В Мурманском родословном обществе я познакомилась со многими интересными людьми, я очень любила наши встречи, собрания и общения. Жаль, что теперь я далеко живу.
В МРО я познакомилась с Волковой Эммой Васильевной, которая занимается родословной Куковеровых. Все ее Куковеровы с Архангельска и Кольского края, но .... корни их из Никольского уезда, Вологодской губернии, т.е. оттуда же откуда и мои. Мы даже пытались вычислить кем мы друг другу приходимся.
Ниже приведенной статье рассказывается о родственнице Эммы Васильевны, кто знает, может быть и к моей ветки "Лопарская Королева" имеет отношение.
Королева Лопарская
В нашей северной стороне жила вдова смотрителя Терско-Орловского маяка
Татьяна Ивановна Куковерова. До конца XX века ещё были живы старожилы в Архангельске, Мурманске, Мезени и на Кольском полуострове, помнившие эту сказочную женщину, энергичную и сильную как богатырь. Впервые сведения о ней собрал и опубликовал И.Ф. Ушаков (1977, 1997).
Эта волевая женщина в конце XIX-го столетия и в начале XX-го возглавляла рыбацкие промысловые артели на побережье Белого моря, добивалась крупных кредитов для субсидирования рыбаков поморов и лопарей, принимала заказы на поставку огромных партий рыбы военному ведомству, бесплатно занималась врачеванием среди местного населения и особенно много времени и трудов уделяла "Обществу спасения на водах". Среди лопарей Куковерова пользовалась огромным авторитетом и любовью. Она имела семерых детей, которые часто жаловались, что для неё неграмотные, дикие лопари и поморы дороже и важнее их, своих детей.
Широкая молва с легендами, былью и небылицами разносилась о Куковеровой не только в Поморье, но и доходила даже до царского дворца. Однажды Александр III, читая сообщение чиновника, ведавшего делами и судьбами крайнего Севера, изрёк по адресу Куковеровой: "Царицей считаться дерзостно, даже среди лопарей, пусть именуется королевой лопарской!". Так этот титул и прижился...
Чтобы казаться действительно "королевой" и выгодно отличаться от других промышленников, она подобрала себе полдюжины белоснежных оленей и на них совершала торжественные выезды по лопарским становищам.
Когда приходилось трудно лопарям и поморам-артельщикам, когда они терпели нужду и бесхлебицу, Куковерова общалась к губернским властям и даже к царю с петициями об оказании им помощи.
Много раз она спасала моряков, поморов и рабочих от неминуемой гибели.
В июле 1886-го года, когда Куковерова находилась на Орловском маяке, по пё инициативе и при её участии было спасено девять норвежцев с разбитого корабля.
В июле 1889-го года вблизи мыса Городецкого потерпел крушение английский пароход: авария произошла ночью. Узнав об этом, Куковерова быстро снарядила два карбаса и сама вместе с лопарями отправилась на помощь потерпевшим. Тогда было спасено 25 английских моряков.
К ней за потерпевшими приехал английский консул Кокс и предложил за спасение моряков и оказанные им услуги деньги. Татьяна Ивановна оскорбилась и заявила англичанину: "Жизнь людская дороже всякого золота, я и мои лопари спасали их от души, добра желая, не денежной выгоды...".
Другой показательный случай: в 1897-м году архангельские губернские власти срарядили партию плотников-строителей и, отправив за Кандалакшу и Имандру в район Городецкого маяка, обеспечили их продовольствием до осени. В октябре из Архангельска был послан за ними колёсный пароход "Георгий", который потерпел крушение. При отсутствии телеграфа весть о гибели корабля была получена в Архангельске с большим опозданием, когда навигация уже была закончена, а сквозь льды при тех средствах плавания нечего было и думать добраться до обреченных на гибель людей и спасти их.
Встревоженный губернатор - известный исследователь Севера А.П. Энгельгардт, узнав, что в Архангельске временно находится "королева лопарская", послал за ней свой личный экипаж. Куковерова, вникнув в проблему, взялась спасти людей. А из предложенной всесторонней помощи властей ограничилась двумя с половиною тысячами рублей, револьвером и барометром. Татьяна Ивановна незамедлительно стала действовать: по тонкому льду на лыжах переправилась через Двину и на лыжах дошла до Онеги, затем до Кеми и Кандалакши и дальше - до лопарских поселений. Узнав о намерениях своей "королевы", лопари по её зову бесплатно, из уважения и признательности к ней, стали собирать тёплую одежду и обувь для людей, которых она шла спасть. На 47-й день пешего пути от Архангельска Татьяна Ивановна дошла до того места, где в отчаянии находились 52 рабочих строителя. Некоторые из них были больны. К её прибытию запасы продовольствия у строителей исчерпались. Ровно через сто дней тяжёлых странствований по глухим и безлюдным просторам приморья Куковерова с помощью лопарей доставила их в Архангельск. А сэкономленные 500 рублей сдала в казну.
Таких благородных поступков самоотверженная, волевая женщина совершила бесчисленное множество.
Взято
отсюда
Нет, к сожалению, не встречались.