Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Кошелиха (Камкина Мордовская)

история села

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 12 13 14 15 16 * 17 18 19 20 ... 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian
Velem1980

Сообщений: 402
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 427
Спасибо. Оп. Д.1719 - это деревня Камкина. Совр. Комкино.
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357

Domitian написал:
[q]
Челобитная мордвина д. Большого Макателема В. Девятова по делу об отказе мордвина д. Камкины К. Анамасова взять его сестру замуж за сына по закону и увезшем её насильно 1708 г.
[/q]


Спасибо! Очень интересные сведения, подтверждающие существование у мордвы д. Кошелихи-Камкиной (и вероятно других мордовских селений этой местности) обычая похищения (увоза) невесты.


Подробно этот обычай описывает В. Майнов в книге "Очерк юридического быта мордвы", спб, 1885 г.:


"Отличительной чертой мордовской жизни являются браки увозом, «самокрутки», как называют их окрестные русские, и «лисезь», как называет их сама мордва. Лисезь, как ни старалось начальство искоренить их, до сих пор не покинуты народом, и последний до такой степени облюбил этот способ сочетаться браком, что платит огромные сравнительно деньги за то, чтобы священник согласился повенчать самокрутку. Прежде, во времена оны, конечно жених ночью подбирался к дому своей возлюбленной, заставал её врасплох, схватывал её и увозил к себе в дом; девушка вероятно не давалась, отбивалась, кричала, звала на помощь, к ней на выручку являлись её родственники и только с бою удавалось влюблённому взять подругу своей жизни. Что всё это было именно так мы находим намёки в тех обрядах, которые считаются необходимыми при нынешних самокрутках, хотя и утеряли своё стародавнее значение и исполняются без отдавания себе отчёта в том, что все они не имеют уже теперь никакого смысла. Теперь парень любится, положим, с девушкой и сговариваются они повенчаться; вопрос о том, говорить ли о их решении родителям, решается тут же между ними и в большей части случаев в том смысле, чтобы предупредить стариков, что, конечно, указывает уже на порчу обычая, на его «переживание», как говорит Тайлор. Парень, или отец его (а этого последнего уже во всяком случае предупреждают, так как иначе молодым некуда было бы после венца приехать) отправляются к священнику на переговоры. Обыкновенно является мордвин и топчется на месте, не решаясь напрямки объявить, для чего он пришёл. Если священник не рьяный, то дело решается очень скоро и просто; в противном же случае мордвин изгоняется и отправляется искать священника попроще, а таковые известны по всей округе. Иногда случается и теперь (а прежде вероятно было всегда), что девушка не согласна на брак «лисезь», но такие случаи до такой степени редки, что их знают наперечёт. Тем не менее, в доказательство того, что «лисезь» совершался прежде без согласия девушки, можно привести то, что последняя во время езды употребляет все средства, чтобы отбиться от увозящего её парня. Ввечеру в хате у жениха всё прибрано и готово к принятию поздней, но желанной гостьи; со священником переговорили и в цене сошлись. Часам к 12 ночи на дворе у жениха собрались его друзья в числе 10-15 человек на трёх или четырёх тройках и ждут первых петухов, с криком которых вся компания ударяет по лошадям и скачет. Петуший крик - добрый знак: Мастор-Паз, бог земли мордовской, муж оплодотворитель Ведынь-азар-авы, проснулся и идёт к своей супруге. Похитители едут в невестину деревню, жених идёт за своей зазнобой, хватает её поперёк тела и бежит со своей ношей к тому месту, где оставлены товарищи и кони, а невеста всё это время щиплется, плюётся, царапается, щекочет своего суженого и чем более она старается, тем желаннее она делается для будущего её обладателя, тем сильнее прижимает он к своей груди драгоценную ношу. Наконец жених у телег, при помощи приятелей он набрасывает невесте на голову намётку, сажает в одну из телег, и тут начинается сумасшедшая скачка; дома между тем, быть может, хватились девушки, поискали и порешили, что дело не ладно - наверное девку увезли. Собирается погоня, наскоро сзывают шабров, и чем лучше девка, тем больше является защитников; со своей стороны и жених, если девка особенно хороша, набирает с собой побольше приятелей. Погоня или не успевает нагнать похитителей и тогда возвращается домой ни с чем, или же, напротив того, настигает женихов поезд и тогда случается нечто вроде побоища, которое заканчивается иногда не совсем счастливо для принявших в нём участие; фонари, ломка зубов, а иногда и порча рёбер - вещи весьма обыкновенные. Наконец запасливый жених, верно рассчитавший, сколько народа надо взять, чтобы отбиться от погони, и действительно от неё отбившийся, является к церкви; товарищи берегут невесту где-нибудь в укромном месте, а жених идёт за священником; брак совершается и самокрутка обвенчана. Благодаря значительности русского влияния у эрзи, реже и реже приходится наблюдать самокрутки, но конечно в тех местах, где обрусение ещё не сказалось в сильной степени, самокрутки бывают у эрзи. Так, например, в селе Борцове (Нижег. уезд) последняя самокрутка справлена в 1866 году, а в Арманихе того же уезда - в 1873 году, тогда как в Сескиной (того же уезда) - ещё на Красную горку 1877 г. венчалась самокрутка, но не у местного священника. В Арзамасском уезде в Чувахлеи самокрутку помнят в 1874 году, а в Лукояновском, на р. Пьяне, они до сих пор практикуются и притом гораздо чаще браков обыкновенных. Самарская эрзя уверяла, что старики их венчались ещё самокрутками, а сами они - «как и все прочие христиане». Вот в этой-то фразе и заключается объяснение, почему эрзя оставляет этот самобытный обычай; русские смеются над самокрутками, считая их безбожными, совершаемыми «не по Христианской, а по мордовской вере», а эрзя хочет казаться христианами, на вопрос: «Что за люди?», отвечает: «Русины», и чурается своей «мордовской веры», к которой прибегает лишь в крайних случаях. Напротив того, мокша чаще всего брачится самокруткой, причём наиболее часто случается, что со стороны невесты согласия нет, и девушку берут силой (Мамалаево, Красносл. уезд). Чем обособленнее живёт мокша, чем менее в её соседстве русских, тем чаще встречаются самокрутки и до такой степени, что обычай этот распространён и среди той эрзи, которая поселилась о бок с мокшей, как это случилось, например, в Городищенском уезде, Пензенской губернии, где представители обеих отраслей мордовского народа живут смежно. Причину самокруток определить довольно трудно, так как существование оных нельзя объяснить ни экономически, ни настоящими религиозными требованиями. За самокрутку приходится заплатить священнику гораздо дороже, нежели за обыкновенную свадьбу, а затем, по совершении обряда, на пропой уходит опять таки более денег, так как родители молодой артачатся и спаиваются весьма старательно; следует, кроме того, заметить, что самокрутки идут прямо наперекор установившимся церковным обычаям и начинают соблюдаться в настоящее время с большими трудностями, так как число священников, соглашающихся венчать подобные браки, с каждым годом всё более и более уменьшается. На этом основании начало и причину самокруток следует искать в глубокой древности, в былых мифологических воззрениях мордовского народа. Самокрутка вовсе не влечёт за собой каких-либо особенных последствий и всё дело ограничивается колоссальной попойкой, которая устраивается в доме молодого для родителей и родственников молодой. Сначала отец делает вид, что не хочет входить в избу своего свата, ломается, шумит и требует обратной выдачи своей дочери. С поклонами, с уговорами выходит к нему навстречу отец молодого, упрашивает его не сердится, хвалит свою невестку и говорит, что тем она, значит, лучше, если сама, без чьей-либо помощи, нашла себе мужа. Тут же у вереи выпивают, мало по малу отец похищенной смягчается и его под руки уводят в избу. То же самое повторяется и с матерью молодой, которую, впрочем, уговорить окончательно по обычаю нельзя, и её силой вносят в избу или братья, или приятели молодого (Мамалаево, Красносл. уезд, Пенз. губ.; Верхис, Инсар. уезд, Пенз. губ., Кемешкерь, Кузнец. уезд, Сарат. губ.). Жалоб никто не запомнит, да некому и жаловаться, так как первая инстанция - старики, и слушать не станут жалобщиков, находя самокрутку вполне естественной и даже желательной для своих дочерей."

Velem1980

Сообщений: 402
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 427
Видимо отсюда были два примечательных обряда жителей Лихачей.
1. Не выводить - а выносить невесту из дома , завернув ее в шубу, при этом она должна цепляться за печь, косяки и стены и голосить , - видимо такая имитация « самокруток».
2. Второй день свадьбы начинается с того , что ряженые и родня невесты идут искать « ярочку» , создавая шум и колотя палками по забору и воротам дома жениха , требуя вернуть ... гостям выносят угощение и это действо « офицальное» приглашение к столу.
3. А вот и ответ - происхождение фамилии Шабаров.
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
8 сентября 1889 года, около 3 часов утра, загорелся дом в имении купца Герасимова, находящемся при селе Кошелихе. Дом сгорел весь до тла с надворным строением, причём сгорели две лошади и сельскохозяйственные орудия. Пожар этот причинил убыток, простирающийся до 2324 руб.

Дознанием, произведённым по этому делу, обнаружены следующие обстоятельства. В имении Герасимова, как говорил доверенный последнего - унтер-офицер Еремычев, служил крестьянин с. Кошелихи Григорий Игонин, который был уволен за похищение хозяйского имущества. Накануне пожара Игонин был приговорен по этому делу мировым судьёй к 4-х месячному заключению в тюрьме. На пожар он прибежал первый и закричал: "Так вас и надо". На основании этих обстоятельств Игонина подозревают в поджоге, и он привлечён к ответственности.



Источник: "Нижегородские губернские ведомости", № 42, 1889 г.

Velem1980

Сообщений: 402
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 427
Так, а вот это к последнему сообщению , в части захоронений жителей Кошелихи, Павловского погоста. Вот такая табличка . А я и думал почему там Еремычевы есть.

Прикрепленный файл: C0087F19-BEB3-458C-96B4-1C2E6183CB26.jpeg
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Соймонов Александр Владимирович (1805 – 1868)



Один из кошелихинских помещиков в 1820-е годы.



Портрет взят с сайта www.rgfond.ru

Прикрепленный файл: p70623-0r.jpg
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Благодаря Владиславу (Velem1980) выявлен новый информативный источник по краеведению: "Экономические примечания к плану генерального межевания (1798 г.)"


Про Кошелиху находим здесь следующие сведения:

Деревня Камкина Кавалиха тож (в названии вероятно допущена ошибка) - владения действительного тайного советника и Коммерц Коллегии президента Михайлы Фёдоровича Соймонова;

Селение речки Пузы на левой, оврага безымянного на правой и по обе стороны отвершка безымянного, а дачею речек Сатиса на правой, Алатыря, оврагов Тухмарского и безымянного на левой и по обе стороны речек Сатиса, Арги, Пузы, Чембазлея, Умачи, оврагов Таркалея, Крупиного, Колбина, Ускова, Малого Чуртавского, отвершка речки Умочи а Алатырской вершины и безымянных;

Вешеписанные ж речки в самое жаркое летнее время бывают: шириною Сатис - в три сажени, глубиной в пол аршина, в ней рыба: щуки, окуни, ерши, язи, а Алатырь, получа своё начало из сей дачи, бывает шириной в две сажени, глубиной в четверть аршина, в них рыбы не имеется:

Жители водой довольствуются из показанной речки Пузы, из копанных колодезей, которая для употребления людям и скоту здорова;

Земля черноземистая с песком, на коей родится рожь, пшеница, овёс, ячмень, горох, греча, просо, лён, конопель, и сенные покосы хороши;

Лес строевой: сосновый, осиновый, еловый и липовый, в отрубе от шести до девяти вершков, вышиной от девяти до тринадцати сажень; дровяной: дубовый, вязовый, берёзовый, ивовый, ореховый, ильмовый, рябиновый и можжевеловый, в нём звери: медведи, волки, лисицы, куницы и зайцы, птицы: тетерева, рябчики, куропатки, журавли, соловьи, дрозды, щеглята и прочих мелких родов;

Крестьяне состоят на оброке и землю запахивают всю на себя, сверх же полевой работы упражняются в рукоделиях, сидят дёготь и продают по разным селениям, женщины же прядут лён, посконь и шерсть, ткут холсты и сукна для своего употребления и на продажу.

Лайк (1)
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Страховая оценка Троицкой церкви села Кошелихи



29 июня 1910 г.



Описание строений:


Села Кошелихи Троицкая церковь зданием вся каменная, снаружи и внутри отштукатурена;

Покрыта железом, окрашенным зелёной масляной краской;

Церковь трёхпрестольная;

Колокольни нет;

Длина церкви 17 саж. 2 арш., ширина 8 саж., высота до верха карниза 3 саж.;

На церкви имеется пять глав;

В храме больших окон - 26 шт.;

Дверей наружных - три, все обшиты железом, внутренних дверей - три, столярной работы со стеклом;

Иконостасов - три: в настоящей холодной ширина иконостаса 5 саж., высота 5 саж. 1 арш., иконостас без позолоты; в тёплой церкви два иконостаса, оба размером одинаковы: ширина иконостаса - 2 саж., высота - 3 саж. 2 арш., оба иконостаса вызолочены; оценён иконостас в 3000 руб.;

Вся церковь вместе с иконостасом оценена в 10000 руб.;

Отопляется церковь двумя круглыми в железе печами;

Церковь выстроена в 1901 году.


* * *

Караулка при церкви села Кошелихи, деревянная, крыта тёсом - длиной 7 ¾ арш., шириной 7 ¾ арш., высотой до крыши 4 арш.; 3 окна - высотой 1 ¼ арш., шириной 14 вершков каждое; 1 дверь - высотой 2 арш. 1 верш., шириной 1 арш. 1 верш.; русская печь с подтопкой, при караулке сени досчатые - длиной 5 ¼ арш., шириной 7 ¼ арш. Выстроена в 1902 году. Оценена в 100 руб., застрахована в 100 руб.


* * *

Амбар деревянный, крытый тёсом - длиной 6 арш., шириной 6 арш., высотой до крыши 2 ½ арш., одна дверь - высотой 2 арш., шириной 1 арш., выстроен в 1895 году. Оценён в 50 руб., застрахован в 50 руб.


* * *


Страховая оценка движимого имущества



27 июля 1915 г.:



Св. престолы - липовые, 3 шт., 45 руб.;

Жертвенники - липовые, 3 шт., 30 руб.;

Дарохранительницы - серебряная, 1 шт., 35 руб. / медных, 2 шт., 10 руб.;

Кресты напрестольные - серебряных, 3 шт., 125 руб. / медных, 2 шт., 10 руб.;

Св. Евангелия - в серебряном окладе, 3 шт., 165 руб. / в медном окладе, 4 шт., 50 руб.;

Чаши (потиры) - серебряные, 3 шт., 180 руб.;

Дискосы - серебряные, 3 шт., 120 руб.;

Священные блюда - серебряные, 6 шт., 20 руб.;

Звездицы - серебряные, 3 шт., 30 руб.;

Лжицы - серебряные, 4 шт., 12 руб.;

Копии - стальные, 2 шт., 3 руб.;

Купель - медная, 1 шт., 15 руб.;

Сосуды для мира - стеклянные, 2 шт., 3 руб.;

Венцы - медные, 3 шт., 19 руб.;

Светильники - медные, 32 шт., 200 руб.;

Паникадила - медные, 3 шт., 600 руб.;

Кадильницы - серебряная, 1 шт., 25 руб. / медные, 3 шт., 15 руб.;

Священнические сопрестолия (табуреты) - сосновые, 1 шт., 35 коп.;


Св. иконы (кроме находящихся в иконостасе):

- в киотах под стеклом - на лип. деках, 6 шт., 400 руб.;

- в рамах под стеклом - на лип. деках, 4 шт., 40 руб.;

- без киот и без рамы - на лип. деках, 15 шт., 40 руб.;


Одежды св. престола и жертвенника - парчевые, 6 шт., 100 руб.;

Одежды архиерейские:

- священнические - парчевые, 7 шт., 300 руб.;

- диаконские - парчевые, 3 шт., 90 руб.;

Покровы - парчевые, 20 шт., 60 руб.;

Хоругви - медные, 3 шт., 100 руб. / на сукне, 2 шт., 40 руб.;

Плащаница - по бархату шита золотом, 1 шт., 240 руб.;

Кресты выносные - деревянные, 2 шт., 15 руб.;


Киверий (сень) над св. престолом, жертвенником и др. - резной из дерева, 1 шт., 200 руб.;

Свечные конторки - деревянная, 2 шт., 40 руб.;

Шкафы - деревянные, 4 шт., 65 руб.;

Ковры - бархатные, 5 шт., 30 руб.;

Круг богослужебных книг - в кожаном переплёте, 32 шт., 150 руб.;


Колокола - медные, 6 шт., 1500 руб.;


Канунницы - медные, 2 шт., 120 руб.;



Всего предметов: 209, на сумму 5252 руб. 35 коп.


* * *

Дополнительные сведения:


Церковь каменная, крыта железом, отапливается двумя герметическими печами;

Церковное движимое имущество ранее не страховалось, в настоящее время также не застраховано;

В настоящее время, за неимением средств, страхование не предполагается.


* * *

Оценку составили:


Благочинный священник Николай Вознесенский

Благочинный священник с. Страховой Пузы Василий Радушин

Священник с. Кошелихи Николай Золотницкий

И.д. псаломщика Василий Назаринов

Псаломщик Иван Лебедев

Церковный староста Павел Карасёв, неграмотный, по его просьбе расписывались Роман Романович Маюков, Николай Соколов, Александр Комаров

Представители от прихожан: Павел Герасимович Костин, Иван Сундуков


В деле имеются подписи вышеуказанных лиц



Источники: РГИА, Ф. 799, опись 33, д. 1001, 1010

Изображение Троицкой церкви взято из группы "Кошелихинцы" на сайте "Одноклассники"


Прикрепленный файл: image.jpg
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Нашёл ещё один интересный источник по истории церкви и духовенства - газета "Церковные ведомости" (1888-1918 гг.)

В этой газете можно найти сведения по награждениям духовенства, бракоразводным процессам гражданских лиц и т. д., что позволяет восполнить пробелы из-за отсутствия "Нижегородских епархиальных ведомостей" за 1910-е годы.


* * *

В качестве примера, по Кошелихе встретились следующие сведения:


"От Оренбургской духовной консистории сим объявляется, что в оную 15 ноября 1916 г. поступило прошение крестьянина села Кошелихи, Кременковской вол., Ардатовского уезда, Василия Евсеева Монахова, жительствующего в пос. Михайловском, Степановской вол., Кустанайского уезда, о расторжении брака его с женой Еленой Евфимовой Монаховой, урождённой Конковой, венчанного причтом церкви села Кошелихи, Ардатовского уезда, 8 ноября 1902 года. По заявлению просителя Василия Евсеева Монахова безвестное отсутствие его супруги Елены Евфимовой Монаховой началось из пос. Михайловского, Степановской вол., Кустанайского уезда, в 1907 году. Силою сего объявления все места и лица, могущие иметь сведения о пребывании безвестно отсутствующей Елены Евфимовой Монаховой, обязываются немедленно доставить оныя в Оренбургскую духовную консисторию" ("Церковные ведомости", № 27 за 1917 г.).


* * *

К 29 июня 1917 года Святейшим синодом удостоен награждения по духовному ведомству наперсным крестом, от Святейшаго Синода выдаваемым, священник церкви села Кошелихи Николай Золотницкий ("Церковные ведомости", № 35 за 1917 г.).

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Бракосочетания, совершённые в церкви села Кошелихи



1855-1918 годы





Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 12 13 14 15 16 * 17 18 19 20 ... 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian
Вверх ⇈