Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Общие сведения

До 1764 года и после

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модераторы: Лёна, zea78
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 12907
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6971
ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ПЕРЕПИСНЫХ КНИГ
1678г.


Ботоговская волость

с.Кондрыкино
д.Дынная
д.Осленка
д.Чёрный Поток
д.Заболотье
д.Суглицы
д.Селцо

Всего за Свенским монастырём-123 двора крестьянских,
62 двора бобыльских


Хвощенская волость

д.Вербежичи за помещиком.
На рч.Язвице, "что наперед сего была за попами погоста, кой написан в переписных книгах 154(1646) году, на рч. на Неручи на бережку".

Источник:
http://dlib.rsl.ru/viewer/01003916710#?page=5

Прикрепленный файл: 0pdf.jpg1pdf.jpg, 991334 байт
Лайк (1)
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 12907
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6971
Экономическое примечание к картам генерального межевания

село Кондрыкино с деревнями, при описании Калужского наместничества в 1782г., принадлежали ведомству бывшего владения Свенского Новопечерского монастыря:
Ретково
Мужитино
Войлово
Греда
Заболотье
Суглица
Ивашковичи
Чёрная
Сельцо
Ослинка
Нижнее Ашково
Верхнее Ашково
Дынная
Козловка

Источник:
http://maps.southklad.ru/ekono...ezhevaniya
http://www.vidania.ru/temple/t...erkov.html
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 12907
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6971
ЖИЗДРИНСКИЙ УЕЗД КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИИ


По сведениям населённых мест за 1859 год:

Ослинка - д. казённая
Чёрный Поток(Чёрная) - д. казённая
Сельцы - д. казённая
Суглицы - д. казённая
Дынное - д. казённая
Кондрыкино - с. казённое
Заболотье - д. казённая
Вербежичи - д. казённая

file.php?fid=185788&key=174445181
file.php?fid=185789&key=163236342
file.php?fid=185790&key=1739092018




По сведениям населённых мест за 1897 год:

Кондрыкинская волость

с.Кондрыкино
д.Дынное
д.Заболотье
д.Ослинка
д.Чёрный Поток
д.Суглицы
д. Сельцы

Кургановская волость

д.Вербежичи(Вербижичи,Вербичи)


Источник:
http://dlib.rsl.ru/viewer/01003641917#?page=22
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 12907
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6971
Посмотрела фамилии, на сайтах: ОБД"Мемориал" и "Подвиг народа",
которые встречаются в населённых пунктах - с.Кондрыкино, д.Дынная, д.Вербежичи, д.Ослинка, д.Заболотье, д.Чёрный Поток, Суглицы


д.Дынная/Дынное
Зверев
Дюков
Балабаев
Ильин
Жариков
Ульяненков,в Боево-Ульянченков

с.Кондрыкино
Киселёв
Дюков

д.Ослинка
Жуков
Луне(ё)в
Хохлов
Лушкин, в Боево-Лушин
Балабаев
Сигутин,в Боево-Саутин

д.Заболотье
Жариков

д.Чёрный Поток
Фомин
Новиков
Володин




На сайте:"Жертвы политического террора в СССР"
Благодаря форумчанину- Виталию(Vitaly),удалось просмотреть фамилии по репрессированным(выборки с сайта-lists.memo.ru)

Жиздринский уезд:

д.Заболотье
Жариков

д.Ослинка
Хохлов




На сайте:"Первая Мировая война, 1914–1918 гг.
Алфавитные списки потерь нижних чинов"
1914.svrt.ru/

Кондрыкинская волость,Жиздринского уезда
Жариков, д.Заболотье
Волков
Жуков
Новиков
, с.Кондрыкино




"Ведомость справок о судимости"
1871г.

д.Чёрная(Чёрный Поток)

Горбунов


Эти ФАМИЛИИ встречались/встречаются и в селе Боево
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 12907
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6971
[q]
Обширный Жиздринский уезд-весь полесский."Палехами называются обитатели южного полесья,длинной лесной полосы начинающейся на границе Болховского и Жиздринского уездов.Они отличаются многими особенностями в образе жизни ,нравах и языке."Заворотнями"зовут их за подозрительный и тугой нрав".
М.Жегочев в 1849 году коротко описывает одежду государственных крестьян Кондрыкинской волости Жиздринского уезда,в деревнях:Дынная,Ослинка,Заболотье и Суглицы. У мужчин колпак из белой шерсти,у женщин понёва из русской крашеной шерсти,посконная занавеска с рукавами,на голове сорока,вышитая шёлком и мишурою.
..В деревнях государственных крестьян Кондрыкинской волости:Ванькя,но рядом и Петька, идеть,поеть,палатно,чаряпаха,яго
[/q]

Источник:
"Великорусские говоры".Автор-Д.К.Зеленин


[q]
Сложна этническая история некоторых областных групп южнорусского населения.
По мере расширения Русского государства на юг его рубежи заселяли выходцы из различных мест. Таково происхождение так называемых полехов(полешан) в Калужско-Орловско-Брянском полесье.Часть из них,возможно,-потомки древних обитателей этих мест. В культуре полехов прослеживается связь с культурой белорусов и литовцев.Среди них распространилось старообрядчество
[/q]

Источник:
"Основы этнологии : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030401 "История"
На сайте РГБ
http://search.rsl.ru/


Традиционный крестьянский костюм Калужской губернии относится к южновеликорусскому типу. Комплекс состоял из длинной холщевой рубахи, поверх которой женщины надевали набедренную одежду — понёву. Непременной деталью костюма был передник — « занавеска»; для женщин был обязателен глухой головной убор, полностью скрывавший волосы.
В народном костюме соблюдалось деление на будничный, праздничный и обрядовый. Праздничная одежда всегда была более дорогой, обильно украшалась. К праздничной одежде примыкают обрядовые костюмы: свадебные, погребальные и т. п., причем обрядовая одежда дольше всего сохраняла старинные формы. Будничная одежда изготовлялась из более прочных тканей и орнаментировалась намного скромнее.
Южновеликорусский женский костюм подчеркивает стремление к созданию малорасчлененной массивной формы, начиная с обуви — плетеных лаптей с толстыми онучами. Талия в костюме не подчеркнута, формы тела не выявляются, при помощи головного убора и шейных украшений акцентируется только лицо, Орнаментика костюма по технике разнообразная. Это узорное ткачество, вышивка, аппликация; шитье и низание бисером, бусами.


Деревня Вербежичи Людиновского района

Комплекс с сарафаном состоит из рубахи, сарафана, фартука, повойника с лентами. Рубаха с поликами из 4-х ширин холста, горловина без сборки, застежка спереди; рукава широкие, низ собран в сборку, заканчивается манжетой с оборкой или без нее. Полики, рукава по всей плоскости украшены вышивкой крестом нитками черного и красного цветов.
Сарафан «шубка» с отрезной спинкой до талии. Нижнее полотнище спинки собрано в сборку. В боковых швах по линии талии завязки ( завязываются спереди для приталивания спинки). Перед цельнокроеный, застежка сбоку. На 25 — 30 см от низа сарафана проложены два ряда лент. Цвета сарафанов в д.Вербежичи от красного до темно-бордового.
Фартук сделан из покупной ткани белого цвета. Верх собран на сборку, на пояске, подвязывается по талии. Плоскость фартука украшена застроченными поперечными складками и полосами вышивки крестом нитками красного и черного цветов (орнамент растительный), низ — полоса кружев (крючок). Повойник с лентами по форме и украсу повторяет савинский.


Деревня Заболотье Людиновского района

Комплекс состоит из рубахи, сарафана, фартука, платка.
Рубаха с поликами. Горловина без сборки, застежка спереди, рукава широкие, заканчиваются оборкой и узенькой манжетой. Полики, рукава по всей плоскости украшены вышивкой крестом нитками красного и черного цветов.
Сарафан «шубка» из сатина бордового цвета с отрезной спинкой, нижняя часть спинки собрана в сборку, в боковые швы вшиты завязки на уровне отрезной спинки, завязываются под грудью, по низу сарафана проложены два ряда атласных лент.
Фартук из покупной ткани белого цвета. Верх собран в сборку на пояске, завязывается под грудью. Декор фартука (сверху вниз) — заложены и застрочены 3 поперечных, через промежуток 4 складочки, полоса вышивки, кружевная вставка, полоса вышивки. Низ кружево (крючок), вышивка — орнамент растительный, техника — крест. По информации местных жителей, в более раннее время (начало XX века) в д. Заболотье бытовал комплекс с понёвой.

Источник:
http://folk.rusign.com/p/costume.html



Женский костюм деревни Чёрный Поток Людиновского района

file.php?fid=185795&key=691744367


Женские и мужские костюмы Жиздринского уезда(Людиновский, Кировский, Жиздринский, Куйбышевский районы)

file.php?fid=185791&key=1867572370 file.php?fid=185792&key=1269360908 file.php?fid=185793&key=244704994 file.php?fid=185794&key=1165425443


Фотографии предоставлены по благословению протоиерея Алексия Жиганова - настоятель Казанского собора г. Людиново


Понёва, как элемент традиционной русской женской одежды.
[q]
Женщины племени вятичей, занимавшего когда-то Калужскую, Орловскую, Рязанскую и Тамбовскую области предпочитали синие клетчатые понёвы.
Понёвы различаются по крою и расцветке. По покрою различаются панёвы распашные, открытые спереди или сбоку и с прошвой, глухие. Оба типа присущи областям южной России.
В Рязанской, Пензенской, Калужской, Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской губерниях понёва открыта спереди; носили её, подтыкая углы за пояс.
[/q]

Источник:
http://rusorn.ru/%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%91%D0%B2%D0%B0/





Как говорили в древней Калуге. Словарь народного диалекта.

Жители Калужской губернии говорят великорусским языком, но в произношении весьма многих слов жителями Мосальского и западной части Жиздринского уездов заметно влияние Белоруссии. Вот некоторые из слов, употребляемые народом в Калужской губернии.

Я– буква, употребляемая иногда в словах вместо А, - напр. Ванькя вместо Ванька.

Анамнясь, анамедни – несколько дней назад.
Асичка – род шапки.
Бажоный, бажонинький – один, единственный, иногда хороший, милый.
Баран – глиняный рукомойник.
Батрак – наемный рабочий.
Баить – говорить.
Братина – чаша, миса.
Боты – сапоги.
В– предлог, употребляется вместо У, и обратно У употребляется вместо В; например, вместо у стены – в стены, вместо в церкви – у церкве.
Буква У заменяется также буквою В в некоторых словах; например, вместо ударил – вдарил.
Вышка – чердак.
Ветряк – ветреная мельница.
Вякать – лаять.
Вертина – овраг с крутыми берегами.
Галамя – давно.
Гамза – казна, деньги.
Гутарить – говорить, рассказывать, вместо гутарить употребляются слова баить, калякать.
Домовина – гроб.
Дежа – квашня.
Дром – бурелом – чаща в лесу, глушь, трущоба, так что трудно пройти; последнее означает также лес, поваленный бурею.
Дуже – сильно, очень, весьма.
Жерело – провал земли.
Жилейка – свирель.
Закута – хлеб.
Замашки – женский род конопли, иногда посконь.
Зипун – кафтан.
Зля – для.
Злякаться – испугаться.
Зякать – кричать.
Извар – ушат.
Истый – подлинный.
Казюлька – змея.
Калбина – небольшое озеро.
Каляный – крепкий, колючий, твердый.
Каманика – ежевика.
Карачун – злой дух.
Квелить – сердить, дразнить.
Коник – лавка в избе, самая ближняя к дверям, делаемая обыкновенно ящиком для хранения вещей.
Корец – ковш.
Карявый - неровный, шороховатый, исковерканный, изломанный, нехороший, угреватый.
Красна – холсты.
Крошево - капуста рубленая.
Круговой – окружной начальник.
Крупец – колодезь, источник.
Кулига – лужайка.
Куява – разгильдяй, растрепаный.
Лазник – мелкий кустарник, ивняк.
Ладунка – бутылочка.
Лог – лощина, овраг с отлогими берегами.
Матерый – довольно большой.
Надобить – надобно, должно.
Незля – нельзя.
Оба-полы – по обе стороны.
Оборы – веревочки для привязывания лаптей поверх онуч.
Окно воловое – верхнее малое, так называемое в отличие от большого или красного.
Переш – прежде, наперед, иногда говорится напередки.
Плахта - повязка.
Поветь – соломенная кровля.
Половник - уполовник.
Помет – порода. Понева, понява–женский сельский костюм.
Плевый – малоценный, ничтожный.
Пуня – сарай для сена.
Пырки – индейки.
Рели – качели.
Робить – делать.
Руда – кровь.
Семен день – 1 сентября.
Скверно – холодно.
Склянка – всякий стеклянный сосуд.
Снизаться – одеться, отсюда сниз – нижнее платье, иногда употребляется слово оболокаться. Сутиски – сумерки.
Ташка – мышка, носят под ташкою.
Терези – весы.
Толока – сборище, общая работа.
Тешить – доить.
Усей – недавно.
Х– эта буква заменяется О или Ф, например, хвилин, Хведор; иногда же буква Хз аменяется буквою Ф, например, фарать, фастать, форост, куфня.
Хотится – хочется, хотишь – хочешь.
Хряк – боров.
Цыпки – болезнь вроде чесотки.
Чапельник – сковородень.
Чуфиснуть – поклониться в ноги.
Шатун - черт.
Шарить – искать.
Шляки – бабки.
Я– употребляется в спряжении глаголов вместо ит, например, ион едя – вместо он едит.

(с) «Фольклор Калужской губернии», выпуск 1: Народные обряды и поэзия, Ведерникова Н.М., 1997 г.

Источник:
http://tabloid40.ru/journal/ka...lekta.html


file.php?fid=185796&key=1316999278
file.php?fid=185800&key=461642165
file.php?fid=185797&key=1904202815
file.php?fid=185798&key=1266390936
file.php?fid=185799&key=1559151962

Источник:
"Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. Т. 4: C—V"
http://books.google.ru/books?i...mp;f=false

Лайк (2)
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 12907
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6971
Возвращаясь к «Людиновскому рубежу»


...Приводимая здесь выписка из Брянских Межевых книг дает полное представление о «Людиновском рубеже», т.е. о границах земельных владений деревни Людиновы на 1626-1684 г.г., а также содержит сведения о порубежных помещичьих и вотчинных владениях соседних деревень.
«В Брянских межевых книгах межеванья Мокея Микулина да подъячего Петра Иванова 7192 году (т.е. 1684 г.) в Ботоговском стану написано октября в 20 день...»

(РГАДА, ф. 1209, ДМЛ/Брянск, кн. 10307, д. 4, л.282).

«... По выписи с писцовых книг князь Петра Звенигородского да подъячего Ивана Ковелина прошлых 7134, и 7135 и 7136 годов (т.е. 1626, 1627 и 1628 г.г.) отмежевано ему околничему князю Семену Юрьевичу Звенигородскому во Брянском уезде в Ботоговском стану в деревне Людинове на речке на Псурке пашни пахотные и перелогу, и лесом поросло добрыя (л. 282 об.) земли сто семдесят четвертей в поле, а в дву потому ж, сена по реке по Оболве поправой стороне вверх по лугам и по дубровам семдесят копен.

А почата межа той деревни Людиновы (см. карту, с просьбой учесть, что межевание было в 1684 г., а карта 1790 года - прим.автора) земле и черному лесу и бору и дубровам и бортным ухожьям против писцовой выписки князь Петра Звенигородского да подъячего Ивана Ковелина 134, 135 и 136 год и по сторожиловым скаскам Измайла Алымова крестьянина - Ерошки Иванова с товарыщи. От Лещовского старинного езу, что на реке на Оболве и от Перемыву против Лещовского езу на горе по смете сажень з дватцать стоит сосна, на ней грань, против грани яма. А от того старинного Лещовского езу и от гранной сосны вверх рекою Оболовью к речке Выдре. Вверх до Выдры речки направе земля и лес и сенные покосы и бортные угожья и всякое угожье околничего князя Семена Юрьевича Звенигородского, а налеве земля и лес Измаила Тимофеева сына Алымова деревни Вербежичи, да Сафрона Безобразова, Василья Поганкова с товарищи деревни Савины. А Выдрою рекою вверх до Сосноваго Моху поправу земля и лес деревни Людиновы, а полеву земли и лес церковнаго села Колчина попа Михаила з братьею. И от Сосноваго Мха в Ызгонов поток поправу земля и лес деревни Людиновы, а полеву земли и лес Свинского монастыря села Кондрыкина попа Карпа Семенова. А от Ызгонова потока к речке Ломпуте оба берега, а речкою Ломпутем вниз до Черной Грязи, до поточка. А от Черной Грязи вверх тем Черным потоком до речки до Псури. А речкою Псурью вверх до речки до Трупца поправу (л. 283) земли и лес деревни Людиновы, а полеву земля и лес Мещовского уезду Парфенья да Павла Кореевых, деревни Рога. А от речки Трупца сухим рубежом на Могилки к верховью речки Болшой Сукроменки, по смете сажень с пять сот поправу земля и лес деревни Людиновы, а полеву земля и лес Свинского монастыря вотчины деревни Войловы. А речкою Болшою Сукроменкою вниз до устья речки Малой Сукроменки поправу земля и лес деревни Людиновы, а полеву земля и лес деревни Войловы. А от устья речки Малой Сукроменки вниз тою ж речкою Болшою Сукроминкою до речки до Ломпутя поправу земля и лес деревни Людиновы, а полеву деревни Кринок разных помещиков, да через тою речку Ломпуть от Кузминского езу к дубу, а тот дуб стоит на берегу у речки Ломпуди на нем две грани против граней две ямы. А от гранного дуба и от ям до гранной утинной сосны, что стоит у Лещовского старинного езу против Промыва, на той сосне другая грань, против грани яма. А по смете того лесу и дубровы и черного лесу и бортного ухожья, и сенных покосов и всяких угодий в длину верст на пять и болши, а поперег версты на четыре и болши. А от Лещовского езу и от урочища, что словет Промыв вверх по реке Оболве по правой стороне до речки до Выдры околничего князя Семена Юрьевича Звенигородского, крестьянам ево деревни Людинова сенныя покосы и всякия угодья.

А на межеванья были сторожилы и околныя люди соборныя церкви села Колчина.(л. 283 об.) протопопа Василья Федорова крестьяня - Петрушка Кузмин, Афонка Семенов, деревни Вербежичи Измаила Алымова крестьяня - Ерошка Иванов, Мосейка Савостьянов, деревни Крынок Володимира Похвиснева крестьянин - Нестерко Иванов Сидоров, крестьянин Гаврилова - Авдешка Лукьянов Алфиногенов, крестьянин Енина - Илюшка Федотов Евтифеев, крестьянин Лвова - Филка Савельев Ермолов, крестьянин Медведева - Трошка Родионов, Новопечерского Свинского монастыря крестьянин деревни Войловы Артешка Тимофеев, Филка Наумов.

К подлинным межевым книгам села Колчина пятницкой поп Михаил Зеновьев вместо сторонних людей, которые писаны в сих межевых книгах имена - села Колчина Петрушка Кузмина с товарищи, по их веленью руку приложил».

Источник:
Автор- настоятель Казанского собора г. Людиново протоиерей Алексий Жиганов
http://tznak-ludinovo.narod.ru..._23_1.html
http://tznak-ludinovo.narod.ru..._31_4.html



Пояснения к обозначениям на карте:

1 Урочище «Промыв»
1 место «Лещевский ез"
«Ез» - это рыболовный плетень по дну реки.
1-2 «Вербежицкий рубеж»
2-3 «Савинский рубеж»
3-4 церковные земли с. Колчина
2 Урочище «Сосновый мох»
4-5 церковные земли с. Кондрыкина
5-6-7 ? ? ? рубеж
7-8 «Мещевский рубеж» (т.е. граница Мещевского уезда) или «Роговской рубеж»
3 Примерное место деревни Рога
8-9 «Заболоцкий рубеж»
4 Урочище «Зеленая Птица»
5 Место «Могилки»
9-10 «Войловский рубеж»
10-11 «Криновский рубеж»
11 место «Кузминский ез»
11-1 рубеж д. Курганье

-о---о----о----о--- Примерное расположение современной дороги (XXI века) на с. Букань и д. Игнатовка

Указанный на карте от позиции 8 до позиции 9 - «Заболоцкий рубеж» с очень характерной пометой «по Могилки» 5 дает нам полное право вести «письменную» историю «Людиновского рубежа», а значит и самой деревни Людиновы с 1595 г. (см. предыдущую публикацию).

Прикрепленный файл: 2221.jpg
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 12907
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6971
Карта 1724 года
Киев-Брянск. Бассейн реки Десны

На карте указан Свенский монастырь и вотчины монастыря:
Дымная(Дынное, Дынная)
Заболотье
Войлова


Источник:
https://forum.vgd.ru/660/old-maps-gall/

Прикрепленный файл: Киев-Брянск. Бассейн реки Десны (2).jpgКиев-Брянск. Бассейн реки Десны.jpg, 192944 байт
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 12907
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6971
Цитата из переписки:
"Фамилии крестьян стали записываться «массово» в «метрических книгах» с.Кондрыкино примерно с 1895 г.,
изредка фамилии встречаются примерно с 1885 г. в основном у выходцев из солдат.
В ревизской сказке 1858 г. записано только 2 фамилии Жариковы и Брыловы в д.Ослинка, других нет.

По существующим фамилиям жителей д.Черный Поток, выяснилось, что большинство сохранившихся фамилий образовались ок. 1800 г., т.е. в конце XVIIIв.
А судя по ревизской сказке 1764 г., там указана фамилия Кочергины (она сохранилась в д.Мужитино – «выселки» из д.Черный Поток ок. 1780 г.), то начало крестьянских фамилий с сер. XVIIIв."
Лайк (1)
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 12907
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6971
Первая мировая война, 1914–1918 гг.
Проект Союза Возрождений Родословных Традиций (СВРТ)

Фамилии людей из Кондрыкинской волости:





Жиздринский уезд:


Источник:
1914.svrt.ru
Лайк (1)
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 12907
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6971
Фамилии людей с сайта: "Жертвы политического террора в СССР"
Уроженцы


Источник:
http://lists.memo.ru/index16.htm
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модераторы: Лёна, zea78
Вверх ⇈