Копирование материалов дневника осуществляется по согласованию со мной, ссылка на него ОБЯЗАТЕЛЬНА. См. законодательство РФ в этой части. |
Сысоевы родом из с. Леденгское Тотемского уезда Вологодской
породнившиеся :Асламазяны, Бабушкины, Бессерты, Богдановы,Бранты, Брио, Волянские (Галина Николаева); Дудницыны, Ждановы, Ильинские и Кузминские(свящ-во). К(Х)олмогоровы, Лебедевы, Лепек, Лесниковы, Мезеневы, Меньшиковы, Петуховы, Пожиловы,Полленские и д
olga621410 Модератор раздела
г.Ниж.Новгород Сообщений: 1864 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1220 | Наверх ##
15 декабря 2015 9:33 7 августа 2019 15:56 Фрагмент из книги А.Жданова "Пятый постулат" Александр Борисович Жданов - внук А.Д. Жданова и Александры Ивановны Сысоевой (Ждановой в замужестве). А.И. Сысоева - родная сестра моей прабабушки - Эмилии Ивановны Сысоевой (Смирновой в замужестве).
Одинокий вой становился громче, протяжнее в тихом морозном воздухе. Рвал душу. Потом послышалась ругань, звяканье цепи, собачий визг и скулёж – хозяин перетянул скулившего пса плетью и загнал в конуру, чтобы беду не накликал. Всё стихло. А на следующий день беда пришла – Сану Сысоева убило сосулькой. Он был, конечно, Саней, Александром, но в семье окончания слов произносили на северный манер твёрдо: «тёта Лида», «Сана». С причудами были Сысоевы. Сана вот не любил головных уборов. И обыкновенно в Великом посту, как только чувствовал, что солнце повернуло на весну, снимал шапку и ходил с открытой ветру и солнцу головой. Вот и поплатился за щегольство. Из-под крыши сорвалась большая сосулька и проломила ему темя. Сбежались люди, смотрели на распростертого Александра Ивановича и долго помнили потом, как на снегу разметались его окровавленные тёмно-каштановые кудри. Сысоевы были темноволосы. Сысоевых в городе и далеко за ним знали давно. Толк в своем деле знали, дело расширяли. Сысоев-старший передал дело сыну – и отошёл. Не только от дел, но от мира этого грешного. Сын Иван стал хозяйствовать. Завёл семью, родил детей. Сына и дочь назвал одинаково – Александр и Александра. Дети выросли, обзавелись семьями. И теперь вот лежал Александр на снегу. А Иван Сысоев потерял не только сына – работника. Да что там работника – потерял хозяина, на котором всё держалось дело. Сам-то Иван Сысоев хозяином был не справным. От отца досталось ему немало: лавки, какое-то производство, даже небольшой пароходик. Но сын любил лошадей и женщин. Лошади были страстью даже большей, чем женщины. Всё уходило на них. И добро бы заводчиком стал, богател бы на лошадях – нет же: спускал всё, что имел. Любил Иван Сысоев и выпить. И была у него особая серебряная стопка. Откуда появилась она в семье, и сам бы не сказал. Видно, отец привез откуда – хорошим купцом был, ездил не только по Северу. Много всяких подарков и гостинцев привозил из поездок – каждому свое. Пил Иван обстоятельно, со вкусом. Пил и водку и вино. К каждому напитку каждый раз подбирал свою закуску. Стопку наполнял не до краев. Оставался невысокий серебряный бортик стопки, чтобы выглядело не грубо, не примитивно – любил купец изящество во всём. А уж разные красивые вещички: портсигары, щипчики для снятия нагара со свечей, разрезальный ножик с костяной ручкой – не переводились. Вот и пил с изяществом. Никогда, что называется, не гнал жеребцов, не опрокидывал стопку за стопкой – а всё с разговором, иногда с песней, а то и со стихами-прибаутками. Прежде, чем запить вином рыбное, мог изречь: «Рыба посуху не ходит, без воды не может жить». И уж потом неспешно выпивал стопку. Ждал, когда напиток «разойдётся», и только потом снова принимался за трапезу. Жить хотелось красиво. Заниматься делами некогда было, а потому и в лавке показывался редко. Частенько в лавке сидела дочь Шура. Хочешь, нет ли, а научилась девушка ловко и быстро считать в уме, и, когда была уже немолода, способность эту не потеряла. Приезжали погостить сыновья – хирург, инженер, студент-математик. Садились за преферанс, и матушка частенько премило обставляла своих учёных сыновей. Всего-то детей было девять. Но не все ещё появились на свет, а появившиеся были малы, когда лежал на снегу их дядя Сана Сысоев. Заснежен зимой Сольвычегодск. Морозен воздух, прямо стоят дымы из печных труб, уходят в небо. Утром – скрип-скрип! – бегут детишки в школу. Александра Ивановна, уже давно не Сысоева, провожала старших, провожала мужа, учителя семилетней школы. Не очень хотелось состоятельному тогда ещё Ивану Сысоеву отдавать дочь за молодого учителя, но сдался, и приданое хорошее дал. В приданом оказалась и любимая иванова стопка. Чем-то тронул, видно, будущий зять. Может, отозвалась в разгульной душе Ивана Сысоева его музыкальность. Играл зять на скрипке и мандолине, что передал позже среднему сыну, выучившемуся еще и на флейте играть. Все были музыкальны. Сама Александра Ивановна хорошо пела. Любили в семье петь, вечерами собирались за столом и затягивали: Слети к нам, тихий вечер, На мирные поля. Тебе поём мы песню, Вечерняя заря. Пели слаженно, глубоко, протяжно. В общей слаженности, постепенно крепли, напрягались, уходили ввысь, два голоса Александры Ивановны и старшей дочери Маруси. Оба голоса вели, остальные гораздо тише поддерживали, и завершали песню: И в дальней роще звонко Уж соловей пропел. Пили чай, тихо беседовали. Иногда после долгой паузы Александра Ивановна начинала: Как у ясной зореньки Много ярких звёзд, А у тёмной ноченьки Им и счёту нет. Становилось тихо-тихо, песню никто не подхватывал, давали матери спеть самой. Но жилось несмотря на веселье и песни нелегко. Трудно ведь, когда своих девять да еще четверых сирот умершего брата приютил. Поэтому, хоть и в городе жили, хоть и учителем был Александр Дидимович, а к ручному крестьянскому труду детей приучал сызмальства. Сделал вот у кузнеца маленькие косы – и два брата ходили на мыс над Вычегдой косить траву для коровы, когда с отцом, а когда и одни. А корову привёл на двор купец Хмельнов, знавший и Сысоевых, но больше из уважения к самому учителю: – Не в обиду, Александр Дидимович, примите подарок. Молочко детишкам нужно. Не обижайтесь на меня и меня не обижайте – примите. И к охоте братья рано были приучен, что помогло, когда Александр Дидимович заболел и надолго слёг. Отец болел так долго и тяжело, что спорый на ручную работу средний сын соорудил у кровати на стене звоночек. При необходимости отец звонил. Да, приходилось братьям, ещё подросткам, ходить на охоту. Вставали затемно. Боязно было идти по тёмному лесу, тяжело и неудобно нести несоразмерное с ростом ружьё, но когда удавалось добыть тетерева или зайца, чувствовали себя кормильцами. Но всё обошлось, отец выздоровел. Даже выпить порой мог. Вот и пригодилась тестева стопка. Из неё, серебряной, и напиток был словно мягче, радовал душу. Да и вообще многое изменилось. Уже прошло к этому времени два года, как докатилась до северного края весть о революции в Питере. Да и то сказать: что значит – докатилась. Её, может, и ждали. Край-то ссыльный. Не один известный впоследствии человек отбывал здесь изгнание. Был среди них и самый известный. Горец. То ли из-за добрых воспоминаний о северянах, не желавших ссыльным зла, то ли по другой какой причине революция здесь не свирепствовала. И крепостной неволи прежде не было, и революция прошлась по верхам. Вот и Александру Дидимовичу не припомнили его родства со старым купеческим родом. Напротив, оценили его способности, учли уважение к нему жителей – и стал бывший учитель директором школы, а потом, незадолго до смерти, присвоили Александру Дидимовичу новое тогда звание Героя труда. По этому поводу учителя и ученики устроили в школе торжество. В тайне от директора. Не любил он ни славословий в свой адрес ни пышных торжеств. В школе был оркестр. Учитель пения занимался с музыкантами серьёзно, подолгу заставлял повторять партии, чтобы на выступлениях никаких шероховатостей не было. Этот оркестр и должен был приветствовать директора. Двери раскрылись в сопровождении работников отдела образования вошёл и Александр Дидимович. Оркестр заиграл. Сидел в оркестре со скрипкой и средний сын директора. Вдруг собравшиеся зашушукались, педагоги и старшеклассники подхватили любимого директора на руки и понесли. Из-за выступивших слёз сын его не видел нот, играл по памяти. Но справился, сыграл хорошо – уроки Никодима Ильича не прошли даром. Да, хорошим музыкантом мог бы он стать. Обладал, помимо музыкального дара, и артистическими способностями: во многих спектаклях и в школе, и позже в техникуме участвовал, но ни музыкантом ни артистом сын не стал. Стал инженером-строителем, а война и вовсе привела его в авиацию. И после войны не сразу смог он вернуться к своей профессии. Когда, к тому времени офицер штаба одного из округов, он запросился в отставку, ему намекнули, что негоже коммунисту такие рапорты подавать, последствия могут быть, сами понимаете, товарищ подполковник, какие. А через десять лет после войны, когда до пенсии военной оставалось совсем немного, вспомнили, наверное, о старой просьбе и, как говорят, попал подполковник под сокращение. Тогда же родился у него сын. Поздний ребёнок. Александра Ивановна рождения внука не дождалась, хотя надолго пережила мужа. --- Архиповы-г.В.Устюг, Смирновы - г.В.Устюг, Вельский уезд, Ждановы, Старцовы, Сысоевы, Колмогоровы, Харламовы -Тотемский уезд, Вологодской губ., Гусевы- Тамбовская губ | | Лайк (1) |
Volga63 Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14677
| Наверх ##
16 декабря 2015 17:44 СЫСОЕВЫ: Г. Н. ЧЕБЫКИНА «ВЕЛИКИЙ УСТЮГ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА»: В 1910 году А. И. Ноготков и крестьяне А. В. Забелин и А. И. Сысоев открыли на улице Деревенька совместное предприятие полукустарного типа под названием «Северное канатное производство». На заводе изготавливали толстые пеньковые канаты, для чего использовался нефтедвигатель «Русь». В специальном отделении канаты просмаливались. Пенька покупалась в Брянской, Смоленской, Орловской губерниях. Кроме канатов изготовляли разную веревку, бечевки для рыбаков, пряжу и нитки. Часть своей продукции товарищество отправляло в Архангельск, остальная успешно сбывалась на местном рынке [94]. Александр Иванович Ноготков – последний устюжский городской голова. На эту должность он был избран в 1916 году. ПРИМЕЧАНИЯ: 94. Воспоминания С. В. Князихина. Хранятся в научном архиве ВУГИАХМЗ. Библиография: Чебыкина Г. Н. Великий Устюг во второй половине XIX – начале XX века // Великий Устюг: краеведческий альманах. Выпуск 1 / Администрация г. Великий Устюг и Великоустюгского района, Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологодский государственный педагогический университет; Главный редактор М. А. Безнин. – Вологда: Русь, 1995. – 464 с., иллюстрации, портреты. – (Старинные города Вологодской области). Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/vel/iky/ust/iug/index.htmи http://www.booksite.ru/fulltext/vel/iky/ust/iug/2.htm#7Мой комментарий. Уважаемая Ольга! Похожая запись в Вашей теме уже есть, но здесь, на мой взгляд, более подробные сведения о предприятии с участием А. И. Сысоева. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14677
| Наверх ##
17 декабря 2015 23:40 18 декабря 2015 1:24 Уважаемая Ольга! В «Ежегоднике Вологодской Губернии на 1913 год» значатся А. И. Сысоев и его компаньоны. Видимо, это упомянутые в Ваших записях Александр Иванович Сысоев со своими компаньонами. Чуть дополню информацию о предприятиях, принадлежавших их товариществу. Фабрики и заводы Вологодской губернии Из «Ежегодника Вологодской Губернии на 1913 год» следует, что в 15-ти верстах от уездного города – Великий Устюг по адресу: Устюгский уезд, Трегубовская волость, Кривая Береза находился Калашный завод. Вышеуказанным заводом владело Товарищество: Ноготков А. И., Сысоев А. И. и Забелин А. В. На заводе было 25 рабочих. Кроме того, там же находился Канатный завод, принадлежавший тому же товариществу. На заводе также было 25 рабочих. Библиография: Фабрики и заводы Вологодской губернии // Ежегодник Вологодской Губернии на 1913 год. – Вологда: Типография Н. В. Знаменского, 1913. – С. 119 – 125. История российского предпринимательства: Раздел II. – История Вологодского предпринимательства. Дореволюционный период: Промышленное предпринимательство. Ремесло. Промыслы. – Вологда: Вологодская областная универсальная научная библиотека имени И. В. Бабушкина, Библиотека Вологодского института бизнеса, 2007. Источник: http://business.vib.edu.ru/index.htmhttp://business.vib.edu.ru/ist_volpr/pr/prom/index.htmlhttp://business.vib.edu.ru/ist_volpr/pr/prom/006.htm
--- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14677
| Наверх ##
18 декабря 2015 17:26 21 апреля 2017 22:53
--- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14677
| Наверх ##
19 декабря 2015 23:36 20 декабря 2015 0:07 olga621410 написал: [q]
Елизавета Ивановна вышла замуж за Тиграна Асламазяна, он играл в составе квартета им. Комитаса, основанного в 1924г. молодыми талантливыми студентами московской консерватории. В 1938г. всем участникам было присвоено звание заслуженных деятелей Армянской ССР. В 1939г. квартет выступал в Москве. В 1945г. всем присвоено звание народных артистов Армянской ССР, а год спустя - Государственная премия СССР. Асламазяны жили в Москве в Газетном пер. С Тиграгном Лиза познакомилась в В.Устюге во время гастролей квартета. У них был сын. На очередные гастроли Тигран с семьей уехал в г. Харбин (Китай), там мужчины заболели и умерли (Тигран умер 12.12.1934г и похоронен в Шанхае).. Е.И. запретили вернуться в Москву. Оставшуюся жизнь она прожила в г.Перми, работала в библиотеке, умерла в нищете.[/q]
Уважаемая Ольга! Нашёл в альманахе "Великий Устюг" статью, которая содержит сведения о семье Асламазян. АСЛАМАЗЯН: ИЗ СТАТЬИ М. Ш. БОНФЕЛЬД «ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ВЕЛИКОГО УСТЮГА (1919 – 1921 гг.)» – НАЧАЛО: М. Ш. Бонфельд пишет, что: «Идея создания самостоятельной Северо-Двинской губернии с центром в городе Великий Устюг была высказана впервые крупным большевистским деятелем Павлином Виноградовым на съезде Советов Северной области, который проходил с 26 по 30 апреля 1918 года в Петрограде, в Смольном. Идея была поддержана, и уже 17 июня 1918 года в Великом Устюге открылся учредительный губернский съезд Советов, на котором было провозглашено образование новой губернии [1]. Это постановление учредительного съезда было утверждено Народным комиссариатом внутренних дел 24 июля того же года [2]. В состав губернии первоначально вошли пять уездов: Велико-Устюгский, Никольский, Сольвычегодский, Усть-Сысольский и Яренский [3]. Образование новой административной единицы диктовалось, конечно, прежде всего военными и политико-экономическими соображениями и было призвано обеспечить оперативное руководство внедрением советской власти на местах, способствовать привлечению местных активистов к государственной деятельности, к управлению своими согражданами. Это позволяло рассчитывать, по крайней мере, на относительное политическое спокойствие в удаленном от столиц и коммуникаций регионе. Не случаен был и выбор города Великого Устюга в качестве губернского центра. В его пользу говорила не только многовековая история (первое упоминание о Великом Устюге, в котором он именуется городом, относится к 1207 году [4]), но и почти столетняя традиция пребывания его в качестве центра Велико-Устюгской провинции Архангельской губернии в XVIII веке [5]. По сравнению с центрами других уездов, входивших в Северо-Двинскую губернию, Великий Устюг был значительно более развитым социально-экономическим и культурным населенным пунктом [6]». «Среди устюжан было немало любителей музыки. По воспоминаниям виолончелиста С. В. Шамарина [16], родившегося в Великом Устюге в 1907 году и прожившего там до середины 30-х годов (а затем до конца жизни в Вологде), в городе было широко развито любительское музицирование – сольное, камерное и оркестровое. Большую роль в его организации играли директор мужской гимназии Федор Августович Гейтман и преподаватель этой же гимназии Владимир Александрович Попов. В годы первой мировой войны в Великий Устюг был отправлен на поселение целый симфонический оркестр из пленных немецких солдат (все они выехали на родину в 1918 году). Как вспоминает мемуарист, оркестр заметно оживил музыкальную жизнь города: устраивались симфонические концерты, музыкальные спектакли, камерные вечера. Словом, для небольшого уездного городка, каким был Великий Устюг к началу революционных событий [17], общественно-культурная жизнь была развитой и интересной. Революционные события вызвали ощутимое оживление музыкальной деятельности, ибо в первые годы новой власти лозунг "Культуру в массы" весьма серьезно воплощался в жизнь, несмотря на тяжелые политические и экономические условия, в которых осуществлялась эта работа. Вскоре после организации Северо-Двинской губернии, 2 августа 1918 года, англо-американские войска Антанты захватили Архангельск и начали наступление на Котлас, чтобы выйти на соединение с Колчаком [18]. Губерния оказалась прифронтовой, и в Великом Устюге было объявлено военное положение [19]. Естественно, основной заботой партийных и государственных органов была рганизация отпора интервентам, оказание всяческой помощи фронту. Однако уже в декабре 1918 года президиумом губисполкома утверждается структура губернского отдела народного образования (губоно) [20], внешкольному подотделу которого предстояло руководство всей музыкальной жизнью губернии и ее центра». ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Ржавин И. С. С правом решающего голоса // Советская мысль. 1970. 30 января. 2. Отева Т. Так входило в жизнь новое // Советская мысль. 1974.10 апреля. 3. О дальнейшем районировании Северо-Двинской губернии см.: Государственный архив Вологодской области. Путеводитель. Вологда, 1970. С. 373 – 375. 4. Батаков П., Мансветова Е., Широков В. Великий Устюг. 3-е изд. Вологда, 1976. С. 9. 5. Государственный архив Вологодской области... С. 370. 6. См., например, данные переписи 1897 г.: Великий Устюг – 11309 чел., Усть-Сысольск – 4463 чел., Сольвычегодск – 1710 чел. и т. д. (Большая энциклопедия. Издательство "Просвещение", б/г. Т. 19. С. 60, 61; Т. 17. С. 658). В этом в целом авторитетном издании Великий Устюг назван даже одним из железнодорожных пунктов (там же. Т. 19. С. 60), что, однако, не соответствовало действительности (см.: Батаков Н. Железные дороги на Севере // Советская мысль. 1973. 3 августа). 16. Рукопись своих воспоминаний С. В. Шамарин любезно предоставил автору настоящей статьи во время работы над ней. 17. Великий Устюг потерял статус центра провинции с 1796 г. (Б а т а к о в Н. и др. Великий Устюг... С. 39). 18. Батаков Н. и др. Великий Устюг... С. 95. 19. Военное положение в городе было отменено только 1.05.1920 г. (Советская мысль. 1920.1 мая). 20. ВУФ ГАВО. Ф. Р-46. Оп. 1. Д. 8. Л. 7. Все архивные материалы, использованные в настоящей статье, вводятся в научный оборот впервые. Орфография и пунктуация в цитируемых документах приближена к современным языковым нормам, специально эти случаи не оговариваются. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14677
| Наверх ##
19 декабря 2015 23:51 20 декабря 2015 0:08 ИЗ СТАТЬИ М. Ш. БОНФЕЛЬД «ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ВЕЛИКОГО УСТЮГА (1919 – 1921 гг.)» – ПРОДОЛЖЕНИЕ:
«Симфонический оркестр губернского отдела народного образования был основан в феврале 1919 года, хор – в июле того же года [27]. Первоначально оркестр включал 30 музыкантов, многие из которых приехали из Петрограда [28]. По воспоминаниям С. В. Шамарина, отец которого также играл в этом оркестре, инициатором и организатором этого коллектива был Тигран Захарович Асламазян, прибывший из Петрограда вместе со своим отцом Захаром Абросимовичем, братом Сергеем и сестрой Розалией, - все они были профессиональными музыкантами [29]. Тигран Асламазян и стал первым дирижером оркестра, положив немало времени и сил для его укрепления и профессионализации». «Втечение 1919 года многие музыканты, и в их числе заведующий музыкальной секцией внешкольного подотдела губоно и вокалист Я. Я. Гущин, были мобилизованы в ряды Красной Армии [43]. Однако музыканты-духовики, призванные на службу в армию, но оставленные в Великом Устюге, продолжают работу в симфоническом оркестре на разовых началах. После двух больших концертов оркестра, хора и солистов в начале февраля 1920 года [44] оркестр по решению коллегии губоно командируется в Никольский уезд с гастрольной поездкой [45]. Отчитываясь на коллегии губоно об этих гастролях, дирижер Т. 3. Асламазян сообщил, что за 39 дней было дано 22 концерта: платные – для населения, бесплатные – для красноармейцев и "полуплатные" – для учащихся; и что, за редким исключением, местные власти всюду оказывали большое содействие, поэтому у всех участников гастролей сохранилось хорошее впечатление от поездки [46]. И все же после гастролей возникают значительные сложности в организации дальнейших концертов, по-видимому, в связи с отъездом из города мобилизованных музыкантов [47]. Судя по отзывам прессы, в марте не состоялось ни одного, а в апреле – только один концерт с участием симфонического оркестра [48]. Руководство губоно искало выход из создавшегося положения. В протоколе заседания коллегии внешкольного подотдела появляется предложение: "Взять Т. 3. Асламазяну в свое исключительное ведение концертные постановки в гор. Устюге" [49]. Однако это предложение натолкнулось на резкие возражения тех, кто считал, что концертным делом должен руководить не "оркестрант" (то есть лицо, профессионально связанное с оркестром. – М. Б.), а представитель органов внешкольного образования; более того, в особом мнении одного из членов коллегии констатируется тот факт, "что оркестр в настоящем составе к работе не способен" [50]. Спустя две недели, на очередном заседании коллегии Т. 3. Асламазян также заявил о невозможности продолжать работу оркестра "ввиду незначительного числа личного состава" [51]. По его докладу коллегия приняла, как вскоре оказалось, не совсем продуманное решение: распустить оркестр и "поручить музыкальной секции по возможности использовать оркестрантов в качестве преподавателей" [52]. Однако уже через несколько дней – 3 мая – решение это было отменено [53]. Предпринимаются попытки урегулировать оплату труда оркестрантов. На заседании тарификационно-расценочной комиссии (протокол № 17 от 7 мая 1920 года) весь состав оркестра подразделяется на солистов (А. А. Хволес и С. 3. Асламазян) и оркестрантов четырех категорий; причем списочный состав оркестрантов на сей раз включает уже 28 человек [54]. 11 мая того же года зафиксирована договоренность с политотделом военной бригады о предоставлении "духовых музыкантов на два концерта в неделю при условии двух бесплатных концертов в месяц для красноармейцев" [55]. Утверждена месячная норма выступлений – 10 концертов, превышение которой должно оплачиваться особо [56]. И все же в условиях жестокой нехватки продовольствия и высокой денежной инфляции, как это признает и сама тарификационно-расценочная комиссия, "повышение денежного вознаграждения не достигает реальных результатов в смысле улучшения положения работников" [57]. Ситуация еще осложняется в связи с уходом с поста дирижера Т. 3. Асламазяна и его отъездом из Великого Устюга [58]. В докладе Северо-Двинскому губоно заведующий музыкальной секцией Александр Гаврилович Панин подробно остановился на проблеме оркестра в Великом Устюге. Он отметил, что существуют два мнения на этот счет: с одной стороны, желательно иметь оркестр на зимний сезон, а с другой – постановка оркестровых концертов не оправдывает расходов на его содержание. И на риторический вопрос, можно ли обойтись Устюгу без симфонического оркестра, докладчик решительно отвечает: "Нельзя!". "Представители далеких окраин только здесь, в центре губернии, могут видеть, слышать и осознать то, что обучение музыке ... не есть простая забава, а есть что-то большое и серьезное. И это может послужить главным импульсом по проведению музыкального образования в толщу масс". Далее он пытался убедить присутствующих в том, что необходим именно штатный профессиональный оркестр, что его следует расширить до 45 человек. Оценивая коллектив, он говорит, что оркестр, "несмотря на свою сравнительную малочисленность и отсутствие некоторых голосов, справлялся с такими трудностями, которые относятся к разряду высшего художественного исполнения. Т. Асламазян как начинающий дирижер был весьма талантливым и энергичным музыкальным работником. ... Когда Тиграну Асламазяну было предоставлено освобождение от обязанностей и .... возможность выехать, то этим был сделан крупный шаг назад в области постановки музыкального дела в г. Устюге. За его отъездом потянулись и другие" [59]. Оркестр на сей раз удалось сохранить. В течение летнего сезона в него входило 28 артистов [60]. В качестве дирижеров выступали скрипач М. С. Спасский (4 концерта в июле и 2 – в августе) и трубач И. Ф. Белоусов (2 концерта в июле и 2 – в августе) [61]. Осенне-зимний концертный сезон начинался сложно, но к ноябрю набрал темп. Если в октябре прошел всего один концерт с участием оркестра, то в ноябре их было уже шесть, в декабре – пять. Оркестром на протяжении всего сезона дирижировал скрипач М. А. Миллер, снискавший на этом поприще одобрение местной критики [62].
ПРИМЕЧАНИЯ:
27. ВУФ ГАВО. Ф. Р-46. Оп. 1. Д. 239. Л. 6.
28. Там же. Л. 21.
29. Согласно воспоминаниям С. В. Шамарина, Т. 3. Асламазян (по непроверенным данным) уехал в Харбин, где и скончался. Иная судьба ожидала его брата. С. 3. Асламазян, виолончелист, впоследствии – народный артист Армении, профессор Московской консерватории, бессменный (до 1968 года) участник Государственного квартета им. Комитаса (См.: А т о я н Р. А. С. З. Асламазян // Музыкальная энциклопедия. Т. 1. М., 1973. С. 238). С. В. Шамарин пишет, что ему посчастливилось получить несколько уроков и "кое-что перенять" у тогда еще молодого талантливого музыканта.
43. ВУФ ГАВО. Ф. Р-46. Оп. 1. Д. 71. Л. 11-12.
44. Советская мысль. 1920. 1 и 4 февраля.
45. ВУФ ГАВО. Ф. Р-46. Оп. 1. Д. 28. Л. 58. 46. Там же. Д. 172. Л. 90, 91. 47. Списочный состав штатных артистов симфонического оркестра на вторую половину марта 1920 года содержит всего 9 человек, включая дирижера:
1. Асламазян Тигран Захарович – дирижер. 2. Хволес Александр Аронович – концертмейстер. 3. Спасский Михаил Семенович 1-е скрипки. 4. Светликовский Михаил Иосифович 1-е скрипки. 5. Майзенштейн Израиль Абрамович. 6. Соколов Георгий Иванович 2-е скрипки. 7. Миллер Абрам Семенович 2-е скрипки. 8. Шамарин Петр Васильевич 2-е скрипки. 9. Асламазян Захар Абросимович – 1-й альт. (ВУФ ГАВО. Ф. Р-46. Оп. 1. Д. 45. Л. 132-133). 48. Советская мысль. 1920. 22 апреля. 49. ВУФ ГАВО. Ф. Р-46. Оп. 1. Д. 172. Л. 97. 50. Особое мнение члена коллегии А. К. Куканова (ВУФ ГАВО. Ф. Р-46. Оп.1. Д. 172. Л. 99). 51. ВУФ ГАВО. Ф. Р-46. Оп. 1. Д. 172. Л. 107. 52. Там же. 53. Там же. Л. 124. 54. Там же. Л. 119.
55. Там же. Л. 127. 56. Там же. Л. 137. 57. Там же. Л. 129. 58. Заявление Т. С. Асламазяна от 20 мая 1920 г. об уходе (ВУФ ГАВО. Ф. Р-46. Оп.1. Д. 172. Л. 121). В заявлении уход мотивирован несоответствием климата состоянию здоровья, но, по-видимому, решающую роль сыграли все же иные причины (в цитируемом докладе заведующий музыкальной секцией А. Г. Панин говорит, что ему неизвестны причины, по которым решился уехать дирижер). 59. ВУФ ГАВО. Ф. Р-46. Оп. 1. Д. 172. Л. 144. 60. Там же. Л. 138. Приводим списочный состав оркестра по категориям. I КАТЕГОРИЯ. 1. Хволес А. А. 1-е скрипки. 2. Спасский M. С. 1-е скрипки. 3. Брауэр А. В. 1-е скрипки. 4. Светляковский 3. О. 1-е скрипки. 5. Миллер М. А. 1-е скрипки. 6. Миллер А. Ш. – скрипка 1 и 2. 7. Мартынский К. Ф. – альт, скрипка. 8. Асламазян С. 3. виолончели. 9. Таротин П. В. Виолончели. 10. Холин Н. В. – контрабас. 11. Зуев К. Д. – флейта. 12. Смирнов А. Г. – 1 кларнет. 13. Сурмилев Н. Г. – 1 труба. 14. Аланд А. П. – 1 валторна. 15. Шувалов А. П. – 1 тромбон. 16. Степанов А. В. – литавры. 17. Станкевич В. В. – фортепиано. II КАТЕГОРИЯ: 18. Манзенштейн И. А. 2-е скрипки. 19. Чегис Я. К. 2-е скрипки. 20. Соколов Г. И. 2-е скрипки. 21. Шамарин П. В. 2-е скрипки. 22. Асламазян 3. А. – альт, 2 скрипка. 23. Васильев И. В. – 2 кларнет. 24. Белоусов И. Ф. – 2 труба. 25. Жданов А. В. – ударные.
III КАТЕГОРИЯ: 26. Шамарин (?) – 2 скрипка. IV КАТЕГОРИЯ: 27. Лагирев А. А. – тромбон. 28. Митягин П. И. – валторна. 61. Советская мысль. 1920. 3, 6, 11, 30 июня; 3, 11 июля; 19, 21 августа.
62. Протокол 12 от 27.12.1920 г. о тарификации М. Миллера как дирижера симфонического оркестра (ВУФ ГАВО. Ф. Р.46. Оп. 1. Д. 187. Л. 18). См. также рецензию на концерт, состоявшийся 27.11.1920 г., в которой отмечена "стройность и уверенность игры оркестра под управлением т. Миллера" (Советская мысль. 1920. 1 декабря).
--- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14677
| Наверх ##
19 декабря 2015 23:54 20 декабря 2015 0:09 ИЗ СТАТЬИ М. Ш. БОНФЕЛЬД «ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ВЕЛИКОГО УСТЮГА (1919 – 1921 гг.)» – ПРОДОЛЖЕНИЕ:
Смета оркестра на 1921 год была ориентирована на состав из 29 музыкантов. В наличии было 24: 6 первых скрипок, 4 – вторых, 2 флейты, 2 кларнета, фагот, 2 трубы, 2 валторны, 2 тромбона, литавры, ударные, фортепиано. Планировалось расширение состава до 45 человек, что обосновывалось необходимостью исполнять более сложные произведения и иметь возможность делить оркестр во время гастрольных поездок на два состава. Запрашиваются средства на сооружение эстрады-раковины, предназначенной специально для симфонических концертов на открытом воздухе, а также на 100 пультов и на музыкальные инструменты – 3 рояля и пианино [63]. В начале февраля 1921 года оркестр и солисты дали большой концерт для делегатов V губернского съезда Советов. Были исполнены Увертюра Бетховена к трагедии Гёте "Эгмонт", Вальс Штрауса, Интермеццо Аренского, попурри из оперы Пуччини "Богема". Однако местный рецензент подверг дирижера и оркестр резкой критике за непродуманный подбор программы: "... что, например, дала пониманию увертюра "Эгмонт" Бетховена? Неподготовленной в музыкальном отношении публике трудно было в чем-либо разобраться". Рецензент выделил в качестве удачных номеров "Анданте" из Концерта Г. Э. Гольтермана, исполненное виолончелистом П. В. Таротиным, и "веселенький французский гавот Габриэля Мари" [64]. В январе 1921 года в политпросветотделе (куда после реорганизации структуры губоно влился внешкольный подотдел) обсуждался вопрос об организации гастрольной поездки оркестра по губернии. Однако, принимая во внимание сложные зимние условия (требовалось слишком много подвод для перевозки артистов и инструментов), неизбежные нарушения учебного процесса в музыкальной школе, где преподавали многие артисты, политпросвет решил перенести срок гастролей и "принять самые энергичные меры к поездке с открытием навигации" [65]. Отчета об этой поездке обнаружить не удалось, но, судя по записям об оплате труда оркестрантов за этот период, поездка состоялась [66]. В марте 1921 года на I съезде работников искусств Северодвинской губернии вновь был поднят вопрос о бедственном положении оркестровых музыкантов. Выступивший на съезде М. А. Миллер сообщил, что "артисты симфонического оркестра не имели собственных костюмов и теплого платья, но принуждены были играть" [67]. Съезд утвердил резолюцию, призывавшую принять все меры к удержанию оркестрантов показательного оркестра в городе Устюге и к приглашению новых для пополнения оркестра до 35 человек. М. А. Миллер был отправлен в командировку в Петроград и к июню привез группу новых оркестрантов. Была также установлена твердая ставка администратору оркестра А. П. Шувалову [69]. 22 июня 1921 года состоялось торжественное заседание профессиональных и политических организаций с участием делегатов губернского съезда профсоюзов в честь III конгресса Коминтерна. После заседания "с большим успехом прошел концерт. Вновь сконструированный симфонический оркестр под управлением тов.Миллера прекрасно исполнил революционную увертюру "Робеспьер". ... Из выступавших солистов необходимо отметить игру 14-летнего талантливого виртуоза Исаака Фишмана и тенора П. П. Кузнецова, имевших громадный успех у публики" [70]. Как следует из доклада губполитпросвета о проделанной работе за время с 1 января по 1 сентября 1921 года, только в июле состоялось 22 симфонических концерта с солистами [71] ... И - игра судьбы! - в этом же месяце было принято окончательное решение о расформировании оркестра. Сохранился протокол заседания коллегии губполитпросвета от 28 июля 1921 года, № 18, в котором зафиксировано это решение. Вот выписка из него, посвященная этому вопросу: "Слушали: Заявление заведующего музыкальной частью тов. Станкевича с ходатайством о предоставлении помещения оркестрантам, а также и (помещения. – М. Б.) для концертов. По этому вопросу тов. Огарков (заведующий губполитпросвет-отделом, председатель коллегии. – М. Б.) вносит следующие предложения: ввиду того, что существующий симфонический оркестр из-за квартирного кризиса в г. Устюге для художественной работы помещением в полной норме выработки обеспечен быть не может, а приехавшие из Петрограда артисты также не могут быть обеспечены квартирой и достаточным пайком, считать с 15 августа симфонический оркестр распущенным. После голосования означенное предложение принимается" [72]. Сейчас, естественно, трудно представить, какими именно мотивами руководствовались голосовавшие заданное решение, каждый из них и все вместе. Нельзя исключить и того обстоятельства, что оно было принято без особых разногласий не только как идущее "свыше", но и потому, что среди членов коллегии находился всего один музыкант - заведующий музыкальной частью пианист В. В. Станкевич, сам, кстати сказать, артист симфонического оркестра. Судя по содержанию заявления, вынесенного на рассмотрение коллегии, он менее всего ждал столь резкого поворота в судьбе оркестра (или, напротив, сознательно инспирировал заявлением этот поворот). Позиция губполитпросвета была обобщена в его отчете о работе с 1 июня по 25 ноября 1921 года, в котором сказано, что расформирование симфонического оркестра вызвано отсутствием "надлежащих для развития музыкального дела объективных условий" [73]. Это соответствовало действительности: в 1921 году средств, которые государство выделяло на культурно-образовательные цели, было недостаточно. Пришлось перейти на жесткий режим повсеместной экономии – и, как всегда в таком случае, страдали прежде всего образование и культура».
ПРИМЕЧАНИЯ:
63. ВУФ ГАВО. Ф. Р.46. Оп. 1. Д. 239. Л. 22, 21.
64. Советская мысль. 1921. 2 февраля. 65. Протокол 2 от 25.01.1921 г. (ВУФ ГАВО. Ф. Р-46. Оп. 1. Д. 173. Л. 31). 66. ВУФ ГАВО. Ф. Р-46. Оп. 1. Д. 187. Л. 73. 67. Там же. Д. 281. Л. 27. 68. Там же. 69. Там же. Д. 187. Л. 79. 70. Советская мысль. 1921. 24 июня. 71. ВУФ ГАВО. Ф. Р.46. Оп. 1. Д. 300. Л. 108. 72. Там же. Д. 172. Л. 218. ("Помещением в полной норме выработки обеспечен быть не может..." - здесь имеется в виду недостаток оборудованных площадок, в связи с чем число проводимых концертов не обеспечивало... прожиточный минимум артистов оркестра). 73. ВУФ ГАВО. Ф. Р.46. Оп. 1. Д. 206. Л. 30. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14677
| Наверх ##
19 декабря 2015 23:55 20 декабря 2015 0:10 ИЗ СТАТЬИ М. Ш. БОНФЕЛЬД «ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ВЕЛИКОГО УСТЮГА (1919 – 1921 гг.)» – ПРОДОЛЖЕНИЕ: «Несколько дольше, чем оркестр, возможно, до самого конца 1921 года, продержалась в Великом Устюге музыкальная школа – заметное явление в культурной жизни города, учебное заведение по-своему замечательное. Решение об открытии музыкальной школы ("музыкальных курсов ") было принято коллегией внешкольного подотдела губоно 4 июня 1919 года. Правда, в тот момент еще было неясно, на какие средства школа будет существовать [75]. Вопрос был передан в коллегию губоно, на заседании которой 6 августа 1919 года и было принято окончательное решение: утвердить открытие в г. Устюге музыкальных курсов [76]. Открытие курсов состоялось 15 августа [77], занятия начались 19 августа 1919 года [78]. Почти одновременно музыкально-вокальная секция при Клубе Красной Армии и Флота объявила о приеме учащихся в музыкально-хоровые классы [79]. Какое-то время два эти учебных заведения действовали параллельно, но затем решили объединить свои усилия и слились в музыкальную школу при губнаробразе [80]. Вскоре после организации курсов возникает необходимость расширения их состава и, следовательно, приглашения новых преподавателей. Внешкольный подотдел подготовил постановление о приглашении из Центра преподавателей музыкальных классов, которое было утверждено коллегией губоно [81]. Заведующим музыкальными классами назначается В. И. Харламов [82], однако через полгода он становится заведующим музыкальной секцией внешкольного подотдела, а школой с этого момента и вплоть до прекращения ее существования руководит Ольга Яковлевна Туркина [83] – человек с большими организаторскими способностями и очень высоким авторитетом: ее назначение на этот пост было одобрено всеми коллегами на общем собрании преподавателей музыкальной школы [84]. К началу 1920 года школа оказалась уже вполне сложившимся и развитым учебным заведением. Ее оборудование включало 15 роялей, 6 скрипок, 2 контрабаса и 24 духовых инструмента [85]. Занятия проходили четыре раза в неделю: два раза – лекции по теоретическим дисциплинам и дважды в неделю – индивидуальные занятия по специальности [86]. Из отчета о деятельности внешкольного подотдела за февраль 1920 года следует, что за это время были составлены программы и правила преподавания на музыкальных курсах [87], которые впоследствии (27 марта 1920 года) утвердила коллегия губоно [88]. Эти программы сохранились; они представляют несомненный (не только исторический) интерес, и далее о них пойдет речь с необходимой степенью подробности. В школе было семь отделений: рояль, скрипка, виолончель, хоровой класс, теория и гармония, ансамбли, сольфеджио. Число классов (курсов), начиная с подготовительного, шесть. По тогдашней терминологии, школа совмещала учебные заведения I и II ступени, то есть за шесть лет обеспечивала среднее музыкальное образование. Классы подразделялись следующим образом: подготовительный; младшее отделение – 2 класса; среднее отделение – 3 класса (курса) [89]». «Общее число учеников в школе было для такого города, как Устюг, весьма значительным. По суммарным данным 1920 года, в школу записалось более 400 человек, но обучалось только около ста пятидесяти "за неимением достаточного числа преподавателей" [101]. Действительно, судя по "Смете на содержание музыкальных курсов", где указано общее количество преподавателей по специальностям, их число невелико в этот период: "6 преподавателей игры на рояле, 4 преподавателя игры на скрипке и альте, 1 преподаватель игры на виолончели и контрабасе, 2 преподавателя игры на духовых инструментах, 1 преподаватель элементарной теории музыки, 1 квалифицированный лектор – преподаватель музыкальной энциклопедии и слушания музыки, 1 преподаватель теории композиции (гармония, контрапункт, музыкальные формы), 1 преподаватель сольного пения, оперных партий и ансамблей, 1 преподаватель ритмической гимнастики" [102]. Таким образом, всего по смете значится 18 преподавателей. Есть, однако, основания полагать, что их реальное число было меньше, просто смета составлялась с расчетом на будущее, то есть в надежде на появление в школе новых преподавателей, которые заполнят существующие вакансии. Состав преподавателей на 1920 год насчитывал только 10 человек: 6 преподавателей фортепиано. 2 – скрипки, 1 – теории и истории музыки, 1 – виолончели [103]. Эти надежды оправдались: в списках 1921 года значатся 16 преподавателей; к уже перечисленным прибавились еще скрипач, флейтист, пианист, два руководителя хорового класса и преподаватель ритмики и пластики. В отличие от симфонического оркестра, школа оказалась организмом гораздо более стабильным, набиравшим силу, занимавшим все большее место в музыкальной жизни города. Сохранившиеся в архивах характеристики некоторых преподавателей свидетельствуют об их безусловной подготовленности к педагогической деятельности. Из статьи М. Ш. БОНФЕЛЬД «ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ВЕЛИКОГО УСТЮГА (1919 – 1921 гг.)» следует, что к наиболее сильным преподавателям школы относился С. 3. Асламазян (будущий профессор Московской консерватории) [104]. Число учеников в 1921 году также выросло до 177 человек. По данным этого года, на фортепиано обучалось 146 учеников, на скрипке и виолончели – 28, на флейте – 3 [105]. Руководство школы заботилось не только об академической успеваемости своих питомцев, но и о приобщении их к музыкальной жизни города, к концертам. Благодаря стараниям преподавателей, подотдел искусств губполитпросвета принимает решение о предоставлении ученикам музыкальной школы пяти входных контрамарок на каждый концерт [106]. Естественно, что о деятельности школы стало известно за пределами Великого Устюга, дошли сведения о ней и до Наркомпроса РСФСР, который отметил, как это прозвучало на общем собрании музыкальной общественности Великого Устюга, "весьма серьезную постановку дела в сравнении с другими школами республики" [107]. Разумеется, и губернский отдел высоко ценил работу школы. Это видно по его отношению к просьбе школы выделить новое помещение для занятий: сразу же была принята положительная резолюция [108], а буквально месяц спустя новое помещение было предоставлено, более того, были выделены "места для занятий, помимо помещения школы" [109] (а ведь в городе, как это видно из приведенных ранее документов, свирепствовал жилищный кризис!). Но школе помещение было действительно необходимо, особенно, если принять во внимание те проблемы, которые ставила перед ней жизнь. Губернская газета "Советская мысль" писала: "неимением помещения вызывается ... то обстоятельство, что ... не удается организовать народную музыкальную школу (в полном смысле этого слова), где могли бы учиться все желающие без разделения на возрасты. Сейчас музыкальная школа носит характер специального учебного заведения и обслуживает только граждан до 15 лет включительно" [110]». «Школа прекратила свою деятельность, вероятно, в самом конце 1921 года или в начале 1922-го года». ПРИМЕЧАНИЯ: 75. ВУФ ГАВО. Ф. Р-46. Оп. 1. Д. 67. Л. 17. 76. Там же. Д. 8. Л. 104. 77. Там же. Д. 295. Л. 82. 78. Советская мысль. 1919. 19 августа. 79. Советская мысль. 1919, 14 августа. 80. ВУФ ГАВО. Ф. Р-46. Оп. 1. Д. 28. Л. 87. 81. Там же. Л. 6. 82. Там же. Л. 29. 83. Там же. Л. 117. 84. Там же. Д. 96. Л. 4. 85. Там же. Д. 295. Л.59. 86. Там же. Л. 71. В документе ничего не сказано о хоровом классе, но коль скоро в школе работало два преподавателя хорового класса, надо полагать, хор был. 87. ВУФ ГАВО. Ф. Р-46. Оп. 1. Д. 125. Л. 59. 88. Там же. Д. 28. Л. 80. 89. Там же. Д. 295. Л. 83, 123. 101. ВУФ ГАВО. Ф. Р-46. Оп. 1. Д. 116. Л. 35. По более точным данным, в школе в 1920 году обучалось 162 ученика: до 17 лет – 130 человек, старше 17 лет – 32 человека. (ВУФ ГАВО. Ф. Р-46. Оп. 1. Д. 295. Л. 123). 102. ВУФ ГАВО. Ф. Р-46. Оп. 1. Д. 116. Л. 33. 103. Там же. Д. 295. Л. 123. 104. Там же. 105. Там же. Д. 239. Л. 18. 106. Там же. Д. 173. Л. 20. 107. Там же. Д. 295. Л. 138. 108. Там же. Д. 89. Л. 22. 109. 109. Там же. Д. 300. Л. 108. Помещение предоставлено в августе 1921 г. 110. Советская мысль. 1920. 21 октября. Библиография: Бонфельд М. Ш. Из истории музыкальной жизни Великого Устюга (1919-1921 гг) // Великий Устюг: краеведческий альманах. Выпуcк 1. / Администрация г. Великий Устюг и Великоустюгского района, Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологодский государственный педагогический университет; Главный редактор М. А. Безнин. – Вологда: Русь, 1995. – 464 с.; иллюстрации, портреты. – (Старинные города Вологодской области). Источник: http://www.booksite.ru/oldtown.htmhttp://www.booksite.ru/fulltext/vel/iky/ust/iug/index.htmи http://www.booksite.ru/fulltext/vel/iky/ust/iug/7.htm#18 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14677
| Наверх ##
20 декабря 2015 17:07 21 апреля 2017 22:56 На фотографии из альбома Ольги Юрьевны Гусевой - Александр Иванович Сысоев - брат Эмилии Ивановны Смирновой (урождённой Сысоевой). --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14677
| Наверх ##
20 декабря 2015 17:10 21 апреля 2017 23:03 На фотографии из альбома Ольги Юрьевны Гусевой - Николай Владимирович Смирнов и его жена Эмилия Ивановна Смирнова (урождённая Сысоева). --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
|
Анатолий, дополнение совершенно верное. Еще - Кривая Береза - вотчина А.И. Ноготкова.