Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Книжная полка

Книги (по генеалогии, истории и краеведению) из моей маленькой библиотеки

← Назад    Вперед →Модератор: Natalka
Natalka
Модератор раздела

Natalka

Россия
Сообщений: 2818
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1884
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927-1939. Документы и материалы. В 5-ти тт./Т.2 Ноябрь 1929-декабрь 1930/ Под ред. В. Данилова, Р. Маннинг, Л.Виолы. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2000. - 927 с.

Второй том "Трагедии советской деревни" посвящен одному из самых драматических этапов в истории советского крестьянства -развертыванию "сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса" (ноябрь 1929 г. - декабрь 1930 г.). Публикуемые в томе документы, выявленные в ранее секретных или малодоступных фондах высших органов партийно-государственного руководства (ЦК ВКП(б), ЦИК и СНК СССР), различных ведомств и организаций, в том числе и судебно- карательных органов (ОГПУ, НКВД, Верховного Суда и Прокуратуры), раскрывают антикрестьянскую политику Сталина и его ближайшего окружения, которая привела в конечном счете к разорению миллионов крестьян и разрушению производительных сил сельского хозяйства.
Большое место занимают в томе материалы, освещающие острую политическую обстановку в деревне в связи с насильственной коллективизацией и экспроприацией (раскулачиванием) так называемых кулаков, что вызвало массовое сопротивление крестьян, нередко перераставшее в повстанческое движение.


Книга будет интересна всем, кто изучает период раскулачивания. А так же тем, кто интересуется историей сел и деревень. Есть именной указатель, но в книге в основном только фамилии без имени и отчества. Есть, также, географический указатель.
Чуть позже выложу один из документов, чтобы было понятно о чем речь.



Да, неприятное чтиво!!!! Вот один из документов:


Комментарий модератора:
Нужно ли выкладывать поименный список?


Прикрепленный файл: 1.jpg2.jpg, 876163 байт3.jpg, 918246 байт4.jpg, 1011886 байт5.jpg, 1067060 байт6.jpg, 827634 байт
---
Мой дневник
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14559
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8839
Хорошая подборка, тексты выложены полностью со всеми предисловиями и научно-справочным аппаратом, но пользоваться несколько неудобно, тексты-"простыни" приходится "листать", подокументного указателя нет:

http://igorkurl.livejournal.com/281752.html


Комментарий модератора:
Огромное спасибо за ссылку. Есть возможность ознакомиться с другими томами данного издания.

Natalka
Модератор раздела

Natalka

Россия
Сообщений: 2818
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1884
Мне, как потомку жителей Усть-Цилемской стороны очень интересно было ознакомиться с данной книгой. Кто знает, может быть одну из сказок рассказал мой предок!.

Усть-Цилемские сказки/ Сост. В.И.Чупров. -У83 Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1992.-96 с.

Настоящая книга - сборник сказок, записанных в Усть-Цильме в начале ХХ в. известным этнографом из Санкт-Петербурга Н.Е.Ончуковым. Сказки записаны непосредственно из уст местных крестьян и сохранили колорит и особенности местного говора, будут интересны самому широкому кругу читателей.

Народная проза Усть-Цильмы.

В начале ХХ века известный этнограф, ученый из С.-Петербурга Н.Е.Ончуков побывал в Усть-Цильме и объехал практически весь Печорский край. Основной целью посещения Печоры Ончуковым явилось собирание и запись былин. Кроме того, когда оставалось время, или ехать дальше из-за непогоды было нельзя, ученый изучал местные архивы искал рукописи, записывал сказки. Запись сказок в Усть-Цильме, а затем их издание в 1908 г. в сборнике "Северные сказки" явилось уникальной и единственной, дошедшей до нас, публикацией этого вида устного творчества. Нынешнее поколение устьцилемов этих сказок уже не помнит, а сборник "Северные сказки" сейчас является библиографической редкостью. Настоящая книга - первая попытка вернуть к жизни родники народного творчества, приобщить современного читателя к образцам духовного богатства прошлого. Записи сказок сделаны Н.Е.Ончуковым непосредственно из уст местных крестьян. "Я всегда старался, - писал впоследствии ученый, - записат непосредственно от сказочников и добросовестно соблюдать все особенности местного говора". Действительно, характеризуя прозаический материал, который оказался включенным в данное издание, находишь удивительно яркие образцы народного красноречия и органически точную простанародную речь, в которой оказалась запечатленной сама натураустьцилема с сохранением тех особенностей русского языка, на котором изъяснялись жители далекой Печорына протяжении веков."Желательно сохранить, - писал Н.Е.Ончуков, - всю прелесть местного калорита сказки, со всеми особенностями, оборотами, красотами метких сравнений и остроумными словечками…" И такой "калорит" в издаваемых сказках сохранен целиком и полностью.

Следует сделать только одно замечание. В книге Вы встретите слова, и не мало, одного значения, но обозначенные по-разному. Например: царица, чарица, чарича. То есть встречаются выражения и слова, записанные чисто литературным языком, а больше - с передачей местного говора. Н.Е.Ончуков записал сказки так, как он слышал их о рассказчика, сохранив индивидуальный почерк каждого сказочника. Мы также не изменили данной традиции.

Несколько слов о тех, кто рассказывал Ончукову сказки.Сам исследователь, когда характеризует северные сказки, часто вспоминает Чупрова Алексея Васильевича, дает ему самую высокую оценку как сказочнику и сказателю былин. "Мой сказочник, Алексей Васильевич Чупров, - отмечал Ончуков, - был для меня именно тем единственным сказочником, который передает сказки так, как они, может быть, должны были говориться в старину. Дальше уже во всем сборнике (имеется в виду сборник "Северные сказки". - Сост.) вы не найдете такого сказочника". При записи сказок А.В.Чупрову по кличке "Слепой" было 70 лет, жил он в Усть-Цильме. Сказки знал "твердо", рассказывал их прекрасно, складно, строго соблюдая то, что А.Н.Афанасьев называл "обрядностью". Примерно так же рассказывал сказки, соблюдая "обрядность", Вокуев Анисим Федорович, тоже житель Усть-Цильмы. Высокую оценку получил и третий сказочник из Усть-Цильмы - Чупров Григорий Иванович, по кличке "Калямич". В отличие от двух предыдущих сказителей , Г.И.Чупров любит смешные сказки. Его сказки всегда остроумны. "Рассказывает, - писал о нем Н.Е.Ончуков, - сказки удивительно, но не со стороны содержания, а по мастерству самого рассказа… только одному ему присущим складом, сущность которого можно определить: юмористичность". Видимо, это был действительно веселый человек, ловил рыбу, извозничал, возил пассажиров, поторговывыл, служил по выбору в должности "землемера", дом его с окнами на Печору отличался чистотой и порядком. В поездку по Пижме Ончуков взял Чупрова Г.И. ямщиком и никогда об этом не пожалел. Григорий Иванович помог ученому записывать былины, разыскивал былинщиков, а также старинные рукописи.

Примерно такой же характеристики удостоился Шишелов Василий Дорофеевич из деревни Верхнее Бугаево. "Особенно хорошо, - отмечал Ончуков, - В.Д. рассказывает сказки. Беззаветная веселость и большой юмор также рассыпаны в сказках В.Д., как и в сказка Г.И.Чупрова".

У устьцилема Носова Алексея Андреевича Н.Е.Ончуков не хотел ничего записывать в силу нетрезвого состояния последнего и помня высказывание известного ученого Гильфердинга, что ни один из "кабацких завсегдаталей" не был "народным рапсодом". А.А.Носов обиделся и попросил спеть былину на пробу или рассказать сказку. Ончуков согласился, и Носов рассказал сказку о "Иване Быковиче", которую ученый нигде до этого здесь не слышал. Заключая характеристику этому сказителю, Ончуков говорит, что я ему "обязан хорошей сказкой, что это очень важно для вычснения вышеуказанного утверждения Гильфердинга, с которым я совсем не согласен".

Известный в начале ХХ века на Печоре Поздеев Петр Родионович, которому Ончуков дает самую высокую оценку как "стариннику-сказителю" былин, вместе со своей женой Ксенией Поздеевой рассказали несколько сказок и бывальщин. И по одной-две сказки поведали Ончукову жители Среднего Бугаево: Шишелова Марья Кузьмовна, Поздеев Василий Никитич, Поздеев Роман Григорьевич, Чуресовп Матрена Андреевна и уроженец Нижнего Бугаево - Кисляков Иван Никитич. (Кстати, этот человек, хоть и не является моим родственником, но в нашем семейном родословном древе присутствует. - примечание моё Natalka)

Все, что вошло в книгу "Усть-Цилемские сказки", не поддается одному определению - сказочная проза, т.к. наряду с собственно сказками мы встречаемся там с быличками, "былями", "бывальщинами", преданиями, и легендами. Словом, прозаические тексты отличаются жанровой пестротой, характеризующей эту область русского северного фольклора.

К классическим примерам волшебных сказок можно отнести только несколько сюжетов. Среди них: "Иван Медвежье ушко", "Иван Быкович", "Ивпн-царевич в подземном царстве", "Федор-царевич, Иван-царевич и их оклеветанная мать", "Федор Водович и Иван Водович", "Иван-царевич и девица-царица". По традиционной классификации, в группу сказок о животных можно включить три сюжета: "Лисица, петух и журавль", "Кот, дрозд и петух", "Старик, старуха и лисица". Более всего сюжетов можно объединить под названием бытовые новеллистические с авантюрным характером. К ним относятся: "Горчев, полек и неверная жена", "Царь и Черепан", "Марк -купец богатый", "Микита городам бывалец, землям проходец", "Мужик и бес", "Иван злочастный, мужик безчастный", "Купеческая дочь и разбойники", "Сиротина - собачий хвост", "Два из сумы", "Царь и вор", "Царь, старик и бояре", "Исповедь", "Иван - купеческий сын", "Алексанушко", "Поп и три брата разбойника", "Поп и прохожий", "Сестра убийца", "Царь-чернокнижник". Определить единую жанровую специфику для этих сюжетов чрезвычайно трудно, т.к. наряду с бытовым конфликтом часто семейного характера мы находим мотивы авантюрного и даже волшебного характера.

Среди перечисленных сюжетов есть ряд таких, которые можно именовать как стихотворные "сказки-побасенки": "Прибакулоцька-прибасеноцька".

К жанру сказочной прозы следует относить рассказы которые характеризуются как "небывальщины" или анекдоты о местных жителях: "Небылица - сорок братьев ездили отца крестить" и др.

Близок к этой группе ряд сюжетов ярко выраженного сатирического характера, аналогии мы можем найти в бытовой сатирической повести Древней Руси. Так, например, рассказ "Ерш" близок к известной письменной версии "Повести о ерше-ершовиче".

К разряду легенд можно отнести повествования, в которых рассказывается о проявлении чудесной силы христианских народных святых: "Зырянская вера", "Поп и Николай-чудотворец", "Муж-еретик и разбойники".

Жанр быличек представлен сюжетом: "Бывальщина про то, как у хозяина в бане мылась нечистая сила".

Одним словом, дорогой читатель, перед Вами книга, представляющая широкую палитру народной прозы Усть-Цильма, и мы выражаем надежду, что приобщение к ней поможет Вам стать духовно богаче и нравственно чище. Публикация же "Усть-Цилемских сказок" явится значительным вкладом в дело возрождения и сохранения прозаических памятников Усть-Цилемской фольклорной традиции. Составитель выражает благодарность Т.П.Сейфулаевой (Дуркиной) за помощь в работе.

А.Власов
В.Чупров
---
Мой дневник
Natalka
Модератор раздела

Natalka

Россия
Сообщений: 2818
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1884
Описание городов Европейской части России XVI-XVII вв. Указатель по материалам писцовых и переписных книг/ Составители - к.и.н. Л.А. Соловьева (ответственный составитель), Л.А. Тимошина. М.: "Древлехранилище", 2005. - 316 с.

В межфондовом справочнике представленысведения о писцовых и переписных книгах городов Европейской части России XVI-XVII вв., хранящихся в Российском государственномархиве древних актов. Книга может быть полезна специалистам - архивистам, историкам, источниковедам, преподавателям исторических факультетов высших учебных заведений, краеведам, музейным работникам.

Представлю здесь полный текст предисловия к книге, а вторым сообщением пример - как это все выглядит в книге.

ПРЕДИСЛОВИЕ


Идея создания этого справлчника принадлежит д.и.н. Я.Е.Водарскому, под руководством которого началась в 1988 г. работа ежегодного собрания историков и источниковедов Всероссийского научно-практического совещания по изучению и изданию писцовых книг и других историко-географических источников. Составители справочника регулярно участвовали в работе совещания. Справочник включает сведения о хранящихся в Российском государственном архиве древних актов писцовых и переписных книг XVI-XVII вв., содержащих описание городов и переписи городского населения Европейской части России.

Писцовые книги - это документ, содержащий описание земельных владений в городах и сельских местностях в России XVI-XVII вв., они служили для учета податного взрослого мужского населения и хозяйственных объектов с целью их налогооблажения и привлечения к государственным повинностям (военной, дорожно-транспортной и др.) Описание или "сошное письмо" включало измерение земельных площадей (в городах-земель, застроенных дворами), перевод полученных данных в условные податные еденицы - сохи и определение размера прямых налогов. Величина сохи менялась и зависела от территории, от качества земли и сословной принадлежности землевладельца. В городах в соху включалось различное количество тяглых дворов, учету и обложению подлежали также торгово-промышленные объекты (лавки, амбары, кузницы, мыловарни, мельницы и т.п.)

Наиболее ранние сохранившиеся книги - это новгородские книги конца XV в. Описание проходили в XVI в., большая часть их не дошла до нас. С прикреплением крестьян к земле в конце XVIв. писцовые книги стали документом, определявшим принадлежность крестьян данному владельцу.После Смуты были проведены описания - "дозоры", результатом их были дозорные книги, разновидность писцовых книг. В 1620-х гг. в России началось валовое описание земель, но московских пожар 1626 г. уничтожил многие дозорные и писцовые книги. Описание возобновилось и было завершено. В 1684/85 г. было начато новое валовое описание, оно не было завершено.

Писцовые книги составлялись особыми комиссиями, состоявшими из писцов и подьячих, которые посылались из Москвы, из приказов, ведавших территориями, на которых проводилась опись. Объектом описания могли быть города суездом, часть крупного уезда, несколько небольших уездов. Подлинность книг удостоверялось скрепкой-подписью писцов по листам книги. В задачу писцов обычно входило также межевание земель, результатом которого были межевые книги, где фиксировались границы земельных владений, разрешались земельные споры о границах угодий.

Переписные книги появились в середине XVII в. как результат перехода от общих хозяйственных описаний к подворному описанию. Валовые переписи тяглого населения были проведены в 1646-1648 гг. и в 1677/78 г. Переписи 1640-х гг. служили средством закоепления кресттян за их владельцами, кроме того, они использовались для сбора некоторых видов налогов. В 1677/78 был совершен переход к подворному налогооблажению, для чего была проведена валовая перепись, двор стал окладной единицей.

Переписные книги 1678г. включают сведения о всем тяглом мужском населении двора с указанием возраста детей и родственных отношениях населения двора между собой, кроме того перечислены работники, соседи, задворные людии другие социальные группы населения.

В справочник вошли сведения о различных видах и разновидностях описаний - писцовых и межевых книгах XVI в., 1620-х гг., 1670-1680 гг., дозорных книг 1610-1620 гг. и др., переписных книг 1646 и 1678 гг., переписных книгах 1650-х гг. западных городов, переписных книгах оброчных объектов посадских людей в городах, а также о выписях из этих книг (в том числе о сотницах, являвшихся списком или выписью из книги) и перечневых росписях, содержащих перечни итогов описаний нескольких городов.

Наряду с описаниями населенных пунктов, имевших статус города в XVI-XVII вв., в справочник вошли описания посадов Севера, а также подмонастырских слобод, ставших городамив XVIII в. (Калязин, Осташков, Селижарово, Тихвин, Юхнов).

Выявление книг проводилось в фонде Поместного приказа (Ф.1209. Оп.1.Ч.1-3), в фонде-коллекции "Боярские и городовые книги" (Ф.137.Оп.1-2), в фонде "Архив Оружейной палаты" (Ф.369), в фонде Разрядного приказа (Ф.210). В фонде-коллекции "Грамоты Коллегии Экономии" (Ф.281) были выявлкны выписи из книг на городские земельные владения церковных учреждений. В справочник вошли также введенные в научный оборот выписки из писцовых книг городов из фонда-коллекции "Приказные дела старых лет" (Ф.141). Проведенное выявление книг нельзя считать исчерпывающим, можно ожидать новых находок в многих фондах архива, как использованных, так и не использованных в этой работе.

Описание городов систематизированы по алфавиту географических названий, но с учетом особенностей территориального деления и административного управления России в XVI-XVII вв., а именно: описания городов, являвшихся "пригородами", т.е.подчиненными главному городу уезда, систематизированыс учетом общности территории уезда в разделе уездного города (Вятская земля, Галич, Казань, Кострома, Псков). Такая систематизация оправдана еще и тем,что описания городов с пригородами обычно входит в одну книгу, составленную единой группой писцов, раздробление книги на части,содержащие описание одного пригорода, привело бы к малоинформативному повтору почти идентичных данных, различающихся только географическим названием и номером листов. Оглавление и географических указатель помогут читателю найти малый город-пригород. Внутри раздела города описательные статьи расположены по хронологии описаний, при этом выписи из книг вне зависимости от даты выписи систематизированы по дате описания (Так, выпись 1680 г. из книги 1627 г. предшествует книге 1646 г.)

Описательные статьи указателя содержат сведения о разновидности книги, о времени описания, о дате списка книги, о писцах, проводивших описание или перепись, об объектах описания (городовые укрепления, церкви, монастыри, торговые и промышленные объекты, дворы городского населения, сословная принадлежность населения). В них приводятся архивные контрольно-справочные сведения об источниках с указанием их упоминания в ранее составленных архивных справочниках (Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции. СПб.1869.кн.1 - ОД и Б; Книги московских приказов в фондах ЦГАДА. Опись. 1495-1718. Москва, 1972. - КМП и др. ), а также сведения об их опубликованности. Описательная статья завершается указанием историко-краеведческой литературы о городе и важнейших публикаций книг вне зависимости от места их хранения.

Справочник имеет указатели - именной, географический и предметный (учреждений). В именном указателе антропонимы участников писцовых описаний приводятся в тех формах, в каких они записаны в книгах, сословно-этикетные формы личных имен и патронимов сохранены. В именованиях историков и археографов, вошедших в указатель, использованы инициалы. В географическом указателе сведения о внутригородских объектах (слободах, церквах и т.п.) включены в руьбрику города, сюда включены и монастыри, чьи владения находятся в городах. Во всех указателях отсылки даны на номера описательных статей.

В ходе подготовки справочника проводилась следующая работа: выявление документов - к.и.н. Т.Б. Соловьева, к.и.н. Л.А. Тимошина, просмотр документов и сбор сведений для описательных статей Т.Б. Соловьевв, Л.А. Тимошина (принимали участие к.и.н. Н.Ю.Болотина, С.Н.Кистеров), составление образцов описательных статей и схемы их систематизации - Т.Б. Соловьева, состаление описательных статей - Л.А. Тимошина (принимали участие Н.Ю. Болотина, Т.Б.Соловьева), систематизация описательных статей Н.Ю.Болотина, составление библиографических данных о публикациях и литературе - Л.А. Тимошина, составление указателей (именного, географического, учреждений) - Н.Ю. болотина при участии Т.Б. Соловьевой.




Ну, и приведу выдержку из книги ,на примере Великого Устюга, как это выглядит.

УСТЮГ ВЕЛИКИЙ


725. 1623 г., май - 1624 г., апрель [87]. Писцовая книга писцов Устюжской четверти Никиты Васильевича Вышеславцева и подьячего Агея Федорова.
Описаны городовые укрепления, церкви, монастыри, административные здания, монастырские подворья, живущие и пустые дворы и дворовые места духовенства, посадских, приказных и служилых по прибору людей, купечества, Строгановых, торговые ряды, кузницы, оброчные объекты в городе и уезде.
Скрепы Н.В. Вышеславцева и А. Федорова.
В составе общей писцовой книги города и уезда.

- Ф. 1209. Оп.1.Ч.1.Кн.506.Л.1-109об. Подлинник. Без начала (ОД и Б.Т.1.N° 2751)
- Перечневая роспись (1623 г., май -1624 г., апрель): Ф.141. Оп.1. 1626-1630 гг. N° 61. Л.1-3 (скрепы Н.В.Вышеславцева и А. Федорова); Сп. перечневой росписи втор. пол XVIIв.: Ф. 137. Оп.1. Устюг, N° 214. Л.1-38об. (скрепы отсутствуют ). (КМП. N° 2704).
-Сотная 1630 апреля 25: Ф. 1209. Оп. 1.Ч.1. Кн.508. Л. 2-249. (скрепа дьяка Михаила Смывалова).


Публикации: Степановский И.К. Вологодская старина. Историко-археологический сборник. Вологда, 1890. С.351-352 (в сокр.); Устюг Великий. Материалы... С.1-41 (сотная 1630 г.); "Бысть на Устюзе..." Вологда, 1993. С. 160-232 (писцовая книга).


726. 1646 г. марта 12. Переписная книга писцов Устюжской четверти кн. Ивана Григорьева Ромодановчкого и подьячего Ивана Редрикова.
Переписаны церкви, население тяглых и нетяглых дворов - духовенства, посадские, приказные и служилые по прибору люди, дворники монастырских подворий, церковные половники, население монастырских слобод.
Скрепы отсутствуют.
В составе общей переписной книги города и уезда.

- Ф. 137. Оп.1. Устюг, N° 72 а.Л. 2-16об.; Усюг, N° 215. Л. 8-45об, 60-62об, 99об.-100об. Список кон. XVII в. (КМП .N° 2704).

727. 1676-1680, 1680-1681, 1681-1683 гг. [88] Писцовые книги писцов Усюжской четверти Алексея Ивановича Лодыженского и подьячего Алексея Ерофеева, ст. Никифора Сергеевича Ефимьева и подьячего Алексея Ерофеева, ст. Иева Ивановича Пояркова и дьяка Андрея Покрышкина
Описаны городовые укрепления, церкви, живущие и пустые дворы и дворовые места духовенства, посадских и приказных людей, купечества, торговые ряды и кузницы, оброчные объекты в городе и уезде.
Скрепы ст. И.И.Пояркова и дьяка А. Покрышкина.
В составе общей писцовой книги города и уезда.

- Ф. 1209. Оп. 1. Ч. 1. Кн. 511. Л. 7-359об. Подлинник.

Публикация: Устюг Великий. Материалы... С. 41-143.

728. 1677 июня 27 - 1678 февраля 23. Переписная книга писца Усюжской четверти Алексея Ивпновича Лодыженского и подьячего Алексея Ерофеева.
Переписаны церкви, население тяглых и нетяглых дворов - духовенство, посадские и приказные люди, купечество, дворники монастырских подворий.
Скрепа А.И. Лодыженского и А. Ерофеева.
В составе общей переписной книги города и уезда.

- Ф. 1209. Оп. 1.Ч.2. Кн. 15047. Л. 6-70об. Подлинник.
- Перечневая выпись кон. XVII-нач. XVIII вв.: Ф. 210. Оп. 6ж. Денеж.стол. Кн. 212. Л. 441 (скрепа дьяка Михаила Родостамова)
- Выпись 1683 августа 3 (дворовое место Кирилло-Белозерского монастыря): Ф.281. N° 13649 Л. 1-5 (скрепа Прокофия Возницына).


Публикация: Усюг Великий. Материалы... С. 143-165.

См. также литературу по городу: Мерзон А.Ц., Тихонов Ю.В. Рынок Устюга Великого в период складывания всероссийского рынка (XVII в.). М., 1960; Мерцалов А.Е. Вологодская старина. Материалы для истории Северной России. М., 1889; Тельтевский П.А. Великий Усюг. М., 1960; Токмаков И.Ф. Историко-статистический иархеологический очерк города Великого Усюга с уездом. М., 1894.




[87] Датированно по писцовому наказу и грамоте из Устюжской четверти писцам Н.В. Вышеславцову и подьячему А.Федорову (АПД.Т.1. N° 115. С. 205-222; N°131. С. 275-276)
[88] Описание проводилось тремя группами писцов.
---
Мой дневник
Natalka
Модератор раздела

Natalka

Россия
Сообщений: 2818
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1884
Северный дом. Анна Борисовна Пермиловская. Архитектурно-художественный каталог. ПетроПресс, 2000 - 224с.; илл.

Подготовленная в жанре каталога, книга "Северный дом" раскрывает особенности крестьянского жилища Русского Севера на примере Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы".

(...) Экспедиционные, архивные и библиографические исследования по изучению народного жилища Русского Севера легли в основу архитектурного каталога "Северный дом". В каталоге представлены все жилые, сезонные и промысловые постройки музея деревянного зодчества. В географическом отношении это значительная часть территории Русского Севера: Пинега, Онега, Подвинье, Мезень.

Жилые постройки Поважья не вошли в экспозицию музея из-за отсутствия финансирования Важского сектора, но с 1976 по 1984 гг. был выявлен ряд уникальных крестьянских домов данного региона. Это памятники представлены в приложении - в заключительной главе "Важский дом".

Т.к. все экспозиции представленные в музее можно найти в интернете с описанием и фотографиями, то приведу здесь пример из приложения "Важский дом", который не вошел в экспозицию.




Дом М.М. Кокориной из деревни Плосское Устьянского района, конец XIX века.

file.php?fid=383110&key=551302351
Рис. Н.Подобиной

Исторические сведения.
Деревня Плосское находится в 75 км от поселка Октябрьского - районного центра Устьянского района. Плосский сельсовет объединяет 12 небольших деревень, расположенных в среднем течении реки Устья. Деревня Плосское находится на левом и правом берегу реки Устьи и называется, соответственно, Лево-Плосское и Право-Плосское. Оба берега соединяет вантовый мост.
Планировка поселения прибрежно-рядовая. Дом Кокориной стоит в первом порядке домов, окнами обращенных к реке.
Дом построен в конце XIX века Петром Кокориным (1850-1925 гг.) с четырьмя сыновьями. Строительство происходило в два этапа, сначала была построена только передняя летняя изба, в начале ХХ века пристроены двор и зимняя изба с топкой по черному. Строительство было завершено младшим сыном Андреем Петровичем Кокориным (1890-е - 1973 гг.), которому дом достался по жребию. Кроме этого дома Петр Кокорин с сыновьями построил три летних избы для братьев Андрея. Кокорины были хорошими плотниками, а столярную работу выполняли другие мастера. Семья была зажиточной, Кокорины занимались земледелием, охотой.
file.php?fid=383115&key=344082156

Петр Кокорин жил с сыном Андреем, который был дважды женат. От первого брака у него было трое детей, от второго детей не было. В 1930-е годы семья была раскулачена "за хлеб и скот". Андрей Кокорин сидел в тюрьме два года, а его жена - один год. Дети в это время с бабкой Марией Петровной ходили по деревне - "собирали кусочки", а в доме Кокориных сделали сливпункт ("сливки гнали").
В усадьбе Кокориных были амбар, баня, гумно с овином, колодец с воротами. Амбар стоял перед главным фасадом дома через дорогу, черная баня на берегу реки Устьи. *

Описание памятника.
Как уже отмечалось, для бассейна реки Устьи наряду с пятистенками характерны "ложные" шестистенки, где одна из центральных стен является контрфорсом длиной около одного метра.
Дом Кокориной - "ложный" шестистенок с шестью окнами по главному фасаду. Внутренняя планировка традиционная: "перед", "середа", "озадок". "Перед" - стройный, пропорциональный, на высоком подклете. Зимняя изба ("озадок") - маленький низкий с тремя окнами, поставлен прямо на землю и удачно вписан в рельеф местности.
file.php?fid=383116&key=210014820

На главный фасад дома выходит резной балкон трапециевидной формы, навес над ним в средней части вырезан полукругом, его поддерживают четыре декоративных колонки. Ограждение балкона декорировано тонкой пропильной резьбой, напоминающей кружево. Причелины обработаны волнообразным рисунком.
В музее в доме Кокориной предполагалось восстановить интерьер семьи, основным занятием которой было земледелие, а также, исходя из истории памятника, показать быт большого, неразделенного крестьянского семейства.

Строительный материал - сосна, "курицы" - ель.
Тип рубки - "в обло".
Основные габариты плана: 9,7х22,7 м.

Перестройки и утраты.
Несмотря на более ранние сроки строительства, лучше сохранилась летняя изба. Зимняя, построенная позднее, обветшала, вросла в землю. Утрачены пристроенные в системе хозяйственного двора боковая изба, взвоз.
Реставрационные работы.
Не проводились.
Библиография.
Не обнаружена.


* данные о семье Кокориных и строительстве дома сообщила вторая жена Андрея Кокорина - Мария Михайловна Кокорина (1912 г.р.), последняя хозяйка дома (данные на октябрь 1984 г.) Архив АГМДЗиНИ. №1125. 1984. С.9-13; №1146. 1984. С.17-20.
---
Мой дневник
Natalka
Модератор раздела

Natalka

Россия
Сообщений: 2818
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1884
Пустозерск и Пустозерье. Из истории Печорского края: [краеведческие очерки]. /Н.А.Окладников. - Архангельск: ОАО "ИПП "Правда Севера", 2010.-398 с. : ил., карты.

В краеведческих очерках, написанных на основе архивных материалов и других многочисленных источников, раскрывается история ныне исчезнувшей первой столицы Заполярья - Пустозерска, Пустозерской волости, а также селений Нижнепечорья, территория которого ранее входила в состав Пустозерской волости.
Книга предназначена для краеведов и всех, кто интересуется историей Русского Севера.

ОГЛАВЛЕНИЕ


От автора

В 1999 году издана моя книга "Острог на Печоре: О государственной крепости, протопопе Аввакуме и его соузниках". Первая часть книги - "Государева крепость" содержала очерки из истории Пустозерска - первая столица Заполярья. Книга вызвала интерес у читателей и ныне является библиографической редкостью.
За годы, прошедшие после издания этой книги, у меня накопились новые материалы по истории Пустозерска. Новые сведения об истории Пустозерска приводятся также в книге М.Я. Ясински и О.В.Овсянников "Пустозерск. Русский город в Арктике", которая была издана в Санкт-Петербурге в 2003 году.
С учетом новых материалов я переработал свои очерки по истории Пустозерска и решил опубликовать их отдельной книгой. А чтобы читатель имел более полное представление не только об Пустозерска, но и об истории Пустозерья вообще, я включил в книгу подготовленные мною очерки об истории Пустозерской волости и истории селений Нижнепечорья, территория которого ранее входила в состав Пустозерской волости. Последнюю главу этой книги составляют мои очерки о былом Печорского края, большинство которых ранее были опубликованы в различных изданиях.
Так появилась книга "Пустозерск и Пустозерье" , которую я выношу на суд читателей. (...)

Глава I. "ПОРУБЕЖНАЯ ГОСУДАРЕВА КРЕПОСТЬ" (Очерки из истории Пустозерска)



Глава II. ПУСТОЗЕРСКАЯ ВОЛОСТЬ И СЕЛЕНИЯ НИЖНЕПЕЧОРЬЯ



Глава III. ИСЧЕЗНУВШИЕ СЕЛЕНИЯ НИЖНЕПЕЧОРЬЯ



Глава IV. ПЕЧОРСКИЕ БЫЛИ (Из прошлого Печорского края)

---
Мой дневник
Natalka
Модератор раздела

Natalka

Россия
Сообщений: 2818
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1884
УЧАСТИЕ ЖИТЕЛЕЙ КОМИ КРАЯ В ВОЙНАХ И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛКТАХ (XI – начало XX века). Труды Коми отделения Академии военно-исторических наук. - Сыктывкар, 2004. - Вып. 1 — 140 с.

В сборник включены материалы, посвященные участию жителей Коми края в защите Отечества, в различных вооруженных конфликтах и в войнах в период с XI до начала ХХ века, подготовленные известными в республике учеными-историками и краеведами.

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ

СТАТЬИ И СООБЩЕНИЯ

- И.Л.Жеребцов. «Шли люди ратные...»
- М.А. Мацук. Коми воины на фронтах Отечественной войны 1812 года
(в статье приведен список добровольцев из Усть-Сысольского уезда ушедших в ополчение. Всего восстановили 74 фамилии)
- И.Л. Жеребцов. Военнопленные французы в Коми крае
- О.Е. Бондаренко, Л.В. Комаров. «За дело правое святое» (Участие населения Коми края в Крымской войне)
(есть список воинов Коми края, принимавшие участие в боевых действиях. Всего 22 фамилии с указанием ФИО, Волости и местом сражения. Также есть список награжденных воинов Коми края. Всего 45 имен с указанием ФИО, волости и чем награждены)
- В.И. Чупров. Крестьяне Запечорского края и Крымская война.
- Н.И. Сурков. Русский матрос Герасим Булышев
- Н.И. Сурков. «Не нам, не нам, а имени твоему» (Коми воины в русско-турецкой войне 1877-1878 годов)
(есть имена воинов убитых, умерших от ран и без вести пропавших русско-турецкой войне. Так же есть список солдат раненых с указанием их места жительства)
- Н.И.Сурков. На службе отечеству (Солдаты Коми края в «горячих точках» XIX века)
- Н.И. Сурков. Участие коми воинов в русско-японской войне 1904-1905 годов
- В.Ф. Матросы из песни.
- В.И. Чупров. Антивоенные выступления и антиправительственная пропаганда в Коми крае в годы русско-японской войны.
- В.И. Чупров, О.Е. Бондаренко, Н.И. Сурков, И.Л. Жеребцов. В годы Первой мировой войны.
- М.В. Таскаев. Военнопленные Тройственного Союза в Коми крае (1916-1919 годы)
(есть небольшой список офицеров Австро-Венгерской армии, находящихся в 1917 году в Усть-Сысольске)
- В.Ю. Касьянов. К вопросу об изучении истории Коми края в период Первой мировой войны.

ПУБЛИКАЦИИ ДОКУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ.
И.Л. Жеребцов. Краткая хроника вооруженных конфликтов на Европейском Северо-Востоке в XI-XVI веках
О.Е. Бондаренко, М.А. Галева. «Желаю военную службу...»
(приведен алфавитный список лиц, принятых на военную службу охотниками. Всего 130 ФИО с указание время приема на службу и куда отправили служить. Также есть список солдат убитых, без вести пропавших и умерших от ран, представленный в пенсионный отдел Усть-Сысольского Совдепа 21.08.1918 г. Всего 84 ФИО)

---
Мой дневник
← Назад    Вперед →Модератор: Natalka
Вверх ⇈