Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1313 | Наверх ##
27 марта 2019 15:50 27 марта 2019 15:55 Тринадцатилетний чёрт
Письмо из Арзамасского уезда, 1894 год
Что сельский люд суеверен, что ещё долго кора невежества не опадёт с его ума - доказательством этого недавно послужила проделка одной хитрой и донельзя нахальной женщины.
В конце июня нынешнего лета разнёсся слух, что в деревне Трянгушах, в избе одного крестьянина проявился чёрт, что он, как только стемнеет, сначала начинает кидаться различными мелкими предметами: картофелинами, кусочками глины, щепами; затем лукание прекращается и чёрт из сеней переходит в избу, и уже тут бегает по полу, свищет и даже говорит шёпотом. Нужно заметить, что в той же деревне то же самое было года полтора назад и всего через двор только от той избы, где происходил описываемый случай. В то время слух о проделках чёрта дошёл до меня уже тогда, как в избе всё прекратилось, а прекратилось это от того, что хозяева брали икону и служили молебен. Можно видеть, что дело было не шуточное, на самом же деле всё оказалось шарлатанством, и не простым, а в смеси с богохульством.
Как только я услышал о чёрте, мне наглядно захотелось убедиться в существовании таких небывалых вещей.
Часам к 5 вечера нас четверо отправилось из села Спасского. Приехали мы к местному учителю и он подтвердил, что крестьяне очень взволнованы и что есть что-то необыкновенное, но что, он ещё сам пока не слышал и не видел ничего. Признаюсь, с большим нетерпением ожидал я сумерек. Ещё за час я был уже в избе. Изба, как и все крестьянские избы - ничего особенного. Семья небольшая: муж, его жена, двое детей и нянька - девочка лет тринадцати. Тут же начались разговоры; тема была готова. Особенно сокрушалась хозяйка, она больше и говорила.
"И-и, милый человек, уж так меня это срезало, что и сказать не в мочь, и за что такая напасть? Вот уж третью ночь как быть не сплю, за мальчишек боюсь, что как он попадёт чем в которого: либо изувечит, либо разуму лишит. Вот и у них то же было год назад: и-и что делал!".
Я посмотрел, на кого она показала. Это была девочка нянька. Семейство, из которого она была, мне было хорошо известно, особенно её мать - это женщина хитрая и злая, любительница судиться и подчас дать ложное показание. За разговорами подходили сумерки; стали собираться зрители, в избе стало душно.
"Начал!", - закричали из сеней.
Я подошёл к притолоке, жена моя вышла в сени. С чердака упала картофелина, за ней комок глины. Я вышел в сени - и как раз под картофелину. Мелкие предметы то и дело летели с чердака. На мою долю пришлось пятнашек до десяти. Никто и не думал слазить на чердак, все чувствовали себя как-то в шутливо-боязливом тоне.
"Скоро в избу перейдёт", - сказал кто-то, и зрители, толпой пробравшись в избу, расселись вдоль стен в два ряда - кто сел на лавки, кто на пол. Огня не зажигали. Чёрт себя ждать не заставил. По избе вновь полетели картофель и щепы. В одного крестьянина попало обгорелое полено, тот закричал не своим голосом и потом выругался: "Чтоб те, окаянного, как больно!". Я сидел у стола с местным учителем. Запас чёрта скоро истощился. Началось новое отделение. От печного угла на середину избы кто-то пробежал. В избе мёртвая тишина. Все напрягли своё внимание. Воображаемый чёрт бегал взад и вперёд и постукивал копытцами. Искусство, с каким производились эти звуки, было верхом совершенства. Всё было рассчитано на обман слуха. Так как накануне чёрт снисходил до разговоров с обыкновенными смертными, то я постарался третье и последнее отделение начать как можно скорее. Я спросил чёрта: сумеет ли он сыграть польку, и для примера стал насвистывать. Чёрт молчал, потом попытал было выстучать, но ничего не выходило, по всему видно было, что чёрт был необразованный, коль не знал самого обыкновенного мотива. Я попросил свистать, но свистом вышло ещё хуже. Мне захотелось курить, я зажёг спичку - и стуки прекратились. Зажги лампочку, и все начали передавать друг другу свои впечатления. Догадаться о том, что всё это шарлатанство, никто по-видимому и не думал.
"Анютка, уйди с этого места, - сказал один из зрителей хозяйской няньке, - тут чёрт пляшет, а ты ему мешаешь, вишь, расселась на самую середину".
"И то, Анюта, уйди", - вмешались и мы с учителем. Анютка встала, её мы посадили около себя, потушили огонь, и что же? Воображаемый чёрт - ни гу-гу. Так прождали с четверть часа. Ничего нет. Лампочку зажгли вновь. Анютка сидела по-прежнему в переднем углу, но глядела как-то виновато, при слабом свете из окна мы видели, как она пыталась отвести куда-нибудь руку, но, видимо, приняться за своё дело - боялась нас. Мне захотелось во чтобы то ни стало изобличить всю эту мерзость, показать простым бесхитростным людям тот обман, в который они попали.
"Анюта, - сказал я, - пересядь, пожалуйста, опять на пол, видно чёрту не нравится, что ты засела в передний угол; мы приехали полюбоваться да послушать, а ты ему мешаешь". Охота ли отличиться перед нами, недогадка ли её, но лишь она села на прежнее место - и стуки, и свист начались вновь. В это время я потихоньку вынул коробку спичек, как можно ближе подвёл к ней руки, и только она разошлась, как говориться, во всю, я осветил избу. Все увидали, как она отдернула руку, как притворилась спящей, но было уже поздно. Все поняли обман. Её мать затеяла было спор, кричала, что это вовсе не она, что она ещё малый ребёнок, но их вывели из избы по моему настоянию. Целых полчаса после этого сидели мы впотьмах - ждали чёрта, но так и не дождались. Суеверный страх настолько успел овладеть хозяевами дома, да и многими из крестьян, что после этого, хотя Анютку и прогнали, вечера четыре собирались и ждали появления чудес, и никак не дождались.
Не буду распространяться, какие мелочные цели преследовались этой женщиной, а скажу только о том, как темны должны быть нравственность и религиозное чувство у таких людей, если они решаются таким путём достигнуть своих мелких целей и как орудие употреблять для этого своих детей.
С. Б.
Источник: "Нижегородские губернские ведомости", № 35, 1894 г.
|