Лирика:: генеалогия рода Ширин
генеалогия беев Ширинских
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7225 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2410 | Наверх ##
7 июля 2018 21:24 С П И С О К Жительствующим в крымском полуострове мурзам с показанием кто имянно котораго поколения. Февраля 10 дня 1784 года. Звание имян и поколениев. 1. Ширинскаго поколения. 1-й Ширинский бей Мегметжа Мурза — заседает в правительстве крымском. 2-й Ширинский Калга Селимша Мурза. 3. Мегметша Мурза. 4. Султан Мегмет Мурза 5. Катырша Мурза. 6. Ак Мурза. 7. Мегмет Гирей Мурза. 8. Атай Мурза. 9. Муртаза Мурза. 10. Султан Али Мурза. 11. Сеидша Мурза. 12. Арсланша Мурза. 13. Кутлу Гирей Мурза. 14. Девлетша Мурза. 15. Багадыр Мурза. [14] 16. Салих Мурза. 17. Халит Мурза. 18. Мубарекша Мурза. 19. Азамет Мурза. 20. Гусеин Газы Мурза. 21. Мурад Мурза. 22. Арсланша Мурза. 23. Сефер Газы Мурза. 24. Осман Мурза. 25. Салих Мурза. 26. Велиша Мурза. 27. Максуд Мурза. 28. Булатша Мурза. 29. Адильша Мурза. 30. Мегметша Мурза. http://www.vostlit.info/Texts/...ext6.phtml | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7225 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2410 | Наверх ##
7 июля 2018 21:27 Перевод с письма Ширинскаго Меметжи бея, муфтия Мегмет Эфендия, Гаджи Газы Аги и ахмечетскаго каймакана Кутлуша Аги Генерал порутчику и кавалеру Барону Игельстрому. Ноября 24 дня. 1783 года. Высокопревосходительнейший и высокопочтеннейший Генерал, сим нашим дружеским письмом отдавши наше усердное почтение докладываем, что прежде сего бывшие Ширинскаго Бея доходы Шагин Гирей ханом насильно были отобраны. О чем от нас Светлейшему князю Потемкину и докладовано, почему он и дозволил ему Ширинскому Бею по прежнему старинному обыкновению теми доходами владеть, которыми он и завладел. Определенные ж от Шагин Гирея жалованные мне в год 5100 рублей деньги написал я в реестре посланном Вашему Высокопревосходительству. Светлейший же Князь Потемкин имея от Всепресветлейшей Императрицы Великой Государыни нашей доверенность, дозволил всему здешнему народу выбрать главнаго над собою начальника, а потому, по согласию всех здешних жителей и выбран я главным во области начальником. Помянутые же 5100 рублей деньги ежели от Всепресветлейшей и Великой Государыни нашей будет соизволение определить, то оное для меня будет недостаточно, для чего сие написав и докладываю Вашему Высокопревосходительству за помощию Божиею, когда изволите сие получить и узнать содержание о сем жалованьи; то все мы усерднейше просим Вашего Высокопревосходительства, о прибавлении еще к тому жалованью приложить свое старание. По татарскому изчислению 1198 году месяца мухаррема 10 числа. На подлинном подписано тако: Переводил капитан Иосиф Ибрагимович. http://www.vostlit.info/Texts/...ext6.phtml | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7225 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2410 | Наверх ##
7 июля 2018 22:02 7 июля 2018 22:05 В 1807 году по указу императора Александра I (№ 22772) было сформировано четыре конных полка крымских татар по 500 человек в каждом. Полки были названы по уездам Крыма: Симферопольским полком командовал майор Кая бей князь Балатуков; Перекопским - майор Ахмет бей князь Хункалов; Евпаторийским – капитан Абдулла Мамайский и Феодосийским – поручик Али мурза Ширинский [2]. список офицеров крымских конно-татарских полков, составленный в 1808 г. Симферопольский полк: Командир полка майор Кая бей Балатуков. Есаулы: Муратша мурза Ширинский, Мустафа мурза, Максют бей Биярсланов, Сефергазы бей, Абдуреим Челеби Ильясов 1-й. Сотники: Мурад мурза, Осман Челеби Ильясов 2-й, Адильша мурза, Аджи мурза, Пермамбет агъа. Хорунжие: Меджид агъа, Сеит агъа, Эрмамбет агъа Джаминский, Осман Али. Перекопский полк: Командир полка майор Ахмет бей Хункалов 1-й. Есаулы: Селямет бей Хункалов 2-й, Менгли Гирей мурза Ширинский, Батыр мурза Уздемников 1-й, Ягья мурза, Акъ мурза Бочала. Сотники: Селямет мурза Хункалов 3-й, Батыр Гирей Султан, Хасан мурза Уздемников 2-й, Мустафа мурза Кантакузень, Касым мурза Карашай. Хорунжие: Бойса агъа, Кайчу агъа, Мемедля мурза Али, Кенджамет Али. Евпаторийский полк: Командир полка капитан Абдулла агъа Мамайский. Есаулы: Касым мурза Мансурский, Мустафа мурза, Фетля мурза, Амет мурза Джаминский, Садыкъ агъа Кунтуганский. Сотники: Адильша мурза Карагутский, Темирша мурза Булгак, Сартлан мурза Каракипчак, Мурат мурза, Темир мурза Джажербердинский. Хорунжие: Боре-Акай, Абла Акай Джиенгазы, Омер-Бек, Сеит Селямет. Феодосийский полк: Командир полка поручик Али мурза Ширинский. Есаулы: Меметша мурза Ширинский 2-й, Джиенгазы мурза Ниязов, Аджи Гирей мурза Ширинский, Курт бей Седжеутский, Ягья агъа Сейдаметов. Сотники: Абдул Кадыр ага, Батырша мурза Кемельчинский, Сеид Али агъа, Кая мурза Ширинский 4-й, Сеит Тегметов. Хорунжие: Сеит Омеров, Петля агъа Омеров, Вели Чауш Алиев, Джелал Мустафа, Суин Сулейман [5]. http://ilmiyqirim.blogspot.com...-1812.html | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7225 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2410 | Наверх ##
8 июля 2018 12:00 8 июля 2018 12:06 № 28. 1517 сентябрь — ноября 30. I. Лета 7026-го сентября. Приходили крымские татарове на великого князя украйну на тулские места: Агишев княжой сын Шыринов, Токузак мурза, да Удем князь Мангыт Телеш мурза Мангыт, Кудаш мурза Ширин, Берючюков брат, Кочкар мурза Зезеут, Мамышев сын, со многими людми, да поимав были и прочь пошли. И великого князя люди тех татар иных побили и полон у них отполонили, а иные с полоном ушли; а от царя у великого князя весть никакова не бывала. И князь великий говорил с братьею с своею и с бояры, пригоже ли послати в Крым ко царю казаков своих с грамотою того деля, чтоб царь прямо не отстал от великого князя. Да и приговорил князь великий, что ему пригоже послати в Крым ко царю казаков своих, того деля чтоб царь прямо от него не отстал, и весть бы из Крыма была у великого князя. Да сее осени приходили твои люди на нашу украйну: Агишов княжой сын Ширин, да Токузак мурза, Удем князь Мангыт, Телеш мырза Мангыт, Кудаш мырза Ширин Берючеков брат, Кочкар мырза Зезеут Мамышов сын, да поимав прочь пошли. А се грамота от великого князя Агишу князю Ширину с Кельдишом с товарищи. — Великого князя Василья Ивановича всея Русии слово Агишу князю Ширину. Слово наше то: Как еси наперед того дела нашего берег, а нам служил, и ты б и ныне наше жалованье к себе [491] памятовал и дела нашего берег, а нам служил, а мы к тебе и вперед свое жалование хотим держати. Писана на Москве лета 7026-го ноября 30. http://www.vostlit.info/Texts/...-40/28.htm | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7225 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2410 | Наверх ##
8 июля 2018 12:19 Князья Мангушевы
Если Чегодаевы и Мустафины проживали в Арзамасском, то Мангушевы имели поместья в Алатырском уезде. В дошедших до нашего времени документах информация о князьях Мангушевых очень скупа. В письме, написанном во второй половине XVII в. [20. С. 283–285] [8] , новокрещен Иван князь Бакаев сын Ширинский пишет своему родственнику князю Петру Ширинскому, что его прадед после взятия Казани служил по Алатырю и был пожалован Иваном IV селом Мангушевым. В документе имя прадеда не указано, указывается только, что он, его сын и внук князь Бакай были некрещеными. Можно предположить, что это был князь Мангуш, от которого и пошли фамилия и название села, т. к. в алатырской договорной записи 1699 г. упоминается Кулайберда князь Мангушев, а его сын — новокрещен носил имя князя Афанасия Ширинского [20]. Значит, князья Мангушевы происходили из рода Ширин и были в тесном родстве с князьями Ширинскими. В списках новокрещенных стольников упоминаются имена пяти Ширинских и всего одного Мангушева [21]. Можно предположить, что татары-мусульмане носили фамилию Мангушевых в отличие от своих крестившихся родственников, которые предпочитали зваться Ширинскими.
В 1618 г. в грамоте царя Михаила Федоровича упоминается Ямаш мурза князь Мангушев, представляющий, наряду с князем Баишем Разгильдеевым (про него см. ниже), алатырских князей, мурз и татар [22. С. 54–55]:
М.Ишеев, М.Акчурин Татарские княжеские роды в Арзамасе и на Алатыре | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7225 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2410 | Наверх ##
8 июля 2018 12:25 8 июля 2018 12:31 По Ширинам во второй половине 17-18 вв. Кутлу-Шах уп. 1644 Кадир-Шах уп.1688 Абд аль-Азиз защищал Чонгар в 1695 Сары Кадир-Шах уп.1702,1708 Гази-Шах ? Мубарек-Шах б.Кутлу-Шах умер в 1721 Эльхадж Джантемир б.Эльхадж Мехмед 1721-1725,1730-? Кадир-Шах 1725-1730 Эльхадж Муртаза калга Ширинов 1725-1730.Умер в 1730.Зять хана Саадета IV Гирея. Сефер-Гази нурадин Ширинов в 1725-1730 Инает-Шах б.Эльхадж Муртаза уп.1735 Абу Саид убит в 1738 в сражении с русскими Мамбет-Гирей 1775-1777 при хане Девлете IV Гирее Сеит-Шах б. Джелал 1782 при хане Бахадыре II Гирее карачибей Ширинский Мелди-Гирей, упомянутого под 1654 годом,выступавшего против кандидатуры на ханский престол Мехмеда IV Гирея. Г.А.Санина."Отношения России и Украины с Крымским ханством в середине XVII века"(М.,1987) 23.01.1711 г.дается перечень Ширинов: Али-шах Ширин, Мустафа Ширин, Хасан Бетмур Ширин, Тухмис-эмир Ширин, Мурад-шах Ширин, Эльшаги-калга Ширин, Мубарек Шахмурза Ширин, Каплан-мурза Ширин. (Между Крымом и Сечью) http://www.historica.ru/index.php?showtopic=12148&st=15 | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7225 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2410 | Наверх ##
8 июля 2018 12:34 8 июля 2018 12:39 Поколенная роспись ранних Ширинов (XV-XVI вв.) Дангы.Бек(бей) Ширинов в улусе Урус-хана.Отец Урук-Тимура. I-е поколение. 1.Руктемир (Урук-Тимур) (-1385). Бек Ширинов.Эмир хана Тохтамыша.Женат на сестре хана Джанике-Слухани. II-е поколение. 1.1.Йахши-ходжа (род. 1365-).Бек Ширинов. Эмир хана Тохтамыша. III-е поколение. 1.1.1.Темир-ходжа.Бек Ширинов. 1.1.2.Тегине (-после 1434).Бек Ширинов.Эмир правого крыла хана Улуг-Ммухаммеда. Провозгласил царевича Хаджи Гирея ханом Крыма.Баш-карача Крымского ханата. 1.1.3.Отец Хусейна (Усейна), постельничего хана Улуг-Мухаммеда. IV-е поколение. 1.1.1.1.Карач (Караш).Вероятно с ханом Улуг-Мухаммедом пришел в Казанские пределы. 1.1.2.1.Мамак (-1473).Баш-карача Крыма и бей Ширинов в 1454-1473. 1.1.2.2.Эминек (-1482).Баш-карача и бей Ширинов в 1473-1482.В 1478 вызвал из Турции и закрепил ханат за Менгли Гиреем. 1.1.2.3.Кара-Мирза (-1476).Его дочь Бараш-Султан была старшей женой хана Айдера. 1.1.2.4.Неизвестный по имени (-1476). 1.1.2.5.Йахшим (Яким)-ходжа.Упоминается в 1452 и 1480 гг. 1.1.2.6.Айдыш.Упоминается в 1480. 1.1.2.7.Когуш (-1482).Возможно краткое время был баш-карачей и беем Ширинов. 1.1.2.8.Хаджике (-1484).Баш-карача и бей Ширинов в 1482-1484. 1.1.3.1.Хусейн (Усейн).Постельничий хана Улуг-Мухаммеда.После изгнания хана из Сарая оставил службу при дворе.Вероятно, ушел в Мещерский край, в "Андреев городок". V-е поколение. 1.1.1.1.1.Сатылган. 1.1.1.1.2.Бегиш. Бек и карача в Казанском ханате. 1.1.2.1.1.Сейдак (-1475).Недолго был баш-карачей и беем Ширинов при хане Айдере в 1475. На его дочери был женат хан Мехмед I Гирей.Был убит своим дядей-соперником Эминеком. 1.1.2.1.2.Айдешке. 1.1.2.1.3.Мамаш (Мамыш) (-1528).Был женат на дочери хана Мехмеда I Гирея.Был убит по приказу хана Саадета I Гирея из-за подозрения в организации покушения на жизнь хана. По данным Абд аль Гаффару был беем 7 лет. 1.1.2.2.1.Девлетек.Абд аль Гаффар дает ему 2 года бейства.Был женат на Махдум-Шах,дочери хана Менгли I Гирея. 1.1.2.2.2.Бараш.Был беем.Его дочь Ширин-Бек была замужем последовательно за сыновьями Менгли I Гирея калгой Ахмедом Гиреем (-1519) и ханом Саадетом I Гиреем (1492-1538).Участвовала в заговоре против второго мужа.Очевидно погибла вместе с сыновьми от первого брака в 1531. 1.1.2.2.3.Кочек. 1.1.2.7.1. Агиш (-1523).Бей.По Абд аль Гаффару правил 15 лет. 1.1.2.7.2 .Кудейар. Его дочь была с 1491 г. женой Япанчи, сына Йамгурчи б. Хаджи Гирея, первого калги Крыма. 1.1.2.7.3.Бакши-бек. 1.1.2.7.4.Казы-Мансур. 1.1.3.1.1.Бахмет.Бек в Касимове. VI-е поколение. 1.1.1.1.1.1.Бустай.Бек в Казани. 1.1.1.1.2.1.Утеш.Бек в Казани. 1.1.2.1.2.1.Акмамай. 1.1.2.1.3.1.Мама.Был беем. 1.1.2.1.3.2.Темеш. 1.1.2.1.3.4.Йамгурчи. 1.1.2.1.3.5.Баба.Упоминается в 1546 г.Возможно был ширинским беем, погибшим в Судьбищенской битве в 1555 г. 1.1.2.2.1.1.Авлейар. 1.1.2.2.1.2.Бахтейар.Был беем в 1528-1531 гг.Был женат на Кутлу-Султан,дочери хана Менгли I Гирея.Не простил хану казни своего родича Мамыша.Казнен в 1531 году по приказу хана Саадета I Гирея из-за участия в заговоре ханши Ширин-Бек и ее детей,пасынков хана. 1.1.2.7.1.1. Малик-Баши.Недолго с 1523 года был беем при хане Саадате I Гирее.В Литве остались его потомки Маликбашичи.Его дочь Заня -жена Озбек-султана, царевича Острынского, сына Шейх-Ахмеда, последнего хана Большой Орды. 1.1.2.7.1.2.Докузак. Донес хану на своего родича Бахтейара и стал беем в 1531 году. (продолжение следует). 1.1.2.7.4.1.Мангуш.Бек в Алатыре в 1552 г. 1.1.3.1.1.1.Беклемиш. VII-е поколение. 1.1.1.1.1.1.1.Чебелек.Бек в Казани. 1.1.1.1.2.1.1.Булат.Бек в Казани. 1.1.2.2.1.1.1.Юнус.Участвовал в доносе Докузака в 1531 г. Стал при нем калгой рода Ширинов.После сменил его на карачабейском посту. 1.1.2.2.1.1.2.Чигирян. 1.1.2.2.1.1.3.Бакырган.Сменил Юнуса на бейском посту. 1.1.2.2.1.2.1.Зиеш. 1.1.2.2.1.2.2.Кудеш. 1.1.2.2.1.2.3.Берючак. 1.1.2.2.1.1.1.Усейн. 1.1.2.2.1.1.2.Асан. 1.1.2.2.1.1.3.Муртаза. 1.1.2.7.1.2.1.Хаджи.Бей.Был женат на Кутлу-Султан,дочери хана Девлета I Гирея. Упом. в 1563 г. Участвовал в Молодинской битве в 1572 году,в которой погибли три его брата. VIII-е поколение. 1.1.1.1.2.1.1.1.Нур-Али.Бек в Казани. 1.1.1.1.2.1.1.2.Мамай .Бек в Казани. 1.1.2.2.1.1.3.1.Али б.Бакырган.Бей.Был женат на Исаян-Султан,дочери хана Мехмеда II. Гирея.Тем не менее в 1584 г. перешел на сторону хана Ислама II Гирея. 1.1.2.7.1.2.1.1.Кутлу-Гирей б.Хаджи.Был карачабеем Ширинов при хане Гази II Гирее. Казнен в 1601 г. за участие в заговоре против хана нурадина Девлета Гирея. 1.1.1.7.1.2.1.2.Сафа б.Хаджи.Бей.Погиб в персидском походе в 1617 г. 1.1.2.7.1.2.1.3.Азамет б.Хаджи.Был изгнан из Крыма Кантемиром Мансуром в 1628 г.В наказание за поддержку в третьей династической войне старшей линии Гиреев руководство Ширинами было передано ханом Джанбеком Гиреем в руки мансурских беев.Был женат на Халиме Султан Ханым, сестре хана Джанбека Гирея, исполнявшей роль анабеим ханского двора. http://www.historica.ru/index.php?showtopic=12148&st=15 | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7225 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2410 | Наверх ##
23 июля 2018 19:50 Губернии, в РК которых внесён род Смоленская, Таврическая, Ярославская
Части родословной книги V, II, III
Родоначальник Кинбар Ширинский
Место происхождения Золотая Орда
Ширинские-Шихматовы — старинный княжеский род, записанный в V часть родословной книги Смоленской губернии и ведущий начало от беев Ширинских, которые имели обширные владения по реке Волге и затем были завоевателями Крыма. Здесь они до конца XVIII в. были «знаменитейшими и сильнейшими из всех» и «составляли в народном собрании первейшую степень».
В 1452 г. один из беев Ширинских стал вассалом Касимовского царя. После ликвидации Касимовского царства (1681 г. — de facto, 1702 г. — de jure), его потомки автоматически перешли в русское подданство.
Другой Ширинский бей — Кинбар выехал в Россию при великом князе Иоанне Васильевиче III и считается таким образом родоначальником российской ветви Ширинских. Потомки правнука его — Шихмата (во св. крещении Василия) Келядемаевича (начало XVI в.) и стали называться Ширинскими-Шихматовыми. Сын его Иван Васильевич — известный боевой воевода середины XVI века.
Часть Ширинских оставалась вассалами крымских Гиреев. В 1555 году, при поражении Девлет-Гирея в Судбищенской битве, И. В. Шереметевым взято было в числе трофеев знамя Ширинских мурз; в 1572 году при набеге того же Девлет-Гирея были убиты трое мурз Ширинских; в 1594 г. Ширинский мурза Иши-Махмет приезжал в Москву в качестве крымского посла; в 1622 году во время набега крымского хана Махмет-Гирея на Комарницкую волость взят в плен Ширинский мурза Котлуш.
Некоторые из Ширинских ещё в XVI в. принимали православие. Так, упоминается в шведском походе 1549 г. князь Пантелеймон Иванович Ширинский; в 1630 г. значится в числе ярославских дворян князь Иван Лукич Ширинский. Князья Иван Сунгалеевич, Федор Арасланович, Петр, Михаил и Андрей Бикбаевичи были стольниками Петра I (1702).
В 1784 г. Мехметши-бею Ширинскому Потемкин назначил ежегодное жалованье в 2000 руб., императрица Екатерина II повелела избирать губернских предводителей дворянства Тавриды из рода Ширинских.
У Александра Прохоровича Ширинского-Шихматова (умер в 1794 году) было девять сыновей, из которых более известны Сергей Александрович, в иночестве Аникита (см. соотв. статью), и Платон Александрович, бывший министром народного просвещения (см. соотв. статью); внук Александра Прохоровича — тоже Александр Прохорович (1822—1884) был попечителем учебных округов: Виленского, Киевского и Московского, товарищем министра народного просвещения и сенатором. Ширинский-Шихматов, Алексей Александрович (1862—1930) — князь, русский общественный деятель. Ширинский-Шихматов, Платон Александрович (1790—1853) — князь, член Российской академии (1828), председатель Археографической комиссии
Род князей Ширинских-Шихматовых был окончательно утверждён правительствующим сенатом в княжеском достоинстве в 1836 году. Есть ещё два дворянских рода Ширинских, записанных во II и III части родословной книги Таврической и Ярославской губерний.
В 1922 г. сёстры Екатерина Андреевна (род. 1904) и Мария Андреевна (род. 1899) Ширинские-Шихматовы были высланы в Пишпек в ссылку сроком на 3 года. Позднее их вывезли в зимнюю стужу из Фрунзе (бывшего Пишпека) в товарных вагонах и выгрузили на полустанке в Голодной степи, где никакого жилья не было. Предполагают, что они погибли от голода и холода. | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7225 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2410 | Наверх ##
25 июля 2018 20:16 25 июля 2018 20:18 «Грамотка» князя Ширинского: примечательное простодушие
Б. М. Пудалов
В исторических исследованиях принято опираться на комплекс разнообразных источников, но порой интересные наблюдения делаются на материале небольшой группы архивных дел или даже по отдельному документу. В особенности это характерно для периода средневековья: утраты источников здесь весьма значительны, так что историкам волей-неволей приходится анализировать уцелевшие крупицы и учиться «выжимать» из них максимум информации. Примером может служить изучение повседневной жизни и нравов государева двора XVII в.: здесь для специалистов имеет значение любая, даже косвенная информация, потому что наиболее показательный источник – личная переписка («грамотки») – встречается крайне редко.
Тем большее значение имеет «Грамотка» князя Ивана Байкаевича Ширинского, сохранившаяся в коллекции Нижегородской губернской ученой архивной комиссии (Центральный архив Нижегородской области. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 743). Этот небольшой документ, представляющий собой частное послание, интересен уже тем, что и его автор, и адресат – представители служилой аристократии XVII в. Дополнительный интерес придает документу принадлежность автора и адресата к хорошо известному и разветвленному роду князей Ширинских – татарского феодального рода, который вплоть до XVIII в. играл ключевую роль в Крымском ханстве. Все эти обстоятельства заставляют внимательнее отнестись к грамотке и ее содержанию.
Грамотка представляет собой документ на двух листах-«сставах», имеющих незначительные повреждения. Источник его поступления в коллекцию НГУАК неизвестен, но к Нижнему Новгороду он отношения не имеет: грамотка была послана из Москвы в Казань. По содержанию грамотку можно датировать временем между 1678 г., когда И. М. Милославский начинает упоминаться как боярин (в приказе Большой казны), и не позднее 1685 г. (время его смерти), но интервал следует сузить до 1682 г. (после стрелецкого бунта царский титул начинает упоминаться во множественном числе, тогда как в нашем документе он все еще в единственном числе: «ваш царского величества стряпчей»). Текст написан приказной скорописью на бумаге с филигранью 1670-х гг., так что сомневаться в подлинности грамотки нет оснований. Вместе с тем совершенно очевидно, что документ – не автограф князя Ивана Байкаевича: хорошо разработанный почерк и складный слог послания указывают на то, что писал его опытный приказный «крючок», а не молодой служилый князь, более привычный к сабле, чем к перу. Следовательно, перед нами образчик «письма на заказ», составленного по воле и со слов его автора.
Известно, что представители рода крымских мурз Ширинских выезжали на службу к великому князю московскому еще в XV в. На русской службе находились также автор и адресат грамотки, но их служебный статус различен. Адресат – князь Петр Степанович Ширинский – принадлежал к верхушке провинциального дворянства: он входил в состав казанского служилого «города», но служил «по дворянскому списку по выбору». Судя по его православному имени и отчеству, его предки достаточно давно выехали на Русь («старых лет колена Ширинских»), так что эта «веточка» рода уже успела обрусеть. Автор же грамотки столь заметно обрусеть еще не успел, и его предки стали русскими подданными только после взятия Казани Иваном IV. Князь Иван Байкаевич Ширинский служил непосредственно при государевом дворе в Москве, и, хотя чин его был невелик (стряпчий – предпоследний по значимости среди дворовых), он имел здесь могущественного покровителя – боярина И. М. Милославского.
Собственно, именно со служебным статусом связано первое примечательное откровение князя Ивана. Даже не зная степени родства с князем Петром, он тем не менее предлагает ему вместе добиваться продвижения по службе: «…Мочно тебе, государю моему, быть и в стольниках. И о том станем милости просить у великого государя сопча и у приятелей своих, хто ко мне милостив». За этой короткой фразой скрывается многовековая традиция государственной службы: карьеру здесь сплошь и рядом делали по родству, а не по реальным заслугам. К вершинам власти восходили феодальные кланы, представители которых поддерживали друг друга, так что возвышение одного становилось началом возвышения его родичей, а падение опять-таки одного означало крушение всех надежд для многих, невзирая на заслуги или способности кого-либо из них. «Командный метод управления» на деле означает не только руководство с помощью команды-окрика, но и подмену коллектива профессионалов командой единомышленников-родичей, связанных между собою принципом «Ну как не порадеть родному человечку?». При таких порядках власть руководствовалась отнюдь не государственными, а клановыми интересами, что особенно ярко проявилось в эпоху опричнины и стоило государству немалых жертв. Пагубность этого отчетливо ощущалась окружением царя Федора Алексеевича, которое в 1682 г. приняло решение отменить местничество. Однако то, за чем стояла традиция, не так-то легко отменить росчерком правительственного указа. Лишнее тому доказательство – процитированный призыв князя Ивана Байкаевича к князю Петру, о деловых качествах которого он не осведомлен, но зато твердо знает, что это родич (и неважно, в какой степени) и к тому же знатный («и старых-де царей грамоты у вас за их государскими вислыми печатьми есть»).
Второе откровение князя Ивана Байкаевича также весьма примечательно: он сообщает адресату о своем крещении. И вот тут-то этот потомок мурз, «прадет и дет и отец» которого «владели и жили и померли некрещены», простодушно раскрывает мотивы своего перехода в православие. Разумеется, не глубины христианской философии влекли его (да полно, знал ли их служилый татарин, прибывший ко двору «на ловлю счастья и чинов» и наскоро нареченный «Иваном»?); нет в его словах и намека на стремление приобщиться к высокой культуре. Зато князь Иван подробно расписывает родичу, сколько он поимел деньгами и чинами, приняв православие, а заодно упоминает и о наглядном примере некрещеных предков, которые «потому не были взысканы» (то есть не были приняты ко двору и не смогли сделать карьеру). Комментарии, как говорится, излишни. По одному документу делать обобщения рискованно, но вкупе с тем, что сегодня известно историкам о придворной службе татарской знати, приходится делать вывод, что для феодальной верхушки (или по крайней мере для большей ее части) социально-классовые интересы оказывались гораздо важнее национально-религиозных.
Приложение (текст документа).
Между 1678–1685 гг. – Грамотка стряпчего Государева двора князя Ивана Байкаевича Ширинского в Казань князю Петру Степановичу Ширинскому с изъявлением родственных чувств и о своей жизни после принятия крещения.
(л.1) «Государю моему, ко мне приятелю, князю Петру Степановичю с Москвы однород[ец][1] ваш царского величества стряпчей Ивашко князь Байкаев сын Ширинской челом бьет. Здравств[уй], государь, з благодатным своим домом и з де[тьми] на много лета. А про меня, государь мой, изв[олишь] спросить, и я на Москве божиею милостию и великого государя жалованьем и при милостии государя моего боярина Ивана Михайловича Милославского в пресветлой ево государской трапезе в покое июня по [пропущено] число жив обретаюся. Да прошу заочно твоего к се[бе] жалованья: пиши ко мне о сво[ем] и родителей своих о здоровье, а мне, слыша, о Бозе радоватца.
Да вестно мне учинилось ныне, что-де ты, государь мой, в Казани в чину по дворянскому списку служишь по выбору, а дед и отец твои и ты старых лет колена Ширинских, что в Крыму, и старых-де царей грамоты у вас за их государскими вислыми печатьми есть, и мочно тебе, государю моему, быть и в стольниках. И о том станем милости просить у великого государя сопча и у приятелей своих, хто ко мне милостив. А я от того ж Ширинского коле[на], и чиню тебе, государю, вестно, как божиею милостию блаженной памяти великому // (л. 2) государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии вручил Бог царствующий град Казань, и в то время он, великий государь, блаженные памяти прадеду моему[2] указал с Казани, где похотя ему, великому государю, служить. И прадет мой по ево государьскому указу служил по Алаторю и пожалован был селом Мангушевым, семьсот дворов крестьян да пятнатцать деревень мордовских. И теми дачами дед и отец мои и сродники владели, только крестьяне в тех дачах перевелись в прошлых лет[ах] в приход крымских татар и в-ыные – нагайское разоренье и в моровое поветрие, и в то число стало малое число. А прадет и дет и отец мои владели и жили и померли некрещены, и потому были не взысканы. А я ныне, познав истиннаго всещедраго Бога и Спаса нашего Исуса Христа, в православную християнскую веру крестился и от великого государя пожалован на платье сто рублев, камка да две тафты да два сукна, за крещенье кормовыми деньгами мне по 5 алтын на день, человеку по 10 денег, лошеди по 4 деньги на день же, и через чин, не быв в жи[льце]х[3], пожалован в стряпчие по передней.
И ты, государь мой князь Петр Степанович, удиви надо мною милость свою, пиши ко мне о своем дому и родителей моих[4] о здоровье, а мне бы, слыша, о Бозе радоватца. А как пожалуешь, станешь писать, и на грамотке прикажи подписать: «Отдать на Москве государю боярину Ивану Михайловичю», потому что меня либо в то время на Москве не излучится, и грамотку отдадут и тому кому, а ко мне и не дойдет. Да пожалуй, отпиши ко мне ведомо, как тебя Бог принес[ет] к Москве, чтоб мне в то время не быть в деревне».
ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 743.
Подлинник. На 2 л. Листы повреждены по правому краю, с незначительными утратами текста. Размер листа: 37,5 х 15,5 см (л. 1), 35 х 15,5см (л. 2). Знаки бумаги: лилия геральдическая в щите (нижний фрагмент, л. 1, 2) – схожие ГИМ-1, № 926 (1671 г.).
Пометы и записи. На л. 1 об. адрес: «Отдать грамотка в Казане князю Петру Степановичу Ширинскому». На л. 1 об. вверху помета XVIII в.: «грамотка», ниже карандашом: «письмо». На л. 1, 1 об, две фиолетовые мастичные оттиски печати НГУАК.
Комментарий. Документ следует датировать временем не позднее 1685 г. (время смерти боярина И. М. Милославского) и не ранее 1678 г. (когда И. М. Милославский начинает упоминаться как боярин в приказе Большой казны).
| | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7225 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2410 | Наверх ##
30 июля 2018 19:16 30 июля 2018 19:26 князья Ширинские в Касимове и Казани Грамота от 1563 г. Ивана Грозного в ответ на жалобу князя ногайского Исмаила, что с его людей взимают лишние пошлины: «А что еси писал к нам о тамге, ино тамги тем обычаем велися из стари, что зде на Москве на нас тамгу емлют. А коли поидут на Резань и на Коломну, и они емлют на Коломенского наместника тамгу ж. Ино то твоим людем кабы две тамги кажютца. А коли поидут на Володимер, и тогды тамгу другую емлют на Володимерского наместника. Да на Володимир же коли ходят твои послы, тогды им лучитца идти на Городок. А у нас исстари живут на Городке Цари и Царевичи. Ино на Царя и на Царевича идет пошлина ж, да на болшего Князя на Ширинского идет пошлина ж. И после того твои послы нам били челом, что их Шигалей (Шейх- Али) царь обидит, а емлет у них лутчие лошеди в пошлину. И мы того для все пошлины велели имати на Москве». http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/gus/s/60-1-0-1552В 1452 г. один из беев Ширинских стал вассалом Касимовского царя. После ликвидации Касимовского царства (1681 г. — de facto, 1702 г. — de jure), его потомки автоматически перешли в русское подданство. В 1919 году последние Ширинские покинули Касимов https://ru.wikipedia.org/wiki | | |
|