Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Лирика:: генеалогия рода Ширин

генеалогия беев Ширинских

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 9 10 11 12 13 * 14 15 16 17 ... 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модератор: severinn
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7226
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2416
«Грамотка» князя Ширинского: примечательное простодушие

Б. М. Пудалов


В исторических исследованиях принято опираться на комплекс разнообразных источников, но порой интересные наблюдения делаются на материале небольшой группы архивных дел или даже по отдельному документу. В особенности это характерно для периода средневековья: утраты источников здесь весьма значительны, так что историкам волей-неволей приходится анализировать уцелевшие крупицы и учиться «выжимать» из них максимум информации. Примером может служить изучение повседневной жизни и нравов государева двора XVII в.: здесь для специалистов имеет значение любая, даже косвенная информация, потому что наиболее показательный источник – личная переписка («грамотки») – встречается крайне редко.

Тем большее значение имеет «Грамотка» князя Ивана Байкаевича Ширинского, сохранившаяся в коллекции Нижегородской губернской ученой архивной комиссии (Центральный архив Нижегородской области. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 743). Этот небольшой документ, представляющий собой частное послание, интересен уже тем, что и его автор, и адресат – представители служилой аристократии XVII в. Дополнительный интерес придает документу принадлежность автора и адресата к хорошо известному и разветвленному роду князей Ширинских – татарского феодального рода, который вплоть до XVIII в. играл ключевую роль в Крымском ханстве. Все эти обстоятельства заставляют внимательнее отнестись к грамотке и ее содержанию.

Грамотка представляет собой документ на двух листах-«сставах», имеющих незначительные повреждения. Источник его поступления в коллекцию НГУАК неизвестен, но к Нижнему Новгороду он отношения не имеет: грамотка была послана из Москвы в Казань. По содержанию грамотку можно датировать временем между 1678 г., когда И. М. Милославский начинает упоминаться как боярин (в приказе Большой казны), и не позднее 1685 г. (время его смерти), но интервал следует сузить до 1682 г. (после стрелецкого бунта царский титул начинает упоминаться во множественном числе, тогда как в нашем документе он все еще в единственном числе: «ваш царского величества стряпчей»). Текст написан приказной скорописью на бумаге с филигранью 1670-х гг., так что сомневаться в подлинности грамотки нет оснований. Вместе с тем совершенно очевидно, что документ – не автограф князя Ивана Байкаевича: хорошо разработанный почерк и складный слог послания указывают на то, что писал его опытный приказный «крючок», а не молодой служилый князь, более привычный к сабле, чем к перу. Следовательно, перед нами образчик «письма на заказ», составленного по воле и со слов его автора.

Известно, что представители рода крымских мурз Ширинских выезжали на службу к великому князю московскому еще в XV в. На русской службе находились также автор и адресат грамотки, но их служебный статус различен. Адресат – князь Петр Степанович Ширинский – принадлежал к верхушке провинциального дворянства: он входил в состав казанского служилого «города», но служил «по дворянскому списку по выбору». Судя по его православному имени и отчеству, его предки достаточно давно выехали на Русь («старых лет колена Ширинских»), так что эта «веточка» рода уже успела обрусеть. Автор же грамотки столь заметно обрусеть еще не успел, и его предки стали русскими подданными только после взятия Казани Иваном IV. Князь Иван Байкаевич Ширинский служил непосредственно при государевом дворе в Москве, и, хотя чин его был невелик (стряпчий – предпоследний по значимости среди дворовых), он имел здесь могущественного покровителя – боярина И. М. Милославского.

Собственно, именно со служебным статусом связано первое примечательное откровение князя Ивана. Даже не зная степени родства с князем Петром, он тем не менее предлагает ему вместе добиваться продвижения по службе: «…Мочно тебе, государю моему, быть и в стольниках. И о том станем милости просить у великого государя сопча и у приятелей своих, хто ко мне милостив». За этой короткой фразой скрывается многовековая традиция государственной службы: карьеру здесь сплошь и рядом делали по родству, а не по реальным заслугам. К вершинам власти восходили феодальные кланы, представители которых поддерживали друг друга, так что возвышение одного становилось началом возвышения его родичей, а падение опять-таки одного означало крушение всех надежд для многих, невзирая на заслуги или способности кого-либо из них. «Командный метод управления» на деле означает не только руководство с помощью команды-окрика, но и подмену коллектива профессионалов командой единомышленников-родичей, связанных между собою принципом «Ну как не порадеть родному человечку?». При таких порядках власть руководствовалась отнюдь не государственными, а клановыми интересами, что особенно ярко проявилось в эпоху опричнины и стоило государству немалых жертв. Пагубность этого отчетливо ощущалась окружением царя Федора Алексеевича, которое в 1682 г. приняло решение отменить местничество. Однако то, за чем стояла традиция, не так-то легко отменить росчерком правительственного указа. Лишнее тому доказательство – процитированный призыв князя Ивана Байкаевича к князю Петру, о деловых качествах которого он не осведомлен, но зато твердо знает, что это родич (и неважно, в какой степени) и к тому же знатный («и старых-де царей грамоты у вас за их государскими вислыми печатьми есть»).

Второе откровение князя Ивана Байкаевича также весьма примечательно: он сообщает адресату о своем крещении. И вот тут-то этот потомок мурз, «прадет и дет и отец» которого «владели и жили и померли некрещены», простодушно раскрывает мотивы своего перехода в православие. Разумеется, не глубины христианской философии влекли его (да полно, знал ли их служилый татарин, прибывший ко двору «на ловлю счастья и чинов» и наскоро нареченный «Иваном»?); нет в его словах и намека на стремление приобщиться к высокой культуре. Зато князь Иван подробно расписывает родичу, сколько он поимел деньгами и чинами, приняв православие, а заодно упоминает и о наглядном примере некрещеных предков, которые «потому не были взысканы» (то есть не были приняты ко двору и не смогли сделать карьеру). Комментарии, как говорится, излишни. По одному документу делать обобщения рискованно, но вкупе с тем, что сегодня известно историкам о придворной службе татарской знати, приходится делать вывод, что для феодальной верхушки (или по крайней мере для большей ее части) социально-классовые интересы оказывались гораздо важнее национально-религиозных.

Приложение (текст документа).

Между 1678–1685 гг. – Грамотка стряпчего Государева двора князя Ивана Байкаевича Ширинского в Казань князю Петру Степановичу Ширинскому с изъявлением родственных чувств и о своей жизни после принятия крещения.

(л.1) «Государю моему, ко мне приятелю, князю Петру Степановичю с Москвы однород[ец][1] ваш царского величества стряпчей Ивашко князь Байкаев сын Ширинской челом бьет. Здравств[уй], государь, з благодатным своим домом и з де[тьми] на много лета. А про меня, государь мой, изв[олишь] спросить, и я на Москве божиею милостию и великого государя жалованьем и при милостии государя моего боярина Ивана Михайловича Милославского в пресветлой ево государской трапезе в покое июня по [пропущено] число жив обретаюся. Да прошу заочно твоего к се[бе] жалованья: пиши ко мне о сво[ем] и родителей своих о здоровье, а мне, слыша, о Бозе радоватца.

Да вестно мне учинилось ныне, что-де ты, государь мой, в Казани в чину по дворянскому списку служишь по выбору, а дед и отец твои и ты старых лет колена Ширинских, что в Крыму, и старых-де царей грамоты у вас за их государскими вислыми печатьми есть, и мочно тебе, государю моему, быть и в стольниках. И о том станем милости просить у великого государя сопча и у приятелей своих, хто ко мне милостив. А я от того ж Ширинского коле[на], и чиню тебе, государю, вестно, как божиею милостию блаженной памяти великому // (л. 2) государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии вручил Бог царствующий град Казань, и в то время он, великий государь, блаженные памяти прадеду моему[2] указал с Казани, где похотя ему, великому государю, служить. И прадет мой по ево государьскому указу служил по Алаторю и пожалован был селом Мангушевым, семьсот дворов крестьян да пятнатцать деревень мордовских. И теми дачами дед и отец мои и сродники владели, только крестьяне в тех дачах перевелись в прошлых лет[ах] в приход крымских татар и в-ыные – нагайское разоренье и в моровое поветрие, и в то число стало малое число. А прадет и дет и отец мои владели и жили и померли некрещены, и потому были не взысканы. А я ныне, познав истиннаго всещедраго Бога и Спаса нашего Исуса Христа, в православную християнскую веру крестился и от великого государя пожалован на платье сто рублев, камка да две тафты да два сукна, за крещенье кормовыми деньгами мне по 5 алтын на день, человеку по 10 денег, лошеди по 4 деньги на день же, и через чин, не быв в жи[льце]х[3], пожалован в стряпчие по передней.

И ты, государь мой князь Петр Степанович, удиви надо мною милость свою, пиши ко мне о своем дому и родителей моих[4] о здоровье, а мне бы, слыша, о Бозе радоватца. А как пожалуешь, станешь писать, и на грамотке прикажи подписать: «Отдать на Москве государю боярину Ивану Михайловичю», потому что меня либо в то время на Москве не излучится, и грамотку отдадут и тому кому, а ко мне и не дойдет. Да пожалуй, отпиши ко мне ведомо, как тебя Бог принес[ет] к Москве, чтоб мне в то время не быть в деревне».

ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 743.

Подлинник. На 2 л. Листы повреждены по правому краю, с незначительными утратами текста. Размер листа: 37,5 х 15,5 см (л. 1), 35 х 15,5см (л. 2). Знаки бумаги: лилия геральдическая в щите (нижний фрагмент, л. 1, 2) – схожие ГИМ-1, № 926 (1671 г.).

Пометы и записи. На л. 1 об. адрес: «Отдать грамотка в Казане князю Петру Степановичу Ширинскому». На л. 1 об. вверху помета XVIII в.: «грамотка», ниже карандашом: «письмо». На л. 1, 1 об, две фиолетовые мастичные оттиски печати НГУАК.

Комментарий. Документ следует датировать временем не позднее 1685 г. (время смерти боярина И. М. Милославского) и не ранее 1678 г. (когда И. М. Милославский начинает упоминаться как боярин в приказе Большой казны).

severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7226
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2416
князья Ширинские в Касимове и Казани

Грамота от 1563 г. Ивана Грозного в ответ на жалобу князя ногайского Исмаила, что с его людей взимают лишние пошлины: «А что еси писал к нам о тамге, ино тамги тем обычаем велися из стари, что зде на Москве на нас тамгу емлют. А коли поидут на Резань и на Коломну, и они емлют на Коломенского наместника тамгу ж. Ино то твоим людем кабы две тамги кажютца. А коли поидут на Володимер, и тогды тамгу другую емлют на Володимерского наместника. Да на Володимир же коли ходят твои послы, тогды им лучитца идти на Городок. А у нас исстари живут на Городке Цари и Царевичи. Ино на Царя и на Царевича идет пошлина ж, да на болшего Князя на Ширинского идет пошлина ж. И после того твои послы нам били челом, что их Шигалей (Шейх- Али) царь обидит, а емлет у них лутчие лошеди в пошлину. И мы того для все пошлины велели имати на Москве».

http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/gus/s/60-1-0-1552



В 1452 г. один из беев Ширинских стал вассалом Касимовского царя. После ликвидации Касимовского царства (1681 г. — de facto, 1702 г. — de jure), его потомки автоматически перешли в русское подданство. В 1919 году последние Ширинские покинули Касимов

https://ru.wikipedia.org/wiki
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7226
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2416
КНЯЗЬЯ МЕЩЕРСКИЕ
cnfhsqgjcfl.narod.ru›zagadki..kasimova.htm
Со знатным родом князей Ширинских связано название с. Подлипки (Шырын)…
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7226
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2416
Шеджере Ширинских. Середина XIXв. араб. Отдел рукописей ИЯЛИ. Ф.99, оп.1, д.40.
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7226
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2416
синодик Киевомихайловского Златоверхого монастыря

с.22
род Маликович
Феодосия, Евсевия, Марию, Ивана, Ермолы, Агапии, Парасковгеи, Иоанна

с.24 = род Мины Маликович: Мины Анны Марии

с.25 - род Богдана Маликовича: Лоукьяна, Феодора, Ивана отца и в мтре и вся родителя его
Фомы, Димитрия, Анны,.



Богдан Маликович, киевский мещанин. 1552. Арх. VII, 1, 114.
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7226
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2416
Материалы исследования: две генеалогии (родословные древа) сохранились от Ширин - от самого значительного рода Крымского ханства. Одна из них сохранилась в хронике Абдулгаффара Кырыми, в «Умдет ал-ахбар» - «Суть известий» (1748), историка Крымского ханства и судьи в родовых владениях рода Ширин. Другую генеалогию члены рода представили в Таврическое дворянское собрание после 1807 года в качестве доказательства их благородного происхождения и права на владения. Этот вариант был переведён на русский язык и опубликован Лашковым. Возникает вопрос о том, могут ли рассматриваемые генеалогии иметь общий источник?


...В генеалогии Абдулгаффара упоминается также первый сын Руктемира -Яхшы-ходжа, о котором в русском переводе XIX века не говорится ни слова, что достаточно заметно в генеалогии. Если учесть, что цель Абдулгаффара -запечатлеть связанные с родом Ширин события; становится понятно, почему Яхшы-ходжа занял свое место в его генеалогии. А если принять во внимание цель составления генеалогии в XIX веке, можно понять, почему он в ней не упоминается: потомки Яхшы-ходжа обосновались в Касимовском ханстве [2, с. 193-194] и не принадлежали к крымской ветви рода Ширин, которая вела свое происхождение от сына Руктемира, Тэгинэ [20, л. 318г-319у; 18, с. 195197, 1, с. 225-228]. В XIX веке, когда род обратился в Таврическое дворянское собрание с целью доказать благородное происхождение и сохранить владения, ветвь рода, с XV века живущая на другой территории, не имела значения, и в генеалогию не были включены относящиеся к ней части.

https://cyberleninka.ru/articl...oda-shirin

severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7226
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2416
Другой Ширинский бей — Кинбар выехал в Россию при великом князе Иоанне Васильевиче III и считается таким образом родоначальником российской ветви Ширинских. Потомки правнука его — Шихмата (во св. крещении Василия) Келядемаевича (начало XVI в.) и стали называться Ширинскими-Шихматовыми. Сын его Иван Васильевич — известный боевой воевода середины XVI века.

... Некоторые из Ширинских ещё в XVI в. принимали православие. Так, упоминается в шведском походе 1549 г. князь Пантелеймон Иванович Ширинский; в 1630 г. значится в числе ярославских дворян князь Иван Лукич Ширинский.

https://ru.wikipedia.org/wiki


иногда имя Кудар (Кударь) читалось как Кубарь : написание букв "д" и "б" несколько схоже

после смуты 1470-1473 гг. в роду крымских Ширинов Кударь, брат Агиша, впоследствии бея "великого князя" Литовской Метрики и сам карачи рода Ширин в 1523, отъезжал из Крыма (возможно, его ставка на Днепре "Kudar Horod"). Не он ли выше упомянутый Кинбар (Киндар) ?
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7226
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2416
Кинбар=Кимбар ?
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7226
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2416
Русские посольские книги сохранили данные о контактах московских князей с крымской знатью задолго до установления между ними официальных дипломатических отношений. Еще при Василии II, т. е. до 1462 г., а, стало быть, и при первом крымском хане Хаджи-Гирее, умершем в 1466 г., Эминек (Именек в крымских посольских книгах) из рода Ширинов приезжал в Москву. Традиция сношений другой ветви Ширинского рода князя Агиша восходит ко времени до 1462 г. В то же время в Москве бывал и Карач-мурза, сын Темир-хози, который также, как писал Иван III в 1484 г., «наше жалованье видел». В 1474 г. Иван III иначе оценивал свои связи с ним: «моя дружба тобе была» [Хорошкевич, 2001, с. 114].

https://scienceproblems.ru/ist...ekt/4.html
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7226
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2416
Государево жалованье по росписи Иван розослал с толмачи князем и мурзам, карачею Алею князю Ширинскому, Мурату князю Сулешеву, Дербышу князю Куликову, Мурат Казы князю Акчигаеву, Магамет мурзе Алееву сыну Ширинского, Резен Дувану, Ахмет паше мурзе Сулешеву, Абдуле Кадыскерю, Ахмет Беку Магметеву, Капичею болшому Ахбулату князю, Алаш Дувану, Резван Чилибею, Тотар мурзе, Тохтамышу Улану, Кош Текей Дувану, Солтан Гильдею Ахмет Уланову сыну, цареву дьяку Дефтендар Абдуле, калге царевича Смаил Амилдешу; роздано государова жалованья князем и мурзам, и государева жалованья им прибавлено: Мустафе Беку Ахметеву, княжому сыну прибавлено двои цки хрепты бельи, Берек Булату князю Перекопскому прибавлено шуба горнастайна, Муртазе Аге Черкашенину прибавлена шуба белья хрептова, шуба белья черевья, двои цки хрептовы бельи, Асан мурзе Ширинскому прибавлена шуба кунья, убавлено у него цки хрепты бельи, Сефер мурзе Ширинскому прибавлена шуба кунья, убавлено у него цки хрепты бельи, Абдею князю болшому казначею прибавлена шуба горнастайна, конюшему Урустам аге прибавлена шуба кунья, Мустафе Киличею башу прибавлена шуба черева бельи; которым князем и мурзам государева жалованья послано и государева жало|ванья у них убавлено: у Зень Темир аги Черкашенина убавлена шуба горнастайна, у Касыма князя Куликова шуба кунья, у Егуп Чилибия шуба кунья, у Мустафы Мурзы у Ширинского шуба горнастайна да двои цки хрепты бельи, у Алей мурзы у Черкашенина шуба кунья, а прибавлено ему в то место двои цки хрепты бельи; которым князем и мурзам государево жалованье не послано и им государева жалованья дано: Калги Аликирея царевича щюрину Магамиту князю: шуба хрепты бельи, шуба черева бельи, двои цки хрепты бельи, шапка черна; цареву аталыку Курмашу: шуба хрепты бельи, шуба черева бельи, двои цки хрепты бельи, шапка черна; Курам аги Черкашенину шуба хрепты бельи. По царевой присылке посланы к Ислам Гирею царю: шуба хрепты бельи, шуба черева бельи, двои цки хрепты бельи, две шапки черны. И царь шубы и шапки дал Каре князю Енгурчееву, Ишиму князю Барымову да Иналею князю Чижиуту; кафинскому жилцу Семену арменину даны цки хрепты бельи да шапка красна, послана с ним государева грамота с вестьми на Дон к отаманом; которым аталыком и дуваном государева жалованья послано и им не дано: Зиял паши аталыку Аисе Селфе дувану; Сеяуш аге Киличи башу, а Зиял паши аталыка не стало, Сеяуш агу царь от киличейства отставил. Марта в 22 день приехали к Ивану Мурат князь да Мурат Казы князь, Зентемир ага, Абдулла Дефтендар и говорили Ивану: царь тебе велел говорити: били челом царю карачеи Кара князь Енгурчеев, да Шигим князь Барамов, да Иналей князь Чижиут, Абдула князь Кипчаков, просили они у тебя государева жалованья, и ты им не дал, и царю добре в досаду, без корочеев как царству стоять?; а при прежних царех Карачеем и омилдешам всем государево жалованье бывало, и ты бы однолично четырем карачеем да Курам аге государево жалованье дал. И Иван Мурату

Статейный список московского посланника в Крыму Ивана Судакова в 1587 - 1588 году
https://www.runivers.ru/doc/d2.php?CENTER_ELEMENT_ID=147109
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 9 10 11 12 13 * 14 15 16 17 ... 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модератор: severinn
Вверх ⇈