Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1316 | Школьный порог рядом (статья в газете "Правда" от 25.01.1971 г.)
Путь по заснеженной дороге оказался нелегким. Буксующие машины часто преграждали узкую колею. За помехи на пути переживал, пожалуй, больше всех нас молодой начальник участка совхоза "Кошелихинский" Алексей Аникин. Он спешил на школьный новогодний вечер. Я поинтересовался, почему работнику совхоза так уж хочется попасть в школу.
– Так я же эту школу кончал. Учителя мои там будут. И товарищи зайдут...
Приехали мы в Кошелиху, когда новогодний бал был в разгаре. Действительно, среди десятиклассников были и взрослые люди, раскрасневшиеся от танцев и хороводов. Неподалеку от нарядной ёлки стояли группы зрителей совсем солидного возраста. Все они пришли в свою школу, на свой праздник.
Деревенская школа... В селах, отдаленных от районного центра, она всегда играла особую роль в судьбе жителей. И, несмотря на новшества, вторгающиеся в жизнь села, эта роль не ослабевает.
Давно пришел почти в каждый дом кошелихинцев телевизор. Асфальтированные дороги приблизили прежде глухую деревню к Первомайску, Арзамасу, Горькому. Электрический свет отодвинул ночь, подружил людей с книгой. И всё-таки живое слово учителя, добрый совет его дороги и сидящему за партой, и давно покинувшему стены школы.
До сих пор хранятся у меня листочки, вырванные из ученической тетради. Из этих листочков узнавал я о жизни в Восточной Сибири бывшего своего ученика Федота Карпунина. Уже не работал я учителем, уже не жил в Кошелихе, а Федот все писал мне подробные письма о своем житье-бытье. В памяти снова и снова всплывала вторая парта у окна, стекла которого касались ветки березы. Федот сидел за этой партой курносый, широколицый, с оттопыренной нижней губой. Лохматые волосы плохо слушались расчески. Да и нельзя было представить Федота причесанным, так же как не пошло бы ему никакое другое имя. Учителя поругивали его иной раз, но относились всегда с неизменной симпатией: очень уж располагали к себе добродушная улыбка и любопытные огоньки, которые никогда не гасли в широко раскрытых глазах мальчишки.
Это неуемное любопытство к жизни и привело Федота после школы в Сибирь, на большую стройку. Два года приходили письма в школу. Из них учителя узнавали, что Ф. Карпунин работал в тайге, электрифицировал железную дорогу. Стал хорошим монтажником-высотником, по-прежнему любит книги. Суровый сибирский край пришелся ему по душе.
Там, в Сибири, и произошел однажды с Федотом случай, о котором сам он по скромности не написал.
В один из жарких летних дней, какие случаются в Сибири, Федот с товарищами работал на обрывистом скалистом берегу широкой и быстрой реки. Монтажники вели новую электромагистраль. Высоко над землёй устанавливал Федот на железобетонной основе изоляторы. Привольно было наверху, над сверкающим на солнце пенным речным потоком. Вдруг с реки донесся слабый крик. Монтажник глянул вниз и увидел человека, барахтающегося в воде. Человек пытался плыть к берегу, но течение быстро сносило его. Стремительно начал спускаться Федот на землю. Вот он уже у обрыва.
– Осторожнее, – кричали товарищи, – внизу камни!
Спасенный человек оказался местным охотником. Комсомолец Карпунин вскоре был награжден медалью. А потом пришло в Кошелиху письмо от сибирских товарищей Федота...
Читали и перечитывали учителя скупой рассказ о гибели своего воспитанника. Сорвался монтажник с высоких опор, разбился. В страшную грозу, когда, казалось, сами небеса раскалываются на части, он добровольно вызвался исправлять повреждение. И вот...
Проходят годы. Но память о Федоте Карпунине живет в Кошелихе. И все новые и новые поколения учеников узнают от учителей своих о парнишке со второй парты. И все новые и новые романтики едут на Восток осваивать необъятные земли своей Родины.
Учитель, живущий с учениками в одном селе, знает о них все. Ребята иногда даже и не подозревают, что учителю известны самые тайные движения души каждого из них.
У Марии Семеновны Голыниной хранятся вырезки из районной газеты. Это зарисовки, очерки, репортажи, заметки об Александре Маюкове – хирурге Первомайской больницы. Читает она их иногда теперешним своим ученикам. Я вспоминаю Сашу – вдумчивого, неторопливого, застенчивого, но всегда стремящегося "докопаться" до истины. А ведь в сегодняшних успехах Александра заслуга и Марии Семеновны, и Сашиной матери, тоже учительницы местной школы, умной и рассудительной, всеми уважаемой в селе.
В селе учитель всегда рядом со своими воспитанниками, юными и взрослыми.
Случился у совхозного бригадира конфликт с подчиненными. Пошатнулась в бригаде трудовая дисциплина. И вот однажды вечером в дом бригадира постучали. Пришла первая его учительница Анастасия Ивановна Машкова. Долго говорили они в тот вечер. Не сразу, конечно, поможет эта беседа. Не сразу восстановишь пошатнувшееся доверие товарищей. Но когда учитель рядом, когда положил руку на твое плечо, ты стал уже сильнее...
В совхозе "Кошелихинский" за последнее время хуже стали идти дела.
– Но мы надеемся, что совхозные коммунисты исправят положение, – сказал мне первый секретарь Первомайского райкома партии М.Е. Данильцев. – Избрали там недано секретарем совхозного парткома Виталия Сергеевича Маева, учителя физики. Авторитетный человек, энергичный.
А я подумал: опять школа приходит на помощь. Это закономерно. Почти все кошелихинцы кончали ее. В каждый дом протянулись нити из скромного здания, обсаженного березками. И не может быть обособлено доброе слово, сказанное в стенах школы, от добрых дел, совершенных за ее порогом.
У В.С. Маева уже тысяча планов. Мы сидим в помещении сельсовета. Здесь же и председатель Совета Бобков (кстати, бывший учитель труда кошелихинской школы). Говорим о трудностях, радостях, печалях. Проблем много. Но знаменательно, что и секретарь парткома, и председатель сельсовета, и школьные учителя считают все эти проблемы "своими", не разделяют ответственности между совхозам, сельсоветом или школой. В совхозе работают люди, кончавшие эту школу, в школе учатся их дети. Учитель же на всю жизнь остается для них учителем.
Почти все кошелихинские педагоги – совхозные пропагандисты или лекторы, агитаторы или политинформаторы. Они хорошо знают дела хозяйственные. И об этих делах, о подготовке работников совхоза к XXIV съезду партии говорят на школьных педсоветах и учительских партсобраниях. А встречаясь с родителями в отделениях, напоминают о долге, высокой ответственности матери и отца за формирование юного гражданина.
Обычно после таких бесед бывает много вопросов. А кто постесняется спросить или захочет поговорить с учителем один на один, тот придет после работы в белое здание на горе. Школьный порог рядом...
Л. Крайнов (спец. корр. "Правды")
с. Кошелиха Первомайского района Горьковской области
|