Лирика:: генеалогия рода Ширин
генеалогия беев Ширинских
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7223 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2410 | Наверх ##
25 ноября 2017 12:27 25 ноября 2017 12:29 А се грамота к великому князю от Магмед-Гирея царя с его послом с Кудояром с Аппаковым братом. — Великие Орды великого царя от Магмед-Гирея царя великому князю Василью Ивановичу любовному брату моему много много поклон. Слово наше то: наперед сего ты которую свою грамоту с Ильею с Челищевым к нам прислал, и мы в ней речи уразумели. И после того, как к нам Илья приехал, и мы к тебе с Кудояровым тетем с Магмед-агою слугу твоего Василья Шадрина отпустили есми к тебе, да с ним же есми и посла твоего Илью Челищева хотел к тебе отпустити. Да лихово человека словом, что есмя с братом с своим с Ахмат-Гиреем погневались, и мы его затем к тебе не отпустили, у себя есмя его пооставили. И после того и Ахмат Гирей пришед ко мне в ноги пал, а молвил: проступил есми, а как будет тебе надобе, тек делай: опричь твоей заповеди инако не делаю. И яз тот грех ему отдал и в руки есми его к себе взял, а и посол твой Илья Челищев то видел. Да писал еси ко мне в своей грамоте-толко брат мой царь меня попервому себе братом учинит и другу другом и недругу недругом меня учинит, и он бы с моим недругом с Литовским юртом недругом был. И как еси нам так молвил, и яз первое свое братство попамятовав и с уланы и со князми подумав, с тобою с братом своим первого братства и дружбы и крепкие роты для [514] и правды и попрежнему недругом учинився Литовскому юрту, также и Королевых пятинатцати тысяч золотых отступився, а с тобою первую свою дружбу и братство попамятовав и другу другом и недругу недругом бытья для по крепкой нашей роте и правде сыном своим Багатырь-Гиреем и Алп-Гиреем и Гемметь-Гиреем и Саип-Гиреем поченши со сто тысечью рати и со всем ратным нарядом на твоего недруга на Литовской юрт и ва его землю воевати послал есми, а посол твой Илья Челищев то видел. И Кудаярово задержанье и Илья Челищова затем осталось, чтобы конечную вашу правду видев ехав сказали тебе. И ныне есмя послали к тебе своего верного человека Аппакова княжово брата Кудаяра, да бакшея своего Дану, да и твоего посла Илью Челищева к тебе отпустили есмя, а велели есмя ему тебе ту правду сказати. И как они до тебя дойдут, и ты б к нам прислал такова человека, которой бы с наши умел говорити, а в тетех бы у него был Илья Челищев. Да которого своего человека учнешь к Кудаяру прикошевати, и тот бы человек был получше Ивана Мамонова, того деля, что по нашего Пророка, иже от Бога свидетелствованого, правости, которого своего человека к нам пошлешь, десяти ден его не задержим, к доброму и к верному своему человеку Аппаку князю и к тетю его к Халилеву сыну в Магмед-Паше мурзе прикошевав и всее своей мысли тайные слова прикажу с ними. И что тебе от нас Аппак учнет говорити, и ты ему вери, то наши речи. И после того и до второго по крепкой нашей роте и правде и предние для дружбы и братства другу есмя друзи, а недругу недрузи, а ты б нашему другу друг был, а недругу недруг, а нашу правду ты знай, а твою бы правду мы знали, а другу другом будем, а недругу недругом. И после сего первые дружбы правды для по крепкой нашей роте и правде на твоего недруга на Литовской юрт сына своего Багатырь-Гирея, и Алп-Гирея и брата моего Ахмат-Гирей-солтанова сына Гемметь-Гиреа в головах послал есми, а с ними сто тысяч рати. И на чем яз молвил, по которой роте и правде в конец довели есмя познатью, и ныне с тобою с своим братом до смерти другом и братом названого для имени сто тысяч рати послал есми и до второго с Литовским юртом. А еще какова нашего недруга Ших-Ахметя царя поимали, и яз таковы все дела презрев недругом ся ему учинил, и яз то твою правду довел. И ныне бы твоя, брата моего, правда на том: аж Бог даст яз любо на Азсторокань, а любо на Киев пойду, и Бог даст как Кудояр до тебя доедет, и ты бы суды и тюфяки и пушки велел изготовил, и толко на Киев пойдем, и твои бы суды Десною рекою шли. А ныне бы еси многие суды и тюфяки и пушки изготовил, и в которую сторону нам будет итти, и мы к тебе о том с Аппаком князем [515] откажем, и как он до тебя дойдет, и которой мы с ним срок к тебе накажем, и тебе на тот срок надобе готову быти. А мы правды для на твоего недруга многую свою рать послала, а ты бы с нами на нашего недруга был заодин. А что тебе ныне сею дорогою Аппак в своей грамоте писал, то все ваши прямые мысли речи, и ты б им верил. Да с Иваном с Мамоновым пришел к нам в тетех Дмитреем зовут, и мы в тому прикошевав своего доброго человека Авель-Шиха послали к тебе. И яз не чаял, что сколко ему потчати. И как Аппаков брат Кудаар до тебя дойдет, и ты бы к Кудаару своего доброго человека прикошевав да и Авель-Шиха бы еси с ними вместе отпустил, и которого с Аппаковым братом с Кудаяром учнешь к нам посылати своего доброго человека да и Авель-Шиха, в их выезд увидев наперед гонцом нам возвестити Кудаяра бы послал еси. Молвя с синим нишаном жиковиною запечатав грамоту послал если. Лета 924-го июля месяца в исходе. Писан на Днепре. http://www.vostlit.info/Texts/...-40/30.htm | | Лайк (1) |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7223 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2410 | Наверх ##
25 ноября 2017 12:32 А се грамота к великому князю Аппакова княжая с Кудаяром же вместе с Аппаковым братом, — Великие Орды великого царя Магмед-Гирееву цареву брату Василью Ивановичу многие Руси государю холоп твой Аппак бьючи челом возвещает. Великой царь покойник государь наш кречатом как учинился, и ты человека своего Ивана Мамонова с доброю своею грамотою брату своему Магмед-Гирею царю на государстве здоровати прислал и толды еси нам наказал своею грамотою, чтобы яз с твоим послом вместе став гораздо говорил, а тем бы мы тебе служили, так еси к нам приказывал, ино мы изстарины по своей правде того хотим, чтобы межи вами двема государи добра прибывало, а мы на том холопстве стоим. А слуги твои, Василей Шадрин да Илья Челищев, как тебе холопство чиним, то видев, к тебе поехали. Да писал еси с своим гонцом с Келдишем в своей грамоте к нам наказываючи, что которые речи мы к тебе ни приказываем, те речи никоторые на правде не стали. Молвя писал еси к нам и с волным человеком государем моим и межи Ахмат солтана мало нечто одного лихово языка послушали, и Ахмат солтан за Днепр перелезл был. И ныне ужь оба содиначились и с лица на лице виделись, и как ся братья содиначили и в послу твоему к Илье в Челищову прикошевав брата моего Кудаяра брат твой царь к тебе послал о добре. И как те до тебя дойдут, и которого своего посла учнешь сюда посылати, и ты бы с тем казну свою прислал к брату своему ко царю, а мы восе готовы стоим о добре, чтобы межи дву государей добра прибывало. Молвя к счастливым твоим воротам идем. А Иван Мамонов на твоем дворе в неге взрос, да лихово человека языка послушал, мало некаково слово молвил, и твои дела все того для замотчались. И ныне как еси хотел, так добро ссталося: и ты бы ныне с своим добрым [519] человеком к брату своему ко царю казну наборзе прислал, и твое бы дело борзо с поделало и не замотчав бы к тебе пошло. Ты завсе ко мне в своих грамотах пишучи присылал, что король сколко добывает, а яз сколко не добуду ли, волной бы человек царь со мною толко был, приказывал еси. И ныне восе волной человек царь от пятинатцати тысяч молотых и от девятных поминков и ото многих запросов отстал; с тобою бы меж их добро было, молвя, и сстаток свой доводя с тобою, слава Богу, наша мысль тому верить, а ты бы там крепко верил. А и наперед того еси приказывал, что вперед будет, молвил еси, и ныне что вперед будет, говоришь, то бы оставил еси, а царю бы еси добрые поминки изнарядив прислал бы еси. Толко хочешь, чтобы наборзе добро ссталося, наше знатье то: от такие казны что имал у короля и от таких ото многих поминков отступился, а с тобою ся учинил. И ты бы ныне по тому помысли себе на прибавке бы еси был, что от короля приходили многие куны братье его меншой и детем его и многим его слугам тощили, а слуга твой Илья Челищов то видев к тебе поехал, и ты его испросив по тому себе помысли: волной человек царь брата моего Кудаяра крепко роту и правду дав и в Бога и в Пророка вашего заклялся, молвя, там брату нашему великому князю скажи, что которой его посол придет сюде к нам, ничего не издержав отпущу, доброго своего человека Аппака к нему прикошевав, молвя, крепко роту учинив, да брата моего Кудаяра к тебе послал. А и наперед того великой царь к тебе в своих грамотах писал, что первого для братства один бы одного недруга поискал, молвя, приказывал, а там ты приказывал: на моего недруга на короля одного сына пошлет. И после того на брата моего царева недруга на Азсторокань многую свою рать прикошевав пошлю, да поищем его, молвя, приказывал еси, и с Ильею с Челищовыа также еси в своей грамоте писал; так же еси писал, чтоб на моего недруга ходил. И ныне восе государя нашего царево дело по первой его дружбе, как еще в салтанех с ним дружился, восе болшего своего сына Багатырь-Гирей-солтана а Алп-Гирей-солтана и Гемметь-Гирей-солтана и Саип-Гирей-солтана всех тех на недруга твоего на королеву землю послал, и те дела все слуга твой Илья Челищев видев к тебе поехал; попытав, уведав, вери, восе государь мой царь на твоего дела остаток сделал, и после ныне уже ыпньят ва тебе остался. И твой доброй человек сюде приедет, доколе яз к тебе не поеду, Астархани, или пак Киеву, или Черкасом шед управу с ними возмите. Дай Боже так, на весне на одно место как ни имется будет. Волной человек государь мой коли царем ся учинил, толды к слуге твоему к Михаилу к Тучкову Ян-Чуру дувана прикошевав послал правды для, что другу другом быти, а недругу [520] недругом, и на Махмутовы и на Ахматовы дети недружбу заодин доведем молвя написав прислал ныне деи над брата моего старейшим, над Нур-Довлатовыми и над Касымовыми слугами на нашем юрте недруга нашего сына Шаг-Влиара, того ли тебе пригоже взяв держати, у меня детей или братьи нет ли, так к тебе писал. После того о Абды-Летифе царе писал к тебе, чтобы ты его любо в Казань отпустил, любо к нему прислал, и ты его в Казань не отпустил, ни пак еси государя нашего слова принял, недруга его Шаг-Влияра с того места свел, да в другое место переместил. А сего слова сказка такова: государь мой царь одно слово мне молвил: казанской Магмед-Аминь царь, сказывают, волен, и яз брата своего Сагип-Гирея на тот юрт нарядив изготовил; и нечто теперво каково над Магмед-Аминем царем останется и мы Сагип-Кирея на тот юрт царем учиним, так молвя сдумали; а нечто из инова юрта некто пришед царем ся учинит, яко и ты брат мой князь великий в истоме будешь и нам будет недоброе имя. Молвя с Ильею Челищовым к тебе так приказал. И которой от тебя твой болшей посол ко царю пойдет, и ты бы себе гораздо здумав, да ответ тому с своим послом ко царю отказал. А опосле того государь мой царь так мне молвил: Аппак, ты мне с Васильем князем другом и братом буди, молвил еси, и вось яз по тому слову с Васильем князем другом и братом учинился. Слава Богу, яз орду взял, трижды Нагаи имал. А что от короля шли многие золотые и многие куны, и яз то многим своим слугам тощу живучи. И ныне что которые многие куны король давал, и брат князь Василей учнет мне тех кун давати: Аппак, ты что будешь? молвил. И ныне с тем послом, которой с Кудаяром пойдет, не пошлет, а взмолвит, что вперед будет, и яз сына своего одного королю дам, а сам со всею своею землею на зиме покочевав пойду, а великому князю как недругу дело учиню, молвил. А не молвил бы так, как Ахмат царь пришед легким делом, да постояв и прочь пошел. — Аппак, а тебе и самому будет недобро и головы твоей не будет. И опосле еего, как наперед сего писал еси, вперед то будет. И ты то слово остави, а наборзе бы еси поминки с послом своим прислал. И ныне ужь от государя моего от царя добро тебе ссталося, а миньят на тебе остался, да еще с Бозан-Хозиным сыном с Кудаяром волной человек, государь мой царь, о трех девятех поминков к тебе приказывал хандикеря для, и там ты с Абдыл-Авель-Шихом хотел послати, а ныне хандикерь Мисюрь взяв пришел, ино ему поминков не добудут послати, много ся ужь изождали тех поминков, и ты бы однолично, однолично, которой твой доброй человек поедет ту тридевять поминков добрых прислал. Да Авель-Шах нам брат, а у царя [521] великой человек, и ты бы нас деля своих холопов, как его пожалуешь гораздо на него посмотришь, ты ведаешь. Да Алп-Кирей-солтан три годы уже твоему недругу саблю твою доводит, сам был пошел за ратью гоняти, да на недруга твоего на литовского дорогу себе учинил, а сюды хотел был к тебе послати своего доброго человека, да затем не послал, что сам на коне стоял. Аппак князь, мое печалованье князю брату моему прикажи так мне приказал едучи, и ныне бы ты то звал, как он дело делает: велми тебе друг и брат. А Багатырю царевичу от короля много кун приходило, и он королем будучи жил, и ныне и тот с тобою учинил, на твоего же недруга пошел, и что будешь ему наперед сего которые поминки посылывал, и ты бы и ныне ему без ущерба то послал, а он к тебе с легким поминком, с тяжелым поклоном паробка своего Шаматая послал: так бы еси ведал. Да Бахтыяр мырза с нами заодин учинился, а как тебе добра хочет и то Илья Челищев видел. И ты, так ведая, поминком своим его не грашай. Да Ян-Магмуд дуван по короле ходя говорил, а ныне пришед к нам в ноги пал, твоей дружбы похотел, да я человека был хотел послати. И в городе лихое поветрее учинилось, и он затем человека не послал. И ты б и тому доброй поминок прислал: твое слово говорит тот человек. А что брат мой Кудаяр, да мамичич Тамач учнут тебе от меня говорити, и ты б им верил, то мои прямые речи: тебя для голову свою на смерть даю, как меня пожалуешь, холопом себе назовешь, ты ведаешь. Да с Бозон-Хозиным сыном с Кудаяром доброго слугу своего Милк-Омана твоего здоровья отведати, а свое холопство сказати послал есми, а велел есми ему тебе бита челом об одном полонянике, и ты бы меня пожаловал, того полоняника с Милк-Оманом ко мне прислал. Со всяким человеком твоего для дела биючися хожу с братьею своею да с детми, как мое холопство узнаешь, ты ведаешь. А Кудаара брата своего к тебе холопство свое объявити послал есми, а с тобою наша рота и правда такова, хоти две рати бьются межи себя, а нам межи их ездити и туде и сюде, а над нами не быти никоторому лиху, никоторой зацепке; из холоп твой брата своего Кудаяра не на посолство послал — свое холопство объявити к тебе послал есми, и ты б его не как иных послов смотрил, как его меж другом и недругом своим холопом назовешь, ты ведаешь, и рано и поздо опричь твоего холопства мне дела нет. Молвя биючи челом грамоту послал есми. | | Лайк (1) |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7223 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2410 | Наверх ##
25 ноября 2017 12:46 25 ноября 2017 12:52 Исследователи отмечают, что особенно большую роль в сношениях Российского государства и Крымского ханства играли «амияты» (в переводе буквально: «приятели»), «доброхоты» русского правительства яшловские беи Сулешевы. Ами-ятство было наследственной привилегией этой знатной
В первой половине и в середине XVI в. руководителями «московской партии» при Крымском дворе были Аппак, его братья Магмедша (Мухаммед-ишан), Кудояр и Халиль, сын Аппака Тагалды и сыновья Магмедши — Салимша (Селим-ишан) и Сулеш (Сулейман-ишан) Сулешевы.
Аппак писал Василию III в 1515 г.: «Яз как своему государю холопство чиню, так и тебе холопство чиню, ты ведаешь» ,2. О том же читаем и в грамоте Кудояра Василию III от февраля 1518 г.: «На Цареве дворе с братом своим с старейшим Аппаком князем и в день и в ночь всею мыслью на твоей есмя работе, а холопство, наше твои бояре Василий Шадрин и Илья Челищев (московские представители в Крыму.— С. Ш.) видели, и вопросишь их, и они тебе наше холопство скажут познатью» 13.
Сходные слова встречаем и в грамоте Тагалды Ивану IV от января 1535 г.: «Как своему государю добро хотим, также и тобе, государю, добра хотим; а которые твои зде послы ходят и гонцы, и те то видят, как своему государю служим, так и тебе служим» ,4.
В Москве, действительно, «ведали» о «холопстве» Сулеше-вых и присылали Аппаку и его родственникам особые грамоты и поминки, обещая даже «за службу свое жалованье и свыше... держати» 15. Русским представителям в Крыму наказы
С. О. Шмидт К ХАРАКТЕРИСТИКЕ РУССКО-КРЫМСКИХ ОТНОШЕНИЙ второй четверти XVI в. lib.sale›mejdunarodnyih-svyazey-istoriya/shmidt-… | | Лайк (1) |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7223 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2410 | Наверх ##
25 ноября 2017 12:53 А се грамота к великому князю Ширин-Бек-царицына Ахмать-солтановы жены. — Великому князю Василью деверю моему от Ширин-Бек-царицы челобитье. Тебе, деверю моему, государь мой царевичь братства для и правды для посла своего послал, и мы государю царевичу бив челом твоего здоровья отведати с тяжелым поклоном с легким поминком Юсуфа паробка своего послала есми, и, Бог даст, учнешь государя моего царевичева посла отпущати назад, я ты бы и нашего человека не оставливая с ним вместе отпустил и свое здоровье с ним к нам отказал. Молвя грамоту послала есми. Писав на Днепре. А се грамота к великому князю Кутлу-солтан Ханыке Шырин-Бахтияр-мурзины жены. — Всея Русии великому князю Василью Ивановичу дяде моему Кутлу-салтан-Ханыке челом бьет. А челобитье ваше то: царь рать мой старейшей, первую роту и правду свою попамятовав, Литовскому юрту недругом ся учинил, а с тобою, с дядею с моим, первой дружбы и братства для Кудаяра послал; и мы, бив челом царю, твоего здоровья, дяди своего, отведати послали есмя с легким поминком с тяжелым поклоном имилдеша своего Кул-Ахметя афыза послала есми. И, Бог даст, брата моего царев посол пойдет назад, и ты как пожалуешь к нам свое здоровье прикажешь — ты ведаешь, а я детей есми своих на твое холопство в Литву послала. Молвя грамоту послала есми http://www.vostlit.info/Texts/...-40/30.htm | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7223 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2410 | Наверх ##
25 ноября 2017 23:44 25 ноября 2017 23:51 № 10. 1515, июля 16 — сентября 11. Приезд посольством Янчур дувана с товарищами из Крыма от царя Магмет-Гирея в Москву к великому князю Василью Ивановичу Великие Орды великого царя Магмед-Гиреево царево слово великому князю Василью Ивановичу, брату моему. Слово наше то: Насыр Оллог Шиих Башиков сын, началной Ших, Ябач салтан, Девлет улан, Конъемес улан, Аргин Манташ князь, Хозяй мурза, Баши-бек мурза, Аидешке мурза, Коурат Кезеев сын, Мама князь, Шырин Мамышев сын, Газим Китай Османов сын, Магмут князь, Алук-Бердей дуванов сын Машин, Кейкубат князь Мамутеков сын, Апасов сын Бурнаш [162] князь, хозя Махмутов сын Касым афыз, Усеин Азей Чагиров сын Ибреим, Муртозин Бакшеев сын Газы, Халилев княжой сын Махмут паша, Кулюков сын Али паша, Чешмешов сын Келдиш, Арслан Суфуев сын Бетеке, Муртозин Бакшеев брат меншей Гайдар Газы, Бурчи-Барлышов сын Девлет-Килдей А се грамота Бахтияр мырзина Довлетекова сына с его человеком [175] с Сенбактыем http://www.vostlit.info/Texts/...-20/10.htm | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7223 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2410 | Наверх ##
26 ноября 2017 0:00 В тесных родственных отношениях состояли ханы с высшей крымской знатью. Чаще всего за представителей ведущих татарских родов Ширин, Седжеут выдавались ханские дочери. Так, дочь Менгли Гирая I Махдум-Шах вышла за ширинского бея Девлетека, другая дочь Магим (Муким?) - за Хусейна, брата ханши Hyp-Султан, еще одна дочь хана, Кутлу-Султан, впоследствии стала супругой сына Девлетека Бахтияра. Дочь Мухаммед Гирая Жирного, вышла замуж за сына другого Ширина - Агыш-бея. Упоминавшаяся супруга Ахмед Гирая и затем Саадет Гирая Ширин-Бек была дочерью Бараш-бея - старшего брата Девлетека. Носившая титул анабеим сестра Гази Гирая Кутлу-Султан-хани была замужем за Хаджи-беем Ширином (внуком Девлетека).
. | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7223 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2410 | Наверх ##
26 ноября 2017 0:17 26 ноября 2017 0:30 7. Дафтари Чингиз-наме В данном источнике упомянута племенная принадлежность Тайдуллы, она происходит из рода Кипчак [12, c. 127]. Кроме того там приведен список эмиров, бывших в эпоху хана Джанибека: Мангытай, Бурулдай, сын Уйшина Исы Амет, алчин Алав, ак мангыт Тимур-бий, энджли Кутлы-Буга, сиджиут Али-бий, сын кията Исатая (Астая) Джир-Кутлу, сын Алачи-бия Мамай кипчак. Ширин Урук-Тимур, аргын Кара-ходжа, барын Сарай-бий, буркут Алатай-бий, м.ман (найман) Азмат, тама Узук-Чу, джалаир Б.т.р-бий, сын Кипчака М.нгала Тимур-бий, сын Кунграта обладателя сорока копей К.р.з. Булат бахадура, Бек-бий [12, c. 123]. Здесь стоит отметить, что Кара-ходжа и Урук-тимур (служили Тохтамышу) жили чуть позже и вряд ли могли быть эмирами Джанибек-хана.
Эмиры Узбек - хана и Джанибек - хана e-history.kz›Media/upload›1466/2015/01/20/….pdf | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7223 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2410 | Наверх ##
26 ноября 2017 0:36 № 22. 1517, ноября 10–18. Бумаги посольства к великому князю Василью Ивановичу от царя Магмет-Гирея с Абдыл-Авель-Шихом с товарищами А се грамота Шырин-Бахтияр-мурзина с его человеком с Келдеяром. — Государю великому князю Ширин-Бахтеяр мурза челом биет. Великий царь государь наш с тобою дружбе и братству прибавки для к тебе доброго своего человека Девлет-Килдея послал, чтоб меж вами добро было. И ныне мы, твое здоровье видев, приеди, молвили есмя. С легким поминком с тяжелым поклоном с сею своею грамотою слугу своего Келдияра послал есми, и как поздорову до тебя дойдут, и ты б про свое здоровье к вам весть отказал. А как учнешь отпущати государя нашего Девлет-Килдея, и ты б того нашего человека Девлет-Килдея не оставливая прикошевав к вам прислал, и мы б, про твое здоровье послышав, обрадовалися. Молвя грамоту послал если. А се грамота Бахтияр-мурзины жены Кутлу-салтан царевны с ея человеком с Ян-Килдеем. — Менли-Гиреева царева брата твоего доч-Ширин-Бахтеяр-мурзина жена от сестры от твоей от Кутлу-салтан царевны великому князю Василью дяде моему челобитье. http://www.vostlit.info/Texts/...-40/22.htm | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7223 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2410 | Наверх ##
26 ноября 2017 0:43 Саадет Гирай — сын Менгли Гирая. Когда Менгли был еще жив, трабзонский вали, впоследствии султан Явуз Селим, потерпев поражение в борьбе за власть, бежал в Кафу и, явившись оттуда в Бахчисарай 1, попросил у Менгли Гирая некоторое число войск и одного из принцев. Хан отправил тогда с Селимом Саадет Гирая. Саадет оказал Селиму много услуг в борьбе, за что, придя к власти, Селим назначил [26] Саадету ежегодное жалованье из казны в 150 тыс. акче. После убийства Мухаммед Гирая, в месяце мухаррем 930 г. (июнь-июль 1524) крымский трон самовольно занял один из его сыновей, виновник гибели отца, Гази Гирай I. Своим калгаем он назначил Баба Гирая 2. Это вызвало недовольство у знати и у населения, так как узурпация власти нарушала складывающуюся традицию демократического избрания хана народом и диваном. Высказав опасение, что самовольное назначение себя ханом может вызвать в будущем много кровопролитий и будет стоить больших жертв, мурза Мемиш Ширин предложил дивану назначение ханов впредь доверять Стамбулу, о чем было составлено заявление, одобренное диваном и народом. Согласно этому заявлению Газы Гирай был смещен с трона, и султан Сулейман Кануны, выдав берат на правление Саадет Гираю, отправил его с флотом в Крым. По суше султан Селим отправил в поддержку Саадету армию в 20 тыс. конников и 500 пехотинцев с ружьями и пушками, а также многочисленный административный аппарат. Первые четыре года правления Саадет Гирая были спокойными, но затем пошли мятежи и смуты. Против Саадета начали интриговать Сахиб и Ислам Гираи, к ним присоединились дворяне Темеш Мангыт и Мемиш Ширин. В 1528 г. Саадет казнил Мемиша и Айдеиш Ширинов. Тогда начали искать кровной мести Бахтияр и Aллаяр Ширины, а также братья казненного Гази Гирая. Однажды Бахтияр Ширин пригласил хана в гости в Старый Крым. Хан отправился в сопровождении охраны, вооруженной огнестрельным оружием. По дороге навстречу ему вышли Тавзак и Юнус Ширины и сказали, что Бахтияр и Бучкак пригласили его в гости, чтобы убить. Часть своей охраны хан отправил грабить владения Ширшов, а когда Бахтияр и Бучкак вышли, чтоб встретить его, он их казнил. Затем он казнил [27] Юсуфа и Ачлаяра Ширинов. Главой рода Шуринов стал Тавзак а его калгаем Юнус Ширин. Несмотря на эти многочисленные казни, число врагов не убавляюсь. Потом выяснилось, что главным организатором всех интриг был брат хана, Сахиб Гирай, отказавшийся от казанского трона и вернувшийся в Крым. К тому же поднял восстание Ислам Гирай. * Саадет, видя, что не совладеет с растущим числом своих противников, подал прошение об отставке и в 938 г. (1531) уехал в Стамбул. Он поселился в местечке Эйюб Ансарий возле Стамбула, во дворце, построенном им самим. Прожив там 6 лет, в месяце зу-ль-кааде 944 г. (апрель-май 1537) в возрасте 46 лет умер. Правление его длилось 9 лет и 3 месяца. Похоронен в Стамбуле, у мавзолея хазрет Халида. При Саадет Гирае через приведенных им чиновников в ведении государственных дел началось применение османско-турецкого языка. При нем же впервые, как диковинка, появилось стрелковое оружие — ружья и пистолеты. Производство стрелкового оружия получило впоследствии в Крыму широкое распространение. В Кефе было 10 барут-хане, цехов по изготовлению пороха, а в Карасубазаре налажено производство селитры. Оружейные мастерские размещались в Бахчисарае, где в год изготовляюсь от 500 до 2 тыс. знаменитых крымских карабинов. Там же было 20 ружейных лавок. Славились также татарские пистолеты, ножи и кинжалы. * Саадет Гирай был человеком тонкой натуры, изъяснялся красиво и изящно. У него была огромная тяга к знаниям — количество книг в его библиотеке было бессчетным. Случайно мне в руки попал том книги "Хамсе" Мир Алишера Неваи с подписью и личной печатью Саадет Гирая. Я до сих пор храню эту книгу. В свое время я читал стихотворения, принадлежащие совершенному перу Саадет Гирая, но я их не запомнил и выражаю сожаление, что не смог включить стихи в настоящий сборник. [28] http://www.vostlit.info/Texts/...ov/4.phtml | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7223 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2410 | Наверх ##
26 ноября 2017 1:39 В 1468 г. Менгли-Гирей отправил посольство к Казимиру и обещал ему помощь против его врагов. Однако отношения были подпорчены событиями 1470 г., когда крымцы во главе с Эминеком и Мамаком совершили набег на Молдову, но при этом совершали набеги на земли, подвластные Литве и Польше. Во второй четверти XV в. с Киевским княжеством взаимодействовала не единая Золотая Орда, а отдельные тюрко-татарские ханства. С Большой Ордой за звание правопреемника Золотой Орды боролось Крымское ханство, которое образовалось на месте крымского улуса. Они попытались сыграть значительную роль в политике Восточной Европы середины XV в. После крушения Орды Саид-Ахмеда к Олельковичам перешел улус «Семеновых людей» на Днепровском левобережье в районе между Днепром, Орелью и Конкой. Киевское княжество нависало над территориями кочевания крымских татар. Пребывавший в сложной геополитической ситуации Хаджи-Гирей был просто вынужден мириться с тем, что часть Орды Саид-Ахмеда стала принадлежать Олельковичам. Территории «Семеновых людей» издавна были районом, где находились ставки татарских ханов (ставка Мамая и ставка Саид-Ахмеда, возможно, и ставка Улу-Мухаммеда в 20—30-х гг. XV в.).Источник : https://realnoevremya.ru/articles/50238 | | |
|