Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Чернуха

история села

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Чернухинская волость



Исторический очерк 1849 года



Село Чернуха отстоит от Арзамаса в 25 верстах, и может почесться селом богатым: имеет множество леса, хлебородной земли (на душу 21 десятину), ежегодную ярмарку, бывающую 29 и 30 июня, и еженедельные базары по вторникам, учреждённые в 1849 году. Оно может также хвалиться особенной красотой местоположения: кроме трёх-четырёх высоких холмов, на которых стоят длинные ряды хорошеньких домиков, правильно выстроенных в линию, имеет весьма много красивых обширных пригорков в окружности, засеваемых хлебом и вдали осеняемых тёмными столетними лесами, простирающимися к Пустыни. Название своё село, вероятно, получило от имени излучисто текущей реки Чернухи, которая более походит здесь на канавку, нежели на речку, а в жаркое время лета почти совсем зарастает травою.

Первоначально Чернуха было не село, а дворцовая деревня, которой народонаселение состояло из мордвы [1]. В шестидесятых годах XVI столетия царь Иоанн Грозный пожаловал её, с некоторыми другими мордовскими селениями, в вотчину Арзамасскому Спасскому монастырю [2]. Большая часть жителей, в скором времени, увидела в иноках утеснителей своих, отказалась платить им дань, покинула деревню и землю предков своих, и перешла на жительство в места незаселённые [3]. Оставшаяся мордва усердно принялась за прежние свои занятия: обрабатывала землю, курила смолу, жгла поташ, представляя его, вместо ясаков, в казну и в монастырь [4]; с течением времени сблизилась с монастырскими бобылями и захребетниками, работавшими на поташных заводах [5], и, вразумлённая иноками учением любви и кротости, мало по малу отложилась от язычества и приняла христианство [6]. В 1617 году игумен Иосиф построил для новокрещенных церковь во имя пророка Божия Илии, и, при освящении её, благословил их замечательным образом Спасителя, новгородского письма [7]. В 1700 году эта церковь сгорела; на месте её выстроена была новая деревянная в два этажа, из которых в верхнем божественная служба была отправляема летом, в нижнем - зимой. В 1760 году и эта церковь имела участь первой, но иждивением прихожан, по убеждению архимандрита Амвросия, в том же году, на том же месте, сооружена была нынешняя холодная церковь в честь пророка Илии, с приделом, на левой стороне, св. мучеников Флора и Лавра. Подле неё, в 1765 году, была воздвигнута тёплая, имеющая в одном неотделённом алтаре два престола: с правой стороны во имя Николая чудотворца, а с левой - мученицы Параскевы. Обе деревянные церкви, с отдельной при них колокольней, расположенные на 82 1/2 квадратных саженях земли, обшиты тёсом, обнесены решётчатой оградой, снаружи и внутри бедны, мрачны. Старожилы сказывают, что при построении их и гораздо после, жители села вырывали из земли, на всём пространстве церковного холма, сустуги, то есть мордовские медные и серебряные ошейники с бусами и деньгами татарскими и арабскими, которыми доныне украшаются шеи и груди девиц и женщин мордовских.

Число прихожан к Ильинской церкви простирается, в настоящее время, до 830 душ мужеского и до 880 женского пола. Почему священно и церковнослужители живут более, нежели безбедно. Земли усадебной они имеют 3 десятины, сенокосной и пахотной - 33.

О состоянии благочестия и просвещения крестьян в Чернухинской волости в прежнее давно забытое время можно судить по существованию в ней раскола, возникшего вскоре после исправления книг патриархом Никоном и господствовавшего до XIX столетия. Началовождями раскола были крестьяне Пузач и Семён. Места, где они жили уединённо, до сих пор называются Пузачиха и Семёнова Келья.

Дети учатся в казённом училище села Чернухи, открытом в 1844 году, 15 декабря. В этом училище доныне обучено 55 мальчиков, а ныне обучается 28.

Упомянем, наконец, о двух местностях в дачах Чернухинской волости, известных народу под именем Мурат и Царицыно, или Деворино место. Муратом называется высокий холм, покрытый раменью, неподалёку от дороги, пролегающей от Чернухи к Пустыни. Предание говорит, что название холма Муратом произошло от того, что в 1585 году [8] останавливался на нём для ловли лосей и бобров там, где до сих пор по реке Серёже называются места Лососиха и Бобриха, изгнанный дядей Ислам-Гиреем ордынский царевич Мурат, сын Магмет Гирея, когда ехал из Москвы, быв отпущен царём Фёдором Иоанновичем в Астрахань.

Царицыно или Деворино место находится верстах в пяти от Пустыни. Здесь, сказывают, при царе Алексее Михайловиче скрылась одна знатная особа женского пола, уклонившаяся в раскол. Маленький домик её, в два этажа, стоял на зелёной площадке, в чаще столетних деревьев, которые до того закрывали его ветвями и листьями, что, находясь вблизи с ним, его нельзя было видеть. В нём было только по три комнаты вверху и внизу. Обитательница их, несмотря на неподозрительность существования своего в этом месте, никуда не выходила днём, и только летом, когда наступало торжественное безмолвие ночи, проходила с семейством своим тропинкою леса, освещенного луной, к Пустынскому озеру, садилась на берегу его и задумчиво смотрела на гладкую поверхность вод, отражавших луну, колеблемые ветром деревья, крестьянские домики и церковь. Лет шесть жила она таким образом, в глубокой безвестности. Наконец, в 1684 году, убежище её здесь было открыто. Она была взята и посажена в тюрьму арзамасским воеводой Степаном Богдановичем Ловчиковым. На месте бывшего дома её и теперь ещё видны признаки жилья. Искатели кладов вырыли здесь таган, медную кастрюлю, две серебряные столовые ложки и раскольничью просвирную печать. Особа, увековечившая в памяти крестьян Чернухинской волости своё пребывание именем Царицына места, была вдова думного дворянина Фёдора Нарышкина, содержавшаяся под стражей в Алатырском уезде, в сельце Лобачеве, "за её многие вины", и оттуда с матерью и детьми убежавшая в леса Пустынские. "В прошлом во 186 (1678) году, августа в 13 день, писал к нам, великому государю, Данило Чернцов: по нашему великого государя указу велено ему, Данилу, быть у Фёдоровской жены Нарышкина, у вдовы Овдотьи, и у матери её, и у детей, в Алатырском уезде, в сельце Лобачеве, в приставах, и держать во всякой осторожности, чтобы к ней, Овдотье, тайно никто не приходил, и писем никаких не приносил; также бы и они ни с кем тайно ничего не говорила, и от себя писем и людей своих никуда не посылали. А на карауле велено с ним быть алатырским стрельцам десяти человекам, и стоять, переменяясь помесячно. И вдова де Овдотья, и мать её, и дети, и люди её, чинятся во всём непослушны, и его, Данила, она, Овдотья, била и бороду выдрала, и жену его бранят и бесчестят, и беспрестанно бьют же... А в июле де в 29 числе она, Овдотья, и мать её, и дети, и люди её, сбежали, а в нынешнем во 192 (1684) году живёт она вдова Овдотья в Арзамасском уезде, на Пустынской земле, что есть село Пустынь. И ты бы её взяв, в застенке...[9]".


И. Пискарев



Примечания:

1) См. акты, означенные в примечании первом, в статье "Арзамасский Спасский мужеский монастырь", напечатанной в Ниж. Губ. Вед. 1849 года, № 3;

2) Там же;

3) Грамота царя Михаила Фёдоровича 16 июня 1622 г., о спорной полянке, находившейся между реками Каваксой и Чернухой, писан. столбцом, на 3 листках, за скрепою на склейках дьяка Семена Самсонова, и адресованная в арзамасские дворцовые сёла Григорию Ивановичу Квашинину. Подл. грамота находится в вотчинной конторе села Выездной Слободы;

4) Черновой отпуск челобитной царю Михаилу Фёдоровичу игумена арзамасского Спасского монастыря Ионы о даче покосов по берегам реки Малой Моданки, писан. на 4 склеен. лист. Подлин. находится в сельской расправе села Чернухи;

5) Монастырских бобылей и захребетников, работавших на поташных заводах, считалось в 1622 году 112 человек мужчин. См. этого года писцовые книги Тимофея Измайлова в сельской расправе с. Чернухи;

6) "... А в селе крестьянский народ Русской, да новокрещены другой нации, по званию Мордва, а крещены лет с 80 и больше старанием игумена Иова и братьи". См. также ведомость о состоянии села Чернухи, представленную в 1705 году управителем монахом Израилем архимандриту Спасского монастыря Лаврентию;

7) Там же. В нынешней церкви образ этот стоит за правым клиросом;

8) На следованной Псалтири, принадлежащей одному крестьянину села Чернухи, записано это предание именно под этим годом, а записавший подписал, что ему так рассказал дед его, умерший в 1721 году;

9) Грамота 1864 года, писанная столбцом; начала и конца не имеет, а на обороте имеет след. надпись: "В Арзамас стольнику нашему и воеводе Степану Богдановичу Ловчикову. 192 года августа в 28 день подал великого государя грамоту алатырский мордовский пристав Кирюшка Синдяев". Подл. находится в арх. Арзамасского уездного суда.



Источник: "Нижегородские губернские ведомости", неофициальная часть, № 65-67, 1849 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Село Чернуха



Описание 1798 года



Владелец - Экономическое ведомство;

Селение положение имеет по обе стороны речки Чернушки;

В нём две церкви деревянные:

1) Во имя Николая Чудотворца с приделом во имя великомученицы Парасковеи, нареченныя Пятницы, тёплая;

2) Во имя пророка Божия Илии с приделом Флора и Лавра;

И колокольни деревянные;

И 12 деревянных худо выстроенных лавок;

В оном селе бывают еженедельно торговые дни по средам, на которые съезжаются из города Арзамаса купечество с разными товарами для крестьян, а из ближних селений - крестьяне с разными деревенскими продуктами;

А дачей реки Серёжи, речек Кувтры, Коваксы, Большого Ишлея, Сущевки и оврага Сиркова на правой, речки Чернушки и оврага Издола на левой, и по обе стороны помянутых реки Серёжи, речек Чернушки, Коваксы, Малого Ишлея, Маданы, Малой Маданы, Михлейки, ручьёв Власухи, Черемохи, оврагов Большого и Малого Елоховых, Крутого, Мамолея и разных ручьёв, оврагов и отвершков безымянных;

Которые в летнее жаркое время против оной дачи в настоящем течении бывают: река Серёжа глубиной в самых мелких местах - один аршин, шириной - восемь сажен; речки Чернушка, Ковакса, Большой Ишлей и Сущевка глубиной - в пять вершков, а шириной - одна сажень, а прочие течение имеют малое; а овраги и ручьи пересыхают;

В реке Серёже ловится рыба: щуки, лещи, окуни, язи, плотва и налимы; в речках: щуки и плотва;

Внутри оной дачи состоят озёра Сандалово, Глухое и безымянное, в них рыба: караси;

Жители оного села водой довольствуются из речки Чернушки, из копанных колодцев, которая к употреблению людям и скоту здорова;

Грунт земли чернозёмный, из посеянного на ней хлеба лучше родится: рожь, овёс, ячмень и греча; а прочие семена, равно и сенные покосы - средственны;

Лес строевой: сосновый и еловый; в отрубе - шесть вершков, а вышиной - восемь сажень; дровяной: дубовый, осиновый, берёзовый, ольховый, липовый и ореховый;

В нём звери: волки, медведи, зайцы, лисицы, куницы и белки; птицы: тетерева, рябчики, куропатки; в полях: жаворонки и перепелы; при водах: дикие утки;

Крестьяне состоят на положенном оброке; промысел имеют хлебопашество, к чему они и радетельны; зажитком хороши;

Женщины сверх полевой работы упражняются в рукоделии, прядут лён, пеньку и шерсть, ткут сукна и холсты для своего употребления, а частью и на продажу.



Источник: "Экономические примечания к атласу Горбатовского уезда", 1798 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Крупные пожары в селе Чернухе



22-23 сентября 1847 г. - в селе Чернухе сгорело 13 крестьянских домов и 8 амбаров с хлебом. Пожар произошел от неосторожности крестьянина Грехова, который и поплатился за то жизнью.


* * *

Пожар 1897 года


Большое несчастье на днях постигло село Чернуху, Арзамасского уезда. Происшедшим 9 мая пожаром уничтожено до 475 крестьянских домов с надворными постройками, множество других строений, как то: амбаров, бань, овинов. Сгорело местное волостное правление со всеми делами и документами, сельская церковь, больница и др. здания. Очень немногим погорельцам удалось спасти движимое имущество. Некоторые из них и успели выносить его из дому, но затем оно уничтожалось или на улице, или на дворах. Положение пострадавших от пожара крайне бедственное. Необходима посторонняя и скорая помощь.

По распоряжению г-на начальника губернии в село Чернуху командирован, для оказания первоначальной помощи погорельцам, советник губернского правления Соболев.



Источник: "Нижегородские губернские ведомости", № 20 за 1897 г.


* * *

Государь Император, во 2 день сего июня, Высочайше повелеть соизволил: отпустить из ближайших казённых дач беднейшим погорельцам села Чернухи, Арзамасского уезда, на обстройку после пожара, в норме, установленной для пожарных случаев, лесных материалов из растущего леса за полутаксу и из сухостойного за четверть таксы. О такой Высочайшей милости лесной департамент министерства земледелия уведомил, для надлежащего распоряжения, нижегородское управление государственными имуществами.



Источник: "Нижегородские губернские ведомости", № 26 за 1897 г.
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Освящение вновь построенного храма в селе Чернухе, Арзамасского уезда.



29 мая 1905 года совершилось радостное событие для чад Православной Церкви села Чернухи: по благословению Преосвященнейшего Назария был освящен много лет строящийся храм в сём селе.

Не лишена интереса самая история постройки храма. Во время первых преследований глаголемых старообрядцев многие из них поселились в лесах Муромских, часть которых находится в пределах Арзамасского уезда. Из этих поселенцев и других пришлых людей из Новгородской и Псковской губерний образовалось нынешнее село Чернуха, большую часть населения которого составляют старообрядцы трёх согласий: спасовского, поморского и австрийского. До 1870 года в селе было два православных храма, годом постройки которых можно считать 1682-й. Они были ветхи. Вскоре село постигло великое несчастье: случился пожар, жертвою которого сделались оба храма со всеми своими древностями. Прихожане села лишились места общественной молитвы. Печальное положение села Чернухи и слёзы православных прихожан требовали близкого участия и помощи в этом постигшем Чернуху горе. Лет 20 тому назад поступил в приход во священники Всеволод Лузин, а в соседнем селе был уже священник Сергий Персидский (первый ныне о. Василий - Архимандрит одного из монастырей Черниговской епархии, а второй - ныне протоиерей села Селёмы). Оба они, с благословения Преосвященнейшего Макария, положили основание каменному трёхпрестольному храму во имя св. Апостолов Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца и муч. Параскевы, без всяких средств на это святое дело. Священник Лузин вскоре выбыл из этого села и продолжателями этого дела были священники: о. Пётр Персидский, о. Алексей Авдентов и о. Павел Рубинский, и церковный староста Иван Карашов. Трапеза была сделана и освящена при о. Петре, а весь храм закончен был вчерне при о. Алексее. О. Павлом было закончено и всё внутренне устройство. Храм в селе Чернухе строился исключительно на доброхотные даяния, собираемые подписными книгами и листами, разрешаемыми Архипастырями. В 1891 году пожаром [1], истребившим все селение Чернуху, был уничтожен крест, пожертвованный старообрядцами, и глава. Ныне, вместо одной главы, храм украшен пятью главами. Иконостас в настоящей церкви устроен резной работы. Иконы пишутся руками учеников известной Ступинской школы живописи в Арзамасе. Облачение на св. престоле изготовлено металлическое вызолоченное и чеканное. Пол во всём храме бетонный, выстланный плитками. Теперь вокруг храма возводится каменная ограда с железными решётками и дверями. Большую материальную помощь при постройке оказали С. М. Рукавишников и Ив. Ал. Иконников, которым от всего сердца приносим искреннюю благодарность, а также Арзамасской купчихе Ал. Михайловне Подсосовой.

Днём освящения храма было избрано воскресенье, 29 мая, и о сём были извещены окрестные жители. В субботу, 28 мая, собрались в село Чернуху для освящения церкви: благочинный 5-го Арзамасского округа Протоиерей с. Селёмы о. Сергий Персидский с диаконом В. Г. Успенским, священник села Волчихи о. Пётр Персидский, священник села Павлова о. Алексей Авдентов, священник села Пустыни о. Иоанн Ильинский, священник села Никольского о. Николай Цветков; в совершении Богослужения принимали участие также: диакон Спас-Зеленогорского монастыря Н. А. Невский и диакон села Мотовилова И. А. Похвалинский.

Накануне освящения всенощное бдение продолжалось до 11 часов, и только особенная торжественность церковной службы поддерживала бодрость духа молящихся и заставляла забывать утомление.

В самый день освящения, в 4 часа утра, началось служение ранней литургии. которую совершали местный священник о. Павел Рубинский с диаконом В. Голубевым, а в 6 1/2 часов начался перезвон к водоосвящению, по совершении которого приступлено было к освящению новоустроенного храма в честь св. Апостолов Петра и Павла. Со слезами умиления и радости молился коленопреклоненный народ во время чтения молитвы: „Господи Боже... милостивым оком призри на ны грешныя и недостойный рабы Твоя, пребывающия в сём дому небоподобном". По окончании освящения церкви совершена была Литургия о. Протоиереем С. Персидским в сослужении 4-х священников, при участии всех прибывших на освящение диаконов.

На литургии, вместо причастного стиха, было сказано поучение местным священником Павлом Рубинским на текст: „Готов престол Твой, Боже". В конце литургии было сказано поучение о. Петром Персидским о значении обрядов, употребляемых причине освящения храмов, а перед молебном было сказано слово о. Протоиереем С. Персидским о том, что молитва в новоосвященном храме тогда лишь угодна и приятна Богу, когда она приносится людьми, живущими в любви, мире и согласии, как между собою, так и с пастырями в особенности. Торжество освящения храма окончилось в 12 часов дня. На освящении храма присутствовало очень много и старообрядцев, которые восхваляли благолепие храма и службу в нём. Народ стал расходиться по домам с радостию и веселием сердца, говоря: "Благодарение Богу, сподобившему нам увидеть освящение давно строящегося храма! Теперь у нас не хуже других храм!".


Священник села Чернухи, Арзамасского уезда, Павел Рубинский



Примечания:

1) Вероятно, имеется в виду пожар 1897 года



Источник: "Нижегородские епархиальные ведомости", № 20, 1905 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Братство Святого Креста



В Арзамасском уезде в сёлах Собакине, Чернухе и Смирнове, делу ослабления глаголемого старообрядчества в Нижегородской епархии немало послужили в 1878-1879 годах отделения Братства Св. Креста.

Чернухинское отделение Братства Св. Креста открыто позднее других отделений Братства, именно в 1878 году, и начало собеседования с глаголемыми старообрядцами в Чернухинском храме с половины января минувшего года. Членами-собеседниками сего отделения состоят священники - с. Чернухи о. Александр Белов, с. Селёмы о. Сергей Персидский, с. Коваксы о. Павел Духовской, с. Волчихи о. Василий Архангельский и с. Мотовилова о. Василий Косаткин; последний председательствует в сём отделении. Постоянно участвовал в собеседованиях с глаголемыми старообрядцами священник с. Чернухи о. Александр Белов, другие же отцы-собеседники являлись на беседы по мере возможности. Собеседования производились почти каждый воскресный день, кроме немногих пропущенных воскресных дней, в течение двух или трёх часов, а иногда и долее, смотря по обстоятельствам. Раскольники, являвшиеся на беседы, преимущественно принадлежали к Австрийской секте и почти постоянным собеседником был начитанный между ними крестьянин Александр Максимович Поляков. О предметах собеседований каждый раз предварительно было объявляемо присутствовавшим на беседах, и потому, большею частью, собеседования в известный воскресный день производились об одном предмете, без уклонений к вопросам, не относившимся к предмету, назначенному для беседы. Наставники раскольничьи от собеседований уклонялись, но православные посещали их с особым усердием и вниманием; посему благотворное просветительное влияние эти беседы имели преимущественно на последних.



Источник: "Нижегородские епархиальные ведомости", № 7, 1880 г.


* * *

Чернухинское отделение Братства Св. Креста, открытое в селе Чернухе, Арзамасского уезда, в 1878 году, ведёт свою деятельность с января месяца 1879 года.

Членами этого отделения в 1880 году состояли, по избранию от местного духовенства, священники: села Чернухи Александр Белов, села Селёмы Сергей Персидский, села Волчихи Василий Архангельский и села Мотовилова Василий Косаткин, состоящий в звании председателя этого отделения, по избранию отцов - членов отделения.

Собеседования с мнимо-старообрядцами в 1880 году производились, как и в предыдущем 1879 году, каждый воскресный день, за исключением времени с недели Ваий по сентябрь месяц, когда, по случаю неудобного сообщения путевого и полевых работ, членам собеседникам неудобно было являться в село Чернуху, и посетителей оказывалось очень мало.

Защитников старообрядчества являлось в настоящем году очень мало, а иногда даже и никто не являлся совопросником при беседах, но слушать беседы приходили многие из преданных старообрядчеству, бывали и Поморцы, и Нетовцы, и Австрийцы. За неявкой защитников старообрядчества, беседы истекшего 1880 года были менее оживлённы, чем в предыдущем году, но более обстоятельны, потому что об известном предмете можно было говорить без перерыва и переходов к разным материям. По неявке совопросников предлагались посетителям бесед чтения из книг по предмету обличения раскола и уяснения истинности учения православной церкви со словесным разъяснением прочитанного. Чтения всегда производил священник села Чернухи Александр Белов.

Беседами предыдущего года многие из раскольников были поколеблены в предубеждении их против Св. Церкви, а в истекшем 1880 году обстоятельным изложением оснований истинности православного учения о предметах, служивших для них поводом к недоразумениям, доведены они были до полного сознания своего заблуждения и истинности учения православного. А потому беседы истекшего 1880 года не остались без благотворительного влияния на заблуждавших, выразившегося в обращении к православной церкви нескольких лиц, издавна пребывавших в расколе. В истекшем 1880 году обратились в православие из раскола следующие лица: села Чернухи крестьяне Иван Сдобняков, жена его Ксения Ивановна, сын их Михаил, Иван Климов, жена его Агапия Фёдоровна, крестьянская вдова Ирина Карпова, крестьянская девица Анна Репьева, Гавриил Иванович Ширяев, Василий Карпов, Тихон Галанин, Степан Трофимович Буракин с сыном и Александр Максимович Поляков. Кроме Гавриила Ивановича Ширяева и Ивана Климова с женой, из коих первый состоял в секте Спасова согласия, а второй с женой - в Поморской секте, все обратившиеся состояли в расколе Австрийской секты.

Александр Максимович Поляков, как объяснено было в отчете за 1879 год, был прежде постоянным совопросником при беседах 1879 года, а в истекшем 1880 году, присоединившись к православию, с искренним усердием помогал членам-собеседникам в обличении раскола. Кроме участия в беседах церковных, Александр Максимович вёл и домашние беседы со своими собратьями, пребывающими в заблуждении раскола. Его обращение к православию и умные беседы не остались без благотворного влияния на заблуждающих собратий его. Многие из его прежних единомышленников, видя своего собрата, более других сведущего, обратившимся к православию, начали безбоязненно выражать своё сомнение относительно истинности австрийского священства и в этом недоуменном состоянии, иногда домашним образом, обращались к местному священнику Александру Белову за разрешением своих недоумений. Но вековые предубеждения в скором времени рассеиваться не могут, и потому число обращающихся в православие остаётся незначительным.

В первой половине января месяца истекшего 1880 года посетил Чернухинское отделение миссионер Братства Св. Креста Иван Петрович Ламакин. Обширная его начитанность и уменье его прилагать эту начитанность к делу, а также множество старопечатных книг, из которых он всегда к предмету способен предложить чтение слушателям к разъяснению и подтверждению сказанного на словах, ставили расколо-учителей в такое положение, что они делались, при его беседах, безмолвны. В селе Чернухе произведено было им, Ламакиным, 5 бесед, и 3 беседы в с. Коваксе. Беседы его имели благотворное действие на присутствовавших, как раскольников, так и православных. Многие из раскольников начали серьёзнее вдумываться в своё религиозное положение и более внимательно искать разъяснения своих недоразумений в беседах церковных и в искренних разговорах с местным священником в доме, иступленные же ревнители мнимого старообрядчества, после бесед Ламакина, подкрепляемых чтением из уважаемых ими книг, познав свою несостоятельность вести открыто беседы в защиту своих убеждений, они стали смотреть с опасением на беседы, производимые в церкви села Чернухи, и не только сами перестали посещать эти беседы, но и другим начали усильно внушать, чтобы удалялись от этих бесед, угрожая за посещение бесед разными наказаниями.

Постоянным и преимущественно усердным деятелем при собеседованиях всегда был священник села Чернухи Александр Белов, так что обращение вышеупомянутых лиц из раскола в православие совершенно справедливо можно отнести к его деятельности. Кроме бесед в церкви и кроме чтений, им произведённых, священник Александр Белов не упускает случая беседовать с раскольниками и в домах, при каждом удобном случае.

Денежных средств Чернухинское отделение Братства Св Креста в настоящее время не имеет никаких. В 1878 году собрано было от ведомственного духовенства 60 рублей серебром. Все эти деньги на приобретение книг израсходованы без остатка. Библиотека при Чернухинском отделении Братства Св. Креста в настоящее время довольно удовлетворительная.



Источник: "Нижегородские епархиальные ведомости", № 8-9, 1881 г.


* * *

Чернухинское отделение Братства Св. Креста в 1881 году состояло из 4 лиц. Председателем его был священник села Мотовилова о. Василий Косаткин; членами - священники села Чернухи о. Александр Белов, села Селёмы о. Василий Архангельский. Собеседования с глаголемыми старообрядцами производились, как и в предыдущие годы, в приходской церкви села Чернухи во все воскресные дни Великого поста и воскресные же дни, начиная с октября месяца по 21 число декабря. На беседы преимущественно являлись православные, раскольников же, особенно из числа способных к собеседованию, являлось очень мало, так что нередко не было возможности вести собеседования собственно с глаголемыми старообрядцами. В таком случае вместо собеседования о предметах веры, из-за которых раскольники чуждаются церкви Православной, предлагались объяснительные чтения об общих предметах вероучения Православно-христианского, преимущественно о церкви, о спасительности и необходимости Таин церковных и неодолимости Церкви и подобные. Кроме села Чернухи членами собеседниками произведены были две беседы в селе Коваксе - одна 22 числа ноября, а другая 29 числа того же месяца. На первую беседу явились, при многочисленном стечении народа, трое начетчиков из числа раскольников Поморской секты и Спасова согласия, каковые секты там особенно распространены. Содержанием бесед преимущественно были возражения о перстосложении для изображения крестного знамения и о кресте четвероконечном. Первая беседа продолжалась с 5 часов вечера до 11 часов. На вторую же беседу явился один только собеседник и то не охотно, и, поговорив с час времени, ушёл из церкви, вызванный кем-то из раскольников. Очевидная польза противораскольнических собеседований состоит в укреплении православных в сознании истинности учения Православной церкви. После бесед они нередко выражают свою искреннюю радость о том, что на беседах получали возможность ознакомиться с православным разъяснением недоумений, которые наводятся на них тайными внушениями расколоучителей, отвергающих неповреждённость Православия в церкви Православной. В Чернухинской церкви преимущественно и постоянно ведёт дело собеседования с глаголемыми старообрядцами приходской священник о. Александр Белов и к его усердной деятельности должно отнести обращение в 1881 году из раскола в Православие следующих села Чернухи крестьян: Онисима Михайловича Пеночкина, Петра Тимофеевича Цабряева и Василия Васильевича Морозкина.



Источник: "Нижегородские епархиальные ведомости", № 7, 1882 г.


* * *

Совет Чернухинского Отделения Братства Св. Креста, открытого в 1879 году, состоял в истекшем году из 4-х лиц: председателя Совета, села Мотовилова священника Василия Косаткина и 3-х членов: села Чернухи священника Александра Белова, села Селёмы священника Сергия Персидского и села Волчихи священника Василия Архангельского. Денежной суммы при Отделении в настоящее время не имеется никакой. Библиотека в настоящее время состоит из следующих книг, приобретённых на сумму 60 рублей: Великого и Малого Катехизиса, Книги о Вере, Книги об антихристе, Истинно-древней и истинно-православной церкви М. Григория, Выписок из старопечатных и старописьменных книг - Андриана Озерского, Сборника сочинений - архимандрита Павла (Прусского), журнала "Истина" за 10 лет и нескольких мелких брошюр. Усердие членов Отделения к Св. делу Братства не ослабевает. В отчетном году они несколько раз собирались для открытых собеседований с глаголемыми старообрядцами. В селе Чернухе были собрания в месяцах: феврале, марте, октябре и ноябре. К сожалению, никто из защитников мнимого старообрядчества не являлся на эти собрания для собеседований. Только на собеседование, бывшее в селе Пустыни в январе 1882 года, явился крестьянин Василий Антонов, выдающий себя за начетчика и опытного защитника древнего благочестия; но он ограничился только голословными, наперёд заученными хульными выражениями против троеперстия и святости Таин церковных, от серьёзной же и более или менее обстоятельной беседы о чём-нибудь из предметов разномыслия раскольников с православной церковью отказался, очевидно сознавая себя бессильным. Вследствие отсутствия расколоучителей на собеседованиях, последние имели характер популярных объяснительных чтений об общих предметах православного христианского вероучения, как то: о церкви и таинствах, о богослужении православной церкви и проч. Беседы такого рода имеют благотворное влияние в своём роде: они укрепляют православных чад церкви в их добром расположении к православной церкви, в усердном посещении храма Божия и исполнении всех христианских обязанностей; они выясняют православным ложность учения старообрядческого и порождают в них готовность со своей стороны посильно содействовать утверждению православия и ослаблению раскола. В Чернухинском Отделении в отчетном году обратились из раскола поморского согласия в православие две крестьянские девицы деревни Ломовки: Евдокия Ив. Ширяева 26 лет и сестра её Матрёна Ив. 15 лет.



Источник: "Нижегородские епархиальные ведомости", № 7, 1883 г.


* * *

В минувшем году с возрастающим успехом служило делу вразумления и обращения в Св. церковь именуемых старообрядцев Отделение Братства Св. Креста в Арзамасском уезде в селе Чернухе.

Чернухинское Отделение имело в истекшем году 4-х членов Совета и собеседников: Председателя Совета, села Мотовилова священника Василия Косаткина, села Селёмы священника Сергия Персидского, села Волчихи священника Василия Архангельского и села Чернухи священника Всеволода Лузина, поступившего в члены Совета Отделения в истекшем году вместо выбывшего из села Чернухи и членов Отделения священника Александра Белова. Библиотека, состоящая из книг и брошюр большей частью издания Славянской Типографии, для большего ознакомления с учением старообрядцев и обстоятельного обличения его, нуждается в значительном пополнении; особенно требуются старопечатные книги. Несмотря на ограниченность средств, члены-собеседники Чернухинского Отделения усердно вели беседы по воскресным дням Великого поста и в месяцах ноябре и декабре. Так как из старообрядцев почти никто не являлся на эти беседы и посетителями их были почти исключительно сыны Православной Церкви, то беседы большей частью состояли из чтений по разным предметам, - то религиозно-нравственного содержания, то по предметам тех разногласий, из-за которых раскольники отделяются от Православной Церкви. Последнего рода чтения предлагались из книг полемического содержания, особенно книги м. Григория "Истинно-древняя и истинно-православная Церковь" и "Бесед" м. Филарета. Каждое чтение сопровождалось объяснением содержания и увещанием православных - твёрдо держаться учения Христовой Церкви, повиноваться ей и по мере сил содействовать вразумлению заблуждающихся собратий. В отчётном году в пределах Чернухинского Отделения присоединены к Православной Церкви из раскола через миропомазание: 6 февраля 1883 года - дочери крестьянина села Чернухи Егора Лаврентьевича Шилина Марфа и Евдокия, бывшие в Поморской секте с младенчества, и в мае - дочь крестьянина того же села Михаила Михайловича Ковлягина Матрёна.



Источник: "Нижегородские епархиальные ведомости", № 6, 1884 г.


* * *

Теперь почти в каждом селении, где есть последователи австрийского священства, можно встретить лжесвященника, одного или двоих из этой секты. В селе Чернухе, Арзамасского уезда, лжесвященник - крестьянин Андрей Мартемьянович Самойлов открыто совершает в моленной свои службы в то время, когда приходской священник служит в православном храме; браки венчает с такими же поездами, как это бывает при православных браках. Последователи австрийского священства смотрят на эти браки как на законные и даже возбуждали дело против православного священника, повенчавшего одну женщину, венчанную австрийским лжесвященником.

Выходя из той мысли, что духовенство впало в ереси, а миряне не имеют права совершать таинств Церкви, спасовцы пришли к тому заключению, что нет на земле совершителей церковных таинств, а потому некоторые из них не только отвергают церковную иерархию, но и все таинства, и детей своих оставляют без крещения; таковых раскольников имеется около ста душ в селе Чернухе Арзамасского уезда, несколько человек в селе Пустыни того же уезда.


Чернухинское отделение Братства Св. Креста: священник с. Селёмы - о. Сер. Персидский, св. с. Чернухи - о. А. Авдентов, св. с. Мотовилова - о. В. Косаткин, св. с. Пустыни - о. И. Ильинский, св. с. Коваксы - И. Белавин.



Источник: "Нижегородские епархиальные ведомости", № 13, 1894 г.


* * *

Чернухинское отделение Братства Св. Креста: Благочинный священник - о. Сергий Персидский, св. с. Чернухи - о. Алексей Авдентов, св. с. Пустыни - И. Ильинский, св. с. Мотовилова - о. В. Косаткин, св. с. Никольского - Н. Беляев, св. с. Коваксы - И. Белавин и крестьянин с. Чернухи - Иван Исаев.



Источник: "Нижегородские епархиальные ведомости", № 12, 1895 г.


* * *

Чернухинское Отделение Братства св. Креста существует более 10 лет. Членами его состоят священники сёл: Селёмы - благочинный о. Сергий Персидский, Мотовилова - Василий Касаткин, Чернухи - Алексей Авдентов, Пустыни - Иоанн Ильинский и Коваксы - Иоанн Белавин. В библиотеке Отделения имелись книги, потребные для собеседований с глаголемыми старообрядцами, но во время бывшего в с. Чернухе пожара, деревянная церковь и находящаяся в ней библиотека сгорели. Теперь ощущается крайний недостаток для ведения собеседований с раскольниками. В библиотеку в 1898 году выписаны: журналы "Миссионерское Обозрение" и "Народная миссионерская библиотека" - всего с пересылкой на 8 руб. 50 коп.

Деятельность Отделения заключалась в ведении бесед со старообрядцами публичных и частных. Священником Ильинским в приходе с. Пустыни публичных собеседований произведено 3, частных 5; священником с. Чернухи А. Авдентовым публичных бесед 5; священником с. Коваксы И. Белавиным частных бесед 3; священником с. Мотовилова В. Касаткиным 5 бесед. Предметом бесед были различные спорные вопросы: о Церкви, таинствах, кресте, перстосложении, незаконности Австрийского священства и об исправлении книг и обрядов, - словом, в течение года приходилось говорить о всех предметах, служащих причиной отделения старообрядцев от Церкви, а грамотным раскольникам выдавались имеющиеся при Отделении противораскольнические книги и брошюры. Кроме того, были и частные собеседования со старообрядцами в домах прихожан и в домах священников в дни праздничные и будничные. На собеседования являлось слушателей более 200 человек. Вообще прихожане интересуются собеседованиями, так что, несмотря на все ухищрения вожаков раскола, собеседования не остались без добрых последствий. В приходе села Чернухи обратилось в православие из Поморской секты 6 мужчин и 2 женщины; по приходу села Пустыни обратилось в православие из Спасова согласия 6 мужчин и 1 женщина.



Источник: "Нижегородские епархиальные ведомости", № 18, 1899 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Об учреждении Строительных Комитетов по постройке церквей в Нижегородской Епархии



1886 года сентября 24 дня по указу Его Императорского Величества Нижегородская Духовная Консистория слушали прошение крестьянина Арзамасского уезда, с. Чернухи Василия Афанасьевича Криушинского, коим просит уволить его от должности помощника строителя и попечителя Чернухинской церкви по разным неблагоприятно сложившимся для него обстоятельствам, и резолюцию Его Преосвященства, последовавшую на сём прошении таковую: "Духовная Консистория рассудит, не лучше ли в челе Чернухе вместо строителя церкви учредить Комитет по постройке церкви и в таком случае как священник должен быть в этом Комитете? Председателем ли, или иным чем? Тоже не следует ли и при постройке других церквей учреждать Комитеты с представлением какого следует участия в этом Благочинным и Настоятелям. Не лучше ли для избежания споров, чтобы и в Чернухе был Председателем Комитета Благочинный".


Приказали:


Для более успешного хода работ по постройке церквей учреждение Строительных Комитетов полезно; Комитеты эти должны состоять из приходского Священника, церковного Старосты и одного или двоих почтеннейших прихожан, под председательством местного Благочинного, который в случае надобности должен приглашаться прописанными Членами Комитета; в случае же невозможности Благочинному быть в заседаниях Комитета, о чём он должен непременно уведомить Комитет письменно, его место заступает приходской Священник. В случае же постройки церквей в деревнях с целью образования особого прихода, Строительные Комитеты должны состоять из трёх или четырёх почётнейших лиц будущего прихода при участии соседнего Священника и под председательством местного Благочинного, а когда деревня отделяется от села, в коем состоит Благочинный, то место его заступает соседний Благочинный. Комитеты должны учреждаться пред начатием работ по церкви; почётнейшие из прихожан лица должны избираться прихожанами по приговору, который и представляется Епархиальному Начальству. В силу чего и в с. Чернухе, где церковь строится давно, следует учредить Строительный Комитет на общих основаниях, после чего как здесь, так и в прочих сёлах и деревнях, где строятся церкви, утверждённым Епархиальным Начальством Строителей и Попечителей считать уволенными, причём, разумеется, они могут входить в состав Строительных Комитетов по избранию прихожан. По сему объявить как Священникам, так и прихожанам о настоящем постановлении через местных Благочинных циркулярными указами к сведению и в необходимых случаях руководству. Но предварительно представить о сём Его Преосвященству на Архипастырское благорассмотрение.


Подписали:


Кафедральный Протоиерей П. Владимирский, Благовещенского собора Протоиерей И. Виноградов, Архангельского собора Протоиерей А. Остроумов, Священник Н. Архангельский, Секретарь Колоколов, Столоначальник Флеров.

На протоколе сём Его Преосвященства Преосвященнейшего Модеста резолюция последовала таковая: "Утверждается. Протокол напечатать в Епархиальных Ведомостях, сделавши надпись: об учреждении Строительных Комитетов по постройке церквей в Нижегородской Епархии" Е. М.



Источник: "Нижегородские епархиальные ведомости", № 20, 1886 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Священно-церковнослужители села Чернухи



9 декабря 1886 г. - священник села Чернухи Всеволод Лузин перемещён в село Мигалиху;

7 января 1887 г. - студент семинарии Пётр Персидский определён во священники в село Чернуху;

12 января 1891 г. - священник села Чернухи, Арзамасского уезда, Пётр Персидский, перемещён в село Волчиху того же уезда;

14 января 1891 г. - окончивший курс Семинарии Алексей Авдентов определён на свещенническое место в с. Чернуху;

21 сентября 1891 г. - псаломщики села Ревезени Пётр Голубев и с. Чернухи Арзамасского уезда Василий Голубев, согласно их прошению перемещены один на место другого;

8 января 1893 г. - священник села Ворсмы Алексей Авдентов перемещён в село Чернуху Арзамасского уезда;

16 января 1896 г. - псаломщики села Ревезени, Княгиниского уезда, Василий Голубев и с. Чернухи, Арзамасского уезда, Пётр Голубев, согласно их прошению перемещены один на место другого;

Сентябрь 1899 г. - церковному старосте села Чернухи, Арзамасского уезда, Ивану Карашеву, за усердную и полезную службу его в церкви Божией в должности церковного старосты более 9-ти лет, определением Епархиального Начальства дозволено носить за церковной службой присвоенный означенной должности кафтан;

1900 г. - священник с. Чернухи Алексей Авдентов ко дню Святой Пасхи награждён набедренником Его Преосвященством, Преосвященнейшим Владимиром;

1902 г. - Епархиальным начальством утверждён в должности старосты крестьянин с. Чернухи, Арзамасского уезда, Иван Исаевич Карашев;

3 сентября 1902 г. - священник церкви села Чернухи, Арзамасского уезда, Алексей Авдентов, переведён на священническое место к Вознесенской церкви села Павлова, Горбатовского уезда;

4 сентября 1902 г. - студент Семинарии Павел Рубинский назначен на священническое место к церкви села Чернухи, Арзамасского уезда;

14 октября 1902 г. - студент Семинарии Павел Рубинский, определённый на священническое место к церкви села Чернухи, Арзамасского уезда, рукоположен во иерея, Преосвященным Назарием;

1905 г. - Епархиальным начальством утверждён в должности старосты крестьянин с. Чернухи, Арзамасского уезда, Иван Исаевич Карашов;

1908 г. - Епархиальным начальством утверждён на новое трёхлетие в должности старосты с. Чернухи, Арзамасского уезда, Иван Исаевич Карашев;

1909 г. - Всемилостивейше пожалован к 6-му мая серебряной медалью на Станиславской ленте села Чернухи, Арзамасского уезда, Иван Карашев.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Торжество освящения трапезного Николаевского храма в селе Чернухе, Арзамасского уезда



1889 год



Прошло 4 года с тех пор, как на том месте, где теперь воздвигнут новый каменный храм, были громадные деревья и пустырь. Преосвященнейший Макарий, ныне Архиепископ Донской, во время обозрения села Чернухи в 1885 году, удивился убожеству и ветхости деревянного храма, в котором доселе совершалось Богослужение; в своей проповеди и частных внушениях он убеждал жителей села Чернухи озаботиться постройкой нового храма. И слово Его не было гласом вопиющего в пустыне - в этот же год по его отъезде прихожане стали изыскивать средства на постройку нового храма.

Много было трудов и забот при его кладке; много было потому, что село Чернуха, хотя и большое селение, но в нём много раскольников, которые не только не помогали кладке храма, но даже, видимо, старались помешать успешному ходу работ, полагая в основу таковых своих действий свои религиозные интересы. "Не выстроить православным нового храма, - говорили они, - а старую деревянную церковь скоро закроют, тогда поневоле все перейдут в нашу веру". Но жив Господь Бог, не дающий расколу восторжествовать над верой истинной. Благодаря заботливости Архипастыря, Преосвященнейшего Модеста, Епископа Нижегородского и Арзамасского, в с. Чернухе в конце 1886 года учреждён церковно-строительный Комитет, состоящий, под предводительством местного Благочинного, из приходского священника, церковного старосты и 2-х лиц из почетных прихожан. С учреждением этого Комитета не осталось и тени сомнения и недоверчивости к ходу и употреблению денежных сумм, отчего и доброхотные даяния поступали на постройку нашего храма в большом количестве. Благодаря этим средствам, а также помощи прихожан, выражавшейся, кроме денег, в сборе зерновым хлебом, и, наконец, сборным книгам, выданным с разрешения Епархиального Начальства, трапезный храм наш кончен. Когда всё было готово к его освящению и подано прошение об освящении Его Преосвященству, Преосвященнейшему Модесту, Милостивый Архипастырь, зная, как велик и дорог для с. Чернухи переход из ветхого храма в новый, и как поэтому необходим для Чернухи благолепный храм, изволил написать такую резолюцию: "Благочинному благословляется торжественно освятить храм". Великая радость у православных соединена со днём освящения - переход из старого, готового развалиться храма, в новый благоустроенный храм и служение в нём, а также совершение самого освящения: крестный ход вокруг храма при многочисленном стечении народа, служение шести священников - событие редкое и никогда не бывалое в раскольническом селе - всё это невольно возвышало религиозный дух народа. Несмотря на весьма скудные средства, которые были в распоряжении у нас на постройку нашего нового храма, и малочисленность православных прихожан, Бог дивно помог в скорое время привести привести к концу такое трудное дело, как создание нового каменного храма; поэтому раскольникам-прихожанам нанесён этим тяжёлый удар: теперь не будет для них места хвалиться великолепием своих молелен и, пользуясь убожеством православного храма, не придётся привлекать православных в свои пагубные сети.

Вечером 28 июня в новом храме, при участии местного Благочинного с. Селёмы священника Сергия Персидского и пяти священников, совершено было всенощное бдение с акафистом св. Чудотворцу Николаю; 29 июня в 8 1/2 часов утра было освящение воды, за ним самое освящение храма, а потом началась Божественная литургия. Во время её совершения Благочинным и священниками были произнесены поучения, в которых они старались доказать, что храм необходим для нашего спасения, что наш долг иметь к нему любовь, как можно чаще посещать его, слушаться голоса Церкви, а не лжемудрых раскольнических наставников, всевозможными средствами помогать его благоустройству и дальнейшему сооружению. После литургии было совершено молебствие с произнесением многолетия Государю Императору, Государыне Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, Святейшему Правительствующему Синоду и Преосвященнейшему Епископу Модесту, и, наконец, всем благотворителям и благоукрасителям святого храма. Пели два хора, один местный, а другой - из ближайших сёл. По случаю ярмарочного дня, в который было назначено освящение, храм был переполнен молящимися. Все выражали желание скорее видеть сооружённым новый храм во имя св. Апостолов Петра и Павла.

Совершившееся церковное торжество при прекрасном пении и прекрасной погоде оставило во всех присутствовавших глубокое впечатление. Промыслу Божию угодно было привести к благополучному окончанию давно желанное, но вместе трудное дело. Господь Бог даёт совершать такие дела, которые по человеческим соображениям представляются весьма затруднительными и даже неисполнимыми. Слава и честь и многая лета тем добрым людям, которые не жалеют своих средств на сооружение храма и которые с любовью и энергией трудятся над его созиданием.


Св. П. Персидский.



Источник: "Нижегородские епархиальные ведомости", № 15, 1889 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Открытие Общества трезвости в селе Чернухе, Арзамасского уезда



Священником села Чернухи, Арзамасского уезда, о. Алексеем Авдентовым, 17 ноября 1891 г., по окончании вечерни, открыто в приходе села Чернухи "Общество трезвости". Общество это имеет целью бороться с пороком нетрезвости и местным расколом, и вообще содействовать нравственному подъёму местного населения во славу Божию. Открытию сего Общества предшествовало приличное случаю поучение, сказанное о. А. Авдентовым. Поступившие в Общество дали обет не пить ни водки, ни вина, ни пива в продолжение целого года и сей обет запечатлели целованием св. Креста и Евангелия, после чего отслужен был молебен Св. Николаю Чудотворцу, небесному покровительству которого вверило себя Общество. По примеру священника все пожелавшие вступить в сие Общество записывались в особо заведённую для сего книгу. Давших обет трезвости и записавшихся оказалось 54 человека - мужчин 23 и женщин 31. Всеми членами Общества обещано в продолжение года вносить в общую кассу посильную денежную жертву на покупку образков Св. Николая Чудотворца, противораскольнических брошюр, Троицких листков и вообще душеполезных книг.

Преосвященнейший Архипастырь Нижегородский Владимир призвал Божие благословение на сие Общество.



Источник: "Нижегородские епархиальные ведомости", № 2, 1892 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Численность раскольников в Арзамасском уезде



Сведения за 1894 год



с. Степаново - 101 м. и 136 ж.;

с. Туманово - 90 м. и 101 ж.;

с. Слизнево - 6 м. и 5 ж.;

с. Собакино - 197 м. и 272 ж.;

с. Печерки - 161 м. и 234 ж.;

с. Костянка - 113 м. и 218 ж.;

с. Смирново - 47 м. и 66 ж.;

с. Поляны - 5 м. и 5 ж.;

с. Чернуха - 1096 м. и 1200 ж.;

с. Пустынь - 150 м. и 170 ж.;

с. Мотовилово - 50 м. и 40 ж.;

с. Ковакса - 651 м. и 678 ж.;

д. Пиявочное Озеро - 221 м. и 223 ж.;


Всего раскольников в уезде - 2888 м. и 3348 ж.



Источник: "Нижегородские епархиальные ведомости", № 10, 1894 г.

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian
Вверх ⇈