Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Усадьбы

Усадьбы существующие, восстановленные, разрушенные

    Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 ... 22 23 24 25 26 27 Вперед →
Модератор: snegirev
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1282
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34030
Усадьба доктора В.Ф. Снегирева.
Москва.Ул. Плющиха, д. 62, стр. 1, 2
Небольшой домик в глубине двора, заросшего яблонями и сиренью, всегда привлекает взгляды прохожих.
На стене дома висит мемориальная доска, рассказывающая о докторе Снегиреве.
Дом-замок был построен для заслуженного профессора, выдающегося медика конца XIX в. Владимира Федоровича Снегирева.
Клиника, носящая его имя, находится неподалеку. Это бывшая Клиника женских болезней Московского университета,
ныне Клиника акушерства и гинекологии им. В.Ф. Снегирева при ММА им. И.В. Сеченова.
Усадьба доктора Снегирева появилась на Плющихе в 1893–1894 гг. Ранее здесь располагалась другая усадьба,
с небольшими постройками, раскиданными по участку. Одна из них сохранилась до сих пор, это строение 1,
которое принадлежит первой четверти XIX века. В 1852 году усадьба принадлежала надворному советнику Н.А. Леонтьеву.
В.Ф. Снегирев, купивший усадьбу в 1890-х гг., заказал проект перестройки одного из хозяйственных строений архитектору
Р. Клейну, который придал дому романтический вид в духе европейского средневековья. Маленький замок, расположенный
в глубине участка, радовал глаз островерхими крышами, башенками и балкончиками.
Выбор архитектора был неслучаен. Р. Клейн много строил для покровителя В.Ф. Снегирева –
мецената П.Г. Шелапутина. Одновременно с постройкой усадьбы Клейн начал строительство
Гинекологического института в Олсуфьевском переулке, недалеко от места жительства и работы профессора.
А.П. Чехов писал о нем в письме к Е.М. Шавровой: "Все гинекологи идеалисты.
Известный Снегирев говорит о "русской женщине" не иначе, как с дрожью в голосе".
И дальше: "хорошим гинекологом не может быть глупый человек или посредственность".
Про В.Ф. Снегирева говорили, что он "он волшебник", что "он любит лечить".
Прекрасный терапевт и хирург, он умел облегчить страдания своих пациенток.
Когда началось строительство Клиник Девичьего поля, Снегиреву было 35 лет. В университете
он преподавал с 28 лет, создал свою, "снегиревскую" школу, а также Московское общество акушеров и гинекологов.
Его именем названы не только клиника и роддом, но и многие симптомы и методы операций, которые он ввел в клиническую практику.
В своей усадьбе на Девичьем Поле В.Ф. Снегирев прожил с 1895 по 1916 г.
В советское время дом менял хозяев, принадлежал различным ведомствам.
Среди местных жителей ходили упорные слухи, что здесь располагаются явочные квартиры сотрудников армейской разведки.
В 2011 г. его коснулись неприятные махинации с недвижимостью.
Сейчас усадьба доктора Снегирева в плачевном состоянии.
Автор:Зинаида Одолламская
https://um.mos.ru/houses/16216/
Фото :http://www.yamoskva.com/node/36586

Прикрепленный файл: 29. Плющиха д62с2. дом Снегирёва. 07.01.16.01..jpg
---
Снегиревы
Лайк (1)
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1282
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34030
Городская усадьба А.П.Снегиревой.
(глазная лечебница Снегирева)
Дом Снегирева, 1912, арх. В. Д. Глазов
Москва. Колпачный переулок, дом 11
Переулок получил название по слободе ремесленников, делавших головные уборы (колпачники).
В XVII-XVIII веках на здешних слободских землях селилась аристократия.

Дом построен в 1912 году архитектором Глазовым для известного в Москве врача-окулиста Константина Владимировича Снегирёва,
женатого на одной из дочерей П.И.Юргенсона (владельца известной нотопечатни в Хохловском переулке) Александре.
Доктор медицины, колежский секретарь, приват-доцент Московского университета К.В.Снегирёв
http://moya-moskva.livejournal.com/3222370.html

Портрет Сурикова В.И. написанный А.П. Юргенсон (Снегиревой) хранится ныне в Третьяковской галерее.
Здесь же у Снегирева была амбулатория, в которой проходил приём пациентов, а глазная лечебница находилась в здании по Хохловскому переулку (дом 1, не сохранился).

Советский публицист Исайя Григорьевич Лежнёв (имя при рождении — Исаак Альтшу́лер) (1891-1955) в какой-то момент своей жизни увлекся творчеством Михаила Александровича Шолохова и написал о нем несколько очерков и книг. В монографии "Путь Шолохова" Лежнев писал: "По окончании Каргинской школы у Миши стали болеть глаза, появилось нечто вроде воспаления роговицы, и в конце лета 1914 года, вскоре после начала первой мировой войны, отец отвез его лечиться в Москву в глазную лечебницу. Здесь мальчик пролежал несколько месяцев, носил темно — зеленые очки". Помогли отцу Шолохова его знакомые купцы.

Детские воспоминания врезались будущему писателю в голову и, когда Шолохов написал роман "Тихий Дон", то вспомнил он больницу и доктора. Когда поезд с раненными, в котором находился Григорий Мелехов, прибыл в Москву, то : "Тяжелораненых выносили на носилках; те, кто мог ходить без посторонней помощи, вышли после записи на перрон. Врач, сопровождавший поезд, вызвав по списку Григория и указывая сестре милосердия на него, сказал:
— Глазная лечебница доктора Снегирева! Колпачный переулок...
Поехали на извозчике...Из центра выехали в безлюдный проулок. Цокали по камням копыта, качался на высоких козлах извозчик, принаряженный в синий, наподобие поповского армяк; махал на вислоухую клячу концами вожжей...Около трехэтажного дома извозчик остановился. Поправляя шинель, Григорий соскочил...
К глазной лечебнице доктора Снегирева примыкал маленький садик.Таких неуютных стриженых садов много по окраинным переулкам Москвы, в них не отдыхает глаз от каменной тяжелой скуки города, и еще резче и больней вспоминается при взгляде на них дикое приволье леса."

Какой-то период после революции Снегирев жил с семьей в этом доме и продолжал заведовать глазной клиникой, но затем в конце двадцатых годов прошлого века клинику выселили и устроили в доме 16 коммунальных квартир.
Источник: https://um.mos.ru/houses/20747/ Алексей Дедушкин - автор статьи

Снегирев К.В. был сыном священника, знаменитый гинеколог В.Ф.Снегирёв – его однофамилец.
Фото :0_6b20a_1b6e0468_XL.jpg


Прикрепленный файл: Больница Снегирева.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1282
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34030
Усадьба Снегирёво.
(Усадьба Салтыковых не сохранилась)

Название Снегирево пошло от фамилии перых вотчинников Снегиревых.
В дополнение к своей деревеньки вдова Снегирева (среди крестьян называлась
Снегириха) подкупила еще четыре семьи из деревни Жарки, так
постепенно и расстроилось крестьянское поселение возле усадьбы
вотчинников Снегиревых и получило название Снегирево.
Село Снегирёво стоит на р. Ворше, до 1813 г. было сельцом
в приходе церкви с. Спасского (ныне в Собинском районе).

Усадьба Снегирёво-Черкутино находилась в Юрьев-Польском уезде
Владимирской губернии. Это были родовые владения графов (затем князей) Салтыковых. 
Сначала усадьба располагалась в Черкутино, потом, где-то в 1770-е годы
была перенесена в Снегирёво. К 1804 году Николай Иванович Салтыков выстроил
на Снегирёвской горе, против впадения друг в друга рек Ворши и Медведки,
усадебный дом и два флигеля и хозяйственными постройками. Главный дом
соединялся галереями с флигелями, которые, подобно главному дому, были
увенчаны бельведерами. Из вестибюля на второй этаж главного дома вели две
лестницы, обтекавшие цилиндрическое пространство, ограниченное восемью колоннами.
Комнаты украшала орнаментальная роспись. В доме размещались коллекции
предметов искусства, вывезенных владельцем усадьбы А.Д. Салтыковым из Индии
и Персии. В 1961 г. Владимир Солоухин писал: «Село это растянулось вдоль речки
в низине. Окнами оно смотрит на высокий холм, заросший елями. На макушке холма
выглядывает из елей небольшая колоколенка. Издали можно подумать, что деревья
подступают вплотную к церкви, но когда подъедешь ближе, оказывается, что вокруг
церкви есть просторная поляна и даже запущенный липовый парк. На поляне в
нескольких местах проглядывают из крапивы, из мелкого кустарника розоватые груды
щебня. Здесь стояла усадьба князей Салтыковых с прекрасным дворцом, с флигелями,
конюшнями и даже с оранжереей». Усадебный дом стоял к востоку от церкви.
Ныне существующая в Снегирёве каменная Крестовоздвиженская церковь построена в 1813 г.
в формах позднего классицизма. Храм трёхпрестольный (приделы Святой Троицы и
Сошествия Святого Духа), он сохранил внутреннее убранство.
За алтарём – усыпальница князей Салтыковых (здесь покоились князь Николай Иванович,
надгробие на его могиле уничтожено в советское время, Сергей Николаевич и князь
Алексей Дмитриевич Салтыковы, в советское время склеп разорён) и обелиск в память
князя С.Н. Салтыкова (1828 г.).
К Крестовоздвиженской церкви была приписана домовая церковь князей Салтыковых.
Её престол был освящён в честь Положения Ризы Господней. Богослужение в ней
совершалось только в храмовый праздник. Домовая церковь погибла вместе с усадьбой.
Церкви принадлежала деревянная часовня на кладбище, уничтоженная в советское время.
Причт состоял из священника и псаломщика. Земли при церкви было только 2 десятины,
члены причта получали ругу от князя Салтыкова, ежегодно 200 рублей.
С 1887 г. была открыта в доме князя Салтыкова церковноприходская школа.
Дом священника стоял в селе. В. Солоухин вспоминал из детства:
«В... Снегирёве жил некогда священник отец Иван, известный своей начитанностью,
образованностью и, как сказал бы теперь, широтой взглядов. Впрочем, убеждения его были
тверды. Рассказывают, будто его принуждали отказаться от священства, но он ответил,
что, однажды приняв сан, он его с себя добровольно не сложит.
Я в детстве раза два видел отца Ивана. В памяти остались белоснежная, как у деда-мороза,
борода и очки с синими стёклами. А ещё остались фраза и жест отца Ивана: он показал на
портрет Сталина, висевший у него на стене и странным образом соседствующий с иконами,
посмотрел на него и заявил: Вот, люблю за размах! В комнате было трое: отец Иван, мой отец,
крестьянин, никогда политикой не интересовавшийся и вряд ли оценивший декларацию
радушного хозяина дома, и я, мальчик лет семи, однако же вот запомнивший и белую бороду,
и синие очки, и портрет, и саму интонацию, с которой были произнесены слова».
У церкви в начале ХIX в. была построена богадельня. Строитель храма и усадьбы
Николай Иванович Салтыков (1736-1816 гг.), сын генерала-аншефа Ивана Алексеевича
Салтыкова от брака с графиней Анастасией Петровной Толстой, начал службу рядовым
в лейб-гвардии Семёновском полку. Во время Семилетней войны принимал участие во
многих сражениях с пруссаками и после битвы при Куннерсдорфе был пожалован в полковники.
В 1765 г, уже в чине генерал-майора, командовал русскими войсками, расположенными
в Польше, а при начале 1-й Турецкой войны участвовал в военных действиях при осаде Хотина,
за что получил чин генерал-поручика и орден Святого Александра Невского. Тотчас после
этого Салтыков уехал для лечения за границу, где провёл три года. По возвращении в 1775 г.
в Россию он был осыпан милостями: императрица Екатерина назначила его вице-президентом
Военной коллегии, произвела в генерал-аншефы и определила гофмейстером при дворе
наследника престола великого князя Павла Петровича, чем выразила особое доверие. На
этом месте Салтыков проявил глубокий такт и умение приспособляться к обстоятельствам:
одинаково пользовался расположением как императрицы, так и её наследника, и поддерживал
между ними добрые отношения.
Салтыков ездил в 1776 г. в Берлин на обручение великого князя с принцессой Виртембергской,
впоследствии великой княгиней Марией Феодоровной, а в 1781 и 1782 гг. сопровождал
великокняжескую чету в её путешествии за границу. Вслед за тем императрица Екатерина
возложила на Салтыкова новую величайшую обязанность: быть главным воспитателем
великих князей Александра и Константина Павловичей. На этом месте Салтыков, отлично
изучивший придворную науку, заботился главным образом о том, чтобы приучить своих
воспитанников уметь лавировать между противоречивыми требованиями их родителей,
с одной стороны, и царственной бабки, с другой; в других отношениях Салтыков, по отзыву
современников, был самым неспособным педагогом и воспитателем царских детей.
В конце своего царствования Екатерина II пожаловала Николаю Ивановичу графское
достоинство и до 5000 душ крестьян и поручила управление Военной коллегией.
В царствование императора Павла Салтыков пожалован был в генерал-фельдмаршалы,
но не пользовался значением. Император Александр I в годину Отечественной войны
назначил его председателем Государственного совета и Комитета министров, на время
нахождения своего в кампании 1813 и 1814 гг. поставил его в положение регента государства
и 5 августа 1814 г. возвёл в княжеское достоинство с титулом светлости. Уклончивость,
хитрость, умение жить и ладить с людьми были преобладающими качествами
в характере и уме Николая Ивановича. Эгоист и гибкий царедворец, он, по словам
князя И. М. Долгорукого, близко его знавшего, «внутренне любил только себя и неспособен
был благодетельствовать, когда требовались на то некоторая упругость в характере,
настойчивость в поступках и твёрдость в правилах». В домашних делах Салтыков
подчинялся всецело влиянию жены, Наталии Владимировны, урождённой княжны
Долгоруковой (1737-1812). Они стали супругами в 1762 г., в 1793 г. она была пожалована
в действительные статс-дамы, в 1797 г. получила Екатерининскую ленту. Погребена в
с. Черкутине (Владимирская).
Наталия Владимировна Салтыкова, в молодости отличавшаяся красотой, но слабая и
болезненная, по словам современника, «была умна, лукава и скупа» и мало показывалась
в обществе. Научившись от матери всяким старинным русским приметам, она их
придерживалась до суеверия и пользовалась ими как могла, чтобы избавиться от скучных
светских обязанностей. Екатерина II не любила её и не обращала на неё никакого внимания,
великий князь Павел Петрович, при котором её муж состоял с 1773 г., также не был
расположен к Салтыковой; не любили её и при дворе великого князя Александра Павловича.
Избегая придворных собраний, она редко выходила из комнат, которые муж её занимал
во дворце, и уверяла всех, что никогда ничего не знает о том, что делается. Это не мешало ей,
однако, всячески выдвигать мужа и интриговать против других. Сопровождая мужа во
время путешествия великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны
по Европе в 1781 г., графиня не занимала официального положения в великокняжеской свите,
в парадных случаях фрейлины Борщова и Нелидова имели первенство над графиней
Салтыковой, «которая болезненна и мало выезжает», как писал Иосиф II своему брату,
великому герцогу Тосканскому.
Близко знавший Салтыковых князь И.М. Долгоруков посвятил ей следующие строки в
«Капище моего сердца»: «Графиня Салтыкова - прямо светлейшая дама, не по титулу одному,
но по качествам души. Оставим ей некоторые женские странности и причуды, но она тверда в
правилах, постоянна в отношениях и великодушна в поступках; основные свойства её
благородны, чувства возвышенны, характер мужествен». Очевидно, автор не считал противным
в то время «великодушию» и благородству случай с крепостным её парикмахером, которого
графиня из опасения, чтоб он не разболтал, что она носит парик, три года держала взаперти
в клетке у себя в спальне, выпуская только для причесывания. Когда несчастному удалось бежать,
Салтыкова, боясь, что её тайна откроется, стала требовать его розыска и обратилась даже
к императору Александру. Государь, уже предупреждённый через полицию, приказал не
разыскивать беглеца, а графиню успокоить официальным извещением, что парикмахер утонул в Неве.
Салтыкова была известна в свете своей оригинальностью, колким языком и смешными
выходками. Прощаясь с женой графа П.А. Толстого, назначенного послом во Францию,
она сказала ей: «Маша, жаль мне, что ты едешь в Париж: тебя французы одурачат. Поменьще
с ними говори: они тебе об литературе, а ты им, почём рожь на болоте». Графиня достигла
того, что весь свет, не исключая и великих мира, подчинялся её странностям. Несмотря
на звание статс-дамы, она почти никогда не ездила ко двору под предлогом, что «по слабости
нервов не могла выносить запаха пудры и духов». Дома она подпускала гостей лишь на
известное расстояние, причём отвратительные карлики жгли перед нею перья или мочалу;
одевалась всегда по моде своей молодости и была разукрашена драгоценностями; она
скопила мужу и детям огромный капитал. При своём уме и слабохарактерности мужа
имела большое влияние на государственные дела; при дворе её боялись, и она
пользовалась правом всех бранить за всё, что было сделано не по ней. Если верить
князю Долгорукову, она скончалась «от беспрестанных волнений сердца, производимых
неудачами политическими и в брани двора нашего с Наполеоном».
У церкви стоит обелиск в память младшего сына председателя Государственного совета
и Комитета министров, генерал-фельдмаршала Николая Ивановича Салтыкова,
светлейшего князя Сергея Николаевича (1776-1828), действительного тайного советника
с 1827 г.. При рождении Сергей Салтыков был зачислен прапорщиком в лейб-гвардии
Семёновский полк, в январе 1787 г. произведён в подпоручики, в январе 1788 г. - в поручики.
Получил хорошее домашнее образование; гувернёром к нему и его старшему брату
Александру был определён француз Ш. Массон (издавший впоследствии «Секретные
записки о России»), уроки артиллерии и фортификации давал поручик А.А. Аракчеев,
начавший при поддержке отца Сергея Николаевича свою блестящую карьеру. В марте
1790 г. С.Н. Салтыков пожалован в камер-юнкеры Высочайшего Двора с оставлением
в полку. В январе 1791 г. произведён в капитан-поручики, а в январе 1794 г.- в капитаны.
В ноябре 1796 г., через несколько дней, по вступлении на престол Павла I, пожалован
в действительные камергеры. В ноябре 1798 г. произведён в тайные советники,
а в декабре того же года пожалован командором ордена Святого Иоанна Иерусалимского
(Мальтийский орден). В марте 1799 г. назначен шталмейстером двора великой княжны Марии Павловны.
В марте 1807 г., в царствование Александра I, назначен сенатором; присутствовал в
1-м Департаменте, а с апреля 1811 г. - во 2-м отделении 5-го Департамента Сената.
В 1811 г. назначен членом комитета, учреждённого при Сенате для уравнения польских
чинов с российскими. В мае 1815 г. определён членом комитета для разбора откупных
недоимок, накопившихся во время нашествия французов в Россию, чумы и других
бедствий. В августе 1823 г. назначен членом Государственного совета по Департаменту
государственной экономии. В феврале 1823 г определён членом комитета по постройке
Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. В июле 1824 г. назначен почётным членом
совета Императорского человеколюбивого общества. В декабре 1824 г ему повелено
быть членом комитета, учреждённого при Государственном совете под председательством
министра финансов для определения особенных экзаменов по разным родам службы.
В июне-июле 1826 г. входил в состав Верховного уголовного суда по делу декабристов.
В октябре 1827 г. получил чин действительного тайного советника. За службу удостоен
высших российских орденов, до ордена Святого Александра Невского включительно.
Скончался в Санкт-Петербурге на 52-м году жизни.
От брака с княжной Екатериной Васильевной Долгоруковой (1791-1863), дочерью
действительного тайного советника В.В. Долгорукова, получившей придворное
звание статс-дамы, детей не имел. В усыпальнице похоронен также сын действительного
камергера, который «не мог заниматься деятельною службой по нездоровью» князя
Дмитрия Николаевича Салтыкова (1767-1826,старший брат князя Сергея) и его супруги
Анны Николаевны (1776-1810, урожденной Леонтьевой), князь Алексей Дмитриевич
Салтыков (1806-1859), прозванный за пристрастие к Индии и англичанам «индийцем»
и англоманом. Он родился в Петербурге 1 февраля 1806 г. Получив домашнее
воспитание, 11 декабря 1823 г. поступил на службу актуариусом Государственной
Коллегии иностранных дел, 22 августа 1826 г. пожалован званием камер-юнкера;
в том же году, 9 ноября, откомандирован для особых поручений к статс-секретарю Д.Н. Блудову.
После короткой отставки 1 октября 1828 г. князь Салтыков был назначен состоять при
А.П. Бутеневе, тогда поверенном в делах в Константинополе, а через полтора года (3 января 1830 г.)
перевёлся в Грецию по особым поручениям к графу Панину; вскоре же, перемещённый
в ведомство Азиатского Департамента, определён секретарём миссии в Греции, где оставался
до 1831 г. Пробыв недолго при посольстве в Лондоне (с 22 ноября 1832 г.), князь Алексей
Салтыков по собственному желанию перевёлся во Флоренцию (14 февраля 1834 г.),
а за упразднением там миссии определён к миссии же в Рим (26 февраля 1836 г.).
Наконец, 7 августа 1838 г. он был послан в Тегеран, откуда вернулся в Петербург 4 мая 1839 г.
и был отправлен курьером в Лондон. Но уже 3 октября 1840 г. князь А.Д. Салтыков,
никогда не имевший влечения к дипломатии, по прошению был уволен от службы с
чином надворного советника. Имея с самого детства страсть к путешествиям, которая
ещё более развилась в нём за время служебных перемещений, и обладая притом
значительными средствами (3.500 душ в Юрьевском, Покровском и Владимирском
уездах Владимирской губернии), Салтыков всегда мечтал совершить путешествие по Востоку.
Это желание ему удалось исполнить в конце 1838 г., когда он получил назначение в Персию.
Отправившись на место своего нового служения через Кавказ, Салтыков прожил до мая 1839 г.
в Тегеране, наблюдая и записывая нравы и образ жизни населения. Свои впечатления,
занимательно описанные, Алексей Дмитриевич напечатал в 1849 г. в Москве под заглавием
«Путешествие в Персию», с портретом Насср-Эддина (тогда персидского наследника),
сделанным им самим с натуры. Описание этого же путешествия, изданное в Париже
на французском языке, выдержало три иллюстрированных издания (1851,1853 и 1854 гг.) и,
кроме того, было дважды издано в Варшаве, в переводе с французского языка на польский.
В 1841-1843 гг. князь совершил своё первое путешествие по Индии, описание которого
печаталось в отрывках в «Москвитянине» в 1849 г., затем издано на французском языке
в Париже в 1851 г. с прекрасными рисунками самого Алексея Дмитриевича.
В 1845-1846 гг. князь совершил ещё одно путешествие в эту страну, проведя всё время в
беспрерывных поездках по южной и средней Индии и осмотрев много мест, которых
не удалось видеть в первое путешествие; при этом он по целым месяцам проживал
в Калькутте, у вице-короля.Повествование об этом, чрезвычайно живо составленное,
появилось сперва в Париже в 1848 г., с рисунками самого князя, и вышло вторым
изданием там же в 1850-1852 гг. На русском языке этот труд, но без рисунков, был в 1851 г.
издан в Москве, в переводе Л.А. Мея, под заглавием: «Письма об Индии». Рассказ ведён
в виде переписки и в живом и увлекательном изложении даёт ряд очерков, проникнутых
тонкой наблюдательностью и дающих верную оценку внутреннего состояния описываемой
страны, уже тогда угнетённой англичанами. В 1853 г. князь А.Д. Салтыков издал в Париже,
потратив на это огромные деньги, художественно исполненные снимки со своих рисунков,
представляющих типы жителей.
Последнее годы жизни князь проводил в поездках по Европе. В домашней обстановке
он всегда отличался некоторой эксцентричностью, ходил в персидском или индийском
костюме (откуда и его прозвище «индиец»). За ним закрепилась слава большого оригинала,
ведущего необычайный образ жизни: он не выезжал в свет, ел раз в день, «из подражания
персам ужинал бараниной с рисом», по вечерам любил играть на фортепьяно Бетховена,
не терпел охоты и грубых забав. Его квартира всегда представляла собой целый музей
редкостей и была обставлена по-восточному. Собранная им коллекция индийского оружия
ныне находится в Эрмитаже. Жил он везде отшельником, по целым дням занимаясь
живописью, к которой имел большую любовь, и приглашал к себе в дом только хороших
рисовальщиков, так как и сам был не из последних. По отзывам лиц, его знавших, князь
Салтыков «принадлежал к числу редких людей, одарённых приятным характером,
без малейшей гордости и шарлатанства и сверх того скромностью», в обращении с другими
был всегда чрезвычайно мягок, ласков и предупредителен. Скончался он в Париже.
В 1916 г. имение приобрело товарищество заводов А.Г. Кольчугина. После революции
разрушен усадебный дом.
В 1993 г. Крестовоздвиженский храм и здание богадельни переданы в качестве подворья
Свято-Успенскому женскому монастырю г. Александрова Владимирской области.
Источники:
1.http://letopisi.org/index.php/%D0%A1%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%80%D1%91%D0%B2%D0%BE,_%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F_(%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C)
2.Автор: И.Н. Александров
http://arch-heritage.livejournal.com/19897.html
3.http://www.vidania.ru/temple/temple_vladimirskaya/kirzachskii_snegirevo_krestovozdvizenskaya_cerkov.html

Прикрепленный файл: Усадьба Салтыковых в Снегирево.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1282
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34030
Уса́дьба Брянчани́новых 
Дворянская усадьба начала XIX века в селе Покровском Грязовецкого района Вологодской области.
Покровское — фамильное имение старинного дворянского рода Брянчаниновых, ведущего свое начало от боярина Михаила Бренко – оруженосца великого князя Московского Дмитрия Донского.
В 1803 году имение Покровское от своих предков унаследовал Александр Семёнович Брянчанинов (1784 г. - 1875 г.). Брянчанинов служил в Александровском гусарском полку корнетом. Был камер-пажом при императоре Павле Петровиче. Имел хорошее образование, отличный вкус, увлекался охотой. Женат был на наследнице другой ветви Брянчаниновых, Софье Афанасьевне. Женившись, Брянчанинов решает построить усадьбу для своего будущего семейства в Покровском. Место было выбрано не случайно. В селе уже существовал погост, где были похоронены представители семьи Брянчаниновых  
 Главный дом усадьбы был построен в 1809—1810 годах по проекту местного архитектора-самоучки Александра Сапожникова. Пропорции здания настолько точны и изящны, что, несмотря на документально подтвержденное авторство, некоторые специалисты предполагают, что дом мог быть спроектирован неким столичным архитектором, близким к школе Матвея Казакова или Николая Львова. 
В целом архитектурный и садово-парковый комплекс усадьбы Брянчаниновых сохранился до наших дней в историческом виде. Планировка усадьбы характерна для эпохи классицизма. Двухэтажный главный дом с мансардой объединен одноэтажными галереями с двумя флигелями. 
В мансарде располагались две комнаты для хозяев, второй этаж был отведен под детские комнаты, а на первом этаже находились гостиная, зал, кабинет, комнаты для гостей и столовая. Во флигелях размещались хозяйственные помещения и комнаты прислуги. 
Фасад дома богато украшен лепным декором в виде шлемов, знамён, пик, конских голов. Все эти атрибуты воинской славы – дань ратным заслугам Брянчаниновых, дошли до наших дней в первоначальном виде. Что касается внутреннего интерьера дома, то без переделок до наших дней сохранилась лишь деревянная витая лестница на второй этаж. 
Площадь усадьбы составляла 1800 десятин. Помимо главного дома, усадебный комплекс включал в себя ряд построек.
К востоку от дома располагается кирпичная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1811 году рядом с фамильным некрополем. Кроме этого на территории усадьбы были хозяйственные помещения.
Из них на сегодняшний день сохранились погреб (2-я пол. XIX в.) и конюшни (2-я пол. XIX в.). Также сегодня можно увидеть людскую и дом священника (в частной собственности).
Некогда усадьба славилась своей псарней на 200 собак и зверинцем на случай охоты, с зайцами, лисами и даже медведями.  
Прилегающий к дому обширный сад - образец ландшафтного искусства XIX века. Он был разделен на три части-террасы.
Верхняя терраса состоит из 8 липовых аллей, посаженных в виде звезды, а площадки украшены цветочными клумбами.
Вторая терраса засажена преимущественно лиственницами и пихтами. Границей между террасами служит линия фруктовых деревьев. В центре террасы сохранились земляные валы лабиринта, недалеко от него находился грот, выложенный из булыжного камня.
Нижняя терраса парка представляет собой открытую площадку. Здесь росли огородные растения — ягоды, плоды и овощи. Здесь же бил фонтан, дающий прохладу. 
В конце сада находились оранжереи - для цветов, фруктов и овощей.  
Главная аллея парка начинается от партерной клумбы у южного фасада главного дома и тянется через весь парк, упираясь в большой овальный пруд с мостиком. 
Современный парк усадьбы воспроизводит парк Брянчаниновых лишь частично, многие его элементы утрачены. 
В семье Александра Семеновича и Софьи Афанасьевны Брянчаниновых было девять детей. Самый известный из них Дмитрий Александрович Брянчанинов.
Дмитрий с детских лет был увлечен поисками смысла жизни, проявлений Божественного промысла. Отец отдал его на учебу в Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге, во время которой Дмитрий принял решение стать монахом. Училище он окончил в чине поручика в 1826 году, но уже в следующем году был уволен со службы по болезни и поступил в Александро-Свирский монастырь в Олонецкой губернии, затем был в других обителях. В 1831 году совершил постриг в монашество с именем в честь святого Игнатия Богоносца. Затем стал иеромонахом и был назначен игуменом Лопотова Пелыпемского монастыря. С 1833 года Игнатий стал настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Санкт-Петербурга в сане архимандрита. В 1857 году он уже епископ Кавказский и Черноморский.
В 1861 году по прошению уволен на покой и поселился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. 
В круг знакомых отца Игнатия входили многие деятели культуры того времени: Пушкин, Крылов, Батюшков, Глинка, Гоголь, Брюллов, адмирал Нахимов и другие. 
Источник:
http://podmoskovnye.ru/usadba/...pokrovskoe Автор
Дарина Федорова-Землянская

https://ru.wikipedia.org/wiki/...1%8B%D1%85

Прикрепленный файл: usadba-bryanchaninovyh6.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1282
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34030
Усадьба Голицыных-Прозоровских (Зубриловка)
Подъехав к усадьбе, мы заметили два интересных и весьма позабавивших нас момента: во-первых, всех посетителей встречает табличка о том, что данный объект охраняется Министерством культуры Российской Федерации, а во-вторых, то, что в реальности единственным способом охраны является большое бревно, перекинутое в виде шлагбаума поперек автомобильной дороги. В сторожевой будке никого нет и, судя по ее заброшенному виду, уже довольно давно. На большой и зеленой парковой территории нас тоже никто не ждал. Именно поэтому, немного потоптавшись у входа в нерешительности, мы, обутые на всякий случай в резиновые сапоги (вдруг на территории старого парка обитают змеи!) все-таки отправились исследовать бывшие владения рода Голицыных.
История усадьбы
Строительство основного ансамбля усадьбы Зубриловка относится к восьмидесятым годам восемнадцатого века. В этот период поместьем владеет Голицын Сергей Федорович, выдающийся военачальник времен Екатерины II. В тот момент под его командованием находился Смоленский драгунский полк. Большинство историков сходятся во мнении, что усадьба Зубриловка была построена именно силами солдат. А вот по поводу имени архитектора, работавшего над созданием имения Голицыных-Прозоровских, существует гораздо больше споров. К сожалению, точного документального подтверждения не сохранилось, однако большинство историков связывают строительство с именем известного итальянского архитектора Кварнеги.
Строение получилось не просто шикарным, но по-настоящему роскошным: хозяева были настоящими ценителями живописи и собрали богатую портретную картинную галерею. Судя по сохранившимся на сегодняшний день сведениям, количество собранных ими портретов составило примерно 150 работ. В годы правления императора Павла I Сергей Федорович впадает в немилость, уходит в отставку и переезжает в Зубриловку. Его сопровождает Крылов Иван Андреевич, воспитатель детей князя и его секретарь. Будущий знаменитый баснописец даже сажает здесь дуб, впоследствии получивший название «Дуб Крылова». Здесь же он пишет многие свои известные произведения, включая знаменитую басню «Свинья под дубом».
В 1804 году Зубриловка становится основным местом жительства семьи Голицыных. Поместье продолжает процветать, а коллекции произведений искусства пополняться и при сыне князя Федоре Сергеевиче, который был известен своим отличным вкусом в произведениях искусства. Однако его потомки менее внимательно отнеслись к родовой усадьбе: его дети, впоследствии владевшие имением, начали постепенно распродавать родовую коллекцию. К 1904 году усадьба крайне редко навещалась хозяевами и пребывала в запустении. В 1905 году во времена крестьянских восстаний имение очень сильно пострадало, многое было разграблено и сожжено. Хозяевами усадьба более не восстанавливалась. В дальнейшем здание главного дома усадьбы неоднократно меняло свое назначение: во времена советской власти было крестьянской коммуной, с 1936 года – домом отдыха, а в годы Великой отечественной войны выполняло роль госпиталя. Впоследствии здание было заброшено. В 2007 -2008 годах была произведена попытка по восстановлению памятника истории, однако не слишком успешная. В настоящее время усадьба медленно разрушается и приходит в полное запустение.
Источник: фото автора и автор Татьяна Аляева
https://shagau.ru/2015/07/15/u...oj-oblasti
«Зубри́ловка» — гибнущая усадьба князей Голицыных-Прозоровских, расположенная в селе Зубрилово Малосергиевского сельсовета Тамалинского района Пензенской области, одна из самых знаменитых усадеб Поволжья.
Усадьба расположена на вершине холма, откуда открывается панорамный вид: пойма реки Хопёр, деревня на берегу, пруды у подножья холма. Примерно в 10 км от усадьбы находится станция Вертуновская Юго-Восточной железной дороги.
С усадьбой Зубриловка связаны биографии Г. С. Голицына, И. А. Крылова, В. Э. Борисова-Мусатова; здесь не раз бывал Г. Р. Державин.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%BA%D0%B0

Прикрепленный файл: Усадьба Голицыных Прозоровских.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1282
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34030
Усадьба Воейкова или Алексеевский дворец.
Свои владения Владимир Николаевич Воейков унаследовал по материнской линии. Состоятельной помещице Варваре Долгоруковой принадлежало более 14 тысяч десятин земли. Отец Воейкова не был землевладельцем, но зато в столичных кругах слыл влиятельным человеком.
Карьера мальчика, как и многих дворянских детей, была предрешена. Став в 1907 году командиром лейб-гвардии гусарского полка, его заприметил император Николай II. Он-то и сделал любимца крестным для своего сына Алексея и даровал Воейкову в 1913 году должность коменданта Зимнего.
В начале ХХ века русское дворянство постепенно сходило с авансцены. После отмены крепостного права содержать огромные площади земель стало невыгодно и латифундисты начали избавляться от лишней обузы. Но Воейков не был из их числа. Параллельно со службой в Петербурге, он активно развивал свое имение и создал здесь по тем временам крепкое хозяйство.
Голубой мечтой графа было открытие в имении курорта мирового значения. Для усиления привлекательности будущей здравницы в 1910 году он затеял строительство роскошной резиденции для цесаревича.
Наличие монаршей усадьбы должно было придать селу Каменка статус города со всеми вытекающими последствиями. Позднее предполагалось переименовать его в Алексеевск – культурно-оздоровительную столицу сурского края объединяющей Тарханы и Куваку. Прослышав о блестящей перспективе этих мест, сюда потихоньку стала перебираться столичная аристократия.
К началу первой мировой войны дворцовый ансамбль, включающий в себя кроме здания огромный парк с сетью прудов, канюшней и фантанами был практически завершен. Осталось выполнить лишь внутренние отделочные работы.
Конечно, для постоянного местопребывания царя он не был приспособлен, но для периодических приездов наследника был в самый раз.
Специально для больного гемофилией Алексея в усадьбе развели новую породу сиамских кошек с примесью куницы. Особенностью необычайно красивых животных шоколадного цвета с голубыми глазами была привычка не выпускать когти, как это делают обычные кошки. Для цесаревича это должно было стать сюрпризом.
— По легенде оценить ход строительства усадьбы тайно приезжал сам Григорий Распутин, — рассказывает каменский краевед Вячеслав Гришаков. — Усадьба, находящаяся на возвышении ему очень понравилась.
Разразившаяся первая мировая война на четыре года заморозила стройку. Ну а после смены власти на ней и вовсе был поставлен крест.
Почти готовый к сдаче дворец в 1917 году был национализирован и отдан сельхозкомунне «Маяк». Позднее в нем была открыта районная больница. Во время войны здесь был госпиталь, где лечили раненых бойцов.
Кратковременный ренессанс усадьба пережила в начале 50-х годов, когда в ней был открыт ведомственный дом отдыха железнодорожников. Дворец внутри и снаружи облагородили и он стал иметь весьма привлекательный вид.
— Сюда на отдых приезжали со всей страны, — продолжает Вячеслав Геннадьевич. — Внизу у реки был роскошный пляж, в саду играл оркестр.
В то время казалось, что наконец-то наступили «золотые времена» дворца. Однако, в 1954 году Дом отдыха был закрыт и вплоть до 1975 в здании расположилось ПТУ. После этого почти двадцать лет в резиденции предназначавшейся для императора лечили алкоголиков.
В 1992 году усадьба была передана в ведение министерства обороны и с тех пор дворец пустует.Время без какого-либо ремонта сделало свое дело — сейчас здание представляет унылое зрелище. Оно полностью обветшало и находится в плачевном состоянии.
Источник: Владислав Беляков (фото- В. Беляков)
http://vlad-penza.livejournal.com/748301.html

Воейковский дворец (также Усадьба графа В. Н. Воейкова, Алексеевский дворец) — дворец, задумывавшийся как летняя резиденция Царевича Алексея, построенный В. Н. Воейковым в 1917 году; расположен в 4 км на север от железнодорожной станции Белинская. В настоящее время дворец не эксплуатируется и находится на балансе Министерства обороны
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%B5%D1%86

Прикрепленный файл: Воейков.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1282
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34030
Усадьба Тарханы.
Земли, которые занимает Государственный лермонтовский музей-заповденик «Тарханы», имеют древнюю историю, уходящую корнями в Петровскую эпоху. Тарханская хроника начинается в 1701 году. Основателем села и его первым владельцем стал князь Яков Петрович Долгоруков, поручик Преображенского полка. С 1794 года владельцами имения стали Е.А и М.В. Арсеньевы, будущие бабка и дед М.Ю. Лермонтова. 
Причина возникновения названия села «Тарханы» в том, что, зарабатывая на оброк, крестьяне (бывшие знаменитые костромские коробейники) продолжали коробейничать и на новом месте, но получили новую кличку - «тарханы» (По В. Далю: «Тархан» - в Тамбовской, Пензенской и Саратовской губерниях - прасол, маяк, скупщик по деревням холста, льну, пеньки, шкур и т.п.»). Основным занятием крестьян оставалось хлебопашество, но наряду с ним они активно «тарханили». Е.А. Арсеньева, хотя и перевела крестьян с оброка на барщину, но «тарханство» крестьян поощряла и даже открыла в селе ярмарку. 
На протяжении многих лет село имело два названия: более официальное - Яковлевское, обиходное - Тарханы. Самое раннее упоминание названия «Тарханы» встречается в 1806 году в метрической книге Никольской церкви. 
19 февраля 1795 года Е.А. Арсеньева подала прошение о вводе ее во владение имением и стала законной и полновластной хозяйкой поместья. Владела она Тарханами полвека, была энергичной, умелой и предприимчивой хозяйкой (при ее правлении имение стало приносить приличный доход). За всю историю села Е.А. Арсеньева была единственной помещицей, которая жила здесь и выезжала из Тархан только на время, оставляя хозяйство на попечительство приказчика С. Матвеева и управляющего Ф. Соколова. Самое длительное отсутствие Арсеньевой было в 1820-1835 годах, когда она жила с внуком в Москве и Петербурге. 
http://www.liveinternet.ru/users/5182393/post303392441/

Среди необозримых полей, лесов и перелесков, по берегам извилистых речушек на северо-западе Пензенской области раскинулось старинное село Тарханы. Здесь, в имении Арсеньевых Елизаветы Алексеевны и Михаила Васильевича – деда и бабки поэта, провел детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Здесь он познавал жизнь, людей, себя. Здесь он впервые взял в руки карандаш, впервые коснулся клавиш рояля, начал познавать точные науки. Сюда он не раз возвращался, и здесь мечтал быть похоронен.
Сейчас в бывших Тарханах, ныне Лермонтово, находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта. Это уникальный историко-культурный памятник федерального значени
Дом построен в 1818 году после смерти единственной дочери Е.А. Арсеньевой. В 1908 году во время крестьянских волнений он горел, через год был восстановлен на старом фундаменте и в прежнем виде. В 1999 году была проведена реставрация дома с учетом всех известных документов по тарханскому дому и анализа аналогичных строений первой четверти XIX века. Сейчас в доме размещена экспозиция "Лермонтов и Тарханы в контексте эпохи", которая раскрывает тему биографических и творческих связей поэта с Тарханами
http://komanda-k.ru/%D0%A0%D0%...0%B2%D0%B0

Фото: http://fototerra.ru/Russia/Penza/Tata-11680.html

В 1973 году я с женой поехал в Лермонтово (Тарханы). Сначала доехали до Белинского, затем на автобусе, который ехал в Пензу, добрались до с. Лермонтово. Пешком пришли в Музей. Осмотрев усадьбу и побродив по парку, мы к часу дня освободились. Добрались на грузовике по трассе до поворота - г. Белинский., на другой машине доехали до автовокзала. Автобус в нужном нам направлении уходил только в 19 часов. С автовокзала до трассы мы добрались на автомашине «москвич», причем ехали в авто вшестером. По трассе на транзитной легковушке добрались до нужной остановки. И нам повезло: ехала телега и на ней мы добрались до дома. Хозяин телеги был очень доволен: стакан водки ему был обеспечен. Вот такое было у нас путешествие.

Прикрепленный файл: Тарханы.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1282
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34030
Усадьба Белинского.
(Чембар, сейчас г. Белинский Пензенской области)
Здание барского дома значительно выделяется в сравнении с другими постройками музейного комплекса. Объяснить это совсем не трудно – в 2011 году, на юбилей В.Г.Белинского на восстановление главного дома денежные средства все-таки были выделены. В итоге основное здание усадьбы было полностью отреставрировано, и теперь выглядит замечательно. Смотрители музея, тем не менее, утверждают, что стены отделывались только сверху – дерево внутри сохранилось со времен Белинского во вполне достойном состоянии и замены не потребовало
Приезжая сюда, не ожидайте увидеть роскошный дом – семья Белинского жила отнюдь не богато. Его отец был врачом, и много занимался лечебной практикой прямо на дому. В его кабинете даже был сделан отдельный вход на улицу, для того чтобы больным не приходилось проходить через основную часть дома, и чтобы они не могли заразить домашних.
Интересно, что отец Белинского помимо медицины, увлекался и другими науками: например, из его кабинета имеется лесенка в небольшой флигель на втором этаже, куда он поднимался, чтобы записывать наблюдения за погодой – температурой, скоростью и направлением ветра.
В другой части дома у отца Белинского был еще один стол с канцелярскими принадлежностями, а также шкафы с огромным количеством книг. Здесь также представлены некоторые письма, которые отец Виссариона писал домашним, находясь в отъездах.
В усадьбе собрано огромное количество мебели. Как признаются сами смотрители музея – к сожалению, не вся она принадлежала семье Белинского, однако, каждая из вещей подлинная и принадлежит к 19 веку.
В усадьбе не слишком много комнат, и интерьер не слишком богат: все очень просто, компактно и функционально. Миниатюрная кровать стояла в комнате родителей Белинского: Сейчас она нам покажется очень маленькой, а тогда предназначалась для двоих взрослых.
Целая комната в усадьбе отведена под экспозицию быта крестьян. Объясняется это очень просто – несмотря на то, что крепостных в семье Белинских было мало (всего пара человек), однако хозяева относились к ним уважительно и внимательно. Отец Белинского, к примеру, в своих письмах домой всегда обращался не только к домочадцам, но и к каждому из своих крестьян по именам. Крепостные, в свою очередь, также любили и уважали семью, в которой служили.
Посещение барского дома сильнее всего позволяет прочувствовать ту атмосферу, которая царила в доме, где прошло детство будущего великого критика.
Источник: фото автора и автор Татьяна Аляева
https://shagau.ru/2015/08/07/15914

Прикрепленный файл: Усадьба Белинского..jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1282
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34030
УСАДЬБА КУПЦА МАКАРОВА В БЕКОВО

Про хозяина усадьбы саратовского дворянина Макарова известно немного.
Он занимался торговлей, был преуспевающим купцом и именно для него
в Вертуновке в 1840 году построили усадьбу в стиле тогдашнего классицизма
с элементами готики. В годы Великой Отечественной войны в усадьбе разместился
эвакогоспиталь, а после войны — районная больница.
Позднее для больницы построили новое здание, а здесь разместились
ее административно-хозяйственные службы (бухгалтерия и канцелярия).
С середины 2000-х гг здание пустует. В настоящее время от озера и сада
разбитыми рядом с усадьбой ничего не осталось. Есть только несколько
сосен составлявшие часть некогда обширного Макаровского парка.
И одна из хозяйственных построек того времени – сейчас обыкновенный жилой дом.
Источник: http://nabludatiel.livejournal.com/174988.html

Усадьба купца Макарова находится в райцентре Беково, на юго-западе
Пензенской области. Построена около 1840 г. саратовским купцом Макаровым
в стиле эклектики. Рядом располагался парк, от которого остались вековые сосны.
В 1917 году купец П.П. Макаров безвозмездно передал революционной
власти свою усадьбу под больницу. 
Источник: http://asrmod.ru/penzenskaya-o...a-v-bekovo (Описание и фото)

Прикрепленный файл: Усадьба Макарова.jpg
---
Снегиревы
snegirev
Модератор раздела

Сообщений: 1282
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34030
Усадьба графа Шувалова.
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» ИМЕНИЯ 
Поворотным моментом в жизни Нижнего Шкафта стала смена владельца имения. В 1750 году вотчину князя Голицына приобрел столичный граф Петр Шувалов. Почти два века этот богатейший предприимчивый род владел поместьем. За это время здесь были запущены две суконно-ткацкие и бумажные фабрики, винокуренный, медеплавильный, поташный, смолокуренный и стекольные заводы. Село стало крупнейшим в Пензенской губернии производителем воска. Владея более 60 тысяч десятин земли (почти 70 тысяч гектар) Шуваловы являлись одними из крупнейших землевладельцев губернии. Количество жителей Нижнего Шкафта за несколько десятилетий увеличилось в три раза, и уже к середине 19 века значительно превысило три тысячи человек. Для того времени это было очень много.
К двадцатому веку уклад жизни сельчан был сопоставим с городским. Привыкшие годами жить по заводскому гудку, люди в быту заметно отличались от типичных крестьян того времени. 
«Здесь нет соломенных хат с длинными узкими дворами – пишут те же «губернские ведомости» в 1898 году. – Не носят тут лаптей и сарафанов, как принято у крестьян. Не услышите вы здесь и тягучей народной песни».
ЖЕМЧУЖИНА СЕЛА
Украшением Нижнего Шкафта, наряду с возведенной в 1796 году каменной церковью Петра и Павла по праву являлась графская усадьба. Построенная в 1833 году она включала в себя двухэтажный дом с плеядой сопутствующих зданий, пруд и роскошный парк с прекрасной тополиной аллеей. 
Внутренне убранство графского дома производило на современников сильное впечатление. Высокие, окрашенные в темно-серый цвет стены, дубовый паркет, стильная мебель, роскошные картины и изящные ковры – всем этим можно было любоваться часами. Неслучайно сановные владельцы усадьбы так любили проводить здесь, после наскучившей столичной жизни лето. В тишине и гармонии с природой…
Планировка шуваловского поместья была классической для сельской дворянской усадьбы. В центре был графский дом окруженный деревьями, кустарниками и цветниками. Поодаль находился парк и тенистая аллея. 
Одна из старейших жительниц села Надежда Кривошеева вспоминает:
– Моя мама работала в доме прислугой. По ее рассказам, когда хозяева выходили утром на прогулку садовники посыпали дорожки специально просеянным песком.
Обижаться на причуды Шуваловых работникам усадьбы не стоило. Хозяева слыли добрыми людьми.
– Мама иной раз принесет домой банку варенья и говорит – это барский подарок, – продолжает Галина Сергеевна. – Графиня сердечной была и часто ненужные вещи раздавала просто так.
ГРАНИ ГРАФСКОГО БЫТИЯ
В 1882 году в одном из зданий усадьбы был открыт приют для детей сирот, а чуть позже лечебница. Сюда на прием мог попасть любой житель села. При больнице был открыт стационар на десять коек. Возможность побывать в графской усадьбе импонировала многим сельчанам. Народ сюда тянулся. Об этом говорят такие цифры – в 1892 году лечебницу посетило 7032 человека. Это почти в три раза больше, чем все население Нижнего Шкафта той поры! Согласитесь, о таких показателях добровольной диспансеризации сегодня приходится только мечтать…
Впрочем, забота хозяев о народе за порогом усадьбы заканчивалась. Вот как описывает условия работы на одной из графских фабрик губернская газета: «Такой негигиенической обстановки трудно где-либо сыскать. В эти подвалы никогда не заглядывает солнце. Кругом заплесневелые стены. Киснувшее в чанах тряпье источает ужасную вонь. Стоит невыносимый, раздирающий душу смрад. Трудно представить, но в таких условиях люди работают по 12 и более часов...». 
Не делает чести графу Шувалову и тот факт, что во время отмены крепостного права в 1861 году, он всем своим пятистам крестьянам выдал лишь «вольные» без наделов земли (по закону это допускалось). Сохраненную землю граф тут же арендовал уже свободным крестьянам. Таким образом, владельцы нижнешкафтинского поместья на реформе неплохо заработали, что вызвало шквал недовольства у местного населения. Вспышки крестьянского бунта продолжались несколько лет.
ЧТО БЫЛО, ТО ПРОШЛО…
Национализированное в 1917 году имущество графа продолжало работать и на новую власть. Практически все производство вплоть до 50-х годов было загружено на полную мощность. Лишь в 60-х годах один за другим стали закрываться некогда прибыльные предприятия, и постепенно экономика Нижнего Шкафта перешла на сельскохозяйственные рельсы.
Что касается графской усадьбы, то здесь после революционной смуты располагалось несколько учреждений. В 20-е годы в его стенах разместился детский приют, где ребят обучали рабочим специальностям. Позже на его базе был организован детский дом, а спустя немного времени бывшие апартаменты графа были отданы под сельскую школу.

СПРАВКА:
Происхождение названия села Нижний Шкафт связано с обработкой оловянной руды, которую когда-то обнаружили в местной речушке. Для ее дробления использовали специальные толчеи – шкафты. В итоге появилось два Шкафта: в верховье реки Верхний, чуть ниже – Нижний.
Источник: http://www.pravda-news.ru/topic/12116.html Автор Анатолий ВОЛОДИН

Адрес усадьбы: Пензенская область Никольский р-н, с.Нижний Шкафт, ул.Садовая, д.51

Фото : http://asrmod.ru/penzenskaya-o...nij-shkaft

Прикрепленный файл: Усадьба Шувалова.jpg
---
Снегиревы
    Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 ... 22 23 24 25 26 27 Вперед →
Модератор: snegirev
Вверх ⇈