Усадьбы
Усадьбы существующие, восстановленные, разрушенные
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1288 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35613 | Наверх ##
13 ноября 2017 20:10 Усадьба Тарханы. Земли, которые занимает Государственный лермонтовский музей-заповденик «Тарханы», имеют древнюю историю, уходящую корнями в Петровскую эпоху. Тарханская хроника начинается в 1701 году. Основателем села и его первым владельцем стал князь Яков Петрович Долгоруков, поручик Преображенского полка. С 1794 года владельцами имения стали Е.А и М.В. Арсеньевы, будущие бабка и дед М.Ю. Лермонтова. Причина возникновения названия села «Тарханы» в том, что, зарабатывая на оброк, крестьяне (бывшие знаменитые костромские коробейники) продолжали коробейничать и на новом месте, но получили новую кличку - «тарханы» (По В. Далю: «Тархан» - в Тамбовской, Пензенской и Саратовской губерниях - прасол, маяк, скупщик по деревням холста, льну, пеньки, шкур и т.п.»). Основным занятием крестьян оставалось хлебопашество, но наряду с ним они активно «тарханили». Е.А. Арсеньева, хотя и перевела крестьян с оброка на барщину, но «тарханство» крестьян поощряла и даже открыла в селе ярмарку. На протяжении многих лет село имело два названия: более официальное - Яковлевское, обиходное - Тарханы. Самое раннее упоминание названия «Тарханы» встречается в 1806 году в метрической книге Никольской церкви. 19 февраля 1795 года Е.А. Арсеньева подала прошение о вводе ее во владение имением и стала законной и полновластной хозяйкой поместья. Владела она Тарханами полвека, была энергичной, умелой и предприимчивой хозяйкой (при ее правлении имение стало приносить приличный доход). За всю историю села Е.А. Арсеньева была единственной помещицей, которая жила здесь и выезжала из Тархан только на время, оставляя хозяйство на попечительство приказчика С. Матвеева и управляющего Ф. Соколова. Самое длительное отсутствие Арсеньевой было в 1820-1835 годах, когда она жила с внуком в Москве и Петербурге. http://www.liveinternet.ru/users/5182393/post303392441/Среди необозримых полей, лесов и перелесков, по берегам извилистых речушек на северо-западе Пензенской области раскинулось старинное село Тарханы. Здесь, в имении Арсеньевых Елизаветы Алексеевны и Михаила Васильевича – деда и бабки поэта, провел детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Здесь он познавал жизнь, людей, себя. Здесь он впервые взял в руки карандаш, впервые коснулся клавиш рояля, начал познавать точные науки. Сюда он не раз возвращался, и здесь мечтал быть похоронен. Сейчас в бывших Тарханах, ныне Лермонтово, находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта. Это уникальный историко-культурный памятник федерального значени Дом построен в 1818 году после смерти единственной дочери Е.А. Арсеньевой. В 1908 году во время крестьянских волнений он горел, через год был восстановлен на старом фундаменте и в прежнем виде. В 1999 году была проведена реставрация дома с учетом всех известных документов по тарханскому дому и анализа аналогичных строений первой четверти XIX века. Сейчас в доме размещена экспозиция "Лермонтов и Тарханы в контексте эпохи", которая раскрывает тему биографических и творческих связей поэта с Тарханами http://komanda-k.ru/%D0%A0%D0%...0%B2%D0%B0Фото: http://fototerra.ru/Russia/Penza/Tata-11680.htmlВ 1973 году я с женой поехал в Лермонтово (Тарханы). Сначала доехали до Белинского, затем на автобусе, который ехал в Пензу, добрались до с. Лермонтово. Пешком пришли в Музей. Осмотрев усадьбу и побродив по парку, мы к часу дня освободились. Добрались на грузовике по трассе до поворота - г. Белинский., на другой машине доехали до автовокзала. Автобус в нужном нам направлении уходил только в 19 часов. С автовокзала до трассы мы добрались на автомашине «москвич», причем ехали в авто вшестером. По трассе на транзитной легковушке добрались до нужной остановки. И нам повезло: ехала телега и на ней мы добрались до дома. Хозяин телеги был очень доволен: стакан водки ему был обеспечен. Вот такое было у нас путешествие.
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1288 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35613 | Наверх ##
13 ноября 2017 20:35 Усадьба Белинского. (Чембар, сейчас г. Белинский Пензенской области) Здание барского дома значительно выделяется в сравнении с другими постройками музейного комплекса. Объяснить это совсем не трудно – в 2011 году, на юбилей В.Г.Белинского на восстановление главного дома денежные средства все-таки были выделены. В итоге основное здание усадьбы было полностью отреставрировано, и теперь выглядит замечательно. Смотрители музея, тем не менее, утверждают, что стены отделывались только сверху – дерево внутри сохранилось со времен Белинского во вполне достойном состоянии и замены не потребовало Приезжая сюда, не ожидайте увидеть роскошный дом – семья Белинского жила отнюдь не богато. Его отец был врачом, и много занимался лечебной практикой прямо на дому. В его кабинете даже был сделан отдельный вход на улицу, для того чтобы больным не приходилось проходить через основную часть дома, и чтобы они не могли заразить домашних. Интересно, что отец Белинского помимо медицины, увлекался и другими науками: например, из его кабинета имеется лесенка в небольшой флигель на втором этаже, куда он поднимался, чтобы записывать наблюдения за погодой – температурой, скоростью и направлением ветра. В другой части дома у отца Белинского был еще один стол с канцелярскими принадлежностями, а также шкафы с огромным количеством книг. Здесь также представлены некоторые письма, которые отец Виссариона писал домашним, находясь в отъездах. В усадьбе собрано огромное количество мебели. Как признаются сами смотрители музея – к сожалению, не вся она принадлежала семье Белинского, однако, каждая из вещей подлинная и принадлежит к 19 веку. В усадьбе не слишком много комнат, и интерьер не слишком богат: все очень просто, компактно и функционально. Миниатюрная кровать стояла в комнате родителей Белинского: Сейчас она нам покажется очень маленькой, а тогда предназначалась для двоих взрослых. Целая комната в усадьбе отведена под экспозицию быта крестьян. Объясняется это очень просто – несмотря на то, что крепостных в семье Белинских было мало (всего пара человек), однако хозяева относились к ним уважительно и внимательно. Отец Белинского, к примеру, в своих письмах домой всегда обращался не только к домочадцам, но и к каждому из своих крестьян по именам. Крепостные, в свою очередь, также любили и уважали семью, в которой служили. Посещение барского дома сильнее всего позволяет прочувствовать ту атмосферу, которая царила в доме, где прошло детство будущего великого критика. Источник: фото автора и автор Татьяна Аляева https://shagau.ru/2015/08/07/15914
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1288 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35613 | Наверх ##
13 ноября 2017 21:01 УСАДЬБА КУПЦА МАКАРОВА В БЕКОВО Про хозяина усадьбы саратовского дворянина Макарова известно немного. Он занимался торговлей, был преуспевающим купцом и именно для него в Вертуновке в 1840 году построили усадьбу в стиле тогдашнего классицизма с элементами готики. В годы Великой Отечественной войны в усадьбе разместился эвакогоспиталь, а после войны — районная больница. Позднее для больницы построили новое здание, а здесь разместились ее административно-хозяйственные службы (бухгалтерия и канцелярия). С середины 2000-х гг здание пустует. В настоящее время от озера и сада разбитыми рядом с усадьбой ничего не осталось. Есть только несколько сосен составлявшие часть некогда обширного Макаровского парка. И одна из хозяйственных построек того времени – сейчас обыкновенный жилой дом. Источник: http://nabludatiel.livejournal.com/174988.htmlУсадьба купца Макарова находится в райцентре Беково, на юго-западе Пензенской области. Построена около 1840 г. саратовским купцом Макаровым в стиле эклектики. Рядом располагался парк, от которого остались вековые сосны. В 1917 году купец П.П. Макаров безвозмездно передал революционной власти свою усадьбу под больницу. Источник: http://asrmod.ru/penzenskaya-o...a-v-bekovo (Описание и фото)
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1288 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35613 | Наверх ##
13 ноября 2017 21:31 13 ноября 2017 21:33 Усадьба графа Шувалова. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» ИМЕНИЯ Поворотным моментом в жизни Нижнего Шкафта стала смена владельца имения. В 1750 году вотчину князя Голицына приобрел столичный граф Петр Шувалов. Почти два века этот богатейший предприимчивый род владел поместьем. За это время здесь были запущены две суконно-ткацкие и бумажные фабрики, винокуренный, медеплавильный, поташный, смолокуренный и стекольные заводы. Село стало крупнейшим в Пензенской губернии производителем воска. Владея более 60 тысяч десятин земли (почти 70 тысяч гектар) Шуваловы являлись одними из крупнейших землевладельцев губернии. Количество жителей Нижнего Шкафта за несколько десятилетий увеличилось в три раза, и уже к середине 19 века значительно превысило три тысячи человек. Для того времени это было очень много. К двадцатому веку уклад жизни сельчан был сопоставим с городским. Привыкшие годами жить по заводскому гудку, люди в быту заметно отличались от типичных крестьян того времени. «Здесь нет соломенных хат с длинными узкими дворами – пишут те же «губернские ведомости» в 1898 году. – Не носят тут лаптей и сарафанов, как принято у крестьян. Не услышите вы здесь и тягучей народной песни». ЖЕМЧУЖИНА СЕЛА Украшением Нижнего Шкафта, наряду с возведенной в 1796 году каменной церковью Петра и Павла по праву являлась графская усадьба. Построенная в 1833 году она включала в себя двухэтажный дом с плеядой сопутствующих зданий, пруд и роскошный парк с прекрасной тополиной аллеей. Внутренне убранство графского дома производило на современников сильное впечатление. Высокие, окрашенные в темно-серый цвет стены, дубовый паркет, стильная мебель, роскошные картины и изящные ковры – всем этим можно было любоваться часами. Неслучайно сановные владельцы усадьбы так любили проводить здесь, после наскучившей столичной жизни лето. В тишине и гармонии с природой… Планировка шуваловского поместья была классической для сельской дворянской усадьбы. В центре был графский дом окруженный деревьями, кустарниками и цветниками. Поодаль находился парк и тенистая аллея. Одна из старейших жительниц села Надежда Кривошеева вспоминает: – Моя мама работала в доме прислугой. По ее рассказам, когда хозяева выходили утром на прогулку садовники посыпали дорожки специально просеянным песком. Обижаться на причуды Шуваловых работникам усадьбы не стоило. Хозяева слыли добрыми людьми. – Мама иной раз принесет домой банку варенья и говорит – это барский подарок, – продолжает Галина Сергеевна. – Графиня сердечной была и часто ненужные вещи раздавала просто так. ГРАНИ ГРАФСКОГО БЫТИЯ В 1882 году в одном из зданий усадьбы был открыт приют для детей сирот, а чуть позже лечебница. Сюда на прием мог попасть любой житель села. При больнице был открыт стационар на десять коек. Возможность побывать в графской усадьбе импонировала многим сельчанам. Народ сюда тянулся. Об этом говорят такие цифры – в 1892 году лечебницу посетило 7032 человека. Это почти в три раза больше, чем все население Нижнего Шкафта той поры! Согласитесь, о таких показателях добровольной диспансеризации сегодня приходится только мечтать… Впрочем, забота хозяев о народе за порогом усадьбы заканчивалась. Вот как описывает условия работы на одной из графских фабрик губернская газета: «Такой негигиенической обстановки трудно где-либо сыскать. В эти подвалы никогда не заглядывает солнце. Кругом заплесневелые стены. Киснувшее в чанах тряпье источает ужасную вонь. Стоит невыносимый, раздирающий душу смрад. Трудно представить, но в таких условиях люди работают по 12 и более часов...». Не делает чести графу Шувалову и тот факт, что во время отмены крепостного права в 1861 году, он всем своим пятистам крестьянам выдал лишь «вольные» без наделов земли (по закону это допускалось). Сохраненную землю граф тут же арендовал уже свободным крестьянам. Таким образом, владельцы нижнешкафтинского поместья на реформе неплохо заработали, что вызвало шквал недовольства у местного населения. Вспышки крестьянского бунта продолжались несколько лет. ЧТО БЫЛО, ТО ПРОШЛО… Национализированное в 1917 году имущество графа продолжало работать и на новую власть. Практически все производство вплоть до 50-х годов было загружено на полную мощность. Лишь в 60-х годах один за другим стали закрываться некогда прибыльные предприятия, и постепенно экономика Нижнего Шкафта перешла на сельскохозяйственные рельсы. Что касается графской усадьбы, то здесь после революционной смуты располагалось несколько учреждений. В 20-е годы в его стенах разместился детский приют, где ребят обучали рабочим специальностям. Позже на его базе был организован детский дом, а спустя немного времени бывшие апартаменты графа были отданы под сельскую школу. СПРАВКА: Происхождение названия села Нижний Шкафт связано с обработкой оловянной руды, которую когда-то обнаружили в местной речушке. Для ее дробления использовали специальные толчеи – шкафты. В итоге появилось два Шкафта: в верховье реки Верхний, чуть ниже – Нижний. Источник: http://www.pravda-news.ru/topic/12116.html Автор Анатолий ВОЛОДИН Адрес усадьбы: Пензенская область Никольский р-н, с.Нижний Шкафт, ул.Садовая, д.51 Фото : http://asrmod.ru/penzenskaya-o...nij-shkaft
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1288 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35613 | Наверх ##
13 ноября 2017 21:50 Усадьба Устинова. Грабово. За основу был взят фрагмент Зимнего дворца. Впрочем, в архитектуре угадываются и черты французских вилл. Подобных резиденций в округе не существовало. Посмотреть на удивительный дом приезжали помещики и купцы со всей округи. Первый этаж — парадные и деловые помещения. Второй — жилые комнаты. В южном крыле был устроен большой зал с хорами, имевший выход на балконы и в парк. Здесь проводили балы, ставили спектакли. По обеим сторонам здания находились башни, винтовые чугунные лестницы внутри них вели в подвал и на чердак. К востоку от усадебного дома разбили липовый парк. Сейчас от него осталось лишь несколько деревьев… К парку примыкал фруктовый сад, окаймленный еловыми посадками. Центральным местом композиции был пруд. Устиновы оборудовали дом по последнему слову техники. Cложный помповый механизм качал в здание воду из родника. Он же питал и фонтан у парадного подъезда. По железным трубам из дома уходили канализационные стоки. В дальней части парка было устроено небольшое семейное кладбище. Здесь были погребены почти все прежние владельцы имения из рода Устиновых. Грабовская усадьба была национализирована в начале 1918 года. Сюда прибыл комиссар, и Устиновы с малышом на руках тайно покинули поместье. Им помогли бывшие слуги. Переодев своих хозяев в простую одежду, они посадили их на поезд, следовавший в Москву. Вскоре Устиновы уехали из страны. Сейчас в женском психоневрологическом диспансере находятся 550 человек от 18 до 90 лет. Есть те, кто прожил тут всю жизнь. Источник: https://dirubis.livejournal.com/7776.htmlБыл прислан чертеж под названием «Загородный дом господина Устинова». И, действительно, и планы, и фасад парковый один в один это наша Грабовская усадьба. Архитектор там указан. Это Виктор Александрович Шрётер, петербургский архитектор. Причем сохранились его постройки. Его кредо было «строить солидно, но красиво». Еще раз поздравляю, Грабовка обрела первоклассного столичного архитектора», — сообщила ГТРК «Пенза» кандидат культурологии, главный хранитель фондов объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области, краевед Лариса Рассказова. Полный текст на сайте ГТРК «Пенза»: http://russia58.tv/news/136128/
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1288 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35613 | Наверх ##
13 ноября 2017 23:09 10 января 2018 12:58 Усадьба княгини Долгоруковой. Село Липовка (Богородицкое, Богородское, Малая Липовка, Протасьево) Башмаковского района.Самое ранее упоминание села Богородицкое – церковное название Липовка – содержится в материалах третьей ревизии (переписи населения) Тамбовского уезда за 1763 год. Усадьба, относящаяся к эпохе классицизма, принадлежала княгине Ольге Петровне Долгорукой, урожденной графине Шуваловой. До самой революции княгиня являлась владелицей обширных местных земель, окрестных хуторов, поместий и сахарного завода. Все это она получила в начале 70-х годов XIX столетия в качестве свадебного подарка от своей матери, графини Софьи Львовны Шуваловой, урожденной Нарышкиной. Семья Шуваловых принадлежала к высшей аристократии. Жизнь Софьи Львовны (1829-1894) и Петра Павловича (1819-1900) пришлась на царствования Николая I, Александра II и Александра III. Шуваловы входили в придворный штат, и Петр Павлович, имея звание камергера, на пять лет (1857-1862) избирался петербургским губернским предводителем дворянства. Новая владелица здешних земель, деревень и поместий Софья Львовна Нарышкина, выйдя замуж за графа Петра Павловича Шувалова, крупного землевладельца и сахарозаводчика , построила в 1849 году на берегу реки Раевки (приток Выши) сахарный завод, который действует и поныне. Софье Львовне Нарышкиной, единственной дочери генерал-лейтенанта Льва Александровича Нарышкина и графини Ольги Станиславовне, из-за доброты и бесхарактерности мужа приходилось самой управлять всем состоянием, имениями и заводом. Ее муж князь Александр Сергеевич Долгорукий - обер-гофмаршал (1899), член Государственного совета, обер-церемонийместер на коронации Александра III (1883) и верховный церемониймейстер на коронации Николая II и Александры Фёдоровны являлся крупным землевладельцем (63400 десятин), владел двумя сахарными заводами в Черниговской губернии. Александр Сергеевич на первых порах помогал жене в управлении имением и заводом. Внешне дом выглядел оригинально: большое здание, состоящее как бы из отдельных строений, соединенных в одно целое. Большие окна смотрят на все стороны света. И еще красивая крыша с фонарями. Благодаря оценочной описи имения О. П. Долгорукой, известно, что в списке господских построек значатся: сам господский дом, который представлял собой каменное , крытое железом строение; деревянный ледник, который был построен в 1893 году; каменная оранжерея. В имении также имелись конный завод, паровая мельница, кирпичный завод, бани, амбары, сараи, водонапорная башня. Внутренняя планировка дома была удобной. Два зала (большой и малый) и комнаты разделяли соединяющиеся под прямым углом коридоры. Стены и потолок были оштукатурены, их стык был украшен архитектурно-художественными элементами. Отопление дома осуществлялось четырьмя каминами. В мансарде имелось около десятка комнат - туда вела внутренняя лестница. Одна из комнат с камином, очевидно, служила княгине «светелкой». По обе стороны дома тянулись флигели-открылки в один этаж. Во флигелях размещались: в одном псарня, в другом, южном, - оранжерея, которая в холодное время года служила хозяевам в качестве зимнего сада. В советское время здание также использовалось. В центральной части были магазин и администрация. В 1990-х годах 2-й этаж центральной части здания стало общежитием и через 7-8 лет, из-за неаккуратности использования проводки - сгорело. Однако барские апартаменты - флигеля уцелели и заселены до сих пор. Сейчас усадьба находится в достаточно заброшенном состоянии, здание не охраняется. Источник : https://vk.com/wall-5906694_1762 По следам забытых усадеб Фото: http://foto-planeta.com/photo/115857.html
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1288 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35613 | Наверх ##
13 ноября 2017 23:29 13 ноября 2017 23:53 Усадьба помещика Турчанинова. КОЗЛОВКА, русская деревня Шейнского сельсовета, в 3 км к северо-западу от р.п. Пачелма и в 0,5 км к югу от с. Шейно. На 1.1.2004 г. – 80 хозяйств, 148 жителей. В документах под 1640 г. здесь между Ушенской поляной и «пошатовским жилищем» упоминаются Козловский лес и Козловская вершина. Основана в начале 18 в. В ревизских сказках 1719-21 гг. указано, что д. Козловка отписана на царицу Екатерину Алексеевну, жену Петра I, от боярина А.С. Шеина. Около 1760 г. бывшие шеинские земли подарены князю Андрею Михайловичу Белосельскому-Белозерскому, а после его смерти проданы около 1780 г. Г.А. Потемкину. В 1782 г. последний продал их уральскому горнозаводчику А.Ф. Турчанинову. В 1785 г. Козловка показана в Верхнеломовском уезде за помещиком Яковом Андреевичем Ахотниковым (Охотниковым) (480 ревизских душ). В 1795 г. здесь богатое имение помещиков Алексея Федоровича Турчанинова и Якова Андреевича Злотникова (Охотникова?) в общей меже с с. Шейно. Перед отменой крепостного права вместе с д. Старое Село Керенского уезда показано за помещицей Аграфеной Павловной Буланиной, у нее в двух селениях 514 ревизских душ крестьян, 23 ревизских души дворовых людей, 162 ½ тягла (все на барщине), 16 ½ тягла состояли частью на барщине, частью на оброке (оброчные платили в год по 30 рублей с тягла, а также были обязаны отработать у помещицы 1 день на жатве и давать по 2 подводы с тягла, вероятно, для перевозки хлеба на продажу), у крестьян 115 дворов на 176 десятинах усадебной земли, 1000 дес. пашни, 317 дес. сенокоса, у помещицы 2200 дес. удобной земли (сверх того 220 дес. неудобной), в том числе 1671 дес. леса и кустарника (Приложение к Трудам, том 2, Керен. у., №40). В 1864 г. в селе 3 мельницы, в 1877 г. – сыроварня. Входила в состав Шеинской волости Керенского уезда. Источник: http://www.suslony.ru/Penzagebiet/pathelma.htm Перед отменой крепостного права деревня была за помещицей Аграфеной Павловной Буланиной. Вероятно в этот промежуток времени и была построена барская усадьба. Конкретных упоминаний о ней за период существования, нигде найти не удалось Фото: http://kartaev-d.livejournal.com/2848.html
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1288 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35613 | Наверх ##
14 ноября 2017 11:15 Усадьба Араповых в Проказне. В первой половине XIX века помещиком Араповым была построена богатая усадьба. Она включала в себя двухэтажный дом с мезонином и четырехколонным портиком, 2 одноэтажных флигеля и хозяйственные постройки. Жилой дом был построен в 1830 году в расчете на то, что царь Николай I во время поездки по России, заедет в Наровчат. Однако царь проехал мимо, через Чембар. Эта легенда легла в основу рассказов А.И. Куприна «Царев гость из Наровчата», «На покое». Во 2-ой половине XIX века усадьба перешла к земству. Здесь разместилась земская больница. В имении часто бывали старшая дочь А.С. Пушкина Мария Александровна Гартунг, старший сын Александр Александрович Пушкин вместе с дочерьми Надеждой и Анной, одно время у Араповых воспитывались дети младшей дочери Натальи Александровны Дубельт. В Проказне у своего брата гостил и драматург, переводчик и историк театра Пимен Николаевич Арапов. Источник: http://welcome2penza.ru/attractions/200/4#startРусское село Проказнинского сельсовета, центр которого в 0,5 км к юго-западу, в с. Пыркино. На 1.1.2004 – 503 хозяйства, 536 жителей. Основано около 1665 года на землях Пыркинской слободы конных казаков (Мясников, с. 154), при озере Большом (часть старицы Суры), в это время в деревне было 39 дворов. После перевода в конце XVII века казаков на другие места земли отказаны Ивану Юрьевичу Трубецкому. В 1719 году у него 44 двора. Предположительно, происхождение топонима связано с преданием о кладе, спрятанном на дне озера. Прамс (мордовское) – «упасть», казна – «клад»: «упавший, потерянный клад». С 1780 года в составе Мокшанского уезда. В 1795 занимало 55 десятин, насчитывало 139 дворов крестьян князя Ивана Алексеевича Трубецкого и Екатерины Ивановны Волынской; Имение семьи Араповых в селе Проказна Пензенская область, (Бессоновский район с. Проказна, ул. Школьная, д.1). Усадебный комплекс является объектом культурного наследия регионального значения XIX века. После революции она так же использовалась в общественных целях, здесь располагалась школа и библиотека. Но вот уже четвертый год, здание пустует. И находится в очень плачевном состоянии. Объект является закрытым, и случайным путешественникам самостоятельно туда не попасть. Но по чистой случайности, вследствие преддверия выборов, здание было открыто, и являлось закрепленным под избирательный участок. Нам удалось изучить объект. Но ничего интересного нами не было найдено. В здании осталась лишь малая часть бывшего школьного инвентаря. Дальнейшее ознакомление с усадьбой нам только предстоит. Все документы и исторические справки переданы в муниципалитет Бессоновского района. Скоро мы можем увидеть документально-художественный фильм «Прикосновение к тайне» для новой экспозиции Музея одной картины, посвященной полотну знаменитого немецкого живописца Франца Ксавера Винтерхальтера «Портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой», созданному в 1864 году. Известно, что в музей в 20-е годы она попала из усадьбы Араповых. Но как она там оказалась? Ведь портрет известной московской красавицы, покорившей самого Наполеона III, хранился в Ницце. Где Ницца, а где Проказна? Источник: http://mp.zspo.ru/news/posleda...kogorajonaВыяснилось, что сын Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой женился на дочери Арапова Екатерине и привез в имение жены портрет своей матери. Получается, что «калмыцкая Венера», как звали Римскую-Корсакову в Париже, и крестный сын Александра II – сватья. Источник: http://mp.zspo.ru/news/posleda...kogorajonaСело Проказна Мокшанского у. — Одно из благоустроенных старинных барских имений, принадлежащее в настоящее время гофмейстеру А. А. Арапову» (Памятная книжка Пензенской губернии на 1911-1912 г. Сост. В. П. Попов. Пенза, 1911, с. 178). Александр Александрович Арапов (р. 30.10.1832) — крестный сын императрицы Александры Федоровны (супруги Николая I) и Александра II (ГАПО, ф. 196, оп. 2, д. 39, л. 32); ум. в Пензе в 1918 г., погребен близ собора Пензенского Троицкого женского монастыря. Источник: http://7.denm2.z8.ru/3-2
 --- Снегиревы | | Лайк (1) |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1288 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35613 | Наверх ##
14 ноября 2017 11:56 Усадьба Черкасское Пачелмского района Пензенской области. Комплекс усадьбы находится в центральной части села, на южном склоне степной балки, на возвышенном плато над парком. Первым владельцем (сер. XVIII-го века) этих земель был князь А. А. Черкасский. На 1782 г. село числится за бригадиром А. А. Арсентьевым (Арсеньевым), женатым на дочери князя Черкасского. По экономическим примечаниям к генеральному межеванию (конец 1780-х гг.), в усадьбе имелись деревянные господский дом и церковь во имя св. кн. Александра Невского. Арсеньев в 1797 г. продал усадьбу Я. А. Охотникову. Четыре поколения этого рода владели усадьбой почти век (до 1893 г.) и именно с Охотниковыми связаны её формирование и расцвет. В 1811 г. владельцем числится П. Я. Охотников. На 1850 г. селом владеет его сын Н. П. Охотников (1811-1864). Он в отставке с 1847 г. и, видимо, живёт в Черкасском постоянно. На середину XIX в. Охотниковым принадлежало в Керенском уезде 14000 дес. земли, они входили в тройку самых богатых помещиков уезда и были одними из самых богатых помещиков губернии. Всего же Охотниковым принадлежало в разных губерниях более 127000 дес. земли. После смерти Н. П. Охотникова владельцем имения стал его сын Владимир (1847-1919). В 1893 г. Черкасское было продано барону С. Р. Штейгелю (1864-1905). В 1900 г. усадьбу у разорившегося барона покупает кадомский купец В. Ф. Андронов, его сыновья владеют ею до 1917 г. Видимо, строительство и сам замысел дворца-замка принадлежит В. Н. Охотникову. В Керенском уезде за ним числилось 4000 дес. земли. Кроме того, он владел конным, свеклосахарным, лесопильным, медеплавильным заводами, прииском, 3 домами в СПб, был сенатором в конце жизни. После окончания Александровского лицея (1866) жил в Черкасском, став его владельцем. Начал его обустраивать. В 1872 г. избран депутатом дворянства Керенского уезда, в 1873 г.– почётным мировым судьёй того же уезда, в 1875 г. – уездным предводителем дворянства. В 1876-1881 гг. (с перерывом на турецкую войну, в которой он участвовал в 1877- 1878 гг.) избирался губернским предводителем дворянства. Кавалер многочисленных орденов, в том числе Белого Орла, св. кн. Александра Невского и др. Благодаря богатству и родственным связям – его жена была дочерью Санкт-Петербургского предводителя дворянства кн. П. Н.Трубецкого – Владимир Николаевич имел возможность приглашать известных архитекторов для проектирования усадебных построек по своему вкусу. А уровень образования и положение в обществе позволяли ему быть в курсе модных направлений в области усадебного строительства, обустройства и комфорта. Строительство существующего дворца, как и всего усадебного комплекса, включая парк, началось во второй половине 1860-х годов. Видимо, к этому же времени относится и постройка здания волостного правления. По бытующим сведениям, дворец остался недостроенным. Видимо, имеется в виду внутренняя отделка или обстановка отдельных комнат (их было много). Ведь и сам Владимир Николаевич, и все последующие владельцы жили в этом дворце. Получение выгодной должности (с 1893 г. он уполномоченный по разработке и ведению казённой продажи питий в Самарской, Пермской, Уфимской и Оренбургской губерниях, а с 1896 г. – член Совета по делам казённой продажи питий) заставило его в 1893 г. продать имение в Пензенской губернии. Следующим владельцем замка-дворца, который тоже занимался его украшением, был барон С. Р. Штейнгель (1864-1905), богатый наследник известного промышленного инженера-строителя барона Р. В. Штейнгеля (1841-1892). Видимо, Черкасское приобретено на часть отцовского наследства, после его смерти. Архитектура замка сыграла здесь не последнюю роль. У отца Сергея Рудольфовича в Киеве имелся дом с парком, который называли «волшебным замком» за его рыцарско-средневековый облик. Опять-таки просвещённый вкус, богатство и привычка к комфорту позволили барону продолжить украшение замка в избранном предшествующим владельцем стиле. Есть свидетельство, что он привозил известного художника (имя его мы не знаем), «весьма оригинально расписавшего» печи в доме. Барон быстро разорился и в 1900 г. вынужден был продать Черкасское кадомскому купцу В. Ф. Андронову, вскоре умершему. Его сыновья Александр и Василий в это время расширяют в Пензенской губернии своё дело. Андроновы занимались пивоварением и вели крупную торговлю пивом, имели пивоваренные заводы в Пензе, поставляли пиво в соседние губернии. Владельцем усадьбы становится В. В. Андронов. Считается, что при нём к 1902 г. дворец был окончательно отделан с полнейшим комфортом: телефон, электричество, водопровод, ванная, ватерклозет и проч. Во дворце множество прекрасно отделанных комнат, каминный зал. Всё это стоило громадных денег, учитывая, что железная дорога проходила в 30 верстах от Черкасского. Андроновы вели открытый образ жизни, в доме часто бывали гости, устраивались концерты. В. В. Андронов в первое время постоянно жил в Черкасском. Затем на зимы стал уезжать с женой в Пензу. Он был последним владельцем Черкасского. О Василии Васильевиче сохранилась добрая память среди крестьян, которым он помогал. Он же, уезжая после 1917 г., просил не разорять дом, и крестьяне выполнили просьбу. Дворец Дворец представляет собой усадебный дом нового типа: стилизованный под старинный замок и одновременно ренессансное палаццо, но со всем возможным комфортом проживания. Дворец является уникальным для провинции на период 1860-х гг., одним из ранних в модерне образцов использования ренессансно-готических мотивов в объёмах, планировке, декоративной отделке. Ко входу в главный дом через зеленый массив ведет подъездная аллея и диагональное пешее направление. Структура здания формируется из различных по форме, размерам и этажности частей. В живописной композиции главного фасада доминирует двухэтажный трехоконный объем под вальмовой крышей, в ризалите которого под картушем располагается вход. К нему вплотную примыкает четырехъярусная прямоугольная башня («донжон») под вальмовой крышей, с разнообразными по формам окнами. Западная часть, возвышающаяся на мощной платформе террасы, состоит из свободно скомпонованных помещений с высокими кровлями и мансардами. Обилие и разнообразие оштукатуренных архитектурных форм во втором этаже (рустованные углы, развитые карнизы, картуши, барочные окна мансард, рустованные наличники поэтажных окон) свидетельствуют о принадлежности здания к зарождающемуся тогда историзму, одному из направлений стилизаторского модерна. Сохранился каминный зал (отремонтирован в 2000 г.), некоторые элементы отделки комнат. Одноэтажные, кирпичные, в основном рустованные службы входят в состав дома, занимая боковые крылья, образующие внутренний раскрытый к парку двор. После революции 1917 г. внутренняя часть дома была перепланирована. В 1922 г. во дворце открылась школа, существующая до сих пор. Есть сведения, что при ремонте в 1950 г. были переделаны крыши двух башенок и демонтирован 12-метровый шпиль (на нём развевался флаг, когда хозяева были дома). Вокруг усадьбы располагались многочисленные постройки: кладовые, амбары, погреба, псарня, жилые дома для дворовых. Вероятно, по стилю они были одинаковыми с ныне сохранившимся зданием волостного правления – на другой стороне широкой улицы, в некотором отдалении от дворца. Восточное крыло здания, выстроенное в середине XIX в., каменное, двухэтажное с двускатной крышей, ограниченное с запада брандмауэром со шпицем, выделено по высоте и имеет асимметричную композицию. Большие стрельчатые окна второго этажа со своеобразным рисунком переплетов вносят романтический элемент в строгое, с лопатками на всю высоту построение фасада. Компактная западная пристройка появилась в конце XIX в. Крупная угловая башенка с винтовой лестницей, перекрытая куполом, ряды арочных окон второго этажа с архивольтами, развитые карнизы – всё это продолжает «историческое» направление архитектуры усадебного комплекса. Значение Дворец в Черкасском представляет собой выдающийся в архитектурном отношении объект. По мнению М. В. Нащокиной, члена-корреспондента Российской Академии архитектуры и строительных наук, доктора искусствоведения, заслуженного архитектора России и Почётного члена Союза реставраторов, это одна из первых усадебных построек известного архитектора модерна П. С. Бойцова (1840-е – после 1917). Он автор самых знаменитых русских усадебных замков, в том числе нынешней резиденции президента России в Барвихе (бывшая усадьба Мейендорф). «До наших дней сохранился внушительный «замок» Охотниковых в пензенской усадьбе Черкасское – с XVIII в. родовом гнезде Охотниковых. Внушительные башни с машикулями, массивная платформа-терраса, напоминающая бастион, и особенно детали декоративной отделки невольно наводят на мысль об авторстве Бойцова, тем более что действительный статский советник В. Н. Охотников, начавший строить этот дом, один из московских его заказчиков. Думается, перед нами одна из первых работ зодчего в усадебном строительстве и один из его первых опытов возведения «замка». П. С. Бойцов, уроженец Н. Новгорода, участвовал в проектировании и возведении построек Нижегородской ярмарки в 1860- http://www.ym-penza.ru/?option...Itemid=215автор:: Лариса Рассказова Фасад отреставрирован. Фото: https://www.drive2.ru/b/2611965/ автор Наталья Рыбакова
 --- Снегиревы | | |
snegirev Модератор раздела
Сообщений: 1288 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35613 | Наверх ##
14 ноября 2017 14:30 Усадьба Александра Николаевича Радищева Единственный в стране музей и усадьба Александра Николаевича Радищева с фамильной церковью находятся в одноимённом селе Пензенской области. В усадебный комплекс входит: здание барского дома, построенного в стиле петровского барокко, сохранившаяся фамильная Спасо-Преображенская церковь с резным золоченым иконостасом и редчайшими фресками здание бывшей земской школы, где располагается экспозиция музея. Русская дворянская усадьба восемнадцатого века около трёх веков принадлежала роду Аблязовых - Радищевых. Одно из наиболее старинных строений в усадьбе является Спасо-Преображенский храм, построенный прадедом писателя Григорием Афанасьевичем Аблязовым в 1736 году. Фамильная церковь была возведена ещё крепостными мастерами и является старейшим культовым сооружением Пензенской области. В наши дни внутреннее убранство и частично сохранившиеся фрески были реставрированы, а усыпальница родителей писателя, двух братьев и младшего сына Афанасия восстановлена. Одновременно с храмом был построен барский дом не сохранившийся до настоящего времени. В 1993 году здание было восстановлено по аналогии с барскими усадьбами восемнадцатого века. В наши дни усадьба общей площадью в шесть гектар полностью восстановлена. Экспозиция, находящаяся в здании земской школы, представляет предметы быта семьи писателя, уникальные экземпляры книг, раритетные издания, документы и изобразительные материалы. Рядом с усадьбой находится село Нижнее Аблязово (бывшее имение Радищевых), где сохранился ещё один памятник культовой архитектуры - Рождественская церковь с резным иконостасом и деревянной скульптурой. Музей-усадьба А.Н.Радищева находится в живописном месте, окруженный лесами и прудами. Источник: https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=15629Музей А. Н. Радищева открыт 28 октября 1945 года в селе Верхнее Аблязово (ныне село Радищево) Кузнецкого района Пензенской области. Источник: Пензенская энциклопедия. — М., 2001. — С. 362, 512—514, 575. 2-х этажный дом Радищевых восстановили на основе оставшегося фундамента. Сейчас в барском доме располагается художественная экспозиция. Источник: http://welcome2penza.ru/attractions/9/2/#startБабушка Грибоедова А.С. по материнской линии, Прасковья Васильевна Грибоедова, приходилась Радищеву А.Н. двоюродной тётей. Источник :http://ilim-lib.narod.ru/craevedenie/Ilimskaya_zemlya_v_statyah/Radij-Griboedov.htm Безгачев Д. В. библиограф Нижнеилимской ЦМБ им. А. Н. Радищева Фото: http://russights.ru/post_1455186575.html
 --- Снегиревы | | |
|