Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1316 | Наверх ##
13 мая 2019 20:39 13 мая 2019 20:41 В Серафимо-Понетаевской обители
Паломничество учеников арзамасского духовного училища (1909 год)
7-9-го числа мая месяца 1909 года ученики арзамасского духовного училища, с разрешения Высокопреосвященного Назария, архиепископа нижегородского, совершили паломничество в Серафимо-Понетаевскую обитель, отстоящую, как известно, в 18-ти верстах от станции Шатки Москов.-Казанской жел. дороги.
Мысль о паломничестве возникла в виду исключительного стечения майских праздников и была встречена мальчиками с вполне понятной отзывчивостью. С 20-х чисел апреля началась подготовка к предстоящему путешествию [1]. Дети со своей стороны с полной готовностью внесли посильную лепту на предстоящие расходы. Паломничество в Серафимо-Понетаевскую обитель решено было совершить, по разным соображениям, в числе не более ста человек. Оставшиеся по необходимости, главным образом мальчики приготовительного и первого классов, а также слабосильные и больные, по указанию врача, подчинились своей участи с крайним огорчением, некоторые даже со слезами.
6-го мая, после литургии, юным паломникам сообщены были в училищном зале краткие исторические сведения о Серафимо-Понетаевском монастыре и его достопримечательностях, и сделаны последние напутственные указания и наставления, а 7-го мая, в день Вознесения Господня, после литургии и молебствия "в путь-шествующим", в 12 часов дня, дети-паломники в числе 100 человек, в сопровождении помощника смотрителя А. Тихова, надзирателя Н. Недешева, эконома училища и двух служителей, двинулись, радостные и весёлые, на вокзал. День был ясный и тёплый.
В 1 1/2 часа дня поезд, наполненный юными путешественниками, отошёл от станции, напутствуемый благопожеланиями смотрителя училища и некоторых из родственников учащихся.
Оказалось, многие из мальчиков совсем не ездили по железной дороге, и их понятное любопытство разгорелось теперь вдвойне.
Но вот, менее чем через час, и станция "Шатки". Паломникам предстояло теперь совершить не менее интересный восемнадцати-вёрстный путь до обители среди полей и лугов пешком. В 4 часа, после чая и закуски на дорогу, началось это новое путешествие. Было не жарко и не пыльно; дул прохладный ветерок, идти было легко и удобно. Дружно и бодро шли малыши и большие, сложив свои верхние пальто и дорожные сумочки на телеги. У многих в руках появились уже и неизбежные подожки. Местность была совершенно ровная, и вскоре вдалеке появилась верхушка Понетаевского храма, ярче напомнившего путникам их цель. Разговор оживился. То делились своими сведениями многие из мальчиков, уже бывавшие в обители. А вот и село Хирино. Удивлённо встречали и провожали сельчане многолюдное шествие юных паломников. За Хириным дорога шла лугами. Здесь, на лугу, под открытым небом, составился импровизированный хор и сделана была первая спевка. Пропели тропарь Знамению Божией Матери ("Яко необоримую стену") и тропарь Иоанну Богослову. Пением и хором управлял здесь (и в Понетаевке) надзиратель Недешев, который, при некотором навыке, сумел сразу настроить детей на торжественный лад и пробудить в них задушевность и искренность.
Пели, конечно, запросто. Но это детское пение на лоне природы производило особое впечатление и по обстановке, и по исполнению: чувствовалось, что дети поют не по заказу. Чрез несколько вёрст, на берегу какого-то живописного ручейка, вторая такая же спевка. На этот раз пропели кондак Вознесению ("Еже о нас исполнив смотрения"). Наконец, третья и последняя спевка была сделана недалеко от села Понетаевки. Чем ближе подходили к обители, тем бодрее, казалось, делались дети: шутили, играли, бегали в-запуски, утомления как не бывало.
Уже в сумерки путники вступили в примыкающее к монастырю село Понетаевку, пред храмом которого исполнили, вместе с вышедшим навстречу местным батюшкою о. Дроздовым, тропарь и кондак Вознесению. Но вот и конечная цель пути - святая обитель. В ступив в её стены, паломники ещё раз остановились, и в вечернем воздухе, уже среди монастырских святынь, снова раздалось торжественное пение внушительного детского хора, исполнившего умилительный тропарь "Знамению Божией Матери", Небесной Покровительницы обители, и тропарь Вознесению. Большая тропа паломников из простонародья, сельчан и обитателей монастыря, окружила пришельцев.
Так начались памятные дни и часы пребывания в обители.
Между тем, уже заранее предуведомленная о посещении юных паломников обитель с полной готовностью озаботилась, как оказалось, даже о малейших удобствах ожидавших гостей. Им предоставлена была почти вся так называемая "новая" каменная обширная гостиница, где приготовлены были отдельные спальные, столовые, раздевальные, а для старших - отдельные номера. Паломников встретила в обители и затем во всё время их пребывания неотступно и с удивительным терпением, любовью и предупредительностью руководила всюду ими, монахиня Дорофея, по поручению настоятельницы игумении Нектарии. Монахиня Дорофея - почтенная и пожилая уже особа, с 13-летнего возраста исполняющая в монастыре различные "послушания". Немало приходилось потом прямо дивиться неутомимости и сердечному отношению её к детям-паломникам. В помощь её при ней находилось несколько сестёр. Всё, по слову "благочинной" Дорофеи, делалось замечательно быстро, своевременно и аккуратно.
После чая с молоком и белым хлебом, детям был накрыт ещё обильный праздничный ужин.
8-го мая, в день Иоанна Богослова, обитель праздновала храмовый праздник в так называемом "живописном" корпусе. Сюда за позднюю литургию явились вчерашние путники, занявшие на правах гостей приготовленной им почётное место на левой стороне трапезы. Торжественное праздничное богослужение, литургию и молебен с акафистом совершали монастырские священнослужители в сослужении некоторых священников из соседних сёл - родителей учеников. После богослужения настоятельница обители игумения Нектария лично почтила приглашением к себе в покой на праздничный чай руководителей и всех детей. Туда же прибыли и сторонние гости, так что составилась одна большая семья, в которой дети-паломники удостоились одинаковой чести и внимания со взрослыми, во главе коих находилась высокопочитаемая хозяйка обители, настоятельница игумения Нектария. Кротко и с любовью знакомилась она с маленькими гостями, ласкала, расспрашивала, так что дети сразу почувствовали себя, как дома. После чая матушка игумения благословила и наделила каждого ученика иконой Богоматери, находя для каждого сердечное слово привета и наставления.
Из покоев настоятельницы паломники в сопровождении самой игумении Нектарии и монахини Дорофеи отправились осматривать строящийся (с 1882 г.) в том же корпусе великолепный храм во имя св. Владимира, где подробно и тщательно были показаны и объяснены все достопримечательности высокохудожественных украшений и живописи, выполняемых трудами самих сестёр обители, под мудрым и умелым руководительством своей неутомимой начальницы, которая и сама искуснейшая художница. Тонкие и кропотливые работы, чеканные, живописные и другие, поражают своим изяществом и тщательностью отделки.
В нижнем храме того же корпуса, куда мальчики спускались предварительно, посвящённом памяти преподобного Серафима Саровского, пред иконою преподобного было исполнено хором величание.
Затем осмотрены были ближайшие к главному корпусу здания и достопримечательности. Из них особое внимание и любопытство детей привлекла к себе фигура (модель) препод. Серафима с медведем, выставленная в притворе древнейшего монастырского храма, сделанного некогда из каменной риги г-жи Копьёвой. Здесь же помещены две художественные иконы Распятия и Воскресения - работы настоятельницы Нектарии.
Между тем в монастырской гостинице детей ждал уже вкусный праздничный обед, после которого все, во главе всё той же неутомимой монахини Дорофеи, снова отправились по монастырю и прежде всего в детский приют девочек-сироток. Здесь малютки долго и забавно развлекали на террасе гостей, из которых многие были не больше самих девочек и такие же сироты, стишками, детскими играми и песенками. Получилась трогательная картина. Долго оставались, затем мальчики в так называемой "живописной", где, помимо картин и икон, богатых и ценных, заведующие сёстры им подробно объяснили и показали на деле редкостные мозаичные работы, требующие, кроме искусства, величайшего терпения и тщательности. Некоторые небольшие готовые уже иконы (Богоматерь, образ Нерукотворенного Спаса и др.) ценятся от 1 до 3 тысяч рублей.
В 3 часа дня в храме трапезного корпуса пред чудотворной иконой Знамения Божией Матери и преподобного Серафима Саровского паломники отстояли и пропели, при большом стечении молящихся, сестёр-монахинь и сторонних, молебен Божией Матери, Иоанну Богослову и Преподобному Серафиму, и прикладывались к святыням. Вечером, в том же храме, накануне дня памяти Николая Чудотворца, отстояли всенощную. Шестопсалмие читал уч. 3 кл. И. Никольский.
9-го мая утренняя литургия, в виду предстоящего отхода паломников из обители, была назначена в 5 часов утра. На правом хоре пели мальчики, на левом - девочки приютки. Часы и Апостол за литургией читали ученики Подтягин и Никольский. Храм во имя препод. Серафима, внизу главного корпуса, был переполнен молящимися, во главе коих находилась настоятельница обители Нектария. Стройное, хотя и простое пение, обстановка храма-усыпальницы, напоминавшего нечто первохристианское, целые снопы лучей весеннего утреннего солнца, поэтично врывавшиеся чрез алтарь под своды храма, наконец, тесная толпа благоговейно молящихся детей, монахинь и паломников - всё это пробуждало особенно молитвенное настроение. После литургии и молебна святителю Николаю Чудотворцу юные паломники снова приглашены были высокочтимой настоятельницей на чай в покои последней. Дружным хором пропели предварительно тропарь Николаю Чудотворцу, а после чая, при прощанье, не менее дружное многолетие настоятельнице и всем сёстрам обители было искренним выражением благодарности обласканных мальчиков.
После завтрака в монастырской гостинице, в 8 1/2 часов утра паломники покинули св. обитель, завершив своё пребывание пением по выходе, у врат обители, тропарей в честь Знамения Божией Матери и Николая Чудотворца, и многолетием. Десять данных от монастыря подвод сопровождали теперь обратное шествие, делая его ещё более лёгким и разнообразным. День был опять ясный, но прохладный.
На обратном пути путники ещё раз останавливались только у храма в селе Хирине, где пред иконою Нерукотворного Спаса в последний раз исполнили "Пречистому твоему образу" и "Приспе день светлого рождества". В 12 1/2 часов дня путешественники были уже в Шатках, а в 3 1/2 часа благополучно возвратились на станцию Арзамас.
Описанный первый вполне удавшийся опыт паломнической экскурсии учащихся детей внёс большое разнообразие в жизнь училища и доставил немалую пищу детским умам и сердцам, к великому удовольствию их воспитателей. Все расходы на проезд по железной дороге (по льготному тарифу) и на дорожное содержание вне обители выразилось всего в сумме около 50 рублей.
А. Тихов.
Примечание:
1) Предполагалось, собственно, два паломничества одновременно: с младшими классами в Оранский монастырь, с старшими - в Понетаевский. Но паломничество в Оранский монастырь, также уже разрешённое Высокопреосвященнейшим Назарием, в последнюю минуту, к сожалению, состояться не могло. Оставшимся пришлось ограничиться паломничеством 9 мая на Высокогорскую пустынь.
Источник: "Нижегородский церковно-общественный вестник", № 23, 1909 г.
|