Радомир написал:
[q]
Yuri1718 написал:
[q]
[ Ответ на сообщение Радомир ]
https://contest.miroznai.ru/?p...tem=rabota ссылка на источник
[/q]
Попытался войти на указанный сайт.
ОТВЕТ: Невозможно установить безопасное соединение. Злоумышленники могут пытаться похитить ваши данные с сайта contest.miroznai.ru (например, пароли, сообщения или номера банковских карт). Подробнее
net::ERR_CERT_COMMON_NAME_INVALID[/q]
Вот что там написано -
Глава 1.Страницы летописи станицы Етеревской.
Более четырехсот лет тому назад Великий луг, или иначе дикое поле, как именовались эти земли, считались глухим и необжитым местом. Можно было проехать сотки километров по донским степям и не встретить ни одного следа человеческого жилья. Но в дремучих лесах Дона, Медведицы и Хопра проживали народы, которые в дружбе жили и с монголотатарами.
Некоторые историки указывают, что в составе войск Золотой Орды были и казаки, так же как и в составе московских войск, до Ивана Грозного.
В эти дикие места, служившие долгое время надежным и безопасным убежищем, из русских деревень бежали крестьяне, спасаясь от произвола крепостников, преследований царских чиновников и церкви. Они селились по берегам рек создавали и пополняли станицы и хутора, занимались ловлей рыбы и добычей зверя.
В шестнадцатом веке шло расселение на берегах реки Медведицы, так называемого вольного люда - донских казаков. Это они дали реке такое название – Медведица. В начале семнадцатого века Кондратий Булавин, охотясь по Хопру, указывал об обилии в этих местах, где он имел встречу и с медведем, а уж об обилии рыбы и не стоило вести разговор. С богатством реки – рыбой – связано и название станицы на её берегу – Етеревской. Основание её относится ко второй половине шестнадцатого века, более четырехсот с лишним лет тому назад.
Старинное слово "ятво" у людей, селившихся на нетронутых, девственных землях Нижнего Поволжья и Придонья, означало обилие, стаю рыб. Возникшая на одном из богатых уловом мест станица донских казаков и стала именоваться Ятерьевской, а затем приобрела теперешнее наименование" [Мишин Б.А. Михайловка - Волгоград, Ниж.-Волж. кн. изд.-во, 1977 - 119 с.; С.8].
(Приложение № 1 )
Скорее всего, это был казачий городок или укрепление, находившимся в центре лесного массива, на правом берегу реки. И хотя казачий городок в лесном массиве был мало заметным, на него часто нападали кочевые племена, подвергая его разгрому, сжиганию и уводу людей в плен. Для охраны своих городов, станицу казаки нарывали курганы, ставили на них высокие деревянные вышки, на которых ставили часовых, они следили за приближением врага и, в случае появления, предупреждали об опасности дымом с вышки. По сигналу казаки седлали лошадей и отправлялись на защиту своего пепелища или вообще растворялись в лесном массиве. Такие курганы сохранились до сих пор в окрестностях станицы Етеревской, это Хавронин. В лесу курган в Большом углу, что в шести километрах от станицы и против хутора Субботин
Следующую версию о происхождении названия станицы Етеревская излагает в своей статье "К ВОПРОСУ О ТОПОНИМЕ "ЕТЕРЕВСКАЯ СТАНИЦА", Сергей Владимирович Выродов, член «Историко-родословного общества в Москве» и «Царицынского Генеалогического Общества в сборнике ЦАРИЦЫНСКОГО ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.
«На основании проведённого этимологического исследования топонима «Етеревская станица», можно предположить, что название Етеревская (Евтеревская) станица - происходит от греческого имени собственного ЕЛЕВТЕРИЙ> ЕВТЕРИЙ, имени первопоселенца селения, от имени которого возникла первооснова топонима. По нашему мнению человек, получивший имянаречение (по крещению) имя собственное Евтерий - в простонародье звался – Евтеря / Етеря )). Именно это имя легло в основу названию поселения: чей хутор? - Евтерев // Евтерёв – позднее, названный ЕВТЕРЕВ / Е(В)ТЕРЕВ городок, а впоследствии ставший именоваться ЕВТЕРЕВСКОЙ / ЕТЕРЕВСКОЙ станицей.
В те далекие годы мало кто из жителей и краеведов знал о существовании еще более древней легенды о названии станицы Етеревской, которую трактуют в своей работе Гомулов В.И., Павлов А.А. Станица Етеревская: история, география, генеалогия.
По устным преданиям и ряду письменных источников свое название станица получила от монаха - отшельника Етери, некогда жившего вблизи ее первого месторасположения. Примерно в первой половине XVII века он поселился в уединенные и малодоступные чащобы, располагавшиеся по обоим берегам реки Медведицы. Свою аскетическую жизнь Етеря проводил в молитвах и постах, питаясь дарами окружающей природы – плодами и ягодами, кореньями, рыбой и птицей пернатой. ( Гомулов В.И., Павлов А.А. Станица Етеревская: история, география, генеалогия)
Вот такие три легенды о названии станицы предлагают нам разные авторы, но мы надеемся, что они позволят значительно расширить исторический кругозор о родном крае.
Шло время, менялась и обновлялась местность, это было связано с изменениями климата. Несколько раз изменялось и русло реки Медведицы. Примерно в конце семнадцатого века она протекала там, где сейчас находится озеро «Старая река», а население изменило свое место жительства и переселилось на другое место, которое сейчас называется «Старые базы» (Приложение №2). Доказательством тому , обнаруженный(2011г.) на берегу реки Медведица, останки рубленного колодца»(Приложение 3). На этом новом месте, она стала называться станицей Тютеревской.
Историк А.И.Ригельман приводит интересные факты «о жительстве и селении на Дону Донских Козаков и о числе оных». Он указывает, что по Медведице имелось 11 станиц.
Опись от 1768 года. Станица называлась Тютеревская:
Служащих казаков – 244,
Отставных – 28,
Малолетних – 25(от15 до 19лет),
Всего – 297.
Из 11 станиц Тютеревская была на четвертом месте по числу казаков. Жили казаки своим укладом, не зная ни бояр, ни дворян, ни царских чиновников. Земли свои отвоевывали в упорной борьбе и становились закаленными воинами. Отношение с Москвой последовательно менялось:
Совершенно независимое.
Несли службу по договору с московскими князьями.
Служили по присяге.
Вошли в состав Российского государства, как неотъемлемая ее составная часть.
Наша станица входила (и по настоящее время) в состав Усть – Медведицкого округа области Войска Донского, центром которого был город Новочеркасск. Все вопросы казачьей жизни решались на общих казачьих собраниях, носивших название «Войсковой круг».
Недаром В.Г.Белинский писал: «История донского казачества – побочная река, впадающая в большую реку русской истории». С освоением земель, с развитием сельского хозяйства, с развитием торговли произошло и переселение казаков поближе к более плодородным землям. Из места «Старые базы» станица постепенно переселилось чуть выше прежней, поближе к плодородной почве, растянувшись по правому берегу реки Медведицы.
В связи с этим, по всей вероятности, происходит и переименование станицы, из Тютеревской, новая станица стала называться Етеревской.
В конце 18 – века, когда казаки стали заниматься и земледелием, помимо государевой службы, они основывали хутора вблизи своих земель. Так появились хутора, которые приписаны к станице: Кабанов, Лопатин, Буянов, Фатеев, Хопер, Месюгин, Малый Ильменский, Старая Глушица и другие.
В станице была церковь, так как православие испокон веков служило духовным стержнем Казачества, а казаки были верными защитниками Православной Церкви.Тем духовным центром, благодаря которому развивались образование, нравственность, культура, при станичной церкви имелась церковно-приходская школа (Приложение№4). Из рассказа Копыловой Александры Ивановны, уроженки станицы Етеревской: «Очень хорошо сохранилась в моей памяти церковь: она стояла на самом высоком месте станицы. Входишь в коридор, из него - большая комната, в которой была перегородка, там продавали свечи и другие ритуальные предметы. Здесь же проходила служба и отпевание бедных людей, а также их венчание с серебряными венцами. Справа этой комнаты был небольшой алтарь. Следующая комната тоже была по размерам большая и самая светлая .И именно здесь проходили венчания с золотыми венцами и отпевания богатых. Далее шли два алтаря, очень красивые внутри с позолоченными люстрами. Перед алтарем с обеих сторон располагались клиросы, места для певчих.
И было два выхода: справа и слева.
Иногда нас, маленьких девочек, посылали мыть полы в церкви, мы делали эту работу с удовольствием. Я украдкой пробиралась в алтарь и примеряла там и серебряные и позолоченные венцы,хотя подружки и нагоняли на меня страху, мне было очень любопытно посмотреть, что там внутри…»
В начале двадцатого века в станице насчитывалось около трехсот тысяч дворов с населением около 15 тысяч человек. В станице было много улиц. Улица, которая называлась Рябовка, получила название по первой поселившейся семье Рябовых. В конце улицы Рябовки были два колодца – Рябовский и Акимов. В них была прекрасная чистая родниковая вода (Приложение №5)
Жители всей станицы пользовались водой из этих двух колодцев для питья. С ведрами на коромыслах шли и шли со всех станичных улиц сюда за водой.
Красная улица – это самая красивая улица станицы, и называлась она так потому, что дома на ней стояли большие, круглые, крытые красным железом. На ней располагалась церковь, школа, площадь. На этой улице селились богатые, знатные казаки. (Приложение №6) Махоркин дом, Михайлов, Киселев, Захаров. Впоследствии их хозяева были раскулачены и вывезены на Север. Эти дома долго стояли забитые вместе со всем убранством и домашней утварью, но постепенно все равно разграблено, а сами дома заимели других владельцев.
Это нам поведала самая старейшая жительница станицы Етеревской Копылова Екатерина Деяновна, которой в этом году исполнилось 99 лет.
Улицы Крюковки Большая и Малая – называются по первым поселившимся казакам Крюковым ( Приложение № 7 ).
Улица Чесноки называется так потому, что на этой местности до заселения рос дикий чеснок.
В станице жили и иногородние. Землей они не наделялись, а занимались различными ремеслами. Они платили налоги. Казачью одежду одевать им запрещалось, а к службе в казачьих войсках вообще не допускались. Не допускались и к управлению станицей.
Управлялась станица атаманом и выборными казаками. У станичного атамана был казначей, военный и гражданский писарь.
В каждом приписном хуторе был свой хуторской атаман, который беспрекословно выполнял распоряжения станичного атамана.
В 1902 году в станице Етеревской атаманом был урядник Никандр Васильевич Романовсков, а в хуторах входящих в состав станицы были атаманами:
Ильменском – урядник Андрей Лавров
Буянове – казак Прокофий Дикарев
Фатееве – казак Степан Дьяков
Месюгине – казак Тихон Макридин
Глушице – казак Василий Марков
В станице для решения спорных вопросов были и почетные судьи. В это время, почетными судьями были: урядник Антон Васильевич Макаров, ур.Филипп Федорович Болдырев, ур.Захар Иванович Трушин, ур.Никонор Кузнецов, казак Максим Макридин.
Во время революции в станице волнений не было, но очень много казаков призвали на подавление большевиков. После Гражданской войны, в апреле 1921 года станица Етеревская была причислена к Царицынской губернии.
Прошло время….Благодарные потомки, в лице действующего атамана станицы Девкина В.А., Меренцовой Н.В.- главы поселения, при участии станичных казаков установили памятник на местном кладбище, последнему атаману Никандру Васильевичу Романовскову (Приложение №8)
Глава 2. Топонимы станицы Етеревской.
Теперь переходим к рассмотрению отдельных географических названий, в краткой форме сообщим об их значении и происхождении. Живописно выглядят Яры правого берега Медведицы.
Яр – обрывистый берег, пропасть. Красный яр – это название одного из крутых берегов реки. Называется этот обрывистый берег Красным, потому что в составе песка у этого яра находится примесь особой красной глины (Приложение №9). Красный яр – место очень красивое, находится недалеко от Старых базов - места где когда-то располагалась наша станица. По дороге к реке, к Красному яру, расположился большой песчаный холм – Хавронин бугор (Приложение №10). Название это он получил по имени казака Хаврошки, который жил на этом месте. По воспоминаниям старожилов он отличался чудковатостью.
За станицей в песках есть Слезовой курган (Приложение №11). Традиционное место прощания. Находиться он недалеко от кладбища, где раньше была прямая дорога через хутор Моховой на Михайловку. Солдат, уходивших в армию, на войну, провожали до этого места, где, расставались. Сюда же матери и жёны приходили встречать своих мужей, сыновей, братьев. Часто не дождавшись, плача, возвращались обратно.
Займище – место, занятое под луг.
Меловатка – это глубокий овраг: крутояры Меловатки пластованы из белой глины. Отсюда и название. Меловатка тянется из степи вдоль Еланской дороги и заканчивается «распадком» у хутора Ильменский – II, в окрестностях станицы Етеревской. По рассказам старожилов, Меловатка – страшное место. Сколько она покалечила и придушила насмерть людей своими коварными обвалами! В зарослях и колдобинах этого оврага испокон веков плодятся волчьи выводки. Меловатка – бич поселения. В весенний паводок овраг наполняется водой, бурлит меловой жизнью, сметая всё на своём пути. Тогда в поле через Меловатку не проехать. Жители ездили в объезд, по плохим дорогам, калечили тягло, рвали упряжь и проклинали свою горькую жизнь и заодно своих атаманов, не заботившихся о полевых дорогах.
По названию народности возник гидроним Башкирка. Один из старожилов станицы Раздорской Г.Ф.Кузнецов рассказывал такую историю. После битвы с татарами на Кубанском бугре казаки хутора Сенного обнаружили в глубоком овраге оборванных и голодных татар. На вопрос урядника: «Сколько вас?», один из татар Мирза ответил: «Баш Кырх». Казаки, не понимая ответа, засмеялись и всё твердили: «Башкыр, башкир! Чума вас занесла». Так возникло адаптированное название речки Башкирка. Другой старожил С.Н.Земцов утверждает, что в период монголо-татарского владычества русские называли завоевателей и башкирами и татарами: от их пребывания в этих местах речка получила имя Башкирка.
Широко распространены в окрестностях станицы озёра. Озеро Ильмень – в русских диалектах, нарицательное «ильмень» означает мелкое озеро с берегами, заросшими камышом, заполненную водой старицу, маленькое озеро. Возникнув в речи новгородцев, старинное слово «ильмень» было перенесено на Дон и Волгу и составило целый ряд различных названий (озёр, населенных пунктов.
Немало озёр названо по растительности, окружающей их, дну, цвету воды, течению и т.д.: Осинское, Водорезное и Старая протока.
Озеро Глубокое – самое красивое озеро в округе станицы. Располагалось в живописнейшем месте станицы. Место традиционных гуляний станичников (Приложение №12).
Названия животных, птиц и рыб дали не только рекам, но и озёрам, например Бобровое. С жизнью и деятельностью человека связаны гидронимы: Рубежное – по границе между землями Раздорской – затоны, слово «затон» общеславянское, образовалось от «затони», родственные слова «тонуть, топить»
Колдобань – (из тюрского) котловина, заполняемая весенней водой, иногда пересыхает летом.
Музга – ещё меньше по размеру чем колдобань: в засушливые годы обычно пересыхает: зарастает кугой, лещугом и другими травами ( Приложение №13) .
Вообще, в наших местах очень много красивых уголков со своими названиями, происхождение которых уже никто и не помнит, но они эти названия, звучат прекрасной музыкой для слуха каждого, кто любит и бережёт свой край, кто черпает силы в кладезе мудрости и красоты нашего родимого края.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.
Заключение
В ходе исследования и поисков была проделана огромная работа по сбору материалов истории станицы Етеревской. В результате проделанной работы:
опрошены десятки людей;
после встреч записаны воспоминания;
на основе официальных документов дополнена и
проанализирована история станицы Етеревской;
собран богатый фотоматериал;
изучена и дополнена топонимика станицы.
В ходе проведенного исследования нам удалось достигнуть поставленной цели.
В полном объеме изучена история «малой родины».
Ведь совершенно очевидно, что люди, знающие историю родного уголка, умеют ценить его прошлое, любить настоящее и будут вносить свою лепту для процветания любимого края.
Недаром существует русская пословица: « Где родился, там и пригодился.»Несмотря на притягательность больших городов, подавляющее большинство людей остаётся жить и работать на своей «малой родине».