Происхождение и значение имен и фамилий.
ТЕМА ЗАКРЫТА
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2961 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1684 | Наверх ##
18 ноября 2004 13:19 С удивлением обнаружила, что у семьи бабушки моей прабабушки  была фамилия, написанная как Камисаровы. Кроме аналогии с комиссаром в голову ничего не приходит. Итак, Московская губерния, Подольский уезд, сельцо на Варшавском шоссе, крепостные Салтыковых, 1850 год. Основная масса фамилий (80%) - от мужских имен. Откуда взялась такая фамилия? С интересом жду любые версии. --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | Лайк (1) |
МЕТЯ Київ Сообщений: 2208 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 207 | Наверх ##
5 сентября 2010 17:19 SAMAEL написал: [q] Так же интересует происхождение фамилии Банцекин . Эта фамилия редкая в России и корнями уходит так же в подмосковную д.Лашино . Одна из версий такая . Говорят фамилия белорусского происхождения . Основана от "Банцеку". Означает что-то связанное с лесом . Хотя фамилия похожа на западноевропейскую. [/q]
Мое предположение: Банц – имя. В частности, генерала СВ США Банца Дж. Крэддока. От него уменьшительное – Банцек. Суффикс “-ин” часто присущ еврейским фамилиям. А также: Банц (Banz), прежнее богатое Бенедиктинское аббатство в Верхней Франконии, на берегу Майна; 1803 секуляризовано; теперь замок герцога Карла Теодора Баварского с принадлежащими к нему землями в баварском Верхнефранконском округе. На территории Германии евреи часто получали фамилии от топонимов – места проживания. --- тільки журналіст
www.spil.ucoz.ua | | |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24311 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20140 | Наверх ##
5 сентября 2010 17:46 BalymbaBalymba написал: [q] У меня в предках тоже фамилия с корнем РЕВ- (РЕВТЮК) но со значением не все ясно, а хотелось бы [/q]
Скорее, РЕВТ -юк. Предположу, что от Рева> Ревут>Ревута -"у" могло выпасть> Ревта> Ревтюк. У Тупикова есть Рева Михайло, уманский житель -1676 АЮЗР есть Ревон Макар, крестьянин Есть несколько Ревута\Ревут, все жители западного края (Овруч) Есть Ревяка - Мозырь, Стародуб..... Среди посадских Рев Степка - Дедилов 1587-89 ГР-XVI Ревшин Ефим посадский- Новгород 1586 ВН-XVI У Баженовой - Рева и варианты = ревущий. --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
Tino Київ, Україна Сообщений: 4409 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 3940 | Наверх ##
5 сентября 2010 18:16 apss написал: [q] Не убедили Вы меня. Есть слово *бусл и *бусел - аист. Но - в каком то славянском языке суфикс -ак создаёт производные (уменьшительные, увеличительные) формы от названий животных?[/q]
Мы говорим о животных или людях? Тотемная птица дает целый ряд имен которые образуются при помощи суффиксов. В древности мои предки называли себя "Бусові діти" Бус=Бусл. А теперь ответьте сколько фамилий в Польше и Украине имеют суффикс -ак? Они все тюрские? Сторчак, Корчак, Шуляк, Мокряк. Почему от имени Бусл не образовалось имя Буслак. От имени Роб образовался Робак, а от Бусл нет... --- Scientia potentia est
-------------------------------------------------------------------------------
Веред, Кононець, Лученко, Савіцький, Синявський, Снігур, Розпутній, Рубленко, Werner | | |
severinn Сообщений: 7133 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2370
| Наверх ##
5 сентября 2010 18:25 Tino написал: [q] В древности мои предки называли себя "Бусові діти" Бус=Бусл. [/q]
Бус, "время Бусово" из "Слова о полку Игорове" - от Бож , это о войнах с готами, 4 век. | | |
Samael г.Куровское, Московская область Сообщений: 1563 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 282
| Наверх ##
5 сентября 2010 18:59 Я хотел бы рассказать свою родовую легенду о Буслаковых из д.Лашино. Две деревни стоящие на притоках (ныне уже почти пересохших) Нерской (эта река течёт через весь регион г.Куровское и окрестностей) носят названия от основателей - Алексеево и Лашино. Старожилы говорят, что некогда эти места облюбовали два монаха. Звали их Лашак и Буслак. Поставили они здесь часовенку и первые дома. Было это, якобы, в ХII веке. От Лашака и пошло название деревни — Лашино, а от Буслака одна из коренных местных фамилий — Буслаковы. --- Боголюбское (Коробково) Кардоновы (Юрмовы, Юрмановы), Анискины - Ряжский уезд, Рязанской губернии
Куровская Шлыковы, Лашино Буслаковы, Асташково Чурилины, Хотеичи Прунтовы – Богородский уезд, Московской губернии
Перхурово Рыбины, Вантино Корпусовы –Богородский уезд, Московской губернии | | |
Tino Київ, Україна Сообщений: 4409 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 3940 | Наверх ##
5 сентября 2010 19:44 SAMAEL написал: [q] Старожилы говорят, что некогда эти места облюбовали два монаха. Звали их Лашак и Буслак. Поставили они здесь часовенку и первые дома. Было это, якобы, в ХII веке. От Лашака и пошло название деревни — Лашино, а от Буслака одна из коренных местных фамилий — Буслаковы.[/q]
Ну положим, от монаха ещё могли назвать деревню, но как род мог основать монах, если по чину ему не положено было иметь жену и детей? --- Scientia potentia est
-------------------------------------------------------------------------------
Веред, Кононець, Лученко, Савіцький, Синявський, Снігур, Розпутній, Рубленко, Werner | | |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24311 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20140 | Наверх ##
5 сентября 2010 19:46 5 сентября 2010 19:50 Tino написал: [q] Ну положим, от монаха ещё могли назвать деревню, но как род мог основать монах, если по чину ему не положено было иметь жену и детей[/q]
В монахи уходили иногда и поживши, в пожилом возрасте, остави семью и детей: Буслаковы дети У него и братья могли быть и детей брата могли прозвать типа: Семка Буслакова брата сын.....и пошло, поехало. Все не так однозначно в подлунном мире! --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
Tino Київ, Україна Сообщений: 4409 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 3940 | Наверх ##
5 сентября 2010 19:51 severinn написал: [q] Бус, "время Бусово" из "Слова о полку Игорове" - от Бож , это о войнах с готами, 4 век.[/q]
К чему вообще эта Ваша реплика?  Что она объясняет? Что был в 4 веке антский вождь Бож-Бус. И кто этого не знает? "Бож, Боз, Бус (р. н. невід. — п. бл. 375) — вождь племінного союзу антів кінця 4 ст. Легендарний монарх дуже давніх часів: в «Слові о Полку Ігоревім» згадуються готські пісні "про час Бусів ". Єдиний раз згадується в «Історії готів» Йордана. Історик оповідає, що король остготів Вінітар «послав військо в межі антів і, коли вступив туди, у першій битві був переможений, але надалі діяв рішучіше й розіп'яв короля їхнього Божа з синами його і 70 старійшинами для залякування»" --- Scientia potentia est
-------------------------------------------------------------------------------
Веред, Кононець, Лученко, Савіцький, Синявський, Снігур, Розпутній, Рубленко, Werner | | |
Tino Київ, Україна Сообщений: 4409 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 3940 | Наверх ##
5 сентября 2010 19:55 valcha написал: [q] Все не так однозначно в подлунном мире![/q]
Всё могло быть. И было разное...В советское время некоторые высшие иерархи Московской патриархии семьями обзаводились, будучи по чину в монашестве Я подверг сомнению предание, поскольку исходил из контекста, который привел SAMAEL --- Scientia potentia est
-------------------------------------------------------------------------------
Веред, Кононець, Лученко, Савіцький, Синявський, Снігур, Розпутній, Рубленко, Werner | | |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24311 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20140 | Наверх ##
5 сентября 2010 20:03 5 сентября 2010 20:09 Tino написал: [q] поскольку исходил из контекста, который привел SAMAEL [/q]
Нормальный контекст! И вовсе не протворечит бывшим, в давние времена реалиям. в 43 правиле Трулльского Собора: "Позволительно христианину избрати подвижническое житие, и, по оставлении многомятежной бури житейских дел, вступити в монастырь, и пострищися по образу монашескому, аще бы и обличен был в каком-либо грехопадении. Ибо Спаситель наш Бог рек: "Грядущаго ко мне не изжену вон" (Ин. 6:37). Понеже убо монашеское житие изображает нам жизнь покаяния, то искренно прилепляющегося к оному одобряем, и никакой прежний образ жизни не воспрепятствует ему исполнити свое намерение". Для принимающих монашеский постриг существует, однако, ряд условий. Что касается возраста, то каноны дозволяют принимать для подготовления к постригу десятилетних (40 прав. Трулл. Соб.), а для произнесения самих обетов — семнадцатилетних (18 прав. Вас, Вел.). В России же в синодальную эпоху государственное законодательство дозволяло постриг мужчинам не ранее 30 лет от рождения, а женщинам — 40 лет. Из этого закона допускались и отступления, но при рассмотрении ходатайств Святейшим Синодом. На учащихся духовных семинарий и академий этот возрастной ценз не распространялся. Им дозволялось принимать постриг в 25 лет. Не распространялся возрастной ценз и на вдовых священников. Другое условие — предварительный послушнический искус, который нормальным образом должен продолжаться 3 года, но в случае тяжкой болезни или для лиц, очевидно расположенных к иноческому житию, послущнический искус мог быть сокращен. (5 прав. Двукр. Соб.). Согласно указу Святейшего Синода от 25 мая 1832 г., лица, окончившие духовно-учебные заведения, и вдовые священнослужители освобождались от послушнического искуса. Необходимое условие для пострига — свободное и непринужденное стремление к иночеству. В 40 правиле Трулльского Собора говорится, что "мы должны не без испытания безвременно приимати избирающих житие монашеское, но и в отношении к ним соблюдати преданное нам от Отец постановление: и сего ради должно приимати обет жизни по Бозе, яко уже твердый и происходящий от ведения и разсуждения…" В Российском законодательстве синодальной эпохи принуждение к монашескому постригу квалифицировалось как уголовное преступление. Обеты родителей, обрекающих своих детей на постриг, сами по себе, без согласия на то детей, признавались и в церковном, и в государственном праве не имеющими силы. В Византии и Древней Руси существовало ошибочное мнение, что принудительный постриг и даже только облачение в монашеские одежды (хотя бы и в шутку) делает монахом. Истории известно много примеров насильственных постригов государственных деятелей — политических соперников государя. В Российском законодательстве особое значение придавалось тому, чтобы ищущий пострига был свободен от обязанностей, не совместимых с монашеством. Законами запрещалось постригать мужа при живой жене и жену при живом муже, если только не было взаимного согласия со стороны и того и другого поступить в монастыри. При этом требовалось также, чтобы супруги были бездетными, или чтобы их дети уже не нуждались в родительском попечении. В таком случае жену можно было постричь в любом возрасте, но муж должен был достичь 30 лет.Запрещалось постригать лиц, обремененных долгами, находящихся под судом, состоящих на военной или гражданской службе без увольнения от городских или сельских обществ. До реформы 1861 г. крепостных нельзя было постригать без согласия на то их помещиков. До издания "Духовного регламента" (1721 г.) право пострига в монахи принадлежало всякому игумену — настоятелю монастыря. Но Синодским указом от 3 марта 1725 г. этого права были лишены не только игумены, но даже и епархиальные архиереи. Ходатайствовать о постриге стало можно лишь перед Святейшим Синодом. И только почти полтораста лет спустя после этого, в 1865 г., Святейший Синод предоставил власть решать вопрос о принятии монашества епархиальным архиереям. Постриг совершали настоятели монастырей. В VI веке считалось, что пострижение может совершать только монах-пресвитер. Об этом говорится в 45-м правиле Патриарха Никифора Исповедника. Профессор С.В. Троицкий отмечал однако: "Распространенную практику пострижения только монахами нельзя считать единственно допустимой. По 19-му прав. VII Всел. Соб. пострижение может совершать всякое лицо из священного чина" [1]. Блаженный Иероним называл постриг "вторым крещением" [2]. Подобно тому как при крещении присутствует восприемник, так и при постриге присутствует духовный отец, или старец, который берет на себя обязательство научить новопостриженного монашеской жизни. Согласно 2 правилу Двукратного Собора, духовным отцом должен быть настоятель монастыря. По степени приближения к идеалу иноческого жития монахи разделяются на 3 чина: рясофорных монахов, т.е. получивших черную монашескую рясу в залог будущих обетов монашества; действительных, или мантийных монахов, уже произнесших три установленных обета — послушания, целомудрия и нестяжательности — и получивших при постриге мантию; и схимников, или схимонахов, связанных обетом совершенного отречения от мира и человеческого общества и отличающихся особыми одеждами, которые называются все вместе великою схимою. Из содержания монашеских обетов, смысл которых в отречении от обыкновенного человеческого общежития, вытекают определенные ограничения: монахи не могут вступать в брак; монастырскими уставами им запрещается употребление мяса; монахи не могут быть восприемниками, поскольку восприемничество налагает обязанности, не совместимые с удалением от мира; монахам в священном сане, согласно 84-й статье "Номоканона" при Большом Требнике, возбраняется служение в приходских церквах и совершение приходских треб, в особенности венчание браков; по Уставу Василия Великого и в соответствии с 6-м правилом Двукратного Собора, монахи не могут иметь личной собственности; все имущество, внесенное ими в монастырь, должно принадлежать монастырю. Поэтому законы Российской Империи предписывали, чтобы перед постригом ищущий монашества распорядился своим имуществом; отдал родовое имение законным наследникам, а благоприобретенное — по усмотрению. На этом же основании государственные законы не признавали за монахами ни права на завещание, ни права получать имущество по наследству и по завещанию. Однако по российским законам из этих правил делались исключения, во-первых, для начальствующих монахов, во-вторых, для монахов необщежительных монастырей. Начальствующие лица из числа монахов (архиереи, архимандриты, игумены, настоятели и настоятельницы, наместники монастырей и ризничий Московского Синодального дома) имели право иметь движимую собственность, передавать ее по наследству и по завещанию, кроме вещей ризницы (митр, крестов, панагий). Эти вещи, даже приобретенные на личные средства, переходили в собственность церкви, где служил почивший. Как писал А.С. Павлов, "канонический принцип монашеской нестяжательности не выдерживался во всей строгости и по отношению к простым монахам монастырей необщежительных" [3]. К таким монастырям в России принадлежали те, которые до 1764 г. владели вотчинами и которым после секуляризации церковных земель назначалось штатное жалование. От штатного монастыря насельники получали только общую трапезу, а все остальное они приобретали собственным трудом, на доходы от монастырской службы и жалованье от казны, по штатам. Монахи штатных монастырей могли на свои средства строить и покупать кельи, но с условием, чтобы они оставляли их монастырю в случае своей смерти или по выходе из монастыря. По завещанию монахи таких монастырей могли приобретать от архиереев и других монастырских начальников иконы, панагии, кресты, книги. Однако в общежительном заштатном монастыре правило монашеской нестяжательности выдерживалось строго. Все здесь было общим, все принадлежало монастырю. Даже настоятели общежительных монастырей не имели права завещать имущество. Всем монахам запрещалась торговля; исключение делалось только относительно продажи изделий, выполненных их руками (с дозволения начальства и через посредство особо выделенных престарелых братии). Монахи не могли принимать на хранение чужие вещи, кроме духовных книг. Монахи также лишались права вмешиваться в гражданские и общественные дела, права быть опекунами, попечителями и поверенными в делах, не касающихся монастырей. Об этом говорилось уже в 3 и 4 канонах Халкидонского Собора. Обеты монашеские даются пожизненно. Поэтому самовольное сложение с себя иноческих обетов и возвращение в мир рассматривается как тяжелое каноническое преступление. Согласно 7 правилу Халкидонского Собора, такие преступники подвергаются анафеме. По византийским законам монаха, сбежавшего из монастыря и отложившего монашеские одежды, возвращали в монастырь в принудительном порядке, а за повторное бегство обращали в податное состояние. Этот закон вошел в "Кормчую книгу" (ч. 2, л. 59 об.). В России в синодальную эпоху дозволялось просить о сложении с себя монашеского сана. Эта просьба исполнялась после шестимесячного увещания через монастырского настоятеля и старшую братию, потом через духовных лиц, назначенных архиереем, и, наконец, в консистории. Постановление о снятии сана выполнялось Духовной Консисторией, но в исполнение оно приводилось только с разрешения Святейшего Синода. Уволенный из монашества возвращался в то сословие, к которому принадлежал по рождению. При этом он лишался тех званий, чинов, отличий, которые мог приобрести до пострига. Не возвращалось ему и имущество, внесенное им в монастырь; он навсегда лишался права поступать на гражданскую службу. Журнал Московской Патриархии. 1973. №12. С. 64. ^ Migne. Patrologia latina. Т. 22. P. 468. ^ Павлов А.С. Указ. соч. С. 221. ^ --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
|