Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Серафимо-Понетаевский женский монастырь

история монастыря

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 7 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1316
Высочайшее соизволение на укрепление за монастырём недвижимого имущества



Государь Император, в 24-й день октября 1902 года, Высочайше соизволил на укрепление за Серафимо-Понетаевским женским монастырём, Арзамасского уезда, завещанных елабужским купцом Сергеем Петровичем Петровым, принадлежащих ему по 24 купчим крепостям недвижимых имений, с находящимися на них постройками, лесами и всякими угодьями, состоящих Нижегородской губернии:


Арзамасского уезда:


1) При с. Спасском - 99 дес. и близ с. Таузакова леса - 32 дес.;

2) При с. Никольском в 4-м участке - 1352 дес. 475 саж. и берёзовая роща внутри села Понетаевки, мерою с западной стороны - 180 саж., с южной - 26 саж., с северной - 38 саж. и с восточной - сколько окажется;

3) При с. Спасском леса - 9 дес. 700 саж.;

4) При с. Алферове - 260 дес. с саженями;

5) При с. Своробоярском - 58 дес. 600 саж.;

6) При с. Понетаевке и с. Кардавили - 3 1/2 дес.;

7) При с. Владимирском, Понетаевка тож - 295 дес. 2040 кв. саж.;

8) При с. Казакове - 679 дес.;

9) При д. Козловке - 120 дес. 1442 саж.;

10) При д. Козловке - 54 дес. 508 саж.;

11) При с. Кирманах - 47 дес. 68 саж.;

12) При с. Таузакове - 163 дес. 1703 саж.;

13) При с. Хирине - 544 дес., с. Ключищах - 4540 1/2 дес. и при д. Выселках - 273 1/2 дес.;

14) При с. Корине - 609 дес. 2221 саж.;

15) При с. Корине - 461 дес. 1775 саж.;

16) При с. Спасском - 1558 дес.;

17) При с. Спасском - 723 дес. 1200 саж.;

18) При сельце Ратманове, с. Луканове, д. Соляной Горе - 815 дес. 835 1/2 кв. саж., и при с. Спасском - 122 дес.


Ардатовского уезда:


19) При сельце Больших Лихачах - 510 дес.;

20) При полселе Ичалове - 24 дес. 150 саж.;

21) При полселе Ичалове - 24 дес. 150 саж.;

22) При с. Ичалове - 64 дес.;

23) При с. Ездакове - 41 дес.;

24) При том же с. Ездакове - 40 дес.;


Всего же по исчислению примерно 13526 дес. 667 саж., более или менее, сколько окажется в действительности.


Указ Св. Синода, от 16 ноября 1902 года за № 9040.



Источник: "Нижегородские епархиальные ведомости", официальная часть, № 24, 1902 г.



Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1316
В Серафимо-Понетаевской обители



Паломничество учеников арзамасского духовного училища (1909 год)



7-9-го числа мая месяца 1909 года ученики арзамасского духовного училища, с разрешения Высокопреосвященного Назария, архиепископа нижегородского, совершили паломничество в Серафимо-Понетаевскую обитель, отстоящую, как известно, в 18-ти верстах от станции Шатки Москов.-Казанской жел. дороги.

Мысль о паломничестве возникла в виду исключительного стечения майских праздников и была встречена мальчиками с вполне понятной отзывчивостью. С 20-х чисел апреля началась подготовка к предстоящему путешествию [1]. Дети со своей стороны с полной готовностью внесли посильную лепту на предстоящие расходы. Паломничество в Серафимо-Понетаевскую обитель решено было совершить, по разным соображениям, в числе не более ста человек. Оставшиеся по необходимости, главным образом мальчики приготовительного и первого классов, а также слабосильные и больные, по указанию врача, подчинились своей участи с крайним огорчением, некоторые даже со слезами.

6-го мая, после литургии, юным паломникам сообщены были в училищном зале краткие исторические сведения о Серафимо-Понетаевском монастыре и его достопримечательностях, и сделаны последние напутственные указания и наставления, а 7-го мая, в день Вознесения Господня, после литургии и молебствия "в путь-шествующим", в 12 часов дня, дети-паломники в числе 100 человек, в сопровождении помощника смотрителя А. Тихова, надзирателя Н. Недешева, эконома училища и двух служителей, двинулись, радостные и весёлые, на вокзал. День был ясный и тёплый.

В 1 1/2 часа дня поезд, наполненный юными путешественниками, отошёл от станции, напутствуемый благопожеланиями смотрителя училища и некоторых из родственников учащихся.

Оказалось, многие из мальчиков совсем не ездили по железной дороге, и их понятное любопытство разгорелось теперь вдвойне.

Но вот, менее чем через час, и станция "Шатки". Паломникам предстояло теперь совершить не менее интересный восемнадцати-вёрстный путь до обители среди полей и лугов пешком. В 4 часа, после чая и закуски на дорогу, началось это новое путешествие. Было не жарко и не пыльно; дул прохладный ветерок, идти было легко и удобно. Дружно и бодро шли малыши и большие, сложив свои верхние пальто и дорожные сумочки на телеги. У многих в руках появились уже и неизбежные подожки. Местность была совершенно ровная, и вскоре вдалеке появилась верхушка Понетаевского храма, ярче напомнившего путникам их цель. Разговор оживился. То делились своими сведениями многие из мальчиков, уже бывавшие в обители. А вот и село Хирино. Удивлённо встречали и провожали сельчане многолюдное шествие юных паломников. За Хириным дорога шла лугами. Здесь, на лугу, под открытым небом, составился импровизированный хор и сделана была первая спевка. Пропели тропарь Знамению Божией Матери ("Яко необоримую стену") и тропарь Иоанну Богослову. Пением и хором управлял здесь (и в Понетаевке) надзиратель Недешев, который, при некотором навыке, сумел сразу настроить детей на торжественный лад и пробудить в них задушевность и искренность.

Пели, конечно, запросто. Но это детское пение на лоне природы производило особое впечатление и по обстановке, и по исполнению: чувствовалось, что дети поют не по заказу. Чрез несколько вёрст, на берегу какого-то живописного ручейка, вторая такая же спевка. На этот раз пропели кондак Вознесению ("Еже о нас исполнив смотрения"). Наконец, третья и последняя спевка была сделана недалеко от села Понетаевки. Чем ближе подходили к обители, тем бодрее, казалось, делались дети: шутили, играли, бегали в-запуски, утомления как не бывало.

Уже в сумерки путники вступили в примыкающее к монастырю село Понетаевку, пред храмом которого исполнили, вместе с вышедшим навстречу местным батюшкою о. Дроздовым, тропарь и кондак Вознесению. Но вот и конечная цель пути - святая обитель. В ступив в её стены, паломники ещё раз остановились, и в вечернем воздухе, уже среди монастырских святынь, снова раздалось торжественное пение внушительного детского хора, исполнившего умилительный тропарь "Знамению Божией Матери", Небесной Покровительницы обители, и тропарь Вознесению. Большая тропа паломников из простонародья, сельчан и обитателей монастыря, окружила пришельцев.

Так начались памятные дни и часы пребывания в обители.

Между тем, уже заранее предуведомленная о посещении юных паломников обитель с полной готовностью озаботилась, как оказалось, даже о малейших удобствах ожидавших гостей. Им предоставлена была почти вся так называемая "новая" каменная обширная гостиница, где приготовлены были отдельные спальные, столовые, раздевальные, а для старших - отдельные номера. Паломников встретила в обители и затем во всё время их пребывания неотступно и с удивительным терпением, любовью и предупредительностью руководила всюду ими, монахиня Дорофея, по поручению настоятельницы игумении Нектарии. Монахиня Дорофея - почтенная и пожилая уже особа, с 13-летнего возраста исполняющая в монастыре различные "послушания". Немало приходилось потом прямо дивиться неутомимости и сердечному отношению её к детям-паломникам. В помощь её при ней находилось несколько сестёр. Всё, по слову "благочинной" Дорофеи, делалось замечательно быстро, своевременно и аккуратно.

После чая с молоком и белым хлебом, детям был накрыт ещё обильный праздничный ужин.

8-го мая, в день Иоанна Богослова, обитель праздновала храмовый праздник в так называемом "живописном" корпусе. Сюда за позднюю литургию явились вчерашние путники, занявшие на правах гостей приготовленной им почётное место на левой стороне трапезы. Торжественное праздничное богослужение, литургию и молебен с акафистом совершали монастырские священнослужители в сослужении некоторых священников из соседних сёл - родителей учеников. После богослужения настоятельница обители игумения Нектария лично почтила приглашением к себе в покой на праздничный чай руководителей и всех детей. Туда же прибыли и сторонние гости, так что составилась одна большая семья, в которой дети-паломники удостоились одинаковой чести и внимания со взрослыми, во главе коих находилась высокопочитаемая хозяйка обители, настоятельница игумения Нектария. Кротко и с любовью знакомилась она с маленькими гостями, ласкала, расспрашивала, так что дети сразу почувствовали себя, как дома. После чая матушка игумения благословила и наделила каждого ученика иконой Богоматери, находя для каждого сердечное слово привета и наставления.

Из покоев настоятельницы паломники в сопровождении самой игумении Нектарии и монахини Дорофеи отправились осматривать строящийся (с 1882 г.) в том же корпусе великолепный храм во имя св. Владимира, где подробно и тщательно были показаны и объяснены все достопримечательности высокохудожественных украшений и живописи, выполняемых трудами самих сестёр обители, под мудрым и умелым руководительством своей неутомимой начальницы, которая и сама искуснейшая художница. Тонкие и кропотливые работы, чеканные, живописные и другие, поражают своим изяществом и тщательностью отделки.

В нижнем храме того же корпуса, куда мальчики спускались предварительно, посвящённом памяти преподобного Серафима Саровского, пред иконою преподобного было исполнено хором величание.

Затем осмотрены были ближайшие к главному корпусу здания и достопримечательности. Из них особое внимание и любопытство детей привлекла к себе фигура (модель) препод. Серафима с медведем, выставленная в притворе древнейшего монастырского храма, сделанного некогда из каменной риги г-жи Копьёвой. Здесь же помещены две художественные иконы Распятия и Воскресения - работы настоятельницы Нектарии.

Между тем в монастырской гостинице детей ждал уже вкусный праздничный обед, после которого все, во главе всё той же неутомимой монахини Дорофеи, снова отправились по монастырю и прежде всего в детский приют девочек-сироток. Здесь малютки долго и забавно развлекали на террасе гостей, из которых многие были не больше самих девочек и такие же сироты, стишками, детскими играми и песенками. Получилась трогательная картина. Долго оставались, затем мальчики в так называемой "живописной", где, помимо картин и икон, богатых и ценных, заведующие сёстры им подробно объяснили и показали на деле редкостные мозаичные работы, требующие, кроме искусства, величайшего терпения и тщательности. Некоторые небольшие готовые уже иконы (Богоматерь, образ Нерукотворенного Спаса и др.) ценятся от 1 до 3 тысяч рублей.

В 3 часа дня в храме трапезного корпуса пред чудотворной иконой Знамения Божией Матери и преподобного Серафима Саровского паломники отстояли и пропели, при большом стечении молящихся, сестёр-монахинь и сторонних, молебен Божией Матери, Иоанну Богослову и Преподобному Серафиму, и прикладывались к святыням. Вечером, в том же храме, накануне дня памяти Николая Чудотворца, отстояли всенощную. Шестопсалмие читал уч. 3 кл. И. Никольский.

9-го мая утренняя литургия, в виду предстоящего отхода паломников из обители, была назначена в 5 часов утра. На правом хоре пели мальчики, на левом - девочки приютки. Часы и Апостол за литургией читали ученики Подтягин и Никольский. Храм во имя препод. Серафима, внизу главного корпуса, был переполнен молящимися, во главе коих находилась настоятельница обители Нектария. Стройное, хотя и простое пение, обстановка храма-усыпальницы, напоминавшего нечто первохристианское, целые снопы лучей весеннего утреннего солнца, поэтично врывавшиеся чрез алтарь под своды храма, наконец, тесная толпа благоговейно молящихся детей, монахинь и паломников - всё это пробуждало особенно молитвенное настроение. После литургии и молебна святителю Николаю Чудотворцу юные паломники снова приглашены были высокочтимой настоятельницей на чай в покои последней. Дружным хором пропели предварительно тропарь Николаю Чудотворцу, а после чая, при прощанье, не менее дружное многолетие настоятельнице и всем сёстрам обители было искренним выражением благодарности обласканных мальчиков.

После завтрака в монастырской гостинице, в 8 1/2 часов утра паломники покинули св. обитель, завершив своё пребывание пением по выходе, у врат обители, тропарей в честь Знамения Божией Матери и Николая Чудотворца, и многолетием. Десять данных от монастыря подвод сопровождали теперь обратное шествие, делая его ещё более лёгким и разнообразным. День был опять ясный, но прохладный.

На обратном пути путники ещё раз останавливались только у храма в селе Хирине, где пред иконою Нерукотворного Спаса в последний раз исполнили "Пречистому твоему образу" и "Приспе день светлого рождества". В 12 1/2 часов дня путешественники были уже в Шатках, а в 3 1/2 часа благополучно возвратились на станцию Арзамас.

Описанный первый вполне удавшийся опыт паломнической экскурсии учащихся детей внёс большое разнообразие в жизнь училища и доставил немалую пищу детским умам и сердцам, к великому удовольствию их воспитателей. Все расходы на проезд по железной дороге (по льготному тарифу) и на дорожное содержание вне обители выразилось всего в сумме около 50 рублей.


А. Тихов.



Примечание:

1) Предполагалось, собственно, два паломничества одновременно: с младшими классами в Оранский монастырь, с старшими - в Понетаевский. Но паломничество в Оранский монастырь, также уже разрешённое Высокопреосвященнейшим Назарием, в последнюю минуту, к сожалению, состояться не могло. Оставшимся пришлось ограничиться паломничеством 9 мая на Высокогорскую пустынь.



Источник: "Нижегородский церковно-общественный вестник", № 23, 1909 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1316
По ссылке ниже можно найти и скачать книгу по истории Серафимо-Понетаевского монастыря:


http://rustsardom.com/kniga-o-...monastyre/

Лайк (1)
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1316
Нательные иконы "Знамение", вручавшиеся жертвователям в Серафимо-Понетаевском монастыре (конец 19 - начало 20 вв.)


Варианты в бронзе и серебре.



Изображения взяты с сайтов:

1) https://coins-shop-orel.ru

2) https://www.vitber.com

3) https://www.wolmar.ru



Прикрепленный файл: 1.jpg2.jpg, 20183 байт3.JPG, 823008 байт4.jpg, 216345 байт5.jpg, 148619 байт6.jpg, 145775 байт
Лайк (1)
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1316
Флакон из-под святого елея Серафимо-Понетаевского монастыря (конец 19 - начало 20 века)



Изображение взято с сайта http://southklad.ru (размещено участником форума Kelinfo)


Прикрепленный файл: 7.jpg8.jpg, 57886 байт
Velem1980

Сообщений: 400
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 419
Продают на «мешке»..

Прикрепленный файл: C8F37DBA-E146-498B-98C1-47DB608DC972.jpeg
Velem1980

Сообщений: 400
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 419
И очень важная просьба:
Есть ли другие фотопортреты Нектарии Симиковой, кроме работы Дмитриева ?

И носили ли послушницы Серафимо -Понетаевского монастыря Связку или это только Дивеевская традиция?
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1316
Игумения Нектария (фотографии)



1-я фотография из альбома Анны Вырубовой - фрейлины императрицы Александры Фёдоровны

2-я и 3-я фотографии взяты из книги "Серафимо-Понетаевский женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»", размещённой на сайте http://rustsardom.com (ссылка на сайт в настоящее время не работает)




Прикрепленный файл: 00154013.jpgНектария 2.jpg, 35774 байтНектария.jpg, 50671 байт
Лайк (1)
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1316
Погребения на территории Серафимо-Понетаевского монастыря



Указаны только погребения с надгробными памятниками



- Первоначальница монастыря игуменья Евпраксия (12 мая 1820 г. ст. - 4 ноября 1893 г. ст., 73 года от роду) см. рисунок 1

- Игумен Павлово-Обнорского монастыря Вологодской епархии Иоасаф (ум. 20 ноября 1884 г. ст., 83 года от роду)

- Елабужский купец Петров Сергей Петрович (ум. 17 декабря 1901 г. ст., 82 года от роду)

- Основательница монастыря Копьёва Елизавета Алексеевна (ум. 2 февраля 1888 г. ст., 82 года от роду) см. рисунок 2

- Протоиерей Васильков Гавриил Иванович (ум. 7 мая 1896 г. ст., 87 лет от роду)

- Митрополова Софья Ивановна (ум. 3 апреля 1880 г. ст., 80 лет от роду). Памятник воздвигнут повелением Его императорского высочества великого князя Сергея Александровича.



Источник: Д.Н. Шилов, "Материалы к "Русскому провинциальному некрополю" великого князя Николая Михайловича", изд-во ООО "Дмитрий Буланин", 2012 г.

Изображения взяты из книги "Серафимо-Понетаевский женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»", размещённой на сайте http://rustsardom.com (ссылка на сайт в настоящее время не работает)


Прикрепленный файл: 1.jpg2.jpg, 37062 байт
Velem1980

Сообщений: 400
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 419
Господа краеведы , огромная просьба , если вдруг вам попадалась такая фотография или откликнется хранитель оригинала , буду безмерно благодарен. Нужно чуть лучшее качество ...

Прикрепленный файл: 9A4F28C9-3FD3-4ED2-85DD-B92DBCFFC22C.jpeg
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 7 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Вверх ⇈