Наверх ##
15 января 2016 21:07 Новостроящееся Митрофановское кладбище 1828 — 1935 гг.
Было основано жителями слободы Ближняя Чижовка в 1828 г. на окраине слободы и за чертой Воронежа. Широкой популярности новое кладбище не получило, поскольку на нем не было церкви, и совершать отпевание приходилось на другом краю слободы. Поэтому кладбище, чуть не сразу после основания, забросили и продолжили хоронить там уже в 1831 и 1832 годах, во время эпидемии холеры, когда на других кладбищах возник дефицит с местами. Эпидемия миновала — захоронения прекратились. В 1836 г. здесь построили, наконец, Всесвятскую церковь, и кладбище стало общегородским. В 1842 г. на Новостроящемся погосте похоронили поэта А. Кольцова, а в 1861 г. И. Никитина. Их могилы стали достопримечательностью для проезжающих путешественников, поэтому на дорожках были установлены таблички: «К могилам Кольцова и Никитина». К 20 гг. XX в. это кладбище занимало более 8 гектаров и являлось самым крупным в Воронеже. В 1930 г. здесь похоронили писательницу Е. Милицыну. На надгробной плите — слова А. Горького: "умный и стойкий борец за возрождение нашей страны». В 1934 г. Воронежский горсовет закрыл Новостроящееся кладбище. Последние захоронения произошли в 1935. Вскоре основную массу надгробий с погоста вывезли, оставив в вечном покое только А. Кольцова с родственниками, И. Никитина и Е. Милицыну. В 1960-х гг. при строительстве Цирка снесли и Всесвятскую церковь. А так называемый Литературный некрополь можно посещать и сегодня — он рядом с цирком.
ВСЕСВЯТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
В начале прошлого века местность за современной улицей 20-летия Октября (тогда она именовалась Большой Чижовской), входившая в состав Чижовской волости Воронежского уезда, была еще незаселенной. В 1828 году территорию напротив Острогожской улицы (ныне Пушкинская) отвели под Чижовское кладбище (Предтеченское уже заполнилось). Но оно находилось слишком далеко от селения и вскоре было покинуто местными жителями. О нем вспомнили воронежцы в 1831 году, когда на город обрушилась холера. Люди ежедневно умирали десятками, устраивать братские могилы на старых кладбищах, плотно окруженных кольцом жилой застройки, было небезопасно. Тут и пригодился заброшенный погост вдали от жилья.
В 1831 году здесь нашли последнее пристанище несколько тысяч воронежцев. Холера миновала, и кладбище вновь пришло в запустение.
В июле 1834 года губернский архитектор Иван Андреевич Блицын (1780-е — после 1841) выполнил проект церкви, которая получила наименование во имя Всех святых. Один из приделов решено было посвятить памяти воронежского святителя Митрофана, только что канонизированного Русской Церковью. В ноябре 1835 года чертежи рассмотрели в Петербурге и утвердили, в следующем году началось строительство. В 1841 году освящен придел. Целиком же Всесвятская церковь была завершена к 1851 году. Среди горожан церковь приобрела название Новостроящейся, и кладбище вместо официального названия Новомитрофановское тоже именовалось Новостроящимся.
Кладбищенская церковь своего прихода не имела. Венчание и крестины в ней почти не проводились, основными церемониями были другие, более печальные: отпевание умерших и панихиды по ним. Причт был невелик — два священника, дьякон да псаломщик. В 1896 году открылась одноклассная церковноприходская школа: жившей по соседству детворе необходимо было хотя бы начальное образование. Закон Божий преподавал сам настоятель отец Михаил Аскоченский, остальным премудростям обучали Ф. М. Орлова и А. В. Самецкая.
Судьба полуразрушенной церкви окончательно определилась в августе 1964 года, когда на заседании градостроительного совета принималось решение о возведении в парке культуры цирка. На месте Новостроящегося кладбища работы начались в 1965 году разрушением Всесвятской церкви. Цирк построили к осени 1972 года.
 --- |