Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Ичалово

история села

← Назад    Вперед →Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1315
Село Ичалово



Церковно-исторический и этнографический очерк (1894 г.)



Село Ичалово лежит в 25 верстах от уездного города Арзамаса, в 40 верстах от другого города - Ардатова, в 12 от села Понетаевки и в таком же расстоянии от села Карамзинской Рогожки. Расположено Ичалово на довольно ровной местности, окружённой горами, по склону которых виднеются небольшие рощи и кустарники, а в самом селении есть хорошие пруды и много колодезей. Климатические условия села каких-либо особенностей сравнительно с другими селениями ближайших местностей не представляют. Как в ближайших сёлах и деревнях, так и в Ичалове, зимы бывают большей частью суровые с северо-западным ветром, а летнее время - знойное и сухое. Особенно последние три года отличились своим продолжительным бездождием, имевшим влияние на плохой урожай хлеба. Теперешние жители Ичалова все русского происхождения, но в речи их заметен сильный мордовский оттенок, свидетельствующий о том, что в прежнее время между местным населением было немало мордвы. Так, ичаловцы, когда говорят, то звук «ч» выговаривают как «ц», и наоборот, вместо «ц» произносят «ч» (цугун, чарь). Влияние прежней мордвы сказывается отчасти и на одежде и на нарядах ичаловцев. Мужчины носят кафтаны или понитки мордовского покроя, женщины, по обычаю же мордовок, подолы и рукава своих сарафанов и рубашек обшивают позументом, ярким ситцем или вообще какой-либо узорчатой каймой. Село Ичалово, по местному преданию, получило своё основание во времена царя Ивана Васильевича Грозного (около 1550-1554 гг.). А именно, когда царь Иван Васильевич Грозный делал свой поход на завоевание царства Казанского, то на том месте, где теперь стоит село Ичалово, останавливался станом, а потом, уходя с этого места, оставил семь человек инвалидных солдат, полотняную церковь и священника с причтом. В то же время, или немного после, как говорит предание, царь Иван Васильевич царской грамотой указал на пропитание инвалидов и причту давать земли пахотной, сенокосной и лесу 129 десятин. Таково начало заселения здесь прежде необитаемой местности и вместе - начало образование села, именовавшегося сначала станом Ичаловским, а потом - погостом Ичаловским (название села Ичалова можно произвести от глагола чалить - закреплять, основывать; или же это название происходит от протекающей здесь речки с тем же названием, или же, наконец, от имени некоего мордвина Ичалка, который, как гласит предание, был проводником царского войска, выведшим его на прямой путь, когда последнее среди непроходимых лесов, в то время окружавших эту местность, сбилось было с дороги).

Предание о сейчас описанном нами начале заселения помянутой местности отчасти подтверждается и письменными документами, хотя и позднейшего времени. Документы эти заключаются в копиях с тяжебного дела, которое велось белым духовенством Ичаловского стана с местными жителями, теперь уже именовавшимися почему-то «бобылями». Вот что пишется в одном из явочных челобитий, поданном на имя императрицы Екатерины Алексеевны II-й: «Уведомились мы, - пишут того погоста села Ичалова священник Пётр Иванов, дьячок Матвей Васильев и пономарь Андрей Петров, - что означенного погосту имеющиеся при церкви Живоначальныя Троицы за белым священством бобыли, староста Потап Леонтьев и все того погоста крестьяне подали на нас нижайших в Арзамасское духовное Правление явочное челобитье. Во 1-х прописывают, что они бобыли повелением государя царя Иоанна Васильевича определены в том погосте для охранения и возобновления на церкви Божией ветхостей и якобы прадедам их - бобылям, на пропитание по жалованной грамоте дано из мурзинских дач пашенной земли по 50 четвертей в поле и в двух полях сенных покосов по 60 копен, а имеют ли они на то подлинные грамоты и указы, они не объявляли; а по писцовым книгам Тимофея Измайлова оная земля значится 50 четвертей в поле, а в двух полях с сенными покосы церковная, а не бобыльская, да в той же писцовой книге бобыленные дворы значатся на церковной земле, а не на их бобыленной». Это тяжебное дело священнослужителей села Ичалова с их прихожанами, именовавшимися бобылями, началось спустя 200 лет после основания села Ичалова и велось более 50 лет. Из этого дела видно, что поселяне села Ичалова вели своё происхождение от предков, современных царю Иоанну Васильевичу, поселившему их здесь для жительства. Даже и теперешние отдалённейшие потомки тех прежних жителей, когда хотят почему-либо указать на своё достоинство пред чужесельскими жителями, обыкновенно говорят: «Нас не замай, мы сами Чарь-Ивановские».

Происхождение жителей села Ичалова от немногих здесь поселенцев времён Иоанна Грозного можно усматривать, между прочим, и из того, что на 156 душ теперешнего мужского ичаловского населения приходится всего четыре фамилии, именно: Голышевых, Долговых, Мировых и Акуловых. О древнем же происхождении села Ичалова свидетельствуют и два высоких кургана, находящихся вблизи села, которые по преданию появились здесь во время стоянки царского войска.

Сколько времени существовала в поселении ичаловцев оставленная здесь великим государем Иоанном Васильевичем холщевая или полотняная церковь, неизвестно, так как никаких письменных памятников о том не сохранилось; устное же предание некоторых старожилов удостоверяет, что холщевая церковь с течением времени и с распространением населения в Ичаловском погосте заменена была деревянной церковью трёхпредельной. Есть даже основание думать, что по крайней мере к началу 1784 года в селе Ичалове существовали уже две церкви. Это видно из уцелевшего отрывка выписки, данной в 1784 году из Арзамасского духовного Правления о писцовой земле ичаловской, где говорится, что в то время в селе Ичалове было две церкви, а не одна, но какие - каменные или деревянные - не видно. Свидетельство о существовании двух церквей усматривается из следующих слов помянутой выписки: «Пункт 1-й: церковь св. Троицы на погосте в селе Ичалове, у коей церкви священник Герасим Иванов, да священник Григорий Иванов, церковный дьячок Иван Евстафьев, безместный дьякон Петрушка Иванов, сын попов и т.д. 2-й пункт той же выписки: Погост села Ичалова на речке на Ичаловке, да на речке на Рузанке, а на погосте церковь великого чудотворца Николая, да придел Пресвятыя Богородицы, новоявленныя Казанские Божия Матери и т.д.». При упомянутых церквах существовал и двухштатный причт священнослужителей. Это видно как из сейчас приведённой выписки, в коей упоминаются имена двух священников, так и из следующего явочного челобитья, поданного (в 1744 г.) прихожанами того села на имя императрицы Елизаветы Петровны, в каком челобитье значатся следующие пункты: «1) При вышепоказанном погосте, селе Ичалове, при церкви Живоначальныя Троицы, издревле имелось по два священника Афанасий Макариев, Михаил Александров, и оный Афанасий в прошлом 1743 году волею Божиею умре, на место его иной никто не избран и не определён, и в церковных служениях, и в мирских всяких требах чинятся немалые нужды, понеже к тому погосту приход размножился, дворцовая деревня Малый Кателем, мордовская и неверная, восприяша веру греческого исповедания крестишася. 2) И ныне мы, прихоцкие люди (разных вотчин), с того погоста села Ичалова и со священником Михаилом Александровым согласия избрали и приговорили, на место умершего священника Афанасия, Арзамасского уезда села Онучина действительно служащего дьячка Егора Никифорова себе в попа. 3) А оный дьячок человек добрый и смирный, грамоте и писать умеет и житие имеет постоянное и не упивается, и поповство его будет приходскому люду угодным и спору и обид ни от кого никакого нет и не будет впредь».

По какое время в селе Ичалове существовали две церкви при двух штатах священнослужителей в точности неизвестно; в конце же 1830-х годов в помянутом селе была уже только одна церковь, план которой (1838 г.) рассмотрен и помечен преосвященным Иоанном, епископом Нижегородским и Арзамасским. Церковь села Ичалова, существующая в настоящее время, построена в очень недавнее время, именно: начата постройкой в 1847 году, а окончена и освящена в 1854 году. Материалом для неё послужили кирпичи из прежней разобранной каменной церкви. Выстроена нынешняя церковь усердием и старанием прихожан с помощью доброхотных подаяний по книге сборщика, сбиравшего подаяния по разным местам Нижегородской и других соседних епархий. В числе жертв и подаяний на церковь от разных благотворителей и доброхотов были и довольно крупные жертвы. Так, в одно время на построение помянутой церкви прислано было по почте 3000 рублей от неизвестного. Доброхотный и вместе тайный благотворитель, сделав такой значительный вклад на лучшее и богоугодное дело, тем исполнил во всей силе заповедь Божию, повелевающую «не трубить пред собою» при делах подобного рода (Матф. 6, 4). Теперешняя церковь в селе Ичалове каменная с такой же трапезой и колокольней. Внутреннее пространство церкви простирается до 16 сажен в длину и до 6 в ширину. Церковь имеет три придела. Главный алтарь освящён во имя святыя Живоначальныя Троицы, другие два (в трапезе) во имя св. Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Внутреннее устроение и украшение в означенной церкви доведены были до возможного в сельском приходе благолепия. Этому благолепию много содействовал староста церковный - отставной солдат Ефим Афанасьев, который был ктитором церкви около двадцати пяти лет и который за примерное усердие к храму Божию и постоянное деятельное попечение о его благоустройстве оставил по себе во всех прихожанах самую лучшую и благодарную память. Умер он около 15 лет назад и похоронен при церкви. С большим старанием и жертвами благоукрашенная Ичаловская церковь в 1883 году подверглась страшному несчастью и сильно пострадала от бывшего в том году 10 июля пожара, от которого выгорело почти всё село. Во время этого пожара вся наружная сторона церкви обгорела и купол, кровля, кресты и главы попадали на землю. Внутри же церкви хотя и не всё сгорело, но почти всё было поломано и испорчено. Так, резной иконостас, очень красивый и блестевший яркой позолотой, был сломан и вынесен из церкви, сломаны были также и престолы в настоящей церкви и в приделе св. Сергия, и одежды (металлические) с них были сняты и вынесены. Казалось, после такого погрома и опустошения, ичаловский храм долго и долго не возвратит своего прежнего благолепия, но благ и милостив Господь; в благих целях нашего спасения Он испытывает людей искушениями, но не простирает сих более и далее, чем человек может понести их. Так и ичаловские прихожане оставались при погоревшем храме лишь непродолжительное время. Не более чем через год усердием прихожан, особенно же церковного старосты, состоящего и поныне в сей должности, крестьянина Аникия Михайловича Храмова, весь храм со вне и внутри исправлен, обновлён, и, можно сказать, много улучшен. Внутри вся церковь снова расписана священнобиблейскими изображениями, иконы обновлены, и иконостасы в настоящей церкви и придел св. преподобного Сергия перезолочены и опять освящены, в настоящей - в 1884 году, а в Сергиевской - в 1885 году. В ознаменование своих благодарных чувств Богу за возобновление храма после бывшего пожара прихожане села Ичалова, по совету священника, в 1891 г. написали икону Божией Матери «Неопалимыя Купины», в честь которой установлен и праздник 4 сентября. Помянутая икона помещается в большом резном киоте, который в настоящее время золотится и стоит вместе с иконой не менее 500 рублей.

Из священных вещей и церковных принадлежностей, замечательных по древности, в церкви села Ичалова сохранилось не много. Есть только св. антиминс в приделе св. Николая Чудотворца холщёвый, освящённый в 1760 г. преосвященным Павлом, епископом Владимирским и Муромским; есть также довольно древние книги: требник Петра Могилы, изданный в Киеве в 1695 году, и книга, именуемая «Духовная Пращица», изданная в Москве в 1721 г. Но что составляет особенную священную драгоценность и предмет благоговейного почитания в ичаловской церкви, так это икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали», старинного письма. По народному преданию эта икона есть снимок с иконы, явившейся 200 лет тому назад в роще на источнике в полуверсте от приходской деревни Кутузовки. Здесь с давнего времени устроена часовня, которая в настоящее время благолепно украшена со вне и внутри. Сюда каждогодно в праздник Вознесения Христова бывает крестный ход из ичаловской церкви при значительном стечении богомольцев из соседних и даже отдалённых сёл. В ичаловском сельском храме икона Божией Матери «Утоли моя печали» помещается в главной Троицкой церкви за левым клиросом в благоустроенном киоте. По вере прихожан в чудотворность этой иконы, она 25 января, в день празднества этой иконе, установленного Церковью, обносится по всем домам и, кроме сего, почти в каждое воскресенье, между утреней и обедней, берётся многими жителями к себе в дом для служения перед ней водосвятных молебнов.

В приходе села Ичалова ныне числится 750 постоянных жителей мужского пола. Приход состоит: а) из села Ичалова, крестьяне которого ныне именуются казёнными, а не бобылями; б) из посёлка Ичалова, отделённого от села небольшой речкой и населённого бывшими крепостными крестьянами помещицы княгини Соловцовой, а теперь временно-обязанными крестьянами, и в) из деревень Ознобишина, Нового Кашина и Юрьевки. В прежнее же время, именно в начале XIX столетия, приход был больше по количеству душ и включал в свой состав, кроме вышеуказанных деревень, ещё деревни: Выползово, ныне причисленное к селу Верякушам; мордовскую деревню Малую Кателем, теперь составляющую особый приход, и деревню Таузаково, которой в настоящее время не существует, и напоминанием о её существовании служит лишь роща, носящая это название.

Все прихожане - православные и отличаются непритворным усердием к храму Божию. В воскресные и праздничные дни, особенно по зимам, за всеми службами в церкви бывает почти весь состав прихода. Многие из крестьян по любви к церковному пению образовали из себя довольно значительный хор, который поёт в церкви под руководством местного о. диакона, а большею частью под управлением регента из самих крестьян. В числе последних есть также и любители чтения в церкви, которые считают великим для себя удовольствием прочитать в церкви шестопсалмие, или часы, или апостол, или что другое из положенных церковных чтений. Св. таинствами исповеди и причастия прихожане, за исключением весьма немногих, освящаются ежегодно и неопустительно; к духовному отцу своему и вообще к духовенству относятся доверчиво и почтительно. Между собой живут в большинстве случаев довольно мирно и согласно, избегая ссор, драк и тяжеб по судам местным - сельским, а тем более городским; к чужой собственности относятся с уважением, так что случаев, например, воровства, несмотря на плохие сельские запоры и замки, бывает немного. Выдающейся похвальной чертой ичаловцев может служить также и отсутствие большого пьянства среди народа и большая или меньшая чистота нравов, свидетельством чего может служить, например, то факт, что незаконнорожденных детей в приходе за последние пять лет совсем не было. В числе добрых обычаев ичаловцев следует отметить также их человеколюбивое отношение к бедным, сиротам и больным. Бедным и сиротам большинство жителей села Ичалова никогда не отказывает в помощи, считая это великим грехом и стараясь по учению Евангельскому делать свою милостыню тайной; больных считают долгом навещать, причём испрашивают у них прощения во всём, в чём признают себя пред ними виноватыми, и в случае смерти больных отдают им последний долг через проводы таковых на кладбище (чаще всего с непритворными слезами) и через молитвы в церкви об упокоении душ скончавшихся; заупокойные обедни по умершим заказываются не только родственниками последних, но и знакомыми и бывшими соседями их.

Такому доброму религиозно-нравственному состоянию ичаловских прихожан, несомненно, много содействовали и содействуют, прежде всего, духовные пастыри их, о которых наша будет речь далее, а также школа, существующая в Ичалове с лишком 13 лет, в коей ежегодно обучается свыше 50 детей. Два года назад кроме упомянутой земской школы в Ичалове открыта церковно-приходская школа грамоты, помещающаяся в небольшой, но светлой комнате при церковной караулке. Учителем школы грамоты состоит под главным ведением священника местный диакон (Раев), а законоучительствует в обеих школах и последней управляет священник Пав. Виноградов.

Нельзя, впрочем, представлять, что прихожане села Ичалова совершенно свободны от нравственных и религиозных недостатков. Последние, несмотря на усиливающуюся в народе грамотность и доброучительство и руководство духовных пастырей, всё-таки остаются в народе и повторяются не в малом числе. Так, прежде всего среди ичаловских жителей немало остаётся людей, заражённых суеверием и предрассудками; можно встретить немало лиц мужчин, а особенно женщин, которые верят в счастливые и несчастные дни, в счастливые и несчастливые встречи, верят в порчу, в дурной глаз, в силу заговоров, приворотных и отворотных, верят в существование домовых, леших, колдунов, ведьм, оборотней, русалок и т.п. мифических существ. Подобные суеверия нередко влекут за собой и дурные, предосудительные действия и поступки. Во время бездождия в 1891 году в приходской к селу Ичалову деревне Ознобишино тайно от священника производилось опахивание поля старыми девицами. Вследствие тёмного предрассудка, что некоторые людские болезни, а также болезни скота, бывают от порчи, пущенной каким-либо колдуном или колдуньей, происходят между людьми несогласия, раздоры, ненависть, желание отмщения и самое отмщение, выражающееся в том или другом преступном действии. Вообще же предрассудки и суеверия, тревожа и отравляя жизнь человека ложными страхами, умаляют и охлаждают в нём веру в живой и действующий промысл Божий. Справедливость требует, впрочем, сказать, что народные приметы, суеверия и поверья время от времени начинают ослабевать в народе, уступая место более зрелым и верным взглядам и понятиям о вещах.

Средства к материальному существованию своему ичаловцы получают, во 1-х, от арендных денег за отдачу сельской площади под базар, так как Ичалово издавна торговое село, и для торговли сюда приезжают торговцы из разных местностей. Базарные дни бывают по вторникам. Очень сильные базары бывают осенью и зимой. Главный предмет торговли составляют рогатый скот, брёвна, тёс, дрова, хлеб и мелкие галантерейный предметы. Во время базаров производит свои операции и Епархиальная свечная лавочка, помещающаяся в ограде церкви. Другим источником доходов для ичаловцев служат отхожие промыслы. Многие из местных жителей, с наступлением весны, уходят в разные города на работы - в каменщики, кровельщики, кирпичники, кошмовалы и на другие промыслы, - и здесь, усердные и бережливые, зарабатывают в год от 100 до 150 рублей. К зиме, приблизительно около 22 октября, эти рабочие возвращаются в свои места; но некоторым, более предприимчивым и способным работникам, удаётся на стороне заводить большие промышленные дела, так что они остаются там на постоянное жительство. Так, сын местного церковного старосты - молодой человек Храмов, живя в Астрахани и занимаясь большими подрядами на каменных работах, приобрёл там себе значительное состояние и теперь живёт в Астрахани с семьёй в своём доме; к чести его следует сказать, что он, живя в чужом городе далеко от родины, всё-таки не забывает своего сельского храма и время от времени делает в оный значительные пожертвования деньгами и церковной утварью. Не оставляется ичаловцами и коренной русский промысел - занятие землепашеством, хотя пахотная земля, принадлежащая им, и не совсем плодородна. Под озимое здесь сеют пшеницу и рожь; урожаи ржи бывают лучше, чем пшеницы. Под яровое сеют овёс, гречу, горох, ячмень, чечевицу и просо. Способ обработки полей старинный - соха и борона. Каких-либо нововведений в этом отношении не видно. Некоторые из прихожан помянутого села занимаются пчеловодством. В прежнее время это занятие было значительно развито, так что у многих хозяев были пчельники в 100 и больше ульев, но засухи последних лет много повредили развитию этого промысла. Система пчеловодства остаётся старая колодная; нововведений и усовершенствований и в этом виде местного промысла тоже не видно.

Санитарная и медицинская часть в приходе села Ичалова обставлена весьма удовлетворительным образом. В 12 верстах от Ичалова и в 5-6 от приходских деревень находится Карамзинская земская больница, где больные всегда могут получать своевременную помощь. В экстренных же и важных случаях доктор больницы Л.Я. Садовский не отказывает посещать больных и в их жилищах, всегда относясь к каждому заболевшему с полным вниманием, участием и сердоболием. Местные поселяне питают к этому врачу большое доверие и глубокую за то благодарность. Кроме врача г-на Садовского прихожане села Ичалова и окрестных деревень безвозмездно пользуются советами и помощью и другого врача - г-на Медовщикова, который большую часть летнего времени и даже зимы проживает в усадьбе местного помещика г-на Бетлинг.

Из духовных врачей-пастырей ичаловской церкви, о которых сохраняется среди местных жителей более или менее живая и благодарная память, следует упомянуть о следующих пастырях. В начале XIX столетия, именно с 1810 года и далее, в селе Ичалове священствовал Иона Николаевич Китов. Это был человек примерно строгой жизни, прекрасно знал церковный устав и отправлял все службы вполне по чину церковному - истово, благоговейно и без малейших опущений или сокращений в молитвословиях и действиях церковных. В приходе он священствовал 50 лет и, будучи 70-летним старцем, удалился в заштат и умер у родственников в селе Богородском. Вместе с ним с 1843 года служил молодой священник Константин Орлов; он был хороший столяр и резчик из дерева, и в местной церкви есть немало вещей его работы (напр. киотов, аналоев). Из Ичалова он перешёл в село Своробоярское Арзамасского уезда. В 1856 году в Ичалове священствовали отцы: Иоанн Приклонский и Захарий Фортунатов; последнего крестьяне вспоминают, как безобиднейшего простеца. По смерти отца Приклонского на его место поступил священник Александр Золотницкий, и когда умер сослуживец его о. Фортунатов, Золотницкий в приходе остался один. С тех пор, именно с 1867 года, приход ичаловский сделался одноштатным. Память о. Золотницкого прихожане очень уважают. Это был один из достойнейших пастырей по жизни и деятельности. В отношении к прихожанам был внимателен, приветлив и обходителен, к службе церковной усерден, и, обладая прекрасным тенористым голосом, своими возгласами, чтением и пением производил умилительное впечатление на слушателей. Отец Золотницкий два года тому назад скончался в с. Хохлове Арзамасского уезда, куда перешёл, поменявшись приходом со священником Василием Румянцевым. Последний в селе Ичалове священствовал с 1880 г. по 1889 г., в котором (13 ноября) скончался от чахотки. Отец Румянцев был человек вполне трезвый, умный и очень начитанный; он пользовался полным уважением не только от членов своего причта, но и от лиц всего благочиния, в котором состоял несколько лет наблюдателем церковно-приходских школ и помощником благочинного. На места о. Румянцева поступил из села Яблонки Арзамасского уезда священник Павел Виноградов, окончивший курс в семинарии в 1883 году. Священник Виноградов состоит в настоящее время законоучителем в двух школах своего прихода - земской и церковно-приходской грамотности школе, пользуется глубоким сочувствием своих прихожан за труды по школе и ревностные пастырские назидания, которыми он поучает прихожан как в храме Божием, так и по домам, при всех удобных случаях.

Причт села Ичалова в настоящее время получает средства к своему существованию: во 1-х, от надела земли, которую священник обрабатывает сам, а диакон и псаломщик отдают в аренду; во 2-х, от положенной прихожанами духовенству руги, в количестве 460 рублей, и в 3-х, от кружечного братского дохода, в количестве приблизительно около 800 рублей.


Гр. А. Полисадов (автор предлагаемого очерка считает долгом благодарить священника села Ичалова о. Виноградова за доставление многих полезных сведений, вошедших в содержание сего очерка)



Источники:

«Нижегородские епархиальные ведомости», неофиц. часть, № 21 за 1894 г.;

«Нижегородские губернские ведомости», № 45, 46, 47, 49 за 1894 г.


Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1315
Описание села Ичалова (1798 год)



1) Полсела Ичалово


Владельцы:

- Аленина Екатерина Ивановна, девица;
- Аленина Елена Ивановна, девица;
- Аленина Елизавета Ивановна, девица;
- Аргамаков Михаил Алексеевич, полковник;
- Аргамаков Пётр Алексеевич, поручик;
- Бабушкин Аркадий Васильевич, секунд-майор;
- Бетлинг Логин Логинович, капитан;
- Голицын Михаил Васильевич, князь;
- Горихвостов Аксентий Абросимович, полковник;
- Левенштерн Павел Людвиг Иоанн, коллежский асессор;
- Полянский Михаил Семёнович, майор;
- Потрекеева Елизавета Николаевна, девица;
- Саморокова Надежда Афанасьевна, полковница;
- Строитель Саровской Пустыни с братией.
- Шеховской Пётр Фёдорович, прапорщик;
- Шишкова Ольга Николаевна, поручица;


Полсела положение имеет по правую сторону речки Ичалки и оврагов Песошного на правой, Никитина на левой сторонах, дачей при означенной же речки оврага Осинова и отвершка Большого Ключевского на правой, оврага Волдовани, Лопатина, Ключевского, Ичаловского и отвершка безымянного на левой, и по обе стороны оврагов Китова, Песошного, Никитина, Каменного, Ичаловского, Осинового и безымянного;

Речка Ичалка в самое жаркое летнее время пересыхает;

Овраги, кроме весны и ненастных дней, течения не имеют;

Жители оного села водой пользуются из колодцев, которая для употребления людям и скоту здорова;

Грунт земли чернозём - из посеянного на ней хлеба лучше родится рожь, овёс, пшеница, просо и греча, а прочие семена равно ж и сенные покосы посредственные;

Лес дровяной: дубовый, осиновый, берёзовый, липовый; в нём звери бывают: зайцы; птицы: тетерева, соловьи, скворцы, чижи, в полях - жаворонки и перепела;

Крестьяне промысел имеют хлебопашество, землю часть на господина, а остальную запахивают на себя, к чему они и радетельны, так же обрабатывают и часть земли Саровской Пустыни Строителя с братией из платежа им за каждую десятину в год по пятидесяти копеек;

Женщины же сверх полевой работы упражняются в рукоделии, прядут лён, посконь и шерсть, ткут холсты и сукна для своего употребления, а частью и на продажу;

А прочих господ части земли их обрабатывают разных селений крестьяне на себя.



2) Полсела Ичалово


Владельцы:

- Ведомство государственной коллегии экономии.
- Священно-церковнослужители церкви Живоначальныя Троицы;


Полсела положение имеет при речках Ичалке и Рузанке, в коей запружен пруд по течению их, Ичалки на левой, а Рузанки на правой сторонах;

В том селе церковь каменная во имя Живоначальныя Троицы с наружным приделом Николая Чудотворца и при ней колокольня деревянная, здания ветхого, учреждена первоначально царём Иоанном Васильевичем в его шествие под Казань и наименовано от него погостом Ичаловским;

Годовых ярмарок не бывает; каждую неделю бывают по вторникам торжки, на которые съезжаются из разных жительств крестьяне, также из города Арзамаса купцы, для продажи разных мелочных товаров, касающихся для крестьян, и торгуют в оном селе в сделанных больших лавках;

А дачей простирается оврагов Первого, Другого на правой, а показанной речки Ичалки и оврага Крутой Вершины на левой, и по обе стороны показанных же речек Рузанки и оврага Первого;

Речки в самое жаркое летнее время пересыхают; овраги, кроме весны и ненастных дней, течения не имеют;

Жители водой довольствуются оного села из показанного пруда и копанных колодцев, которая к употреблению людям и скоту здорова;

Грунт земли - чернозём, из посеянного на ней хлеба лучше родится рожь, овёс, ячмень, греча и просо, а прочие семена средственны; сенные покосы против других мест лучшие;

В полях птицы: жаворонки и перепела;

Крестьяне состоят на положенном казённом оброке; промысла окромя хлебопашества не имеют;

Землю запахивают всю на себя, а для священно-церковнослужителей запахивают приходские крестьяне;

Женщины сверх полевой работы упражняются в рукоделии, прядут лён, посконь и шерсть, ткут холсты и сукна для своего употребления, а частью на продажу.



Источник: "Экономические примечания к атласу Ардатовского уезда Нижегородской губернии", 1798 г.

Лайк (1)
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1315
Церкви села Ичалова



Троицкая церковь

Построена в 1784 (1789?) г. прихожанами, каменная, без колокольни, колокола на столбах.



Источник: "Описание церквей Ардатовского уезда за 1829 год" (ЦАНО, Ф. 570, оп. 556, д. 301)


* * *

Церковь великого чудотворца Николы в селе Ичалове - дани вдвое три рубли одиннадцать алтын заезда четыре алтына генваря 10 день на нынешний на 136 (1628) год те деньги платил Данило Мотовинов отпись дана.

138 (1630) г. мар. 15 цер. Ник. чуд. села Ичалова венечных прошлого 137 (1629) г. с 17 отроков, с 4 двоеженцев пошлин руб. 27 алт. с деньгою взято, да нынешнего 138 (1630) г. с 21 отрока, с 3 двоеженцев, да с похоронной пошлин 2 руб. 2 алт. 4 д. взято.

Данные и венечные пошлины платили: поп Александр - 137 (1629) г., Пётр - 143 (1635) г., Троице-Сергиева монастыря черный поп Алексей - 148 (1640) г., Александр Онучин - 149 (1641) г., Сувор Никитин сын Назарьев - 151 (1643) г., попы: Григорий - 156 (1648), 158 (1650), 159 (1651) гг., Григорий и Герасим - 157 (1649) и 160 (1652) гг.

162 (1654) г. положено дани 5 р. 10 алт. 2 д. и та церковь Живонач. Троицы; 203 (1695) г. - 4 р. 11 алт. 4 д.; 1746 г. - на погосте 4 р. 75 к.

143 (1635) г. июля 12 вдовый поп Иван Тимофеев (Печат. Конторы Пошлинная кн. 21 л. 295).

192 (1684) г. августа дня по дозорной и переписной книге в селе Ичалове церковь Николая чудотворца, церковной земли пахотной 50 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов на 60 копён, в приходе сей церкви село Ичалово, а в нём дв. попа Лаврентья Григорьева, дв. попа Макарья Иванова, 3 дв. причетниковых, 20 дв. церковных бобылей, 5 дв. помещиковых: а) стольника кн. Семёна Иваналеевича Чегодаева и 4 дв. его крестьянских; б) кн. Михаила Делкеевича Чегодаева и 3 дв. его крестьянских; в) кн. Никиты Бараевича Чегодаева и 2 дв. его крестьян.; г) кн. Степана Ахметевича Чегодаева и 3 дв. его крестьянских; д) князей Петра и Ивана Ивановичей Чегодаевых и 9 крестьян. их дворов и 3 дв. крестьян. кн. Данилы Афанасьевича Чегодаева; дер. Малое Ознобишино, в ней дв. помещика Степана Борисовича Оленина и 12 дв. крест. и бобыльских; дер. Толузакова, в ней 2 дв. помещиковых Ивана Давыдовича Щепотьева и Андрея Дементьевича Чиковского и 23 дв. крестьян. и бобыльских; дер. Юрьева, в ней дв. помещика Петра Фёдоровича Селянинова и 2 дв. его крестьян., Фёдора Степановича Колюпанова - дв. крестьян., Якова Михайловича Владыкина - 2 дв. крестьянских, дер. Выползова, в ней дв. помещицы жены Ивана Лопатина вдовы Авдотьи Поликарповны и 10 её дворов крест. и бобыльских; дер. Кашина, в ней 4 дв. помещ. Тимофея Прохоровича Кашина, Ивана Ивановича Кашина, Григория Ивановича Кашина и Романа Алексеевича Спесивцева с 6 дв. крест.; дер. Кутузова, в ней 2 дв. помещиковых: Александра Тихоновича Токеева и 3 дв. его крестьян. Петра Кирилловича Арзамацкого, и 4 дв. крестьян. Данилы Ивановича Головачова; дер. Розгильдеева, в ней 2 дв. помещиков. князя Никифора Андреевича Чегодаева и вдовы князя Никиты Амиревича Чегодаева Прасковьи и 11 дв. крестьян.; село Федотово, в нём дв. помещика Никиты Фёдоровича Хлопова и 5 дв. его крестьян.; дер. Мал. Макателем, в ней 4 дв. бортников; дер. Чуфарова, в ней дв. помещика Афанасия Васильевича Чуфарова и 2 дв. его крестьянских; всего в приходе 154 двора. Да против писцовых книг Якова Соловцова на лицо не объявилось 103 дв. помещиковых и крестьянских в деревнях: Кунилове, Щербинине, Давыдовке, Курунтяеве и Кудеярове (Колл. Экономии кн. 3/8 л.1-18).

1707 г. ноября 23 выдано три антиминса по благословенной грамоте в Арзамасский уезд на погост села Ичаловской стан в новопостроенную церковь во имя Живот. Троицы, да в придел Николая чуд. да Сергия Радонеж. чудотвор., взят антиминс дьякон Иоаким Артемьев и расписался.

1720 г. в вотчине Льва Александровича Милославского в селе Троицком Ичалки тож (прим. - вероятно Княгининского уезда), при церкви Жив. Троицы поп Кузьма Стефанов 64 л., у него сын Осип 28 л., поп Иван Иванов 49 л., дьякон Иван Фёдоров 49 л., дьячок Алексий Иванов 17 л., прописной пономарь Пётр Андреев 30 л.

1720 г. в погосте села Ичалове при церкви Жив. Троицы поп Макар Афанасьев 31 л., поп Афанасий Макаров у него сын дьячок Алексей, другой дьячок Пётр Макарьев 73 л., пономарь Иона Афанасьев 11 л., дьякон Лаврентий Петров 34 л., пономарь Иван Афанасьев 30 л., недействительный поп Алексей Лаврентьев (лет не показано).



Источник: "Арзамасской десятины жилые данные церкви и пустовые церковные земли 7136 (1628) -1746 гг.", 1902 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1315
Ичаловское земское училище



Сведения об училище за 1905 год:


открыто 01.01.1881 г.

учатся также ученики из деревень Ново-Кашиной, Старо-кашиной и Кутузовой

законоучитель – священник Виноградов Павел Васильевич

учитель – Серебрявская Олимпиада Алексеевна

2-й учитель – дочь священника Виноградова Елизавета Павловна



Источник: ГКУ ГАНО г. Арзамас, фонд 3, оп. 1, дела 68, 69


* * *

По смете Ардатовского уездного земства на 1882 год размер двенадцатимесячного учительского жалования составлял в Ичаловском училище - 156 рублей 36 копеек. На отопление квартир учителей выделялась дополнительная сумма в 20 рублей в год.

С 1894 года Ичаловское училище располагалось в собственном здании. Учительской квартиры при школе не имелось. Учитель - Олимпиада Алексеевна Серебрякова.

На 1 января 1901 года в училище обучались 66 мальчиков и 3 девочки. Вновь поступили на первое отделение 23 мальчика и 8 девочек. В течение учебного года выбыли 10 учащихся.

В Ичалове в 1916 году училось 75 детей и было два учителя.



Источник: Карпушов В.И., "Пять веков Дивеевской земли", Н. Новгород, издательство "Штрих", 1998 г.

← Назад    Вперед →Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Вверх ⇈