Копирование материалов дневника осуществляется по согласованию со мной, ссылка на него ОБЯЗАТЕЛЬНА. См. законодательство РФ в этой части. |
Сысоевы родом из с. Леденгское Тотемского уезда Вологодской
породнившиеся :Асламазяны, Бабушкины, Бессерты, Богдановы,Бранты, Брио, Волянские (Галина Николаева); Дудницыны, Ждановы, Ильинские и Кузминские(свящ-во). К(Х)олмогоровы, Лебедевы, Лепек, Лесниковы, Мезеневы, Меньшиковы, Петуховы, Пожиловы,Полленские и д
olga621410 Модератор раздела
г.Ниж.Новгород Сообщений: 1864 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1220 | Наверх ##
6 ноября 2018 6:47 6 ноября 2018 13:27 Chara Начинающий 05.11. 2018Г.
Архив СПб филиала ИРИ РАН, Ф. 138. Карт. 3. Д. 4. Л. 85-85 об. Подлинник. № 28. 1792 г., августа 29. - Прошение крестьянина деревни Олферовской Устьянской Дмитриевской волости Дорофея Попова* сотскому той же волости Леонтию Платовскому с просьбой о взыскании крестьянина Федора Сысоева в земскую избу и отказе ему во владении охотничьими угодьями. Красноборской округи Устьянской Дмитриевской волости в мирской схожей избе соцкому Леонтию Илатовскому прошение. Имеется нашей Олферовской деревни путичная лежащая тропа**, прозывается Загорицей, дедов наших и прадедов, уже и я владею 25 лет и промеж собой в деревни с соседми поделены уже 10 лет, по тому ж делу мне ж досталась, и неведомо с какого злого вымыслу ходит моей тропой деревни Назаровской крестьянин Федор Сысоев, например, версты с три и более и мой ловущий сичет*** и свой ставит, и мне угрожает смертным убийством, да и через оставшую мою тропу по сузему ходит поперег в 6 местах, да другую нашу же тропу по тому ж Загорицей за наволоком, которая была пономаря Акиндина Заостровского, а поныне детей ево, всю без остатку з братьями оной Сысоев новинами и порубкой леса запустошили и выжгли и до устьи реки, на которую уже лет с 15 и не ходим. Да сего ж августа 22 числа шел я из деревни Маншинской, стритил сына ево, Артемия, и он говорит похвальные речи, мы тебя сево лета со отцем на той тропе уходим****, а при том сторонных никого не прилучилось. И естли мне на лесу случится смерть, то окроме их, Сысоевых, убийца и супостата на себя не знаю по их похвальным речам. Да в прошлом 786 году просил я о той же тропе у соцкого Бориса Рогачева и оному Сысоеву отказано было при земской, и за что был оной Сысоев и палкой наказан, а мне по-прежнему приказано владеть вечно, но он, Сысоев, на то невзирая, и поныне обиду чинит. Да и прежде сего отец мой просил на него у соцкого, а в котором году не упомню, по тому оному Сысоеву было отказано, а нам приказано владеть вечно. Того ради прошу вас, соцкого Илатовского с товарищи, сие мое прошение принять и, приняв, прочесть всенародно и помянутого Сысоева взыскать в земскую избу и от оной моей тропы отказать вовсе, а мне приказать владеть вечно и за &;lt;...&;gt; тропу заплатить нашим владелцам. О сем просит оной волости деревни Олферовской крестьянин Дорофей Попов августа 29 дня 1792 года. Писал своеручно и руку приложил. Писано августа 29 дня 1792 года.
А.В.Камкин. Крестьянский мир на Русском севере (XVIII век). Вологда 1995.
--- Архиповы-г.В.Устюг, Смирновы - г.В.Устюг, Вельский уезд, Ждановы, Старцовы, Сысоевы, Колмогоровы, Харламовы -Тотемский уезд, Вологодской губ., Гусевы- Тамбовская губ | | |
olga621410 Модератор раздела
г.Ниж.Новгород Сообщений: 1864 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1220 | Наверх ##
11 декабря 2018 6:32 Получатель: azova Время отправки: 11 декабря 2018 0:02 Время получения: 11 декабря 2018 6:16 Добрый день, я- внучка Ивана Дидимовича Жданова, Наталия Владимировна Азовцева в девичестве Жданова. У меня есть по видимому некоторые сведения, которые могут Вас заинтересовать. Есть фотографии семьи Александра и Ивана Дидимовичей, кроме того я лично в юности знала одного из сыновей Александра Дидимовича - Анатолия Александровича, врача, двоюродного брата моего отца. Он написал письмо моей тете, где вкратце описал семью Александра Дидимовича. Судьба моего деда сложилась трагически. Он получил высшее педагогическое образование, при советском строе был учителем, работал в потребкооперации, в 1937 году по ложному доносу уже немолодым человеком был арестован в Великом Устюге и сослан в Соликамский лагерь, где умер в 1942 году. Сохранилось много его документов. Если смогу быть Вам полезной, буду очень рада. Благодаря Вашему дневнику узнала интересные для меня сведения о сольвычегодских Ждановых, за это Вам очень благодарна. С уважением Наталия. --- Архиповы-г.В.Устюг, Смирновы - г.В.Устюг, Вельский уезд, Ждановы, Старцовы, Сысоевы, Колмогоровы, Харламовы -Тотемский уезд, Вологодской губ., Гусевы- Тамбовская губ | | |
azova Новичок
Сообщений: 13 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7 | Наверх ##
15 декабря 2018 17:28 Надежда Дидимовна в замужестве Лукинская, на фото она с мужем
--- Шерсковы, Шабровы, Варгенау, Мухины из Саратовской области, Ждановы из Сольвычегодска | | |
olga621410 Модератор раздела
г.Ниж.Новгород Сообщений: 1864 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1220 | Наверх ##
15 декабря 2018 19:27 16 декабря 2018 9:43 Антонина Яковлевна Шерскова - Антонина Яковлевна КОЛОТИЛОВА – основатель и художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора (1926 – 1960), народная артистка РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. Антонина Яковлевна полностью заслужила любовь народа и славу о себе, ибо все силы и помыслы, неистощимую энергию и страсть души отдала народному пению и созданному ею хору... Если не было бы на свете этой замечательной женщины - не было бы нашего Северного русского народного хора!» Нина Константиновна Мешко Краткая биография Антонина Яковлевна родилась 4 апреля 1890 года в д. Жилино Плесовской волости Никольского уезда Вологодской губернии в семье Шерсковых Якова Ивановича и Ирмы Леопольдовны (Варгенау). В 1909 году – с отличием окончила Великоустюгскую женскую гимназию. В 1914 году Антонина Яковлевна выходит замуж за нотариуса В. В. Колотилова и поселяется в Никольске. Работает учительницей в народной школе. В 1919 году супруги Колотиловы переезжают в Великий Устюг. Здесь Антонина Яковлевна организовывает самодеятельный женский ансамбль. С 1923 года Колотилова работает штатной певицей на Великоустюгской широковещательной радиостанции, но своих занятий с хором не прекращает. 8 марта 1926 года созданный Колотиловой небольшой самодеятельный коллектив впервые публично выступает в Доме работников просвещения, и этот день становится днём рождения Северного русского народного хора. В 1931 году Колотилова вместе с несколькими певицами ансамбля переезжает в Архангельск. 1936–1937 гг. отмечены участием коллектива во всесоюзных радиофестивалях. Выступления в эфире приносят Северному хору известность далеко за пределами Архангельской области. В 1938 г. хор переходит в ведение Северной государственной филармонии. С мая 1940 года в хоре стали проводиться систематические учебные занятия, а 28 декабря 1940 г. в зале филармонии состоялось первое выступление Северного русского народного хора в статусе профессионального коллектива. В хор были приглашены хормейстер, балетмейстер и преподаватель вокала. 1949 год – А. Я. Колотиловой присуждена Сталинская премия 2-й степени за концертные программы Северного хора 1948 года. 1960 год – присвоено почётное звание «Народный артист РСФСР». 06 июля 1962 года Антонины Яковлевны не стало. Похоронена в Архангельске.
Антонина Колотилова: «Кто не любит родной песни, тот не любит родной народ!» Антонина Яковлевна Колотилова (Шерскова) родилась в 1890 году в деревне Жилино, недалеко от старинного города Великий Устюг. Родилась она в семье служащего Якова Ивановича Шерсткова. В многодетной семье Шерсковых (12 детей) большое внимание уделялось музыке, и Антонина Яковлевна ещё с юных лет проявляла незаурядные способности в исполнении народных песен. Надо сказать, что в развитии песенного таланта во многом помогала мама, Ирма Леопольдовна, немка по национальности. Именно она, сама большая любительница народных песен, первая заметила в своей дочери недюжинные способности. В 1909 году Колотилова с отличием окончила Великоустюгскую женскую гимназию и уехала учительствовать в сельскую школу в деревню Пелягинец Никольского уезда Вологодской губернии. Именно в этой деревне Антонина Колотилова начала проявлять уже профессиональный интерес к фольклору. Она всегда пристально наблюдала северные обряды, слушала песни, сама училась причитать, величать, усвоила манеру движения девушек и женщин в хороводах, кадрилях, поклонах. Колотилова, рождённая и выросшая на Севере России, глубоко любила свой родной край, особенно – раздолье заливных лугов в пору цветения трав. Она метко стреляла из ружья, но никогда не убивала дичь, хорошо ездила верхом и, купив себе лошадь, с удовольствием ухаживала за ней. Начало творческого пути В 1914 году Антонина Яковлевна выходит замуж и переезжает в Никольск. Там она работает учительницей в народной школе и продолжает собирать и записывать местные песни, сказы, частушки. Врождённое артистическое дарование помогло молодой девушке легко осваивать культуру и манеру исполнения. Через 5 лет Колотиловы переезжают в Великий Устюг. Именно в этом старинном русском городе начинается история Северного хора. Здесь Антонина Яковлевна организовывает самодеятельный женский ансамбль, который выступает в клубах, а чуть позже и на открывшейся в городе широковещательной радиостанции. Надо сказать, что первые участники коллектива были в основном домохозяйки. Они запросто приходили к ней на квартиру, устраивали коллективные спевки, изучали заинтересовавшие их песни. Слушатели с одобрением встретили концерты молодых хористок, а выступления по радио сделали группу очень популярной. В самодеятельном хоре Колотиловой в то время насчитывалось около 15 человек. Антонина Яковлевна всегда мечтала стать профессиональной певицей, но учиться в консерватории в то время возможности не было. Поэтому Колотилова очень часто ездит в Москву, Ленинград и Вологду, где занимается вокалом с профессиональными педагогами. Благодаря этим урокам Антонина Яковлевна достигает особенных успехов в вокальном мастерстве. Это подтверждается тем, что когда в родной город приезжали артисты оперных театров и ставились сцены из опер «Иван Сусанин», «Пиковая дама», «Русалка», «Кармен», Колотиловой отводились в них главные партии. Рождение Северного хора В 1922 году в Москве на студии звукозаписи Антонина Яковлевна знакомится с Митрофаном Пятницким. Именно эта встреча стала знаковой для Колотиловой. Знакомство с творчеством хора Пятницкого послужило толчком к созданию собственного народного хора северных песен. 08 марта 1926 года небольшой самодеятельный коллектив Колотиловой впервые публично выступил в Доме работников просвещения. Этот день стал днём рождения Северного русского народного хора. В коллективе тогда насчитывалось всего 12 певиц. Костюмами служили наряды мам и бабушек – настоящие крестьянские сарафаны и блузы. Первыми гармонистами были братья Тряпицыны Борис и Дмитрий, а также младший брат Антонины Яковлевны Валерий Шерсков. Партии на репетициях разучивали с голоса художественного руководителя. Антонина Яковлевна не только показывала, как нужно петь, но и как необходимо правильно двигаться, кланяться и держать себя на сцене. Вновь созданный хор всегда тепло встречали на предприятиях города, в учебных заведениях, окрестных деревнях. Статус любительского коллектива не мешал Колотиловой работать серьёзно, бережно относясь к северной песне и точно воспроизводя манеру её исполнения! Этим требованиям она никогда не изменяла и в дальнейшем. В первые годы хор исполнял в основном старинные народные песни, которые певицы – бывшие крестьянки, коренные жительницы Севера – знали с детства, владели не только исполнительскими навыками, но и народной импровизационной манерой. Однако простая череда песен в концерте уже не устраивала руководителя хора. Колотилова задумывает постановку северной свадьбы, пишет сценарий, подбирает исполнителей, терпеливо работает с ними. 19 апреля 1928 года в клубе «Труд и отдых» Великого Устюга впервые была исполнена композиция «Русская деревня по песням» – музыкальная мозаика в трех картинах: «Разлучают (сватанье), «Свадьба» (проводы невесты), «От свекровушки к новой жизни». Северная крестьянская свадьба со всем её сложным ритуалом пришла к зрителям со сцены, с интересом была воспринята ими, особенно теми, кто вырос в деревне, наблюдал этот обряд или участвовал в нём. Будучи художественным руководителем Северного хора в течение 35 лет, Антонина Яковлевна заботилась о близости репертуара хора к живому, почвенному бытованию песни в деревне. Недаром её хор долгие годы считался самым этнографически достоверным, последовательным в своей творческой линии, сберегающим традиции северной песни, а певцов Северного хора всегда отличало умение проникнуть в глубину музыкального образа и воплотить его в неповторимой красоте. Переезд в Архангельск В 1931 году радиостанцию из Великого Устюга перевели в Архангельск, и Колотилова, состоявшая в штате станции, переехала туда. С нею отправилось несколько великоустюгских певиц. Антонина Яковлевна без промедления организует хор уже в большем масштабе, как по числу участников, так и по объёму репертуара. В концертные программы входят песни Пинежья, Северного Поморья, разнообразятся пляски и бытовые сцены. Богатейший музыкальный материал Колотилова собирает сама во время поездок по различным районам Архангельской области. Одновременно приобретались костюмы для участников хора. Наряду с устюгскими певицами, первый состав хора в Архангельске пополнили исполнительницы из Холмогор, Шенкурска, Лешуконья и Каргополя. Семья Серебрянниковых из Пинежья принесла с собою свыше трёхсот песен, старинных хороводов и древнейших скоморошьих прибауток. К первым выступлениям по Архангельскому радио хор готовился особенно тщательно: от них во многом зависело будущее коллектива. В день премьеры участницы с волнением исполнили четыре старинные лирические песни. Успех превзошёл все ожидания. Выступление самодеятельного хора стало откровением для современников. Во многих районах Архангельской области появляются аналогичные коллективы, и Колотилова помогает им, прослушивая репертуар и консультируя руководителей. В 1935 году, путешествуя по Поморью во время своего трудового отпуска, Антонина Яковлевна встретилась с Марфой Семеновной Крюковой – известной сказительницей. Колотилова добилась, чтобы Крюкова участвовала в первом Всесоюзном радиофестивале (1936). В дальнейшем Марфа Крюкова ездила вместе с Северным хором в Москву, где вместе с Антониной Яковлевной работала над первыми сказами. Кроме былин в программы хора всегда входили весёлые, плясовые, шуточные песни-скоморошины, ведущие начало от искусства бродячих музыкантов-скоморохов, и протяжные лирические песни, которые певцы исполняли в трогательно-задушевной манере. В 1938 году хор переходит в ведение Северной государственной филармонии, а уже с мая 1940 года в хоре стали проводиться систематические учебные занятия. 28 декабря 1940 года в зале филармонии состоялось первое выступление Северного русского народного хора в статусе профессионального коллектива. В хор были приглашены хормейстер, балетмейстер и преподаватель вокала. Вместе с этими специалистами Антонина Яковлевна делала первые шаги на пути профессиональной концертной интерпретации северного фольклора. Во время войны Весной 1941 года Северный хор успешно выступил в Москве в концертном зале имени П. И. Чайковского. Вернувшись домой, коллектив начал гастроли по Архангельской области, в частности водным маршрутом по Северной Двине. На этом пути его и настигло известие о начале войны. Грозные годы стали временем больших испытаний и вместе с тем огромного творческого подъёма для руководителя хора и всех его участников. Коллектив много концертировал. Передвигались в теплушках, жили впроголодь, недосыпали, то и дело спасались от бомбёжек. Выезжали на Северный флот, в Мурманск, Заполярье, на Карело-Финский фронт, на Урал. В 1944 году уезжали на полгода на Дальний Восток. В Мурманске во время концерта в Доме офицеров, изрешечённом снарядами здании, рядом неожиданно разорвалась бомба. С шумом посыпалась штукатурка, на сцену полетели обломки. Но артисты не дрогнули, озорная песня «Как комар-то на мухе сватовался» летела в зал. Антонина Яковлевна Колотилова всегда была вместе с певцами во всех концертных поездках. «Люблю свой родной Север и ему пою песни!» До 1960 года Антонина Яковлевна оставалась художественным руководителем коллектива. Композитор П. Ф. Кольцов и хормейстер В. А. Поликин по её просьбе записали весь репертуар хора. В пятидесятых годах началось включение в программы авторских произведений, но понадобилось время, чтобы эти сочинения органически связались с особенностями северной песни и её характером. Удивительное по вдохновению вокально-хореографическое полотно с музыкой В.Лаптева «Вологодские кружева» долгое время украшало выступления хора. Все годы работы Колотиловой были наполнены неустанным, нелёгким трудом и творческим горением, искренним стремлением сохранить и передать современникам глубину самобытности и красоты народного творчества Северного края, постоянным поиском всё новых сценических форм и исполнительских средств. Вопросы о специфических особенностях, возможностях, средствах выразительности народного хора в то время только начинали осмысливаться специалистами. Поиски своего творческого пути приходилось основывать на личном опыте и собственной художественной интуиции. Успешная работа Колотиловой помогала в решении сложных проблем дальнейшего развития народного хорового искусства. Антонина Яковлевна застала и первые зарубежные триумфы своего детища. В 1959 году хор выезжал на гастроли в Польшу и Болгарию, в 1961-м – в Чехословакию. В сентябре-октябре 1961 года Северный хор выступал на Фестивале балета, проводившемся в связи с советской выставкой в Париже. Обществом «Песни мира» была выпущена долгоиграющая пластинка с записью хора. Парижане называли архангельских певцов «чудесным артистическим ансамблем, одним из наиболее выдающихся среди тех, которые присылались Великой страной», – так сформулировал свою оценку выступлений хора президент общества «Песни мира» Жан Руар в письме к Антонине Яковлевне. Антонина Колотилова совместно со сказительницами и песенницами создала 100 сказов и песен. Она является автором сборника «Северные русские народные песни». Жизнь Колотиловой была подлинным творческим подвигом, а заложенные ею традиции живы в коллективе. Творческую эстафету приняло новое поколение мастеров. В знак огромной благодарности они каждый год в день смерти Антонины Яковлевны приходят к её могиле, чтобы возложить цветы и спеть её любимые песни. Колотилова изначально взяла курс именно на старинную деревенскую песню. Не раз ей пришлось испытывать давление, выслушивать упреки. Время-то какое: 1938 год! Антонина Яковлевна вынуждена была делать уступки. Но при этом упорно шла своим путем. Уже в этом – её творческая воля и незаурядность характера. Кто не любит родной песни, тот не любит родной народ. Таким было жизненное кредо Антонины Яковлевны Колотиловой. Источник: Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет «Вологодская энциклопеция». - Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. - 568 с. - ISBN 5-87822-271-X Источник: http://sevhor.ru/istoriya/vyda...kolotilova Государственный академический Северный русский народный хор © источник: http://sevhor.ru/istoriya/vyda...kolotilova
 --- Архиповы-г.В.Устюг, Смирновы - г.В.Устюг, Вельский уезд, Ждановы, Старцовы, Сысоевы, Колмогоровы, Харламовы -Тотемский уезд, Вологодской губ., Гусевы- Тамбовская губ | | |
olga621410 Модератор раздела
г.Ниж.Новгород Сообщений: 1864 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1220 | Наверх ##
15 декабря 2018 19:29 1
 --- Архиповы-г.В.Устюг, Смирновы - г.В.Устюг, Вельский уезд, Ждановы, Старцовы, Сысоевы, Колмогоровы, Харламовы -Тотемский уезд, Вологодской губ., Гусевы- Тамбовская губ | | |
olga621410 Модератор раздела
г.Ниж.Новгород Сообщений: 1864 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1220 | Наверх ##
15 декабря 2018 19:32 2
   --- Архиповы-г.В.Устюг, Смирновы - г.В.Устюг, Вельский уезд, Ждановы, Старцовы, Сысоевы, Колмогоровы, Харламовы -Тотемский уезд, Вологодской губ., Гусевы- Тамбовская губ | | |
olga621410 Модератор раздела
г.Ниж.Новгород Сообщений: 1864 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1220 | Наверх ##
15 декабря 2018 19:39 3
  --- Архиповы-г.В.Устюг, Смирновы - г.В.Устюг, Вельский уезд, Ждановы, Старцовы, Сысоевы, Колмогоровы, Харламовы -Тотемский уезд, Вологодской губ., Гусевы- Тамбовская губ | | |
olga621410 Модератор раздела
г.Ниж.Новгород Сообщений: 1864 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1220 | Наверх ##
15 декабря 2018 19:40 15 декабря 2018 19:50 4
    --- Архиповы-г.В.Устюг, Смирновы - г.В.Устюг, Вельский уезд, Ждановы, Старцовы, Сысоевы, Колмогоровы, Харламовы -Тотемский уезд, Вологодской губ., Гусевы- Тамбовская губ | | |
olga621410 Модератор раздела
г.Ниж.Новгород Сообщений: 1864 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1220 | Наверх ##
15 декабря 2018 19:53 5
 --- Архиповы-г.В.Устюг, Смирновы - г.В.Устюг, Вельский уезд, Ждановы, Старцовы, Сысоевы, Колмогоровы, Харламовы -Тотемский уезд, Вологодской губ., Гусевы- Тамбовская губ | | |
olga621410 Модератор раздела
г.Ниж.Новгород Сообщений: 1864 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1220 | Наверх ##
15 декабря 2018 20:29 16 декабря 2018 8:49 Проект Гудим-Левковича "О тех, кого я помню и люблю": Антонина Колотилова - народность русского модерна
Совершенно случайно на одном из сайтов я нашел запись трех песен в исполнении Северного хора, датированную 1963 годом. И поразился тому, как они звучат! Незадолго до ухода из жизни художественный руководитель хора Антонина Яковлевна Колотилова настояла на том, чтобы записать все песни, тем самым сохранив для потомков их аутентичное звучание. Возглавляя хор в течение 35 лет, она сделала его репертуар максимально близким к живому, почвенному бытованию песни в северной деревне. Недаром ее коллектив долгие годы считался самым этнографически достоверным, последовательным в своей творческой линии, сберегающим традиции русской песни, обладающим умением проникнуть в глубину музыкальных образов, рожденных на Русском Севере, и воплотить их во всей неповторимой красоте. В 1938 году на нее написали донос. Дело по тому времени – обычное. Обвиняли Антонину Яковлевну в сокрытии дворянского происхождения. Уже немолодой, 48-летней женщине пришлось оправдываться, доказывать преданность делу партии и государству рабочих и крестьян. С тех пор в ее биографии появилась строчка «из семьи служащих». Хотя авторы доноса были на 100% правы: родилась основательница Северного народного хора в дворянской семье. Ее отцом был небогатый помещик и чиновник Яков Иванович Шерстков, а матерью – дочь архангелогородского купца 2-й гильдии Ирма Леопольдовна Варгенау. Антонина Колотилова как художник, артист, сформировалась в лоне Серебряного века русской культуры, которая в конце 19-го начале 20-го века переживала мощный взлёт. Духовная жизнь России этого периода отличалась небывалой насыщенностью, продолжением прекрасных художественных традиций, стремлением обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли ни все образы и формы, в том числе выработанные народным искусством. В классической музыке – у А. Бородина в «Половецких плясках», у И. Стравинского в «Весне священной», у С. Прокофьева в «Скифской сюите» это проявилось в обращении к глубинным пластам песенного фольклора, древнейшим истокам отечественной музыкальной культуры. Одновременно широкую популярность буквально во всех слоях общества приобретает камерный вариант традиционной русской песни, нашедший воплощение в творчестве Анастасии Вяльцевой, Вари Паниной, Надежды Плевицкой. И, несомненно, граммофонные пластинки с их записями звучали в доме Шерстковых. Антонина Яковлевна еще с юных лет проявляла незаурядные способности в исполнении русских народных песен. Развитию этих способностей во многом помогала мать, сама страстная любительница песенного искусства. Именно она, русская немка, первая заметила в своей дочери недюжинные способности. Антонина Колотилова мечтала стать профессиональной певицей. Не имея возможности учиться в консерватории, она брала уроки сольного пения у преподавателя музыки в Никольском педучилище Марии Евсеевны Зигер Корн, в прошлом артистке знаменитой Миланской оперы «La Sсala». Выступая на сцене, Антонина часто исполняла классический репертуар, в том числе главные партии из опер «Иван Сусанин», «Пиковая дама», «Русалка», «Кармен». На окончание гимназии отец подарил ей коня, так как она с детства любила лошадей и умела с ними обращаться и с удовольствием за ними ухаживала. Она метко стреляла из ружья, но никогда не убивала дичь, хорошо ездила верхом, навещая сестру, живущую за 12 верст, в легкой коляске одна ездила в Никольск и Великий Устюг. За пять лет работы в деревенской школе молодая учительница записала сотни разных песен, многие из которых позднее вошли в репертуар Северного хора. Обучая грамоте крестьянских детей, постигала новое и сама учительница. «Я очень любила песни, и пела их сама – вспоминала Колотилова. - Вместе с крестьянами принимала участие в вечерках, хотя раньше учительницам это было строго запрещено. В зимнее время на паре лошадей с колокольчиком меня частенько увозили на крестьянскую свадьбу…» Молодая девушка с интересом наблюдала северные обряды, слушала песни, сама научилась причитать, величать, усвоила манеру движения в хороводах, танцах, поклонах. Врожденное артистическое дарование помогало ей, окончившей классическую гимназию, легко и органично воспринять основы народной крестьянской культуры. С увлечением отдаваясь собиранию народных песен и их исполнению, она сплотила вокруг себя группу таких же энтузиастов-единомышленников, которые запросто приходили к ней на квартиру, устраивали коллективные спевки, разучивали интересовавшие их песни. Вначале вокальный ансамбль насчитывал 12 певиц. Костюмами служили наряды мам и бабушек – подлинные крестьянские сарафаны и рубахи. На репетициях партии обычно разучивали с голоса руководителя. Антонина Колотилова также показывала, как нужно двигаться, кланяться и держать себя на сцене. Так родился Северный хор, ставший впоследствии знаменитым. В истории коллектива под руководством Колотиловой было множество творческих достижений и побед, гастроли по всей стране и за рубежом, включая Париж, который архангелогородцы сразу покорили. «Чудесный артистический ансамбль, один из наиболее выдающихся среди тех, которые присылались Великой страной», – так сформулировал свою оценку выступлений хора президент общества «Песни мира» Жан Руар в письме к Антонине Яковлевне. Особая страница – гастроли в составе фронтовых агитбригад в годы Великой Отечественной войны. В Мурманске во время концерта в Доме офицеров рядом неожиданно разорвалась бомба. Посыпалась штукатурка, на сцену полетели обломки. Но артисты не дрогнули, и продолжили озорную песню «Как комар-то на мухе сватался». Осенью 1943 года, на Северном флоте концерты проходили прямо в открытом море. Чтобы перебраться с корабля на катер, нужно было спуститься по веревочному трапу, который сильно раскачивался на ветру. Женщинам это было сделать трудно. Тогда нашли выход: певицы по очереди прыгали вниз на одеяла, натянутые матросами. Концерты состоялись… Антонине Колотиловой выпало жить и творить во времена, когда искусство сознательно загоняли в прокрустово ложе идеологии. «При коммунистической организации общества отпадает подчинение художника местной и национальной ограниченности, целиком вытекающее из разделения труда, а также замыкание художника в рамках какого-нибудь определённого искусства, благодаря чему он является исключительно живописцем, скульптором и т.д., так что уже одно название его деятельности достаточно ясно выражает ограниченность его профессионального развития и его зависимость от разделения труда. В коммунистическом обществе не существует художников, существуют лишь люди, которые занимаются искусством как одним из видов своей деятельности», - писали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии». В вульгаризированном варианте ту же мысль высказал "первый пролетарский поэт" Маяковский: "Землю попашет - попишет стихи..." (хотя сам он, к слову, землю вовсе не пахал). Но сама жизнь отвергла мертвые идеологемы, ведь искусство – всегда часть живого религиозного, духовного сознания народа. Не будь этого сознания, оно превратилось бы в поверхностное «эстетическое развлечение». Наиболее действенным из искусств является синтез Слова и Музыки. Причем Слова в божественном смысле, как начала начал, сокровенной сущности жизни и мира. Музыка - это нечто бессознательное, чувственное, душевное, но не имеющей собственной мысли. Воплощать мысль призвано Слово. А вместе они выражают Истину, служат ей. И именно в этом служении - смысл творчества любого художника, и тот, кто выбирает сочетание Слова и музыки определяет для себя способ такого служения. Антонина Яковлевна свой выбор сделала... Все годы работы Колотиловой в Северном хоре были наполнены неустанным, нелегким трудом и творческим горением, искренним стремлением сохранить и передать современникам глубину самобытности и красоты народного искусства Русского Севера, постоянным поиском все новых сценических форм и исполнительских средств. Во многом это было обусловлено тем, что Антонина Яковлевна была носителем особой ментальности Серебряного века, в основе которой - культ творчества как единственной возможности прорыва к трансцендентным реальностям, как интегрального способа осмысления времени и «Я» в нем через свободную волю в поисках Бога… Источник: http://rusnord.ru/culture/3785...derna.html
 --- Архиповы-г.В.Устюг, Смирновы - г.В.Устюг, Вельский уезд, Ждановы, Старцовы, Сысоевы, Колмогоровы, Харламовы -Тотемский уезд, Вологодской губ., Гусевы- Тамбовская губ | | |
|
Ну и характерец у этого пращура! просто вредоносный какой-то! если, правда, этот Дорофей Попов сам ни провоцировал к подобному поведению...
Правда, мои Сысоевы были из дер. Юркино Толшемской волости Тотемского уезда...