Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Копирование материалов дневника осуществляется по согласованию со мной, ссылка на него ОБЯЗАТЕЛЬНА. См. законодательство РФ в этой части.

Смирновы и породненные с ними фамилии

Смирнов Николай Владимирович, проживавший в г. Великом Устюге. (Природная фамилия Ивановский?!)
По ветвям фамилий: Воробьевы,Воскресенские, Жаворонковы,Карауловы, Кедровские, Мальцевы (Мальцовы), Чулковы - все священство; О'Бриены,

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 * 11 12 13 14 ... 23 24 25 26 27 28 Вперед →
Модератор: olga621410
Volga63

Самара
Сообщений: 4053
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14650

olga621410 написал:
[q]

Я довольно долго нигде не могла обнаружить упоминание о месте рождения прадеда - Николая Владимировича. Наконец, когда мне выслали документы об его отце - псаломщике Покровской Чушевицкой церкви Вельского уезда Владимире Ивановиче Смирнове - тогда стало ясно - его родина село Чушевицы. В. И. Смирнов в 1916 г. был жив, ему было 82 года.
Отцом Владимира Ивановича был пономарь Иоанн Александрович Смирнов, 1799 г. р., природою Кадниковского уезда Бельтяево-Слободской церкви, священнический сын. На 1860 г. был вдов и жил в доме своего сына пономаря Владимира. Также были дети: Алексей, 1845 г. р., обучался в Вологодской духовной семинарии на казенном содержании, дочери Ираида, 1836 г. р. и Лариса, 1842 г. р. грамоте обучены , жили в доме отца, но на содержании брата Владимира Смирнова.
Теперь дело за выяснением биографических данных Александра ... Смирнова - отца Иоанна Александровича Смирнова,!
[/q]


Итак, пономарь Иоанн Александрович Смирнов родился в 1799 году, сын священника Бельтяево-Слободской церкви Кадниковского уезда.

«Именной список священников приходских церквей за 1770 – 1812 годы» (в скобках указана дата вступления в должность):

Кадниковский уезд:

26. Воскресенской в Бельтяевой Слободе двухприходной церкви Александр Андреев Ивановский (1792).

27. -"- Иван Иванов Юшков (1797).

Библиография:

ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 1. – Дело № 7169. – Сведения о священно-церковнослужителях Вологодской епархии (Кадниковский, Вельский и Сольвычегодский уезды). 1816 год. – Именной список священников приходских церквей за 1770 – 1812 годы. – Кадниковский уезд. – Лист № 6 – оборот и Лист № 7. – (Выписки Галины Владимировны Смирновой).

Источник:

https://forum.vgd.ru/2488/8238...iew&o=

Таким образом, из «Именного списка священников приходских церквей за 1770 – 1812 годы» следует, что в период с 1792 по 1812 годы священником Воскресенской церкви в Бельтяевой Слободе Кадниковского уезда служил Александр Андреевич Ивановский, а его сослуживцем в период с 1797 по 1812 годы был священник той же церкви Иван Иванович Юшков.

Поскольку пономарь Иоанн Александрович Смирнов родился в 1799 году, а его отец служил в это время священником Воскресенской церкви в Бельтяевой Слободе Кадниковского уезда, можно предположить, что отцом Иоанна Александровича Смирнова был священник вышеуказанной церкви Александр Андреевич Ивановский.

Вероятно, Иоанн Александрович (сын священника Бельтяево-Слободской церкви Кадниковского уезда – Александра...) получил фамилию Смирнов в годы учёбы в училище или в семинарии.

Ещё один сын священника Бельтяево-Слободской церкви Кадниковского уезда Александра - Александр Александрович Смирнов окончил семинарию по второму разряду и 2-го марта 1829 года был посвящён во иерея к Вассиановской Кубеницкой церкви Кадниковского уезда.

Видимо, Александр Александрович (ещё один сын священника Бельтяево-Слободской церкви Кадниковского уезда – Александра...) также получил фамилию Смирнов в годы учёбы в училище или в семинарии. О нём смотрите здесь: https://forum.vgd.ru/2357/4971...iew&o=


Комментарий модератора:
Источник фотографий:
http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=754


Прикрепленный файл: Сямжа Воскресенская церковь.jpgта же ц.jpg, 9632 байтта же церковь.jpg, 9408 байт
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63

Самара
Сообщений: 4053
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14650
СМИРНОВ ИОАНН АЛЕКСАНДРОВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ:

Из «Ревизских сказок Вельского уезда за 1850 год» следует, что пономарем Чушевицкой Покровской церкви вышеуказанного Вельского уезда служил Иоанн Александров Смирнов по предыдущей ревизии – 33 года, по нынешней ревизии – 49 лет.

Жена его: Евдокия Савелиева – 43 года.

Сыновья:

Владимир – 16 лет, обучается в Вельском Духовном Училище.

Алексей – 6 лет.

Дочери:

Ольга – 23 года.

Александра – 21 года.

Анна – 20 лет.

Мария – 18 лет.

Ироида – 14 лет и Лариса – 9 лет.

Библиография:

ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 1. – Дело № 12007. – Ревизские сказки из 9-й переписи Духовного Правления Вельского уезда за 1850 год. - № 41 Чушевицкая Покровская церковь. – 1850 года сентября 25 дня. – Лист № 255. – (Выписки Ольги Николаевны Ивановой).

Источник:

https://forum.vgd.ru/1720/8010...iew&o=
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63

Самара
Сообщений: 4053
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14650

olga621410 написал:
[q]


ГАВО:

Актовые записи о бракосочетании из метрической книги Покровской Чушевицкой церкви Вельского уезда:

- псаломщика Василия Владимирова Смирнова и дочери псаломщика-диакона Елисаветы Феодосиевой Чулковой 17 мая 1899 г (Ф.496, оп.41, д.39, лл.168об.-169).
[/q]


ЧУЛКОВ ФЕОДОСИЙ ПЕТРОВИЧ – ТЕСТЬ ВАСИЛИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА СМИРНОВА:

Из «Клировых ведомостей Вельского уезда за 1867 год» следует, что дьячком Чушевицкой Покровской церкви вышеуказанного Вельского уезда служил Феодосий Петров Чулков – 22 года.

Жена его Мария Павлова – 26 лет, сей церкви дьяческая дочь.

Дочь их Павла – 9 месяцев.

Кроме того, в «Клировых ведомостях Вельского уезда за 1867 год» при Чушевицкой Покровской церкви вышеуказанного Вельского уезда значатся следующие сиротствующие лица:

Умершего в 1865 году дьячка сей церкви Павла Певгова жена Александра Иванова – 59 лет, природой сей церкви дьяческая дочь. Здоровья слабого, жительствует на содержании зятя своего, дьячка сей церкви Феодосия Чулкова.

Дети ее: Александра – 24 года и Анна – 20 лет. Обе жительствуют с матерью на содержании зятя своего дьячка Феодосия Чулкова. Опекуном над ними определён священник той же Чушевицкой Покровской церкви Ликарион Кубенский.

Библиография:

ГАВО. – Ф № 496. – Опись № 4. – Дело № 155. – Клировые ведомости Вельского уезда за 1867 год. – Лист № 254. – Чушевицкая Покровская церковь. – (Выписки Ольги Николаевны Ивановой).

Источник:

https://forum.vgd.ru/1720/60587/150.htm

МОЁ ПРИМЕЧАНИЕ:

При этом из книги «Судьба Чушевицко-Покровской церкви и часовен в нашем крае» следует, что Феодосий Петрович Чулков 1846 года рождения служил диаконом Покровской Чушевицкой церкви Вельского уезда.

Очевидно, Феодосий Петрович Чулков прошёл путь с должности дьячка до должности диакона.

Библиография:

Судьба Чушевицко-Покровской церкви и часовен в нашем крае / Ответственная за выпуск – Кузнецова Н. К. – село Чушевицы, 2010. – С. 5.

Источник:

http://virt-muzei.ucoz.ru/sudb...en_v_n.pdf
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63

Самара
Сообщений: 4053
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14650
ПЕВГОВ ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ – ТЕСТЬ ФЕОДОСИЯ ПЕТРОВИЧА ЧУЛКОВА:

Из «Ревизских сказок Вельского уезда за 1850 год» следует, что пономарём Чушевицкой Покровской церкви вышеуказанного Вельского уезда служил Павел Григорьев Певгов – по предыдущей ревизии 26 лет, по нынешней ревизии – 42 года.

Жена его: Александра Иванова – 41 год.

Сыновья:

Николай – по предыдущей ревизии 6 лет, по нынешней ревизии – 22 года, обучается в Вологодской Духовной Семинарии.

Александр – 16 лет, обучается в Вельском Духовном Училище.

Константин – 5 лет.

Дочери:

Клавдия – 19 лет.

Анна – 17 лет.

Апполинария – 12 лет.

Марья – 10 лет.

Александра – 8 лет и Анна – 3 года.

Библиография:

ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 1. – Дело № 12007. – Ревизские сказки из 9-й переписи Духовного Правления Вельского уезда за 1850 год. - № 41 Чушевицкая Покровская церковь. – 1850 года сентября 25 дня. – Лист № 255. – (Выписки Ольги Николаевны Ивановой).

Источник:

https://forum.vgd.ru/1720/8010...view&o
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63

Самара
Сообщений: 4053
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14650

Volga63 написал:
[q]


«Именной список священников приходских церквей за 1770 – 1812 годы» (в скобках указана дата вступления в должность):

Кадниковский уезд:

26. Воскресенской в Бельтяевой Слободе двухприходной церкви Александр Андреев Ивановский (1792).
[/q]


ИВАНОВСКИЙ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ:

В 1815 году в Николаевской церкви, что на Сянжеме на Стану, Кадниковского уезда у священника вышеуказанной церкви Никиты Васильева были на исповеди и Святом причастии следующие лица:

Священник Воскресенской в Бельтяевой Слободе церкви АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВ – 47 лет.

Жена его: МАРЕМЬЯНА АНДРЕЕВА – 48 лет. Их дочь ПЕЛАГЕЯ – 18 лет.

Библиография:

ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 1. – Дело № 7124. – Сведения о лицах духовного звания, бывших на исповеди и у Святого причастия в 1815 году. Сведения Благочинному Кадниковского уезда, Николаевской церкви, что во Флоровском, священнику Иоанну Федорову, нижеписанных церквей духовника ведомства его Николаевской церкви, что на Сянжеме на Стану, священника Никиты Васильева о бывших у него у исповеди и Святом причастии сввященно-церковно-служителях и их семьях в 1815 году. – Лист № 25 и Лист № 26. – (Выписки Галины Владимировны Смирновой).

Источник:

https://forum.vgd.ru/2488/83567/20.htm

Следовательно, родителями Иоанна Александровича Смирнова, родившегося в 1799 году, были: священник Воскресенской в Бельтяевой Слободе церкви Александр Андреевич (Ивановский) и жена его Маремьяна Андреевна.

---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
olga621410
Модератор раздела

г.Ниж.Новгород
Сообщений: 1864
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1218
Анатолий, спасибо! За упорную деятельность в поиске моих корней.
---
Архиповы-г.В.Устюг, Смирновы - г.В.Устюг, Вельский уезд, Ждановы, Старцовы, Сысоевы, Колмогоровы, Харламовы -Тотемский уезд, Вологодской губ., Гусевы- Тамбовская губ
Volga63

Самара
Сообщений: 4053
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14650
КАРАУЛОВ АПОЛЛОНИЙ МИХАЙЛОВИЧ – ЗЯТЬ АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА СМИРНОВА, БРАТА ИОАННА АЛЕКСАНДРОВИЧА СМИРНОВА:

Священник АНАТОЛИЙ ТОВИЕВ писал, что зять священника Вассиановской Кубеницкой церкви Кадниковского уезда АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА СМИРНОВА, священник той же церкви АПОЛЛОНИЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАУЛОВ – сын диакона Николаевской Новосельской церкви Кадниковского уезда.
Окончил семинарию по второму разряду, 25-го января 1853 года был посвящён к сей церкви во священника. В 1861 году был уволен за штат. 10-го апреля 1866 года был определён во священника к Николаевской Шонгской церкви Никольского уезда
Из журнала «Вологодские Епархиальные Ведомости» следует, что безместный священник АПОЛЛОНИЙ КАРАУЛОВ 10-го июля 1866 года был определён на второе праздное священническое место к Шонгской Николаевской церкви Никольского уезда.
В 1868 году священник Шонгской Николаевской церкви Никольского уезда АПОЛЛОНИЙ КАРАУЛОВ был уволен от того прихода, с предоставлением ему права искать себе место в другом приходе. На его место к той церкви определён рукоположенный из диакона Мольской Троицкой церкви священник АРКАДИЙ ЗЯБЛОВ.
24-го апреля 1868 года бывший священник Шонгской Николаевской церкви Никольского уезда АПОЛЛОНИЙ КАРАУЛОВ был определён на праздное священническое место к Селезневской Троицкой церкви Вологодского уезда.
1-го апреля 1870 года священник Селезневской Троицкой церкви Вологодского уезда АПОЛЛОНИЙ КАРАУЛОВ и священник Введенской Томашской церкви Кадниковского уезда ПАВЕЛ СИБИРЦЕВ, согласно их прошению, были переведены один на место другого.

МОЁ ПРИМЕЧАНИЕ:

При этом в № 9 журнала «Вологодские Епархиальные Ведомости» за 1870 год вместо АПОЛЛОНИЙ КАРАУЛОВ почему-то напечатано АПОЛЛИНАРИЙ КАРАУЛОВ. Скорее всего, в журнале была допущена досадная ошибка.

Тем более, что 19-го – 20-го января 1882 года по распоряжению Епархиального Начальства был удалён от занимаемого места священник Введенской Томашской церкви Кадниковского уезда АПОЛЛОНИЙ КАРАУЛОВ.
1-го мая 1882 года безместный священник АПОЛЛОНИЙ КАРАУЛОВ был назначен для отправления священнической должности при Георгиевской Суетинской церкви Вологодского уезда.
Священник Георгиевской Суетинской церкви Вологодского уезда АПОЛЛОНИЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАУЛОВ умер 11-го мая 1886 года.

Из Метрических книг Кадниковского уезда за 1871 год следует, что 21-го апреля 1871 года умерла от простуды и 23-го апреля 1871 года погребена дочь приходского священника Введенской Томашской церкви вышеуказанного уезда Аполлония Михайловича Караулова – младенец Юлия 4 лет.

Библиография:

Товиев Анатолий (священник) Вассиановская Кубеницкая церковь Кадниковского уезда Вологодской губернии. – С. 36 и 37.
Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1866. - № 15. – С. 155 – 156; 1868 - № 5. – С. 116; 1868. - № 11. – С. 282 и 283; 1870. - № 9. – С. 199; 1882. - № 4. – С. 32; 1882. - № 11. – С. 125; 1886. - № 12. – С. 157.
ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 11. – Дело № 278. – Метрические книги Кадниковского уезда за 1871 год. – 3. Введенская Томашская церковь. – Лист № 159 и Лист № 179 – оборот. – Об умерших. – Запись № 5. – (Выписки Галины Владимировны Смирновой).

Источник:

https://forum.vgd.ru/2488/8356...iew&o=

---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63

Самара
Сообщений: 4053
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14650
КАРАУЛОВ МИХАИЛ – ОТЕЦ АПОЛЛОНИЯ МИХАЙЛОВИЧА КАРАУЛОВА:

Из журнала «Вологодские Епархиальные Ведомости» следует, что в 1865 году сверхштатный диакон Новосельской Николаевской церкви Кадниковского уезда МИХАИЛ КАРАУЛОВ по слабости зрения был уволен за штат, а его диаконское место закрыто.

Библиография:

Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1865. - № 11. – С. 88.

---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63

Самара
Сообщений: 4053
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14650
КАРАУЛОВ НИКОЛАЙ АПОЛЛОНОВИЧ (АПОЛЛОНИЕВИЧ) – СЫН АПОЛЛОНИЯ МИХАЙЛОВИЧА КАРАУЛОВА:

Священномученик Николай (Караулов), епископ Вельский, викарий Вологодской епархии

Священномученик Николай родился 28 мая 1871 года в селе Томаш Кадниковского уезда Вологодской губернии в семье священника Аполлония Караулова. В 1893 году Николай окончил Вологодскую Духовную семинарию и был назначен псаломщиком в Георгиевский храм в городе Вологде. 26 декабря того же года он был рукоположен во диакона. 12 сентября 1894 года диакон Николай был переведен служить в Спасский собор и 14 сентября 1898 года рукоположен во священника к этому собору.
7 февраля 1901 года отец Николай был назначен настоятелем Екатерининской церкви, с которой была связана впоследствии вся его пастырская деятельность. В это время отец Николай был законоучителем в городском Колесниковском училище; в 1903-1904 годах он входил в число жертвователей Попечительства о бедных воспитанниках Вологодской Духовной семинарии, в 1909 году стал жертвователем на постройку здания для образцовой школы при Вологодском епархиальном женском училище; в 1905-1906 годах он выступал с лекциями на публичных религиозно-нравственных чтениях, организованных вологодским православным братством во имя Всемилостивого Спаса.
Как и всякий стремящийся к спасению души благочестивый человек, отец Николай в трудных случаях жизни находил утешение и почерпал силы в молитве у великих святынь Русской Церкви, беседовал с подвижниками-старцами, просил их молитв, зная, что молитвы людей, угодивших Богу, скорее будут услышаны, ибо много может молитва праведника. Незадолго до смерти горячо любимой супруги отец Николай посетил Черниговский скит и жившего здесь старца Варнаву*.
«Подходим к маленькому домику отца Варнавы, – вспоминал впоследствии отец Николай. – В сенцах толпится много народа. Кого тут нет: и простецы и интеллигенты, и богатые и бедные – все ожидают старца, чтобы принять его благословение, чтобы получить ответ на волнующий душу вопрос. Общее чувство ожидания сообщилось и нам. Как хотелось увидеть его, живущего в миру, но поборовшего зло его и получившего великий дар утешения. Дошла очередь до нас. Мы вошли в келью старца. В переднем углу образ святителя Николая Чудотворца, в уголке по одной стене лепится простой диванчик и угольничек; пред маленьким оконцем, полузавешенным шторою, стоял деревянный столик, прикрытый старой клеенкой. Простая обстановка! Помолившись на образ, мы по иерейски поздоровались с отцом Варнавою. “Откуда вы?” – “Из Вологды”. – “Как там живете, где служите?..” Свои вопросы он перемешивал нравоучениями краткими, положительными и глубокими. Глаза его вдумчивые смотрели прямо на тебя, лицо доброе-предоброе невольно манило к себе своей искренностью, участием и отеческою ласковостью. Среди разговоров отец Варнава, устремив на меня долгий взор, который так и проникал в глубину сердца, каким-то особенным тоном сказал: “Бедные, бедные, как вы живете…” Эти слова навсегда запечатлелись в моем сердце. Да и как не запечатлеться, когда они так ясно выполняются в моей жизни, как не вспомнить доброжелательность старца, с такою жалостью говорившего о моей будущей судьбе, о моей несладкой доле? Скоро после того я, молодой иерей, лишился любимой жены, оставившей мне троих малолетних детей. Слова старца не забудутся никогда, ибо они проливают утешение в душу мою в минуты скорби» [1].
Долго и тяжело отец Николай переживал смерть супруги и что теперь крест воспитания детей ему придется нести одному, но по милости Божией в сердце снизошли мир и покой, и все его мысли и чувствования стали постепенно подчиняться служению Богу и пастве.
На пастырском поприще отец Николай встретил эпоху гонений на Русскую Православную Церковь. Как священник, хорошо известный в Вологде и пользующийся большим уважением прихожан, он в 1921 году был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, приговорен к двум годам ссылки и выслан в город Пинегу Архангельской губернии.
По возвращении из ссылки он застал положение церковных дел в городе крайне расстроенным, так как правящий архиерей, епископ Александр (Надеждин), отпал в обновленчество, а назначенный вместо него православный епископ Сильвестр (Братановский) не имел возможности жить в Вологде и управлять епархией.
21 октября 1923 года священник Николай Караулов по пострижении в монашество с оставлением прежнего имени был хиротонисан во епископа Вельского, викария Вологодской епархии, и назначен временно управлять Вологодской епархией. Только теперь владыка Николай почувствовал вполне, что архиерейская митра в условиях беспощадных гонений от коварных безбожников есть тяжкий терновый венец, и от исполнения своих обязанностей отказался: «вследствие недоброжелательного отношения ко мне, как к епископу, со стороны духовенства и мирян Вельского уезда, а также и от управления Вологодской епархией, потому что полномочия, данные мне правящим епископом Вологодским Сильвестром, являются недостаточными на основании существующих законоположений. Кроме сего, я сильно болею и потому прошу меня уволить на покой» [2], – писал он Патриарху Тихону 1 января 1924 года. Ввиду того, что епископ Архангельский Антоний (Быстров) был арестован, Патриарх предложил епископу Николаю временно вступить в управление Архангельской кафедрой, но и от этого предложения епископ отказался и остался жить в Вологде, продолжая служить в Екатерининской церкви, где когда-то был настоятелем.
В 1927 году викарием Вологодским, епископом Тотемским, был назначен владыка Аполлос (Ржаницын), а в 1928 году правящим Вологодским архиереем стал архиепископ Амвросий (Смирнов). Все три архиерея, включая находившегося на покое епископа Николая, жили в то время в Вологде и служили в двух оставшихся после неистовств безбожников православных храмах – на Богородском и Горбачевском кладбищах. Во время больших церковных праздников архиереи служили вместе, и после богослужения кто-нибудь из священников или мирян приглашал их на праздничную трапезу; епископы, священники и миряне делились здесь своими впечатлениями об окружающей жизни, приводили примеры давления на Церковь и гонений на духовенство и верующих. Побывавшие в заключении и ссылке рассказывали об условиях содержания в тюрьмах и лагерях.
В начале 1931 года поднялась очередная волна гонений на Русскую Православную Церковь, обрушившаяся и на клир Вологодской епархии. Сначала были арестованы некоторые миряне, члены церковного совета; 10 мая 1931 года власти арестовали архиепископа Амвросия, епископа Николая, священников и мирян. Всего было арестовано тридцать пять человек: семнадцать священнослужителей, семь монахов и одиннадцать мирян. Их обвинили во взаимном общении, посещении друг друга в церковные праздники и дружеских беседах, имевших, по мнению властей, антисоветский характер.
Безбожники, управлявшие тогда государством, вторгались в церковную и личную сферы жизни, во взаимоотношения людей, разрушали христианскую благотворительность и заботу человека о ближнем, любое доброе дело. Если человек попадал в заключение, то безбожное государство, подобно языческому идолу, бездушно глядя пустыми глазницами на страдания человека, стремилось запретить оказание от ближних помощи, разрешая лишь ограниченную помощь от родственников.
Сотрудники ОГПУ писали в то время в своих отчетах о преследованиях Церкви в Вологодской области: «В мае 1931 года на территории города Вологды и Грязовецкого района вскрыта и ликвидирована контрреволюционная группировка реакционно-настроенного правого духовенства, деятельность которой к моменту ее ликвидации сводилась к проведению нелегальных собраний… группированию вокруг церквей антисоветского элемента под видом создания “сестричества”… антисоветской агитации, распространению провокационных слухов, противодействию колхозному строительству, награждению административно-ссыльного духовенства с целью вовлечения его в контрреволюционную работу» [3].
14 мая епископ Николай был вызван на допрос. На вопросы следователя он отвечал немногословно и сдержанно: «Знакомства особенного не имею, а по службе знаю все духовенство города Вологды. Также знаю и тех, которые со мной учились. Иногороднего знакомства тоже не имею» [4].
Стали допрашиваться обвиняемые и свидетели. Все они показали, что, действительно, духовенство и епископы собирались после церковных праздничных служб у кого-нибудь из прихожан. Велись разговоры о том, что все духовенство может быть арестовано, и епископы советовали священникам держаться осторожней. Обсуждались декларация митрополита Сергия и его интервью, которые единодушно не одобрялись, но при этом признавалось правильным каноническое подчинение митрополиту Сергию как законному заместителю Местоблюстителя, оставлялось обязательным и поминовение за богослужением имени митрополита Петра** как главы Русской Церкви.
«Несомненно, реакционной личностью является епископ Николай (Караулов), – показал один из свидетелей. – Как старожил, он знаком почти со всеми верующими города Вологды и находится с ними в постоянном и тесном соприкосновении. Мне доподлинно известно, что он все свое свободное от богослужений время употребляет на посещение отдельных квартир, где не стесняется жаловаться на свое беспомощное положение, проистекающее от взятого советской властью курса политики, и свою досаду обращает во вредную агитацию против всех мероприятий советской власти. Как-то в алтаре в беседе со мной епископ Николай показал мне служебник, где была вычеркнута ектения об оглашенных, и при этом заявил: “Если совершится переворот в СССР, то какое значение приобретет эта ектения”, в том смысле, что скольких придется присоединять к Церкви, не принявших крещения. Также… епископ Николай высказал такую мысль: “Как мало мы умели ценить самодержавие, которое было единственным оплотом Православной Русской Церкви”, – и при этом сослался на покойного епископа Никона***, известного монархиста и черносотенца» [5].
Другой свидетель показал, что на частных собраниях духовенства «подвергались критике отдельные мероприятия советской власти и выражались недовольства по поводу политики советского правительства в отношении налогов и закрытия церквей» [6].
Свидетели также показали, что «на частных молебнах делали поминовения заключенных, указывая: “заключенного такого-то”, что, по существу, является демонстрацией в защиту заключенных за разные контрреволюционные преступления» [7].
Все эти свидетельства показались сотрудникам ОГПУ недостаточными, и для получения дополнительных сведений в камеру, в которой находились архиереи и священники, был помещен секретный осведомитель; он стал регулярно сообщать следователям, о чем разговаривают заключенные, насколько он смог их понять. Заключенные подозревали в нем осведомителя и опасались при нем разговаривать, но в маленькой камере невозможно было избежать откровенных разговоров и обсуждения своего положения – разве только совсем замолчать.
Осведомитель сообщил сотрудникам ОГПУ: «Из тех религиозных убеждений и рассуждений, которые мне пришлось слышать в камере, я заключил, что служитель Церкви может быть только монархистом… Эти убеждения, или верования настолько в них… сильны, что отступиться от них никогда они не смогут.
Где бы представители Церкви ни находились и в каких бы тяжелых условиях, они всегда будут верны заветам Церкви и тем законам, которые существовали до революции. Но сейчас он (Караулов) за советскую власть, потому что он в ДПЗ ОГПУ, – выпусти его на свободу, и он будет еще с большим усердием проповедовать свои религиозные убеждения и заветы Церкви, заветы святых отцов и Вселенских соборов, живших и бывших чуть ли не полторы тысячи лет назад.
Караулов говорит товарищу Блюменбергу****, что он сейчас не у власти, он в заштате, но он забыл сказать, что у него только в городе до трех тысяч квартир со знакомыми верующими, преданными Церкви Божией людьми… Караулов местный, старый житель. Он в городе самый популярный епископ. Он уважается и всеми священниками… Очень уважаем и сидящими в камере…
Все сидевшее и сидящее духовенство (в камере № 6) настоящее свое положение считает… страданием за веру и Церковь Божию… На самом деле этого нет: имеют теплую камеру, нары, матрацы, 300 граммов хлеба, в последние дни вкусный, сытный суп, два раза кипяток, прогулку, правда, пока без передач» [8].
14 декабря 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Николая к трем годам ссылки в Северный край, а 7 марта 1932 года, во изменение прежнего постановления, – к тому же сроку, но на другой край страны – в Казахстан. Епископ Николай (Караулов) скончался в тюрьме – 17 апреля 1932 года [9] и был погребен в безвестной могиле.

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Апрель». Тверь. 2006. С. 19 – 27.

Библиография

Церковное слово. 1907. № 22. С. 347.
Газета «Благовестник». № 8-9 (52-53). 1999. К. Козлов. Епископ Николай (Караулов). Материалы к жизнеописанию.
ЖМП в 1931-1935 годы. М., 2001. С. 142.
РГИА. Ф. 831, д. 272, л. 5.
УФСБ России по Вологодской области. Д. П-10887.
* Преподобный Варнава Гефсиманский (в миру Василий Ильич Меркулов), иеросхимонах, местночтимый святой Московской епархии; память празднуется 6/19 июля.

** Священномученик Петр (в миру Петр Федорович Полянский), митрополит Крутицкий; память празднуется 27 сентября/10 октября.

*** Рождественского.

**** Следователю.

[1] Церковное слово. 1907. № 22. С. 347.

[2] РГИА. Ф. 831, д. 272, л. 5.

[3] УФСБ России по Вологодской области. Д. П-10887, л. 275.

[4] Там же. Л. 52 оборот.

[5] Там же. Л. 118.

[6] Там же. Л. 189 оборот.

[7] Там же. Л. 190.

[8] Там же. Л. 208-210.

[9] ЖМП в 1931-1935 годы. М., 2001. С. 142.

Источник:

http://velskoe.ru/svyashhennomuchenik-nikolaj-velskij/
и
http://hramnagorke.ru/life/3278
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
Volga63

Самара
Сообщений: 4053
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 14650
КАРАУЛОВ НИКОЛАЙ АПОЛЛОНОВИЧ (АПОЛЛОНИЕВИЧ) – СЫН АПОЛЛОНИЯ МИХАЙЛОВИЧА КАРАУЛОВА – ДОПОЛНЕНИЕ:

К тридцатому году в Вологде осталось только два храма, где служили сторонники Патриаршей Церкви – на Богородском и Лазаревском кладбищах. Там собрались священнослужители всех вологодских храмов, оставшиеся на свободе. Возглавляли богослужения три архиерея, и среди них «епископ Николай (Караулов) – ...совершенно седой старец с длинной бородой, с голубыми глазами», – вспоминал протоиерей Алексий Резухин, который тогда мальчиком начинал прислуживать в храме.
К тому времени епископу Николаю было уже почти 60 лет. Родился он в Кадниковском уезде, в семье священника. После окончания в 1893 году Вологодской семинарии служил в храмах Вологды, особенно долго – в Екатерининском, который находился напротив Свято-Духова монастыря (ныне на этом месте располагается бассейн «Динамо»).
Невдалеке от храма стоял дом, где жил о. Николай. Жена молодого священника, Александра Аполлоновна, заболела туберкулезом и скончалась, едва достигнув 25 лет. На руках молодого вдовца остались трое маленьких детей: Алексей, Ольга и Анатолий, старшему, Алеше, минуло всего 7 лет. Позднее отец Николай рассказывал об этом так: «Не высказать глубины моего горя; я был близок к отчаянию... Ни в чем положительно не находил я себе утешения». Помог скорбящему вдовцу священник Александр Баданин. Молодой священник пришел в дом к старцу, и вот как о. Александр успокоил безутешного, казалось, человека:

«Пройдя несколько раз по комнате взад и вперед, он останавливается перед портретом о. Иоанна Кронштадтского, висевшим на стене, и произносит:

– Господи, вот человек, который ради Бога оставил семейную жизнь, оставил жену ради служения Богу и ближнему. Сам оставил, по доброму желанию, и Господь во всем помогает ему. Когда же Господь по воле Своей отнимает друга жизни, то Он еще более заботится о том человеке, дает ему крепость и силу, значит, считает достаточно сильным и могущим вынести эту тяжесть. Он подкрепляет его Своею благодатью.

Поверите ли: с каждым словом о. Александра я всем существом чувствовал, что с меня сваливается моя тяжесть, и я ушел от него обновленным, укрепленным душой и телом и совершенно успокоенным».

Дети выросли, протоиерей Николай Караулов 8 октября 1923 года был рукоположен во епископа Вельского, викария Вологодской епархии. В то время Вельск входил в состав Вологодской губернии, а викарный епископ помогал правящему архиерею управлять большой епархией, раскинувшейся от Грязовца до Усть-Сысольска (нынешний Сыктывкар). В 1925 году владыка Николай был арестован за отказ сотрудничать с обновленцами, в 1927 году уволен на покой. В мае 1931 года епископа Николая снова арестовали. Скончался он 17 апреля 1932 года в новосибирской тюрьме. Юбилейный Архиерейский Собор в 2000 году причислил епископа Николая (Караулова) к лику новомучеников и исповедников Российских.

Библиография:

Старец с голубыми глазами: 17 апреля – память священномученика Николая (Караулова), епископа Вельского // Красный Север. – 2006. – 13 апреля. – С. 5.

Источник:

http://www.booksite.ru/civk/5_st-198.html
---
Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск).
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 * 11 12 13 14 ... 23 24 25 26 27 28 Вперед →
Модератор: olga621410
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник olga621410 » Смирновы и породненные с ними фамилии [тема №49713]
Вверх ⇈