Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Копирование материалов дневника осуществляется по согласованию со мной, ссылка на него ОБЯЗАТЕЛЬНА. См. законодательство РФ в этой части.

Сысоевы родом из с. Леденгское Тотемского уезда Вологодской

породнившиеся :Асламазяны, Бабушкины, Бессерты, Богдановы,Бранты, Брио, Волянские (Галина Николаева); Дудницыны, Ждановы, Ильинские и Кузминские(свящ-во). К(Х)олмогоровы, Лебедевы, Лепек, Лесниковы, Мезеневы, Меньшиковы, Петуховы, Пожиловы,Полленские и д

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 33 34 35 36 37 * 38 39 40 41 ... 86 87 88 89 90 91 Вперед →
Модератор: olga621410
Volga63

Самара
Сообщений: 3996
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 13988

olga621410 написал:
[q]
Антонина Яковлевна Шерскова - Антонина Яковлевна КОЛОТИЛОВА – основатель и художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора (1926 – 1960), народная артистка РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.
[/q]


КОЛОТИЛОВА (УРОЖДЁННАЯ ШЕРСКОВА) АНТОНИНА ЯКОВЛЕВНА:

Выпись из метрической книги Шолгской Троицкой церкви Никольского уезда Вологодской епархии за 1890 год (метрическая запись № 43) о рождении 23.03.1890 и крещении 12.04.1890 Антонины Яковлевой Шерсковой.

Родители: проживающий в деревне Жилине крестьянин деревни Юкляева Подосиновской волости Яков Иванович Шерсков, православного вероисповедания и законная жена его Ирма - Вильгемина - Александрина Леопольдовна, лютерано - евангелического вероисповедания.

Восприемники: земский ветеринарный фельдшер Павел Феодорович Бояринцев и отставного лесного кондуктора Павла Михайловича Пишкова дочь девица Мария Пишкова.

Таинство крещения совершил священник Прокопий Попов с диаконом Григорием Поповым и псаломщиком Николаем Поповым.

Выпись из метрической книги с приложением церковной печати удостоверили старший священник Шолгской Троицкой церкви Прокопий Попов, псаломщик Николай Попов 16.04.1901, № 94. Выпись была выдана для предъявления в городское учебное заведение. Подлинник.

Метрической книги Шолгской Троицкой церкви Никольского уезда за 1890 год в архиве на хранении не имеется.

Историческая справка: Колотилова Антонина Яковлевна (в девичестве Шерскова) (1890-1962), Народная артистка РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, основатель и художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора.
В 1909 году закончила Великоустюгскую женскую гимназию. Работала учителем в Никольском уезде. В 1914 году вышла замуж за нотариуса г. Никольска В.В.Колотилова. В 1919 году супруги Колотиловы переехали в г. Великий Устюг. Антонина Яковлевна организовала самодеятельный женский ансамбль, выступала с ним на клубных сценах. С 1923 года работала штатной певицей на Великоустюгской широковещательной радиостанции. Созданный ею небольшой самодеятельный коллектив впервые публично выступил 8 марта 1926 года в Доме работников просвещения, и этот день стал днем рождения Северного русского народного хора. С переводом радиостанции в г. Архангельск туда же переехала и Антонина Яковлевна. Она организовала хор уже в большем масштабе, как по числу участников, так и по объему репертуара. До 1960 года Колотилова А.Я. оставалась художественным руководителем коллектива.

Документ поступил в составе фонда «Великоустюгский окружной суд» 29 июня 1922 года. Находится в деле «Дело о службе нотариуса города Никольска Василия Владимировича Колотилова».

Палеографические особенности: В правом нижнем углу приклеена гербовая марка красного цвета стоимостью 80 коп., на марке написана чернилами дата – 16 апреля 1901 года, марка перечеркнута чернилами.

Печати: Круглая церковная печать с изображением церкви в центре и надписью по окружности: «Шольской Троицкой цер. Никольск. уезд.». Материал изготовления печати – сажа.

МЕСТО ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТА:

МКАУ «ВУЦА» Вологодская область, г. Великий Устюг, Комсомольская площадь, д. 1.

Архивный шифр: Ф. 81. Оп. 1. Д. 22. Л. 33, 34.

Архивный Фонд Вологодской области. Государственный Реестр Уникальных Документов. Департамент культуры и туризма Вологодской области: Вологда, Советский Проспект, 6. 8(8172) 23-00-90, e-mail: depcult@gov35.ru

Источник:

http://uniqdoc.gov35.ru/docs/view/123
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63

Самара
Сообщений: 3996
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 13988
КОЛОТИЛОВА (УРОЖДЁННАЯ ШЕРСКОВА) АНТОНИНА ЯКОВЛЕВНА – ДОПОЛНЕНИЕ:

Знаменитые земляки

Колотилова Антонина Яковлевна родилась 23 марта 1890 года в д. Жилино Плесовской волости Никольского уезда Вологодской губернии в семье Шерсковых Якова Ивановича и Ирмы Леопольдовны (Варгенау).
1949 год – А. Я. Колотиловой присуждена Сталинская премия 2-й степени за концертные программы Северного хора 1948 года.
1960 год – присвоено почетное звание «Народный артист РСФСР».
6 июля 1962 года – кончина А. Я. Колотиловой.

Источник:

Администрация Подосиновского района Кировской области http://podosadm.ru/information/history/
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63

Самара
Сообщений: 3996
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 13988

Volga63 написал:
[q]
Историческая справка: Колотилова Антонина Яковлевна (в девичестве Шерскова) (1890-1962), В 1914 году вышла замуж за нотариуса г. Никольска Колотилова В.В.
[/q]


КОЛОТИЛОВ ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ:

Из Памятной книжки Вологодской губернии на 1914 год следует, что ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ КОЛОТИЛОВ служил в Велико-Устюгском Окружном Суде младшим нотариусом в городе Никольске Вологодской губернии [1].
Кроме того, ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ КОЛОТИЛОВ служил делопроизводителем в Никольском Уездном Попечительстве детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии [2]:

file.php?fid=423977&key=1658536945

Библиография:

1. Памятная книжка Вологодской губернии на 1914 год. – Вологда: Типография Вологодского Губернского Правления, 1914. – Правительственные и общественные учреждения Вологодской губернии. – II. Уездно-городские и уездные учреждения Вологодской губернии. – Великий Устюг. – Велико-Устюгский Окружной Суд. – С. 3, 70, 101 и 102.
2. Памятная книжка Вологодской губернии на 1914 год. – Вологда: Типография Вологодского Губернского Правления, 1914. – Правительственные и общественные учреждения Вологодской губернии. – II. Уездно-городские и уездные учреждения Вологодской губернии. – Никольск. – С. 3, 70, 118 и 124.

Источник:

http://www.booksite.ru/fulltext/memo/book/1914vol.pdf
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63

Самара
Сообщений: 3996
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 13988
КОЛОТИЛОВ ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ:

file.php?fid=424137&key=1363617756


Комментарий модератора:
Анатолий, Вы, как всегда, оперативно и плодотворно подключились к дополнениям!
Спасибо!

---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
ВладимирММ

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1208
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1783

Volga63 написал:
[q]
На слуху были имена тотьмичей-народников, участников знаменитого «хождения в народ» 70-х гг. XIX века: Дмитрия Суровцева, Александра Каминского и их товарища по учебе в академии, уроженца Яренского уезда Александра Малиновского, арестованного в Тотьме.
[/q]


Я считаю, правильно "...Александр Каменский..."
Александр Александрович Каменский (1853), сын священника Старототемской ц Тотемского уезда Каменского Александра Васильевича, был революционером народником. Он - из моих предков.
---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
Volga63

Самара
Сообщений: 3996
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 13988

ВладимирММ написал:
[q]
Я считаю, правильно "...Александр Каменский..."
[/q]


Уважаемый Владимир, все фамилии написаны так, как они указаны в статье В. Щипина: «Акела дошкольного дела»: жизнь и деятельность Анны Васильевны Суровцевой / В. Щипин // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 5. – С. 110 – 118. – (История российского образования).
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63

Самара
Сообщений: 3996
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 13988
КОЛОТИЛОВА (УРОЖДЁННАЯ ШЕРСКОВА) АНТОНИНА ЯКОВЛЕВНА – ДОПОЛНЕНИЕ:

От редакции. «Подосиповская земля — частичка заповедного севера, частичка нашей национальной культуры». — Так начинается статья школьницы, которую прислала нам ее учительница Елена Николаевна Пономарева, которая преподает н общеобразовательной школе поселка городского типа Демьяново. Нам захотелось поподробнее узнать об этом заповедном месте и о том, как работается в школе такого поселка. Вот что нам ответила Елена Николаевна.
«Места у нас, действительно, очень красивые. В лесах изобилие грибов (белые, лисички, красноголовики, подосиновики, иванчики, ну и поганки с мухоморами. А как без них?), ягод (голубика, черника, брусника, а если клюквы хочется или, скажем, морошки, то милости просим на болота, их у нас тоже немало), на реке, как заснеженные пеньки, сейчас сидят рыбаки, ловят плотву, а кому повезет, и щучку. Снега навалило уже выше колена! Вчера ходили на Маяловский угор с детьми кататься на ватрушках! Получили заряд бодрости, нахохотались, навеселились! Но туризм у нас абсолютно не развит. Народ все больше едет в Устюг к Деду Морозу (в 100 км от нас). Именно там наша река Юг впадает в Сухону. Мы живем в Демьяново. Если взглянуть на карту нашей Кировской области, которая по очертаниям похожа на петуха, то найдете нас в его голове. В прошлом году мы отметили 60-летний юбилей нашего поселка. Одно из градообразующих предприятий — лесоперевалочный комбинат, благодаря строительству которого и появился наш поселок. Выпускает наш комбинат ДВП — древесно-волокнистую плиту. Люди живут разные, как и везде. Но больше, конечно, добрых и трудолюбивых, любящих свою малую родину. В 25 км от Демьяново находится деревня Лодейно — родина маршала И. С. Конева, где мы неоднократно бывали с ребятами на экскурсии.
Работать трудно, но интересно. Наполняемость классов в среднем 25—30 чел. У меня есть классное руководство в 6 классе. Веду вокальный кружок «Мелодия», также 2 ч. в неделю занимаюсь вокалом с кадетской группой «Альбатрос». Дружим с кадетскими объединениями Вологодской области (из Устюга, Красавина. Кич-городка) и Архангельской области (из г. Котласа), проводим межрегиональные фестивали, ездим друг к другу в гости. Учителем музыки работаю 20 лет. За это время население поселка сократилось в 1.5 раза. В 2000 г. в школе училось около 1200 детей, а сегодня — 600. Причин сокращения населения много, одна из них — большая удаленность от областного центра (280 км) и сложность выбиться из нашего таежного медвежьего угла. Поезд в Киров ходит через день, и все время пугают, что совсем отменят. Я преподаю музыку в 1—7 кл.. МХК — в 10—11 по учебнику Г. И. Даниловой. Вела раньше и «Искусство» в 8—9. Работаю по программе Е. Д. Критской. Г. П. Сергеевой. Г. С. Шмагиной, но при всем уважении, до сих нор считаю, что программа но музыке Д. В. Кабалевского – лучшая из всех, что есть на сегодняшний день. Люблю, уважаю и почитаю этого великого человека, педагога, композитора.
Про ваш журнал я узнала из интернета, но обо всем по порядку. В прошлом учебном году я участвовала в Приоритетном национальном проекте «Образование» и в номинации «Лучший учитель Кировской области» стала победителем. Решила, что в этом году «надо подкопить еще достижений», чтобы участвовать в этом же конкурсе, но уже на федеральном уровне. Среди различных критериев этого конкурса есть также и публикации учащихся в журналах и газетах. Итоги конкурса подводятся в конце апреля. Вот я и занялась поиском такого журнала, и нашла!!! Как было бы замечательно, если бы статья моей ученицы, написанная под моим руководством, была опубликована.
Всего доброго! С уважением, Е. Н. Пономарсва. Кировская область, Подосиновский район, пгт Демьяново.

ПОНОМАРЁВА ПОЛИНА: КОЛЫБЕЛЬ ТАЛАНТА, ПЕСНИ И ДУШИ (К 125-ЛЕТИЮ А. Я. КОЛОТИЛОВОЙ):

Заревое крепнет марево.
Мчит дорога под уклон...
Здравствуй, вятская Швейцария —
Подосииовский район!
Ах, места здесь, верьте, славные.
Приворожат навсегда.
Все же люди — чудо главное.
Всем красотам красота.

В. Коростелева

Подосиновская земля – частичка заповедного севера, частичка нашей национальной культуры. В разное время здесь родились, жили и трудились великие люди: врач-подвижник, Герой труда Н. В. Отроков, Маршал И. С. Конев, писатель А. А. Филёв… На Подосиновской земле родилась и Антонина Яковлевна Колотилова. Вся её жизнь была отдана Северу, его самобытному хоровому искусству. Удивительно созвучная красоте нашего края русская песня Севера и по сей день звучит, благодаря всемирно известному Северному русскому народному хору, который создала наша знаменитая землячка.
Мне бы хотелось рассказать об истоках таланта А. Я. Колотиловой, её раннем детстве, проведенном в небольшой деревеньке, что неподалеку от села Шолга, стоящего на живописном высоком берегу реки Юг в Подосиновском районе Кировской области.
Родилась Антонина Яковлевна Шерскова (Колотилова) 23 марта 1890 года в деревне Жилино Плёсовской волости Никольского уезда Вологодской губернии. В метрических книгах Шолгской Троицкой церкви об этом событии имеется запись за № 43.
Крестили её там же, в Троицкой церкви. В семье Шерсковых было 12 детей, Тоня – четвёртая. Отец её – Шерсков Яков Иванович – был крестьянином, владел землями, которые достались ему по наследству. Мама, Ирма Вильгельмина Александра Леопольдовна Варгенау, немка по национальности, была дочерью купца. Ещё в детстве старый Варгенау заметил, что дочь хорошо поёт, и однажды подарил ей альпийскую цитру. В 1885 году Яков Шерсков и Ирма Варгенау поженились и поселились в Жилино.
Большая и дружная семья проживала в одноэтажном деревянном доме. К сожалению, ни дома, ни самой деревни Жилино уже давно нет. Но память о ней сохранилась в названиях памятников природы. В Жилинском бору, где шумят могучие вековые сосны, и сейчас растёт много белых грибов и брусники, а на Жилинских лугах, как и сто лет назад, весной и осенью можно увидеть большие стаи диких гусей, которые, устав от долгого перелёта, находят в этих местах приют.
Среди такой первозданной красоты и росла маленькая Тоня. Была очень трудолюбивой, смышлёной девочкой. Первой ее учительницей стала мама. В семье Шерсковых любили музыку, особо отличалась Антонина, исполняя народные песни высоким звонким голосом. Именно мама, сама большая любительница фольклора, заметила в своей дочери недюжинные музыкальные способности. Детство Антонины Яковлевны было неотделимо от крестьянского быта, от народной песни.
Вот что рассказал в 1963 году основателю школьного музея в Шолге Н. Ф. Петухову старожил села А. М. Момотов, работавший у Шерсковых кучером: «Хорошо знал и помню Антонину Яковлевну. Очень уважительная была. Волосы заплетала в косы, любила голубые ленты. Любила лошадей, ухаживала за ними, умела запрягать. Очень любила песни, особенно протяжные, за что часто хвалил её отец. Голос у неё был невыносимо прекрасный, могла петь на все мотивы. Хорошо играла на балалайке, гитаре и гармошке с колокольчиками».
«Первые впечатления моего детства неотъемлемы от мира народной поэзии, от северного песенного искусства, – вспоминала А. Я. Колотилова. – В памяти моей во всех деталях сохранились некоторые картины детства, и все они связаны с обрядами, сопровождавшимися песней».
Говоря о первых впечатлениях детства, Антонина Яковлевна неизменно вспоминала историю про старинную солдатскую песню. Будучи маленькой девочкой, она вместе со своими сверстниками встречала на околице деревни мужиков и баб, которые возвращались с сенокоса всегда с песнями. И вот, когда они уже подходили к деревне, чей-то мягкий баритон затянул «Полюшко чисто турецкое». Как эта песня попала в наши северные края? Она запала в душу девочки, и с той поры Тоня стала внимательно прислушиваться к другим песням, запоминать слова и мелодии, а с годами пришло серьёзное, сознательное увлечение русским фольклором. «Неотразимое обаяние народной песни запечатлелось в моей детской душе», – вспоминала Колотилова. Именно в детстве сформировалось у Антонины Яковлевны то трепетное отношение к русским традициям, обрядам, к народной песне, которое она пронесла через всю жизнь. Никто и не думал, что эта любовь приведёт к созданию Северного русского народного хора.
В школьном краеведческом музее села Шолга большое место среди экспонатов занимают материалы о знаменитой землячке. Есть её семейные фотографии, письма к учащимся школы и открытки землякам, воспоминания очевидцев, знавших артистку лично, афиша Северного хора, где А. Я. Колотилова изображена крупным планом. В память о ней в селе Шолга названа одна из улиц, а старожилы рассказывают о Тонином родничке, расположенном недалеко от места, где стоял её родной дом. Я горжусь, что колыбелью таланта А. Я. Колотиловой стала моя малая Родина –Подосиновская земля!

Список литературы:

1. Петухов Н. Ф. Жизнь для искусства // Газета «Знамя». – 1990. – 23 января. – С.3
2. Головков О. Истоки живой воды // Газета «Знамя». – 2002. – 14 мая. – С.2
3. Слесарев В. В. Антонина Яковлевна Колотилова. Страницы жизни: [1890 - 1962] / Владимир Слесарев. - Архангельск: [Б.и.], 2008. (ИПП «Правда Севера»). – 327 с., [8] л. ил. С. 10 – 18.

Интернет-источники:

1. http://www.podosinovets.ru/let...0-let.html
2. http://www.arhfamily.ru/project-subcat_8.html (фото № 1).
3. http://www.podosinovets.ru/let...tdana.html (фото № 2, 3, 4).

МОЁ ПРИМЕЧАНИЕ:

К сожалению, ссылки, данные автором вышеуказанной статьи, почему-то не открываются.

НА ФОТОГРАФИИ ИЗ СТАТЬИ СЕМЬЯ ШЕРСКОВЫХ В ДЕРЕВНЕ:

file.php?fid=424227&key=1678827417

Библиография:

Пономарева Полина – учащаяся МКОУ COШ с УИОП пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области (Киров). Колыбель таланта, песни и души (к 125-летию А. Я. Колотиловой) // Учитель музыки. – 2015. - № 1 (28). – Нам пишут. – С. 60 – 62.

Источник:

http://ru.calameo.com/books/005057343dcdcfa881584
и
http://issuu.com/kabalevsky/do...__________
и
http://vk.com/doc3217822_441158562
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63

Самара
Сообщений: 3996
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 13988
КОЛОТИЛОВА (УРОЖДЁННАЯ ШЕРСКОВА) АНТОНИНА ЯКОВЛЕВНА – ДОПОЛНЕНИЕ:

В Архангельске может появиться музей северного быта:

Музей северного быта планирует создать на своей базе Северный русский народный хор. Идея музея принадлежит создательнице хора Антонине Колотиловой.
На протяжении всей жизни Антонина Колотиловой собирала домашнюю утварь, костюмы, головные уборы, прялки, сундуки — всё, что связано с северной стариной. Для этих предметов дома у неё была отведена отдельная комната. Планировалось, что в дальнейшем она перерастёт в небольшой музейный уголок.
К сожалению, воплотить свою мечту и создать собственный музей Антонине Яковлевне не удалось, часть собранной коллекции после её смерти была передана в Архангельский областной краеведческий музей.
Спустя много лет Северный хор поставил целью исполнить заветную мечту любимого художественного руководителя и создать в стенах учреждения музейную комнату, в которой хранилась бы история северного быта.
Коллектив Северного хора обращается с просьбой к жителям региона передать на хранение в музей северного быта Государственного академического Северного русского народного хора предметы обихода (мебель, детали интерьера, прялки, сундуки, костюмы, головные уборы и т. д.), бытовавшие в Архангельской области в период с 1926 по 1950-е годы.
Дополнительные вопросы можно задать по телефону: (8182) 20-39-49.

НА ФОТОГРАФИИ АНТОНИНА ЯКОВЛЕВНА КОЛОТИЛОВА:

file.php?fid=424240&key=656720395

Источник:

http://www.pomorland.travel/ne..._version=N
и
http://www.pomorland.travel/up...091fb4.jpg
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63

Самара
Сообщений: 3996
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 13988
КОЛОТИЛОВА (УРОЖДЁННАЯ ШЕРСКОВА) АНТОНИНА ЯКОВЛЕВНА – ДОПОЛНЕНИЕ:

Антонина Яковлевна Колотилова: «Детство мое, его первые впечатления неотделимы от мира народной поэзии, от северного песенного искусства. В памяти моей во всех деталях сохранились некоторые картины детства, и все они связаны с обрядами, сопровождавшимися песней. Был, например, такой обычай – справлять «дожинки». Когда жатва подходила к концу, крестьяне специально оставляли недожатой маленькую полоску и «завивали бороду» из овса…
А Петров день предсенокосный собирал на гулянье и пожилых крестьян, и молодежь из нескольких деревень. Отплясывают кадрили, водят хороводы, поют песни. А сколько целомудрия во всех танцах! Все это запоминалось с большими подробностями, с деталями. А главное, в памяти и до сих пор звучат мелодии полюбившихся тогда песен».

Цитата и фото из книги В. Слесарева «Антонина Яковлевна Колотилова. Страницы жизни». На фото: мама А. Я. Колотиловой Ирма Леопольдовна с детьми:

file.php?fid=424241&key=427468506

Источник:

http://vk.com/wall-128666956?q...66956_2511

---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63

Самара
Сообщений: 3996
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 13988
КОЛОТИЛОВА (УРОЖДЁННАЯ ШЕРСКОВА) АНТОНИНА ЯКОВЛЕВНА – ДОПОЛНЕНИЕ:

Колотилова Антонина Яковлевна: народная артистка РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, основатель Северного русского народного хора.

Дата рождения: 23.03.1890 года. Место рождения: д. Жилино (близ г. Великого Устюга) Вологодской губернии.

Дата смерти: 06.07.1962 года. Место смерти: г. Архангельск.

А. Я. Колотилова (в девичестве – Шерскова) родилась в деревне Жилино близ г. Великого Устюга (ее братья Валерий и Георгий Шерсковы называют местом рождения Великий Устюг ). В 1909 году закончила Великоустюгскую женскую гимназию.
Вследствие материальных затруднений в семье (у родителей было 12 детей) она отправилась учительствовать в деревню Пелягинец Никольского уезда, расположенную в 18 км от уездного центра. Там с интересом наблюдала северные обряды, слушала песни, сама научилась причитать, величать, усвоила манеру движения девушек и женщин в хороводах, кадрилях, поклонах.
Рожденная и выросшая на Севере России, Антонина Яковлевна глубоко любила свой родной край, особенно – раздолье заливных лугов в пору цветения трав. Она метко стреляла из ружья, но никогда не убивала дичь, хорошо ездила верхом и, купив себе лошадь, с удовольствием ухаживала за ней. Тайком от школьного начальства верхом, в седле, навещала сестру Лидию, которая учительствовала в деревне Лубозино, в 12 км от Пелягинца. В легкой коляске ездила в Никольск и Великий Устюг.
В 1914 году А. Я. Шерскова вышла замуж за нотариуса В. В. Колотилова и поселилась в Никольске. Работала учительницей в народной школе, продолжала собирать и записывать местные песни, сказы, частушки.
В 1919 году супруги Колотиловы переехали в Великий Устюг. И здесь Антонина Яковлевна организовала самодеятельный женский ансамбль, в основном из домохозяек, выступала с ним на клубных сценах и позже – на открывшейся в Великом Устюге широковещательной радиостанции.
Много внимания она уделяла собственной вокальной подготовке, мечтала стать профессиональной певицей, выступая на сцене, часто исполняла классический репертуар. Не имея возможности учиться в консерватории, А. Я. Колотилова периодически выезжала в Москву, Ленинград, Вологду для занятий с педагогами-вокалистами. В результате она достигла высокого уровня мастерства. Устюжане любили свою певицу. С особым чувством исполняла она русские народные песни и романсы. Когда в родной город на отдых приезжали артисты оперных театров и ставились сцены из опер «Иван Сусанин», «Пиковая дама», «Русалка», «Кармен», А. Я. Колотиловой отводились в них главные партии.
Вместе с другими любителями пения – В. П. Козьминой, В. А. Вотчинским и солистом Московской частной оперы Зимина певцом Н. С. Никулиным – Антонина Яковлевна выступала в селениях, расположенных по берегам северных рек и Мариинской системы. Там, где не было пианино, А. Я. Колотилова аккомпанировала себе и товарищам по сцене на клавишной цитре.
В 1922 году в Москве, на студии звукозаписи, она встретилась с Митрофаном Пятницким, слушала созданный им народный хор и уже тогда подумала о создании хора северных песен с постановкой в его программах бытовых и обрядовых сцен, включающих песни, пляски, причитания невест и веселые свадебные эпизоды.
С 1923 году Колотилова работала штатной певицей на Великоустюгской широковещательной радиостанции, но своих занятий с хором не прекращала.
Созданный ею небольшой самодеятельный коллектив впервые публично выступил 8 марта 1926 года в Доме работников просвещения, и этот день стал днем рождения Северного русского народного хора.
Вначале вокальный ансамбль насчитывал 12 певиц. Костюмами служили наряды мам и бабушек – подлинные крестьянские сарафаны и блузы. Гармонистами первого поколения были братья Тряпицыны Борис и Дмитрий, а также – младший брат Антонины Яковлевны Валерий Шерсков. На репетициях партии обычно разучивали с голоса руководителя. А. Я. Колотилова также показывала, как нужно двигаться, кланяться и держать себя на сцене.
Хор тепло принимался слушателями. Он стал частым гостем на предприятиях города, в учебных заведениях, окрестных деревнях. Статус любительского коллектива не мешал А. Я. Колотиловой работать серьезно, бережно относясь к северной песне и точно воспроизводя манеру ее исполнения! Этим требованиям она никогда не изменяла и в дальнейшем.
В первые годы хор исполнял в основном старинные народные песни, которые певицы – бывшие крестьянки, коренные жительницы Севера – знали с детства, владели не только исполнительскими навыками, но и народной импровизационной манерой.
Однако простая череда песен в концерте уже не устраивала руководителя хора. А. Я. Колотилова задумывает постановку северной свадьбы, пишет сценарий, подбирает исполнителей, терпеливо работает с ними. 19 апреля 1928 года в клубе «Труд и отдых» Великого Устюга впервые была исполнена композиция «Русская деревня по песням» – музыкальная мозаика в трех картинах: «Разлучают (сватанье), «Свадьба» (проводы невесты), «От свекровушки к новой жизни». Северная крестьянская свадьба со всем ее сложным ритуалом пришла к зрителям со сцены, с интересом была воспринята ими, особенно теми, кто вырос в деревне, наблюдал этот обряд или участвовал в нем.
Будучи художественным руководителем Северного хора в течение 35 лет, Антонина Яковлевна заботилась о близости репертуара хора к живому, почвенному бытованию песни в деревне. Недаром ее хор долгие годы считался самым этнографически достоверным, последовательным в своей творческой линии, сберегающим традиции северной песни, а певцов Северного хора всегда отличало умение проникнуть в глубину музыкального образа и воплотить его в неповторимой красоте.
В 1931 г. радиостанцию из Великого Устюга перевели в Архангельск, и А. Я. Колотилова, состоявшая в штате станции, переехала туда. С нею отправилось несколько великоустюгских певиц. Антонина Яковлевна без промедления организует хор уже в большем масштабе, как по числу участников, так и по объему репертуара.
В концертные программы входят песни Пинежья, Северного Поморья, разнообразятся пляски и бытовые сцены. Богатейший музыкальный материал А. Я. Колотилова собирает сама во время поездок по различным районам Архангельской области. Одновременно приобретались костюмы для участников хора.
Наряду с устюгскими певицами, первый состав хора в Архангельске пополнили исполнительницы из Холмогор, Шенкурска, Лешуконья и Каргополя. Семья Серебрянниковых из Пинежья принесла с собою свыше трехсот песен, старинных хороводов и древнейших скоморошьих прибауток.
К первым выступлениям по Архангельскому радио хор готовился особенно тщательно: от них во многом зависело будущее коллектива. В день премьеры участницы с волнением исполнили четыре старинные лирические песни. Успех превзошел все ожидания. Выступление самодеятельного хора стало откровением для современников. Во многих районах Архангельской области появляются аналогичные коллективы, и А. Я. Колотилова помогает им, прослушивая репертуар и консультируя руководителей.
В 1935 году, путешествуя по Поморью во время своего трудового отпуска, Антонина Яковлевна встретилась с М. С. Крюковой – известной сказительницей, добилась ее участия в первом Всесоюзном радиофестивале (1936), в дальнейшем – ее поездки с Северным хором в Москву, где по заданию редакции газеты «Правда» и при творческом содружестве с А. Я. Колотиловой М. С. Крюкова работала над первыми советскими сказами.
Пребывание М. С. Крюковой в хоре хорошо отозвалось и на творческой активности целого ряда певиц, особенно жительниц районов с богатыми традициями бытования песен-сказов. Делаются попытки создания таких песен внутри хора: «Как по морюшку», «По дорожечке», «Как белые Пинегу хотели забрать».
Кроме былин, в программы хора всегда входили веселые, плясовые, шуточные песни-скоморошины, ведущие начало от искусства бродячих музыкантов-скоморохов, и протяжные лирические, которые певцы исполняли в трогательно-задушевной манере.
1936–1937 годы отмечены участием коллектива во всесоюзных радиофестивалях. Выступления в эфире приносят Северному хору известность далеко за пределами Архангельской области.
В 1938 году хор переходит в ведение Северной государственной филармонии.
В 1939 году принимает участие в Колхозном фестивале и смотре ансамблей песни и пляски, выезжает на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.
С мая 1940 года в хоре стали проводиться систематические учебные занятия, а 28 декабря 1940 года в зале филармонии состоялось первое выступление Северного русского народного хора в статусе профессионального коллектива. В хор были приглашены хормейстер, балетмейстер и преподаватель вокала. Вместе с этими специалистами Антонина Яковлевна делала первые шаги на пути профессиональной концертной интерпретации северного фольклора.
Весной 1941 года хор успешно выступил в Москве в концертном зале им. П. И. Чайковского. Вернувшись домой, начал гастроли по Архангельской области, в частности водным маршрутом по Северной Двине.
На этом пути его и настигло известие о начале войны. Грозные годы стали временем больших испытаний и вместе с тем огромного творческого подъема для руководителя хора и всех его участников. Коллектив много концертировал. Передвигались в теплушках, жили впроголодь, недосыпали, то и дело спасались от бомбежек. Выезжали на Северный флот, в Мурманск, Заполярье, на Карело-Финский фронт, на Урал. В 1944-м уезжали на полгода на Дальний Восток.
В Мурманске во время концерта в Доме офицеров, изрешеченном снарядами здании, рядом неожиданно разорвалась бомба. С шумом посыпалась штукатурка, на сцену полетели обломки. Но артисты не дрогнули, озорная песня «Как комар-то на мухе сватался» летела в зал.
Осенью 1943 года, когда артистов встречали матросы Северного флота, стояла штормовая погода. Концерты проходили прямо в открытом море, на боевых эсминцах. Чтобы перебраться катером на корабль, нужно было спуститься по легкому веревочному трапу, который сильно раскачивался на ветру. Женщинам это было трудно. Тогда нашли выход. Певицы по очереди прыгали вниз с борта корабля на одеяла, натянутые матросами катера. Концерты состоялись…
Много работали в госпиталях. Для тяжелораненых пели прямо у их кроватей, сольно, дуэтами, небольшими ансамблями. Особенно любили солдаты слушать задорные частушки и шуточные песни.
Антонина Яковлевна Колотилова всегда была вместе с певцами во всех концертных поездках.
На Всесоюзном смотре народных хоров (1944) архангельский коллектив получает первое место, награждается денежной премией, переводится в первую группу хоровых коллективов.
В годы войны в репертуар хора вошло много произведений «на злобу дня»: внутри коллектива было сочинено более 65 сказов, 15 песен и свыше 300 частушек!
Весной 1945 года хор обслуживал объекты Северной железной дороги и побывал на гастролях в Вологодской, Кировской, Ярославской областях. Кроме того, Антонина Яковлевна считала необходимым ежегодные приезды весной по большой воде на собственном пароходе на свою малую родину. Концерты хора действительно становились общегородским праздником в Великом Устюге. «Люблю свой родной Север и ему пою песни», – говорила А. Я. Колотилова.
До 1960 года она оставалась художественным руководителем коллектива. Композитор П. Ф. Кольцов и хормейстер В. А. Поликин по ее просьбе записали весь репертуар хора.
В пятидесятых годах началось включение в программы авторских произведений, но понадобилось время, чтобы эти сочинения органически связались с особенностями северной песни и ее характером. Удивительное по вдохновению вокально-хореографическое полотно с музыкой В. Лаптева «Вологодские кружева» долгое время украшало выступления хора.
Все годы работы Колотиловой были наполнены неустанным, нелегким трудом и творческим горением, искренним стремлением сохранить и передать современникам глубину самобытности и красоты народного творчества Северного края, постоянным поиском все новых сценических форм и исполнительских средств.
Вопросы о специфических особенностях, возможностях, средствах выразительности народного хора в то время только начинали осмысливаться специалистами. Поиски своего творческого пути приходилось основывать на личном опыте и собственной художественной интуиции. Успешная работа Колотиловой помогала в решении сложных проблем дальнейшего развития народного хорового искусства, хотя в практической деятельности ей иногда приходилось идти на компромисс: например, в поисках своего творческого лица хор временами попадал под влияние других аналогичных коллективов. Деятельность музыкальных исполнительских коллективов страдала в то время излишним пафосом и парадностью в творчестве.
А. Я. Колотилова застала и первые зарубежные триумфы своего детища. В 1959 году хор выезжал на гастроли в Польшу и Болгарию, в 1961-м – в Чехословакию.
В сентябре–октябре 1961 года Северный хор выступал на Фестивале балета, проводившемся в связи с советской выставкой в Париже.
Обществом «Песни мира» была выпущена долгоиграющая пластинка с записью хора.
Парижане называли архангельских певцов «чудесным артистическим ансамблем, одним из наиболее выдающихся среди тех, которые присылались Великой страной», – так сформулировал свою оценку выступлений хора президент общества «Песни мира» Жан Руар в письме к Антонине Яковлевне.
Жизнь А. Я. Колотиловой была подлинным творческим подвигом, а заложенные ею традиции живы в коллективе. Творческую эстафету приняло новое поколение мастеров. В знак огромной благодарности они каждый год в день смерти Антонины Яковлевны приходят к ее могиле, чтобы возложить цветы и спеть ее любимые песни.
Коллектив хранит во всей неповторимой красоте песенное и танцевальное искусство Русского Севера. По-прежнему в хор стекаются лучшие народные певицы из разных северных областей. Немало плодотворных лет отдали этому замечательному коллективу вологжанки – заслуженные артистки России Ольга Сидорова (в замужестве Пудышева) и Полина Пугачева.

Литература:

Михайлов А. Государственный русский народный хор северной песни. – Архангельск, 1956.
Синицын Т. Двадцатилетие Русского народного хора северной песни. – Архангельск, 1946.
Жирнова Л. Северный русский народный хор. К пятидесятилетию со дня основания. – М., 1975.
Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Вологодская область. – М., 1979. – С. 126 – 128.

Библиография:

Кириллова Э. А. – Колотилова Антонина Яковлевна Выдающиеся вологжане: Биографические очерки / Редакционный совет «Вологодская энциклопедия». – Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. – 568 с.

Источник:

http://vologda-oblast.ru/o_reg...ty/292101/
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 33 34 35 36 37 * 38 39 40 41 ... 86 87 88 89 90 91 Вперед →
Модератор: olga621410
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник olga621410 » Сысоевы родом из с. Леденгское Тотемского уезда Вологодской [тема №71879]
Вверх ⇈