Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Кошелиха (Камкина Мордовская)

история села

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 21 22 23 24 25 * 26 27 28 29 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Дело об отказе священнику села Смолина в присоединении к его приходу деревни Кошелихи (1771 г.)



л. 1–2 об.


Подано ноября 18 дня 1771 года

В Духовную Преосвященного Иеронима Епископа Владимирского и Муромского консисторию

Епархии Его преосвященства из Арзамасского духовного правления


Доношение


Сентября 3 дня сего года поданным Его преосвященству во время бытия Его преосвященства в здешнем граде Арзамасе Арзамасского уезда села Смолина церкви Архангела Михаила священник Григорий Григорьев и того ж села капитан Степан Григорьев сын Наумов прошением объявляя, во оном де селе Смолине имеется приходских пятьдесят восемь дворов, по каковому малоприходству реченная Архангельская церковь в случающихся к украшению оной имеет крайний недостаток, а он де, священник с церковнослужителями в пропитании претерпевает крайнюю нужду, Арзамасского ж де уезда в селе Павлове при церкви Успения Пресвятыя Богородицы, где имеется един священник, диакон, два церковника, состоят приходских более полутора ста дворов, в том числе дворцовая деревня Камкино Кашелиха тож, которая де расстоянием от того села Павлова находится верстах в трех с небольшим, а их де селу ближе, между которыми селом Павловым и деревней Камкиным имеются речки, которые во время разлития полой воды весьма наводняются, отчего и переезду в то время из показанной деревни в село Павлово не бывает, а от их де села Смолина оная деревня как в близости состоит, так и препятствий никаковых к бытию при их церкви в приходе не имеется, просили чтоб тою деревню за вышеписанными резонами приписать к их селу Смолину в приход, и о том учинить рассмотрение, на котором прошении учиненною от Его Преосвященства резолюцией повелено, и следовано ж Духовному правлению со мнением представить, во исполнение которого повеления означенное следствие здешнего правления присутствующим Григорием, протопопом воскресенским учинено, и помяненной дворцовой деревни Камкины Кошелиха тож с обывателей в подлежащей силе, а притом и села Павлова священно и церковнослужителей о неимении ими во владении у себя церковной пашенной земли и сенных покосов сказки взяты, и состоящим как в том Павловском, так и в Смолинском приходах дворам опись учинена, и те все производство они присутствующие сего октября 20 дня при сообщении во оное правление подали, и понеже с того следствия оказалось, что хотя воспомяненная деревня Камкино от приходского своего села Павлова расстоянием состоит и далее, нежели к селу Смолину, до коего (как в сказке той деревни жители показали) хотя никакого никогда препятствия им и не бывает, однако её в тот Смолинский приход приписать как за тем, что в реченном Павловском приходе и с ней приходских дворов оказалось только сто сорок пять, а не более (как о том предписанный смолинский священник с капитаном Наумовым в прошении своем написали), так и за нежеланием жителей оной деревни по причине, явствуемой в сказке их ссоры, а особливо и за неимением у реченных павловских священника, диакона и церковников (как в сказке их показано) пашенной земли и покосов не следует, в рассуждении того, что если её в оный приход приписать, то те павловские священно и церковно служители по причине уже малоприходства, а паче и за неимением у них означенной земли и покосов, могут понесть в пропитании своем великий недостаток, а села Смолина (в коем диакона нет) священник с двумя церковниками пропитать себя могут как от прихода, стостоящего в пятидесяти восьми дворах, так паче и от пашенной земли, показанной по писцовым книгам по двадцати четвертей в поле, а в дву потому ж, сенных покосов на тридцать копен, в рассуждении чего и следует объявленную деревню оставить как и в прежнем её приходе, ибо жителям оной в полую воду и в осень к переезду в то село Павлово хотя препятствие малое и бывает, однако они в требах своих никакой нужды (как в сказке своей объявили) не видят; того ради в Арзамасском духовном правлении

Определено:

С прописанием вышеписанного и с приложением предписанного следствия, двух сказок и дворовой описи, в Духовную Его Преосвященства консисторию представить доношением, с таковым притом оного правления мнением, что подлежит воспомяненную деревню Камкину Кашелиха тож в рассуждении вышепрописанных обстоятельств оставить по прежнему в Павловском приходе, а к селу Смолину не отписывать, понеже того села священник с причетниками (как выше значится) и без неё в пропитании своем довольство иметь могут, а что касается до предписанной завладенной явствуемым в сказке Павловских священно и церковно служителей церковной пашенной земли и покосов помещиками, то о немедленном возвращении оной от них к церкви по прежнему следует в Арзамасскую провинциальную канцелярию сообщить промеморию, а более о всем том предать в лучшее рассмотрение и соизволение объявленной духовной консистории, о чем сим оной консистории с приложением вышеписанного следствия и прочего Арзамасское духовное правление благопочтенно и представляет, и что чинить ожидать имеет резолюции.

Иоасаф игумен Спасский

Протопоп Григорий Григорьев

Октября 23 дня 1771 года


л. 3-3 об.


1771 года октября 14 дня Арзамасского духовного правления присутствующим Воскресенского собора протопопом Григорием Григорьевым, в коликом состоящая в приходе к селу Павлову дворцовая деревня Камкино Кошелиха тож, как оного села, так и от другого села Смолина расстоянии находится, о том при обоих тех сёл священно и церковно служителях, и при обывателях той деревни следовано.

А по следствию оказалось, что та деревня от села Павлова расстоянием находится в шести верстах и ста саженях, а от села Смолина в четырех верстах и четыреста саженях.


К сему осмотру протопоп Григорий Григорьев руку приложил.

К сему осмотру села Павлова священник Иоанн Максимов руку приложил.

К сему осмотру того ж села диакон Стефан Васильев руку приложил.

К сему осмотру того ж села дьячок Трофим Иванов руку приложил.

К сему осмотру того ж села пономарь Иван Васильев руку приложил.

К сему осмотру села Смолина священник Григорий Григорьев руку приложил.

К сему осмотру того ж села дьячок Григорий Лукин руку приложил.

К сему осмотру того ж села пономарь Григорий Иванов руку приложил.

К сему осмотру предписанный села Павлова дьячок Трофим Иванов вместо приходской ко оному селу дворцовой деревни Камкины Кашелиха тож старосты Егора Селиверстова и всех той деревни обывателей по их прошению руку приложил.


л. 4


1771 года октября 14 дня Арзамасского уезда дворцовой деревни Камкины Кашелиха тож староста Егор Селиверстов и все тоя деревни жители дали сию сказку, Арзамасского духовного правления присутствующему Воскресенского собора протопопу Григорию Григорьеву в том, что они в приход к селу Смолину, до коего хотя им никакого и никогда препятствия и не бывает, приписаться не желают, потому что они того села с помещицей капитаншей вдовой Анной Васильевной Наумовой имеют приказную ссору в завладении ею Наумовой из крепостной их крестьян пашенной земли несколько десятин, а желают быть они, как и прежде находились, в приходе к селу Павлову, ибо хотя имеющиеся до оного села от деревни их два оврага первый Сивалей, второй Явлей, а особливо речка Пуза, в полую воду и в осеннее время от дождей препятствие им как в переходе, так и в проезде и чинят дня с четыре, однако они крестьяне во исправлении у них мирских треб никакой остановки не имеют, в рассуждении чего и желают так и остатся в том прежнем своем приходе, и в сей сказке сказали они самую сущую правду.

К сей сказке села Павлова поп Иоанн Максимов вместо означенных старосты Егора Силиверстова и всех той деревни обывателей руку приложил по их прошению, а что в разных местах по чищеному написано, в том мое несмотренье


л. 5-5 об.


1771 года октября 14 дня

Арзамасского уезда села Павлова священно и церковно служители дали сию сказку Арзамасского духовного правления присутствующему Воскресенского собора протопопу Григорию Григорьеву в том, что если имеющаяся в приходе их дворцовая деревня Камкино Кашелиха тож от села их доидет в приход к селу Смолину, то они священно и церковно служители в пропитании своем претерпевать будут великий недостаток, потому что у них как церковной пашенной земли, так и сенных покосов ничего во владении не имеется, ибо хотя оной по писцовым книгам и показано в том селе при Успенской церкви по пяти десятин в поле, а в дву потому ж, сенных покосов на тридцать копен, чем они священно и церковно служители и владели до 1768 года безобидно, однако, оная земля и покосы в том году все без остатку взяты во владение села Исупова князем Григорием Ивановичем Шаховским, да села Страхова Пуза тож подполковником Петром Васильевичем Макуловым и лейб-гвардии капитаном Александром Федоровичем Хомяковым, да приходской к селу их Павлову деревни Лихачей капитаном Алексеем Григорьевичем Глуховым, а почему оная ими завлажена они не знают, с коего времени они священно и церковно служители за неимением той земли и покосов и претерпевают в пропитании своем крайнее оскудение, чего ради через сию сказку и требуют, чтоб благоволено было означенную деревню оставить по прежнему в их Павловском приходе, почему они и будут иметь в рассуждении немалого числа дворов довольное себе пропитание, и в сей сказке сказали они самую сущую правду, под страхом за ложное показание указного штрафа


К сей сказке села Павловского священник Иван Максимов руку приложил

К сей сказке того ж села диакон Стефан Васильев руку приложил

К сей сказке того ж села дьячок Трофим Иванов руку приложил

К сей сказке пономарь Иван Васильев руку приложил


л. 6


Список крестьян села Павлова вотчины майора Федора Степановича Кашкарова (25 дворов, в коих хозяйство имеют, у крестьян фамилии не указаны)

Список крестьян деревни Лихачей вотчины капитанши вдовы Анны Васильевны Наумовой (54 двора, у крестьян фамилии не указаны)


л. 6 об.


Список крестьян деревни Лихачей вотчины капитана Алексея Григорьевича Глухова (16 дворов, у крестьян фамилии не указаны)


л. 7


Список крестьян дворцовой деревни Камкины Кашелиха тож (50 дворов, в коих хозяйство имеют, у крестьян фамилии не указаны)


л. 7 об.


Список крестьян села Смолина вотчины капитанши вдовы Анны Васильевны Наумовой (17 дворов, у крестьян фамилии не указаны)

Список крестьян села Смолина вотчины поручика князя Матвея Дмитриевича Макулова (17 дворов, у крестьян фамилии не указаны)

Список крестьян села Смолина вотчины поручика Николая Афанасьевича Радищева (8 дворов, у крестьян фамилии не указаны)

Список крестьян деревни Камкины вотчины капитанши вдовы Наумовой (8 дворов, у крестьян фамилии не указаны)

Список крестьян деревни Камкины вотчины князя Макулова (5 дворов, у крестьян фамилии не указаны)

Список крестьян деревни Камкины вотчины поручика Николая Радищева (3 двора, у крестьян фамилии не указаны)



Источник: ГАВО г. Владимир, Ф. 556, оп. 4, д. 254

Лайк (2)
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Дело по прошению крестьян деревни Комкиной Арзамасского уезда о разрешении построить церковь (1776–1784 гг.)



л. 4–5 об.


1776 года марта 15 дня по указу Ея Императорского Величества духовная преосвященного Иеронима епископа Владимирского и Муромского консистория слушав сданное от его преосвященства поданное Арзамасского уезда дворцовой деревни Камкиной от крестьянина Петра Никитина прошение, коим по поверенности той деревни жителей просит, чтоб в оной деревне Камкиной, в коей де имеется приходских дворов ныне налицо до семидесяти, за дальностью от приходского села Павловского, а особливо за имеющимися на дороге тремя реками, чрез которые де во время полой воды и в осень от дождевного лияния в проезде до того села бывает крайняя нужда и остановка, построить вновь церковь древянную во имя Успения Пресвятыя Богородицы с пределом Архангела Михаила

Приказали

С повеления Его Преосвященства в Арзамасское духовное правление послать указ и велеть присутствующему того правления протопопу с одним канцеляристом съехав в помянутое село Павловское при всех того села и других, состоящих в близости к оному сёл же священно и церковнослужителях учинить следующее:

1) Сколько в показанной деревне Камкиной ныне налицо приходских дворов поимянно, а мужеска и женска пола душ числом имеется учинить опись

2) От приходского села Павловского до той деревни Камкиной подлинно ли по тракту три реки: Пуза, Явлей и Сиволей имеются, и на оных во время полой воды и в осень от дождевного наводнения мостов утвердить не можно, и от того в оное время в проезде до села Павловского из деревни жителям для слушания священнослужения и для исправления случающихся мирских треб бывает крайняя нужда и остановка, и от того родильницы недели по две и по три без молитв, младенцы без крещения, а умершие без погребения чрез долгое время находятся, и у кого имянно из обывателей то случалось, и чрез сколько дней? Об оном от обывателей той деревни взять сказку, и на оное их показание о бываемом чрез реки препятствии от сторонних, притом и от имеющих священно и церковнослужителей засвидетельствование

3) Оная деревня Камкино от села Павловского в коликом рассоянии находится учинить освидетельствование и измерение

4) Если та деревня Камкино из Павловского прихода выбудет, то за отбытием её сколько в том приходе останется приходских и какого звания дворов, и в коликих деревнях; и те деревни до села Павловского в каком расстоянии, и не имеется ли между ними по пути каких неудобностей и препятствий, а притом оные приходские деревни как далеко от показанной деревни Камкиной имеются? Об оном села Павловского с священно и церковнослужителей и прихожан взять сказку.

5) Какие около оной деревни Камкиной сторонние сёла имеются и каком расстоянии, и нет ли в проезде до оных сторонних сёл из той деревни Камкиной каких по пути препятствий и остановок? И буде есть, то какие, где и от чего, и в какое время бывают, и сколько в каждом из тех сторонних сёл приходских дворов и священно и церковнослужителей, и не пожелают ли той деревни Камкиной жители быть в приходе к коему либо из тех сёл; а ежели не похотят, то для чего именно?

6) В деревне Камкиной освидетельствовать, есть ли к построению церкви место приличное, коеб было твердое и незыбкое, а от жителей истребовать известие, что они к построению в той деревне вновь церкви под кладбище и на селитьбу будущим священнику с причетники усадебной земли по восемьдесят сажень трех аршинных вдоль и поперек, пахатной земли с покосами, в силу данной землемерам инструкции, тридцать три десятины из собственных своих дач в трех полях в самой к той деревне близости сряду отведут ли; и всю ту землю справя отказать, и отказные книги представить в консисторию могут ли? Да сверх того, как приходских дворов иметься будет менее ста, то ко всегдашнему церкви содержанию на свечи, ладан, муку и вино церквоное по десяти, а будущим при той церкви священнику с причетники денежной руги по пятнадцати рублей на каждый год давать обещают ли; и на то от крепостных дел запись напишут ли? И есть ли на даче всего того оные деревни Камкиной жители согласятся, то на все оное испросить им от своей команды письменное дозволение; и когда они то дозволение испросят, то оное с сказками, а опись и свидетельство за руками всех при том быть имеющих, прислать из правления в консисторию при репорте.


Успенский протопоп Иоанн

Алексий иерей ключарь Успенский

Подписан марта 22 дня 1776 года


л. 6–9 об.


Указ Владимирской и Муромской духовной консистории Арзамасскому духовному правлению с требованием исследовать факты, указанные в прошении старосты деревни Камкиной Петра Никитина о разрешении построить церковь


л. 24–26 об.


Прошение старосты деревни Камкиной Петра Никитина о разрешении построить церковь

Слушано 15 марта 1777 года


л. 41–43 об.


Прошение старосты деревни Камкины Ефима Макарова, сотского Матвея Иванова со всеми той деревни жителями о разрешении построить церковь

Писано декабря 1782 года, слушано 11 января 1783 года


л. 48–51


Указ Владимирской и Муромской духовной консистории от 6 февраля 1783 года с требованием исследовать факты, указанные в прошении старосты деревни Камкины Ефима Макарова о разрешении построить церковь


л. 79–80


Указ Святейшего Правительствующего Синода от 1784 г. об отказе старосте Ефиму Макарову в разрешении построить церковь в деревне Камкиной из-за отсутствия надобности.



Источник: ГАВО г. Владимир, Ф. 556, оп. 4, д. 331


* * *

Примечание: В деле указан староста Ефим Макарович - предок рода Козиных. Фамилия эта впервые появляется в метрических книгах и ревизских сказках в середине XIX века у его правнука - Козина Ефима Петровича.

Как версию появления фамилии могу предположить, что связана она именно с должностью старосты, которую занимал Ефим Макарович. В мордовском языке существует слово "козя" в значении "богатый", "хозяйственный", которое в свою очередь происходит от тюрк. "ходжа" (почтенный человек, сановник, богач).

Также фамилия могла характеризовать личность какого-либо представителя семейства, выделявшегося среди односельчан хозяйственностью или благосостоянием.


Лайк (2)
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Исследование гаплогруппы (Y-ДНК) кошелихинцев



В ближайшее время краевед Евгений Парадеев собирается опубликовать новые исследования по истории мордвы, в том числе самую старую
перепись по селу Кошелихе за 1620-е годы.

В рамках этого проекта также планируется изучение генетики (гаплогруппы Y-ДНК) древней мордвы нашего края. В связи с этим нам необходимо взять образцы для исследований у нескольких мужчин, представляющих самые старые фамилии по селу Кошелихе.


Из предпочтительных для исследования являются фамилии:


Потомки Макара Бенбулатовича (указан в 1719 году) - Абрамовы, Ванюгины, Дорожкины, Костины, Крупновы, Кулаковы, Мелешкины, Прокудановы, Рукачевы, Трошины

Потомки Акамсея Давыдовича (1719 г.) - Ионовы

Потомки Породея Измайловича (1719 г.) - Князевы, Хазовы

Потомки Сергея Ивановича (по крещению Федора Васильевича) (1719 г.) - Шерабакины

Потомки Кошая Аламасовича, его сына Пуреся (1719 г.) - Пурескины

Потомки Налета Томиловича (по крещению Семена Васильевича), его сына Родиона (1719 г.) - Родины


Это исследование обогатит наши знания о происхождении и миграциях древней мордвы Присаровья, потомками которой мы являемся.

В свое время я делал генетический тест, который показал мою гаплогруппу J-M172 (характерна для средиземноморских, ближневосточных и кавказских народов). Но мой предок-мордвин переселился в Кошелиху из села Сыресева Дивеевского района (Макар Владимирович - основатель фамилий Козиных, Корноуховых, Карасевых, Бушуевых), поэтому с коренными жителями Кошелихи моя гаплогруппа может не совпадать.

Если у кого-либо из представителей вышеуказанных кошелихинских фамилий будет желание поучаствовать в проекте, то напишите краеведу Евгению Парадееву в группу "Исследовательский проект Е. Парадеева" или мне в личные сообщения здесь на форуме.

Лайк (5)
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Спутниковый снимок с. Кошелихи за 1983 год



Источник: https://earthexplorer.usgs.gov

Прикрепленный файл: Кошелиха (1983 г.).jpg
Лайк (3)
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Фотоальбом семьи священника Николая Андреевича Золотницкого



Альбом Золотницких (ссылка для ознакомления)



Список фотографий из альбома:


- Николай Золотницкий в молодости в рясе сидит рядом с женщиной (матерью, сестрой?)

- Николай Золотницкий в молодости (16.05.1888 г.)

- Николай Золотницкий в молодости (после 1892 г.)

- Николай Золотницкий в рясе с наперсным крестом рядом с мужчиной в военной форме и девочкой (дочерью, воспитанницей?)

- Золотницкая Елизавета - дочь Николая Андреевича.

- Золотницкие - мужчина (брат Николая?) рядом с женщиной (надпись: "На добрую память Коле и Маше, 25.03.1897 г.")

- Игумен Софроний в рясе с наперсным крестом и четками (надпись: "любезному племяннику Николаю Андреевичу Золотницкому на память Арз. д. духовника, 13.08.1914 г.")

- Золотницкий Стефан - пожилой священник сидит с книгой (надпись: "В знак памяти милому племяннику Николаю Андреевичу Золотницкому дядя его Симбирской губ. Курмышского уезда священник")

- Белавина Елизавета - девушка (надпись: "На память Мане", 30.05.1888 г.)

- Веретенниковы - мужчина и женщина с младенцем (надпись: "Любезной кумушке Вере Ивановне Зефировой дарим на добрую память", 22.10.1899 г.)

- Воскресенский Александр Алексеевич - молодой человек (надпись: "Примите эту карточку на память о сем хлюсте и франте")

- Зефирова В. (надпись: "Дарю на память Павлу Трофимовичу и Акилине Исаакиевне Веретенниковым, 1898 года ноября 9-го дня, с. Кошелиха")

- Зефиров И. - молодой человек в костюме (надпись: "Маше в воспоминание любящего тебя брата-забалдаевца 6-го класса", 6.01.1903 г.)

- Колокольцев В. - молодой человек в костюме (надпись: "На незабвенную память дорогим моему сердцу Николаю Андреевичу и Марье Ивановне Золотницким", 28.03.1889 г.)

- Лаптев (Латгер?) В. - мужчина в костюме (надпись: "На добрую память! глубокоуважаемым Николаю Андреевичу и Марии Ивановне Золотницким, 25.12.1898 г., Кошелих. имение")

- Лаптев (Латгер?) В. - мужчина в костюме (надпись: "На память! Многоуважаемым Николаю Андреевичу и Марии Ивановне Золотницким", 24.04.1905 г.)

- Молосуловы Порфирий Германович и Наталья Васильевна - мужчина в форме служащего и женщина (надпись: "На добрую память Николаю Андреевичу и Марии Ивановне от глубоко-благодарных ...")

- Муравьева Анна - девушка (надпись: "На память дяде и тёте", 20.05.1917 г.)

- Муравьевы Константин П. и Фаина Ивановна - мужчина в рясе с книгой и женщина (надпись: "На память Николаю Андреевичу и Марии Ивановне")

- Пальмова С. - девушка (надпись: "На память Верочке", 1892 г.)

- Пожилой священник (отец Николая?) и женщина (мать, сестра?)

- Похвалинская М. - девушка (надпись: "На добрую память подруге Мане от искренне-любящей... Лихом не поминай!", 13.07.1888 г.)


Ещё в альбоме несколько десятков фотографий гражданских и духовных лиц без подписей.

Лайк (1)
Velem1980

Сообщений: 402
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 427
>> Ответ на сообщение пользователя Rurikid от 19 июня 2023 11:29

Так все ж Лаптев или Латгер ? Очень интересна его судьба….
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Velem1980


С определенной степенью вероятности это может быть владелец лесопилки в селе Кошелихе Лаптев Василий Романович. Спасибо за подсказку!
Лайк (1)
Domitian
Модератор раздела

село Виняево Арзамасского района
Сообщений: 841
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 695
ГАНО, г. Арзамас. Ф.12 Оп.1 Д.41 Личное дело учителя Золотницкого В. А. (выдержки)

Сведения на 28.11.1913 г.:
Учитель Золотницкий Виктор Андреевич начал службу с 17.01.1893 г. в Ташинско-заводской школе по 11.09.1896 г.; с 11.09.1896 г. по 27.01.1897 г. в Ивановском земском училище; с 27.01.1897 г. по 5.09.1905 г. в Кошелихинском земском училище; с 5.09.1905 г. в Страхово-Пузском училище

Л.2 Жена Любовь Лукинична Веселитская, родилась в с. Детково Горбатовскогоу езда. Дети:
- Николай 1.11.1897 г.р.
- Василий 27.10.1901 г.р.
- Андрей 22.08.1906 г.р.
Умершие:
- Василий 11.04.1899-25.03.1900 гг.
- Павел 14.02.1908-15.07.1908 гг.
- Павел 18.02.1909-17.08.1909 гг.
- Вера 28.08.1910-22.08.1913 гг.

Л. 3 «Серебряная медаль за 10-летнюю учительскую службу мною получена» 15.02.1915 г.

Л.7 Выписка из МК:
16 (19) августа 1915 г. – Вера
Родители: с. Страхово Пуза учитель начального училища Виктор Андреевич Золотницкий и законная жена его Любовь Лукинична
Восприемники: ученик 5 класса Арзамасского реального училища Николай Викторович Золотницкий и Арзамасского купца дочь девица Александра Николаевна Жевакина

---
Ищу любую информацию по с. Виняево Ардатовского (Арзамасского) уезда и его жителях
Лайк (2)
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Бортные ухожеи камкинской мордвы



Особенностью жизни народа мордвы было то, что в основе его промыслов было занятие бортничеством – сбор мёда пчёл в дуплах–бортях, для чего приходилось преодолевать огромные расстояния по лесным чащам до своих бортных угодий, законодательно закрепленных за их семьями. Такие деревья с бортью помечались родовым знаком – знаменем (тамгой), и уже никто, кроме владельца борти, не имел права собирать здесь мёд.

Как правило, за конкретной мордовской деревней закреплялось несколько ухожеев, зачастую за десятки километров вглубь дремучих лесов. Иногда один бортный ухожей могли посещать бортники – "судеревщики" сразу из нескольких деревень. Возможно, такие совместные посещения борти приводили к крепким связям между селениями в дальнейшем, как, например, могло произойти с камкинской и сычесевской мордвой, между которыми заключалось всегда много брачных союзов.

Бортники вдали от дома вероятно проводили очень много времени, основывая на время работ лесные домики-заимки, где также охотились, рыбачили, занимались смолокурением.

Опираясь на труд краеведа Евгения Парадеева Писцовая книга В. Киреева И Г. Молчанова 1677-1678 гг. и другие сведения об арзамасском уезде 16-17 ВВ. я попытался отметить на карте основные бортные ухожеи камкинской мордвы в XVII веке. Кроме того, сведения об ухожеях камкинской мордвы встречаются в писцовых книгах Алатырского уезда.

Многие бортные ухожеи можно идентифицировать по названиям рек, которые сохранились неизменными до нашего времени, или по старинным географическим картам. Но некоторые ухожеи уже не удается обнаружить на местности, так как для этого не хватает сведений в писцовых книгах и нужно искать другие источники.


К бортным ухожеям мордвы деревни Камкиной в XVII веке (а может быть и гораздо раньше) относились:


1) Позакуженский (Пузакуженский) ухожей (также Некшей помра) – возможно, располагался на территории совр. Лукояновского или Починковского районов;

2) Ухожей на речке Чевардоме (реки Сухая и Мокрая Чеварда в Лукояновском районе);

3) Ухожей на речке Умочи до Алатырских верхов и поляны Кинялгуши (совр. территория от пос. Стеклянный до д. Каналгуши, включая г. Первомайск);

4) Панзельский ухожей (совр. речка Панзелка в Лукояновском районе);

5) Ошукомский (Вашуковский) ухожей – месторасположение точно не определено, я предполагаю, что он был на речке Вышковке Первомайского района;

6) Ухожей на Кстомолее – месторасположение не определено (южнее села Печи Лукояновского района есть овраг Ягодный (кста - "земляника" на эрзянском языке); около с. Ризоватово Починковского района есть овраг Клубничный, но эти варианты требуют уточнения)

7) Сераловский ухожей – месторасположение не определено (около села Ризоватово Починковского района есть овраг Саралей, но это требует уточнения)

8) Ухожей Велевяск (Велвялск) помра – месторасположение не определено


Судя по расположению бортных ухожеев на местности, где до сих пор произрастают обширные липовые рощи, и многие названия рек и оврагов несут в себе эрзянский корень "Пекш / печ" – "липа", предки наши добывали самый ароматный и наивкуснейший липовый мёд.

Дальность расстояний от деревни Камкины до ухожеев (около 50 км) не должна нас смущать, так как в то время мордва не очень активно занималась земледелием, предпочитая более экономически выгодные лесные промыслы. Лишь хищническое истребление лесов в результате распространения поташного производства в XVII-XVIII веках подорвало основу пчеловодного и прочих лесных видов деятельности для жителей мордовских деревень, которым пришлось перейти к оседлому образу жизни и осваивать земледелие и другие ремесла. В Кошелихе со временем крестьяне обучились портному ремеслу и опять стали уходить в далёкие края для заработков, как их предки уходили когда-то в свои бортные ухожеи, сохраняя трепетную любовь к природе, свой гордый нрав и свободный дух, преодолевая необозримые пространства.

Прикрепленный файл: 2.jpgБезымянный123.jpg, 897396 байт
Лайк (4)
Velem1980

Сообщений: 402
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 427
7) Сераловский ухожей – месторасположение не определено (около села Ризоватово Починковского района есть овраг Саралей, но это требует уточнения) Или это Саровские берега , Саров восходит к сорную « сар» мы ж не знаем как все речушки назывались.
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 21 22 23 24 25 * 26 27 28 29 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian
Вверх ⇈