Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Усадьбы

Усадьбы существующие, восстановленные, разрушенные

    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 14 15 16 17  18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Вперед →
Модератор: snegirev
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1287
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35316
Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»
«Пенаты» - небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга. Земля, на которой разместилась усадьба, несколько раз переходила от России к Финляндии и обратно. Именно поэтому после революции и закрытия границ с Финляндией в 1918 году художник оказался отрезанным от России; и только в 1939 году, после военной кампании за Карельский перешеек и спустя девять лет после смерти Репина, Пенаты снова оказались на территории СССР.

В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). Большинство построек, да и сам дом, были восстановлены по сохранившимся фотографиям и воспоминаниям современников только в начале шестидесятых. Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара.

«Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. Правда, участок на момент покупки находился в плачевном состоянии – парк был запущенным и заросшим дикими кустарниками, а усадебный дом был маленьким, одноэтажным и абсолютно не приспособленным для работы художника. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). А на расписных деревянных воротах усадьбы Репин изобразил римских богов-хранителей домашнего очага – пенатов.
Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши, интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. В комнатах можно увидеть не только личные вещи художника, но и более ста работ его самого и его учеников – Кустодиева, Бродского, Куликова, Малявина.

В дом мы попадаем через прихожую. Она знаменита большим медным гонгом – с его помощью гости извещали хозяина о своем приходе. Это, кстати, очень характерная черта – Репин старался не использовать труд работников, поэтому его гости сами обслуживали себя за столом, сами вешали свою одежду на вешалки и т.д., о чем их еще в прихожей предупреждало специальное объявление. Для тех времен это было прямо-таки революционно.

Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя). В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой). Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах.

Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги. В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое».

Не менее интересна гостиная, или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. В гостиной стоит рояль: музыку Репин очень любил, и у него в гостях перебывали почти все знаменитые музыканты того времени: здесь пел Шаляпин, исполняли свои произведения Глазунов и Асафьев. Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» - сценой служила небольшая беседка. Проводились такие встречи традиционно по средам.

По соседству с гостиной находится и столовая. В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо. И какие только гости не сидели за этим столом! Здесь бывали Максим Горький и Корней Чуковский, Владимир Маяковский и Сергей Есенин, Давид Бурлюк и Леонид Андреев, Александр Куприн и Владимир Короленко, Федор Шаляпин и Александр Глазунов. Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством, и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом!). Стол был двухъярусным, и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. Тем самым исчезала необходимость в прислуге – в соответствии с принципами самообслуживания.

Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. Она была украшена гранитными глыбами и вывороченными корнями деревьев, которые Репин лично покрыл смолой. Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы… А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады».

В конце жизни Репин пожелал навсегда остаться в Пенатах и быть здесь похороненным – что и было осуществлено. Усадьбу он завещал Академии художеств СССР.
http://www.ipetersburg.ru/muzey-usadba-e.-i.-repina-penaty/

---
Снегиревы
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29656
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31529
Музей-усадьба Ганнибалов
посёлок Суйда

Музей-усадьба «Суйда» – бывшее поместье прадеда великого русского поэта А.С. Пушкина, Ганнибала Абрама Петровича. Загадочная личность уроженца Африки, крестника и сподвижника Петра I до сих пор не дает покоя многим историкам.
Как нам рассказали в усадьбе, современная Суйда, это чуть более тысячи человек, которые ведут свою родословную от прадеда Пушкина: Араповы, Арапенковы и Туркины («турком» местные крестьяне называли Ганнибала). У некоторых из них - смуглая кожа, темные волосы и полные губы.
Суйду вместе с окрестными деревнями Ганнибал прикупил у графа Апраксина. В Суйде уже имелся господский дом, сад, пруд…Но Абрам Петрович серьезно благоустроил свое поместье. По его указанию в Суйде были прокопаны каналы, посажены аллеи деревьев, возведены горбатый мостик, беседка, грот. Рядом с дорогой на Кобрино, на речке Суйде была построена каменная мельница.
Но самой главной достопримечательностью Суйды был каменный диван, который был вырублен крепостными в огромном валуне и он до сих пор стоит у пруда! Его называют «Диван Ганнибала».
В старинном поместье родилась и выросла Надежда Ганнибал, мать Пушкина, и именно эту усадьбу получила она в приданое к свадьбе. В местной церкви Вознесения Христова Надежда Осиповна венчалась с поручиком С.Л. Пушкиным, здесь она с мужем жила и после свадьбы.
Историческая усадьба не сохранилась, и на месте барского дома сейчас возвышаются пятиэтажки. Но есть маленький музей, который находится в подлинном каменном здании времен Ганнибала – гостевом флигеле.
В музее есть несколько подлинных вещиц самого «черного барина»: серебряная чайная ложечка, книги, бронзовый подсвечник, шкатулка.
Абрам Ганнибал прожил долгую счастливую жизнь. Был дважды женат, имел 11 законных детей (и несчетное число незаконнорожденных) и умер в возрасте 92 года.

https://www.tripadvisor.ru/Sho..._Dis.html#
.



Прикрепленный файл: 1.JPG2.JPG, 285119 байт3.JPG, 250040 байт4.JPG, 113129 байт5.JPG, 113121 байт6.JPG, 278676 байт7.JPG, 158297 байт8.JPG, 141525 байт
---
Знания - сила
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1287
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35316
Этнопарк «Усадьба «Богословка», Ленинградская область
На территории Невского лесопарка, напротив Усть-Ижоры, строится русскоэтнографический
парк погибших памятников русского деревянного зодчества «Усадьба Богословка». Усадьба
Богословка известна с середины XVIII века. В 1747 году земли на Кривом Колене Невы были
подарены императрицей Елизаветой Петровной своему духовнику протоиерею Фёдору
Дубянскому. Первоначальено была построена мыза, названная «Богославская» («Богословская»),
и разбит парк. В 1828 - 1830 годах при статском советнике А.М.Дубянском вместо мызы был
построен деревянный усадебный дом в стиле строгого классицизма (архитектор В.И.Беретти).
В несколько последующих лет на территории усадьбы были построены павильон "Эрмитаж" в
стиле ранней эклектики в сочетании с готикой, павильон "Голландский домик" в стиле
классицизма, "Новоберёзовая дача". В 1843 году усадьба стала называться "Зиновьево", после
того, как последняя представительница рода Дубянских вышла замуж за Камергера Её
Императорского Величества В.Н.Зиновьева. В 1870 году на берегу Невы была построена пристань
"Зиновьево". Усадьбу посещал с визитами будущий император Александр III. К началу XX века
усадьба "Зиновьево" представляла собой красивый садово-парковый комплекс. ​
После Октябрьской революции, в 1918 году, сгорел павильон "Эрмитаж". Усадьба была
национализирована, на её и соседних землях создали Невский лесхоз. В доме Зиновьевых
разместили общежитие совхоза. В 1932 году было образовано первое в Советской России
лесопарковое хозяйство - "Невский лесопарк". Через несколько лет планировалось
обустроить его для посещения, с сохранением усадебных строений, воссозданием парковых
дорожек, пруда, строительством пристаней и дорог.
В 1960 году Ансамбль усадьбы "Зиновьевых" был объявлен памятником истории и культуры
общесоюзного значения. Однако к концу 1960-х годов все усадебные постройки были
утрачены. В 1988 году Ансамбль усадьбы "Зиновьевых" был внесён в Список всемирного
наследия ЮНЕСКО в составе усадебных комплексов вокруг исторического центра
Санкт-Петербурга. В 2004 году было принято решение восстановить усадьбу Зиновьевых,
включая парк и усадебные постройки, с целью создания на его землях этнографического
комплекса. Все постройки на территории этнопарка «Усадьба «Богословка» воссоздаются
по фотографиям разного времени.
В настоящее время центром этнопарка «Усадьба «Богословка» является Погост с Церковью
во имя Покрова Пресвятой Богородицы (действующей с 2008 года), часовней Спаса
Нерукотворного и шатровой колокольней. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы
является точной копией 25-тиглавой Покровской церкви (1708-09 годы) Вытегорского
(Анхимовского) погоста, сгоревшей в 1963 году, часовня Спаса Нерукотворного - копией
часовни из деревни Кириллово Каргопольского уезда Олонецкой губернии (кон. XVIII -
нач.XIX века), а шатровая колокольня - копией колокольни (XVII век) Нижнеуфтюгского
погоста Вологодской губернии.
Недавно был открыт музей Покровской церкви, размещённый в воссозданном дома Костина
(1871 год) из деревни Верховье в Заонежье. Вокруг Погоста поставлена деревянная ограда
со Святыми вратами, являющаяся совмещённой реконструкцией двух оград конца XVIII века,
Лядинского и Спасского погостов Каргопольского уезда Олонецкой губернии. В другой части
этнопарка, отделённой от Погоста естественной буферной зоной, построена копия
Каргопольской крепости Олонецкой губернии (1664-1665 годы), с двумя внутри крепостными
постройками - церковью Спаса и воеводским домом.
Всего в этнопарке «Усадьба «Богословка» планируется создание 7 зон, часть из которых
уже построены:

1) Усадебно-парковый комплекс Зиновьевых;

2) Уже построенный Погост;

3) Воссозданная Каргопольская крепость с церковью Спаса и воеводским домом;

4) Русское селение, состоящее из жилых и хозяйственных строений (всего 8-10 дворов)
западной и восточной частей Ленинградской области;

5) Карело-вепское селение из 4 - 5 крестьянских дворов;

6) Историческое селение с не менее чем четырьмя постройками XVI - XVII веков;

7) Резервная и хозйственная зоны.

Целью создания этнопарка стало желание ознакомить современных людей с
деревянным зодчеством XVI—XVIII веков Северо-Запада России, его историей
https://kamaran.ru/leningradsk...lovka-1253
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1287
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35316
Усадьба Боткиных на Земляном валу.
В самом центре Москвы на Земляном валу 35 располагается городская усадьба
Боткиных. Известно об этой усадьбе гораздо меньше, чем про ее обитателей. В
1832 году здесь родился будущий ученый и врач Сергей Петрович Боткин.
Жилой дом 18 века расположен вблизи курского вокзала и торгового центра "Атриум".
Происходил Сергей Петрович из купеческой семьи, сделавшей свое состояние на
торговле чаем. Позднее он окончил медицинский факультет Московского
университета, где его другом был И.М. Сеченов. 
Русский общественный деятель и врач-терапевт создал учение об организме как о
едином целом, подчиняющемся воле. Также он являлся участником Крымской (1855)
и русско-турецкой (1877) войн. Под началом Н.И. Пирогова сформировал концепцию
военной медицины и системы правильного питания солдат.
http://historykeeper.ru/mosgor...lyanoi-val
Усадебная застройка этого владения возникла в конце XVIII века, когда еще
существовали укрепления Земляного вала, выстроенного в 1590-х годах.
В основе главного дома усадьбы – палаты конца XVIII века; свой нынешний
классический облик дом приобрел в конце 1810-х годов, после пожара 1812 года. В
1820-е годы Земляной вал был окончательно разобран, на его месте образовалась
широкая улица. По ее новой красной линии была выстроена усадебная ограда с
воротами, сохранившаяся до нашего времени, а перед главным домом разбит сад.
От усадебной застройки сохранился главный дом. Место, где некогда стояли жилые
и хозяйственные флигеля, сейчас занимает ТЦ «Атриум». Главный усадебный дом –
двухэтажный с антресольным этажом, с четырех колонным ионическим портиком на
фасаде, представляет собой распространенный образец после пожарной застройки
Москвы. Внутри сохраняются сводчатые помещения подвала конца XVIII века,
парадная мраморная лестница и декоративное оформление парадных комнат дома.
Самыми известными владельцами усадьбы была купеческая семья Боткиных. Вероятно,
именно при них дом приобрел свой нынешний облик. Боткины владели усадьбой до
1832 года.
В этом доме в сентябре 1832 года у Боткиных родился сын Сергей, ставший
впоследствии знаменитым врачом,  первым русским лейб-медиком (до него эту
должность занимали преимущественно немецкие врачи). Он принял активное
участие в устройстве и деятельности нынешней Боткинской больницы, переименованной
в его честь после его смерти. Благодаря деятельности С.П. Боткина появилась первая
санитарная карета, прообраз «Скорой помощи».
Усадьба на Земляном валу после Боткиных несколько раз меняла владельцев; в советские
времена она была отдана под административные нужды.
В начале 2000-х годов усадебный дом был отреставрирован, сейчас здесь располагается
бизнес-центр.
Мария Подъяпольская Автор статьи
https://um.mos.ru/houses/dom_botkinykh/
Изначально дом, построенный из камня в 1818 году на месте сгоревшего дотла деревянного,
имел всего один этаж. К 1822 году появился уже и второй уровень, после чего строение и
приобрело нынешний архитектурный вид.
В настоящее время усадебный дом входит в список памятников архитектуры, но не менее
важной является его историческая значимость
Именно в этом доме родился в 1832 году 5 сентября известный врач-терапевт Сергей Петрович
Боткин, в память о котором на фасаде разместили мемориальную доску. Но не менее был
знаменит его отец – Петр Кононович, основатель этой купеческой династии, выходцы из которой
оставили значимый след и в коммерческих делах, и в области литературы, искусства, а также
науки.
Глава семьи родом из Торопца Псковской губернии. Переехал в Первопрестольную столицу в
1800 году и одним из первых в России осознал выгоду от чаеторговли с Китаем, благодаря чему
вскоре нажил приличное состояние, став в 1828 году сначала купцом I гильдии, а со временем
получив звание потомственного почетного гражданина.
Петр Кононович был дважды женат, в результате чего чаеторговец стал отцом 25 (!) раз. Весьма
трагично, но выжило только девять мальчиков и пять девочек.
По воспоминания современников, дети Боткина являли собой сплоченный семейный коллектив,
которому были присущи искренняя дружба и тесное единодушие. Многие из них, как говорилось
выше, стали известными людьми: Василий входил в общество интеллектуалов-философов и
написал труд «Письма об Испании», а также множество статей по литературной и музыкальной
истории; Дмитрий коллекционировал западноевропейскую живопись; Петр успешно развивал
бизнес родителя; Михаил отдавал предпочтение русскому искусству и был умелым его
собирателем; Сергей проявил себя в области медицины.
После рождения Сергея Петровича Боткина семейство переехало в особняк в Петроверигском
переулке, 4, где и находилось почти до прихода к власти большевиков.
http://progulkipomoskve.ru/pub...9-1-0-2251
560px-Zemlyanoy_Val_35_2015.jpg
https://upload.wikimedia.org/w...5_2015.jpg

---
Снегиревы
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29656
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31529
Усадьба Римских-Корсаковых

Усадебный комплекс был построен прадедом знаменитого композитора, а внутри него еще сохранился старинный рояль фирмы «Беккер».

Некогда величественное и красивое имение теперь не узнать: от него осталось лишь деревянное полуразрушенное здание, которое еще недавно было жилым. А когда-то в далеком прошлом село Заручевье облюбовал прадед величайшего русского композитора – Яков Никитич Римский-Корсаков. Ему настолько пришлась по душе здешняя природа, что он решил построить целое родовое имение, фамильный усадебный комплекс. А так как прадедушка Яков не был простым крестьянином, а числился ландрихтером Ингерманландской губернии, а впоследствии его повысили и до вице-губернатора петербургского, то необходимые для строительства средства у него были. Правда позже выяснилось, что Яков Корсаков имел дело к крупным государственным хищениям, поэтому в 1715 году хозяин усадьбы отправился в ссылку. Именно в то время, когда Корсаков занимался губернаторской деятельностью, была построена Никольская церковь. Сейчас на нее больно смотреть из-за ужасающего полуразрушенного состояния, в котором она находится. Несмотря на то, что в ней еще сохранены фрагменты исторических фресок, изображающих ангелов и пророков, надлежащий уход за храмом не оказывается. Как, собственно, и за всем имением Римских-Корсаковых. В конце деревни можно увидеть живописный прямоугольный парк, по краям которого растут старые вековые липы. Достаточно долго усадебный дом использовали в качестве жилой площади местные жители, но сейчас он не подходит и для этих целей. Вероятно, здание сохранилось хуже многих других из-за материала постройки — оно деревянное. НЕ спасли усадьбу Римских-Корсаковых даже принятые советской властью меры — в 1980-е годы постройку попытались законсервировать.

https://kudago.com/spb/place/r...orsakovyh/
.

Прикрепленный файл: 1.jpg2.jpg, 167115 байт
---
Знания - сила
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29656
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31529
Усадьбы Марьино

История усадьбы Марьино берёт своё начало в 1726 году, когда Мария Яковлевна Строганова, супруга крупного промышленника и землевладельца Григория Дмитриевича Строганова, унаследовав после смерти мужа эти земли, решается на постройку усадебного имения. Собственно, именно в её честь и получила усадьба своё название. Переходя по наследству отодного Строганова к другому, в 1817 году имение переходит в собственность графини Софьи Владимировны Строгановой. С этого момента и начинается расцвет усадьбы Марьино. Новая владелица велела построить помпезный дворец и разбить парк в английском стиле.
Для выполнения заказа Софьей Владимировной был приглашён профессор Императорской академии художеств Андрей Никифорович Воронихин (выходец из крепостных крестьян графа Строганова), главным творение которого остаётся Казанский собор в Санкт-Петербурге. Воронихиным был создан первый проект дворца и заложены основы системы прудов и плотин. К сожалению, смерть не позволила именитому архитектору завершить начатое. Путь начатый Воронихиным продолжили не менее знаменитые архитекторы: И.Ф. Колодин, Х. Мейер, А. Менелас, П.С. Садовников. Устройством сада руководил англичанин Пигам.
После окончания строительства Марьино превратилось в один из самых роскошных усадебных ансамблей в окрестностях Санкт-Петербурга. Усадьбу Марьино любили посещать многие венценосные и великокняжеские особы, включая всех российских императоров.
Забегая вперёд скажем, что в первой части прогулки по усадьбе Марьино, мы познакомимся с удивительными по своей красоте окресностями усадебного дворца, а сам дворец и прилегающий к нему Английский парк будут во второй части нашей фотопрогулки.

Как добраться до усадьбы Марьино
Всего 60 км по федеральной трассе Санкт-Петербург - Москва и около 10 км после поворота направо до деревни Андрианово. Недалеко от неё и находится Марьино - одно из самых пышных усадебных имений в Ленинградской области и жемчужина Тосненского района.

https://soglas-proekt.ru/blog/...blast.html
.

Прикрепленный файл: 1.JPG2.JPG, 181421 байтthumb_rsz_564767.jpg, 78774 байтusadba-stroganovih-8.JPG, 235511 байт
---
Знания - сила
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29656
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31529
Каретный гараж в усадьбе Марьино

Гараж современного помещика. Через панорамные окна видны старинные кареты... Спросили проходившего мимо мужика в спецовке, можно ли поближе познакомиться с коллекцией карет. На что мужик, улыбнувшись, просто протянул нам ключ от ангара. Вот это душевность! Видимо обстановка располагает.

Как выяснилось позже, любую из карет можно заказать на торжественное мероприятие или просто для прогулки по Марьино.

https://soglas-proekt.ru/blog/...blast.html
.

Прикрепленный файл: 1.JPG2.JPG, 168481 байт3.JPG, 156821 байт4.JPG, 106830 байт5.JPG, 162757 байт6.JPG, 193120 байт7.JPG, 139496 байт
---
Знания - сила
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1287
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35316
Усадьба Репина "Здравнёво".
Этот музей Витебска конечно стоит того, чтобы оставить город и проехать 16 км.
Уникальнейший объект туристического Витебска. Здесь очень спокойно и тихо,
все проблемы отступают куда-то на дальний план, хочется просто ходить по
аллеям усадьбы, дышать полной грудью и улыбаться. Гуляя по усадьбе понимаешь,
почему Репин купил именно это имение! Кстати, до сих пор точно не известно, как
получилось, что великий художник приехал покупать участок в окрестности города
Витебска. Он искал подходящее место довольно долго, а решилось все буквально
за несколько дней.
Урочище Дровнево ("Здравнёвом" оно стало уже с подачи Репина) вместе с
имением было куплено в 1892 году на деньги, вырученные от продажи картины
"Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану". Илья Ефимович много
занимался благоустройством имения, главный усадебный дом был перестроен
по его рисункам, каменной кладкой был укреплен берег Двины, высажено много
деревьев, разбита липовая аллея, построены и отремонтированы хозяйственные
постройки. В усадьбе "Здравнёво" часто бывали дети художника, его знакомые
и ученики.
Период жизни Репина в "Здравнёво" стал значимым периодом в культуре и 
истории Витебска. Здесь, на Витебщине, художник написал две иконы для
Слободской церкви, почти сорок картин и рисунков: "Белорус", "Осенний букет",
"Дуэль", "Барышни на прогулке среди стада коров", "На солнце"… Сейчас
иконы и многие рисунки художника, а также подлинные документы и фотографии
хранятся в фондах Витебского областного краеведческого музея.
После смерти Ильи Ефимовича в 1930 году (умер он в Пенатах, под
Санкт-Петербургом) дом перешел его родственникам. Через некоторое время
имение продали, а во время Великой Отечественной войны оно был практически
полностью разрушено, местные жители буквально растащили жемчужину 
культуры Витебска на дрова.

Музей-усадьба И.Е.Репина "Здравнёво" воссоздан только в 1988 году. Эта
уникальная достопримечательность Витебска создавалась практически на
пустом месте: главный дом отстраивался по сохранившимся рисункам художника
и воспоминаниям тех, кто когда-то бывал здесь в гостях. Сейчас в доме и
размещена основная мемориальная экспозиция. В музейный комплекс входят
еще отреставрированный погреб и дом управляющего.
Вкусы у всех, конечно, разные, но если говорить за себя, то я очень люблю
бывать здесь, наверное, для меня это самая любимая достопримечательность
Витебска. Экспозиция в главном доме не очень богатая, в нее входят в основном
предметы обихода семьи Репина, старинная мебель, много репродукций картин
художника. В бывших хозяйственных помещениях часто размещаются различные
временные экспозиции краеведческого музея Витебска.
Недалеко от дома поставлен памятник великому русскому художнику, который с
большой любовью относился к своей усадьбе, этому тихому и прекрасному уголку
Витебщины.
На территории у дома находится живописный пруд с плакучими ивами. Говорят,
зимой на льду делают такую старорусскую карусель с санками и оглоблями.
Очень красивый, особенно весной и осенью, парк, липовая аллея. А с деревянных
площадок-балкончиков открывается просто шикарный вид на Западную Двину.
Кстати, можно спуститься вниз, почти к воде по выложенной камнем лесенке.
Автор: Светлана Нестерович
http://vitebskcity.by/article_view.php?id=44&idmenu=1
file.php?fid=646841&key=455080916
https://trakt.by/upload/iblock...33e41d.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1287
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35316
Усадьба Усачевых–Найденовых
(усадьба Высокие горы), Земляной вал.
Самый центр Москвы, шумное и пыльное Садовое кольцо. И трудно даже поверить,
что среди этого городского ада есть уголок, где в тишине аллей старого парка на
высоком берегу реки Яузы стоят удивительные скульптуры, а две уютные беседки и
грот заставляют вспомнить о чем-то романтичном. А старый дом с колоннами,
портиками и с пологим пандусом от одного из входов с вазонами и львами
совершенно заставляет забыть, что на дворе уже давно XXI век, и дело происходит
в большом мегаполисе. 
Усадьба "Высокие горы" - одна из жемчужин Москвы, чудом сохранившая почти все,
что принято относить к барской жизни: уютный и красивый особняк, хозяйственные
постройки, обширный садово-парковый комплекс. В настоящее время посетителей
около входа в усадьбу встречают две таблички: первая сообщает о том, что здесь
располагается Московский научно-практический центр спортивной медицины, а
вторая, самая главная, рассказывает о том, что перед нами памятник архитектуры,
городская усадьба Усачевых-Найденовых, построенная по проекту архитектора
Доменико Жилярди в 1829-1836 годах. 
Географ Н.Н. Михайлов пишет: "Когда-то по берегам Яузы среди ремесленных
слобод тянулись загородные угодья, поставлявшие ко двору клубнику и яблоки".
Вот среди этого природного великолепия и было начато в 1829 году строительство
усадебного комплекса для чаеторговцев Василия Николаевича и Петра
Николаевича Усачевых архитектором Доменико Жилярди. "Высокие горы" - это
яркий образец старинных усадеб русского классицизма. А учитывая еще то, что
Петр Николаевич Усачев был еще и страстным садоводом-любителем, то и парк
был выполнен со знанием дела и с большим вкусом. 
После Усачевых усадьбой владел купец и меценат Хлудов. Вот как о доме на
берегу Яузы упоминается в "Энциклопедии купеческих родов": "Дом свой
Герасим Иванович вел на самую утонченную ногу, да и сам смахивал на англичанина.
У него не раз пировали министры финансов и иные тузы финансовой администрации.
Сад при его доме, сползавший к самой Яузе, был отделан на образцовый английский
манер и заключал в себе не только оранжереи, но и птичий двор, и даже зверинец". 
А последними владельцами усадьбы стали купцы Найденовы. Главный владелец этой
роскошной усадьбы - Николай Александрович Найденов - личность незаурядная,
оставившая свой яркий след в истории московского краеведения. Именно ему мы
обязаны сейчас тем, что можем видеть старую Москву и многие ее исчезнувшие
постройки на фотографиях, заботливо собранных в знаменитые Найденовские альбомы.
До революции усадьбой "Высокие горы" владели родственники Найденова. Здесь же
снимались многие кинофильмы. Самые знаменитые: "Звезда пленительного счастья"
и "Покровские ворота".
Юлия Черникова Автор статьи
https://um.mos.ru/houses/usadb...kie_gory_/
Площадь усадьбы: 8,2 га.
Владельцы: Невежины (нач. XVIII в.), Гагарины (XVIII в.), Усачевы (1828-1853 г.г.),
Хлудовы (1853-кон.ХIХ в.), Найденовы (кон.ХIХ в.-1917 г.).
Усадьба охраняется государством как объект культурного наследия федерального значения.
Вся территория занята лечебным учреждением.
Ансамбль усадьбы создан в 1829-1831 г.г. по проекту Д.И.Жилярди для купцов-чаеторговцев
Усачевых. Предположительно, в 1830-х г.г. проектирование и строительство продолжал
А.Г.Григорьев. П.Н.Усачев был страстным садоводом-любителем, им был отстроен
регулярный парк с образцовыми оранжереями, пользовавшимися в Москве известностью
и посещавшимися москвичами. Парк, отгороженный от улицы главным домом и забором и
находящийся несколько выше набережной Яузы, сохраняет вид живописного тихого уголка.
Именно там прошли съемки фильма "Покровские ворота" - территория больницы, где лежал
Лев Евгеньевич Хоботов.
http://optimisty.com/usadba_usacheva
По всей России бывшие купеческие и дворянские дома превращены были в учреждения,
больницы и культурные заведения. Большинство особняков и усадеб подверглись этой
участи в советские годы. Однако некоторые из них, преимущественно дворянские,
превратились в таковые ещё в конце 19 века из-за значительного снижения значения
дворянства и разорения многих представителей блистательных фамилий прежнего света.
Сейчас эту усадьбу на Земляном валу дом 53 занимает Клиника Спортивной Медицины.
Там лечатся спортсмены, разгуливают по тропинкам великолепного сада
выздоравливающие и изредка забредают случайные посетители, пожелавшие
полюбопытствовать в этом поистине красивейший уголок старой Москвы, сохранивший
уют и тишину московской усадьбы. Посетить эту усадьбу с подробной экскурсией по парку,
его окрестностям и узнать о судьбах владельцем можно с необычной экскурсии
«Наследие московских староверов — загадки старых усадеб».
Со стороны Земляного вала проносятся с рёвом автомобили, звенят троллейбусы, а за
чугунной оградой – тишина, зелень, некошеная трава, благодать и красота. Роскошный
пандус со стерегущими львами и вазонами поджидал когда-то многочисленных хозяйских
гостей, под сенью старинных деревьев можно и ныне  укрыться от жаркого солнца, в
маленьких беседках-ротондах приятно любоваться видами Яузы с высокой кручи или
поиграть в прятки за широкими колоннами. Со старинными тёмными скульптурами,
потерявшими со временем руки, можно сделать хорошую фотографию.
Войдите через чугунные ворота, наверху которых красуются две буквы «Б» и «У»,
свидетельствующие о прежних владельцах братьев Усачёвых, и на пороге дома, у
парадного входа под уникальным кованым зонтом, вас будут ожидать чугунные львы и
грифоны. Пройдитесь неспешно по чудесному парку с великолепными видами,
вдохните свежесть и тишину, и зайдите чуть дальше за бывшую конюшню (сейчас
4-й корпус клиники). А там увидите накрытый огромный старый погреб и деревенский
жилой домишко с палисадником и дымящейся трубой. Оказавшись здесь, поистине
забываешь, что находишься в центре Москвы. Правда будьте аккуратны — деревья
здесь старые и скрипучие, ветки могут отвалиться, особенно при сильном ветре!
В середине 19 века в этом парке было много сооружений – и Концертный павильон и
Чайный домик. Последний являлся шедевром Жилярди, в 1950-е был отреставрирован,
а затем полностью сгорел.  Остались две колонные беседки,построенные учеником
Жилярди Григорьевым и грот, в котором снимали сцены в больнице, куда поместили
с аппендицитом Льва Евгеньевича Хоботова, героя фильма «Покровские ворота».
История этого местечка такова. В 1828 году купеческие братья Василий Николаевич и
Петр Николаевич Усачёвы, успешно занимавшиеся продажей чая, купили у купеческой
вдовы Степаниды Невежиной участок на высоком берегу Яузы. Участок находился
прямо у срытого земляного вала, ещё одной московской границы, прекратившей своё
существование в начале 19 века. Ров, находившийся возле вала, засыпали, за счет
чего образовалась очень широкая полоса земли, которую и отдали местным
землевладельцам с обязательным условием – сделать палисадник, посадить деревья
и поставить хорошую ограду. Территория будущей усадьбы Усачёвых–Найдёновых
располагалась как раз возле земляного вала и вошла в границы Москвы, так что его
хозяева получили приличный кусок московской земли под палисадник. Усадьбы
получилась настолько роскошной, что её хотела даже купить Великая Княгиня
Елена Павловна, супруга младшего сына Павла Первого.
В усадьбе часто устраивались приёмы, а сами Усачёвы были так популярны в обществе,
что мост через Яузу недалеко от усадьбы длительно время назывался «усачёвским».
Заезд для гостей сделан в виде крутого пандуса, на котором вас встречают львы и
вазоны.Этот необычный приём заимствован из архитектуры Царского села, и в
Москве встречается только в этом месте. На территории усадьбы находилась конюшня,
хозяйственные здания и огороды. Пётр Николаевич очень любил заниматься
садоводством. Благодаря ему на территории парка появились оранжереи, куда мог
прийти и полюбоваться растениями любой человек. После смерти Петра Николаевича
в 1848 году за усадьбой перестали следить, и она постепенно пришла в упадок.
В 1854 году её купил текстильный фабрикант и благотворитель Герасим Иванович Хлудов. 
Покупка была особенной, так сказать семейной. Его отец Иван, родоначальник
текстильной династии Хлудовых, впервые приехал в Москву в 1817, где поселился у
дяди Афанасия Щекина. Дядя выделяет ему небольшую хижину на берегу Яузы у Швивой
горки, и Хлудов с семьей на нескольких ручных станках начинает выпускать тесемочный
товар — пояса и кушаки, а затем нанку. Иван Хлудов сам был и ткач, и красильщик, сам
ходил на Яузу смывать бумагу. Так что можно сказать сын его Герасим Иванович купил
себе эту усадьбу на родовом месте. В саду и главном доме провели мытищинский
водопровод, подключили калориферное отопление. Герасим Иванович занимался
коллекционированием картин и при нём в главном доме появляется картинная галерея,
которую художественный и музыкальный критик В. В. Стасов отметил как первую в России,
а художник Боголюбов даже создал картину «Вид на Москву из Хлудовского сада».  Герасим
Иванович всю свою жизнь прожил вместе семьёй в этом доме. Вот что писал о доме 
«Исторический Вестник»: «…дом свой Герасим Иванович вел на самую утонченную ногу,
да и сам смахивал на англичанина. У него не раз пировали министры финансов и иные тузы
финансовой администрации. Сад при его доме, сползавший к самой Яузе, был отделан на
образцовый английский манер и заключал в себе не только оранжереи, но и птичий двор,
и даже зверинец. Прожил Герасим Иванович более полжизни в этом доме безмятежно и
благополучно, приумножая богатство, возвышая свою коммерческую репутацию…». Здесь
был своего рода дом приемов. Семейные торжества устраивались с ранней весны, когда
липовый парк был усыпан подснежниками.
После смерти Герасима Хлудова в 1885 году его имение досталось четырём дочерям. Одна
из них Александра Герасимовна, вышедшая замуж за Александра Александровича Найдёнова,
выкупает у сестёр их доли и становится полноправной владелицей усадьбы. Александра
Герасимовна, продолжая многочисленные благотворительные дела и духовное завещание
отца, основывает недалеко от усадьбы Яузское попечительство о бедных, которое так и
называлось «Найденовским». А в усадьбе устраивает небольшой музей фарфора,
собирательством которого она увлекалась. В усадьбе, до этого именовавшейся «Высокие горы»
или «Высокие горки», а после «Найдёновская», Александра Герасимовна сама не живет,
но поддерживает её в изумительном состоянии вплоть до революции 1917-го года, когда в
ней разместился туберкулезный санаторий «Высокие горы» или «Высокие холмы». Местные
жители обходили усадьбу стороной, боясь этой страшной болезни, от которой умерло о
громное количество, в том числе и знаменитых людей. На базе этого санатория был основан
в 1921 году Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза РАМН. После
санатория усадьбу занял туберкулезный диспансер.  Уже позднее в 1970-х годах вместо
туберкулезного диспансера сюда въехал московский врачебно-физкультурный диспансер,
ныне это Московский научно–практический центр спортивной медицины.
Автор статьи — Наталья Леонова
http://seeandgo.ru/?p=2233
Усадьба и грот хорошо засняты в фильме » Тот самый Мюнхгаузен» . 26-я минута первой
серии . Большой эпизод когда Чурикова и Ярмольник занимаются фехтованием , а потом
появляются Абдулов и Кваша
Здесь была собрана картинная галерея с работами молодого В. Г. Перова, П. А. Федотова,
эскизом К. И. Брюллова, а также произведениями И. К. Айвазовского и А. П. Боголюбова.
Герасим Иванович Хлудов значительно расширил парк, в нём появились экзотические
растения, удивлявшие всех и каждого: в оранжереях появились лимонные деревья,
мандарины, высокие пальмы, прекрасные розы и снежно-белые гортензии, а в самом
парке очень редкие в то время породы деревьев - туи, кедры, серебристые ели и карельские
берёзы. Парк не менял своего облика даже после того, как Российская Империя
превратилась в СССР. Статуи, символизирующие смену времён года, львы и сказочные
грифоны – всё это осталось. Если «Мосфильму» требовалось перенести зрителей в прошлое,
то съёмки велись именно в этом парке. Его можно увидеть в любимых многими «Покровских
воротах», «Интердевочке» и «Гостье из будущего». Все они снимались в «Высоких горах».
Александра Найдёнова (Хлудова) была последней хозяйкой усадьбы до национализации.
Она не жила в ней, но не давала ей запустеть, поддерживала утончённый порядок,
заведённый её отцом. Усадьба Усачевых-Найденовых была и останется местом с многовековой
историей, которое застало период раздробленности русских земель, великих князей, царей,
императоров и большевиков. Сейчас она занята центром спортивной травматологии, но
интерьеры полностью воссозданы, и дух времени всё так же витает в этих стенах.
Источник: https://kudago.com/msk/place/usadba-usachevyh-najdenovyh/
Из книги В.Я.Либсона "Возрожденные сокровища Москвы"
"Усадьба Усачевых-Найденовых - едва ли не лучшее произведение Д.Жилярди, созданное им
в 1829-1831гг. Прекрасная архитектура здания, уникальный кованный зонт над главным входом,
росписи стен и плафонов - все это превосходные образцы искусства зрелого классицизма.
Служебным постройкам усадьбы, замыкающим хозяйственный двор с двух сторон и сильно
искаженным перестройками, по проекту реставрации И.Рубен и Г.Солодкой в 1950-х годах в
значительной мере был возвращен первоначальный архитектурный облик. Тогда же были
восстановлены утраты в декоре главного дома. Живописный парк усадьбы, расположенный
на высоком берегу Яузы, соединен с главным домом пандусом, украшенным декоративными
вазами. От архитектурных сооружений малых форм сохранились только две колонные беседки
и грот. Давно исчез Концертный павильон, стал жертвой пожара почти полностью
отреставрированный Чайный домик."
http://www.ashipilin.ru/rest/usach.htm

[ avatars.mds.yandex.net/get-pdb/38069/0b43b3e4-fe1e-4366-8c13-79cfd4313752/s1200?webp=false ]

avatars.mds.yandex.net/get-pdb/38069/0b43b3e4-fe1e-4366-8c13-79cfd4313752/s1200?webp=false
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1287
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 35316
Усадьба А.Н. Островского в Щелыково...
Щелыково (полное название государственный мемориальный и природный
музей-заповедник А. Н. Островского «Щелыково») — музей-заповедник в
Костромской области.
Усадьба расположена вблизи села Щелыково, в 120 км к востоку от Костромы 
в Островском районе Костромской области и в 15 км к северу от реки Волги и
города Кинешмы Ивановской области.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Щелыково_(музей-заповедник)
В старину Щелыково называлось пустошь Шалыково. С XVII века оно принадлежало
роду Кутузовых. В XVIII столетии Щелыково стало известным благодаря предводителю
костромского дворянства отставному генералу Ф. М. Кутузову, который построил здесь
большой каменный дом, службы, оранжереи, создал большой ландшафтный парк. По
его заказу в соседнем селе Бережки выдающийся архитектор С. А. Воротилов построил
храм св. Николая. В 1770-е годы кутузовский дом сгорел, и более на этом месте не
восстанавливался. Его остатки можно было видеть в усадебном парке ещё в конце XIX
столетия. На месте сгоревшего дома был сооружён большой парковый павильон,
простоявший до 1820-х годов. Новый господский дом Ф. М. Кутузов выстроил на берегу
речки Куекши, но река неожиданно изменила русло, и дом оказался на острове. Из-за
постоянной сырости жить в нём оказалось невозможно. Ф. М. Кутузов скончался в 1801
году. В 1813 году его обширное наследство было разделено между тремя его дочерьми.
Щелыково досталось П. Ф. Кутузовой, а по её смерти в 1825 год усадьба перешла другой
сестре — В. Ф. Сипягиной, урождённой Кутузовой. Её сын, А. Е. Сипягин, промотал имение,
и в 1847 году Щелыково было куплено с торгов отцом писателя Николаем Фёдоровичем
Островским. Усадьба в то время состояла из главного здания («Старый дом») и трёх
флигелей, в которых размещались дворовые люди. Также имелись и все необходимые
подсобные помещения: большой каменный конный двор, двухэтажный амбар, кормовой
сарай, мякинник, три погреба, баня, каменная кузница и т. д.
https://tropki.ru/rossiya/kost...hchelykovo
Имение было выставлено на торги....Вот тут-то и объявился покупатель в лице Николая
Федоровича Островского - отца писателя, который в то время, после завершения
адвокатской практики,  начал серьезно заниматься сельским хозяйством и для этих целей
скупал поместья...
В апреле 1848 года (спустя год после приобретения имения отцом) здесь впервые проводит
свой отпуск и Александр Николаевич, который был очарован красотой усадьбы и окрестностей...
После смерти Н. Ф. Островского усадьбой владеет его жена - Эмилия Андреевна (мачеха
А.Н. Островского), которая доводит поместье до упадка...
В 1867 году Александр Николаевич вместе с братом выкупает у мачехи отцовское имение за
7357 рублей 50 копеек (в рассрочку на три года) и благодаря его активным действиям поместье
оживает заново...
Именно с этого момента писатель начинает проводить в имении по 4-5 месяцев в году
плодотворно занимаясь своей творческой деятельностью....
 В доме не было кухни. Готовили в соседнем помещении, потом прислуга заносила блюда
через черный вход и через специальное окошко в стене подавали к столу
Здесь же находится и одна из достопримечательностей - самовар, хозяином которого был
еще Николай Федорович Островский...
 Следующая комната - что-то вроде комнаты отдыха... В ней можно было расслабиться после
сытного обеда, поговорить о чем-то важном и насущном за уютным столиком, помузицировать
на хорошем инструменте. В зимнее время - погреться у печки, возле которой расположен
оригинальный защитный экран, позволяющий избежать случайного прикосновения к жаркому
объекту и в какой-то степени ограничить избыток направленной тепловой энергии...
Кабинет драматурга- просторную и светлую комнату, в который драматург проводил большую
часть своего времени....
Здесь он работал над пьесами "Гроза", "Лес", "Волки и овцы", "Бесприданница", "Снегурочка"...
 На рабочем столе находятся рукописи Островского, письменные принадлежности,
калькулятор тех времен, словари и т.д...
На стенах кабинета можно разглядеть фотографии из личного архива писателя. Кстати,
узорные деревянные рамочки для своих фотографий он делал самолично...
По соседству с кабинетом расположена комната жены драматурга - Марии Васильевны.
Несмотря на небольшие размеры здесь все достаточно продумано и функционально...
Следующая комната - библиотека А. Н. Островского, основу которой составили еще книги его
отца. Большой вклад в ее дальнейшее оснащение внес брат писателя - Михаил, который
неоднократно присылал посылки с книгами, да и сам привозил их во время своего посещения
усадьбы...
Если посмотреть на полки - то можно найти и книги по истории, и по  философии, и по
садоводству, ну и, конечно же, литературные альманахи...
 В библиотеке расположен секретер, за которым Островский работал с книгами, просматривал
периодические издания...
 На столе можно и сегодня увидеть газеты того времени...
А.Н. Островский очень трепетно относился к имению... В сентябре 1884 г. в усадьбе имел место
поджег, в результате которого сгорело 30 000 снопов хлеба и чудом сохранился дом... Этот факт
серьезно отразился на здоровье драматурга, после которого он так и не смог оправиться до
самой смерти....
Умер А.Н. Островский 2 июня 1886 года в своем рабочем кабинете и был похоронен у 
Никольской церкви в селе Бережки..
В доме есть еще второй этаж. Во времена А.Н. Островского там проживали его дети, причем
наверх ведут две лестницы: одна для девочек, другая - для мальчиков... Все в доме было
спланировано так, чтобы дети разных полов не пересекались в личное время...
Сейчас на втором этаже расположена выставка, посвященная знаменитой драматической
актрисе Малого театра Александре Александровне Яблочкиной...
Голубой дом  был построен в 1903 году по  проекту старшей дочери А.Н. Островского - Марии
Александровны Шателен...В свое время он был любимым местом отдыха многих известных
актеров Малого театра, а с недавних времен зимой в этом здании начали проводить
тематическую выставку, посвященную знаменитому персонажу Островского - Снегурочке.
Дальше его начали называть Теремом Снегурочки, ну и закончилось это все тем, что
Щелыково стало и родиной Снегурочки.....
http://www.zhais.ru/R-kostoma-schelikovol-new.htm
file.php?fid=542307&key=342654770]
http://kostromaturs.ru/wp-cont...o695sk.jpg
---
Снегиревы
    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 14 15 16 17  18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Вперед →
Модератор: snegirev
Вверх ⇈