Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Кошелиха (Камкина Мордовская)

история села

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 8 9 10 11 12 * 13 14 15 16 ... 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Воспоминания Клеймёновой Веры Николаевны о жизни в селе Кошелихе.



Деда Ивана и бабушку Матрёну Клеймёновых я не помню. Я была небольшая, когда они умерли.

Раньше дед Иван Клеймёнов держал лошадей на своём дворе и нанимался на завод возить спирт в Арзамас на своих лошадях. Ну вот он поехал со спиртом-то на санях, у него бочка железная, и подсел к нему на сани шпана, и бочку-то скатывает. Дед его никак не прогонит. А у деда Ивана был кнут - он как хлыстнет кнутом шпану-то и сбил его с саней.

Еще в Кошелихе у меня были дед Василий и бабушка Матрёна Исаевы. Дед работал огородником в колхозе - садил огурцы, капусту, морковь сеял. Вот на трудодни ему продукты давали. Тогда дома-то ничего не садили, всё давали в колхозе на трудодни.

Маму мою звали Дарья, отца - Николай.

Отец-то мой был командиром. Его брали на месяца в Большой Макателём учиться. Ну и объявили: «Война» - и больше мы его не видали. Отец шёл с полком-то вперёд и встретился ему брат Гришка. Отец говорит: «Гришка, я не приду с войны-то. Я иду командиром вперёд, да одного солдата где-то потерял, не знаю где», а Гришка-то ему отвечает: «Когда бомбят, мы всё-таки в окопы прячемся». Вот за Первомайском мужик жил, который был с моим отцом на войне, в его полку, он рассказывал, что рядом с отцом бомба взорвалась и убило его на месте. Для чего эту войну сделали?

Всю молодёжь покрошили на войне. У нас вот у бабушки Клеймёновой было пять сыновей, четыре сына на войне убили. Пятый – Григорий, всё-таки пришёл, а тоже долго-то не жил. Кто правда-то воевал, все там остались. А кто сидел в окопах, те и пришли.

А на войну-то до Первого провожали пешком, а от Первого везут на Берещино, а в Берещино в какие-нибудь скотные вагоны погрузят и повезли дальше. Ещё в войну окопы рыть гоняли, но я не знаю куда, я небольшая была.

Вот когда была война-то, эвакуированные все ходили по селу собирать. Ходют под окошком: «Подай милостыню Христа ради», а у нас самих куска хлеба не было. Вот картошину подашь, они и этому рады были. Вот одна девчонка, лет восемь ей было, она уж не знала где у неё мать и где отец, а её одна бездетная семья в Кошелихе к себе взяла.

Когда у нас отец погиб на войне-то, нам сколько-то давали пенсию. Наверное, когда мне было двенадцать лет, то мне пришлось кормить езжалых быков. Вот отцеплю быков, а прицепить-то соображения еще не было. Вот эдак работали. А уж потом дояркой пошла работать. А уж когда колхоз преобразовался в совхоз – мы уж тут зарабатывали деньги большие. Это уже после войны.

Улицу нашу называли Бардашный посёлок, бардашный чан тут вот недалеко был. За мостом, туда, в «Азию», был «Зарайский конец».

На нашем посёлке был колхоз «Красный Октябрь». Платили – трудодни начисляли. А на трудодни, если уродится урожай, то давали просо - делали на кашу, давали ржи - мололи муку. Кто много заработает трудодней – тому много дадут, а у нас мать ходила летом только в поле работать – ничего не зарабатывала. Вот так и жили.

В колхозе был председателем колхоза Мелёшкин. Он крестьянам справки не давал на паспорт, говорил: «В колхоз идите работать». Вот уберут поле, сожнут, мы побежим колоски собирать, на полу то вот кой остались. А он всё за нами бегает, чтобы колоски не собирали.

Агрономом в колхозе-то был Мишанька Козин. Вот пошли как-то моя мать еще с одной женщиной в поле за колхозной соломой зимой. Коров-то держали, а кормить-то нечем было. Ну вот Мишанька пошёл им навстречу, а они увидали, что кто-то идёт (а навяжут вязанку и на горбу тащили) - бросили вязанки-то да по полю то от него побежали. Он их крицыт, чтобы не боялись его и не убегали, а они сильно ругали его потом за это. Про него поговорка была: «Агроном у нас Мишанька, огрохачиват колхоз, а Анюшка-санитарка лошадям глядит под хвост». Тогда санитарка была, лошадей всё лечила, и песню про них сложили.

Была тут у нас колхозная мельница. Что дадут в колхозе-то, мололи тут на мельнице. На верху села - там тоже была мельница. Здесь была Матырова мельница, а там - Федоткина.

Еще была здесь валовня - скот откармливали. В Горький скотину пешком гоняли.

А пахали землю-то мы на себе. Раньше-то были огороды и усадьбы. Огород лопатой выроем, а усад - вроде долго. Вот смеснимся семьи три, и вот шестеро тащим плуг-то, а один пахарь за плугом идёт. Сейчас вот заедет трактор и вспахал, всё сделал.

Мы раньше жили как первобытны люди, а сейчас какой народ-то умный стал. Мы вот строились, дали лес-то нам, мы его в лесу свалили, разрезали, да трулёвали в кучку, да потом грузили на трактор. Сейчас ведь свалют, хлыст прицепили и к дому подвезли. И трактора тогда были, а что эдак не делали - не знай.

Раньше в церковь ходили в село Кремёнки, в советские годы в ней служили. А у нас-то какая в Кошелихе была церковь - раскидали. Вот здесь жил коммунист, ну и залез церковь раскидывать. А потом он работал - на валовню барду задавал. Чан большой, с избу. Качали туда барду с завода огненну, а он коровам задавал. И ввалился в чан. Крицел наверное часа два, и помер. Вот как Бог его наказал. А то раскидали всю церковь, они хозяева – коммунисты. Они из церкви выкидывали иконы-то, а бабы их подбирали и домой тащили.

Еще один церковь раскидывал, не нашинский какой-то. Все они на заводе жили, всё к спирту примазывались. И вот подъехала машина с зерном на площадку, и он упал и разбился. Вот как всё Бог-то наказывает. Мы вот всё ничего не верим, а все живём под Богом. Бог терпит до конца, а будет мучить без конца.

А сейчас мужики стали панфурики пить. Вот разок ко мне пришел один мужик местный, у него в кармане два панфурика, и он сел и сразу два панфурика выпил, и сделался какой-то дурной, глаза вытаращил. Я думаю: «Батюшки, пойду бай от него на улицу». А он какой-то глупый сделался, караул. Для чего их эти панфурики продают?

Раньше тех, кто уж больно пил, направляли в лечебно-трудовые профилактории на сколько-то месяцев.

Еще мне рассказывали, что в Кошелихе было каменное здание, оно и сейчас стоит, и ездили сюда люди из других мест торговать. Ну, наберут всякого тряпья, старья. Их здесь одна семья пускала на квартиру. На квартире этой убили их, этих людей, а лошадей-то прогнали, а убитых зарыли где-то на дворе под колодой. Вот недавно один мужик здешний пьяный напился и пошёл домой. Сюды, наверх-то, залез, и около каменного-то дома привалился, и слышит «Ва-ва-ва-ва-ва-ва». Они-то все убиты, отхожие - не отпеты. Мужик-то испугался, убежал и больше туда не ходил. Вот так озоровали. Тех, кто везет что-то торговать, они у них всё отберут, убьют, а лошадей-то прогонят. Они, мол, уехали домой. Это разбойники какие-то были кошелихинские.


Воспоминания записаны в 2016 году


-------------------------------------------------------

На фотографии: отец Веры Николаевны - Клеймёнов Николай Иванович (слева в верхнем ряду)


Прикрепленный файл: img613.jpg
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Кошелихинцы, принимавшие участие в войнах России против Наполеона Бонопарта в 1799-1815 годах


По материалам ревизских сказок 1811, 1816 годов (в скобках указаны фамилии, появившиеся у семей солдат в последующие годы)


Тимофей Филиппович (Костин) - рекрут с 1805 г.

Иван Прокофьевич (Прокуданов) - в милиции с 1807 г.

Ермил Тимофеевич - в милиции с 1807 г.

Евдоким Михайлович (Пузанов) - рекрут с 1806 г.

Степан Александрович (Шмаров) - рекрут с 1809 г.

Фёдор Александрович (Ляксин) - рекрут с 1810 г.

Борис Васильевич (Козин) - рекрут с 1806 г.

Борис Михайлович (Сустатов) - рекрут с 1805 г.

Степан Федорович (Чугин) - в милиции с 1807 г.

Александр Григорьевич (Пятков) - рекрут с 1797 г.

Степан Филиппович (Лимонов) - рекрут с 1805 г.

Василий Никитич (Суров) - рекрут с 1805 г.

Яков Харитонович (Юрков) - в милиции с 1807 г.

Ефим Маркеевич (Маркин) - рекрут с 1806 г.

Прокофий Епифанович (Епифанов) - рекрут с 1806 г.

Ульян Алексеевич (Большаков) - в милиции 1807 г.

Ефим Яковлевич - рекрут с 1801 г.

Евдоким Петрович (Сундуков) - рекрут с 1798 г.

Антип Акинфеевич (Сундуков) - рекрут с 1799 г.

Никита Климович - рекрут с 1810 г.

Кузьма Трофимович (Трошин) - рекрут с 1815 г.

Михей Тихонович - рекрут с 1812 г.

Иван Мартынович (Данцов) - рекрут с 1815 г.

Михаил Ефимович (Чумиков) - в ополчении с 1812 г.

Ефим Иванович (Муянов) - в ополчении с 1812 г.

Николай Михайлович (Пузанов) - рекрут с 1815 г.

Иван Александрович (Соколов) - рекрут с 1811 г.

Абрам Васильевич (Козин) - погонщик с 1812 г.

Федот Фролович (Фролов) - рекрут с 1815 г.

Петр Егорович (Корчаков) - рекрут с 1815 г.

Никита Елисеевич (Панин) - рекрут с 1813 г.

Максим Андреевич (Князев) - рекрут с 1815 г.

Самион Федотов (Пятков) - рекрут с 1813 г.

Семен Мокеевич (Козин / Карасёв / Бушуев) - рекрут с 1815 г.

Степан Андреянович (Суров) - в ополчении с 1812 г.

Филипп Павлович - рекрут с 1815 г.

Кузьма Семенович (Игонин) - рекрут с 1811 г.

Артемий Петрович - рекрут с 1815 г.

Ларион Филатович (Филатов / Гришанин) - рекрут с 1815 г.

Дмитрий Яковлевич - рекрут с 1813 г.

Емельян Семенович (Корноухов) - рекрут с 1815 г.

Александр Миронович - рекрут с 1815 г.

Тимофей Петрович (Сундуков) - рекрут с 1814 г.

Яков Петрович (Сундуков) - рекрут с 1812 г.

Пётр Ермолаевич (Сундуков) - рекрут с 1813 г.



Источник: ГКУ ЦАНО, ф. 60, оп. 239 А, дела 463, 599



Прикрепленный файл: Raevsky_saltanovka.jpg
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Воспоминания Чернышевой Веры Алексеевны о селе Кошелихе



Кто знает, кто первый поселился в Кошелихе, в такой яме? Говорят, тут были какие-то татаро-монголы. У кошелихинцев глаза-то узкие, а лица здоровые. Проходило здесь значит монголо-татарское иго.

Я жила раньше в Кошелихе на улице Чкалова, и когда дорогу-то строили (примерно в 1940-50-е годы) и канаву рыли, где сельсовет был когда-то на горе, то вырыли могилы. И на том месте всё какие-то кольца, браслеты находили. Тут татаро-монголы были. Я еще девчонка была, но я сама это видела.

А Кошелихой село назвали, потому что кошели плели, такие большие корзины. И с этим кошелём на базар в Глухово ходили. Вот может в честь этого и назвали - кошели и лапти плели.

Вот еще вспомнила. Была у меня бабушка Олёна, она всё ходила в Суворово, к Дуне. Сейчас эта Дуня в церкви в Суворове как Святая лежит. А тогда к ней ходили прямо домой лечиться. Вот бабка Олёна рассказывала, что пока шли к Дуне, дорогой говорили чего-нибудь про неё. А когда приходили к ней, она им всё это пересказывала. Провидливая была. Всё уж больно знала и всех лечила. Но её большевики убили вместе с её няньками.



Воспоминания записаны в 2013 году.
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Из крепостных времён...


Самарский земский суд объявляет, что Самарский уездный суд при указе от 18 апреля 1840 г. за № 520, прислал в оный Суд дело, доставленное в оной при сношении из Новоузенского и Николаевского Окружного Суда от 23 марта за № 397, о крестьянине Якове Карпове и жене его Лукерьи Ивановой, имевших при себе фальшивую отпускную, писанную якобы им отставным коллежским секретарем Иваном Никитиным Гафидовым, из коего видно, что беглецы сии показывались принадлежащими Нижегородской губернии Арзамасского уезда деревни Кошелихи губернскому секретарю Михаиле Владимирову Соймонову, но сей последний как и крестьяне его в данных от себя показаниях объяснили, что крестьянина Якова Карпова м женою Лукерьей Ивановою в бегах не находится, да и по сказкам таковым за ним Соймоновым никогда в написании не состояло; Карпов 2 арш. 3 7/8 верш., волоса на голове и бороде темнорусые, а бровах и усах немного посветлее первых, глаза карие, нос продолговатый с горбиною, рот умеренный, лицом немного рябоват, 43 года; Иванова 2 арш., 2 3/4 вершка, волоса на голове и бровах темнорусые, глаза карие, нос и рот умеренные, лицом чиста, 30 лет; а потому не окажутся ли они какому либо ведомству принадлежащими.



Источник: Санктпетербургские сенатские объявления по казенным, правительственным и судебным делам 1840, № 1 - 105
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Валентин Волотов


Директор Кошелихинского спиртзавода в 1940-1947 г.г.

С периодом его руководства связаны большие преобразования в жизни села Кошелихи - построены клуб, учреждения соцкультбыта, шоссейные дороги, выращен фруктовый сад, а также велось активное жилищное строительство.



Фотография предоставлена библиотекарем с. Кошелихи - Игониной Верой Александровной, которая бережно собирает и хранит сведения по истории родного села.

Прикрепленный файл: Волотов.jpg
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Кошелихинцы на колхозной работе в послевоенные годы (в центре - Игонин Василий Григорьевич).



Фотография предоставлена библиотекарем с. Кошелихи - Игониной Верой Александровной.

В библиотеке также собраны фотографии и сведения о многих ветеранах, проживавших в селе Кошелихе.

Прикрепленный файл: Кошелихинцы Игонин и др..jpg
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
На пути к крещению



Указ


16 мая 1681 г.


Именной, с Боярским приговором


Об отписке у Мурз и Татар поместий и вотчин, и о выгодах, какие принявшим Христианскую веру предоставляются


Низовых (т.е. Нижегородских) городов у Мурз и у Татар и у мурзинских и у татарских жен, и у вдов, и у недорослей, и у девок, поместья их и вотчины с крестьяны и с бобыли отписать на Себя Великого Государя, для того, ведомо Ему Великому Государю учинилось, Мурзы и Татарове в поместьях своих и в вотчинах крестьянам чинят многие налоги и обиды, и принуждают их к своей басурманской вере и чинят осквернение, и отписным крестьянам всякие изделья делать на себя и Мурз и Татар ни в чем не слушать, и податей не платить; а буде на помещиков и вотчинников всякие издельи делали и подати платили, и те издельи делать и подати платить на Великого Государя; а Мурзам и Татарам сказать, что изпомещены они будут, а вместо тех взятых поместий и вотчин по разсмотренью иноверцами же Темниковскою и Кадомскою Мордвою, и о том Его Великого Государя указ будет впредь. А будет которые Мурзы и Татарове похотят в православную Христианскую веру креститься; и тех крестить, и отписным крестьянам за ними быть по прежнему, да им же давать жалованье поместным и безпоместным Мурзам по десяти рублев, женам их по пяти рублев, детям их против матерей в полы, Татарам по пяти рублев, женам их по два рубли с полтиною, детям их против матерей в полы да и Мордве сказать, чтоб они, поискав благочестивыя Христианския веры Греческого закона, крестились все, а как они крестятся, и им во всяких податях дано будет льготы на шесть лет; а буде они креститься не похотят, и им сказать, что они отданы будут в поместья и в вотчины некрещеным Мурзам и Татарам, так будет станут приходить и крещение просить и иных веры иноземцы, и тех по тому ж крестить и давать льготы по указу.



Полное собрание законов Российской империи, том 2, стр. 312
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Благодаря архивным исследованиям краеведа Евгения Парадеева (ник на ВГД - Epar), удалось установить, что в 1724 г. в Кошелиху из д. Сыресевой переселились семьи бортников и новокрещенов из мордвы.

В 1721 г. в Сыресеве выявилась утайка значительного числа местных жителей в ходе переписи, вероятно, чтобы уклониться от уплаты налогов. В итоге проводить перепись явился сам Арзамасский воевода Оболенский, и, возможно, им проводились жестокие допросы с пристрастием и пытками, что спровоцировало переселение части жителей деревни в другие места.

Таким образом, в Кошелихе коренное население сформировалось на основе Камкинской и Сыресевской мордвы, с большим количеством профессиональных пчеловодов - бортников.

Velem1980

Сообщений: 402
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 427
Rurikid, укрывательство и утайка крепостных - повсеместное явление с 1688 по 1721 год, как правило это уход от государственных повинностей, напр. набор рекрутов и рекрутов на строительство канала « шлюзное дело» , особенно неполная 1 ревизия .( я только о нашей местности ).
Поэтому , либо пропускали особо ценных , либо безбожно завышали возраст живущих. « в 80 детям 2-3 года») .... сличать и проверять по более поздним или ранним ревизиям, переписным книгам.
И причина переселения сыресевской мордвы - видимо проста , тот лес стал слишком густонаселён бортниками или активно вырубался под земледельческие угодья, тогда как Камкина ( Кошелиха ) находилась в необъятном лесном массиве .... то есть « передел» лесных угодий ( см. Карту - на густоту поселений)...
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Velem1980

Да, возможно и перенаселение было в Сыресеве, в ревизии за 1721 г. указано 213 человек мужского пола. В Кошелихе в это же время указано 112 человек мужского пола. В 1724 г. около 50 мужчин переселились из Сыресева в Кошелиху, и жителей в этих деревнях стало почти поровну. Эдакая уравнительная политика по отношению к ясачным крестьянам.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 8 9 10 11 12 * 13 14 15 16 ... 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian
Вверх ⇈