском уезде в селах Мечетке, Озерках, Верхне-Тишанке, Новой Чигле. Каким же образом появились субботники в Воронежской области?
На этот вопрос дает ответ история колонизации сел, где встречаются субботники. Новая Чигла и Верхне-Тишанка населены выходцами из Хатунской волости Московской губернии. Часть выходцев из Хатунской волости была поселена и в Мечетке. (5)
Таким образом, становится ясно, что субботники переселились в Воронежскую губернию в числе прочих выходцев из Московской губернии в XVIII столетии, где они встречались еще в далеком прошлом. Это же подтверждается и историями возникновения фамилий иудействующих нашего села, все они-первопоселенцы. При этом нужно отметить, что и имена наши предки, последователи «Моисеева Закона», давали своим детям и имели сами в большинстве своем ветхозаветные и древнееврейские. Так, при переселении многие крестьяне нашего села имели имена, говорящие об этом факте: Давид, Даниил, Авраам, Яков, Иосиф, Моисей, Вениамин, Илья, Семен, Матвей, Азар, Осей, Елизар, Исай, Насон, Фадей, Малафей, Лазарь, Аким (6).
В XVIII и XIX веках эти имена были распространены в Новой Чигле так же, как сейчас Александры, Алексеи, Владимиры, Михаилы, Николаи и Сергеи.
В дальнейшем о Новочигольских субботниках известно, что в 1805 году «крестьяне де того села Федор Ермилов, Дмитрий Сапунков с товарищами домов более 40 объявили себя субботниками древнего закона, от Церкви святой отказались и всякие требы рождающихся и умирающих производят сами собой по своему заблуждению». (7)
Также, в выписке из дела «О секте Моисеева закона, возникшей в Воронежской губернии», предоставленной нам известным исследователем истории русских иудействующих Татьяной Игоревной Хижая, стоит обратить внимание на слова из письма епископа Воронежского и Черкасского Епифания А.Н. Голицыну от 21 ноября 1818 года:
«Из представленной ко мне от Воронежской Духовной Консистории справки, усмотрел я, что секта известна стала епархиальному начальству в 1797 году, открыта первоначально в селах: Покровском, Чиголка тож, и Тишанке. Из донесения Мефодию, бывшему епископу Воронежскому от священно-церковнослужителей села Покровского видно, что секта ими замечена в 1796 году в доме дворцового крестьянина Димитрия Филимонова, где в каждую субботу собираясь, некоторые из прихожан, в том числе приписавшийся в городе Боброве из поляков Иван Селянов и села Тишанки 2 человека дворцовых крестьян, сидя за столом, читали Библию и производили толки, противные христианской вере». (8)
Исследуя эту информацию выяснено, что Дмитрий Сапунков и Димитрий Филимонов, это один и тот же человек, Дмитрий Филимонов (-ич) Сапунков. Просто в первом случае он записан по семейному прозванию (фамилии), а во втором, по отчеству. Федор Ермилов оказался родным племянником Дмитрия, Федором Ермиловым (-ичем) Сапунковым (9). Отец его, Ермил Филимонов (-ич) Сапунков, родился в 1753 году и был средним сыном Филимона Никонова (-ича) Сапункова (10). Филимон, в свою очередь, был одним из первопоселенцев, он был переведен вместе с отцом Никоном Ивановым (-ичем) и братьями: Тимофеем, Семеном и Прокопием из села Мышенского (11). Интересен факт, что упоминания о Федоре и Дмитрии, как об открыто вышедших из православия, относятся к 1796 году, а в 1812 и 1816 годах сведений о них в переписях села не найдено, по какой причине они туда не попали - не понятно. Возможно, что их уже на тот момент не было в живых. Известно лишь, что у Федора в 1812 и 1816 годах в селе проживали отец и младшие братья с семьями- Михайло, Алексей и Иван. А у Дмитрия- сыновья с семьями, Федор и Гаврила (9).
Хочется отметить, что, судя по количеству хозяйств, Сапунковы были очень успешными земледельцами, трудолюбивыми, рачительными хозяевами и работниками. В 1812 и 1816 годах в селе было не менее 12 дворов Сапунковых, и все они потомки Никона Иванова (-ича). Не может быть достоверно установлено где приобретена фамилия, до переселения или после, так как ее стали носить потомки одного человека, но становится ясно одно, 12 дворов Сапунковых вошли в те самые «более 40 дворов, объявивших себя субботниками». Сама фамилия Сапунков скорее всего восходит к крестильному мужскому имени Софоний (в переводе с древнееврейского - «спрятанный богом»), а точнее к его краткой формы – Софон, видоизменившейся сначала на Сапон, а затем - на Сапун (12).
Не менее интересна история другого рода наших «иудействующих»- Шишлянниковых. Хотя при переселении фамилии крестьян не были записаны в официальные документы, но при изучении истории фамилии стало ясно, что ее имеют все родственники одного предка – Микифора (Никифора-Д.В.) Степанова сына, корни которого уходят в конец XVII века.
Именно все его потомки –дети, внуки и правнуки будут переведены из села Починки и станут первопоселенцами села Новая Чигла. Отсюда можно сделать вывод, этому семейному прозванию (фамилии) уже более 300 лет, это одна из старейших фамилий нашего села. Сама фамилия Шишлянников, скорее всего, является модификацией фамилии Жислин, которая, в свою очередь, тоже представляет собой модификацию старой еврейской фамилии Зислин (13). Шишлянниковы были не менее успешными хозяйственниками и землепользователями и в копилку «более 40 дворов, объявивших себя субботниками» дали не менее 17 дворов!
Еще достаточно большими родами наших «субботников» были Ершовы и Аникины. Корни первых уходят в деревню Барыбино, вторых - в село Каменище. Судя по родству переселенцев, семейное прозвание было получено их предками еще в Хатунской волости. Ершовых на начало XIX века в Новой Чигле было 9 дворов, Аникиных- 8 дворов.
Если Шишлянниковы, Сапунковы, Ершовы и Аникины прибыли к нам уже соблюдая иудейское вероисповедание, то где его приняли Шебановы и некоторые представители Бурахиных, Винокуровых, Головановых, Голосовых, Казминых, Корсиковых, Матросовых, Мещеряковых, Петериковых, Потемкиных, Пузаковых, Романовых, Ремневых, Смирновых, Толбиных и Юрьевых пока еще не выяснено.
О материальном благополучии наших субботников говорит и отчет комитета [Российского Библейского] общества за 1814 год. Который констатирует, «что крестьяне (речь идет о крестьянах-субботниках-В.Д.) села Новая Чиголка Воронежской губернии, принадлежавшего графу И.А. Безбородко, прислали в пользу общества пожертвование в размере 370 рублей, собранных ими в складчину.» Этот случай был столь поразителен, что его отметили не только в России, но и в Англии. Он был оглашен на заседании Британского общества и поставлен в пример английским крестьянам как образец «усердия к столь доброму делу» (14).
Итак, к 1818 году в Новой Чигле уже было 992 субботника(15). При общей численности населения в это время около 7000 человек, это практически каждый 7-й житель.
Это очень беспокоило графа А.Г. Кушелева-Безбородко, владельца Новой Чиглы. Он упорно просил о замене в его вотчине сребролюбивого священника другим. Воронежский губернатор Дубенский предложил направить в сектантские села «отличнейших пастырей, отличающихся благочестием, воздержанием, кротостью, бескорыстием и даром слова». Они должны вразумлять «слепотствующих» без малейшего насилия, заботиться о сохранивших веру, помогая им в житейских нуждах и отречься «от всякой мзды».
К этим голосам прислушался Синод, отреагировав в 1819 г. требованием направить в селения, «зараженные жидовством», «духовных особ, опытных и искусных в приведении ожесточенных сердец к раскаянию, ученых, в благоразумии, кротости, смирении и добронравии испытанных» (16).
Но, как покажет время, эти меры не дадут требуемого результата и иудействующих в губернии будет только прибавляться. (Продолжение следует).
Лайк (3)
← Назад    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 10 11 12 13 14 * 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Вперед →
Модераторы: РоманС, Лёна
Вверх ⇈