Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Кошелиха (Камкина Мордовская)

история села

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 18 19 20 21 22 * 23 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Об экономическом положении мордвы деревни Камкины в середине XVIII в.



В Арзамасском уезде положение крестьян в новокрещенских землях было настолько плачевное, что они напоминали властям об обещанных им льготах за крещение, так как не могли заплатить долги и причитающиеся текущие налоги из-за бедности. С 1730 по 1741 г. на новокрещеных жителях деревни Камкино числился долг 643 руб. 75 коп., деревни Большой Макателим - 941 руб. 29 коп., деревни Малый Макателим - 525 руб. 95 коп.

В целом же росписные списки свидетельствуют об общем ухудшении положения дворцовых крестьян Примокшанья в 30-х - 40-х гг XVIII в.



Источник: Н.В. Заварюхин, "Государева вотчина на Мокше в XVII-XVIII вв.", Изд-во Мордовского университета, 2006 г.
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Н.М. Щегольков о крещении Фёдора Догады



Вот уж упущение с моей стороны, не заметил в своё время сведений о крещении мордвы деревни Камкиной в книге Николая Михайловича Щеголькова "Исторические сведения о городе Арзамасе", где сказано следующее:

"20 июня 1731 г. в Троице-Сергиевой лавре принял святое крещение мордвин Федор Догада, сделавшийся впоследствии просветителем мордвы в Арзамасском уезде. Через 9 лет после своего крещения он успел мало по-малу обратить в христианскую веру всю свою мордовскую деревню Камкино, принадлежавшую к Арзамасск. уезду и сделавшуюся с того времени селом".

Правда, Фёдор Догада был крещён в московском Богоявленском монастыре, а указание на Троице-Сергиеву лавру видимо связано с тем, что в это время настоятелем лавры был архимандрит Варлаам (Высоцкий), крестивший Догаду. К тому же деревня Камкина не стала селом, так как церковь не построили, а мордву приписали к церкви села Павловского. Но всё же очень приятно, что сведения о нашем селе содержатся в столь уважаемом труде по истории Арзамаса.



Источник: Н.М. Щегольков, "Исторические сведения о городе Арзамасе", 1911 г., стр. 83



На фотографии: Н.М. Щегольков (фото с сайта http://arzhistory.cerkov.ru)


Прикрепленный файл: cover.jpgzeg3.jpg, 518827 байт
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Картина художницы Марины Антоновой с видом школы (бывшей церкви) села Кошелихи


https://vk.com/id352373446?z=p...6_00%2Frev

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Учитель В. А. Золотницкий с семинаристами Самарской духовной семинарии, совершающими паломничество в Саровский монастырь. Кошелиха, 14 июня (по стар. стилю) 1904 г.



Источник: "Самарские епархиальные ведомости", № 24, 1905 г.

Прикрепленный файл: Буфер обмена01.jpg
Лайк (1)
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Карта Арзамасского уезда Ивана Шехонского и Степана Орликова, 1730-е годы



Кошелиха указана как "Камкино Мордовское"



Источник: gallica.bnf.fr



Прикрепленный файл: Карта.jpg
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Генеральный план Ардатовского уезда Нижегородской губернии 1800 года



Замечательная карта, которая соотноситься с "Экономическими примечаниями к атласу Ардатовского уезда Нижегородской губернии"

Второе название Камкиной записано как "Кавалиха". Пока что мне трудно судить, ошибка ли это картографа или действительно такое название существовало непродолжительное время.

Самое интересное, что на плане под № 356 указана поляна Дмитриева, то есть с определённой вероятностью тут или где-то рядом могла располагаться изначально деревня Камкино (Дмитриево тож) до пожара 1617 года.


- Генеральный план Ардатовского уезда

- Генеральный план Арзамасского уезда


Прикрепленный файл: Карта 2.jpg
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Приказ о назначении Волотова В.А. директором Кошелихинского спиртзавода

Приказ от 13 октября 1937 года


Согласно базе данных "Мемориал" предыдущий директор Кошелихинского спиртзавода был репрессирован:

ГАЛАНИН ПЕТР АНДРЕЕВИЧ, 1895 г.р., уроженец Семеновский р-н, д. Быстрена, русский, директор Кошелихинского спиртозавода

Проживал Первомайский р-н, п. Кошелиха

Арестован 29 октября 1937, осуждён Горьковским облсудом по ст. 58-10 ч.1, 182 ч.1

Приговорён к 5 г. лиш. св., 5 г. п/п. Решениее отм. 02.1939 г. , дело дослед. осв. 26.04.1939 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Карнаухов Александр Леонтьевич – активный участник сопротивления и восстания узников концентрационного лагеря Бухенвальд



Александр родился 28 августа 1906 года в селе Кошелихе в семье крестьян Леонтия Григорьевича и Евдокии Фёдоровны Карнауховых.

Перед войной проживал в городе Новосибирске, работал инженером-технологом пушного производства.

На второй день Великой Отечественной войны, как офицер запаса, призван в действующую армию, где служил младшим воентехником миномётной батареи 776 стрелкового полка 214 стрелковой дивизии.

10 октября 1941 года в сражении под Вязьмой в ходе попытки прорыва из кольца окружения раненым попал в плен к фашистам.

В лагерях для военнопленных он совершал побеги и вёл антифашистскую пропаганду, за что был заключен в концентрационный лагерь Бухенвальд.

Работая в лагерной больнице, Карнаухов был вовлечен в подпольную организацию.

Смелый и находчивый, он принёс большую пользу подпольной антифашистской организации: снабжал бензином изготавливавших бутылки с самовоспламеняющейся смесью; добивался освобождения от работы сотням ослабевших товарищей, спасая их от верной гибели на каторжных работах, а также оказывал содействие в прямом спасении присужденных к смертной казни. Участвовал в восстании 11 апреля 1945 года.

К сожалению, за свой подвиг Александр Карнаухов не удостоился государственной награды, тем более важны для нас сохранившиеся воспоминания участников восстания, которые я привожу ниже:


«Советские врачи военнопленные Л. Суслов, А. Гурин, А. Карнаухов (умер в 1953 году), Г. Бойко и другие, назначенные в лагерную больницу, оказывали немалую медицинскую помощь заключенным. По заданиям центра они устраивали отдых тем, кто погибал от непосильного труда. Таких заключенных под видом тяжело больных определяли на стационарное лечение. Здесь они отлеживались, получая дополнительное питание. Временный отдых несколько восстанавливал силы совершенно истощенных людей. За 9 месяцев 1944 года более 800 русских заключенных получили временное освобождение от работы благодаря стараниям подпольной организации. В том же году примерно столько же человек получили медицинскую помощь. Все это убедительно говорит о том, каков был размах подпольной работы советских узников в Бухенвальде,

С громадным риском были связаны действия подполь­щиков, направленные на спасение людей, которым грозила смерть. Вот заключенный приговорен к смерти. Избавление кажется немыслимым в лагере, специально приспособленном для того, чтобы убивать. Но вот какие-то подспудные силы совершают чудо: человек, обреченный нацистами, вдруг уцелевает. Так было, например, с руководителем советского подпольного центра в Бухенвальде И. Симаковым.

Весь сложный механизм подполья приводился в действие, если кому-либо из антифашистов грозила расправа. «Держись, друг, мы поможем тебе», — слышал приговоренный в ужасные минуты ожидания смерти. И помощь приходила. Конечно, в обстановке массовых казней спасать удавалось лишь одиночек.

Чтобы спасти товарища от верной смерти в условиях концлагеря, требовалась большая изобретательность и сметка. Центр русской подпольной организации, имевший крепкие связи с немецкими антифашистами, проникшими в канцелярию лагерного гестапо, заранее узнавал, кому из русских грозит смертная казнь. Такого заключенного клали в больницу под предлогом опасного заразного заболевания. Мнимому больному давали номер кого-либо из умерших, а товарищи, работавшие в канцелярии гестапо, вносили соответствующие записи в регистрационные карточки. Спасенного немедленно включали в один из транспортов, выезжающих в какой-либо филиал Бухенвальда. Порой удавалось чуть ли не из-под носа эсэсовцев вырывать приговоренного к смерти.



Кроме самодельных гранат, подпольщики изготовили более 200 бутылок с горючей жидкостью. Это дело было возложено на Н. Сахарова, А Карнаухова, П. Лысенко и других. С помощью русских и немецких заключенных, работавших в лагерной больнице, они достали большое количество пробирок, которые вставлялись одна в другую. Пробирки заполнялись воспламеняющимся составом, заключались в бутылку с горючим, которая крепко закупоривалась.

Испытание действия пробирок с воспламеняющимся составом происходило в уборной барака № 44. Испытание дало хорошие результаты.

Громадные усилия советских узников Бухенвальда в собирании оружия не пропали даром. Когда наступил час восстания, все оружие пошло в ход. И как горды были повстанцы, держа в руках все эти выкраденные по отдельным деталям у фашистов пистолеты и винтовки, эти своими силами сделанные гранаты!..»



Василий Красноперов, «Подпольщики Бухенвальда»


* * *

«Запаслись мы и бутылками с горючей смесью. Рецепт самовоспламеняющейся жидкости составил полковник химических войск Николай Тихонович Потапов. В добыче сырья и снаряжении бутылок решающую роль сыграли подпольщики Александр Карнаухов и Николай Сахаров. Им деятельно помогали многие русские заключенные, работавшие в лагерной больнице.

«Полигоном» для испытания бутылок выбрали кирпичную уборную малого лагеря. Ночью член военной комиссии интернационального центра Генрих Штудер провел испытание и сообщил, что стеклянный снаряд действует безотказно. Это было сигналом для начала массового изготовления бутылок с зажигательной смесью.



Помимо моей группы в ревире существовали и другие русские подпольные ячейки. Одной из них руководил Александр Леонтьевич Карнаухов. Работая на амбулаторном приеме, он так же, как и мы, снабжал подпольщиков лагеря «сырьем» для изготовления самовоспламеняющейся смеси. Карнаухов добивался освобождения от работы десятков товарищей, спасая их от верной гибели на каторжных работах».



Николай Симаков, «Бухенвальд — это тоже фронт»


***

«В это же время в большом ревире группа химиков – полковник Николай Тихонович Потапов, Николай Сахаров и мой друг Александр Карнаухов – составляет горючие смеси для бутылок и испытывает их в каменной уборной малого лагеря.

Об Александре Леонтьевиче Карнаухове не могу не сказать особо, к этому человеку у меня на всю жизнь осталось глубокое уважение.

Встретились мы с ним в Бухенвальде. Слышу я как-то на блоке:

– Говорят, здесь живет мой друг Иван Иванович.

– Тебе какого Ивана Ивановича? Если подполковника Смирнова, то здесь он, у нас.

– Вот-вот. Покажите мне его, братцы.

Ко мне подходит скелет, обтянутый кожей, но узнать можно:

– Тебя ли вижу, Александр Леонтьевич?

А он как обнимет меня за шею костлявыми руками, да как закричит:

– Неужели ты жив, Иван Иванович!

Стоим, держим друг друга, трясем в объятиях, а слезы сами текут. И удержать их нет возможности. На что уж мои товарищи по блоку – люди, всего повидавшие, смутились, отошли… В тот вечер мы поговорили немного. Александр Леонтьевич ушел на свой 25-й блок. А я все думал о нем, все сравнивал наши судьбы и тогда еще раз почувствовал скромное величие этого человека. Я дал себе слово – всем, чем только можно, помочь ему.

Мы познакомились с ним в госпитале какого-то лагеря военнопленных. Он едва раздышался тогда. Но чуть-чуть окрепнув, стал проявлять живейший интерес ко всему, что происходило вокруг. Время было, пожалуй, самое тяжелое – зима 1941 года. Сведения о положении на фронте до нас доходили самые неутешительные и противоречивые, но Карнаухов – больной, беспомощный, оскорбленный всей этой кошмарной обстановкой – не позволил себе ни разу усомниться в нашей победе и категорически отвергал все предложения служить немцам. И тогда еще, глядя на него, я думал: откуда берутся у него душевные силы? Ну, я военный, с юности приучал себя ко всяким тяготам солдатской жизни, к лишениям, физическим трудностям. Знал, что война – тяжелая штука, можно всего хлебнуть, и в плену страдал больше морально, чем физически. А Карнаухов – человек сугубо гражданский, интеллигентный, придавленный физическими страданиями, холодом, грязью, обнаженной грубостью этой борьбы за кусок хлеба и котелок баланды. За себя он не умел бороться. У него можно было отнять его пайку хлеба, он не мог пустить в ход кулаки, защищая себя. Но зато никто не сумел бы поколебать его убеждения, его достоинство советского человека.

Каждый вечер молчаливый санитар приносил нам целый котелок брюквенного супа. Кто проявлял такую заботу о нас, мы так никогда и не узнали. Спрашивали об этом санитара, врачей – все качали головами: не знаем, мол.

Мы хлебали баланду с великим благоговением и осторожностью (чтоб не пролить ни капли). Черпнув несколько ложек темноватой жижи, Александр Леонтьевич стучал по краю котелка. Это значило: таскай гущу. И всякий раз, посмеявшись, мы торжественно приступали к этой «операции».

Однажды, заканчивая трапезу, Карнаухов сказал:

– Тебе известно, Иван Иванович, что я инженер-химик? Так вот: после войны буду много работать и копить деньги, а на эти деньги скуплю все семена брюквы и сожгу их, чтоб не было на свете этого проклятого овоща.

Эх-ма, мы еще способны были воспринимать юмор! Я ответил тогда:

– Однако ты заявил об этом тогда, когда котелок почти опустел, а не тогда, когда подсаживался к нему.

Хороший человек Карнаухов и пойдет на любое дело, если прикажет подпольная организация. Он не член партии, но здесь, в немецких лагерях, не партийный билет, а голос совести определял поведение человека.

Об этом я и сказал на одном из заседаний политического Центра.

С помощью Эрнста Буссе, старосты лазарета, к которому мы часто обращались за содействием, Карнаухов как химик был определен в лабораторию. Я познакомил его с Генрихом Зудерландом, с русскими врачами Алексеем Гуриным и Леонидом Сусловым. Александр Леонтьевич прижился в лазарете, да и не только прижился, а стал активным членом подполья среди медиков. А главное – действовал в группе, изготовляющей бутылки с горючей жидкостью. Бутылки, пробирки для запалов, горючее для смесей – все поставлял лазарет, и лаборант Карнаухов изощрялся в «организации» материалов более, чем кто-либо другой.



Капитан Балль снова холоден, он готов встать с кресла, но я удерживаю его вопросом:

– Позвольте обратиться к вам с просьбой.

Вежливый кивок головой.

– В лагере несколько тысяч больных. Им нужна неотложная медицинская помощь. Лазарет не может вместить всех. Прошу вас отвести в военном городке несколько казарм под госпиталь. Врачи и санитары у нас есть, но медикаментов не хватает и с питанием неважно.

Этот вопрос капитана не затруднил:

– Под госпиталь занимайте свободные помещения. О медикаментах и продовольствии скажу, когда узнаю наши возможности.

Едва я передал медикам разрешение капитана, как санитарная служба под руководством Алексея Гурина, Николая Тычкова, Леонида Суслова, Александра Карнаухова начала собирать больных, инвалидов, истощенных и перетаскивать их в эсэсовские казармы, где спешно развертывался госпиталь».



Игорь Смирнов, «Бухенвальдский набат»


***

«На встречах бывших бухенвальдцев, как повелось, поднимали рюмки в память о всех погибших в Бухенвальде. Второй тост всегда - памяти Эрнста Буссе и Александра Карнаухова.

...

По рекомендации подпольного комитета капо лазарета стал Эрнст Буссе, депутат рейхстага от компартии, с 1933 года узник каторжной тюрьмы в Касселе, концлагерей Лихтенбург и Бухенвальд. Помогал ему офицер Красной армии Александр Карнаухов.

Подпольщики, работавшие в канцелярии, по своим каналам узнавали о тех, кого по прохождении регистрации вызовут по лагерному радио к третьему окну на "браму", то есть на казнь. В исключительных случаях подпольный комитет принимал решение о спасении намеченной жертвы. Этого человека без промедления переправляли к Эрнсту Буссе. Там подбирали похожий труп, которых хватало. Затем перешивали номер покойника живому, а номер живого сообщали как умершего. При этом устраивали этого спасенного на "транспорт", отправляемый в один из многочисленных филиалов Бухенвальда, от греха подальше. Доподлинно известно, что с сентября 1941-го по 11 апреля 1945 года только из числа советских граждан с помощью Буссе и его команды подменили личные номера 26 заключенным.

К приходу американских танков в середине дня 11 апреля подпольные интернациональные роты освободили Бухенвальд, десятки тысяч узников обрели свободу. А спустя пять лет после освобождения и возвращения на родину бухенвальдцев на Лубянке "раскрыли" преступную группу, которая "в Бухенвальде действовала в подпольной антисоветской организации". Прокатилась волна арестов, достигшая Восточной Германии. Почти все активисты Бухенвальдского сопротивления после фильтрации повторно оказались за решеткой. Их допрашивали с пристрастием, были такие, кто ломался, оговаривал себя и своих товарищей. Выжившие получили реабилитацию, выслушали вежливые извинения, их приодели, купили железнодорожные билеты, проводили до вагона.

Эрнст Буссе погиб в лагере под Норильском в 1952 году.

Александр Карнаухов скончался в Магадане на руках у разжалованного генерала, севшего за то, что защищал честь Георгия Жукова в годы его первой опалы. Этот бывший генерал и сообщил бухенвальдцам весть о смерти Карнаухова и Буссе...»



Лев Фуриков, сборник «Кино на войне»




Другие источники:


- Журнал «Исторический архив», выпуск 6, 1957 год (здесь есть указание на место рождения А.Л. Карнаухова - село Кошелиха Горьковской обл.)


- Сайт "Память народа" (есть фотографии А.Л. Карнаухова)

- Архивный фонд Новосибирской области (есть фотография А.Л. Карнаухова)



На фотографии ниже: мемориал участникам восстания в Бухенвальде


Прикрепленный файл: 427.jpg
Лайк (2)
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Нападение кошелихинских разбойников на Саровский монастырь



Из исторических документов известно о нескольких нападениях разбойников на Саровский монастырь - в 1706, 1712, 1714 и 1731 годах, и, пожалуй, самом известном нападении в 1804 году на святого преподобного старца Серафима Саровского.

Нападения совершались разбойничавшими крестьянами из ближайших к монастырю селений: Кремёнок, Елизарьева, Сарминского Майдана и Кошелихи, которая в то время называлась Камкина. К сожалению, в описании нападений зачастую не уточняются сведения по годам, из каких сёл были нападавшие разбойники, возможно даже, что состав разбойничьих шаек был смешанный из жителей разных селений и просто пришлых «гулящих» людей.

Саровский лес являлся «логовом» разбойников ещё задолго до появления на этих землях монахов. Этому способствовал сам характер местности - по большой дороге из Темникова в Арзамас везли купцы свои товары, искушая нищих крестьян из окрестных селений поживиться на «лихом деле», дремучие леса и болота позволяли сколь угодно долго скрываться от преследования правительственных войск. Недаром в этих лесах разбойники промышляли вплоть до XX века, здесь же скрывались активные противники советской власти во время и после Гражданской войны, прятались дезертиры во время Великой Отечественной. По рассказам местных жителей, в лесу ещё видны следы разбойничьих землянок.

Саровский же монастырь в период своего становления представлял из себя лёгкую и в тоже время заманчивую для нападения разбойников цель. Окрестные крестьяне, давно уже хозяйничающие (и разбойничающие) в этом глухом краю, с ревностью восприняли на своей земле непрошенных гостей - монахов. К тому же монахи, жившие на пожертвования верующих и средства из монастырской казны, будоражили воображение крестьян образом огромных богатств, так что у полуголодных людей не было моральных сил бороться с желанием прибрать (пусть даже и грубой силой) часть этих сокровищ.

Само заброшенное древнее Саровское городище привлекало к себе интерес крестьян, считавших, что здесь в земле сокрыты древние клады. Так, один из первых иноков, проживавших на городище - Феодосий, рассказывал крестьянам о дивных знамениях на городище: иногда слышался звон колоколов, иногда же некое осеяние покрывало гору и как бы небесный свет сходил на неё и почивал на ней. Крестьяне, слушая это, и полагая, что знамения показывают сокрытый клад, принимались искать, но ничего не находили. Следом за Феодосием другой саровский инок - Герасим, рассказывал крестьянам о колокольном звоне на горе, от которого она вся содрогалась. Крестьяне ещё больше уверились, что здесь сокрыт клад. Собравшись в значительном числе, копая в том месте, откуда со слов инока слышался звон, нашли они шесть каменных крестов, и один медный крест-складень.

Тут же в описании жития инока Герасима встречаем мы и сведения разбойниках, которые приходили к его землянке делить награбленную добычу, в связи с чем ему пришлось покинуть Саровское городище. Таким образом, «лихие люди» облюбовали городище для своих преступных сходок гораздо раньше монахов, и вполне «законно» считали это место своим. Монахам требовалось большое мужество, чтобы бросить вызов разбойникам и основать на городище монастырь. В последующие годы, претерпев много обид и страданий, победителями в этой борьбе за право обитать на городище вышли монахи. Но в начале им не на кого было опереться, кроме тех же окрестных крестьян, которых со временем монахи сумели расположить в свою пользу и воспитать в них ревностных христиан. Постоянная военная охрана монастыря появилась только в 1780-м году и состояла из одного офицера и шести рядовых инвалидов.

Как ни странно, но нападения разбойников на монастырь могли поощряться местными помещиками, которые прекрасно понимали, что в будущем соседство с монастырем грозит им проигранными судебными тяжбами из-за земельных и лесных угодий, ведь в монахи часто шли грамотные люди из благородных семей, хорошо разбирающиеся в законодательстве того времени. Здесь показателен длительный судебный спор монастыря с помещиками Полочаниновыми из-за земли, в котором верх одержали монахи.

Также разгулу разбойников в начале XVIII века и их нападениям на Саровский монастырь мог поспособствовать общемировой природный катаклизм - на этот период пришёлся пик малого ледникового периода в Европе, когда низкая активность течения Гольфстрим совпала с наиболее низким уровнем солнечной активности. Это явилось основной причиной неурожая и голода в среде крестьян в течение нескольких десятилетий (на частые неурожаи в наших краях указывал в своём письме императрице мордвин Фёдор Догада). Например, в голодные 1734-1735 годы, в Нижегородской губернии крестьяне питались гнилою дубовой корой, ели дубовые жёлуди и т. п.

По моим предположениям и по некоторым косвенным данным, разбойное нападение кошелихинцев на Саровский монастырь произошло в 1731 году.

20 апреля (по старому стилю) 1731 года разбойники подошли к монастырю с вечера и скрылись во рву, окружавшем когда-то город Сараклыч. Когда отблаговестили к заутрени, разбойники вошли в монастырь и прямо пошли в церковь, где начали бить монахов дубьем и колоть рогатинами, причем одного убили и многих изувечили, но некоторые успели спастись, вылезши из церкви чрез окна. Разогнав монахов, разбойники угнали 7 лошадей, на которых вывезли много награбленного имущества, кроме того перебили и переломали много церковной утвари.

Первоначальник Иоанн писал: «Ворвавшись в церковь во время утрени, где были все братия, многолюдством с рогатинами и ружьями, почали нас бить и увечить смертельными побоями, и от того их разбойнического бою и страху некоторые из нас бросились в окна, некоторых же они, разбойники, поймав, били и увечили, рогатинами кололи, и ныне они лежат при смерти».

Вскоре был пойман и главный зачинщик нападения - мордвин Мореска Тихаев, известный в то время разбойник, открывший и своих соучастников. На этом Мореске Тихаеве хотелось бы остановиться подробней, так как мордвин со схожими именем и отчеством проживал в то время в деревне Кошелихе. Во второй ревизии находим такую запись: «Дмитрий Тихонов, а он Маресь, 30 лет, бежал в 1732 году». Не потому ли он бежал из деревни, что его разыскивали по подозрению в причастности к разбойному нападению? К тому же отчество Тихонов вполне могло быть переиначено на мордовский лад как «Тихаев».

Кроме того, описание разбойного нападения должно сожержаться в архивных документах РГАДА в фонде "Арзамасской провинциальной канцелярии" за 1730-1731 годы, но мной пока не обнаружено.

Удивительно для меня то, что нападение кошелихинцев на Саровский монастырь полностью совпало со временем крещения в московском Богоявленском монастыре их односельчанина Фёдора Догады, что явилось определённой вехой не только в истории деревни Кошелихи, но и всего мордовского населения Присаровья. Вероятно, Фёдор Васильевич принимал решение креститься, уже зная о совершенном его соплеменниками преступлении и предвидя негативные последствия этого события для всех своих земляков, ведь принцип круговой поруки в то время означал, что за поступок одного жителя деревни будет подвергнута наказанию вся сельская община. А здесь преступление было совершено даже не одним лицом, а коллективно, что отягощало общую вину. Но чем темнее времена, тем сильнее тяга человека к свету, в данном случае - к свету христианской веры. Остаётся только в очередной раз констатировать, что неисповедимы пути Господни, и таким замысловатым образом судьба деревни Кошелихи оказалась вплетена в славную историю Саровского монастыря. И невольно эта история заставляет нас задуматься над словами из Писания, что первым в рай попал раскаявшийся разбойник.



Источники:

Н.М. Щегольков, «Исторические сведения о городе Арзамасе», 1911 г.

«Саровская общежительная пустынь. Подробное описание», 1908 г.

Изображение: икона XIX века "Нападение разбойников на преподобного Серафима Саровского" (изображение воспроизводится по изданию: Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. М.: Прогресс, Традиция, 1995 г.; взято с сайта https://www.icon-art.info)


Прикрепленный файл: 03363_hires.jpg
Лайк (4)
Domitian
Модератор раздела

село Виняево Арзамасского района
Сообщений: 841
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 695
Именной список 902 русских военнопленных, жителей центральных губерний России, отбывающих из лагеря Ульм 28 июня 1920 г. в 9 часов 10 минут вечера в город Штеттин для дальнейшего следствия в Россию:

№203 Аникин Алексей личный номер 18886, родился 1883 года 20 мая, Нижегородская губерния, Ардатовский уезда, Кашелиха, пленен 12 января 1917 г, женат, 4 детей, № отправления 84303, примечания - портной
---
Ищу любую информацию по с. Виняево Ардатовского (Арзамасского) уезда и его жителях
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 18 19 20 21 22 * 23 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian
Вверх ⇈