http://www.nikolo-pogost.ru/in...znevy.htmlСЕЛЕЗНЕВЫ ИЗ ДЕРЕВНИ ЛОСЕВО | Печать | E-mail
Крестьяне Николо-Погоста и полукругом охватывающих его близких и дальних деревень были до 1861 года крепостными графини Стенбок-Фермор, платили оброк и, таким образом, от произвола помещиков особо не страдали.
В деревне Лосево, откуда родом Яков Петрович Селезнев, с конца XIX века до 40-х годов XX века насчитывалось не более 18 домов. В деревне почти все были середняки. Многие хорошие плотники по зимам нанимались на строительство барж в Балах- не, а также собирались в артели, подряжались и выезжали на эту работу в Сибирь.
У Якова Петровича Селезнева (14.10.1844 —20.08.1914) было три сына и три дочери. Старший сын, Михаил Яковлевич (1875 г. р.), в 22 года стал рабочим Сормовского завода. В 1921 — 1924 годах жил в Лосеве, крестьянствовал, строил дом. С января 1925 года работал в мехмастерской на строящейся Балахнинской электростанции разметчиком до конца 1950 года. Умер 16 февраля 1951 года, прожив 75 лет. Похоронен в Кубенцеве.
Средний сын, Константин Яковлевич (1882 г. р.), крестьянствовал. В 1925 году вышел на отруб, получив 8 гектаров заболоченной земли, и работал на отрубе единоличником до коллективизации. Дети Константина Яковлевича: Анатолий Константинович (1909—1987) работал шофером, Николай Константинович (1910—1995) был учителем, директором, завучем в
Николо-Погостинской школе, дочь Вера Константиновна (1920 г. р.) работала учителем в Балахне.
Младший сын Якова Петровича, Николай Яковлевич (1883 г. р.), после военной службы (участник Первой мировой войны) выучился на фельдшера, жил и работал фельдшером на Бору. Умер в январе 1975 года в возрасте 91 года. Николай Яковлевич постоянно переписывался со своим племянником Павлом Михайловичем. Н. Я. Селезнев был очень интересным человеком. Как медик, следил за своим здоровьем и оказывал помощь другим. Читал лекции о вреде курения и алкоголя, которые пользовались успехом, интересовался всеми событиями в стране и за рубежом.
Дочери Якова Петровича: Глафира, Клавдия, Таисья.
Яков Петрович был человеком уважаемым и 18 лет прослужил в Балахнинской уездной управе. Уволился в 1905 году с небольшой пенсией. Очень любил чай. В воскресные дни и по праздникам ходил в церковь. Придя из храма, выпивал из поставленного ему самовара до 12 чашек чая. Только после чаепития все садились за стол обедать. Чай покупал Яков Петрович на Нижегородской ярмарке. Пока работала ярмарка, он пробовал разный чай и закупал впрок такой, который ему больше всего понравился.
Михаил Яковлевич, старший сын Якова Петровича и Пелагеи, лет с 19 начал задумываться, как ему жить в дальнейшем. «Ну, сестры выйдут замуж, а хозяйство, землю придется делить на три части (на трех братьев), угрожает бедность», — рассуждал он. Потом узнал, что на Сормовском заводе нанимают на работу, но устроиться туда трудно. Он решил во что бы то ни стало поступить туда на любую работу. Для этого надо было уговорить родителей, чтобы отпустили в город. И ему это удалось, правда, не сразу. Отец, Яков Петрович, заявил: «Нет, прежде я тебя женю, а то ты один избалуешься, выпивать станешь». Сын ответил: «Не хотел бы я, батюшка, сейчас жениться, лучше потом, когда уж устроюсь». Яков Петрович сказал: «Нет, только так, выбирай невесту, скоро святки, сосватаем тебя». — «Да никто мне не нравится из знакомых девок», — ответил сын. Тогда Якову Петровичу подсказали: «Вот невеста». Сначала съездили туда одни родители, второй раз поехали с ним. Невеста понравилась ему, и он ей тоже. И в святки 1898 года они обвенчались и отгуляли свадьбу. Невесте было почти 17 лет, жениху — 22 года.
Лидия Карповна, так звали жену Михаила Яковлевича, родилась в феврале 1881 года в деревне Авдонино Зиняково- Смольковской волости. Отец ее — Карп Иванович Воронков, мать — Татьяна Ивановна. Деревня находилась в 15 верстах от Лосева. На месте этой деревни в 1955 году был только один дом.
Лидия Карповна жила сначала в большой семье Якова Петровича — за стол садилось восемь человек. А потом, когда Михаил Яковлевич устроился на Сормовский завод, Лидия Карповна стала жить с ним на частной квартире.
Работал Михаил Яковлевич сначала молотобойцем (зарплата 50 коп. в день, потом 75 коп.). Рабочий день составлял Ючасов — с 7 утра до 7 вечера с 1,5-часовым перерывом на обед.
Михаилу Яковлевичу удалось окончить курсы при церковно-приходской школе, организованные администрацией Сормовского завода, и устроиться учеником разметчика. Потом он работал разметчиком и получал приличную зарплату, но связи с деревней не порывал. И эта связь семье очень пригодилась, ведь в период Гражданской войны на заработанные за месяц деньги можно было купить всего одну меру картошки (деревянная емкость объемом 20 литров — так продавали картошку, рожь).
Лидия Карповна после смерти Михаила Яковлевича жила одна в той же квартире (ее комната была в квартире одного из домов ГОГРЭС — ул. Свердлова, 9, кв. 19), потом около года жила в семье сына, Геннадия Михайловича, в г. Томске-7. Умерла 8 августа 1958 года, похоронена в Томске-7 на кладбище близ поселка Сосновка.
Генеалогическое древо до Якова Петровича выглядит так: отец Якова Петровича — Петр Васильевич, дедушка — Василий Григорьевич, прадедушка — Григорий Иванович, прапрадедушка — Иван Иванович Селезнев.
В деревне жили Степан и Николай Степанович Селезневы. Степан, возможно, был братом Василию или даже Григорию, и от них пошла другая ветвь.
В Лосеве были два старых дома по соседству с Яковом Петровичем, два семейства Селезневых. В одном жил Григорий, лет на пять старше Михаила Яковлевича, в другом — Михаил Алексеевич, лет на 8 — 10 его моложе, и они между собой не были двоюродными братьями. Вероятно, они из ветви Степана.