Библио-мозаика. Моя книжная полка
Интересные книги по истории, православию, генеалогии, краеведению, литературе и искусству.
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4908 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2787 | Наверх ##
4 июня 2019 22:00 4 августа 2023 13:45Библио-мозаика. Моя книжная полка В данной теме будут представлены книги, в которых читатели смогли бы найти для себя что-то новое, интересное. Это книги тем или иным образом связаны с темой моих интересов: история и православие Вологодчины, краеведение, Вологодская литературная школа и её представители - писатели и поэты. Вологодский краеведческий календарь: даты, события, люди, связанные в краем. Материалы и статьи из сборников и периодических изданий. --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | Лайк (1) |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4908 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2787 | Наверх ##
18 июня 2021 22:35 ВОЛОГОДСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ на 2021 год : даты, события, люди.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ИЮНЯ18 (5 по старому стилю) июня 2021 года исполняется 120 лет со дня рождения художницы, графика Анны Казимировны Боровской (1901-1983)Анна Казимировна родилась в селе Конево Каргопольского уезда Архангельской губернии. С 1909 года жила в Вологде, где получила первое художественное образование в художественной школе Е.Н. Волковой, продолжила его в ГОСВОХУМе и Вологодском художественном техникуме. В те же годы входила в состав Товарищества вологодских художников. В 1922-1929 годах Анна Казимировна обучалась на литографическом отделении графического факультета во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе в Москве. Её учителями были известные русские художники-графики В.А. Фаворский, Н.Н. Купреянов, П.И. Львов, П.В. Митурич. С 1925 года она начала работать иллюстратором детских книг. С 1929 года постоянно жила и работала в Москве. Работала в плакатной мастерской ИЗОГИЗа, в издательстве «Детгиз», в детских журналах «Искорка», «Юный натуралист» и «Дружные ребята». Член Союза художников СССР с 1932 г. Член Союза художников СССР с 1932 года. Входила в художественные объединения Общества художников «Рост» и Объединение молодежи Ассоциации художников революции. Анна Боровская автор станковой серии акварелей «Пейзажи Крыма» (1930-е); литографий: «Москва Социалистическая» (1937), «Разрушенный Орел» (1943); карандашных рисунков «Зенитчики», «Госпиталь» (оба – 1942-1944), портретов виолончелистов – участников 2-го Международного музыкального конкурса им. П. И. Чайковского (1962). Занималась агитационно-массовым искусством. Сотрудничала с издательством «Изобразительное искусство», выполняла агитационные плакаты, в том числе и посвященные технике безопасности при работе с электроприборами: «Включая электроприбор, не забудь его заземлить» (1931), «Будь осторожен, работая вблизи проводов!» (1932). В этих аскетичных в цветовом решении плакатах, стилизует и упрощает рисунок, прибегает к обобщению формы. Выполняла эскизы и макеты поздравительных открыток, оформляла настольные детские игры. В годы войны была командирована в освобожденные города Калинин, Орел, Брянск для сбора материалов для альбома «Города и области РСФСР в Отечественную войну». Неоднократно бывала в госпиталях, в воинских частях и у партизан и эти эпизоды войны художница запечатлела во множестве фронтовых зарисовок и рисунков. Анна Казимировна была участницей вологодских, московских, всесоюзных художественных выставок с 1920 года. Произведения талантливой художницы находятся в собраниях Вологодской картинной галереи, Государственной Третьяковской галереи, в художественных музеях Твери, Орла, Брянска, Красноармейска Московской области. Художница занималась станковой, книжной и прикладной графикой, работала в техниках литографии, рисунка и акварели, оформляла детские книги и журналы, создала цикл плакатов по детской тематике, в т.ч. по охране материнства и младенчества. Издания, оформленные и проиллюстрированные А. К. Боровской, считаются одними из лучших образцов литографированных книг для детей тех лет: Анна Казимировна скончалась 28 ноября 1983 года и похоронена в Москве. О ней Боровская Анна Казимировна // Художники Вологодской области ХХ – начала XXI века : Биобиблиографический словарь. – Вологда, 2011. – С.21: портр. – Библиогр.: с.234-235. Боровская Анна Казимировна // Художники народов СССР : биобиблиографический словарь. – Москва, 1972. – Т.2. – С.43. Зражевский, А. А. Анна Казимировна Боровская. Жизнь и творчество забытого мастера / А. А. Зражевский // Хронограф. – 2007. – Вып. 13. – С.227. Боровская Анна Казимировна. – Текст : электронный // Трамвай искусств : сайт. – Режим доступа : https://tramvaiiskusstv.ru/gra...-1983.html
    --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4908 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2787 | Наверх ##
7 июля 2021 13:18 Скопировано из Фейсбука https://www.FB [запрещен в РФ]/
со страницы группы Научная библиотека Музея истории религии. Санкт-Петербург
Материал подготовлен Аллой Панеях.ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КНИГ«Манускрипт» – латинский аналог «рукописи», «манус» — «рука» и «скрипт» — «написанное», термин, применяемый к древним рукописным книгам безотносительно их размера и формы (в виде отдельных листов, свитков или кодекса). В древнерусском обиходе рукописи назывались «харатейным письмом» от слова «хартия» (калька с латинского/греческого charta – материал для письма, т.е. папирус, пергамент). При этом и свиток, написанный от руки, и отдельные несшитые листы тоже называются манускриптами, т.е. главная отличительная черта – ручная работа. Для манускриптов декор играл не меньшую роль, чем текст, он был не только иллюстрацией к тексту, но и его дополнением, его интерпретацией, его продолжением. Украшенные орнаментами, буквицами, заставками, миниатюрами, такие рукописи называются иллюминированными (а вовсе не «иллюстрированными»), в русской традиции — лицевыми. При письме обычно использовали два цвета – чёрный и красный (киноварь). Если чернила были из дубовых орешков, то основной цвет текста получался коричневатым. Красную краску употребляли для смыслового подчёркивания, выделения заглавных букв, важных фрагментов. Отсюда название «рубрика» (от латинского ruber – красный). В манускриптах, предназначенных для парадных случаев – подарка, торжественного богослужения, пергамент или бумага тонировались, в тексте использовались золото и серебро. Над созданием дорогой книги могли трудиться до восьми человек. - Это писец, воспроизводивший основной текст ( доброписец чернописный); - каллиграф, выводящий киноварью вязь ( статейный писец); - художник, рисовавший заставки и буквицы ( заставочный писец); - художник, рисовавший миниатюры ( живописец иконный); - мастер, покрывавший золотом отдельные части буквиц, заставок и миниатюр ( златописец); - ювелиры, изготовляющие для книги драгоценный оклад ( златокузнец, среброкузнец и сканный мастер). Манускрипт [Текст электронный] // Современная энциклопедия: словари: сайт. - Режим доступа: https://rus-modern-enc.slovaronline.com/6592Пояснения к снимкам: 1. Старинные рукописные книги. XVIII век 2. Средневековый иллюминированный манускрипт 3. Древнерусская церковная книга
   --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4908 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2787 | Наверх ##
7 августа 2021 17:47 ВОЛОГОДСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ на 2021 год : даты, события, люди.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ АВГУСТА6 августа 2021 года исполнилось 95 лет со дня рождения писателя Ивана Дмитриевича Полуянова (1926-2008)Иван Дмитриевич родился в деревне Киселево Нюксенского района Вологодской области. В девятилетнем возрасте с семьей переехал в Архангельск и жил в портовом районе города – Маймаксе. Участник Великой Отечественной войны. Вслед за отцом и братом в семнадцатилетнем возрасте был призван на фронт в 1943 году, служил рядовым в пехоте, получил тяжелое ранение и инвалидность. Вернувшись из армии в 1946 году, Иван Дмитриевич работал в Архангельской областной библиотеке им. Н.А. Добролюбова, заочно окончил десятилетку; в 1949 г. поступил на историко-филологический факультет Архангельского пединститута и закончил его в 1953 г. с отличием. Иван Дмитриевич несколько лет был журналистом, работал в областном радиокомитете, вел детские передачи, публиковал статьи и очерки в областных газетах и писал рассказы. Он был наделен даром натуралиста, ученого исследователя, который досконально знал и любил северную природу. Главными темами творчества писателя были темы жизни детей и юношества, отношения человека с природой. Первые книги вышли в Архангельском книжном издательстве в 1955 г. – «На лесном кордоне», в 1957 г. – «Хозяин Огненного бора». В 1957 г. его приняли в члены Союза писателей. В 1986 г. Ивану Дмитриевичу было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», лауреат Вологодской государственной премии за 1999 год. Иван Дмитриевич был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, , а также медалями – «За Победу над Германией», «20 лет Победы в Великой Отечественной войне», «30 лет Победы в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд» (в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина), юбилейными медалями, посвященными годовщинам вооруженных сил страны, медалью «За охрану природы РСФСР» и многими другими государственными наградами. В 1961 году молодой писатель переехал в Вологду, где жил и работал до конца своих дней. Многие произведения писателя посвящены родной природе, её чудесам, наполнены любовью ко всему живому. Как тонкий наблюдатель, он замечал в природе множество удивительных фактов о животных, птицах и растениях. Так появился лесной календарь «За синей птицей». Книги И. Д. Полуянова «За синей птицей», «Месяцеслов», «Солнцеворот», «Где рождаются облака», «Одолень-трава» вошли в золотой фонд русской литературы, повествующей о природе. Они стоят в одном ряду с произведениями М. Пришвина, В. Бианки. Подлинной писательской удачей стал «Месяцеслов», в котором автор собрал воедино рассказы о природе, наблюдения за погодой и сведения о жизни наших предков, народные приметы, пословицы и поговорки на каждый месяц. Продолжением «Месяцеслова» стали «Деревенские святцы» (1998), которые используются в социокультурной региональной программе «Истоки «Деревенские святцы» являются настольной книгой учителей не только Вологодчины, но и других областей России. Читая ее, дети и взрослые учатся понимать и любить родную природу. Кроме того, они получают и эстетическое воспитание, ибо художественные достоинства книги неоспоримы.». В книгах, посвященных детской тематике, писатель представляет нам своих основных героев – пытливых деревенских мальчишек и девчонок, подростков-школьников. В этих рассказах Ивана Дмитриевича раскрывается душа молодого человека, восприимчивого ко всему прекрасному. В 2005 году был издан исторический роман-исследование эпохи Великой Смуты «Самозванцы», в котором писатель выразил свое отношение к Борису Годунову, загадочному Филарету с сыном – будущим царем Михаилом Романовым. Иван Дмитриевич Полуянов был членом бюро Архангельской и Вологодской областных писательских организаций. Он избирался членом художественных советов Архангельского и Вологодского областных драматических театров, участвовал в создании в Вологодской области Всероссийского общества любителей книги, а также Обществ по охране памятников истории и культуры и по охране природы. Его работа в этих обществах отмечена Почетными грамотами, двумя знаками и памятной медалью «За охрану природы РСФСР». Иван Дмитриевич являлся Почетным членом Вологодского общества по изучению Северного края (ВОИСК). Иван Дмитриевич скончался 8 января 2008 года в Вологде. Избранная библиография Полуянов, И. Д. Деревенские святцы : по устным народным календарям / И. Д. Полуянов. – Москва : Технологическая школа бизнеса, 1998. – 351 с. : цв. ил. Полуянов, И. Д. Древнее – вечное : опыт родиноведения / И. Д. Полуянов ; [редактор А. А. Цыганов ; художник Э. В. Фролов]. – Вологда : Полиграфист, 1999. – 76, [2] с. : ил. Полуянов, И. Д. За синей птицей : лесной календарь / И. Д. Полуянов; художник О. А. Бороздин. – Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1969. – 208 с. : ил. Полуянов, И. Д. Наши соседи : [очерки о животных] / И. Д. Полуянов. – Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1990. – 266, [1] с. : ил Полуянов, И. Д. Повести о тревожной юности : [для среднего и старшего школьного возраста] / И. Д. Полуянов ; художник Е. Осиновский. – Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1984. – 351 с. : ил Полуянов, И. Д. Самозванцы : по хроникам великой смуты конца XVI - начала XVII веков / И. Д. Полуянов ; [редакторы : Р. А. Балакшин, А. А. Цыганов ; художник Э. В. Фролов]. – Вологда : Книжное наследие, 2005. – 796 с. Полуянов, И. Д. Седьмой патрон : повесть / И. Д. Полуянов ; художник Э. В. Фролов. – Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1981. – 122 с. : ил. Полуянов, И. Д. Солнцеворот : [сборник] / И. Д. Полуянов ; [художник Э. В. Фролов ; фотоиллюстрации автора]. – Архангельск ; Вологда : Северо -Западное книжное издательство. Вологодское отделение, 1986. – 509, [2] с. : ил. О нем: Иван Дмитриевич Полуянов : библиографический указатель литературы К 80-летию со дня рождения / [составитель М. В. Писарева ; редактор Л. А. Молчанова].. – Вологда : МУК «ЦБС», 2006. – 40 с. Армеева, В. И. Полуянов Иван Дмитриевич Петрович / В. И. Армеева, И. А. Армеева, Т .Н. Малышева // Писатели-вологжане : материалы о жизни и творчестве / В. И.Армеева, И. А.Армеева, Т. Н. Малышева. – Вологда, 2011. – С.39-42. Бараков, В. Н. Полуянов Иван Дмитриевич / В. Н. Бараков // Вологодская энциклопедия. – Вологда, 2006. – С. 388. Полуянов Иван Дмитриевич // Рожденные Вологодчиной : энциклопедический словарь биографий. – Вологда, 2005. – С.513. Королев, И. М. Уроки Ивана Полуянова / И. М. Королев // Вологодский ЛАД. – 2009. – №2-4; 2010. – № 2. – С.217-220: фот. Полуянов Иван Дмитриевич. - Текст электронный // Википедия : сайт // Режим доступа : https://yandex.ru/search/?text...&lr=21Полуянов Иван Дмитриевич. – Текст : электронный // cultinfo : сайт. – URL: http://cultinfo.ru/literature/...ievich.php
    --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4908 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2787 | Наверх ##
12 августа 2021 17:54 ВОЛОГОДСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ на 2021 год : даты, события, люди.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ АВГУСТА
12 августа 2021 года исполняется 90 лет со дня рождения вологодского поэта Михаила Николаевича Сопина (1931-2004)
Михаил Николаевич родился в селе Ломном Курской (ныне Белгородской) области. Отец – испытатель танков на Харьковском танковом заводе – был репрессирован, мать – рабочая.
Войну и оккупацию Михаил пережил в родном селе, оказывал посильную помощь воинам, выходившим из окружения в 1941-1942 годах. После Курской битвы юноша добровольно ушел в армию, стал «сыном полка», принимал участие в боях в составе армии генерала К.С. Москаленко и дошел до Берлина. После окончания войны Михаил Николаевич трудился в колхозе, закончил в Харькове ремесленное училище, работал на заводе токарем.
Михаил Николаевич в первый раз был арестован за хранение оружия в 1947 г. , наказание отбывал на строительстве Волго-Балта. Повторно был осужден в 1951 году. Срок в 15 лет отбывал в пермских северных лагерях («Красный Берег» и другие). Последние пять лет – на поселении Глубинное Чердынского района (предприятие «Спецлес»). В лагере окончил заочно десятилетку, немного учительствовал (по вечерам, «без отрыва от основной трудовой деятельности»). Там же начал всерьез писать стихи. После освобождения жил в Перми, трудился сантехником. Женился, родились два сына. Продолжал заниматься литературным творчеством. но его нигде не печатали. Однажды в отчаянии обратился к известному критику В. В. Кожинову, и тот Михаила поддержал, но оказалось, что для того, чтобы эти пожелания превратились в действие, нужно переехать в Вологду.
В 1983 г. вместе с семьей переехал в Вологду. Именно в Вологодской писательской организации получил поддержку своему поэтическому таланту. В 1985 году вышел в свет первый сборник стихов поэта «Предвестный свет», в дальнейшем – сборники «Судьбы моей поле», «Смещение», «Обугленные веком», «Молитвы времени разлома», «Свобода – тягостная ноша». Михаил Николаевич неоднократно печатался в коллективных сборниках и литературных журналах; из-под пера поэта вышли боле 30 сборников стихотворений, дневников и воспоминаний, афоризмов и . В 1991 г. Сопина приняли в члены Союза писателей России.
Поэзию М.Н. Сопина можно назвать социальной лирикой. Многие стихи звучат как молитвы, они западают в душу читателя, пытающегося что-то понять в нашей жизни прошлой и настоящей, это «что такое хорошо и что такое плохо» для взрослого думающего человека, неравнодушного ко всему происходящему в стране и на трудном человеческом пути, порой коротком, который и называется жизнь.
Писатель Иван Брусенский вспоминал: «Мое знакомство с поэтом Михаилом Сопиным было долгожданным и неожиданным ... Поразительное сходство незнакомца с Варламом Шаламовым сразу бросилось в глаза. Во всем облике угадывалась незаурядная личность. Немногословен и даже угрюм. Слова – редкие, не говорит, а рубит.... Вспомнилось и содержание стихов – строчки пронзительные, правдивые, ставящие вопрос и тут же дающие ответ, да такой, что «мороз по коже». Каждое стихотворение Мастера (так за глаза я стал его называть) – целая жизнь или ее отдельный эпизод. И все в точку, в цель, «в яблочко». Уже после смерти поэта, его творчество стало приобретать новое звучание не только в стране, но и за рубежом. Его стихи и публикации печатаются в российских и зарубежных книжных издательствах, публикуются в Интернете.
В 2014 году Вологодским отделением Союза российских писателей был проведен конкурс памяти Михаила Николаевича Сопина «Мы все на земле не случайны…».
Михаил Николаевич скончался 11 мая 2004 года и похоронен в Вологде.
Дни мои Давние, Словно под сердцем Осколки. Гляну в былое: Как трудно Прожил на земле! Что-то забылось... И всё-таки В памяти столько, Что для другого Хватило б На тысячу лет.
«Дни мои…»
Сборники ( в хронологии издания)
Предвестный свет : сборник стихов. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1985.
Смещение : стихи / [художник А. Савин]. – Архангельск : Северо-Западное. книжное издательство, 1991. – 78 с.
Судьбы моей поле : стихи / [рецезент В. Лапшин ; художник М. К. Швецов]. – Москва : Современник, 1991. – 93, [2] с.
Девяносто третий год : [стихи] / [составитель В .А. Ленцов ; художник Е. Г. Горохов]. – Москва : РПБ, 1994. – 7 с. – (Рекламная Библиотека Поэзии).
Обугленные веком : стихи / [художник Э. В. Фролов]. – Вологда : ООО КИФ «СКОМиздат», 1995. – 238 с.
Молитвы времени – разлома : [стихотворения] / в оформлении использована работа К. Малевича. – Вологда : [Б и.], 2000. – 141, [1] с. – (Поэзии святое ремесло…).
Свобода – тягостная ноша : стихи / [редактор А. А. Цыганов]. – Вологда : [Б .и.], 2002. – 27, [1] с.
Город : стихи / [предисловие Т. Сопиной]. – Вологда : Свеча, 2005. – 36 с.
Игра в пустой зал : стихи / [предисловие Т. П. Сопиной]. – Вологда : Свеча, 2005. – 36 с. : ил.
Лицо святое светлое твое : стихи. – Вологда : Свеча, 2005. – 48 с.
Меж берегов двадцатого столетья : лагерный дневник 1969 года. – Лит.-худож. изд. – Вологда : Свеча, 2005. – 80 с.
Михаил. Татьяна: Обнимаю… твой: [1968-1969] / [М. Н. Сопин, Т. Сопина]. – Вологда : [Свеча], 2005. – 92 с.
Мишкин колодец : лагерный дневник 1969 года. – Вологда : Свеча, 2005. – 60 с.
Перед снегом, еще не упавшим : стихи. – Лит.-худож. изд. – Вологда : Свеча, 2005. – 64 с.
Песни и романсы / [предисловие Т. Сопиной]. – Вологда : Свеча, 2005. – 32 с.
Радуйся, человек : стихи [предисловие Т. П. Сопиной]. – Вологда : Свеча, 2005. – 36 с. : ил.
Сомкнутые звенья : (Осень 1985 года) : стихи. – Вологда : Свеча, 2005. – 32 с.
Цвета времени : лагерные дневники 1969 г.:, стихи / [предисловие Т .П. Сопиной]. – Вологда : Свеча, 2005. – 56 с. : ил.
«Я стремлюсь докричаться в Россию» : публикации, интервью, литературоведение, радиозаписи : [литературно-публицистический сборник]. – Вологда: Свеча, 2005. – 48 с.
«Я тебе не писал…» : Лагерный дневник 1968 года : стихи / [вступительная статья Т. Сопиной].– Вологда : Свеча, 2005.– 72 с.
Без права защиты : стихи – 1998 / [предисловие В. Белавиной]. – Вологда : Свеча, 2006. – 48 с .: ил.
В мире хрупкой тишины : стихи – 2000 / [предисловие В. Белавиной]. – Вологда : Свеча, 2006. – 36 с. : ил.
Листопадит – хороводит : стихи / [предисловие В. Белавиной]. – Вологда : Свеча, 2006. – 64 с.
Мальчишка – воин : стихи / [вступительная ст.атья П. и Т. Сопиных]. – 2-е изд. – Вологда : [Свеча], 2006. – 64 с.
Миф : стихи / [предисловие Т. П. Сопиной]. – Вологда : Свеча, 2006. – 56 с. : ил.
От бога волен : стихи разных лет / [предисловие Т. П. Сопиной]. – Вологда : Свеча, 2006. – 56 с. : ил.
Пока не сомкнут круг : дневник в стихах, 2003-2004 гг. / [предисловие Т. П. Сопиной]. – Вологда : Свеча, 2006. – 40 с. : ил.
Приснись мне, Россия: стихи. – [Вологда] : [Свеча], [2006]. – 24 с.
Смайлики века : стихи – 2002 / [предисловие Т. П. Сопиной]. – Вологда : Свеча, 2006. – 44 с.
Союз креста и беспредела : стихи – 1999 / [предисловие Т. П. Сопиной]. – Вологда : Свеча, 2006. – 52 с. : ил.
От тебя я уйти не смогу : стихи / [составитель, автор послесловия В. М. Бакуменко ; иллюстрации Е. А. Лебедева]. – Вологда : [Б. и.], 2007. – 35 с. : ил. – (Серия «Лики лирики»).
Пока живёшь, душа, люби! : Поэтическая биография / М. Н. Сопин, Т .П. Сопина ; [предисловие М. Браславского]. – Лит.-худож. изд. – Вологда : Свеча, 2007. – 296 с. : ил.
Русь моя воспетая… [Звукозапись] : стихи, музыка / исполнитель М. Сопин ; подготовила Т. П. Сопина ; фото : А. Колосов [и др.] ; монтаж А. Моисеев. - [Б. м.: б .и., 2007]. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Спелый дождь : поэтическая биография / [составитель, автор комментариев Т. П. Сопина]. – Лит.-худож. изд. – Вологда : [Полиграф-Книга], 2011. – 270, [2] с. : фот.
«Мы все на земле не случайны…» : сборник стихов и афоризмов / Союз российских писателей (г. Вологда) ; Международный лит.ературный конкурс памяти поэта Михаила Николаевича Сопина. – Вологда : Малоземов, 2014. – 83 с .: портр.
Вмерзая памятью : мысли, афоризмы, краткостишия / [составитель, автор предисловия Т П. Сопина]. – Вологда : ВОУНБ, 2015. – 83 с.
О нём:
Беляева, А. Родословная слёз Михаила Сопина : реферат исследовательской работы Беляевой Алины, ученицы 8 кл. Белгородского инженерного юношеского лицея-интерната / [предисловие Т. Сопиной]. – [Вологда] : [Свеча], [2010]. – 32 с.
В поисках свободы : о книге Михаила Сопина (обзор откликов, статей). – [Б/м: Б/и, Б/г.] – 11 с. – («Поэзия.ру.» Литературный салон).
Михаил Сопин крупным планом : [сборник] / [составитель Т. П. Сопина ; редактор С. П. Донец]. – Вологда : Свеча, 2007. – Вып.2 : Статьи и отклики о творчестве М. Сопина. – 76 с.
Михаил Сопин : Спелый дождь : поэтическая биография / М. Сопин ; [составитель, автор комментариев, вступительная статья : Т. П. Сопина ; редакторы : А. А. Колосов, А.К . Сальников ; фото : А. А. Колосов]. – Лит.-худож. изд. – Вологда : [Б. и.], 2011 (Полиграф-Книга). – 270, [1] с. ил.
На ладони времени : [к 85-летию со дня рождения М. Н. Сопина ]: сборник / [предисловие, редакция Т. Сопиной ; послесловие, фото А. Колосова]. – Вологда : Киселев А.В., 2016. – 115 с. : портр.
Михаил Николаевич Сопин : к 85-летию со дня рождения : рекомендательный список литературы / составитель Г. В. Смирнова. – Вологда : ИБС ЦГБ, 2016. – 16 с .: фото.
Смолин, А.П. Михаил Сопин: очерк судьбы и творчества / А.П. Смолин; [ред. А. Цыганов]. – Вологда: Книжное наследие, 2011 (Полиграф-Периодика). – 63, [1] с.: ил.
Сопина, Т. П. Вызов судьбе : стихи Михаила Сопина / Т. П. Сопина. – Лит.-худож. изд. – Вологда : Свеча, 2005. – 160 с.
    --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | Лайк (1) |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4908 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2787 | Наверх ##
22 августа 2021 22:30 ВОЛОГОДСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ на 2021 год : даты, события, люди.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ АВГУСТА22 августа 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения русского поэта, участника Великой Отечественной войны Сергея Сергеевича Орлова (1921-1977) Сергей Сергеевич родился в селе Мегра Белозерского района Вологодской области в учительской семье. В 1936 году Сергей окончил местную семилетнюю школу и переехал вместе с семьёй в Белозерск. Первые стихотворения он написал еще в школьном возрасте, был участником школьной литературной группы. Его детское стихотворение «Тыква» было отмечено на Всесоюзном конкурсе стихотворений школьников в 1938 году. Оно было целиком приведено в статье К. И. Чуковского в газете «Правда», а 4 строчки из него Корней Иванович поместил в своей книге «От двух до пяти». Первые публикации начинающего поэта печатались в районной газете «Белозерский колхозник». В 1940 году после окончания школы Сергей поступил на историко-филологический факультет Петрозаводского университета. Участник Великой Отечественной войны. Первоначально был бойцом истребительного батальона народного ополчения, затем был направлен в Челябинское танковое училище. В Челябинске в 1942 году был издан первый сборник стихов Сергея Орлова «Фронт». В перерывах между сражениями поэт продолжал писать стихи и публиковал их в армейской газете «Ленинский путь». До 1944 г. Сергей участвовал в боевых действиях на Волховском фронте. В бою за освобождение Новгорода 17 февраля 1944 г. получил ранение и едва не сгорел заживо в танке.Следы от ожогов остались на его лице на всю жизнь; впоследствии он маскировал их, отпуская бороду. Свидетелем поджога танка Орлова оказался историк-фронтовик Николай Никулин, кратко описавший это событие в своей книге «Воспоминания о войне» (глава «Новелла IX. Новгород»). Орлов был демобилизован по инвалидности в чине гвардии старшего лейтенанта. После демобилизации Сергей Сергеевич уехал в Ленинград, где продолжил учебу на филологическом факультете ЛГУ, принимал участие в съездах советских писателей, с 1958 года входил в состав правления Союза писателей РСФСР, заведовал отделом поэзии в журнале «Нева», был членом редколлегии журнала «Аврора». Орлов инициировал установление связей между ленинградскими и вологодскими писателями и содействовал преобразованию Вологодского литературного объединения в региональное отделение Союза писателей. Одна за другой выходили его поэтические книги: «Поход продолжается» (1948), «Радуга в степи» (1952), «Городок» (1953), «Стихотворения» (1954), «Голос первой любви» (1958), «Стихотворения. 1938-1956» (1959), «Одна любовь» (1963), «Колесо» и «Созвездье» (1965), «Лирика» (1966), «Страница» (1969). Совместно с поэтом Михаилом Дудиным написал сценарий фильма «Жаворонок», посвященный подвигу танкистов, оказавшихся в плену на территории Германии. В 1970 году Орлова ввели в секретариат правления Союза писателей РСФСР, и он переехал в Москву. Сборник его стихов «Верность» был удостоен в 1974 году Государственной премии РСФСР им. Горького. Позднее поэт стал членом комитета по присуждению Ленинских и Государственных премий. Книга «Костры» составлялась Сергеем Орловым как итоговая, вышла уже после его смерти в 1978 году. Не успел он увидеть и собрания своих сочинений. Оно появилось в свет на рубеже 1970-1980-х годов.В 1971 г. был выпущен двухтомник Избранных стихов. При жизни поэта вышли в свет около 30 сборников стихотворений. Как частник Великой Отечественной войны, С.С. Орлов был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией»; за успехи в литературной деятельности - орденом Трудового Красного Знамени. На протяжении всего творческого пути главной темой поэзии С.С. Орлова была тема войны. Особый тематический ряд его творчества представлен произведениями о родном крае, Белозерской земле, её прошлом, настоящем и будущем. Сергей Орлов – один из наиболее известных и почитаемых на Вологодчине поэтов. Имя поэта носят улицы в Вологде и Белозерске, средняя школа в Белозерске и пассажирский теплоход Северо-Западного речного пароходства. Поэту поставлен памятник на улице его имени в Белозерске. Там же в 1981 году в доме, в котором С.Орлов жил в 1930-е годы, был открыт мемориальный музей поэта. В Санкт-Петербурге, на доме №8 по ул. Малой Посадской, в котором жил поэт, установлена мемориальная плита. Сергей Сергеевич скончался 7 октября 1977 года и похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Мы за всё заплатили сами, Нас не может задеть хула. Кто посмеет в нас бросить камень, В наши посылы и дела?
Кто решится, нам глядя в лица, Пережитое отмести, В справедливости усомниться Нами избранного пути?
Должен мерить он той же мерой, Всё изведать, как мы, сполна, Верить сердцем такой же верой, Что на свете, как мы, сильна. (Из сборника "Белое озеро". - Москва, 1975. - С.624). Избранная библиография: Орлов, С. С. Собрание сочинений : в 3 т. : Т.1-3 / С .С. Орлов ; предисловие Л. Лавлинского. – Москва : Художественная литература, 1979-1980. Орлов, С. С. Будет жить!: [стихи : для старшего школьного возраста] / С. С. Орлов ; [составитель С. Ю. Баранов]. – Учеб. изд. – Вологда : Учебная литература, 2006. – 517, [11] с.+ [8] л. ил. Орлов, С. С. В легкой песне берез…: книга стихов / С. С. Орлов. – Москва : Современник, 1982. – 191 с.: ил. Орлов, С. С. Избранное : стихотворения / С. С. Орлов ; [предисловие О. Шестинского ; составление В. Орловой]. – Москва : Художественная литература, 1988. – 654, [1] с. + [1] л. портр. Орлов, С. С. «Потомок наш ещё о нас вспомянет…» : мир и война Сергея Орлова : избранные стихотворения / [составитель С. А. Тихомиров ; авторы предисловия : В. Кудрявцев, А. Смолин]. – Вологда : Книжное наследие, 2011. – 351, [1] с. : портр. + [16] л. фот. О нём: Бараков, В. Н. Орлов Сергей Сергеевич / В. Н. Бараков // Вологодская энциклопедия / главный редактор Г. В. Судаков. – Вологда, 2006. – С. 362 : портр. Баранов, С. Ю. Орлов Сергей Сергеевич / С. Ю. Баранов // Выдающиеся вологжане / главный редактор Г. В. Судаков. – Вологда, 2010. – С. 431-435 : фот. Дементьев, В. В. Мой лейтенант : книга о С. Орлове / В. В. Дементьев. – Москва : Советский писатель, 1981. – 208 с. Оботуров, В. А. Костры на ветру : поэзия Сергея Орлова / В. А. Оботуров. – Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1982. – 270 с. Панкеев, И. Сергей Орлов : судьба и творчество / Иван Панкеев. – Москва : Советская Россия, 1988. – 160 с. Сергей Орлов. Воспоминания современников. Неопубликованное / составитель В. С. Орлова. – Ленинград : Лениздат, 1980. – 320 с. Хренков, Д. А был он лишь солдат… : Документальное повествование о жизни и творчестве Сергея Орлова / Д. Хренков. – Москва : Современник, 1981. – 204, [3] с. Хренков, Д. Сергей Орлов / Д. Хренков. – Ленинград : Лениздат, 1964. – 94, [1] с. Орлов Сергей Сергеевич. - Текст электронный // Википедия : сайт // Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/
   --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4908 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2787 | Наверх ##
23 августа 2021 12:44 23 августа 2021 12:44 ВОЛОГОДСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ на 2021 год : даты, события, люди.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ АВГУСТА23 августа 2021 года исполняется 145 лет со дня рождения ученого-геолога, действительного члена АН СССР Дмитрия Степановича Белянкина (1876-1953) Дмитрий Степанович родился в деревне Ламаниха Вологодской губернии (ныне Несвойского сельсовета Вологодского района) в семье приходского священника. Первоначальное образование, как все дети церковнослужителей, получил в вологодских духовных учебных заведениях. В юности начал увлекаться естественными науками и для получения образования в 1897 г. Дмитрий поступил в Юрьевский (ныне Тартуский) университет – единственный, куда могли поступать выпускники духовных семинарий. Принимал участие в студенческом революционном движении, был арестован и выслан в Вологодскую губернию. После возвращения из ссылки Дмитрий Степанович поступил на кафедру минералогии и геологии Санкт-Петербургского политехнического института. Именно этот период с 1903 по 1909 г. можно рассматривать, как время формирования научного мировоззрения молодого ученого и ознакомления с его мало знакомой геологической наукой. В 1909 г. появляется первая научная работа ученого, посвященная происхождению щелочных магматических пород. В последующие годы выходит ряд очерков, посвященных минералогии Урала. С 1910 года Дмитрий Степанович занимается изучением геологии и петрографии Центрального Кавказа. Д.С. Белянкин вёл большие исследовательские работы по минералогии северных областей нашей страны, Карелии и Кольского полуострова. В 1920-е годы ученый проявляет интерес к техническому камню. К 1926 г. относится его первое систематическое изложение основ новой науки – петрографии технического камня. В 1935 году ученый переехал в Москву. Здесь он организовал и возглавил большие экспедиционные и лабораторные работы сначала в Петрографическом институте, а затем в институте геологических наук Академии наук СССР. В течение нескольких лет он непосредственно возглавлял работу Минералогического музея. Д. С. Белянкин был ученым широкого профиля – выдающимся геологом, петрографом, минералогом, создателем петрографии технического камня. В связи с этим в 1949 году он был выдвинут на ответственный пост академика-секретаря отделения геолого-географических наук. Работы Белянкина в области петрографии весьма разнообразны. Главное внимание он уделял проблемам петрографии магматических горных пород Кавказа, Закавказья, Урала, Кольского полуострова и Беломорского побережья. Многое сделано ученым в области решения и теоретических проблем петрографии, классификации магматических горных пород и многих других. Все эти труды сыграли большую роль в развитии геологической мысли в Советском Союзе и во многом продвинули разрешение ряда основных петрографических проблем. Д. С. Белянкин провел и большие минералогические исследования. Они настолько многообразны и ценны, что Дмитрий Степанович с одинаковым правом может считаться как петрографом, так и минералогом. Свои исследования естественных минералов ученый сопровождал специальными физико-химическими экспериментами и много внимания уделял процессам минералообразования, связи химизма минералов с оптическими и другими физическими свойствами. Ряд исследований ученого посвящен минералам группы глин. Работы Д. С. Белянкина и его учеников по глинам привели к созданию новой и более рациональной классификации глин, которая пользуется в настоящее время всеобщим признанием. Во всех своих работах Д. С. Белянкин неизменно стремился к установлению непосредственной связи между развитием теории и практическим применением результатов исследований. Так, под его руководством были разработаны и внедрены на ряде заводов Советского Союза микроскопические методы контроля производства и службы динаса, установлены причины появления различных пороков в технических стеклах, разработан метод контроля за металлургическим процессом выплавления стали в печах и т. д. Наряду с ценными практическими выводами, ученый сделал и важные теоретические выводы в области технической петрографии. После избрания в 1943 году в действительные члены АН СССР Дмитрий Степанович возглавил геолого-географическое отделение Академии наук, был главным редактором геологической серии «Известий» Академии наук, членом редколлегии «Докладов АН СССР» и членом главной редакции Большой советской энциклопедии, директором Минералогического музея в 1947-1952 г. и членом Лондонского геологического общества. Д. С. Белянкин написал ряд учебников, учебных пособий и справочников, пользующихся в настоящее время большой популярностью. К числу их относятся: «Курс кристаллографии», «Петрографические таблицы», составленные совместно с Левинсоном-Лессингом, «Курс кристаллооптики», «Курс минералогии», «Введение в кристаллографию и минералогию» и другие. В целом литературное наследство, оставленное ученым, составляет свыше 400 печатных работ. Именем Д.С. Белянкина названа гора в массиве Геологов Земли Мак-Робетсона в Антарктиде, минералы белянкинит и белянкит. До последних дней своей жизни ученый вёл огромную научную и научно-организационную работу. За заслуги перед Родиной ученый был награжден правительственными наградами: двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и несколькими медалями. Дмитрий Степанович скончался 20 июня 1953 г. и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. О нем: Безбородов, М. А. Дмитрий Степанович Белянкин. 1876-1953 / М. А. Безбородов. – Москва: Наука, 1985. – 192 с. Авдошенко, Н. Д. Выдающийся советский ученый Д. С. Белянкин / Н. Д. Авдошенко // Вологодский край. – Вологда, 1959. – Вып. 1. – С.159-163. Белянкин Дмитрий Степанович // Рожденные Вологодчиной : энциклопедический словарь биографий. – Вологда, 2005. – С.64. Труфанов, А. И. Белянкин Дмитрий Степанович / А. И. Труфанов // Выдающиеся вологжане. – 2-е изд., испр. и доп. – Вологда, 2010. – С.211-214: портр.- Библиогр.: с.214. Труфанов, А. И. Белянкин Дмитрий Степанович / А. И. Труфанов // Вологодская энциклопедия. – 2006. – С.64 : портр. Белянкин Дмитрий Степанович. - Текст электронный // Википедия : сайт // Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/
 --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4908 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2787 | Наверх ##
30 августа 2021 20:28 Скопировано из Фейсбука https://www.FB [запрещен в РФ]/
со страницы группы Научная библиотека Музея истории религии. Санкт-Петербург
Материал подготовлен Аллой Панеях.Интересные факты о книгах. УВРАЖИВ XVI-XVII вв. появляются новые типы книг, получившие название увражи. Увраж (фр. ouvrage работа, труд; произведение) - роскошное, богато иллюстрированное художественное издание большого формата в виде отдельных листов или альбома, как правило, состоящее из гравюр. Иногда к ним отдельно давался текст, который помещался в специальную папку, иногда иллюстрации сопровождались короткими комментариями. В ХVIII веке гравированные увражи получили большое распространение, они включали от нескольких десятков до нескольких сотен эстампов. Существовали различные принципы формирования сборников. Они могли быть целиком посвящены художникам, популярным в ХVIII в., или, напротив, включать эстампы с произведений прославленных мастеров ушедших столетий, образуя так называемые альбомы "шедевров". Внушительные тома увражей могли популяризировать коллекции музеев или частных лиц, а иногда они пропагандировали малоизвестные памятники. Создавались увражи с публикациями "живописных" путешествий, содержащие гравюры с видами далеких городов и величественных монументов, графические образы которых были главной целью изданий. Очень высоко ценятся архитектурные увражи - специальные издания большого формата обмерных чертежей значительных памятников архитектуры, преимущественно античных. Еще один вид увражей - орнаментальные. Особенно ценились увражи, возникавшие по случаю королевских праздников и торжественных церемоний - приездов знатных особ, посольств, коронаций. Над ними обычно трудились самые прославленные художники. Каждый из многочисленных эстампов подобных сюит фиксировал наиболее важные моменты "исторического" действия. Соединенные вместе, они превращались в своеобразные "гравированные хроники", обладать которыми было почетно. Увражи являлись обязательной принадлежностью модных "кабинетов", занимая место среди книг, произведений искусства, всевозможных редкостей. Главное отличие увражей от других изданий с гравюрами, например иллюстрированных книг, состояло в приоритетной роли эстампа. Идея, которую заключал сборник, выражалась иллюстративным рядом. В Научной библиотеке Музея истории религии тоже есть разнообразные по тематике увражи. Дорогие увражи публиковались в Западной Европе с XVI века. Состояли из множества гравюр, раскрашивались вручную, издавались ограниченным тиражом. Использовались как : - учебное пособие по рисунку, архитектуре, технике и пр. - произведение искусства и коллекционирования. - дорогой подарок. В Россию такие книги начали привозиться из Франции в XIX веке, отсюда французское название. В советское время увражи не издавались, термин не использовался, в настоящее время — архаизм. См.: Увраж [Текст электронный] // Википедия: сайт. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ На снимках: Увраж 1 – архитектурный увраж Увраж 2 - Библия Пискатора - увраж, созданный амстердамским издателем Класом Янсзоном Висхером (он сам перевёл свою фамилию на латынь как Piscator/Рыбак), которого в России прозвали Иоанном Рыболовцем. Для него Висхер собрал почти 500 гравюр на сюжеты Нового и Ветхого Заветов, скупив медные доски у 20 популярных амстердамских художников-гравёров.
  --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | Лайк (2) |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4908 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2787 | Наверх ##
31 августа 2021 18:26 Тотемским музейным объединением совместно с Вологодским государственным университетом подготовлен и выпущен в свет сборник «Русский Север-2021».
Издание выпущено в рамках проекта «Агентство музейного развития “Лоция”», поддержанного грантом Благотворительного фонда Владимира Потанина в рамках программы «Эффективная филантропия» (грантополучатель – Тотемское музейное объединение)
Русский Север – 2021 : проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия : Рубцовске чтения : сборник работ V Всероссийской научной конференции с международным участием / Тотемское музейное объединение ; Вологодский государственный университет ; [редколлегия : А. М. Новосёлов и др. ; составитель и редактор О. В. Полоцкая]. – Науч. изд. – Вологда: Полиграф-Периодика, 2021. – 546 с. : ил. – Библиография в подстрочных примеч.
В нем собраны материалы 5-й Всероссийской научной конференции, посвященной проблемам изучения и сохранения историко-культурного наследия, роли Тотьмы и Тотемского уезда в общекультурном контексте Русского Севера.
В данный сборник также вошли материалы традиционных «Рубцовских чтений». Большое внимание в книге уделено блоку исследований по истории Тотьмы и Тотемского уезда: опубликованы ранее малоизвестные данные по истории солеваренного промысла в Тотьме, судьбах тотьмичей: участников Русско-Японской войны и тотемских церковнослужителей. Читатели познакомятся с жизнью и творчеством детской поэтессы Наталии Дилакторской и вологодского художника Владимира Корбакова, также с неизвестными фактами в истории Русской Америки и узнают о подвигах поморов при освоении Арктики.
Приведены исследования архитектурных особенностей барочных храмов и взаимосвязи стилистики разных церквей России с «тотемским барокко» и архивные разыскания о распространении и изменении популярных мужских и женских имен и фамилий среди жителей Тиксненской волости Тотемского уезда за полтора столетия. Несколько материалов посвящено социально-этнографическим аспектам - истории земской медицины, жизни и быту жителей Вотчинского Воскресенского прихода и народной демонологии.
Отдельный раздел представляют материалы, посвященные биографии и творчеству выдающегося русского поэта Николая Михайловича Рубцова,
Сборник состоит из 5 разделов.
1. Н.М. Рубцов: биография, творчество, литературное наследие.
2. Тотьма и Тотемский край в культурном контексте Русского Севера.
3. Русский Север: сохранение культурного наследия, музеефикация и туризм.
4. Русский Север: искусство.
5. Русский Север: историко-этнографические исследования.
Издание адресовано широкому круг читателей, интересующихся историей и культурой Русского Севера - историкам, этнографам, искусствоведам, сотрудникам музеев и библиотек.
     --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | Лайк (2) |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4908 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2787 | Наверх ##
24 сентября 2021 14:32 ВОЛОГОДСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ на 2021 год . Даты, события, люди.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ СЕНТЯБРЯ22 сентября 2021 года исполнилось 90 лет со дня рождения народного художника России Джанны Таджатовны Тутунджан (1931-2011) Джанна Таджатовна родилась в Москве. Художественное образование получила в средней художественной школе и на факультете графики в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова. Училась в мастерской М. М. Черемных и Н. А. Пономарева, избрав для дипломной работы монументальный образ Родины-Матери в технике флорентийской мозаики. После окончания института в 1959 году вместе с мужем, художником Николаем Владимировичем Баскаковым приехала на Вологодчину, связав свою жизнь и творческую судьбу с Вологодским краем. Именно здесь, на Вологодчине, Джанна Таджатовна определила для себя главную цель своего творчества. Здесь, на Вологодской земле, нашла она своих героев, определила для себя главную цель творчества – поведать миру о простых и прекрасных людях, сохраняющих в душах и сердцах своих самые лучшие и светлые качества народного характера. Таких людей встречала она в вологодской глубинке, эти люди окружали ее в деревне Сергиевской, где впоследствии поселилась художница.. Пожалуй, ни один из вологодских художников так емко и глубоко не изобразил судьбу русского вологодского крестьянства, как это сделала Тутунджан. Её творческие наброски, рисунки и этюды превращались в обобщенные, философски мудрые картины и портреты. Ее дар художника-монументалиста и человеческая сердечная чуткость соединились, чтоб через образы деревенских женщин, девочек, старух поведать миру о духовной красоте, мудрости и стойкости народного характера. Этой теме были посвящены ее «Сергиевские листы» – откровенные и сокровенные рисунки, которыми Тутунджан взволнованно вошла в вологодское искусство. «Про хлеб, про соль», «Сама себе хозяйка» – героини ее графических произведений сродни литературным образам Василия Белова, Александра Романова, Ольги Фокиной, в творчестве которых деревенская тема нашла свое особое выражение. И удивительно, вологодские писатели и поэты – «деревенщики» приняли и поняли ее, москвичку с армянской фамилией, признав в ней родную душу. Главным выразительным достоинством графики Джанны Тутунджан стал лаконичный реалистический рисунок. Поданные крупным планом женские лица, изборожденные морщинами, заглядывали в душу зрителя своими умными, все понимающими глазами, как будто искали в них поддержки, а на самом деле просто рассказывали о своей судьбе. Постепенно для расширения сюжетной линии рисунков, их смыслового обогащения Джанна Таджатовна намеренно начала вводить в них текстовое дополнение. Как человек творческий, обладающий к тому же литературными способностями, она использовала «слово» не только как элемент текста, но и как изобразительный элемент. Так появились ее знаменитые диалоги «По правде, по совести», поражающие нас живостью бытовой зарисовки и яркой фольклорной выразительностью своих текстов. Наверное, самые животрепещущие вопросы современной жизни сосредоточены в «деревенских» работах художницы. Ее любимые героини, пережив войны и революции, не растеряли самого главного – веры и надежды. Именно они, эти крестьянки со сложенными на коленях руками, в окружении старых и новых семейных фотографий, и являются «корнем рода» человеческого, его «надёжей». Ведь не случайно символом возрождения русской деревни в картинах Тутунджан является деревенская женщина, окруженная детьми и не боящаяся взять на себя роль «Берегини». Джанна Таджатовна принимала участие во множестве художественных выставок различного уровня. Её картины экспонировались на областных, межрегиональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставках с 1959 года. Персональные выставки художницы неоднократно проходили в Вологде и Москве, в других городах России. Картины Джанны Таджатовны находятся в коллекциях ВОКГ, ВГИАХМЗ, ЧерМО, в других художественных музеях городов России и в частных собраниях страны. Член Союза художников СССР с 1964 г., заслуженный художник РСФСР (1972), народный художник РФ (2004). Джанна Таджатовна работала в техниках темперной и масляной живописи в жанрах сюжетно-тематической картины, портрета, натюрморта и пейзажа. На протяжении всего творчества она занималась графикой в технике рисунка тушью, фломастером и пастелью. Творчество Д.Т. Тутунджан органично вплелось в историю отечественного изобразительного искусства второй половины ХХ – начала XXI века. На протяжении нескольких десятилетий художница работала над большой графической серией «Разговоры по правде, по совести». В её работах можно найти ответы на самые животрепещущие вопросы современной жизни. Она постоянно обращалась к жизни русской деревни, создавая острохарактерные бытовые и лирико-романтические образы современников. Её портретные образы правдивы, наполнены духовной красотой, романтичны и помогают раскрыть характеры героев. Своим творчеством Джанна Таджатовна внесла огромный вклад в развитие художественной культуры Вологодской земли. Джанна Таджатовна скончалась 23 февраля 2011 года . Похоронена на Козицинском кладбище Вологды. Книги, альбомы: Джанна Таджатовна Тутунджан. Выставка живописи и графики, посвященная 80-летию со дня рождения художника : каталог-альбом / [автор вступительной статьи И. Балашова ; научный редактор. В. В. Воропанов]. – Вологда : [Арника], 2011. – 136 л. : ил. Тутунджан, Д. Т. Птица-Жизнь : Графика, живопись, мысли вслух : [альбом] / Д. Т. Тутунджан ; [составитель И. Б. Балашова]. – Вологда : [Арника: Полиграфист], 2007. – 168 с. : ил. Джанна Тутунджан. Родниковая страна : альбом-каталог юбилейной выставки / автор-составитель Г. В. Дементьева. – Вологда, 2001. – 68 с. : ил. О ней: Дементьев, В. Разговоры. Джанна Таджатовна Тутунджан / В. Дементьев // Вологда и вологжане / В. Дементьев. – Вологда, 2010. – С.196-199 Романов, А. Правда Джанны Тутунджан / А. Романов // Искры памяти / А. Романов. – Вологда, 1995. – С.159-163. Соснина, Л. Г. Тутунджан Джанна Таджатовна / Л. Г. Соснина // Вологодская энциклопедия. – Вологда, 2006. – С.478. Соснина, Л. Г. Тутунджан Джанна Таджатовна / Л. Г. Соснина // Выдающиеся вологжане. – Вологда, 2005. – С.524-527 : портр. – Библиогр.: с.527. Тутунджан Джанна Таджатовна // Художники Вологодской области XX – начала XXI века : биобиблиографический словарь / научный редактор В. В. Воропанов. – Вологда, 2011. – С. 181-182 : портр. Шеваров Д. Джанна : очерк // Д. Шеваров. Жители травы. – Москва, 2000. – С.209-219. Тутунджан Джанна Татжатовна [Текст электронный] // Википедия: сайт. - Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/
   --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | Лайк (1) |
|