Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Спасо-Преображенская Рабангская церковь

Спасо-Преображенская Рабангская церковь Вологодского уезда: из прошлого - в будущее. История храма и прихода, события и люди, духовенство и прихожане.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 * 9 10 11 12 13 14 Вперед →
Модератор: smigv48
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4985
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2817
Спасо-Преображенская Рабангская церковь Вологодского уезда была для моих предков родным храмом. В нем служили мой прадед и дед.
В теме будут представлены материалы по истории храма и прихода, сведения о служителях и прихожанах.

Храм во имя Филиппа Рабангского: начало. Современность и приходская жизнь
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4985
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2817
Книга для записи новославленных священников по Вологодской епархии за 1798 год

(ГАВО, Ф. 883, оп.1, д.138. - 22 л.

https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/866214#7



Церковнослужители


47. Диакон ВАСИЛИЙ ИОАННОВ

Рукоположен в священника к Преображенской Рабангской церкви Вологодского уезда в Вологодском Кафедральном соборе 24 ноября 1798 года.
В Метрических книгах Рабангской Преображенской церкви за 1801 - 1802 год значится священник Василий Иоаннов.
В 1802 году у него родился сын Александр.

Других сведений о нем нет.

Прикрепленный файл: ставлен.png
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4985
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2817
Информация из "Одноклассников"

Вологодская митрополия
29 ноября 2021 г. , Вологда, Россия



В первый день Рождественского поста в храме преподобного Филиппа Рабангского Сокольского округа состоялось архиерейское богослужение

28 ноября 2021 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, первый день Рождественского поста, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил Литургию иерейским чином в храме во имя преподобного Филиппа Рабангского в деревне Слободе Сокольского района.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный монастырей Вологодской епархии игумен Иоасаф (Вишняков), благочинный Сокольского округа протоиерей Анатолий Балясин, настоятель храма преподобного Филиппа Рабангского иеромонах Кирилл (Петрович), руководитель Службы протокола Вологодской епархии иерей Евгений Сизиков, иеромонах Иларион (Свиридов).

По окончании Литургии митрополит Савва обратился к молящимся с архипастырским наставлением.

— В этой возрождающейся святой обители, — отметил владыка, — сегодня мы с вами совершаем память преподобного Филиппа Рабангского, святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, и многих святых, которые пострадали во времена новые, пролив кровь свою совсем недавно.

Вспоминая о святом Филиппе, подвизавшемся в здешних, когда-то глухих, местах больше пяти веков назад (в будущем году исполнится 565 лет со дня блаженной кончины Рабангского подвижника), владыка обратил внимание на то, что он, как и каждый преподобный отец, украшен был добродетелью смирения и кротости.

— Пожалуй, — подчеркнул архиерей, — именно эта монашеская добродетель помогает любому монашествующему нести обеты, которые он дает перед крестом и Евангелием, перед Самим Христом. Конечно же, в начале любого пути добродетель смиренномудрия является основополагающей, поскольку согласно Священному Писанию «… Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). И эта благодать — та нужная сила, энергия, которая вдохновляет идти монашеским путем, которая дает человеку спасающемуся силу преодоления всех искушений. Ну а самое главное, помогает стяжать и другие добродетели.

Митрополит Савва напомнил, что о преподобном Филиппе дошло до нас очень мало сведений, и это, возможно, говорит о его кротости и смирении, подсказывает нам, чтобы и мы пытались быть кроткими и смиренными. Но не только к смиренномудрию призывает нас пример святого Филиппа, считает владыка:

— Хотелось бы, чтобы мы с вами стяжали любовь друг к другу, которая является, наверное, венцом всех добродетелей. К сожалению, любви христианской сейчас мало — больше самолюбия, гордости и кичения, которые не дают людям спасаться. Многие сейчас говорят о нехватке в нашем обществе справедливости, о том, что ущемляют их права. Но дело в другом — в том, что любви между нами всё меньше и меньше. В обществе, где главенствует любовь друг к другу, — там и справедливость не нужна, поскольку каждый облагодетельствован вниманием, любовью и заботой. Вот о чем хотел бы я попросить вас подумать. Надеюсь, Господь исправит нашу жизнь к лучшему молитвами преподобного Филиппа Рабангского.

Было совершено славление преподобному Филиппу Рабангскому, принявшему монашеский постриг от преподобного Дионисия Глушицкого. В XV веке преподобный Филипп основал на высоком берегу Сухоны Спасо-Преображенскую обитель, на месте которой трудами местных жителей в 2015 году поставлен деревянный храм.

После богослужения митрополит Савва преподал молящимся архиерейское благословение, а затем в сопровождении духовенства совершил осмотр подворья храма.

Фото Олега Зажигина

Прикрепленный файл: храм филиппа1.jpgхрам филиппа2.jpg, 55450 байт
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4985
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2817


К истории фамилии "РАБАНГСКИЙ"

Из книги Ю. И. Чайкиной "История вологодских фамилий" : учебное пособие. - Вологда, 1989. - С.46. - Библиогр.: с.65-67.



РАБАНГСКИЕ Василий Федоров сын, Спаса Рабангского монастыря дворник (впервые упоминается в 1693).
Василий да Матфей Дмитриевы дети ( впервые упоминаются в 1711).
1. Топоним Рабангский (Спасо-Рабангский монастырь)
2. Выходец из Рабангского монастыря.
Название монастыря по р. Рабанга, впадающей в Сухону (Верхняя Сухона)

Источники:

Описание свитков, находящихся в Вологодском Епархиальном Древлехранилище. - Вологда. 1899-1917. - Т.5. - С.71.

Государственный архив Вологодской области. Книга переписная г. Вологды переписи и меры И. Шестакова и В. Пикина 1711 г. . - Ф.2р, №7847

Прикрепленный файл: фамил8.jpg
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4985
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2817
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ РАБАНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Рабангский Спасо-Преображенский монастырь
РФ: д. Слобода, Пригородное с/п, Сокольский р., Вологодская обл.
Приход: Рабангская Преображенская церковь

Основан преп. Филиппом Рабангским в 1447 г. Упразднён в 1764 г.


Православные приходы и монастыри Севера : сайт // http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=344



Македонская Н. М. Рабангский Спасо-Преображенский монастырь.

Описание Зверинского В. В. №1173
«Спасо-Преображенский Рабангский или Спасо-Рябовский мужской, ныне Слобода Рабангская или село Спасо-Преображенское, Вологодской губернии и уезда, в 32 верстах к северо-востоку от Вологды, при реке Рабанской или Верхней Сухоне.
Основан в 1447 году преподобным Филиппом, память коего чтится 15 ноября, в день кончины. В 1764 году упразднен и обращен в приход».
Уточнения и дополнения к описанию
Местоположение
Находился на левом берегу Верхней Сухоны (Рабаньги).
Ныне деревня Слобода Пригородного поселения Сокольского района.
В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Рабангского монастыря показано на листе карты № 95, шифр 10-17.
Преподобный Филипп Рабангский
Основатель монастыря – преподобный Филипп Рабангский.
В монашество пострижен преподобным Дионисием Глушицким. После смерти Дионисия Глушицкого в 1437 году Филипп через несколько лет покинул Глушицкий монастырь и ушел на Рабангскую Сухону. Вначале жил отшельником, в 1447 году образовался монастырь. Скончался преподобный Филипп 15 ноября 1457 года. Память празднуется в день Вологодских Святых.
Рабангский монастырь
В 1484 году Великий Князь Иван Васильевич выдал игумену Спасо-Преображенского монастыря Феогносту грамоту на близлежащие деревни.
Вотчину монастыря составляли деревни на правом берегу Сухоны – Горка, Борисково, Васютино, Литега, Федюково, Калитино, на левом берегу Сухоны – Куземкино, Лентьево, Сельцо, Середнево, Кузнецово, Веретье, Коржа. Монастырская рыбная ловля начиналась от устья Махранги и далее вниз по течению Сухоны до Калитина.
В 1612 году монастырь разорен казаками.
В 1628 году на территории монастыря стояли шатровая холодная Спасо-Преображенская церковь с приделом преподобного Димитрия Прилуцкого и теплая церковь святителя Николая Чудотворца с трапезой, игуменская келия и 7 братских келий.
За воротами монастыря находились конюшня и коровник.
На реке Сухоне под деревней Горка был монастырский перевоз, под деревней Ершово стояла монастырская мельница.
В 1742 году за монастырем числилось 187 душ крестьян.
В 1744 году монахами построена каменная Спасо-Преображенская Рабангская церковь.
Перед упразднением монастыря в 1764 году в монастыре жили игумен 65–и лет, монах 82-х лет и столетний схимонах. В 1764 году Рабангский монастырь Вологодской епархии упразднен, церковь обращена в приходскую.
О приходе
В 1832 году Спасо-Преображенская церковь приобрела тот вид, с которым встретила свои последние дни. Главный престол – Преображения Господня (наверху), в нижнем теплом храме спереди - иконы Божией Матери « Всех Скорбящих Радость», кзади справа - престол святителя Николая Мирликийского, кзади слева – престол апостола Филиппа. Колокольня построена в связи с церковью.
Приписных часовен было две. Одна деревянная часовня находилась в деревне Васютино. В 1905 году срублена часовня в деревне Борисково.
В церковных домах жили сторож и просфорня; в двухэтажном доме, где жил псаломщик, помещалось и земское училище.
Рабангский приход Вологодской епархии составляли деревни Оларевской волости Вологодского уезда, расположенные по берегам Сухоны, в 1916 году в них проживали 3242 человека. С 1912 года в церкви служил священник Александр Константинович Соколов, 1888 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии 1910 года.
После революции 1917 года
В 1930 году в церкви служил по-прежнему Соколов Александр. В семье у него жена Елизавета и четверо детей: Алевтина 1915 года рождения, Михаил 1921-го, Александра 1925-го и Милица 1930 года рождения.
В 1937 году взорвана церковь и расстрелян священник.
Приписные часовни в Борискове и Васютине также уничтожены в советское время.

В 2015 году в Слободе построена деревянная церковь, освящена во имя преподобного Филиппа Рабангского, приписана к Вознесенской церкви в городе Сокол.

Дополнение. В настоящее время в центре дер. Слобода (Рабангская Слобода) недалеко от храма во имя Филиппа Рабангского возводися подворье Спасо-Прилуцкого монастыря.

Примечание
Каменная часовня на берегу Сухоны у деревни Коржи, принадлежала Лопотову монастырю.
Источники информации
1. ГАВО. Клировые ведомости Спасопреображенской Рабангской церкви разных лет.
2. ГАВО. Расписание монастырей 1764 года.
3. Верховской, П. В. Населенные недвижимые имения Святого Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших приемниках Петра Великого. – Москва, 1909.
4. Верюжский, Иоанн. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всей церковью и местно чтимых. – Вологда, 1880.
5. Зверинский, В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Санкт-Петербург, 1892.
6. Сторожев, В. Н. Монастырское землевладение на Вологде по данным 1627-1630 годов. – 1909.
7. Строев, Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ – Санкт-Петербург, 1877.
8. Суворов, Н. И. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала 17 века. // ВЕВ за 1865 год.
9. Суворов, Н. И. Исторические сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии. // ВЕВ за 1866 год.
10. Черкасова, М. С. Переписные книги Вологодских монастырей 16-18 веков. – Вологда, 2011.
11. Черкасова, М. С. Архивы вологодских монастырей и церквей 15-17 вв. – Вологда, 2012.



*Дополнение. В настоящее время в центре дер. Слобода (Рабангская Слобода) недалеко от храма во имя Филиппа Рабангского возводится подворье Спасо-Прилуцкого монастыря.




Село Рабанское (Рабангское) на карте Стрельбицкого


rabanga_karta.jpg
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4985
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2817
Русские крестьяне. Жизнь, быт, нравы . Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. Т. 5. Вологодская губерния, ч. 1. Вельский и Вологодский уезды / [составители : Т. А. Зимина, И. И. Шангина ; научные редакторы : Д. А. Баранов, А. В. Коновалов]. – Санкт-Петербург : Деловая полиграфия, 2007. – 623 с. : ил., портр., карт.


Издание представляет первую часть пятого тома публикации уникальных материалов архивного фонда ««Этнографическое бюро» князя В. Н. Тенишева», характеризующих быт и нравы русских крестьян Вологодской губернии второй половины XIX века.
Жизнь крестьян в этих документах представлена во всех аспектах: материальном, социальном, духовном, а также в языковом и географическом.
Публикация рассчитана как на специалистов в области гуманитарных наук, так и на всех, интересующихся отечественной историей и культурой.


Общее примечание.

Данный материал был подготовлен в рамках проекта "Этнографическое бюро", созданного русским фабрикантом и меценатом князем В.Н. Тенишевым в 1897 году в Санкт-Петербурге и активно работало до 1901 г. Это было предприятие, основной целью которого была организация и проведение массового сбора сведений о русском крестьянстве по специальной программе. Она называлась "Программа этнографических сведений о крестьянах Центральной России, составленная князем В.Н. Тенишевым".

В реализации этого проекта помогали внештатные сотрудники, так называемые корреспонденты, - это люди, заключившие с "Этнографическим бюро" договор на выполнение работ по сбору этнографических сведений в той местности, в которой они жили. Это были учителя, священнослужители, семинаристы, студенты и небольшое количество образованных крестьян - всего 350 человек из 23 губерний Европейской России.
Внештатные сотрудники, согласившись на работу с бюро, обязаны были выполнять ряд требований, которые были изложены в письмах-инструкциях, высылавшихся вместе с программой.
Они должны были проводить опросы только в рамках программы, все подаваемые в бюро материалы должны были иметь название главы программы и номер освещаемого вопроса. Ответы на вопросы должны были быть точными, являться фактами, а не общими рассуждениями о жизни крестьян. От корреспондентов требовалась абсолютная достоверность информации, считавшаяся главным условием успешности выполнения программы.
https://vk.com/@uteatr-etnogra...-tenisheva



Размещенный к данном томе этнографический материал о жителях Рабанги является не полным, в нем представлены наиболее интересные исследовательские заметки корреспондента по некоторым вопросам программы.

Кореспондентом, участвующем в этом этнографическом процессе, был диакон Спасо-Преображенской Рабангской церкви ЛИВЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ РЖАНИЦЫН, служивший в храме в 1894-1906 гг. Был счетчиком в первой переписи населения 1897 года.




Прикрепленный файл: этногр.бюро1.jpgэтногр.бюро2.jpg, 149613 байт
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
Лайк (1)
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4985
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2817
Русские крестьяне. Жизнь, быт, нравы . Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. Т. 5. Вологодская губерния, ч. 1. Вельский и Вологодский уезды



КОРРЕСПОНДЕНТ ЛИВЕРИЙ РЖАНИЦЫН. 1898

Оларевская вол., с. Рабангское (Рабанги)

Ф.7. Оп.1, Д.149. Л.2-26


А. ФИЗИЧЕСКИЕ И ПРИРОДНЫЕ СВОЙСТВА КРЕСТЬЯН

Вологодского уезда и губернии с. Рабанги от Вологды в 30 верстах. От Кадникова в 12 верстах на реке Сухоне.


1. Рост преимущественно средний. Волосы русые, но довольно часто встречаются светло-каштановые, а также черные, последние реже. Глаза серые, но встречаются и черные и весьма редко свинцово-голубые. имеют бороды и усы, у имеющих русые волосы - большей частью светло-русые или даже рыжеватые, а имеющих черные волосы - тонко русые, если же волосы светло каштановые, то борода и усы непривычно почти белые, только на концах (по цвету) одинаковые с волосами.
Глаза - у имеющих черный цвет волос - всегда темно-карие или даже черные, - первые чаще. У имеющих же светло-русый или светло-каштановый - всегда серые, а у последних встречаются и светло-голубые.
Цвет волос на лице и руках, у русых более, чем у темно-русых, а у черных - неприметно смутный; а у светло-каштановых белый; у рыжих и последних всегда есть веснушки, которые у рыжих крупнее и гуще.
Плечи - большею частью довольно широки; грудь редко впалая, а большею частью выпуклая. Стан короток и плотен. мужчины рыжие и светло-русые чаще стройнее и выше ростом, а черные - меньше ростом и шире. Вообще мужчины довольно красивы. Женщины - ростом меньше мужчин. С черными волосами нет. Темно-русые, а изредка рыжие, чаще всего светло-русые и даже темнеющие светлые волоса. Глаза у темно-русых темно-карие, и изредка черные, а у последних серые и очень редко светло-голубые и еще реже голубые. Лицо из женщин и девушек овальное, редко круглые. Грудь большею частью хорошо развита, также и плечи. Стан у пожилых женщин толстый и почти одинаков по ширине со спиною, а у молодых и девушек довольно тонкий - стройный. "Отчего жеп это так?" - спрашиваю у одной бабы, лет тридцати пяти. "А от того, голубчик, шо мы прям эдаких то платей не шили да не затягивались, как вот оне, сошьем бывало, лишь бы маленько прилегало кругом то да и ладно. Оно и и ловко да и не жмет, а гляди ко у них всякое личо то ноет. Да и не в почете были экия тонкоспиные, плевком ее перешибешь, а было чем товще, тем лучше, - едреная, а тощавате оне и личико то не по поцелует". Из всего сказанного, конечно, бывают исключения.
У подростков, как у мальчиков, так и девочки цвет волос и лица белее, чем у взрослых; очень часто встречаются те и другие с волосами совершенно белыми. Также точно и дети. Совсем беловолосыми чаще встречаются девочки.

2. Зрение и слух довольно хорошо развиты ; близорукие, совершенно слепые и с большими глазами - редко. Так же мало и глухих. Доказывается это тем, что во всей нашей местности (Рабанга) на 2500 человек обоего пола глухих не более пяти-шести человек всего; близоруких три-четыре, у слепых две женщины и один мужчина и то старики.
К физическому труду в большинстве очень выносливы; например, знаю нескольких мужчин, которые при полевых работах не испытывали положительно утомления, хотя бы провели на ней, не покладая рук, целый день и после работы также бодры и веселы как и до работы. Один из них уже старик лет шестидесяти. Многие крестьяне очень легко переносят кули с мукой девяти пудов весу из барки по шатким вымосткам на берег и прямо со спины вваливают их в телегу. Есть в нашей деревне (с. Рабангское) один крестьянин Иван Седунов. Приехал он раз в Вологду с другим крестьянином к одному купцу за мукой, для кадниковского купца; при нагрузке телег приказчик, отпускавший муку, и видя, как ловко и легко берут на плечи и носят кули мужики, и говорит им: " А кто, ребята, унесет два пуда?" Мужички сначала молчали. "Ну, ребята, кто унесет два куля из амбара до телеги, тому куплю бутылку водки!" Вот этот Седунов подошел к нему и говорит: " Двух кулей, В.П., не унести, а куль да мешок, да на мешке тебя унесу, товко не обманешь - купишь бутылочку?" - "Ну. вот, зачем я буду обманывать? Неси" - Взял он куль, взвалил на спину. На куль положили ему мешок, а на мешок, с голдареи (галереи) взобрался и приказчик.
Помогнул помощник приказчика, взбираясь на плечи Ивана, но ничего Иван у становился. Сделал шаг, другой и благополучно доставил к телеге свою трехсоставную ношу и получил за это 40 коп. на бутылку. Весу в той ноше было 12 1/2 пудов муки, да 4 1/2 пуда приказчика (его взвесили после) всего - 17 пудов.

---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4985
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2817
Русские крестьяне. Жизнь, быт, нравы . Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. Т. 5. Вологодская губерния, ч. 1. Вельский и Вологодский уезды



КОРРЕСПОНДЕНТ ЛИВЕРИЙ РЖАНИЦЫН. 1898

Оларевская вол., с. Рабангское (Рабанги)

Ф.7. Оп.1, Д.149. Л.2-26


Б . МЕСТНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ КРЕСТЬЯН


3. [Местонахождение].

Местность (приход) Рабанга расположена в 32 вер. от губернского вместе и уездного своего города.
Деревни расположены по обеим берегам довольно большой, широкой (от девяносто до ста сажен) и судоходной речки Сухоны, в 25 вер. от Кубенского озера, из которого она и берет начало. При выходе этой реки из озера сделаны шлюз и плотина. Весь приход состоит из 21 деревень, 10 из них стоят на правом берегу и 11 на левом. Расстояние между крайними деревнями не более 10 верст. Церковь в центре прихода. Д. Слобода или как она пишется с. Рабангское, стоит в центре этих деревень, на правом берегу, при ней приходская церковь, которую деревни и окружают с двух сторон: с севера и запада, а с южной стороны река. Местность около деревни низменная. Поля от берега реки к северу тянутся более как на версту, а дальше уже болото, поросшее не крупным сосновым, а по... (слово не разборчиво - прим. составителей) воды и еловым тесом, местами есть расчистки для сенокоса, так называемые "чищенья" (прим. моё - это слово до сих пор бытует у сельчан).
Ярмарки или базара при селе не бывает, за исключением Преображеньева дня (6 августа), храмового праздника. В этот день у ограды церковной, против св. ворот, располагаются человека три-четыре, приехавших из соседнего прихода (Борок) с яблоками (очень плохими) своих садов, своими огурцами и чесноком на... (слово неразборчиво - прим. сост.) купленными в Вологде, и больше ничего. 8-ого сентября бывает однодневная ярмарка при Боровецкой церкви, от лежащей от означенной деревни в 9 вер. и кроме того тут бывает порядочная торговля и каждый воскресный день. В четырех верстах строится фабрика целлюлозного и писчебумажного производства и крестьяне всех соседних деревень находят довольно хороший заработок. В одной версте от церкви есть паровой маслодельный завод, куда крестьяне продают молоко. Волостное правление в 10 вер. при д. Оларево; на большой дороге, проходящей от Вологды к Архангельску, есть тут же и почтовая станция. Земский начальник в 32 вер. (в г. Вологда). Становой пристав в 38 вер. в с. Кубенском. Урядник в 10 вер.
Пути сообщения. К земскому начальнику в волостное правление - трактовая дорога хорошая, а к становому приставу и уряднику худа и почти никогда не ремонтируется. До станции (железной) М.Я.Ар. дороги 6 вер. Почтовый тракт рядом.


4. [Что даёт крестьянам земля]

На свою землю крестьяне сеют: рожь озимую, овес, не помногу пшеницы и ячменя, а также лен, других каких-либо растений и трав не сеют. Без удобрения иногда сеется не большое количество льна на вспаханное дерно и на так называемые подсеки, но в очень незначительном количестве. полевая земля без удобрения не даст урожая и крестьяне должны вывозить очень значительное количество навоза, приблизительно один пуд на квадратную сажень.Удобрение производится следующим порядком: пашут поле, на котором был яровой хлеб (овес, пшеница, ячмень, лен) весною, когда уже кончат посев ярового, вспахиваемое парится, потом через несколько времени, а то и сейчас же боронится, затем возится навоз и закладывается ; дальше, когда навоз перегорит, опять боронят, приблизительно за неделю - две до посева ржи. Наконец, около 1 августа опять вспахивается и на вспаханное сеют рожь и, легонько заборонив, подправляют борозды, для лучшего стока воды и - посев закончен. За все эти труды земля матушка родит нашим мужичкам сам 8 -9 и очень хороший урожай сам 10. Овес в очень хороший год родится сам 6 - 4, а больше 4 - 5-й. Лен сеяной для волокна , в яровое поле и очень хороший родится редко. Ячменю и пшеницы сеется очень мало. Огороды очень малы, всего по несколько грядок при доме. Садится на поле лук, редька, капуста и немного огурцов, впрочем, огурцы родятся не каждый год.
Леса соседние с деревне болотистые. Грибы и ягоды хотя и есть, но не в большом количестве и крестьяне собирают их только для своего обихода. Река, хотя и рядом и довольно рыбная, но в деревне нет ни одного рыбака, даже кроме... (слово неразборчиво - прим. сост.) семей. Помысел этот наши крестьяне считают бездельем. Охотников вовсе нет.


5. [Полезные ископаемые и животные]

Домашние животные крестьян следующие: лошадь, корова и овца. Лошадь употребляется для полевых работ и для извоза. От коров пользуются молоком, которое продают в маслодельный завод от 1-го сентября по 1-е марта 40 коп., от 1-го марта по 1-е сентября по 30 коп. за пуд.
Количество получаемого от одной коровы молока 10-15 и очень редко 20 фунтов в сутки.
В лесах иной год появляется медведь, но вред, им наносимый, незначителен; других хищников нет. Червь был весьма редко и других насекомых, приносящих вред крестьянским посевам нет.


6. [Климатические условия в отношении к крестьянской жизни].

Домашнего скота крестьянам ежегодно приходится кормить дома до половины мая. Редко бывает, что с Николина дня скот кормится в поле. Пашню в раннюю весну начинают с Егорья (23 апреля), а сев поздний с Николы (9 мая). Батюшко Никола коли из сева не выходит, либо первый сев нет последний (так в тексте - прим. сост. -; местное предание). Сенокос начинается иногда с Иванова дня, а в поздние вёсны с Петрова дня. Жать рожь - с Ильина дня, овес - с 1-го Спаса.


Г. [ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ О ЖИЗНИ КРЕСТЬЯН]

7. В нашей местности крестьяне преимущественно занимаются хлебопашеством, но есть порядочно и промысловых, из которых большинство плотники и уходят они иногда и далеко от дома; но все-таки дома кто-либо: или брат, или отец, или, наконец, жена остаются да обрабатывают землю, сами они свой промысел не считают главным, а только подспорьем.



---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4985
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2817
Русские крестьяне. Жизнь, быт, нравы . Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. Т. 5. Вологодская губерния, ч. 1. Вельский и Вологодский уезды



КОРРЕСПОНДЕНТ ЛИВЕРИЙ РЖАНИЦЫН. 1898

Оларевская вол., с. Рабангское (Рабанги)

Ф.7. Оп.1, Д.149. Л.2-26


Ж . ВЕРОВАНИЯ, ЗНАНИЯ, ЯЗЫК, ПИСЬМО, ИСКУССТВА


[Верования].


Демонология



194. В нашей деревне (Слобода) один крестьянин делал новый дом. Подрядчик и плотники, всех девять человек, квартирующих в нашей деревне. К ним по вечерам приходят "погулять" т. е . посидеть, поговорить и наши деревенские мужики, да и плотники то все наши. Работящие. Вот я и зашел раз к ним послушать, о чем они говорят.
Разговор при мем приходе неопределенный: один поговорил о том, другой о другом... Я исподвольно на на разные страхи, начав с покойников, так как в эту ночь на церковной паперти ночевал покойник, а церковь от этого дома всего через дорогу. "Как, говорю, не боитесь вы выходить из избы, когда покойник так близко?" - "Да что его бояться т? Не встанет уж он. Больше надо бояться живого человека, а не мертвого. Что покойник? Плаха плахой. Брось его куды хошь, в воду али в огонь, все равно, что дерево, не шевельнется.Был человек, вышла из него душа, значит умер, упала его звезда. Ну и делай с ним топере што хошь, ему все равно. Покойник, покойник и есть. А вот нечистой силы надо бояться и хранить ебя от нее". - Да как от её сохранишься то? - Как? - А крестом да молитвой. Не выходи на волю (на улицу), не благословясь, да не перекрестясь. Не ешь и не пей ничего без креста, а то "он" (нечистый) и увести тебя может куда-нибудь; любо тебе в блюдо со щами напакостит; либо в чашку, али в стакан в вином влизет и как выпьешь ево, то и будешь ты прегорькой пьяница...да мало ли што он может сделать...

Вот хоть бы в Л. знаете В.? В поле год как сгорело. К.- он был старостой. Хорошо. В поле была у ево лошадь на привязи, так пошов видно её перевязать, или в подскотник. Нет, видно в подскотник, потому пошов-то он с уздой, а если была бы в поле, на веревке так узды то и не надо было и на веревке привел бы, а то он узду взял.Ну ладно.Только вышел это он за деревню, дошов эдак до половины прогону, а тут ось канавка, а через канавку ту мостик. Подходит он к мостику, вдруг слышит кто-то кричит, остановился. Смотрит, а от К. и бежит человек в одной рубахе и шапкой ему машет, велит постоять. Став человек от как близко подбегать В. и узнал ево: с К-ва. И. - десяцкий в то время быв.
- Далеко ли разбежался ты эдак М. И-ч? - Да вот до тебя, В. П-ч. Здорово живешь, В. П-ч! - Здравствуй, М. П-ч! Вот, хорошо, поздоровавшись элак то, В. и спрашивает: а за каким делом пошел, М. И-ч? - Да приехав к нам в деревню старшина, отводить места под постройки, дак меня и послав звать и тебя к нему, да велев поскорее как можно, торопится он куды то. - Куды он эдак торопится? Не слыхал? - Нет. Не знаю. - Ну да ладно. Ты иди помаленьку, а я вот забегу домой, занесу узду да и тебя достигну. - Да для чево тибе по попусту ноги те ломать, ведь отсюды до деревни то с полверсты будет, а взад да вперед верста, да и старшина то велев поскорее. Иди и с уздой. Там нихто у тебя не съесь. От нас то шел, после прямо в подскотину то и придешь.
- А, пожалуй, и ладно. Пойдёшь? - Пошли. Идут рядышком да разговаривают. Только вдруг И. отстал, а В.думает, за нуждой он отстав, а сам идет да идет не оглянется.
Только тово то чиго то и давно нет. Оглянулся, а ево и совсем как не бывало. Скрычав раз, другой, нет. Да ну, думает, и один дорогу знаю, а и он тоже придет.
Вот, хорошо, братец, ты мой, идет он, это, идет, да так задумався и дороги ровно не видит, только вдруг ровно хто ево разбудив, вздрогнув нони. Оглянувсе кругом - никово нет; да тут и подумавсе, що ровно давненько уж де иду то, пора бы и Сухоне быть, а её все то нет.Да що за оказея и дорога та какая то не знакомая. Ишь как я задумався и дороги то не узнав... И опять идет. Идет, идет. Смотрит, место и вправду незнакомо, Сухоны не видно да и деревень тоже. Що за оказия! , говорит, куды это я зашов? Совсем не знаю и места. Заблудитисе? Да и негде и всего то от нашей деревни до К. поди две, либо три версты, да и дорога то знакома - перезнакома. Уж и время стоять не рано - совнышко не высоко, а он все идет и до Сухоны еще не дошов.
Тоска начала забирать ево, чуть не плачет. А тут ещо как взглянет: идет то уже каким то лесом. Тут уж, говорит, совсем упал духом. Вижу що-то не ладно делается. И став я читать молитвы, да креститься, а у самово слезы из глаз так слышу и бегут...
Лес кончился. Иду какими то полями... Вдруг слышу: корова замычала. Взглянув, а вперед деревня какая то. Слава Тебе, Господи, думаю, топеря не погибну. Только какая жо это деревня? Не знакомая какая-то. Пришов в деревню. Большая деревня. Какая? не знаю. Погоди вон доска. Пошов к ней, а робетешки за мной ровно за медведем бегут, да хохочут, ровно то он не видали никовда человека опричь своих деревенцких. Подошов к доске, гляжу, а на доске написано: д. Осинки, дворов 39 душ 86! Вот так раз! Дак вот куды таки я попав то! На Пельшму в Осинки! Вот дак К.! (Текст на полях: "От дер. Л. до Осинок будет по крайней мере 25 верст". - Прим. сост.). - Ну, говорю, спасибо И.! Тут уж я догадався, какой это был И. от! - Ну ладно. Що, думаю, говорить топер мне делать? Тут ли ночевать или идти в Кадников? Давай пойду в Кадников, ни у пошов с молитвами и крестами, и всю дорогу так и читав молитвы какие знаю. Дошов до Кадникова, дай, думаю, зайду в трахтирь, чай то попью, да чево-нибудь поем, - измаялся все совсем.
Пришов в трахтирь, а там на Ф. О. сидит, пьют чай. Я подошов к ним. Поздоровался. Смотрят это они на ровно шальные какие, Потом О. и спрашивают: "Куды это ты В. П-ч ходил с уздой то? А узда у меня так на руке и висит, я уж про её и забыв. А вот говорю куды, да все им и рассказал. Уж и поудивились это они!А мне самому то, и слушать да, пожалуй и смешно стало. Это мне рассказав сам. Мы делали дом у О., а он приходив в деревню по... (неразборчиво. - Прим. сост.) що ли.
А старшины в тот день как водило В. на К. не бывало, да и М. не заходив та Л. за В., а все это сам "Он" (нечистой) придумал. Это ведь как глумится он над крещеным человеком. Да видно он не благословясь пошов. не знаю, то может и вправду не благословясь. Да видь и то сказать не ночью, а почитай среди дни. А рано то было то? Да в самую то раннюю павлину ( часа 3 за полдень )
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4985
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2817
Русские крестьяне. Жизнь, быт, нравы . Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. Т. 5. Вологодская губерния, ч. 1. Вельский и Вологодский уезды



КОРРЕСПОНДЕНТ ЛИВЕРИЙ РЖАНИЦЫН. 1898

Оларевская вол., с. Рабангское (Рабанги)

Ф.7. Оп.1, Д.149. Л.2-26


Ж . ВЕРОВАНИЯ, ЗНАНИЯ, ЯЗЫК, ПИСЬМО, ИСКУССТВА


[Верования].


Демонология

Продолжение.


А то вот было раз; работам мы в Митрополе, рассказыавет другой: дак в той деревне где мы работали то, один мужик пошов в лес по перевички, надо было ему загородить в поле огород, а дело было это недели з две до Петрова дни; а и лес от у них тут и есь за деревней. Вот хорошо. Пришов он в лес, рубит молодые ёлоцки, рубит да любуется; экую добрую сохру нашов; буде котопень. Ну ко, ладно, хорошо! Нарубив сколь ему было надо, связав, взяв пучек на плечо и пошов домой. Идет уж он довгонько, деревни не видно ещо да не только що, лес от став ровно гуще да выше. - Що за диковина? - думает, ужели я пошов не в ту сторону! Посмотрев на небо, кругом, поворотив маленько в сторону и опять пошов. Идет. Смотрит, а впереди прогалина. Вышов на прогалину, смотрит - на другой стороне её избушка стоит. Подошов он к избушке, да узнав место; от деревни то до избушки будет верст пятнадцать. Домой идти поздно, место незнакомое, дай говорит заночую тут, да уж утром и пойду. Подошов к дверям, перекрестив их, отворив, взошов, затворив и опять перекрестив, потом сам перекрестився три раза: "Господи благослови", - говорит. ладно. Сел на лавоцьку, выняв из пазухи ломоть хлеба, поив, потом сняв курту, задув спички, осмотрев примоску, перекрестился и лег. Лежит это, долго ли коротки, только слышит ровно хто есть на примоске. Пошарив легонькё рукой, и показалось ровно баба.Пошарив еще, тк и есть баба, да такая товстая, да мягкая. Що такое за чудо, думает, ложився, никово не было, а тут баба. Тихонько достав из курты спички, задув, смотрит, никово нет! Посмотрев и по всей избушке, нет никово! Перекрестился и опять лег, куртой закутався. Только улегся, слышит опять, ровно кто есть. Пошарил - опять та же баба! Да эдока до трех раз, а после третьего разу уж не став ложится, а встав, да надев свою курту, да шапку, да помаленьку выбрався из избушки, как вышов, перекрестился и пошов домой; думает: лучше ночью идти лесом, чем спать с этой нечистью, - догадался он, что это не настоящая баба, а нечистая сила - лесовик. Вот хорошо. Отошов он эдак сажень двадцать, а может и полсотни от избушки, а как вышов он, да не перекрестив дверей то, вдруг как у избушки то захохочет да за свищет, да за крычит: "Дурак мужик! Не махай никогда на двери, как взоходиш, а то и выйти нельзя! Ладно що была на тибе мидишка, а то я бы тибе!... Да и пошов ко лесу, шов, а сам все хохочет, да свищет, да в ладони щовкает. Дом, говорит, как повынй картуз волосья и став, - не знаю, как пришов домой. Видев я этого и мужика.

Да это що такое, братцы? Иду я однова домой, работав на Б... ц. П-ва, зимовку делали да опушивали дом у ево. Вот, хорошо. Пошов то я уже не рано, ну поешь шобашу, попьиш, да поужинаишь и, так часов около девяти было, а осенью в эту пору уж и больно темно бывает. Вот хорошо. Только перешев я по лаве через Волмушу, поднявсе на угор да став подходить, где вот топере кирпишной завод, вдруг из поднявся сноп огня, страшной, большой , да и полетев мне на стрицу. Я остановився, не знаю и испугався, не знаю неш, не знаю шо со мной и сделалось, только стою как столб, не шевелюсь. А он близко так от меня пролитив, к большой дороге, меня не видев.И шел то он не высоко от земли, так с повсажени всево, искры так и сыплются, как из решета. Опомнился я когда уж он ушел от меня далеко. Ну, я давай, крестится да во все ноги домой, крепко люто струсив! Прибежав домой весь дрожу и побелевши. Спрашивают: "Що ты? Що сделалось?" А вот, говорю: рассказав им, подивились, а нихто не знает що это такое.

Это братцы "ум" или "юм", то все одно, зовут умом или юмом. Я, пораз, то шо видел ево. Жив я в работниках на Зитолме у П... Вон пораз и пошов овин засушивать, только сошов со съезду, вдруг и вижу: прямо над деревню и литит що то светлое и шипко шалево.. Я перепугался да скорее назад в избу, да и говорю хозяину: "Дядюшка, глянько, що это?" - "Где, говорит? Да вот, гляди ко в окно то". - От подошов к окну, Глянув и говорит: "Ты разве не видав? Не знаешь що? - Нет, говорю, не видывал сроду. - А это говорит "юм". Що жо, говорю, это за юм? А это, говорит, огнинной бес. Куда жо, говорю, он летит то? - А хто , говорит, ево знает. Не спалив бы он, говорю, деревни. Нет, говорит, не спалит. А он пролитив то над самой деревней, да к Кривцу и улитив. В овин я один идти не посмев, страшно стало, так хозяин со мной и ночевав

Говорят: этот "ум" отлетает к бабам, подруги у ево бывают, говорит один из собеседников.
Жив я, братцы, в Ярославской губ. В этой самой деревне, где я жив, есть один мужик богатой-пребогатый, а, говорят, чуть по миру не ходив; разбогатев он не сколь давно; а разбогатев от чего? А вот от чево. Баба у ево смолоду, говорят, была крепко красива, толь, говорят, глаза были у её ненастоящие: черные, а вглядишься, ровно искорки бегают, как взгянешь, так, говорят, мороз по коже пойдет. Вот и полюбилась она нечистому и став он летать к ей огненным снопом; и стали они богатеть да богатеть и сделались первыми богачами в околодке. Он ишь им носив и деньги и всякое добро. Только баба эта сталась тощая претощая, а глаза ещо больше обвострились. Вот мужик-от и задумалсе; думав, думав, да и надумав молебны по церквам петь да и на дому ту пел не один водосвятной молебен, що бы отогнать ума то. И ведь отогнав! Прилетав еще раз, другой, повеется, повеется. вокруг дому, а залитить в дом не может, все святой водой окроплено, а святая то вода им не по губе, да так и отступивсе.

А в Петине баба, так та сама к ему ходит. Чья? Що не слыхав? Ужели не слыхав? Не слыхав.
А. П... В-ва, О...а давно уж она, года два как знается с "им". Как только приходит время, то сделается невесомая такая, велит мужику запрягать лошадь, а он, не говоря, запрягает, да с ей вместе и идет. Не доезжав Прилук останавливаются, она выходит и только её и видяв, не зная куда и девается, как ровно сквозь землю провалится, либо ветром возымет. А муж поворотит лошадку, да и домой. Сутки через трое приходит и баба худая-прехудая, чуть жива и каждый раз приносит грудку денег да все новенькие-преновенькие.

- "А що, робята, дити то у эдаких баб бывают али нет?" - "Как же, бывают". - "А какие то?" - "Хто их знает, я не видав". А мати у меня ходит по баушкам (повитуха), вот она пораз и попала к экой бабе то, дак и сама, говорит, не рада: столько страсти натерпелась, що сохрани Господи!" - "Пришли это", - говорит в избу, а её "ум" мучит, нет-нет да закрычит и за охает. Вот, говорит, и поналадила що надо, подошла к ей пособить. Подошла это, говорит, да, Господи благослови, и хотела перекрестится как завсегда, а роженица та как закрычит да замашот на меня, говорит, рукам: "Не крестись, не крестись!" А мамка то: що ты, говоришь, Бог с тобой! Как не крестись? Надо молитвой, о дак скорее да легче, Бог дас. А та: говорю, не крестись, а то не родить мне, не пойдет на крест, замучишь меня! Ну що уж, говорит, дышать и страшно то стало, да и нё пособить то жаль, уж больно она мучитсе.. Вот, братцы, подошла это она, посмотрела, а у её покажется оттуда шо-то черное, да шасть туды. И довго эдок. Как бы схватить ево, а оно туды! Вот, говорит мамка то, глядела я глядела, не знаю, що и делать, сроду такова не видала. Ну, а всем, говорит, догадалась, чую, дело тут не тово, що мне, говорит, делать тут нечево; а все же из избы не ушла, а отошла в другой угол и смотрю, що будет. Только, говорит,отошла, она и родила. Подбежала, говорит, я, смотрю, а в ногах у её и катается що-то черненькое, маленькое, и как поразглядела и увидела хвостик на жопке то, а над лобиком то маленькие рожки! До тово то ли, говорит, перепугалась, дак що и есь, а пуповину ту, говорит, все таки стригла, а как, говорит, только перестригнула, так, говорит, нашова робенка только и видели, куды и девался не знаю, говорит. После мамка то узнавала, що баба-то эта якшалась с нечистым. Не в жисть бы, говорит, не пошла, кабы знала это раньше...
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4985
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2817
Русские крестьяне. Жизнь, быт, нравы . Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. Т. 5. Вологодская губерния, ч. 1. Вельский и Вологодский уезды



КОРРЕСПОНДЕНТ ЛИВЕРИЙ РЖАНИЦЫН. 1898

Оларевская вол., с. Рабангское (Рабанги)

Ф.7. Оп.1, Д.149. Л.2-26. Окончание.


ПОЧИТАНИЕ ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЕЙ


244. Обряды исполняемые в некоторые дни года




На Новый год


1. В кадку с водой кладут ложки, по числу семейников, заметив, которая чья. Затем болтают воду и оставляют ложки в кадке до утра. Утром смотрят и если все ложки грудно, то в течение года никто из семейства не умрет, а если одна чья-либо отстала, то тот член семьи в этот год умрет. В нашей деревне в одной семье в прошлый новый (1894) год это делали, как говорят сами члены этой семьи. Положили они ложки, разболтали, как водится, на утро встали, смотрят, а одна ложка, девочки лет 12, оказалась плавающей особо от общей кучки. "Я, - сказывает мать этой девочки, - как взглянула, так и охнула. Ну, Олька, говорю, уж беспременно ты в этом году умрешь! Да так оно и вышло. Умерла она, не доживши до Николы".

2. Девушки-невесты и парни-женихи, ложась спать на новый год, кладут под себя порожний мешок, с приговором: "Иы мешок порожной, я человек дорожный, сведи меня туда, где судьба моя".Ложась, не молятся Богу и даже не крестятся. Если в этом году девушка выйдет замуж или парень женится, то непременно приснится та изба, куда отдадут или в которой женятся.

3. Под подушкой делают клеточку, вроде колодца, и ложась спать, тоже не благословясь, приговаривают: "Суженой, ряженой! Приходи на мой колодчик коня поить!" А если парень: "Суженая, ряженая! Приходи на мой колодчик за водицей!". И тоже, суженый или суженая непременно придет.

4. Выкидывают в потолок горсть соломинок и сколько их пристанет к потолку, столь велика будет семья, в которую отдадут. (Так гадают только девушки). "Это верно", - говорила мне одна баба из нашей деревни. Я, говорит, была 14 годов; по молоди и не думала, что в этот год выйду замуж, а все таки, дай, думаю, выкину соломинки, видь греха тут нет, ни какова. Выкинула, и аккурат десять соломинок пристало к потолку. Так оно и сбылось. После Крещенья подъехал Евграф, стали сватать меня, да и сосватались и вышла я одиннадцатая семью".

5. Надевают лошади на голову мешок и завязывают на шее, девушка садится верхом, лицом к заду лошади, берет в зубы хвост и гонит лошадь. Если лошадь пойдет к выходу со двора, так значит ныне отдадут замуж.

6. Рано утром в Крещенье смотрятся в зеркало, в котором показывается суженый или суженая, а то так и гроб или другое что.

7. В Егорьев день старшая в семье баба не должна ложится отдыхать, чтобы не были ленивы коровы и не ночевали в лесу.

[В Великий Четверг]

8. а). Рано утром, до зари кличут в дымовую трубу иные своих только, а другие и всех деревенских, поименно или по мастям: красуня, чернушка, пеструшка и т.д. Это делается тоже, чтобы коровы не ночевали в лесу.

9. б). Беруг из солонки горсть соли, завязывают в тряпку и кладт в печной кожух. Зта соль хранится весь год и считается отличным лекарством для скота, при всех болезнях. Иные соль поджаривают в печке на сковороде с квасною гущею, употребляют тоже, что первый.

10. в). Ходят в лес, до зари, за помелами и мутовками. Это делается для того, чтобы хлеб и пироги пеклись удачные, и до зари потому что с зарею просыпаются вороны, а если ворона "окаркает", то уж в помелах, мутовках силы не будет.

11. г). Пахтаюст сметану, чтобы на крышках были хорошие вершки.

12. д). Считают (мужики) серебряные деньги, потом опускают их в какой-либо сосуд с водой и этою водою умываются, чтобы жить богато.

13. е). Бабы прядут шерсть (овечью), тоже до зари. Шерсть эта употребляется на перевязку руки, когда от жнитва рука заболит ("от захвату") и даже в предупреждение этой болезни.

14. На Иванов день (24 июня) рвут чернобыль-траву, засыпают в плети и эти плети кладут, под Иванову росу с приговором: " Мать земля, отец небо, дайте робят от этой травы здоровья". Потом её высушивают и хранят. Больным дают с нее навар, и это средство помогает очень хорошо во всяких болезнях.

15. В Здвиженье рано утром , (на тощак) хоронят мух и тараканов. Делается это так: вырезают из репы или картофеля ящичек (гробик), кладут в него трех мух и таракана. Один из семейников несет этот гробикна голове вон из избы, а хозяйка полотенцем или платком гонит оставшихся мух к дверям за гробиком и причитает: "Мухи вы, мухи. комаров вы подруги, пора умирать! Муха муху ешь! Муха муху вон! последняя муха сама себя съещь!" И затем хоронят гробик на улице под окнами.

16. В Покров день утром большаки конопатят углы у избы, с приговорами: "Батюшко Покров, покрой избу пшеном, а хозяев добром"

17. В Кузьмин день заваривают из овсяной крупы саламат и как можно побольше, чтобы весь год ели хорошо.

18. В Екатеринин день (24 ноября) беременные бабы праздничают, не работают ничего, чтобы св. матушка Катерина "дала легкие роды".

Всё это делается с глубокою верою.

---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 * 9 10 11 12 13 14 Вперед →
Модератор: smigv48
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник smigv48 » Спасо-Преображенская Рабангская церковь [тема №89699]
Вверх ⇈